Во время чтения
При чтении детских произведений всегда можно придумать массу вопросов, которые заставят маленький мозг генерировать многозначные выводы. Главное, задавая ситуацию, объяснить ребенку, что одного правильного ответа не бывает. Нужно найти несколько разных, и из них выбирать тот, у которого больше плюсов, чем минусов.
Например:
Лиса унесла петушка. Что он может сделать сам, чтобы освободиться, а не ждать помощи от кота? Варианты ответов могут быть самыми неожиданными (клюнуть, громко закричать, чтобы у лисы голова заболела, отвлечь: смотри, заяц; испугать рассказом, как одна лиса ела петуха и подавилась косточкой…).
Такие ситуации можно «вытянуть» практически из любой сказки:
Как Иванушке утолить жажду, чтобы не пить из лужи?
Как мухе вырваться из лап старичка-паучка?
У Золушки нет доброй волшебницы. Что она может сделать, чтобы попасть на бал?
Как колобку уйти от лисы?
Как заставить крокодила вернуть краденое солнце, не применяя к нему силу?
Как бременским музыкантам прогнать из дома разбойников?..
Итак, применение системы ТРИЗ возможно как в дошкольном учреждении, так и дома. Оно поможет вырастить практически универсальную личность, готовую к любым сложным ситуациям. Главное при этом, чтобы педагоги или родители создавали для тризовских занятий правильные ситуации и задавали правильные вопросы.
Занятия по технологии ТРИЗ в детском саду
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы детям на занятии было не скучно, а задания они выполняли максимально осознанно, проявляя при этом самостоятельность и творческое начало.
Виды занятий:
- Развитие творческого воображения — импровизация, сказкотерапия, игровые ситуации. Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
- Изобразительная и практическая деятельность — использование нетрадиционных техник (пальчиковая и ладошковая техники, кляксография, батик, граттаж) и материалов (пластин, нитки, ракушки, камушки, крупы и т. д.).
Комплексное занятие (музыкальное, развитие речи, формирование математических представлений, окружающий мир) органически вписывается в естественную жизнь ребят, проводится в свободное от основных занятий время, чаще всего во второй половине дня.
План ТРИЗ-занятия
Занятие по технологии ТРИЗ проводится в таких же временных рамках (15 минут — младшая группа, 20 минут — средняя, 25–30 минут — старшая и подготовительная), что и традиционное и по аналогичной структуре, но наполнение этапов отличается специфическими заданиями и упражнениями, соответствующими логике решения изобретательских задач.
1.Этап первый (вводный, мотивирующий) – пробуждение интереса, выявление проблемы, постановка задачи, формулирование темы занятия. Инструментарий: морфологический анализ, синектика (подсказки в форме метафор, загадки, элементы театральной инсценировки).
2.Этап второй (основной) – уточнение противоречий, выяснение ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ.
3.Этап третий (рефлексия) — выбор оптимального решения, самооценка и самоанализ (Чем занимались? Что нового узнали? Что получилось, а что нет?), отслеживание логической цепочки рассуждений. Инструментарий: введение в работу элемента системного оператора, использование морфологического анализа.
Играем по системе ТРИЗ дома
На самом деле занятий, стимулирующих любознательность ребенка и его желание творить, можно придумать множество. Пусть это не будет выстроенная система, как в детском саду, но регулярные игры будут интересны ребенку, а значит, помогут развивать его в нужном направлении. Играть можно в настольные или ролевые игры, рисовать, рассматривать карточки развивающих пособий, читать, гулять. Главное, чтобы при этом постоянно возникали нестандартные ситуации, требующие осмысления и разрешения, а взрослый задавал правильные вопросы.
Например, рассматривая картинки с геометрическими фигурами, можно спросить ребенка: а чего на свете больше: четырехугольников или квадратов? Играя в семью, задать вопрос: а кого в мире больше: женщин или мам?
Тризовские задачки можно ставить перед малышом на прогулке: почему сейчас идет снег? Почему тают сосульки? Для чего дереву почки? Какого цвета лужа? Для чего дому крыша, дверь? В поисках ответа ребенок начинает размышлять, рассуждать. А это и было целью.
Заставить ребенка мыслить и фантазировать помогают ассоциативные игры. Например, малышу предлагают перевоплотиться в какое-то животное. При этом он должен изображать его манеру движения, повадки, голос, характерные действия (как ведет себя хищник или травоядное, сухопутное или морское животное).
На прогулке или дома с ребенком сравнивают одни предметы с другими. Сначала мама покажет пример, но вскоре малыш с удовольствием подключится (одуванчик желтенький, как солнышко; твои ручки после прогулки грязные, как тарелки после еды; кот серый, как небо осенью).
Можно просто играть в ассоциации: мама называет слово, ребенок выдает ассоциацию (кот – мышь, арбуз – сладкий, лето – гулять). Со временем задачу можно усложнить: ассоциация придумывается цепочкой: мама подбирает слово к ответу ребенка, затем он продолжает цепочку (солнце – круглое – колесо – ехать – машина…). Такие игры очень нравятся детям в дошкольном возрасте, поскольку иногда ответы получаются довольно забавными. А это уже положительные эмоции, что тоже – огромный стимул.
В старшем дошкольном возрасте дети уже смогут строить логические словесные цепочки. Например, ребенку дают 2 слова (кот и мышь). Он выстраивает последовательность: кот – поле – охота – прыжок – мышь.
ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками
— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?
— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?
— Как обхитрить лисичку?
— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?
— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?
Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?
Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?
Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?
Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?
Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?
Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.
Детям предлагается одна из исходных ситуаций:
— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?
— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?
— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?
— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?
— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?
С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.
В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.
Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.
Суть методики
ТРИЗ для дошкольников — занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.
Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое
Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат
Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.
Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: «ТРИЗ — это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».
Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) — не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.
Возраст, с которого применяют ТРИЗ
Стоит отметить, что Г.С. Альтшуллер разрабатывал свою теорию для взрослых и для детей с 12 – летнего возраста. Считалось, что к этому периоду дозревает головной мозг и именно с этого возраста дети способны мыслить абстрактно.
Во многих странах мира издаются учебники по ТРИЗ – педагогике для детей с 5 лет.
Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, что детей надо приучать к творческому изобретательству еще в возрасте до одного годика, когда они научатся сидеть, владеть своими пальчиками, могут лепить из соленого теста и рисовать натуральными пальчиковыми красками. Некоторые из них отмечают, что с 2,5 лет малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной игровой форме.
Строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Как только ребенок научился выражать свои мысли и намерения, он может выдать результат применения методики, понятный педагогу.
Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать как
- Игры для детей 3 – 4 лет,
- Игры для детей 5 — 6 лет,
- Игры для детей 6 – 7 лет.
В любом случае использование ТРИЗ – технологии в детском саду от младшей до подготовительной групп даст положительный результат, побуждая детей к активной мыслительной деятельности, даря радость творческих открытий, реализуя детское «Я сам!».
Игры на определение линии развития объекта
2.1. ” Чем был – чем стал” (с 4-х летнего возраста)
Правила игры: Ход игры: Ознакомление с окружающим миром. Живая и неживая системы. Математика. При ознакомлении с понятиями много-мало. При уточнении понятия относительности размера При уточнении понятия “цена”, “стоимость” По варианту №1.
2.2. “Раньше-позже” (с 3-х летнего возраста).
Правила игры: Ход игры: Ознакомление с окружающим миром. Математика. При закреплении понятий “сегодня”,”завтра”,”вчера”…Живая и неживая системы.
2.3. “Паровозик” (с 3-х летнего возраста).
Правила игры: Ход игры: Ознакомление с окружающим миром. Ознакомление с живой и неживой природой. Примечание: Изобразительная деятельность. Математика.
Картотека игр по ТРИЗ
— Друзья синего человечка – всё то, что бывает синим. Кто его друг? (Море, глаза, фломастер … .)
— Друзья зелёного человечка – всё то, что бывает зелёным. Кто его друг? (Трава, ёлка, огурец … .)
— Ребята, видите, как много друзей мы нашли нашим разноцветным человечкам.
— Мои друзья – все животные, которые умеют прыгать. Кто мой друг? (Кенгуру, кошка, лягушка, … .)
— Мои друзья – все те животные, которые умеют плавать. Кто мой друг? (Морж, гусь, черепаха, … .)
— Мои друзья – все те животные, которые вскармливают детёнышей молоком. Кто мой друг?(Кошка, собака, медведь,… .)
Дидактическая игра «Речевая карусель» с включением элементов технологий ТРИЗ
Александра
Дидактическая игра «Речевая карусель» с включением элементов технологий ТРИЗ
Одной из главных задач дошкольного образования является развитие связной речи у детей. Смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Проблема речевого развития в нашей группе стоит наиболее остро, 95% детей имеются отклонения в речевом развитии. В связи с этим была разработана дидактическая игра «Речевая карусель».
Новизна этой разработки в том, что игра построена на основе дидактической игры «Расскажи-ка» с применением технологии ТРИЗ.
Целью дидактической игры «Расскажи-ка» является формирования умения в составлении описательного рассказа, использование технологии ТРИЗ в этой игре позволяет сделать игру наиболее интересной и необычной, дает возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит нестандартному мышлению, способствует повышению речевой активности, расширяет кругозор и словарный запас.
Цель:
Развитие связной речи.
Задачи:
• расширять и активизировать словарь по лексическим темам;
• развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы;
• обучать детей составлению описательного рассказа;
• развивать логическое мышление;
• формировать навыки пересказа со зрительной порой и помощью педагога развитие коммуникативных навыков.
Форма организации игры – подгрупповая до 6-7 чел., или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей, и с учетом имеющихся речевых нарушений у детей.
Описание игры
«Речевая карусель» — это напольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста.
В состав игры входит один большой матерчатый круг и несколько двухсторонних взаимозаменяемых дисков.
Пример решения задачи методом ТРИЗ
Проблема: геологи на Аляске жаловались на лис, которые перегрызали кабели от измерительных приборов.
1. Формулируем противоречие и цель задачи
Противоречие: Лисы не должны грызть провода, так как наносят ущерб людям. Но всё же грызут их.
Цель задачи: Сделать так, чтобы лисы не грызли провода.
2. Исследуем ресурсы
Ресурсы — это всё, что может быть полезно для решения. Можно использовать то, что уже есть в ситуации, и то, что можно применить с минимальными затратами.
Ресурсы: провода и любопытство лис.
3. Выбираем принцип решения
Используем любой из сорока приёмов ТРИЗ-педагогики. Поскольку проблема связана с живыми существами, подойдёт принцип воздействия на каналы восприятия: сбиваем любопытство лис при помощи неприятных вкусовых ощущений.
Решение: в оболочку проводов добавляется жгучий кайенский перец, и нападения лис прекращаются.
4. Анализируем решение
Теперь нужно ответить на вопросы:
- Насколько сложно и дорого осуществить идею?
- Задействованы ли исходные ресурсы?
- Возможны ли нежелательные эффекты?
Методы ТРИЗ
Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это дает возможность выявить новые, до сих пор неизвестные начинающему исследователю черты какого-либо объекта или системы в целом.
Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы – это:
- Метод маленьких человечков
– для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не качаются друг друга, жидкости – держатся за руки, а твердых веществ – крепко сцеплены и руками и ногами. - Метод фокальных объектов
– исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения. - Системный оператор
– для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»). - Ресурсы
– вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя. - Противоречия
– любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную. - Фантазирование
– через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.
Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное – эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребенка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.
Основные принципы методики ТРИЗ
Внедрение системы ТРИЗ в дошкольные учреждения основано на соблюдении нескольких важных принципов:
- Принцип свободы выбора. Он должен соблюдаться в любом действии – обучающем или управляющем.
- Принцип деятельности. Любое творческое задание должно основываться на практической деятельности.
- Принцип открытости. Ребенку нужно предлагать задачи, не имеющие единственно верного решения, подразумевающие вариативность.
- Принцип идеальности. Творческие задания по этой методике не требуют специального сложного оборудования, могут быть использованы на любых занятиях, максимально задействуя интересы, возможности и знания дошкольников.
- Принцип обратной связи. У педагога есть возможность постоянного контроля за освоением малышами мыслительных операций, поскольку задания выстраиваются последовательно, в новых используются элементы предшествующих.
Основополагающим же является принцип природосообразности в обучении. То есть необходимо отталкиваться от природы ребенка: его возраста, способностей, закономерности его развития в окружающей реальности. Здесь не обойтись без индивидуального подхода к ребенку. А отказ от уравнивания всех малышей «под одну гребенку» как раз и позволяет каждому дошкольнику максимально раскрыть свои склонности и развить нужные способности.
Приёмы решений по ТРИЗ
Всего по Альтшуллеру выделяется 40 приёмов. Расскажем о нескольких из них:
Принцип дробления
- Разделить объект на независимые части.
- Выполнить объект разборным.
- Увеличить степень дробления объекта.
Принцип объединения
- Соединить однородные или смежные объекты.
- Объединить во времени однородные или смежные операции.
- Один объект разместить внутри другого.
Принцип посредника
- Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
- На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.
Принцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.
Взаимодействие между воспитателем и ребенком
Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:
- При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
- Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
- Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово «правильно», а слова «замечательно», «здорово», «интересное решение», «необычный подход».
- Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
- Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
- Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
- Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.
ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками
Игра «Как спасти колобка?» (Метод мозгового штурма, с 3 лет)
— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?
— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?
— Как обхитрить лисичку?
— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?
— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?
Игра «Необычные предметы» (Метод фокальных объектов, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать окружающие объекты, примерить к ним свойства «Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось. Возьмем то, что видим – стол, куклу, мячик и так далее.
Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?
Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?
Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?
Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?
Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?
Игра «Старые новые сказки» (Метод каталога, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.
Игра «Задача для фиксиков» (ММЧ, с 5 — 6 лет)
Детям предлагается одна из исходных ситуаций:
— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?
— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?
— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?
— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?
— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?
С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.
Подвижная игра «Свойства предметов» (ММЧ, с 3-4 лет)
В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.
Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.
Что такое ТРИЗ?
ТРИЗ — это аббревиатура, которая расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих даже не подозревая об этом.
ТРИЗ для дошкольников — программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.
Дидактические игры с элементами технологии ТРИЗ
Светлана Моисеева
Дидактические игры с элементами технологии ТРИЗ
1. Дидактические игры с элементами технологии ТРИЗ
«Игры по сюжетным картинам, пейзажам, натюрмортам»
Цель игры: развивать умение находить объект на картине; определить местонахождение объекта на картине; развивать умение находить на картине взаимосвязи между объектами; использовать описания возможных ощущения с помощью разных органов чувств; описание объекта, изменяя его во времени.
Дидактический материал: картинки сюжетные, пейзажные, натюрморт, карточки с анализвторами органов чувств.
Описание игры:
Показываются сюжетные, пейзажные, натюрмортные картики. Дети по очереди находят объект на картине, определяют местонахождение объекта на картине, находят взаимосвязь между ними, изменяют по временам, и с помощью разных органов чувств описывают свои ощущения.
2. Дидактическая игра с элементами технологии ТРИЗ (морфологическая таблица)
«В мире профессий»
Цель игры:
Закрепить и систематизировать знания детей о профессиях;
Развивать умение делать выводы и умозаключения;
Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого)
Развивать коммуникативные навыки общения – умение работать в паре и команде, умение коллективного обсуждения общей проблемы, совершенствовать умения рефлексии своей деятельности.
Развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.
Развитие личностных качеств ребенка: эмоциональная отзывчивость, любознательность, самостоятельность, творческая активность.
Дидактический материал: морфологическая таблица, карточки с именами признаками, с профессиями людей, набор картинок к игре.
Описание игры: игра состоит из морфологической таблице – по вертикали располагаются картинки прфессий людей, по горизонтали имена признаков. Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицу, назвать все что они на ней видят. Перед детьми располагаются карточки с изображением признаков у профессий, нужно найти соответствующий признак объекта.Например: ребенок выбирает любую карточку с признаком объекта и находит соответствующий объект данного признака, анализирует задание по вертикале, по горизонтали части, значит, задание найти среди всех картинок части тела которые принадлежат данному объекту.
3. Дидактическая игра с элементами технологии ТРИЗ: “Безопасность на улице, дома, на воде, на отдыхе. ”(пазлы)
Цель игры: развивать умения находить производимое причины следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия.
Задачи: Формирование целостной картины мира, развитие логического мышления, формирование представлений о взаимосвязях объектов, явлений и событий окружающего мира, развитие умений прогнозировать события, развитие коммуникативных умений.
Дидактический материал: карточки с изображением причины ДТП, что может случится во время отдыха, когда ребенок остался дома один, купался в реке и последствия в результате.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям собрать пазлы. Показывает карточку с изображением причины ДТП, что может случится во время отдыха, когда ребенок остался дома один, купался в реке, а ребята должны подобрать карточки с изображением последствий вытекающих при безопасности на улице, дома, на воде, на отдыхе.
4. Дидактическая игра с элементами технологии ТРИЗ:
Экологическое лото: “Я соблюдаю ПДД”
Цель игры: развивать умения находить запрещающие и разрешающие знаки дорожного движения, устанавливать причинно-следственные связи между ними.
Задачи: Развитие логического мышления, формирование представлений о взаимосвязях объектов, явлений и событий окружающего мира, развитие умений прогнозировать события, развитие коммуникативных умений.
Дидактический материал: экологическое лото, карточки с изображением правил дорожного движения, карточка-соблюдения ПДД, карточка-несоблюдения ПДД.
Описание игры:Воспитатель предлагаем ребятам поиграть в экологическое лото под названием: “Я соблюдаю ПДД”. Показывает основную причину (например, карточка,с изображением соблюдения ПДП-зеленый цвет, а детям нужно найти вытекающие последствия. И наоборот, карточка-несоблюдения ПДП-красный цвет,и вытекающие последствия.
Игры на объединение над- и под- системы объекта
5.1. “Волшебный светофор” (с 4- летнего возраста).
Цель: Правила игры: Ход игры: Живая и неживая системы. Ознакомление с окружающим миром. Развитие речи. Грамматический строй речи. Примечание:Математика. Ознакомление с художественной литературой
(используется на занятиях по пересказу, при анализе прочитанного произведения, заучивании стихотворения).
5.2. “Хорошо-плохо” (игра с младшего дошкольного возраста).
Цель: Правила игры: Ход игры. 1 вариант: 2 вариант: Ознакомление с окружающим миром. Живая система. Музыкальное воспитание (используется на занятиях, в индивидуальных беседах).
Мастер–класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Организация: МБОУ ОЦ Лидер им. А.В. Гордеева СП ДС
Населенный пункт: Воронежская область, город Бобров
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».
Цель: формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использовании приемов ТРИЗ в играх.
Задачи: 1.Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ. 2.Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми. 3.Создать творческую атмосферу.
План проведения мастер-класса. 1.Теоретическая часть. 2.Ознакомление с методами, приемами использования ТРИЗ. 3.Актуализация темы 4.Практикум. 5.Рефлексия.
Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Создал эту удивительную технологию изобретатель, ученый, писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер. Система ТРИЗ-это образование для новой эры, методика, которая подходит даже для малышей двух лет. По ТРИЗ можно работать в любом возрасте
Ребенок не умеет читать и писать – не беда! ТРИЗ научает малышей такому полезному и важному навыку, как смекалка. Смекалка – это про живость ума, про творческое мышление, про поиск решения для любой задачи
Методов ТРИЗ большое множество: мозговой штурм, методика типовых приемов фантазирования, морфологический анализ, метод эмпатии, метод каталога. Используя в своей работе приемы и технологии ТРИЗ, я разработала: картотеку игр для применения на занятиях и в свободное время, конспекты занятий с применением ТРИЗ технологий, консультацию для родителей.
Актуальность. Почему я выбрала эту тему? В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Практика показала, традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь
Именно поэтому важно не упустить этот период, для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Новизна состоит в том, что технология ТРИЗ позволяет не только развивать фантазию, а научить ребенка решать задачи творческого характера и думать системно
Педагог не дает детям готовые задания, а учит самостоятельно находить истину во многих вопросах.
Зачем заниматься ТРИЗ? Что даёт это детям? Во-первых, даёт знания методов и приёмов ТРИЗ, помогающих находить варианты решения, проблемной ситуации, генерировать оригинальные идеи. Во-вторых, это регулярная тренировка творческого мышления. В-третьих это просто очень интереснее
Результаты использования технологии ТРИЗ
Практическая часть. А теперь переходим к самому интересному. Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю познакомиться с некоторыми играми ТРИЗ, где мы с вами вместе будем искать решения для различных задач.
Игра 1.Если светит солнце-это хорошо. Почему? (Потому, что можно гулять и появляется хорошее настроение). А если солнце сильно печет- это плохо. Почему? (Потому, что может случиться солнечный удар). Мы сегодня здесь собрались-это плохо. Почему? (встреча занимает какое-то время). А хорошо, почему? (мы узнаем, что-то новое, пообщаемся). Итак- это был один из приемов технологии ТРИЗ «Хорошо, плохо»по методу мозгового штурма. который учит выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. 2. для преодоления инерции мышления Я буду задавать вам вопросы на которые обычно отвечают «ДА». Но по правилам данной игры нужно будет отвечать «НЕТ». И пояснять свой ответ. Жираф всегда выше обезьяны? (ответы). А когда не выше? (ответы)Еж всегда колючий? (ответы). А когда он может быть не колючим? (ответы). Задача без границ. Открытые задачи.
Игра 3. Создай героя. Метод морфологического анализа.
Игра 4. «Волшебные картинки».
Игра 5. Сделаем по кругу друг другу подарок. По методу эмпатии. ностей мира. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Педагогам предлагается дорисовать незавершенные рисунки с оценкой пройденного мастер-класса.
Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста
Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде
В заключение нашей встречи хочется пожелать Вам полета фантазии, душевного равновесия и творческого подхода в любом деле. Играйте с детьми в ТРИЗ.