Несложные стихи для заучивания наизусть детям 4-5 лет по программе Васильевой
Программа М. А. Васильевой включает чтение малышам произведений отечественных и иностранных поэтов. Объем для заучивания наизусть несколько больше. Впрочем, малыши отлично справляются с этой задачей.
***Комарики неумные,Неумные и шумные,Столпились в целый рой,Повисли над водой.
Весёлая летуньица,Касатка-щебетуньица,Пропела комарам:«Жужжать уж будет вам,
Любезные сударики,Комарики-макарики,Довольно вам летать», —И стала их глотать.Константин Бальмонт «Комарики-макарики»
***Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крикаВ сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,Нет в цветах благовонья.Скоро Осень проснётсяИ заплачет спросонья.Константин Бальмонт «Осень»
***Люди ездили по свету,Усадив себя в карету.Но пришёл двадцатый векСел в машину человек.
Тут пошло такое дело!В городах затарахтело.Шум моторов, шорох шинМчатся тысячи машин.
В паровые тихоходыЗабирались пешеходы.И могли они в путиНа ходу легко сойти.
А теперь под стук колёсНас везёт электровоз.Не успел двух слов сказатьСмотришь: надо вылезать!
Корабли такими были —Как игрушечные, плыли.Плыли месяц, плыли год…Появился пароход!
А сегодня в океаныВыплывают великаны.Удивляет белый светБыстрота морских ракет.
Лишь одним ветрам послушный,Поднимался шар воздушный.Человек умел мечтать,Человек хотел летать!
Миновал за годом год…Появился самолёт!В кресло сел, завтрак съел.Что такое? Прилетел!
Ну, а это, ну, а это —Кругосветная ракета!От кареты до ракет!Это чудо или нет?Сергей Михалков «От кареты до ракеты»
***«Расскажи, мотылёк,Чем живёшь ты, дружок?Как тебе не устатьДень-деньской всё порхать?»
«Я живу средь лугов,В блеске летнего дня;Ароматы цветов —Вот вся пища моя!
Но короток мой век —Он не долее дня;Будь же добр, человек,И не трогай меня!»Лев Модзалевский «Мотылёк»
***Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»Сергей Есенин «С добрым утром!»
Приёмы, используемые для проведения физкультминуток
В арсенале воспитателя есть четыре группы приёмов для организации взаимодействия с детьми. Однако не все из них используются при проведении физкультминуток.
Словесные приёмы
Из этого блока приёмов педагог использует:
- объяснение для изложения сути задания детям,
- рифмовки в качестве сопровождения упражнений.
Объяснение физминутки должно сопровождаться демонстрацией
Наглядность
Из этой группы приёмов воспитатель привлекает:
- демонстрацию, выполняя все движения физкультминутки, чтобы дети уяснили порядок выполнения упражнений,
- показ, привлекая видеоролики с физкультурными паузами в качестве образца для подражания, то есть дети смотрят на экран и повторяют движения за персонажами.
А вот привычные в других видах деятельности картинки в средней группе не используются слишком часто, так как они отвлекают малышей от выполнения упражнений.
Видео: приём показа — физминутка со Смешариками
Игровые способы взаимодействия с детьми
Двигательная активность детей в детском саду носит игровой характер, поэтому физкультминутки проводятся в виде игр малоподвижного характера. Иногда повторное выполнение упражнений может носить соревновательный характер.
В своей работе я практикую повторное выполнение упражнения «Самолёт» на скорость:
Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо, поворот влево).
Практические приёмы
Рисунки, аппликации, поделки в контексте физкультминуток в средней группе носят прикладной характер: выполняются в качестве рефлексии на тему того или иного упражнения.
Например, моим воспитанникам очень нравится физкультминутка «Во дворе растёт подсолнух»:
Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх) Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх) Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад) Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место. (Дети садятся).
Поэтому на занятии изобразительным творчеством мы выполнили поделку «Подсолнух».
Полюбившуюся физминутку можно обыграть и в поделке
Материалы:
- одноразовая тарелочка,
- гуашь жёлтого и коричневого цвета,
- лист бумаги зелёного цвета,
- чёрный фломастер,
- двусторонний скотч,
- ножницы.
Инструкция:
- На внутренней поверхности одноразовой тарелки пальчиками рисуем жёлтые лепестки подсолнуха.
- Обмакнув палец в коричневую краску, делаем точечные мазки для того, чтобы показать семечки.
- Вырезаем из цветной бумаги лепесток, фломастером показываем на нём прожилки.
- Приклеиваем лепесток на двусторонний скотч к тарелочке.
Методика проведения физминуток (кратко)
Физкультурная минутка (или, как еще ее называют, физкультурная пауза)– это один из обязательных, обдуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна.
Цель выполнения физминуток: внесение эмоционального заряда, продвижение общей моторики, выработка отчетливых координированных движений во взаимосвязи с речью, восстановление и активизация организма.
СанПиН рекомендует использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и занятия физической культурой на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, плавание и др.
Условие к методике выполнения физкультурных минуток для детей: упражнения должны быть элементарны по структуре, увлекательны и упражнения должны быть такими, чтобы дошкольники хорошо их знали. Они должны быть комфортны для выполнения.
Программное содержанием занятия должно сочетаться с содержанием физкультминуток. В зависимости от вида образовательной деятельности её содержания, подбираются комплексы физкультминуток. Упражнения должны быть такими, чтобы дети могли их выполнять. Упражнения должны включать движения, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем и воздействующие на крупные группы мышц
В методику организации физкультурных пауз на занятиях у дошкольников входят три этапа: подготовительный, основной, заключительный. При помощи этих трех этапов мы подбираем комплексы нагрузки, определяем цели. Потом проводим сами упражнения, и в конце обязательно анализируем действия воспитанников в ходе выполнения.
Формы проведения физкультминуток
Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:
1) Общеразвивающие упражнения – подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
2) В форме подвижной игры – подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с не сложными. Хорошо знакомыми детям правилами;
3) В форме дидактической игры с движениями – хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;
4) В форме танцевальных движений – используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
5) В форме выполнения движений под текст стихотворения – при подборе стихотворений обращается внимание на следующее: текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, загадки, считалки; – преимущество отдается стихам с четким ритмом; – содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;
6) В форме любого двигательного действия и задания – отгадывание загадок не словами, а движениями; -использование различных имитационных движений: спортсменов( лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий ( рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Пальчиковая гимнастика
Пальцы
делают зарядку, Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке Будут буковки
писать. (Дети вытягивают руки вперёд,
сжимают и разжимают кулачки.)
Ёжик
топал по дорожке И грибочки нёс в
лукошке. Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать. (Дети загибают
по очереди пальцы сначала на левой,
потом на правой руке. В конце упражнения
руки у них должны быть сжаты в кулаки.)
Две весёлые лягушки Ни минуты не
сидят. Ловко прыгают подружки, Только
брызги вверх летят. (Дети сжимают руки
в кулачки и кладут их на парту пальцами
вниз. Резко расправляют пальцы (рука
как бы подпрыгивает над партой) и кладут
ладони на парту. Затем тут же резко
сжимают кулачки и опять кладут их на
парту.)
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем. Раз, два,
три, четыре, пять – Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы
в кулачки как можно сильнее, а затем
расслабить и разжать.)
Только
уставать начнём, Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем, Посильнее
напряжём. (Вытянуть руки вперёд,
растопырить пальцы, напрячь их как можно
сильнее, а затем расслабить, опустить
руки и слегка потрясти ими.)
Наши
пальчики сплетём И соединим ладошки.
А потом как только можно Крепко-накрепко
сожмём. (Сплести пальцы рук, соединить
ладони и стиснуть их как можно сильнее.
Потом опустить руки и слегка потрясти
ими.)
Пальцы вытянулись дружно, А
теперь сцепить их нужно. Кто из
пальчиков сильнее? Кто других сожмёт
быстрее? (Сцепить выпрямленные пальцы
обеих рук (без большого) и, не сгибая,
сильно прижимают их друг к другу, зажимая
каждый палец между двумя другими. Затем
опускают руки и слегка трясут ими.)
Временной план выполнения физминутки
Физкультминутки являются элементом основного этапа занятия, на который, как уже отмечалось, выделяется 1–2 минуты. Работа над занятием включает два шага:
- педагог демонстрирует порядок выполнения и объясняет задания — до 30 секунд,
- дети выполняют упражнения — 1–1,5 минуты.
При этом первый этап для физминуток, которые хорошо знакомы детям, можно пропускать. Если задания не включают много движений, то упражнения ребята могут сразу выполнять вместе с педагогом.
Отдельно для физкультминутки конспект не составляется, она является частью разработки занятия.
Видео: танцевальная физкультминутка «Ёлочка» в средней группе
Поддержание уровня двигательной активности малышей, смена статических видов деятельности динамическими, является важным условием гармоничного физического развития детей 4–5 лет. С этой целью на занятиях в средней группе для снижения утомляемости и смены видов активности проводится физкультминутка. При выборе упражнений для динамической паузы педагог опирается на её вид, а при проведении подбирает подходящие приёмы по характеру движений и теме.
Как определить, когда проводить физминутки для дошкольников?
Как было замечено педагогами, первыми признаками усталости малышей являются:зевота, легкая отвлекаемость, раздражительность, рассеянность внимания, или побочные непроизвольные движения (постукивание, перебирание или сосание пальчиков, раскачивание на стуле и так далее). Ребенок начинает искать, чем бы себя занять, отвлекает других детей, если это не предупредить, контроль за занятием будет утерян.
Обычно первые ласточки утомления появляются у детей разного возраста через разные промежутки времени
Дети младшей группы (четвертый год жизни) устают через 7-8 минут, пятилетки держат внимание 10 минут, дети подготовительной группы усидчивы на протяжении 13-15 минут
Физкультминутки для подготовительной группы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеразвивающее учреждение – Боровихинский детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
Первомайского района Алтайского края
Картотека физкультминуток
Составила:
Семёнова И. В.,
воспитатель 1 категории
№1. А часы идут, идут
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
№2. Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
№3. Самолёты.
Самолёты загудели
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками), Самолёты полетели
(руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо), На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям), Да и снова полетели.
№ 4. Космонавт В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивания — руки вверх.) А внизу леса, поля — Расстилается земля. (Низкий наклон вперёд,
руки разводятся в стороны.)
№5. Белки.
Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко Высоко, высоко! (прыжки на месте.) Будем в классики играть Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке.)
№ 6. Бегал по двору щеночек.
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте) Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны) Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту) Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
№ 7. Листики.
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (присесть) Дунул ветер — полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (присесть)
№ 8. Буратино.
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) Раз — нагнулся, Два — нагнулся, (наклоны корпуса вперед) Руки в сторону развел, (руки развести в стороны) Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево) Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
Креативные физминутки
Гимнастика ума
Применение игр для развития, логического мышления, познавательных процессов умения принимать решения, воображения, восприятия, внимания, памяти. Сюда можно оотнести мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.
В процессе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, облегчение и интенсивность умственной деятельности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, повышение их эластичности.
Необычные движения
Задания типа: как может перемещаться пешеход с горы или в гору, по неровной дороге, или же как плывет корабль в шторм и в штиль.
Сюжетно-ролевые игры
Такие игры, как сюжетно-ролевые вводят дошкольников в мир взрослых. Чаще всего физкультурные упражнения проводятся в стихах.
Пантомимическая гимнастика
Методика проведения физминуток у детей. Пантомимическая гимнастика связана с подражанием птицам или животным.
“Сова” – упражнение на снятие усталости с мышц шеи и зрительного аппарата.
Исходное положение – захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе выговариваем “ух”.
При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, сокращения напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.
Цели и задачи физкультминуток для средней группы
Физкультурная минутка в процессе занятий образовательной деятельностью представляет собой необязательный режимный момент продолжительностью в средней группе 1–2 минуты, который заключается в выполнении 1–2 физических упражнений
Как правило, такие паузы организуются в промежуток между 12–16 минутами занятия, когда внимание ребят снижается, и они утомляются.. Целями проведения таких пауз является:
Целями проведения таких пауз является:
- предупреждение утомляемости малышей;
- восстановление функции работоспособности мозга (так, на занятиях познавательного характера двигательная активность на физкультминутке возбуждает участки коры головного мозга, которые на уроке не были задействованы, а те, которые работали, наоборот, отдыхают).
Физкультминутки помогают не только снять напряжение, но и гармонично сменить один вид деятельности на другой
Задачами проведения физкультурных пауз является:
- развитие координации движений;
- тренировка мелкой моторики (для средней группы это начальный этап подготовки руки к письму);
- совершенствование осанки;
- развитие речи, произвольного внимания и памяти (за счёт запоминания движений и слов их иллюстрирующих);
- стимулирование интереса детей к совместному с педагогом и товарищами выполнению заданий.
Физкультминутки для детей подготовительной группы
Подборка физкультминуток
Бегут, бегут со двора.
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.) Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.) Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.) Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.) Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.) Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.) Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.) Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.) Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.) Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Хлоп-хлоп.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши) Топ-топ, топ-топ-топ (топанье ногами)
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Под кроватью черный кот.
Он залез под кровать (поочередное движение руками вперед и к груди,имитирующее движение лап кота) И мешает детям спать. (подъем с ритмичным помахиванием указательным пальцем правой руки)
Зайки.
Зайки, где вы пропадали? Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха) А капусту вы не ели? Только носиком задели. Вас бы надо наказать. Так попробуй нас догнать!
Самолёты.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками), Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо), На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям), Да и снова полетели.
Белки.
Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко Высоко, высоко! (прыжки на месте.) Будем в классики играть Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке.)
Едем-едем мы домой.
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля) На машине легковой Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой) Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)
Листики.
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (присесть) Дунул ветер — полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (присесть)
Бегал по двору щеночек.
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте) Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны) Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту) Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.)
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка, Чемпионка-попрыгушка. За прыжком — другой прыжок, Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
Понятие физкультминутки
Физкультминутка – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей.
Цель проведения физкультминутки (динамической паузы) – повысить умственную работоспособность во время образовательной деятельности, снять напряжение, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища; мышцы кисти работающей руки.
Значение физкультминуток: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Физкультминутка помогает взрослым играть с детьми, развивать речь, координировать движения и развивать мелкую моторику. Благодаря выполнению физических упражнений улучшается кровообращение и работа головного мозга, вследствие этого снимается напряжение мышц, нервной системы и у детей повышается настроение.
Для решения задач, улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания, в т. ч. и физкультминутки. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм.
Физкультминутка – это небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.
Движения на динамической паузе должны быть противоположными положению ног, головы, движению рук во время занятия. Вынужденные во время работы сгибания в суставах, сгибания спины и сведения плеч, наклоны головы вперёд, должны меняться во время физкультминуток выпрямлением ног и туловища, разведением плеч, подниманием головы. При этом подбираются такие упражнения, которые в зависимости от работы на занятии включают подтягивания, наклоны и приседания, упражнения для кистей и пальцев рук. Эти упражнения охватывают большие группы мышц и снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение, т.е. снимают застойные явления, вызываемые длительным сидением за столом.
Проводится физкультминутка воспитателем по мере необходимости (в течение 3– 5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, в момент появления признаков утомляемости детей.
Физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне
Когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, необходимо предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба
Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.
Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.
Воспитателям важно помнить, что скука, утомительное однообразие, ограничение физической активности, невозможность заняться тем, чем хочется пусть в течение десяти-пятнадцати минут не принесут детям пользы, а наоборот вызовут утомление, безразличие к происходящему. Поэтому не следует пренебрегать при проведении занятий физкультминутками
Поэтому не следует пренебрегать при проведении занятий физкультминутками.
Как проводится физкультминутка
Движения выполняются стоя. Причём дети могут стоять у столов или выходить на свободное место. Упражнения могут заключаться в:
- потягивании,
- наклонах туловища,
- махах руками вверх и вниз,
- беге на месте,
- приседаниях,
- невысоких прыжках,
- ходьбе.
Задания могут совмещать несколько видов упражнений. Например, физминутка «Мебель» совмещает ходьбу на месте, приседания, тренировку кистей рук:
Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте) Мебель там приобретём: Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх) И табурет, (приседают) Кровать — на ней нам будет мягко спать (кладут сложенные ладони под левую щёку) Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул») И стол большой (разводят руки в стороны) И отвезём домой (крутят руль).
Каждый вид движений сопровождается текстом — потешкой или стихотворением, которые могут быть связанными с темой занятия, а могут быть отвлечёнными от неё
Дети произносят текст по строчкам, делая вдох на начале строки и выдыхая в конце — это принципиально важно, так как в этом случае после выполнения упражнений дыхание будет спокойным и ритмичным
Рифмовки и музыка в качестве сопровождающего элемента физминутки развивают в детях чувство ритма