Капризный ребенок: консультация для родителей

Капризы малышей до года

Для того, чтобы вникать в суть дела, необходимо понять психологические особенности малышей до первого года жизни. И тут необходимо начинать с самого начала, чтобы вся картина была ясной.

  1. Кризис новорожденности – один из самых важных этапов в жизни ребенка, является данный кризис, который проявляется со дня рождения до 2 месяцев. Этот кризис является нормой, и основной его признак — это потеря веса младенца.
  2. Младенческий возраст – это второй важный этап в жизни малыша, который длится от 2 месяца до 1 года. Это тот период, когда кроха общается благодаря своим эмоциям. И во время этого этапа родители должны много времени проводить и уделять общению с малышом. Несмотря на то, что этот этап сам разделяется на разные этапы, все же основной нуждой малыша тут остается связь и общение с родителями. Когда ребенок много плачет, все время издает звуки – это верный признак того, что он хочет общаться. Данный кризис проходит с появлением речи у ребенка.

Это 2 основных кризиса, которые встречаются у ребенка до 1 года жизни. Теперь посмотрим, нужно ли беспокоиться и придать серьезность детским капризам, которые появились до 1 года.

Когда ребёнок капризничает, что он чувствует?

Давайте посмотрим, что с ребёнком происходит в тот момент, когда он начинает «ныть» и «капризничать» (как это мы, взрослые, называем). На самом деле в этот момент его что-то очень сильно беспокоит или он о чём-то переживает.

Что ребёнок в этот момент может чувствовать?

Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может хотеть вашего внимание, кушать, спать, пить, а может быть, он просто устал. Смотрите, как много может быть различных причин у ребенка для того, чтобы делать то, что мы называем «ныть» и «капризничать»

Смотрите, как много может быть различных причин у ребенка для того, чтобы делать то, что мы называем «ныть» и «капризничать».

Как мы обычно реагируем, когда ребёнок капризничает?

Часто, когда ребёнок начинает капризничать, можно услышать, как взрослые приказывают ему: «Не ной!», «Хватит ныть!», «Убери это нытьё!», «Замолчи»! «Закрой свой рот!» «Не могу больше слышать твоё нытьё» и т.д.

Как вы думаете, помогают ли эти фразы успокоиться ребёнку? Или, наоборот, ещё больше расстраивают его?

Фраза «Не ной» не нацелена на то, чтобы услышать и понять ребенка, дать ему ощущение того, что мы его понимаем. Она нацелена только лишь на то, чтобы он прекратил делать то, что сейчас делает, потому что нам это не нравится и неудобно. Как будто бы ребёнок – это солдатик, который по команде должен мгновенно подчиняться нашим словам и моментально поменять своё эмоциональное состояние.

Справедливости ради давайте признаемся: даже нам, взрослым, сложно управлять своими чувствами и эмоциями. Мы не можем по команде прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребёнке!

Фразы «Не ной», «Хватит», «Прекрати ныть» и тому подобные оказывают на ребёнка совершенно обратный эффект. Ребёнок становится ещё более капризным, начинает громче плакать, требовать, грубить, вырываться и т.д.

Как проявляются капризы в зависимости от возраста?

От возраста ребенка зависит проявление его капризов. По утверждению психологов в каждом возрасте к ребенку должен быть свой подход и возрастные изменения необходимо учитывать в воспитании. 

Попробуем разобраться, как проявляются капризы в зависимости от возраста малыша.

1. Детки до года

Ребенок этого возраста привлекает к себе внимание плачем. Капризами такой плачь назвать нельзя, поскольку он еще не умеет говорить, а зовет “на помощь” при помощи крика, когда голоден, у него что-то болит или мокрый подгузник

Когда устраняются негативные факторы, малыш успокаивает и перестает плакать. Более подробно о потребностях деток первого года жизни читайте в статье “Комаровский: дети до года”.

2. Детки от года до двух. После года кроха отлично понимает, что стоит лишь заплакать, и мама тут же исполнит любое его желание. Понятие “нельзя” для ребенка еще не существует, и каждый отказ приводит к очередному плачу. Провоцируют такое поведение родители, которые под “давлением” истерик ребенка позволяют делать сегодня то, что вчера было нельзя.

3. Детки от двух до трех лет

Этот возраст еще позволяет предотвратить капризы переключением внимание на что-то другое. Отвлекаясь, кроха забывает, почему плакал

Также уже имеются свои устои и есть осознание, что можно, а что нельзя. В награждение за послушание можно купить ребенку игрушку, а правильно ее выбрать поможет статья: “ТОП-10 полезных игрушек для детей возрастом от 2 до 5 лет” .

4. Детки после трех лет. У ребенка уже сформирован характер и появляется самооценка. В три года она слегка завышена, ведь до этого весь мир кружился вокруг него. Именно в этом возрасте возникает кризис трех лет (кризис возраста). Очень часто конфликтные ситуации между ребенком и родителями или между ним и сверстниками в детском саду вызывают капризы (упасть на пол, кинуть чем-то), которые заставляют родителей серьезно задуматься, что делать со своим чадом. Как подготовить кроху к социуму, который ждет его в детском саду, можете прочесть в статье: “Как подготовить малыша к жизни в детском саду?”.

5. Дети после пяти лет. Теперь плачь, крик и топотание ногами – это “оружие” против родителей, которое отлично действует в публичных местах. Он умело использует такие методы воздействия и добивается своего. Криком и физическим воздействием от такого проявления не избавится, здесь нужен тонкий подход. Можно использовать методику “озадачивания детеныша” и приобрести домашнее животное, за которым ему нужно будет ухаживать. В случае выбора такой методики вам поможет статья: “Какую собаку подарить ребенку” .

Особенности кризиса одного года

Ходьба и речь

Год — время условное: кризис может длиться до полугода и начаться как в 10 месяцев, так и в полтора года. 

Жизнь ребёнка переворачивается из горизонтали в вертикаль, открываются новые возможности для манипуляций с предметами, и в связи с этим появляется желание как-то обозначать эти предметы звуковым сочетанием, бесконечно тренируя свои опорно-двигательный и артикуляционный аппараты. 

Ходьба и речь обслуживают очень важное внутреннее изменение: ребёнок больше не младенец, абсолютно зависимый от взрослого. Он действующее лицо

Малыш может что-то вспомнить и захотеть этого, искать способы попросить или самостоятельно достать нужную вещь

Его внимание уже не так легко переключить, и он уже не забывает предмет, пропавший из поля зрения

Ребёнок узнаёт себя в зеркале, отличает знакомые игрушки от новых, очень строго относится к появлению новых людей и оценивает их положение относительно своих родителей. Обостряется система понятий «свой — чужой»: в природе она обеспечивает безопасность детёнышей. Ребёнка уже не носят на руках постоянно, и он должен сам различать, где его взрослые, за кем нужно следовать, а кого опасаться. И эти решения он принимает на основе своих эмоций и эмоций важных для него взрослых, написанных у них на лице. Поэтому годовалого ребёнка невозможно убедить полюбить или не любить кого-то.

Автономная речь — это тоже очень важно. Через звуки ребёнок может проявить свои чувства, желания и потребности, и он уже не только повторяет за взрослым или копирует звуки окружающей среды, но и соотносит их с действиями и объектами

Речь становится самостоятельной, используется как средство достижения целей, самовыражения. Хотя, конечно, пока она понятна только близким и ограничена уровнем развития речевого аппарата. Но это очень важный этап для перехода к настоящей речи. 

<<Форма демодоступа>>

Безопасная среда или запреты?

Родители впервые сталкиваются с осмысленным и настойчивым сопротивлением ребёнка: с проявлениями характера, зачатков воли, решительности

Поэтому важно сформировать дома систему правил, которая позволит организовать быт без ущерба для здоровья, имущества и чувства собственной ценности каждого члена семьи. . Важнейшая особенность кризиса первого года — первое столкновение с запретами

В этом возрасте ребёнок ещё не способен оценить возможные последствия своих действий, но отчаянно нуждается во взаимодействии со «взрослыми» предметами, стремится играть с ними, учиться ими управлять. 

Важнейшая особенность кризиса первого года — первое столкновение с запретами. В этом возрасте ребёнок ещё не способен оценить возможные последствия своих действий, но отчаянно нуждается во взаимодействии со «взрослыми» предметами, стремится играть с ними, учиться ими управлять. 

Но психика взрослого постепенно истощается: ходить за ребёнком и постоянно что-то у него забирать, сталкиваясь с яркими проявлениями протеста, очень тяжело. Поэтому родители начинают искать для себя границы допустимого. Например, кто-то позволит ребёнку брать свою чашку и пробовать пить из неё, смирившись с тем, что малыш может её разбить, а для кого-то это категорически недопустимо. В то же время ребёнок начинает исследовать гибкость родителя: что он легко позволяет, что разрешает неохотно, а на что соглашается только после продолжительной истерики.

В результате этих взаимных исследований в семье складывается неповторимая система правил и свой уровень безопасности дома. Сейчас популярна идея сделать всю квартиру на уровне роста ребёнка максимально безопасной, но многим для этого приходится полностью менять привычный быт. 

Мы предлагаем родителям подумать и о себе тоже, найти компромисс: например, не запирать все шкафы на засовы, а выделить ребёнку в квартире несколько зон с интересными предметами из «взрослого» арсенала и периодически менять их, а другие зоны закрывать и долго, терпеливо объяснять, что это мамино, папино и что вообще здорово, когда у каждого есть что-то своё. 

Вместо заключения

Воспитание капризного ребенка может стать настоящим испытанием для родителей

Но важно помнить, что все дети имеют право на свои чувства и эмоции. Если ребенок начинает истерики или кричит, то-то происходит

Необходимо разобраться в ситуации и объяснить ребенку, какие правила и границы существуют в семье.

Истерика ребенка часто является манипуляцией. Малыш хочет добиться своего, и для этого использует такой способ эмоционального давления. Однако, родители должны уметь правильно реагировать на подобные манипуляции и не поддаваться на провокации ребенка

Важно поддерживать детскую психику и не поддаваться на эмоциональное напряжение

Каждый момент в жизни ребенка — это возможность для обучения и роста. Родители должны быть готовы к частым ситуациям и искать решения, которые подходят именно для их ребенка. Например, можно применить метод объяснения и показать, что подобные манипуляции не являются правильным способом поведения

Также, стоит помнить о важности своего примера — ребенок часто повторяет свои действия и отношения к другим людям, наблюдая за своими родителями

Воспитание ребенка — это сложный и ответственный процесс. Он требует терпения, любви и умения устанавливать границы. Необходимо помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к воспитанию должен быть индивидуальным. Знание психологии детей и поддержка со стороны близких — ключевые составляющие успешного родительства

Важно помнить, что ребенок чувствует все эмоции и образом должен уметь их выражать, но без использования манипуляций и истерик

Истерики детей

Такие неприятные явления как истерика у малыша могут наблюдаться в тех случаях, когда родители выбирают авторитарный стиль воспитания и часто ставят запреты перед ребенком. Однако родители должны понимать, что у малыша есть естественный интерес. Ведь в течении года он был »взаперти» в своем манеже или коляске. Каждый день он видел одно и тоже, а теперь он уже может ползать и изучать все больше и больше вещей. Он с каждым днем расширяет свой кругозор, для него все ново и интересно. И хотя многие вещи вокруг могут для него быть жизненно опасными, сам малыш этого не знает и не понимает. И так как он не знает что такое опасность, он не только смотрит, но и хочет трогать тот или иной предмет, почувствовать какой вкус у него и тому подобное. И тут-то, родители с ужасом и криками набрасываются на ребенка и грубо отбирают предмет из его рук. Такая реакция родителей не только не понятна для малыша, но и вызывает ответную реакцию в виде капризов и истерии. Ведь он не имеет другого инструмента, кроме крика и плача для выражения своего недовольства и возмущения.

Такая реакция, или как родители часто ошибочно называют ее »истерика», не что иное, как призыв разрешить ему удовлетворить свою естественную потребность: познать окружающий мир. Когда малыш уже увидел, что вокруг него есть столько нового, успокоить его при помощи старых игрушек или же возвращением в манеж немыслимо.

Конечно, безопасность ребенка важнейшая вещь и поэтому, по мере взросления малыша, нужно продумать как безопасным способом удовлетворить естественную потребность своей крохи в познании мира. Для этого уберите с доступных для малыша мест все те предметы, которые могут навредить ему. Пускай вокруг него будут лишь те предметы, которые малыш может потрогать, попробовать на вкус, не нанеся вреда для себя. Небольшая переделка в квартире подарит вашему малышу искреннюю радость и море удовольствий и вы забудете о капризах или истерии малыша.

Самой распространенной проблемой и капризом у детей – это каприз вечернего сна. Ребенку уже пора спать, а он хочет есть, пить, играть или же смотреть мультики. Тут криками делу не поможешь. Отличным решением будет выработка специальных »ритуалов», которые будут сигналом для ребенка о том, что уже приближается время сна: например, просмотр программы »спокойной ночи, малыши» и тому подобное. И еще, отличным способом является за час до сна убрать все активные игрушки и прекратить активные игры ребенка.

Может ли капризничать новорождённый ребёнок

Итак, мы выяснили, что детские капризы – это скорее прихоти и следование сиюминутным желаниям. Но как понять, капризничает ли младенец или пытается нам о чём-то сигнализировать? Психологи уверены: нельзя называть новорождённого малыша капризным или истеричным. Ведь плач и крики – пожалуй, единственный способ донести до взрослых информацию о своём дискомфорте.

Почему ребенок капризничает в 4 месяца? Поводов для плача несколько:

  • голод;
  • холод;
  • мокрые пелёнки;
  • болезненные ощущения;
  • прорезывание зубов;
  • усталость (малыш переутомился на прогулке);
  • нарушение базовой потребности в безопасности;
  • недостаток сна.

Таким образом, можно сделать простой вывод: для благополучного развития новорождённого малыша важно удовлетворить его базовые потребности

Если мама будет рядом, подарит ему тёплые объятия, отнесётся со всем вниманием к его нуждам (которые он ещё не осознаёт), то и ребёнок не станет капризничать.

Что делать, если у вас капризный ребенок: 5 правил

От темперамента малыша зависит насколько капризный малыш. Поэтому капризных детей по проявлению эмоций можно условно разделить на такие группы:

  • кроха дует губки и обиженно всхлипывает;
  • может рыдать навзрыд;
  • громко визжит;
  • монотонно хнычет;
  • проявляет агрессивные эмоции (кусается, кричит, швыряется).

Очень капризный ребенок, это масса хлопот для родителей. Чтобы справиться с карапузом предлагает семь основных правил основанных на детской психологии.

Правило №1. Если капризный малыш, может, виноваты сами?

Для начала необходимо выяснить капризный кроха или такое состояние вызвано поведением взрослых. В случаях, когда в людном месте ваше чадо падает на попу и кричит что хочет такую игрушку, как на витрине, то это капризы. Если же ребенок пытается застегнуть курточку со словами “Я сам”, а мама, опаздывая, делает это за него, то провокатором плача является именно мама. Поэтому проявляйте терпение, дайте немного самостоятельности и истерик можно будет избежать.

Правило №2. Цепной реакции не должно быть, контролируйте эмоции

Как известно, агрессия вызывает агрессию и крича, на свое чадо вы вызываете негатив, визжание и рыдание. Чем больше ругать, тем ребенок все больше невменяем. Следите за собой, не срывайтесь и контролируйте эмоции. Спокойным тоном скажите малышу, что так себя вести нельзя, и вы сильно огорчены таким поведением. Далее, разговор продолжать не следует, поскольку логические доводы сейчас не помогут. Удовлетворять прихоти также не стоит. Лучшим решением станет игнорирование приверед и уже после энного раза такого спокойного поведения со стороны родителей капризный “бесеныш” станет нормальным уравновешенным ребенком.

Правило №3. Не применяйте в воспитании шантаж

Многие родители шантажируют ребенка словами:

  • “Не замолчишь, любить не буду…”;
  • “Не перестанешь плакать, не дам игрушку…”.

Так, делать нельзя. Такой метод, основанный на шантаже, приучит кроху говорить неправду и прибегать к шантажу, в случаях, когда ему будет что-то необходимо. Такое воспитание мажет спровоцировать такие слова в подростковом возрасте:

  • “Убегу, ели не разрешишь с ним встречаться…”;
  • “Уйду из дому, если будешь ругать за двойки…”.

А хуже всего, что дети в подростковом возрасте настолько ранимы и непредсказуемы, что не знаешь, они просто угрожают или сделают это на самом деле, получив родительский отказ.

Правило №4. Всегда следуйте выбранной тактике

Чтобы капризный ребенок не манипулировал родителями с помощью криков, необходимо следовать одной и той же тактике всегда. При первых проявлениях детских прихотей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева объясните что можно, а что нельзя. Через время, даже когда малыш начнет капризничать, прося какую-то вещь снова, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то занять. Поведение родителей сегодня нельзя, а завтра можно лишь расшатает детскую психику еще больше, дезориентируя ребенка в положительных и отрицательных вещах.

Правило №5. Не упрекайте плохими поступками

Нельзя говорить, что малыш плохой, капризный ребенок. Совсем наоборот убедите, что любите, несмотря на его поведение. Скажите, что этот поступок вас расстроил, но вы верите, что он так больше делать не будет. Эти разговоры необходимы, дабы ребенок понимал он нужен, его любят и если попросить, то он непременно это получит, но немного позже.

Автор публикации: Эдуард Белоусов

Какие причины делают ребенка капризным?

Ребенок с рождения – это чистый лист и становление личности напрямую зависит от воспитания, которое дают родители. Любые проявления эмоций как положительных, так и отрицательных, это отражение внутреннего состояния карапуза. Причины, по которым ребенок становится капризным, кроются в следующем.

Физиологический дисбаланс

В раннем возрасте кроха еще не осознает своих ощущений, поэтому не всегда понимает, что причина его капризного настроения болезнь, голод, усталость или повышение температуры. Именно “переполнение” психики эмоциями, вызванными физиологическим дисбалансом в организме, становится причиной детских истерик и понурого поведения.

Семейный микроклимат

Когда кроха начинает понимать, что творится вокруг и чувствовать чужие эмоции, тогда причина капризного поведения может скрываться в полученной информации извне. Другими словами, нестабильный микроклимат в семье, с постоянными ссорами и скандалами имеет большое воздействие на малыша. Он выражает свой протест истериками. Поэтому родителям необходимо создать обстановку любви, спокойствия и постоянства. А если очень захочется поругаться, то делайте это во время отсутствия малыша. Очень часто капризным становиться малыш, когда в семье готовятся к появлению прибавления. Чтобы избежать конфликтов в будущем необходимо правильно подготовить старшего карапуза к появлению новорожденного. Как это сделать читайте в статье “Ревность старшего ребенка: как ее избежать? Советы, которые помогут воспитать психологически стойкую личность!”.

Излишняя опека и избалованность

Каждый родитель желает оградить свое дитя от всех трудностей и неприятностей внешнего мира. Мы принимаем решение за него и оберегаем от первых детских трудностей. Стараемся задарить подарками, показывая свою любовь. Такие действия “по сдуванию пылинок” приводят к тому, что карапуз не знает что такое самостоятельность и “не спешит” взрослеть. Он понимает, что капризными выходками можно добиться всего чего хочется. Избалованность часто становится причиной детских слез.

Возрастные изменения

Психологи утверждают, что во время взросления ребенка есть такие периоды, которые называются – кризисом возраста. Обычно это три года и пять лет. В этот период многие мамы замечают резкие перемены в малыше. Во-первых, это происходит, поскольку ребенок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы, самостоятельных решений. Во-вторых, гиперопека мамы с папой его “напрягают” и он проявляет свою взрослость капризными выходками.

Вместо заключения

Подводя итог, хочется выделить несколько моментов, которые помогут родителям избавиться от капризов ребенка:

Четко определяйте запреты и придерживайтесь их, запретов не должно быть много, 3-5 будет вполне достаточно.
Не бросайте слов на ветер: если дали какое-то обещание, его нужно сдержать.
Уделяйте ребенку внимание не только тогда, когда он болеет.
Перестаньте испытывать чувство вины, когда чего-то не додаёте ребенку (времени, денег, сил, внимания), просто по возможности удаляйте ему это внимание, гуляйте с ним и радуйтесь жизни вместе.

Если вы понимаете, что выполняете все эти правила, будьте уверены в том, что вы хорошие родители, а ваш ребенок вырастет хорошим человеком.

Что такое каприз?

Все капризы детей можно трактовать двояко: с точки зрения самого ребенка и взрослого человека. По мнению родителей, капризный ребенок отличается повышенной возбудимостью, которая проявляется в крике, непонятных требованиях, плаче, истерике. Таким способом ребенок пытается изо всех сил добиться желаемого.

Если попытаться стать на место ребенка, то каприз, это способ обратить на себя внимание взрослого (мамы, папы, бабушки и т.д.). Капризничая, малыш может проявлять простые желания: возможно, он устал, голоден или чем-то не удовлетворен

Своим капризом ребенок показывает, что ему плохо и если он еще мал, то он не совсем понимает, что с ним происходит и как с этим справиться. Малышу хочется, чтобы его поддержали, приободрили, помогли ему.

Другое дело, когда ребенок начинает манипулировать родителями с помощью своих капризов. Если упустить этот момент в воспитании, то последствия детских капризов могут быть очень печальными.

Выводы

К 8 годам дети уже должны полноценно и самостоятельно чистить зубы. Если привычка не сформировалась до 11 лет, значит в воспитательных подходах и обучении были допущены ошибки. Одна из главных – это принуждение

Дело в том, что в отличие от взрослых, малыши не понимают важности и пользы ежедневных гигиенических процедур. Они относятся к этому как к обязанности и часто сопротивляются

Принуждать нельзя, обычно это вызывает ещё больший протест. Можно проявлять настойчивость, но в разумных пределах. Прививать навык ухода за ротовой полостью желательно в раннем возрасте. Дети в год уже понимают, чего от них хотят. В этот период активного подражания они с удовольствием реагируют на всё новое и интересное. Не ждите быстрого привыкания и результатов. Главная задача родителей – убедить в полезности чистки зубов и не отбить желание к элементарным правилам гигиены.

Видео по теме

Предыдущая запись Определение температуры у детей без градусника
Следующая запись Сколько необходимо спать 3-летнему ребенку

Вывод: что делать, когда ребёнок капризничает и ноет

В следующий раз, когда ваш ребёнок начнёт капризничать и ныть, вспомните про эту статью:

Удержите себя от привычных командных фраз;
Начните со слов «Я тебя понимаю»;
Опишите, что сейчас происходит с ребёнком и почему он расстроен;
Обнимите его;
Предложите ему какое-то решение, варианты на выбор;
Подскажите, что нужно делать;
Или мягко отвлеките его внимание какой-то историей.

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!

P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – в нём вы узнаете секреты, как построить тёплые отношения в семье, сделать материнство лёгким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребёнком.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий