Особенности развития ребенка до 1 года
Взросление ребенка происходит постепенно, одни навыки следуют за другими. Малыш не может научиться произносить звуки и слоги раньше гуления, или брать мелкие предметы в ручки до тех пор, пока не научился брать крупные. Кроме такой последовательности, существует также возрастная зависимость. Карапуза в 4 месяца нельзя пытаться садить, его позвоночник еще не готов к такой нагрузке.
Рассмотрев таблицу навыков и умений ребенка до одного года, а также выяснив, что должен уметь малыш в своем возрасте, заботливый мама и папа могут помочь ему познавать окружающий мир. Для каждого возраста подходят свои игры и занятия, которые помогут развить и закрепить определенные навыки.
В последнее время популярным и модным становиться использовать методики раннего развития детей, каждая из которых предлагает невероятные результаты, например, возможность читать и писать в два года
Однако при этом важно понимать, кому это больше надо – малышу или маме с папой.. Как заметили в своей книге «Любить без условий, растить без усилий» авторы Некрасова Нина и Некрасова Заряна: «Дети растут сами. И все случается в свой срок
Надо только не препятствовать этому естественному процессу, а поддерживать, помогать, оберегать»
И все случается в свой срок. Надо только не препятствовать этому естественному процессу, а поддерживать, помогать, оберегать».
Как заметили в своей книге «Любить без условий, растить без усилий» авторы Некрасова Нина и Некрасова Заряна: «Дети растут сами. И все случается в свой срок. Надо только не препятствовать этому естественному процессу, а поддерживать, помогать, оберегать».
С 33 недели по 36
Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев дети начинают говорить первые слова?).
Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок:
- пытается постигнуть премудрость самостоятельного питания с помощью ложки;
- умеет пить из кружки или поильника;
- берет в ручки предмет, который называет мама или папа;
- садится без помощи взрослого, сидит довольно долго;
- ползает и ходит, держась за опору;
- его лепет постепенно превращается в осмысленные слова.
Развитие ребенка на 8 месяце
Активное развитие малыша продолжается: закладывается прочный фундамент речевого развития, сенсорного аппарата, а также мелкой моторики. Некоторые детки радуют своих близких улыбкой с четырьмя зубками, а некоторые уже делают первые успехи в произношении коротких слов
Очень важно в этот период развлекать малыша песенками, потешными стишками, читать ему короткие сказки. Ребенок не только узнает новую информацию, но и со временем радостно реагирует на знакомые строчки
Восьмой месяц характеризуется не менее стремительным физическим развитием. Вес ребенка в этот период составляет около 9 кг, то есть малыш прибавляет около 600 г. Рост ребенка также увеличивается примерно на 3 см.
Малыш умеет многое:
- быстро и легко переворачиваться;
- устойчиво сидеть;
- стоять при помощи взрослых;
- преодолевать препятствия;
- «проводить эксперименты»;
- играть двумя руками одновременно.
В восьмимесячном возрасте разрешается вводить в рацион крохи мясо. Доктора рекомендуют начинать с говядины. Прикорм должен быть постепенным.
Меняется режим сна. У ребенка теперь два приема: утренний сон и отдых после обеда. Ночной сон может длиться более 10 часов.
Несколько полезных советов для родителей восьмимесячного крохи:
- Малыш в восемь месяцев очень активно ползает, а это значит, что в доме он изучит каждый уголок. Мама должна следить за чистотой пола, делать уборку ежедневно и проверять отсутствие на полу мелких предметов, которыми ребенок может пораниться, засунуть в ушко или в носик и даже проглотить.
- Безопасность вашего чада выходит на первый план, потому следует позаботиться о защите дверей от захлопывания, а также заклеить ящики и шкафчики, где находятся острые предметы, к примеру, ножницы, иголки.
- Горячая посуда должна стоять подальше от края плиты, а розетки лучше закрыть специальными заглушками.
Отдельно стоит сказать о психическом развитии ребенка. Любознательность младенца повышается, но это еще не предел: малыш готов всеми путями добираться к интересующему предмету и радуется, если ему удается заполучить желаемое. Больше всего крохе по душе «взрослые» предметы: пульт, телефон, посуда. Неподдельный интерес у него вызывают домашние питомцы, вода из крана, птички за окном. Кроха изучает части тела окружающих: может потянуть за нос, подергать за волосы. А в его общении появляется жестикуляция.
Полная версия статьи: Развитие ребенка до года : Что умеет ребенок в 8 месяцев
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
- Садится из положения на четвереньках;
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
- Долго следит за перемещением игрушки;
- Может прорезаться первый зуб.
Психоэмоциональное развитие:
- Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
- Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
- Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
- Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Вторая неделя жизни
Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.
Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика – он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малыша – кишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.
Календарь развития ребенка от года до трех лет
Возраст | Зрительное восприятие | Слуховое восприятие | Двигательные навыки | Речевое развитие |
Год | Малыш различает все цвета, формирование бинокулярного зрения завершено. В связи с тем, что ребенок теперь активно двигается сам, происходят изменения и в зрительном восприятии пространства – мозг учится сопоставлять расстояние, на которое переместилось тело, с зафиксированным сетчаткой изображением. Этот процесс предполагает активную работу глазных мышц, полную согласованность движений глаз и интенсивную мозговую деятельность. | Развитие слуха как такового проходило до года, и если у малыша есть проблемы, они уже отмечены родителями и педиатрами. Если же все в порядке, настало время развития фонематического слуха – способности слышать и узнавать отдельные звуки речи. Понять, есть ли проблемы с фонематическим слухом, пока невозможно, но уже можно предлагать ребенку игры для его развития. | Ребенок уверенно стоит без опоры. В начале года ходит, держась за что-либо одной рукой. Затем учится ходить без поддержки, но двигается неуклюже, часто падает, делает широкие шаги и легко теряет равновесие. При этом малыш активен, стремится исследовать окружающее пространство, легко меняется положение тела – садится, ложится, перекатывается, встает на ноги или на четвереньки. | После года продолжается накопление пассивного словаря, развивается и активный. Нормой считается, если ребенок в год говорит около 10 слов. |
Полтора года | Ребенок уже привык воспринимать мир трехмерно, хорошо видит как вблизи, так и вдали. Но острота зрения, как и цветовосприятие, продолжает совершенствоваться. Теперь развитие зрения зависит не только от заложенных природой механизмов, но и от познавательной активности ребенка. | Подтверждением правильного развития слуха на этом этапе становятся звукоподражательные слова, которые любят повторять детки в полтора года. | Движения ребенка все еще неуклюжи, центр тяжести смещен вверх. Координация движений только начинает совершенствоваться. Малыш передвигается от одной опоры к другой, «обнимая» дверные косяки, углы мебели, ноги взрослых. Учится без поддержки перешагивать через препятствия, садится теперь не только на пол, но и на детский стульчик и прочие предметы похожей высоты. | Малыш произносит до 25 слов (словами считаются не только «литературные» лексемы, но и любые буквосочетания, которые все время произносятся ребенком в одном и том же значении – например, «ава» или «бака» вместо «собака»). В лексиконе в основном существительные. Речь малыша развивается, но пока понятна только его близким. |
Два года | У большинства малышей в этом возрасте начинаются качественные изменения восприятия пространства. Это связано с тем, что происходит скачок в развитии речи и формирование абстрактного мышления. | Развитие фонематического слуха продолжается. Ребенок различает фонемы родного языка, хотя правильно произнести многие из них пока не в состоянии. | Уверенно ходить малыш научился, теперь он осваивает бег, учится прыгать, подниматься на носочки. Умеет забираться на кровать и даже на «взрослый» стул. Гораздо лучше держит равновесие, этот навык продолжает совершенствоваться. | Пассивный словарь преобразуется в активный, малыш учится разговаривать не словами, а фразами. Предложение чаще всего состоит из 3-4 слов. Развитию речи способствуют активная языковая среда, вовлечение ребенка в диалог, чтение сказок. |
Три года | Поле зрения ребенка все еще несколько уже, чем у взрослых (примерно на 10%). Эта характеристика будет сохраняться на протяжении всего дошкольного возраста. | Путем естественной тренировки слуха малыш достиг этапа, когда уже способен отмечать неправильно произнесенные звуки в чужой речи. К концу третьего года он сможет отмечать дефекты и в собственном произношении. | Пропорции тела ребенка меняются, происходит смещение центра тяжести. За счет этого движения становятся более уверенными и «взрослыми», малыш учится быстро менять направление движения, ходить по наклонной плоскости, легко подниматься и спускаться по лестнице. | Ребенок знает несколько стишков наизусть, помнит любимые сказки, может их пересказать. Может придумывать слова (полотенце – «вытиральник»). Речевому развитию помогают игры, задействующие мелкую моторику, и активное общение со взрослыми. |
Конец первого года
В этом возрасте ребёнок становится очень любознательным. Он интересуется всем, что его окружает. Каждым новым предметом кроха стучит, гремит или подбрасывает его. Малыш с удовольствием играет и ищет спрятанные игрушки. Если назвать предмет на картинке — он его найдет. У ребёнка уже хорошо развито логическое мышление.
В 11 месяцев он любит двигаться под музыку, танцевать и играть с другими детьми. Умеет показывать части своего тела и знает как они называются.
Читайте подробнее: Все о развитии ребенка в 11 месяцев
К году перед родителями предстает маленькая личность, которая активно требует удовлетворения его желаний. Кроха перестает волноваться в присутствии посторонних людей и начинает проявлять собственническое отношение к родителям и вещам. Его словарный запас существенно увеличивается и он учится говорить. На заданные вопросы старается отвечать.
Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 1 год: полная проверка способностей на соответствие возрасту
Все эти параметры являются индивидуальными и нельзя каждого ребенка подогнать под стандарты. Дети растут и развиваются по-разному, но общие характеристики выделены в таблицу, которой и придерживаются педиатры.
4 месяц: головку держим прямо!
Карапуз становится всё забавнее. У него достаточно окрепли мышцы шеи, и теперь он уверенно держит голову в вертикальном положении. Без посторонней помощи дотягивается до игрушки, перекладывает её. Ему нравится изучать предметы вблизи и хочется попробовать их на вкус. Поле зрения расширяется, а маму он ни с кем не спутает.
Физическое состояние:
- вес увеличивается на 700 гр, к росту прибавляется 2,5 см;
- положив карапузика на бок, он быстро переворачивается на спинку, без помощи взрослых;
- высоко поднимает голову, приподымается на ручках, когда лежит на животе;
- дотягивается до подвешенных над ним игрушек;
- делает первые попытки, чтобы присесть или ползать;
- успешно приподымает верхнюю часть тела.
Психомоторное состояние:
- моментально узнаёт маму, радуется её появлению;
- громко хохочет во время общения;
- подолгу гулит;
- во время кормления трогает, придерживает грудь;
- ему интересно своё отражение в зеркале;
- фиксирует взгляд, отслеживает движущийся субъект;
- затихает или засыпает, когда слышит музыку;
- начинает капризничать, когда не видит родителей;
- реагирует на своё имя;
- настораживается на посторонние звуки, лица;
- проявляет свою активность, не стоит пугаться, если кроха просыпается ночью. Тихая колыбельная песенка, нежные поглаживания способствуют засыпанию;
- в течение дня малыш предпочитает спать около 5 часов.
Крох на искусственном вскармливании нужно постепенно приучать к прикорму. Детям, питающимся материнским молоком, рано вводить прикорм.
Месяц восьмой
Это тот самый долгожданный миг, когда ребенок встает. Точнее пытается из-за всех сил. Некоторые могут даже делать неуверенные шаги, в этот момент происходит и первое знакомство с горшком. Даже если это произошло раньше, малыш скорее всего не совсем будет понимать назначение пластмассового друга, а ближе к году понимание потихоньку начнет приходить, к полутора лет и вовсе будет звать сам помочь.
Что малыш уже умеет в 8 месяцев:
- Целенаправленно ползет к опоре и пытается подняться. Иногда может удаваться, иногда нет. Однако если поставить его, он сможет постоять некоторое время без помощи.
- Если малыш развит очень хорошо в плане физической формы, он может держась за опору передвигаться или перебирать ногами. Это первый признак готовности к хождению.
- Ребенок восьми месяцев отроду уже знает расположение комнат и основных вещей.
- Может садиться сам, и подолгу находиться в состоянии сидя.
- Не может долго находиться в манеже, ему хочется изучать мир.
- Играет с осознанием своих действий (складывает и достает вещи, идеально подойдет пирамидка, складывание стаканчиков друг в друга).
- Начинает пытаться есть ложкой сам (это необходимо поощрять).
- Может понимать игры «ладушки», «ку-ку», танцевать ручками (фонарики). Любит слушать музыку, подпевать и танцевать, особенно если это делают взрослые.
- Знает где что лежит и может на просьбу мамы показать местоположение вещи.
- Может говорить уже некоторые слова и слоги. Чаще всего именно в 8 месяцев произносится первое осмысленное слово, а не набор слогов.
Совет родителям: дети, когда предпринимают попытки встать — плюхаются на попы. Мамы тут же впадают в панику. Но делать этого не стоит, крохе не больно так приземляться, а вот реакция родителей его может испугать и довести до слез. Узнайте в статье, когда ребенок начинает ходить, как ему помочь сделать первые шаги.
Нормы для мальчиков
В 2006 году появились новые нормы по развитию мальчиков до 1 года. ВОЗ провела исследования и выдала средние параметры развития мальчиков, у которых нет никаких болезней, и которых кормят грудью. Как известно, дети на искусственных смесях набирают вес быстрее.
Год:месяц | Месяц | Вес, кг | Рост, см | Индекс массы тела | Окружность головы, см | ||||
мин. | макс. | мин. | Макс. | мин. | Макс. | мин. | макс. | ||
0:00 | 2,9 | 3,9 | 48 | 51,8 | 12,2 | 14,8 | 33,2 | 35,7 | |
0:01 | 1 | 3,9 | 5,1 | 52,8 | 56,7 | 13,6 | 16,3 | 36,1 | 38,4 |
0:02 | 2 | 4,9 | 6,3 | 56,4 | 60,4 | 15 | 17,8 | 38 | 40,3 |
0:03 | 3 | 5,7 | 7,2 | 59,4 | 63,5 | 15,5 | 18,4 | 39,3 | 41,7 |
0:04 | 4 | 6,2 | 7,8 | 61,8 | 66 | 15,8 | 18,7 | 40,4 | 42,8 |
0:05 | 5 | 6,7 | 8,4 | 63,8 | 68 | 15,9 | 18,8 | 41,4 | 43,8 |
0:06 | 6 | 7,1 | 8,8 | 65,5 | 69,8 | 16 | 18,8 | 42,1 | 44,6 |
0:07 | 7 | 7,4 | 9,2 | 67 | 71,3 | 16 | 18,8 | 42,7 | 45,2 |
0:08 | 8 | 7,7 | 9,6 | 68,4 | 72,8 | 15,9 | 18,7 | 43,3 | 45,8 |
0:09 | 9 | 8 | 9,9 | 69,7 | 74,2 | 15,8 | 18,6 | 43,7 | 46,3 |
0:10 | 10 | 8,2 | 10,2 | 71 | 75,6 | 15,7 | 18,5 | 44,1 | 46,7 |
0:11 | 11 | 8,4 | 10,5 | 72,2 | 76,9 | 15,6 | 18,4 | 44,5 | 47 |
1:00 | 12 | 8,6 | 10,8 | 73,4 | 78,1 | 15,5 | 18,2 | 44,8 | 47,4 |
Родители обязательно должны помнить, что каждый ребенок развивается согласно собственной природе. Нормы, которые указаны в таблицах – это средние показатели, которые могут использоваться как отправная точка и справочный материал. Но если у вас есть хоть малейшие подозрения на то, что у вашего ребенка до одного года наблюдается отклонение от нормы, вы должны срочно показать его врачу.
Шестой месяц
В течение первого полугодия ребенок многому научился, но шестой месяц имеет свои особенности:
- малыш с удовольствием сидит и стремится встать на ножки;
- проявляет интерес к еде из маминой тарелки, вводится прикорм, с графиком которого стоит ознакомиться у педиатра;
- встает на четвереньки и раскачивается взад и вперед;
- активно изучает причинно-следственные связи – если нажать на кнопку – включится свет, дунуть в трубу – раздаться звук;
- учится находить взглядом объект, который называет взрослый;
- в речи появляются согласные звуки “с”, “з”, “в”, “ф”, подражает речи взрослых, отлично ориентируется в интонации услышанной речи.
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал
Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет
К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
Ребенок различает цвета и форму.
Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот
Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
Отличается родителей от других людей.
Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
Начало шестого месяца – важнейший этап в развитии младенца, во время которого формируются необходимые для дальнейшего развития навыки.
Двигательные навыки
- Малыш осваивает первые навыки ползания и предпринимает самостоятельные попытки сесть.
- Все дети в этом возрасте должны хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно.
- В положении «лежа на животе» малыш может имитировать движения, которые дети выполняют во время ползания: отталкиваться согнутыми в коленях ногами от твердой опоры и подтягивать нижнюю часть корпуса, одновременно переставляя руки вперед.
- Если положить малыша на спинку и протянуть ему вытянутые руки, он схватит их и попробует подтянуться: так кроха осваивает новый для него навык – самостоятельное сидение.
Некоторые мамы, видя попытки крохи научиться садиться самостоятельно, всячески пытаются ускорить процесс, присаживая его в коляске во время прогулки, в стульчике для кормления и просто на руках. Делать этого нельзя: несмотря на окрепшие мышцы живота, раннее присаживание может навредить ребенку, так как мышечный корсет, поддерживающий позвоночник, еще не может справиться с подобной нагрузкой. Игнорирование данных рекомендаций может стать причиной серьезных нарушений, которые могут проявиться в подростковом возрасте. К ним относятся:
- гинекологические патологии у девочек (особенно часто диагностируется загиб матки – аномальное расположение органа относительно центральной оси малого таза, при котором шансы на удачное вынашивание беременности составляют менее 7 %);
- заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз);
- гипоксия внутренних органов, вызванная сжиманием артерий при неправильном положении тела.
Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев
Физиологическое развитие
- Зрение. Зрение малыша совершенствуется, и он уже способен рассматривать не только лежащие вокруг него предметы, но и следить за двигающимися фигурками животных, людьми, картинкой на мониторе или экране телевизора. Ребенок отлично различает яркое и тусклое освещение и может негативно реагировать на источники яркого света. Это особенно заметно перед ночным сном – чтобы ребенок смог успокоиться и быстрее уснуть, необходимо приглушать все источники сильного света за 1 час до отхода ко сну.
- Работа слюнных желез и прорезывание зубов. Количество слюны, вырабатываемое организмом пятимесячного младенца, остается обильным. Это во многом связано с прорезыванием первых молочных зубов. Кровообращение в месте появления зуба усиливается в 5-6 раз по сравнению с показателями нормы, и это приводит к усиленному образованию жидкости в полости рта и активизации работы слюнных желез. Повышенное слюнотечение у большинства детей прекращается к возрасту 7-8 месяцев.
- Пищеварительная система. Кишечные колики в 5 месяцев встречаются очень редко, хотя некоторых малышей они могут мучить до шестимесячного возраста.
- Сколько должен какать ребенок. Стул у детей, получающих прикорм, обычно бывает 1-2 раза в день, а его цвет и консистенция зависят от продуктов, которые ребенок употреблял в течение дня. Естественное разжижение каловых масс наблюдается при употреблении кабачков и чернослива. Если ребенок уже пробовал рисовую кашу или банановое пюре, стул может быть более плотным и редким. Если ребенок при этом веселый, активный, хорошо спит и не испытывает проблем с аппетитом, дополнительная помощь в виде слабительных средств не требуется.
Речь и эмоциональное развитие пятимесячного младенца
Важные изменения происходят в речевом и эмоциональном развитии пятимесячного малыша.
- Большинство детей в этом возрасте уже пытаются складывать слоги. Обычно части слов, которые они часто слышат, например, «ма», «ба», «ня».
- Если малыш остается один, он может «разговаривать» сам с собой в течение 5-10 минут, при этом внимательно разглядывает свои ручки, дергает ножками и пытается схватить окружающие его предметы.
- Младенец в 5 месяцев отлично различает «своих» и «чужих», понимает обращенную к нему интонацию, может обидеться, если мама будет разговаривать с ним строгим тоном.
- Дети на шестом месяце жизни способны запоминать цвета, форму предметов, тактильные ощущения, которые они испытывают, когда берут игрушку в руки.
- Если внимательно понаблюдать за крохой, можно заметить, что он предпочитает одни игрушки другим и проявляет свой интерес не только жестами, но и эмоциями.
- Развитие ребенка по месяцам до года
- Режим дня ребенка в 5 месяцев
Видео рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.
Пятый месяц развития
В этом возрасте малыш уже прекрасно видит удаленные предметы и способен узнать маму даже на расстоянии нескольких метров от него. Кроха может с увлечением всматриваться в работающий телевизор и с удовольствием смотреть короткие мультфильмы и рекламные ролики. Лежа на животе он делает попытку ползти.
В пятимесячном возрасте происходит настоящий скачок в развитии ребенка. Он лежа на животе упирается ручками в пол и поднимает грудь. При поддержке он уже старается идти. Может взять игрушку из рук родителей и передать ее им обратно. Согласно физиологическим показателям в этом возрасте у малыша могут начать прорезываться зубки.
Психофизическое развитие также продолжает расти. Ребенок в это время активно реагирует на изменение тона родителей и начинает подолгу гулить на разные тона. Если мама прерывает общение, то ребенок начинает плакать, выражая свое недовольство.
Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.
Возраст | Речевое развитие | Двигательное развитие | Психическое развитие |
1-1,5 месяца | Тихое гуление | Первые попытки приподнимания головы | Кратковременно следит взглядом за погремушкой |
2 месяца | В хорошем настроении понемногу гулит | Лучше координирует движения | Удерживает взгляд на движущемся предмете |
3 месяца | Длительное гуление | Уверенно держит голову | Поворачивается к источникам звука |
4 месяца | На смену гулению приходит первый лепет | Не отрывает взгляд от движущихся предметов | Отличает маму от посторонних |
5 месяцев | Лепечет, произносит слоги “ма, “па” | Самостоятельно переворачивается, ползает назад | Настораживается при чужих голосах |
6 месяцев | Активный лепет, воспроизводит простые слоги | Ползает “по-пластунски” | Проявляет эмоции радости и недовольства |
7 месяцев | Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. | Сидит с опорой, ползает вперед | Понимает интонацию, слово “нет” |
8 месяцев | Первые односложные слова | Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит | Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость) |
9 месяцев | Активное лепетание, новые слоги | Стоит и ходит с опорой, ползает | Понимает простые поручения |
10 месяцев | Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” | Садится из положения стоя, пытается ходить | Повторяет за мимикой взрослых |
11 месяцев | Выражает желания – “на,” “дай” | Поднимает предметы с пола, встает, приседает | Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела |
12 месяцев | Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” | Активно передвигается, ложится, встает, ходит | Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты |
Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.
Физические навыки малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
- В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
- Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
- Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
- Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.
Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется
Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности
Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать
Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.