На какие виды и жанры делится изобразительное искусство

Классификация

Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация.

По динамике искусства можно разделить на пространственные и временные. По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные (чистые).

По материалам искусство можно делить на виды, использующие

  • традиционные и современные материалы (краски, холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы, продукты серийной индустрии и т. д.)
  • современные способы хранения информации (современная электротехника, цифровые вычислительные машины)

Медиаискусство: компьютерное искусство, цифровая живопись, сетевое искусство и т. д.

звук (слышимые колебания воздуха)

Музыка: классическая, академическая, электронная (см. музыкальные жанры и стили)

слово (единица языка)

каллиграфия, песни, литература (проза, поэзия)

посредника-человека (исполнитель: актёр, певец, клоун и т. д.)

Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Так, например, икебана, боевые искусства, компьютерные игры и т. д. можно относить к искусству по признаку эстетического восприятия элементов этой деятельности, связанных с графикой, звуком, движением и по принципу степени мастерства исполнения.

Проявление предпринимательского таланта проявляется в искусстве построения бизнес системы. Создание нового бизнеса не может быть сведено к заранее определенной последовательности действий и давно признано особым видом искусства в социально-экономической среде.

Иногда вместо термина искусство
применяют синоним иностранного происхождения арт
: пиксел-арт, ОРФО-арт, арт-терапия, боди-арт (один из видов авангардного искусства), видеоарт, саунд-арт, нет-арт.

Техники живописи

  • масло;
  • ;
  • ;
  • (поскольку в качестве основного материала художник использует бумагу, характерную для графических видов изобразительного искусства — классифицируется и как ; об этом говорит и применение последней для создания монохромных произведений);
  • (к этой технике справедливо замечание аналогичное тому, что высказано относительно предшествующей);
  • (и в данном случае, как и в двух предыдущих — нельзя однозначно отнести к графике; на Востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, как, впрочем, и академическая китайская живопись использовала по преимуществу именно тушь — ахроматическая гамма);
  • живопись по штукатурке: и а секко;
  • ;
  • : , восковая темпера и холодный способ (восковые краски на );
  • живопись керамическими красками;
  • живопись силикатными красками;
  • (техника акварели различна, некоторые приёмы ближе к живописи, некоторые — к графике; поэтому неслучайно в присутствует такой оборот: «рисовать акварелью»)
  • ;
  • ;
  • смешанная техника;

Техники живописи практически неисчерпаемы. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком. Это уже отметил .

Традиционные техники живописи: , (с яйцом), настенная (известковая), клеевая и других типов. С становится популярной живопись масляными красками; в появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Краски могут приготовляться из и искусственных .

, акварель, и полурисовальную технику —  — также относят к живописи.

Живопись может быть исполнена на любой основе: на камне, штукатурке, на холсте, , на бумаге, на коже (в том числе на теле животного или человека — татуировки), на металле, на асфальте, бетоне, стекле, керамике и т. д., и т. п.

Живопись встречается и соседствует с пластическими искусствами, в том числе с , ; она может участвовать в формировании искусственной и природной среды.

Киноискусство

Кино это не совсем чистое изображение. Его скорее следует назвать  изобразительно выразительным видом искусства. Образное решение здесь синтетично, объединяя в себе несколько приемов. Зрительные решения сочетаются со слуховыми, художественные образы воплощаются с помощью игры актеров.

Кино возникло после создания фотографии, когда в XIX веке появились аппараты, умеющие снимать на пленку объекты в движении. Изначально это было только зрительное искусство, звук был добавлен намного позднее. Причем звук не снимался заранее – подходящую музыку при показе немого кино исполнят специальный человек, тапер. При этом все объекты были реальными, настоящими – снималось только документальное кино. Воплощать выдуманные образы с помощью актеров решились позднее. Звукозапись появилась только в 30-х годах, тогда и киноискусство вышло на новую ступень развития. Музыка, голос, дополнительные звуки стали органической составляющей фильма.

Главные виды изобразительного искусства в кино играют важную роль. Используются как натуральные, так и постановочные декорации, архитектурные композиции, скульптуры, элементы декора. Специалисты должны уметь владеть светом, понимать цветовые ощущения для достижения полноты образа. Одной из разновидностей кино также является мультипликация. И здесь умение рисовать, создавать мини скульптуры или предметы ДПИ, соединять различные виды графики, как вручную так и с помощью компьютера имеют большое значение.

Специфика кинопроизводства, как и архитектуры в том, что творцами становятся сразу несколько людей, объединяемых общей целью – донести художественный замысел до другого человека. И если написать картину или создать скульптуру может один человек, то в случае с данными видами искусства это практически невозможно.

Неизобразительные виды искусства

  1. Архитектура

    Определение 3

    Архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий.
    Архитектурные сооружения могут быть представлены в виде отдельно стоящих зданий, а так же в виде архитектурных ансамблей. Ансамбли могут складываться и исторически.

    Архитектура даёт возможность проанализировать технические достижения и художественные стили разных эпох. К примеру, Египетские пирамиды, позволяющие судить о стиле того периода, храмы Древней Греции, Рима и т.д.

  2. Литература

    В самом широком смысле слова литературой можно считать всю совокупность письменных текстов.

    К видам литературы относятся:

    • Художественный
    • Проза
    • Мемуары
    • Научный и научно популярный
    • Справочный
    • Учебный
    • Технический

    В зависимости от тех или иных критериев литературные произведения причисляются к тому или иному жанру:

    Критерии.

    • Форма – новелла, опус, ода, очерк, повесть, рассказ, пьеса, роман, эпос, эпопея, эссе.
    • Содержание – комедия, трагедия, фарс, пародия, интермедия, драма.

    Род:

    • Эпический род
    • Лирический род
    • Драматический род
  3. Музыка

    Музыка – вид искусства, который использует для воплощения художественных образов звук и тишину, которые организовываются во времени.

    Виды музыки:

    • Классическая
    • Популярная
    • Неевропейская
    • Этническая
    • Эстрадная
    • Джаз
    • Рок
    • Авангард
    • Альтернативная
    • Инструментальная
    • Камерная
    • Соната
    • Этюд
    • Ноктюрн
    • Прелюдия

Замечание 1

К видам искусства также относятся:

  • Кинематограф
  • Театр
  • Хореография

«Функции» живописи[]

Как и другие виды искусства, живопись может выполнять познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, философскую, социально-воспитательную или документальную функции.

Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значение в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи (в том числе и в силу психологических факторов воздействия и восприятия). Это весьма убедительно разъясняет и показывает, например, теория И. Иттена. Неслучайно существует такое понятие как «литературность», когда живопись, по той или иной причине, не обладая достаточными пластическими и выразительными качествами, привлекает в свой арсенал чисто повествовательную, «литературную» составляющую.

Тем не менее, эволюционируя вместе с человеком и со всем миром, живопись приобрела и новое истолкование, и новое понимание задач. Так, изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик (неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей — в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду — масляной живописи, но и, конечно же, — многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм). Представление о путях и задачах живописи, как и все средства, и способы самовыражения, искусствознание и творческая среда — испытали на себе явное влияние развития общего познавательного процесса, но закономерно и сами они повлияли на него, коснувшись многих сторон мировоззрения и деятельности человека.

Файл:Schizophrenia in Art 6.jpg

Картина больного шизофренией человека

Переосмысление функций живописи, как, впрочем, и всего творчества, прошло через отрицание целесообразности её как таковой («Только осознав, что это совершенно бессмысленно, можно начать творить» — говорит Р.-М. Рильке); — через осознание того, что «это глубинный иррациональный процесс» — в таком мнении сходятся не только тот же Р.-М. Рильке и правильно воспринятый, хорошо понятый им П. Клее, но и многие художники и философы; причём подготовило новое понимание искусства и его задач само их развитие: невозможно было уместить всю полноту быстротечной жизни, технических и технологических, наконец — общественных и нравственных преобразований — в прокрустово ложе идеологических и академических догм и штампов, жречески изолирующих искусство от самого развития жизни, сводящих именно к «хорошо понятным и давно известным» функциям сам этот глубинный творческий процесс.

Особняком стоит живопись, создаваемая людьми, в разной степени неадекватно воспринимающими окружающую действительность, в произведениях которых не наблюдается попыток сблизиться с реалистическим её отображением. В ряде случаев такие полотна создаются лицами с отклонениями психики от общепринятой нормы и, даже, пациентами медицинских учреждений.

Пейзаж (фр. Paysage, от pays — местность)

В этом жанре приоритетным является изображение естественной или созданной человеком окружающей среды: природных уголков, видов городов, сел, памятников и т.д. В зависимости от выбранного объекта выделяют природный, индустриальный, морской, сельский, лирический и иные пейзажи.

Первые пейзажи древних художников были обнаружены в наскальной живописи эпохи неолита и представляли собой изображения деревьев, рек или озер. Позже природный мотив использовали при украшении домой. В эпоху Средневековья пейзаж практически полностью вытеснила религиозная тематика, а в эпоху Возрождения, напротив, на первый план выступили гармоничные отношения человека и природы.

В России пейзажная живопись развивалась с XVIII века и первоначально ограничивалась (в этом стиле создавали пейзажи, например, Н. Крымов и К. Крыжицкий), однако позднее целая плеяда талантливых русских художников обогатила этот жанр приемами из разных стилей и направлений. И. Левитан создал так называемый неброский пейзаж, то есть вместо погони за эффектными видами он изображал в русской природе самые сокровенные моменты. А. Саврасов и И. Бродский пришли к лирическому пейзажу, поражавшего публику тонко передаваемым настроением.

У М. Клодта и Н. Дубовского это эпический пейзаж, когда зрителю демонстрируется вся грандиозность окружающего мира. В. Борисов-Мусатов бесконечно обращался к старине, Е. Волков умел любой неброский пейзаж превратить в поэтическую картину, А. Куинджи поражал зрителя своим дивным светом в пейзажах, а Ю. Клевер мог бесконечно любоваться лесными уголками, парками, закатами и передавать эту любовь зрителю.

Каждый из пейзажистов концентрировал внимание на таком пейзаже, который увлекал его особенно сильно. Многие художники не могли пройти мимо масштабных строек и рисовали много индустриальных и городских пейзажей

Среди них работы А. Куприна, Г. Нисского, В. Степановой, А. Экстер, М. Якунчиковой, Н. Чернецова и других художников. П. Петровичева увлекали памятники, а В. Кандинский часто изображал архитектурный пейзаж. И. Айвазовский и Л. Лагорио с детских лет болели морем, так что работа с морским пейзажем (мариной) стала их основным призванием.

Примеры картин известных русских художников в жанре пейзажа

Эпический пейзаж М. Клодта «Лесная даль в полдень». 1876 г.

Поэтический пейзаж Е. Волкова. «Заросший пруд». 1880-е гг.

Индустриальный пейзаж Г. Нисского «Осень. Семафоры». 1932 г.

Городской пейзаж В. Кандинского «Москва. Красная Площадь». 1916 г.

Морской пейзаж Л. Лагорио «Корабли в спокойном море». 1886 г.

Этимология и семантика

Живопись – своеобразная манера письменности

Русское слово живопись указывает на реализм этого искусства в эпоху барокко, когда в России начали писать картины в западном стиле, преимущественно масляными красками. В иконописи употребляется глагол «писать», так же как в греческом языке. В то же время «живописать» может быть понято как энергичная, своеобразная манера писать, то есть и как своего рода письменность.

В связи живописи с письменностью семиотики видят и определённую манеру создавать знаки.

История живописи развивается и блуждает именно в этих двух смыслах: в изобразительности, реалистичности и — знаковости: от иконы (образ) к абстракции.

Развитие живописи в разных странах

Отдельного внимания заслуживает развитие живописи в древний период в различных странах. Греция и Египет внесли большой вклад в развитие искусства и дали образцы для подражания многим поколениям художников.

Древняя Русь

Древнерусская живопись – это искусство, относящееся к периоду до XII века. В течение длительного периода основным направлением творчества на Руси оставалась церковная тематика.

В качестве произведений выступали:

  • иконы;
  • фрески;
  • мозаики;
  • миниатюры.

Фрески и мозаики использовали для украшения храма Святой Софии в Киеве.

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора

Особенности живописи:

  • простота;
  • лаконичность;
  • архаичность форм;
  • условность жестов.

Цвета использовали яркие, гармоничные. В качестве сюжетов и образов преобладали эпизоды из библии, Христос, Богоматерь, апостолы, святые. Расцветом иконописи называют XII-XIII века, когда были расписаны Успенский и Дмитриевский соборы, создана икона Богоматерь Оранта. С установлением татаро-монгольского ига развитие живописи на Руси было приостановлено. Ее восстановление началось только в конце XIII века.

Древний Египет

Египтяне оставили человечеству великое наследие. В период их процветания развивалась живопись, архитектура, монументальное творчество. Основная идея для произведений в этот период ­– религия. Земное существование человека – это только переход к загробной жизни.

Из настенной росписи гробницы Небамона в Фивах, около 1350 до н. э

Тематика картин преобладала религиозно культовая. На рисунках изображали жрецов, религиозные обряды, эпизоды прославления усопших. Несмотря на узкую тематику, египетская живопись имеет особый стиль.

Сцена из Книги мертвых на папирусе, период Нового царства

Все изображения подчинены четким правилам построения. Лица людей и животных изображены в профиль, а сама фигура – анфас. Природу рисовали схематично. Для создания произведений использовали краски. Их изготавливали из натуральных материалов – древесного угля, медной или железной руды. Для живописи того периода не характерна игра света и тени наличие эффектов.

Сцены крестьянской жизни в погребальной часовне писца Ун-Су, период XVIII династии

В древних храмах, гробницах, папирусах найдено множество примеров художественного творчества древнего Египта. Яркий образец – Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет 1976-1794 гг. до н.э.

Древняя Греция

Древнегреческая культура оставила в истории большой след. К ее наследию в разное время обращались художники Италии, Испании, Европы. Основное направление в живописи древней Греции занимала вазопись или роспись керамики.

Античная греческая ваза

Для изображений характерен реализм, экспрессия. Часто на амфорах рисовали орнаменты, картины с простыми сюжетами. По мере развития искусства, сюжеты становились более сложными, получали больше деталей. При изображении людей художники прорисовывали черты лица, особенности одежды, поз украшения. В качестве сюжетов выступали животные, растения, представители мира птиц.

Роспись античных греческих ваз

Один из этапов развития живописи – появление чернофигурного и краснофигурного стиля. Наивысшим мастерством вазописи в Древней Греции считали роспись по белому фону. Такие рисунки отличали сложные сюжеты и яркие цвета.

Вазопись древней Греции

Живопись разнообразна и многогранна. Ни один из стилей нельзя считать главным определяющим особенности эпохи или страны. Все направления имеют тесную связь друг с другом. Сложившись в одну эпоху, они непрерывно развивались и находили продолжение в другом временном периоде.

Классические виды изобразительного искусства

Определение изобразительного искусства появилось в 18 веке. Философ из Франции Батте первым описал изобразительное искусство в работе 1746 года «Изящные искусства, приведенные к общему принципу». В этом тексте употребление слова «изящный» означало «изысканный и совершенный».

Он предложил 6 видов изобразительного искусства:

  1. Архитектура.
  2. Живопись.
  3. Скульптура;
  4. Литература.
  5. Музыка.
  6. Актерская игра.

Седьмым изобразительным искусством в 20-м веке стало кино, также список включил художественную фотографию.

Три первых пункта иногда также называют «основными искусствами», а «второстепенные искусства» относятся к области декоративного искусства.

В настоящее время термин включает ремесла.

Неизобразительные виды искусства

Архитектурой называют искусство в проектировании и строительстве зданий, а также в проектировании и строительстве архитектурных ансамблей, групп зданий (улиц, кварталов, городов). С помощью архитектуры всегда прекрасно отслеживается тенденция технического развития общества в определенный исторический отрезок времени..

К литературе в самом общем смысле относятся все возможные письменные тексты. Литература может быть художественной, учебной, технической, научной. Кроме того, литература имеет свои жанры, которые могут различаться в зависимости от формы (роман, рассказ), содержания (драма, детектив), рода (лирический, эпический, трагический)..

Музыка также является видом искусства, образы в нем воплощены в совокупности звуков и тишины. Выделяют классическую музыку, популярную, народную, авангардную и т.д..

Помимо всех вышеперечисленных основных видов искусства, к ним также относят такие, как кино, театр, хореографию..

Функции искусства

Творчество играет огромную роль в обществе и жизни человека.

Важнейшие функции искусства:

  • Познание. Любое произведение отражает время, настроение в обществе, духовные ценности. Оно показывает, как люди жили раньше, их обычаи, традиции, стиль одежды. Передает чувственное восприятие мира.
  • Воспитание. Творческие произведения несут в себе назидательный посыл. Учат нравственности, передают духовный опыт поколений, переживаний.
  • Эстетика. Доставляет удовольствие зрителю, радость от созерцания прекрасного. Мы пропускаем через себя объекты искусства и даем им эстетическую оценку.

Функции подразделяют на несколько видов:

  • Экспрессивную, глубокое воздействие на эмоции человека.
  • Художественно-концептуальную, помогает анализировать окружающий мир.
  • Социальную, общественную, преобразование общества.
  • Компенсаторную, помогает в решении психологических трудностей.
  • Прогностическую, ее назначение: предугадывать будущее.

Произведения могут выполнять несколько функций.

Особенности

Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени). Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности.

Частые вопросы

Для кого подходят курсы?

В нашей онлайн школе Вы сможете найти курсы для всех желающих! Мы удволетворим потребности как самых маленьких художников так и людей с опытом. Курсы начинаются для детей возраста 4+ где разбираются самые простые и понятные вещи в процессе работы, а для самых взрослых и требовательных художников есть курсы на разные техники и материалы!

Как проходит обучение?

Весь процесс обучения проходит онлайн в формате видео уроков. Вы смотрите урок и повторяете за преподавателем, выполняя все задания, по окончанию урока присылаете готовую работу на проверку и получаете обратную связь!

Как получить доступ к курсам?

Выбирайте любой курс, оплачивайте и на указанные Вами контактные данные придет доступ на образовательную платформу, где в личном кабинете будут доступны все уроки курса!

Какой у Вас опыт?

Мы не просто онлайн школа, созданная только для обучения в интернете. Художественная школа “Империя Пикчер” – существует в Краснодаре где открыто 6 филиалов в которых на очной форме обучения, учится более 500 детей, так что опыта у нас хватает!

Сколько стоит?

Стоимость онлайн курсов начинается от 490 рублей, более конкретную цену можно посмотреть на детальной странице каждого курса!

Исторический жанр

Исторический жанр – это изображение сюжетов и событий с героями и правителями прошлого, а также с персонажами мифов, библии, пьес и сказок.

Как правило, изображается кульминационный или трагический момент, когда кто-то с кем-то борется, совершает главный подвиг своей жизни или готовится к этому самому подвигу.

Цель таких картин – показать благородство и величие героя. Как это сделал Жак Луи Давид.

Жак-Луи Давид. Клятва Горациев. 1784. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

Это картина исторического жанра о реальных персонажах из далёкого прошлого. Художник показал самый трагический момент из жизни семьи Горациев. Отец отправляет сыновей на поединок с представителями другого города. Женщины в отчаянии. Ведь им предстоит оплакивать своих братьев, мужей и сыновей.

А теперь давайте разберем другие виды исторического жанра.

Мифологический жанр был особенно популярен в XVI-XVII веках. На тот момент многие труды античных авторов уже были переведены с древнегреческого и латыни. И необычные истории мифологических героев стали крайне интересны заказчикам картин.

Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду. 1622. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Так, немало подобных картин написал фламандский художник Питер Пауль Рубенс. В том числе на сюжет о Персее и Андромеде. Правда художник показывает развязку истории. Герой уже поверг монстра (его ноздри торчат под его ногами). Андромеда смущена, но безмерно рада.

К историческому жанру, конечно, можно отнести и картины с библейскими сюжетами. Назовём это религиозным жанром.

Этот вид жанра был самым распространенным вплоть до XX века. В течение пяти веков художники создали немыслимое количество картин с сюжетами из Ветхого и Нового Завета!

Рафаэль. Положение во гроб. 1507. Галерея Боргезе, Рим. Wikimedia Commons.

К историческому жанру также можно отнести и литературный жанр. Особенно он был развит в Англии среди прерафаэлитов. Так, немало картин было написано по мотивам пьес Шекспира.

Вот и Милле создал свою знаменитую Офелию, героиню пьесы “Гамлет”. Девушка решила утопиться, узнав, что возлюбленный убил её отца.

Джон Эверетт Милле. Офелия. 1851. Тейт Британия, Лондон. Wikimedia Commons.

В русском искусстве мы можем встретить ещё сказочный жанр. Особенно он нам известен по творчеству Виктора Васнецова.

Снегурочка была героиней русской народной сказки. Затем в 1864 году драматург Александр Островский написал пьесу об этой героине. После чего она уже появилась и на холсте.

Виктор Васнецов. Снегурочка. 1898. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

Исторический жанр многие века был главенствующим в искусстве. С помощью таких картин увековечивали подвиги правителей и мифологических героев ещё в античные времена.

Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. I век нашей эры. Археологический парк, Помпеи. Ancientrome.ru.

Этот жанр также был очень развит вплоть до XX века. Но в наши дни он редко встречается.

А вот следующий жанр мало похож по своим героям и сюжетам на жанр исторический.

Портрет

Портретом является изображение человека в полный рост, по пояс или даже только по плечи. Портрет как жанр легко идентифицировать, однако можно выделить несколько видов.

Автопортретом является изображение самого себя. И были художники, которые написали большое количество автопортретов. Например, Рембрандт.

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669. Национальная Лондонская галерея. Wikimedia Commons.

А вот когда художник изображает двух и более лиц, такой портрет называется групповым. Особенно такие работы были распространены во времена того же Рембрандта – в Золотой век голландской живописи.

Франс Хальс. Стрелки гильдии св. Георгия. 1627. Музей Франса Хальса, Гарлем, Нидерланды. Wikimedia Commons.

Ещё важно отметить, что портрет может быть парадным, а может и камерным. В первом случае художник изображает человека, максимально подчёркивая его статус

Чаще это портреты в полный рост

В первом случае художник изображает человека, максимально подчёркивая его статус. Чаще это портреты в полный рост.

Антонис Ван Дейк. Королева Мария-Генриетта и её сын сэр Джеффри Хадсон. 1633. Национальная галерея Вашингтона. Wikimedia Commons.

А камерный портрет – это изображение человека в домашней обстановке. Как правило, такой портрет является и психологическим. Ведь цель художника – показать не статус человека, а особенности его характера.

В результате мы можем увидеть на таких портретах героев… в домашних халатах! Как того же Александра Пушкина на картине Василия Тропинина.

Василий Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Музей Пушкина в Санкт-Петербурге. Artchive.ru.

В русском искусстве портрет был особенно развит во второй половине XIX века благодаря Павлу Третьякову. Он хотел создать галерею изображений великих умов России. Поэтому на свет появился в том числе портрет Достоевского кисти Перова.

Василий Перов. Портрет Фёдора Достоевского. 1872. Третьяковская галерея. My.tretyakov.ru.

История живописи[]

  • Пещерная живопись; Петроглифы
  • Искусство Древнего Египта;
  • Крито-микенская культура;
  • Вазопись Древней Греции;
  • Иконопись;
  • Живопись эпохи Возрождения (Ренессанс):

Тициан, Леонардо да Винчи и др.;

Реформаторы:

Дюрер, Босх, Рембрандт и др.;

Живопись XVIII века:

направление — Живопись барокко: Караваджо,

Классицизм: Пуссен (основатель Французского классицизма), Рубенс;

Сентиментализм и др;

Живопись XIX века:

направления —Романтизм, Реализм: Гойя, барбизонцы;

направления — Импрессионизм: Сезанн, Сёра;

Постимпрессионизм: Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек;
модерн, символизм: Эдвард Мунк; примитивизм и др.;

  • Живопись XX века
  • Соцреализм;
  • Авангардизм:

направления — модернизм, экспрессионизм, абстракционизм, фовизм: Матисс; кубизм, футуризм, супрематизм, сюрреализм, фантастический реализм, виженари арт, поп-арт, граффити и др.

Признаки искусства

Признаки искусства – это творческое воспроизведение жизни в художественном виде. Самовыражение автора и эмоциональное воздействие на зрителя – конечная цель любого произведения.

Качества, которыми обладает творчество:

  • Чувства — через них создаются и воспринимаются художественные произведения.
  • Образы – изучение и форма познания мира передается в виде образов, отношение к реальности через творчество.
  • Субъективность – точное отражение мастером действительности.
  • Законченность – авторские работы обычно выстроены композиционно.

Основные предметы: мир и человек.

Произведение искусства – это:

  • скульптура;
  • стихотворение;
  • картина;
  • фильм;
  • книга.

Средства выражения: слово, звук, цвет, объем.

Немного истории

Художественные предметы известны археологам с периода античности. Наиболее старой считается каменная скульптура богини плодородия из базальта Берехат-Рам (700 тыс. лет до н. э.) и фигурка Венеры (500 тыс. лет до н. э.). Найдены наскальные рисунки в пещере Шове (около 30 тыс. лет до н. э.) и некоторых других местах планеты. Трудно представить такой долгий период времени, как 7 тысяч веков!


Пещера Шове

В эпоху римской и византийской империи, художников считали кем-то вроде умелых рабочих, резчиков по камню и дереву или опытных декораторов помещений. Позже, в эпоху Возрождения, навыки художника поднялись в глазах общества до уважаемого занятия.

Бытовая (жанровая) живопись

Повседневная жизнь еще с древних времен волновала человека. Первые бытовые сцены изображались на стенах погребальных комнат в Древнем Египте, а позже проникли во все сферы искусства. Художники-наблюдатели изображали на вазах, в манускриптах, на стенах домов те сцены, которые их особенно взволновали. Это были трудовые эпизоды, сцены выступлений актеров, развлечений или жизненных трудностей.

В самостоятельный жанр бытовая живопись выделилась только в XVI-XV веках, когда художники вначале дополняли бытовыми сценами религиозные картины, а затем стали изображать их отдельно. Но подлинное распространение по всему миру этого жанра произошло только в XVII веке, хотя многие школы относили его к низким жанрам и не считали достойным своего внимания.

В России расцвет жанровой живописи пришелся только на XIX век, когда художников стали особо волновать острые социальные вопросы

С помощью картин они пытались привлечь внимание широкого круга населения к этим вопросам. Так, у В

Перова и И. Репина это проблемы долга, совести, чести, у Э. Булатова это острая проблема советского человека, вынужденного всюду натыкаться на рамки и границы, И. Кабаков поднимал проблемы быта советских людей.

Жанровые картины также создавались и для того, чтобы продемонстрировать достижения народа, мотивировать его на новые трудовые, военные, спортивные и иные подвиги. Таковы работы о производстве, спорте и авиации А. Дейнеки, индустриальные пейзажи Ю. Пименова, картины в «суровом стиле» В. Попкова, сцены быта советских людей А. Моргунова, сцены противостояния врагу в работах С. Герасимова и другие.

Часто художники изображали ровно то, что видели, знакомили с традициями разных народов и классов, предоставляя зрителю возможность самому получить впечатления от увиденного и сделать выводы. Таковы сцены из трудовой жизни крестьян и состоятельных людей С. Виноградова, из жизни простого народа М. Нестерова, таковы прекрасные восточные традиции в картинах А. Волкова, русские народные традиции на полотнах К. Юона или цирковые сцены в картинах М. Шагала.

Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре

Картина В. Перова «Тройка». 1866 г.

Картина Э. Булатова «Горизонт». 1971-1972 гг.

Инсталляция И. и Э. Кабаковых «Туалет». 1992 г.

Картина С. Виноградова «Бабы (Подруги)». 1893 г.

Временные виды искусства

Музыка

Композитор выражает свою душевную красоту и картину мира с помощью звуковых тонов и ритмов, осмысленных и организованных упорядоченным образом. Это духовный язык материального мира, воспроизводимый с помощью музыкальных инструментов (их основой является резонатор), неосознанно схватываемый слухом. Виды музыки можно распределять по разным критериям, например, по характеру исполнения она делится на такие виды, как вокальный, инструментальный, камерный, сольный, электронный, вокально-инструментальный, хоровой и фортепианный. По среде обитания – военный, церковный, религиозный, танцевальный и театральный. Но в основном она делится на два вида:

  • вокальный;
  • инструментальный.

Литература

Чаще всего под этим видом искусства подразумевают лишь художественную литературу, но не всё так просто. Помимо этого, сюда входят научные, философские и прочие произведения, отражающие взгляды людей. Здесь произведения создаются с помощью слов и письма. Они отражают совокупность отраслей знаний отдельной науки или специальности. Литература подразделяется на такие виды, как учебная, техническая, научная, художественная, справочная, мемуарная и документальная проза. Создаётся в нескольких жанрах:

  • фольклор;
  • проза;
  • поэзия.

ЖАНРЫ

Термин «жанр
» произошел от французского – вид, род. Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке. Исторический Мифологический, религиозный Батальный Портрет Пейзаж Натюрморт Бытовой Марина Анималистический Интерьер

Исторический жанр
– это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.

Мифологический жанр
– это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты.

Батальный жанр
– это произведения искусства, в которых отражены военные эпизоды. Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом.

Портрет
– это изображение человека в скульптуре, живописи и графике. Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох.

Пейзаж
– картина, в которой природа стала её главным содержанием. Термин «пейзаж» (paysage) пришел из французского языка, что в переводе означает «природа». Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии. Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи.

Термин «натюрморт
» произошел от французского слова, буквально означающего «мертвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее). Натюрморты рассказывают нам не только о вещах, но и об их владельцах, об их жизни, быте и привычках.

Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей.

Марина
– это произведения искусства, на которых изображено море. Художник, который пишет море, называется маринистом.

Анималистический жанр
– это произведения искусства, на которых изображены животные.

Интерьер
— изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий