Как воспитать в ребенке уверенность в себе

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее
Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках

Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны
Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально

Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

С чего все начинается

Очень часто поверить в свои силы ребенку мешает чувство собственной уязвимости, вызванное беспокойством о безопасности. Причина кроется в родителях, точнее, в тех методах, которые они применяют для воспитания малыша.

Метод кнута

Чтобы была понятна суть часто допускаемой ошибки родителей, вот вам пример.

За одни только сутки ребенок выслушивает более, чем 2 000 (!) требований, высказанных в ультимативной форме:

  • Иди завтракать!
  • Почисти зубы!
  • Заправь кровать!
  • Одевайся! Не копайся! Быстрее!
  • Собери игрушки!
  • Ложись спать!

Вот только некоторые из них, самые узнаваемые. А ведь их можно высказать и по-другому, если у родителя иссякло терпение:

  • Говори все начистоту, а не то хуже будет!
  • Убери игрушки с пола, иначе они окажутся в мусорном ведре!

Ребенок оказывается под сильным давлением в течение всего дня, каждый день.

Теперь включите фантазию и вообразите, что так на работе раздает вам указания начальник: у него такой стиль общения. Ваши действия? Скорее всего, займетесь поиском нового места работы. Но ваш малыш никуда не может уйти. Семья – это его мир.

Формулируя фразу таким образом, вы сохраняете личное достоинство ребенка и даете ему возможность самому предпринять шаги, чтобы исправить оплошность.

Метод пряника

«Дети еще слишком малы, чтобы принимать решения о чем-либо», – так думает большинство родителей. Куда проще решить за несмышленыша, что для него лучше, самим, чем наблюдать, как он набивает себе шишки из-за неверного выбора.

Еще пример: утром чадо собирается в школу или садик, опаздывает. Вы тоже спешите, поэтому считаете благом натянуть на полусонного малыша одежду или заправить за школьником постель: ведь так можно сэкономить время.

Чтобы поверить в свои силы, он должен их применять на практике. Позвольте ему сделать выбор, пусть ошибочный, и полностью прочувствовать последствия. Ведь самый ценный опыт – тот, который пережил, а не услышал.

Спотыкаясь и набивая шишки, ребенок научится делать выводы, а это ценный навык. Вам же нужно не ругать его (ничего не можешь сделать; ты совсем бестолковый и др.), а оказывать поддержку:

  • ничего страшного, можно попробовать еще раз позже;
  • у тебя все получится, я верю в тебя.

Если делать за ребенка ту работу, которую он может выполнить сам, вы вырастите инфантильную личность, получив в итоге великовозрастного увальня.

Ведь очень часто взрослая лень – это всего лишь маскировка неуверенного в себе человека, который просто-напросто боится что-либо сделать самостоятельно, потому что не умеет.

  • Малыш не станет убирать игрушки, если за него это делает мама.
  • Девочка не научится готовить (шить, гладить), если ей не дать возможность научиться этому.

Здесь для родителя важно не уничтожить настрой на самообучение неловким комментарием или деструктивной критикой. Ребенок только учится. Поговорка про первый блин, который выходит комом, как раз об этом

Ребенку важна поддержка, а не замена: скажите добрые слова, но не беритесь выполнять за него неудавшееся дело

Поговорка про первый блин, который выходит комом, как раз об этом. Ребенку важна поддержка, а не замена: скажите добрые слова, но не беритесь выполнять за него неудавшееся дело.

Общение и социум

Чтобы малыш рос уверенным в себе, ему важно общаться не только с родителями, но и с другими детьми. Почему это важно? Дело в том, что взрослые, общаясь с ребенком, дают ему нечто вроде «аванса», ведь они больше понимают малыша, готовы уступить ему, в то время как другие дети этого не делают

Они сконцентрированы на себе и своих желаниях. Из-за своей детской эгоцентричности детям договариваться друг с другом гораздо сложнее, чем ребенку и взрослому.

Тем не менее, именно эта особенность позволяет им учиться, не испытывая негативных эмоций в общении. Например, двое детей решают поиграть в «Больничку», но при этом оба хотят быть докторами. Так как доктору нужно кого-то лечить, следовательно, один из детей должен быть пациентом. Но уступать никто не намерен. В результате один из детей сказал «Если не хочешь быть пациентом, играй сам». И вышел из комнаты. Самое интересное в этой ситуации, что дети не стали плакать или драться. Каждый из них продолжил играть, выступая в роли доктора, но пациентами были уже игрушки.

Такой опыт расширяет возможности ребенка. Дети учатся чему-то новому, не лишая себя уверенности в своих силах. А если бы подобная ситуация произошла со взрослым, он бы сразу же начал копаться в ситуации и думать, что же сделал не так.

Также и в этой ситуации (да и в сотнях других): ребенок получает опыт в принятии решений и несет ответственность за сделанный выбор.

Поэтому важно давать ему возможность выбора. Например, не заставляйте его есть по утрам одну и ту же кашу, дайте ему несколько на выбор, и пусть он сам решит, какая ему нравится

Но не забывайте о границах, ведь их существование никто не отменял.

Различайте самооценку и самоценность

Самоценность — фундамент личности, который нарабатывается в течение жизни, это отношение к себе, на которое не влияют внешние факторы и окружающие люди.

Самооценка — наша интерпретация мнения окружающих. Примечательно, что норма у дошкольников — завышенная самооценка, у подростков норма — заниженная самооценка.

Ребенок при рождении не имеет представления о себе, оно формируется в процессе взаимодействия с миром и в первую очередь с родителями, поэтому именно родители ответственны за его формирование. Для формирования самоценности ребенку не нужны «развивающие условия и выход из комфорта». Самоценность не растет в суровых условиях, а, скорее, происходит наоборот — ребенок учится притворяться, подстраиваться, сомневаться. В каждом ребенке эволюцией заложена потребность нравиться родителю. Он успокаивается, когда родители смотрят на него с любовью. Подрастая, ребенок так же проверяет реакцию родителей. В эти моменты родители должны понимать, как их реакции, действия могут повлиять на ребенка.

По каким причинам может страдать самооценка?

Как и многие психологические проблемы, заниженная самооценка берет свое начало еще в детстве. Маленькие дети, будучи не в состоянии адекватно оценивать свои поступки, активно впитывают оценку от окружающих людей и родителей. Постоянное внушение ребенку личностной недостаточности от значимых для него людей приводит к развитию комплекса неполноценности. 

Давайте разберем основные причины, которые напрямую могут повлиять на развитие заниженной самооценки:

Острая нехватка похвалы.

Отсутствие похвалы со стороны родителей в детском возрасте перерастает в огромную проблему для ребенка во взрослой жизни. Люди, которых в детстве “недохвалили” утрачивают способность адекватно воспринимать комплименты и похвалу в свой адрес. Для такого человека комплимент звучит как что-то, чего он не достоин, а впечатление о человеке, который решил похвалить складывается не очень лучшим образом. Человеку кажется, что люди, которые говорят о нем что-то хорошее врут, лицемерят или преследуют свои корыстные цели. 

Общение с манипуляторами.

Человек, который привык манипулировать другими людьми не всегда делает это осознанно. Манипулятором может оказаться кто угодно – мама, папа, близкие родственники, преподаватели, друзья. Активно общаясь с таким человеком ребенок может чувствовать постоянный внутренний дискомфорт, поэтому продолжительное общение с таким человеком может стать причиной пониженной самооценки у ребенка.

Дефекты во внешности и заболевания. 

Очень часто дети, которые имеют внешние отличия от других детей, становятся объектом насмешек. Ребенок чувствует себя не таким как все, и регулярно эти мысли имеют подтверждение со стороны сверстников. В то же время, буллинг становится одной из основных причин для развития низкой самооценки.

Сравнение себя с другими людьми. 

Подумайте, вам самим было бы приятно слышать, как вас постоянно сравнивают с человеком, у которого работа идет лучше и эффективнее? А теперь подумайте, что чувствует ваш ребенок каждый раз, когда вместо похвалы или поддержки он слышит что-то в духе – “А вот Саша написал контрольную лучше” или “ Вы тренируетесь с Сашей одинаковое количество часов в неделю, почему он занял первое место на соревнованиях, а ты нет?” Как вы считаете, являются ли такие слова мотивацией для ребенка или они вселяют неуверенность в своих силах? Ребенок не хочет равняться на кого-то, ему важно понимать, что вы его любите за любые достижения, ведь он постарался ради этого сам. 

Зависимость от мнения окружающих.

Каким бы красивым и талантливым не был ваш ребенок, в его окружении всегда найдется человек, которому он будет не по душе. Зависимость от мнения окружающих людей постепенно уничтожает самооценку и уверенность в себе. Нужно научиться искать одобрение и признание внутри себя, а не снаружи. 

Негативная атмосфера в семье.

Реакция родителей для ребенка – основной показатель правильности его действий. Поэтому неблагополучное детство – одна из наиболее частых причин низкой самооценки. Семейных ситуаций, которые привели к такому результату, может быть много. В первую очередь это общая негативная атмосфера в семье: родители ссорятся, имеют вредные привычки, постоянно отсутствуют деньги, нет нормальных жилищных условий, ребенку не уделяют достаточно внимания. Из-за всего этого у малыша еще в раннем детстве возникает чувство неполноценности, а вследствие – низкая самооценка.

Следующий базовый момент – взаимоотношения родителей. Когда мама и папа взаимодействуют друг с другом – это первый пример ролевой модели отношений для ребенка. Если между ними нет доверия, уважения, любви, если один партнер унижает другого – это все влияет на отношение ребенка к себе и окружающему миру.

Если вы часто кричите на своего ребенка, пугаете его, например, различными трудностями, или бьете, ничего удивительного в том, что ребенок не уверен в себе. О доверительных отношениях в семье в этом случае также речи не быть не может.

Будьте дружелюбны

Разговоры за ужином должны сближать членов семьи и избавлять от переживаний. Старайтесь вести за столом непринужденную беседу. Попробуйте просто пообщаться с ребенком, даже если хотите убить его за какую-то шалость. Но помните: это должен быть обычный разговор, а не допрос.

ОТЕЦ: Как прошел твой день?

СЫН: Нормально.

ОТЕЦ: Что получил за контрольную?

СЫН: 5 и 4.

ОТЕЦ: Когда будет следующая контрольная?

СЫН: Не знаю.

Вам наверняка знакомы подобные разговоры. Возможно, вы уже успели побывать и на месте сына, и на месте отца. Теперь взгляните на другой вариант.

ОТЕЦ (шутливым тоном): Ну-с, и в каком ты сейчас классе?

СЫН: Папа! Я в четвертом.

ОТЕЦ: Серьезно? А выглядишь так, будто в седьмом! Когда я был в четвертом классе, наша учительница научила нас играть с йо-йо. Мое лучшее воспоминание о том учебном годе… А что тебе больше нравится в школе?

СЫН: Пожалуй, больше всего я люблю перемены.

ОТЕЦ: О, прекрасно тебя понимаю. Я не мог дождаться момента, когда можно будет выйти на школьный двор. Мы играли в разные игры, например в «Али-Бабу». В это сейчас еще играют? Нет? А что вы тогда делаете на площадке?

СЫН: Ну там стоят большие гимнастические снаряды, и я очень хорошо лазаю по веревочным лестницам. Могу подняться быстрее всех в школе.

ОТЕЦ: Ничего себе! Здорово! Я всегда боялся с них упасть. А ты молодец!

Чем этот разговор отличается от предыдущего? Отец рассказывает истории, которые происходили с ним в четвертом классе, чтобы сыну было легче общаться с ним.

Завышенные ожидания

Чего бы ребенок ни добился, родителям всегда мало, что бы ни сделал, все недостаточно хорошо. Вместо похвалы и поддержки, вечный разбор ошибок, упреки, что можно было бы и лучше, сравнение с теми, кто более успешен. Такой стиль воспитания свойственен мамам и папам с нарциссическим характером.

Радуйтесь даже маленьким достижениям своего ребенка, чтобы он смело шел вперед за большими успехами. Замечания по делу тоже важны, но аккуратно и только после заслуженной похвалы и слов поддержки. Это важный шаг к тому, чтобы воспитать уверенного в себе человека.

Старайтесь не ограничиваться привычными общими оценками: «умница!», «красиво», «здорово». Отмечайте конкретные действия: «как точно ты нарисовала на картине цветы, они будто настоящие», «отличный получился у тебя кораблик, а швы-то ты как аккуратно склеил!»

Визуализируйте успехи, чтобы малыш не забывал о них и чувствовал важность всего, что делает. Вешайте картины на стене в детской, отведите специальную полку для поделок, держите на видном месте грамоты и медали, создавайте вместе фотоальбом маленьких побед

Когда ребенок только кажется уверенным в себе

Есть дети, которые кажутся уверенными в себе, но такими не являются. Эти дети скованы сильным панцирем психологической защиты от уязвимых чувств. Кажется, что они знают, чего хотят. Очень вежливы, сдержаны, уважительны, все понимают. Умеют постоять за себя, непривычно рассуждают как взрослые. Вас не покидает ощущение, что эти дети слишком взрослые для их возраста.

Но одного лишь проницательного взгляда хватит, чтобы понять- эти дети настолько глубоко спрятали свои нежные, уязвимые чувства от мира…Они всеми силами избегают, чтобы кто-то увидел их слезы, смущение, стыд, радостное волнение, заинтересованность или трогательную заботу. Уверенность в себе для них как синоним выживания. Обратная сторона – они никому не доверяют, не открывают сердце, не делятся наболевшим. Им сложно быть просто детьми, со своими мыслями, импульсами, кривляньями, естественностью, растерянными чувствами, доверять заботу о себе любимым взрослым. Вместо этого такие мнимые уверенные дети постоянно сканируют пространство и всегда находятся в состоянии внутренней тревожности и боевой готовности.

На них очень сложно влиять, не потому, что нужно подбирать подход. А потому, что для таких детей они сами- самый главный авторитет. Часто такие дети становятся во главе компании, возглавляют травлю в школе, являются лидерами, подчиняя себе остальных.

Истинная уверенность в себе не имеет ничего общего с уверенностью, завязанной на защитах уязвимых чувств.

Типичные ошибки в воспитании и к чему они приводят

Уверенность не является прирожденным качеством, оно прививается родителями. Как правило, во время подражания и общения с ними же. Среди факторов, которые способствуют появлению неуверенности детей перечисляют такие:

Повышенная тревожность, сопровождающаяся излишней опекой и контролем. Чрезмерное родительское «лелеяние» детей способствует развитию собственной неуверенности. Долгожданных детей часто опекают не только в детстве, но и во взрослой жизни, постоянно поддерживая состояние нецелостности выросшего ребенка. Ведь таким людям будет тяжело построить собственную семью и принять за нее ответственность, решать встречающиеся проблемы и достигать поставленных целей.

Объясняется это тем, что родители при малейшем появлении какой-то проблемы или трудности кидаются на выручку ребенка, часто не ограничиваясь этим, а и полностью решая задачу за своего ребенка. Помощь должна заключаться в том, чтобы помочь понять ребенку, как решить ту или иную проблему самостоятельно.

Постоянно сравнение с другими детьми. Сравнение ребенка с другими детьми или родственниками, соседями и даже самими собой в детстве – грубейшая и наиболее распространенная ошибка родителей. При этом происходит подавление личности ребенка, она просто прячется глубоко внутрь, считая, что никому не интересна и не имеет права на уважения со стороны других, право существования.

Таким образом, ребенок, выросший на упреках и критике, вырастает несамостоятельным и безынициативным. Он привыкает выражать не собственное мнение, а то, что от него хотят получить.

Использование негативных утверждений. Воспитывая целостную личность, родители должны использовать только положительные утверждения. Фразы о том, что «у тебя нет таланта стать певцом, выбери что-то другое», «ты еще не заслужил», «ты не сможешь», нельзя использовать

Это прочно закоренеет в сознании ребенка его заниженное чувство собственной важности. И в дальнейшем, под влиянием навязанных рамок, он может выбрать совсем не ту жизнь, которую хотел
Такие люди постоянно страдают, но не могут и бояться что-то изменить, ведь это разрушит все их мировоззрение.

Фиксация внимание на совершенных ошибках

У каждого в жизни случаются неприятности, никто не застрахован от принятия неверных решений и совершения ошибок
Тем более дети, которые только узнают мир.
Если ребенок ошибся, не стоит кричать или упрекать его, лучше спокойным голосом объяснить, в чем была ошибка. Таким образом, ребенок поймет, как поступать в той или иной ситуации и его ощущение уверенности не пошатнется.
Гораздо лучше хвалить за совершаемые поступки, вырабатывая правильную мотивацию.

Манипуляторные действия со стороны родителей. На пути взросления ребенка бывают ситуации, когда для его безопасности или здоровья нужно сказать жесткое «нет». Однако, совершенно другой случай, когда родители спекулируют чувствами ребенка, вызывая страх или жалость, чтобы выбрать наиболее удобный для себя вариант. Допустим, заставляя ребенка есть, нельзя использовать «ну скушай ложечку за маму. Ты что, меня не любишь?», это совершенно негуманно. Ведь ребенок так воспринимает это, что, отказывая родителям, он показывает им свою нелюбовь и их отношения могут испортиться, что порождает страх. Говорить о том, что «не будешь учить математику – будешь уборщиком» также не способствует развитию уверенности. Чтобы достичь чего-то от ребенка, нужно объяснить ему важность события. И всегда стоит помнить, что выбранным им путь может отличаться от ваших пожеланий и это совершенно нормально.

Советы по повышению самооценки у детей

Это простые советы и рекомендации направлены на родителей, но мы обещали, что и школьники найдут что – то полезное для себя в этой статье. Представляем вашему вниманию несколько способов, которые помогут школьнику обрести уверенность в себе или хотя бы наметить путь к её достижению. 

В эмоциональной стабильности детей большую роль играет уверенность. Если ребёнок видит и воспринимает себя в позитивном ключе, у него больше шансов наладить отношения со сверстниками, взяться за решение трудной задачи, ведь всё это только укрепит в нём веру в себя и придаст уверенность в своих силах. 

Повысить уверенность в себе и своих силах помогут следующие советы:

Спортивная деятельность.

Основа физического здоровья – это регулярные занятие спортом и здесь речь идёт не об интенсивных тренировках и нагрузках, даже лёгкие упражнения позволят почувствовать себя бодрым, полным сил и энергии. Физическая активность придаёт уверенность, а если занятия проходят с тренером, который грамотно распределяет нагрузку, то такие занятия просто творят чудеса. 

В подростковом возрасте большой упор делается на собственную привлекательность, которая, кстати, тоже служит параметром уверенности. Для поддержания уверенности на помощь придут регулярные занятия спортом. 

Фокус на самосострадании.

Не стоит подвергать себя постоянной критике или сравнениям с другими школьниками, научитесь принимать себя таким, какой вы есть, при этом акцентируя внимание на своих положительных сторонах. Чем быстрее вы поймете, что проблемы есть у каждого, тем быстрее найдете ключ к их решению, тем самым укрепите чувство уверенности в себе

Опора на свои сильные стороны.

Каждый человек, несомненно, что – то умеет делать и делает это хорошо.  Проанализируйте свою деятельность, отметьте то, что у вас получается делать лучше других, например, решать задачки по химии, играть на фортепиано, танцевать, рисовать и т.д. Устройте бартер по обмену своими способностями, кому – то помогли вы, кто – то поможет вам. 

Не бойтесь обращаться за помощью и советам к тем взрослым, которым вы доверяете.

Попросите помощи у родителей, объясните ситуацию, расскажите, чего бы вам хотелось по итогу. Если не удаётся наладить контакт с родителями, в силу каких – то обстоятельств, обратитесь за помощью к классному руководителю, к тем учителям, с кем вам комфортно, в вашей школе, наверняка, есть школьный психолог, который может провести диагностику или предложит упражнения, которые направлены на развитие уверенности.

Участвуйте в школьных мероприятиях, проявляйте инициативу. 

Школьная жизнь насыщена различными мероприятиями и праздниками, выступление перед большой аудиторией, также повышает уверенность в себе и собственных силах. Для того, чтобы укрепить или поднять уверенность, а в том и числе самооценку, можно принимать участие в проведении мероприятий. Не стоит сразу бросаться на амбразуру и брать все роли и сразу, достаточно постепенно вливаться в «школьную тусовку».

Вы прочитали несколько простых правил, которые способны сделать великое дело, в первую очередь с переоценкой своих ценностей и самоощущением себя. А статью мне хотелось бы закончить словами великого русского писателя Максима Горького: «Уверенность — самая могучая творческая сила».

Как справиться со страхами

Проблему страхов нельзя пускать на самотек. Сегодня ребенок может бояться темноты, а завтра у него может развиться невроз, хронические болезни или фобии. А уж эти состояния никак не придают уверенности в себе, если не сказать обратное. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть детские страхи.

С раннего детства не следует пугать ребенка «бабайкой», «бабой ягой» и прочими выдуманными персонажами для достижения каких-то своих целей. К примеру, если ребенок не хочет засыпать, или плохо кушает, мы довольно часто прибегаем к подобным манипуляциям. Следует говорить малышу, что он самый смелый, самый мужественный и находится под маминой защитой.

Однако, следует понимать, что страх – это нормальное состояние человека. По статистике, каждый второй ребенок в возрасте от 2 до 5 лет начинает ощущать различные страхи. С возрастом фантазия малыша может приобрести такую форму, при которой он будет бояться абсолютно всего. Грань между реальностью и выдуманным миром очень тонка, а фантазия детей безгранична, а ее последствия могут иметь серьезные заболевания психики.

Социальные страхи у детей возникают в возрасте от 3 до 7 лет. В это же время формируются и страхи, вызванные испугом или запугиванием. Естественный страх проходит, как правило, в течение месяца. Если ребенок не сумел перебороть в себе испуг за это время, то следует обратиться к психологу за консультацией, чтобы не усугубить сложившуюся ситуацию.

Не стоит выяснять отношения с домочадцами на глазах у ребенка. Дети очень болезненно переживают семейные конфликты и замываются в себе, оставаясь наедине со своими страхами. На формирование уверенности это никак не повлияет. То же самое можно сказать и о запугивании детей. Подобным поведением мы сами прививаем ребенку страх и мешает формированию у него уверенности в себе. Не разрешайте детям смотреть страшные передачи, фильмы ужасов и прочее. Дети в возрасте до 10-12 лет не воспринимаю телевизор, как телевизор. Для них это и есть самая реальная реальность.

Преодоление детских страхов сводится к следующим правилам поведения:

  1. не высмеивайте страхи ребенка, какими бы нелепыми с вашей точки зрения они не казались;
  2. не критикуйте и наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится;
  3. установите с ребенком доверительные отношения, постарайтесь вместе решать его проблемы (если он боится темноты, оставляйте в его комнате ночник на ночь, включенную настольную лампу и прочее);
  4. не сравнивайте ребенка с собой или другими детьми, помните, что каждый человек индивидуален;
  5. преодолевайте детские страхи методом «закаливания», не делайте сами то, чего боится ваш ребенок (например, если ребенок боится выступать на сцене перед широкой публикой, не выталкивайте его туда, лучше приучайте сначала выступать перед небольшим числом зрителей);
  6. разъясняйте все интересующие ребенка моменты на доступном ему языке, не прибегая к слишком взрослым терминам. Часто страхи возникают из-за недопонимания какой-либо ситуации.

Приводите в пример ребёнку его самого

Если у малыша что-то не получается и он расстраивается – всегда приводите в пример его самого, описывая то, что у него раньше совершенно не получалось, а сейчас получается отлично. Можете приводить в пример истории из своей жизни. Основная идея такова – «ошибки – это нормально, это часть жизни, в них нет ничего страшного и обидного, мы все учимся через ошибки».

Делая замечание ребёнку, всегда отмечайте, что у ребёнка это уже получалось раньше и получалось очень хорошо. Либо у него хорошо получается что-то другое, и это тоже скоро будет получаться хорошо. Почаще говорите ему: «Я знаю, что ты можешь», «У тебя всё замечательно получается», «Ты очень способный», «Ты очень сообразительный», «Помнишь, как я удивилась, когда ты…»

Поощряйте детское любопытство

Родители иногда не знают, что делать, если ребенок не уверен в себе. Ответ прост: одобряйте его любознательность. Когда малыш входит в возраст «почемучки», мы сами оказываемся в непростом положении. Ребенок постоянно задает вопросы, о которых взрослый даже не задумается. «Почему небо голубое?», «Почему самолет не падает?», «Почему идёт снег?» После этих вопросов мама с папой понимают, что сами мало что знают. Даже не так: родители знают, но не понимают, как лучше объяснить. Малыш ставит их в тупик.

А ведь именно в период неуёмного любопытства у ребенка формируется интеллект, закладывается база знаний, мозг готов к получению новых навыков и умений. Именно поэтому нельзя отвергать малыша в это время. Не ответив на его вопросы, вы оставите его в неведении. Уровень его интеллекта будет оставаться на месте, багаж не будет пополняться знаниями, его успехи будут оставлять желать лучшего. Отсюда возникнет и неуверенность в себе. К тому же, поощряя любопытство ребенка, вы развиваете и свою эрудицию.

Родительское равнодушие – это не только причина неуверенности ребенка, но и вероятность его душевной травмы на всю жизнь. Всё время отнекиваясь от малыша, вы рискуете тем, что он больше не будет у вас ничего спрашивать, станет чужим и отдаленным. Своим равнодушием вы убедите его, что он бесполезный и никчемный. А это даже у взрослого человека пошатнет уверенность в себе.

Именно в детстве закладывается характер человека, формируется его личность. И родители до 7 лет оказывают огромнейшее влияние на психическое развитие ребенка. Поэтому если вы не будете принимать участие в воспитании малыша, существует риск, что он вырастет замкнутым и стеснительным человеком.

Позвольте детям самостоятельно решать проблемы

Родители часто задаются вопросом, как помочь ребенку стать уверенным. Один из способов – это дать ему свободу выбора, возможность проявить самостоятельность.

Например, ваша дочка не может снять платье с куколки. Она снова и снова пытается расстегнуть пуговки, но ничего не получается, девочка расстраивается. Потом идет к вам, и вы, конечно, помогаете ей. Но поможет ли дочери ваша помощь в следующий раз раздеть куклу? Нет. Завтра у неё снова не получится, и она, поняв, что ничего не выходит, опять прибежит к вам. Поэтому лучший выход – это сначала вместе расстегнуть пуговки, потом научить ребенка делать это самостоятельно.

Иногда, чтобы справиться с чем-либо, малышу достаточно просто знать, что родители наблюдают за ним и поддерживают. Это даёт ему силы, и в конце концов, у него всё получается. Даже если что-то не выходит с первого раза, не нужно кидаться к ребенку и делать всё за него. Пусть он попытается ещё раз.

Таким образом, он обретёт независимость, станет самостоятельным, а вы поможете ребенку быть уверенным в себе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий