Как правильно поставить цель урока
Её можно формулировать как для одного урока, так и для нескольких, если они решают одну крупную проблему. Например, если тема объемна или требует тщательного изучения.
При постановке следует учитывать следующие нюансы:
- Время занятия. Учитель должен оценивать возможности учащихся в условиях ограниченного времени.
- Образовательные возможности учеников на данном уроке. Под возможностями учащихся следует понимать их возрастные особенности, степень подготовленности, уровень мотивации, технические и материальные условия.
- Возможности учителя. Педагог должен адекватно оценивать уровень своей компетентности, а так же технические возможности для проведения урока.
- Обоснованность. Цель должна быть понятна не только учителю, но и учащимся. Для активного включения учеников в образовательный процесс, часто целеполагание происходит непосредственно на уроке с участием учеников.
В ФГОС различают предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Алгоритм постановки цели может быть следующим:
- Определение нужного результата.
- Выбор средств достижения.
- Выбор способа достижения.
Виды целей урока
Большое значение в организации урока имеет грамотная постановка цели и задач, направленных на формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету и активизации из внимания.
Замечание 1
Цель урока – это понятийная или образная модель того результата, который должен быть получен в ходе учебной деятельности учащегося и под воздействием дидактической деятельности педагога.
То есть, цель является тем конечным желаемым результатом, который необходимо получить в конкретный промежуток времени.
Цель может быть поставлена на конкретный урок, а может на серию уроков из определенного раздела, в зависимости от изучаемого объема учебного материала и сложности поставленной проблемы.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с методикой обучения, ее принято дробить на составные части (подцели и задачи), решение которых осуществляется постепенно в ходе урока.
В массовой педагогической практике принято использовать трехцелевые уроки:
- Воспитательные цели – направлены на формирование личностных качеств учащихся, которые развиваются в процессе урока (усидчивость, аккуратность и т.д.).
- Обучающие цели – направлены на освоение конкретного учебного материала (изучение правил грамматики, сложения, быстрого чтения и т.д.).
- Развивающие цели – заключаются в формировании и развитии психических свойств человека, чаще всего познавательных (внимательность, наблюдательность и т.д.).
Данные три цели принято считать как одну, именуют ее – «триединая цель».
Довольно часто педагогу не хватает данного перечня целей, чтобы максимально охватить все возможности урока. В этом случае некоторые педагоги в качестве целей рассматривают определенные качественные характеристики образовательной деятельности учащихся и дидактическую деятельность самого педагога.
В том случае, если педагогом ставится одновременно несколько целей, то педагог их видит единым блоком, во взаимосвязи и дополнении друг друга. Количество ведущих целей во многом зависит от профессионализма педагога.
Разбивка цели на части – задачи, требует от педагога знания ее структуры. В структуру цели входит объект, предмет и действие цели.
Объект – это учащийся, его возрастные и индивидуальные особенности, позиция в классе, уровень развития и т.д.
Предмет – это то, что педагог хочет преобразовать в процессе урока, достичь какого-то конкретного результата.
Действие цели – это мера преобразования предмета по отношению к объекту.
При выделении из цели задач урока важно помнить, что в совокупности они должны соответствовать цели, а решение каждой из них является ступенью в ее достижении
Требования к формулированию целей
В научной литературе
наиболее распространены следующиепонятия целей:
предвосхищаемый
результат деятельности;предметная
проекция будущего;субъективный
образ желаемого, опережающий отражение
событий в сознании человека.
Под
целью в образовании следует понимать
предвосхищаемый результат – образовательный
продукт, который должен быть реальным,
конкретным.
Цели должны быть:
Диагностируемые.
Диагностичность целей обозначает, что
имеются средства и возможности проверить,
достигнута ли цель. Критерии измеримости
бывают качественные и количественные.Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый
результат.Достижимые в ходе
урока.Побудительные
(побуждать к действию).Точные. Цель не
должна иметь расплывчатые формулировки.
Не следует употреблять такие расплывчатые
выражения, как «узнать», «почувствовать»,
« понять».
Целеполагание
является проблемой современного урока.
Ошибки при постановке
целей урока:
Подмена цели
средствами урока. Зачастую учителя
получают моральное удовлетворение не
от результата урока, а от того, чем
занимались на уроке дети. По сути дела
идет подмена целей урока средствами
их достижения. Приведем пример: на уроке
географии, посвященном «Великим
географическим открытиям», учитель
показал целый фейерверк педагогических
приемов, все дети были вовлечены в
работу, урок хорошо оснащен наглядностью.
Вот только осталось неясным: а какой
вывод сделали о значении открытий
ученики?Формальный подход
при постановке цели. Расплывчатость
и неопределенность спроектированных
учителем целей приводит к непониманию
целей учителем и учениками.Завышение цели.
По масштабу цели можно разделить на
локальные и глобальные. Традиционно
на уроке ставится глобальная цель, т.е.
цель которую невозможно достичь за
один урок. Стратегические,
глобальные цели образования изложены
в
законе РФ «Об образовании», в Национальной
доктрине образования,
в Концепции модернизации российского
образования
и других документах. Они диктуются
требованиями общества,
государства, Глобальные
цели — это ориентиры человеческой
деятельности. Например, «интеллектуальное
развитие учащихся», «овладение знаниями,
необходимыми для практической
деятельности». Если цель связана с
конкретным уроком — это локальная
цель.
Диагностичность цели означает, что
имеются средства и возможности
проверить, достигнута ли эта цель.Постановка
собственной цели учителя. Если
цель ориентирована только на деятельность
учителя, а не учащегося, то мотивация
студентов будет намного ниже, чем, если
определена цель и для них тоже.
В педагогикецелеполагание
— это процесс выявления целей и задач
субъектов деятельности (учителя и
ученика), их предъявления друг другу,
согласования и достижения. Оно должно
быть субъектным и соответствовать
планируемому результату.
Цель — это то, к чему
стремятся, что надо осуществить.
Практические цели:
Чётко, грамотно
сформулированная цель занятия — это
лишь одно, но очень важное из слагаемых
педагогического мастерства, которое
закладывает основу для успешного
проведения урока. Если цели не
сформулированы, или сформулированы не
четко, значит и весь сценарий урока
преподавателем построен без логического
завершения.
Примеры неправильной
постановки цели:. — Изучить тему:
«Достопримечательности Лондона»;
— Изучить тему:
«Достопримечательности Лондона»;
— Углубить знания
студентов по теме «Определенный артикль»;
— Формирование
лексических навыков;
— Развитие монологических
умений и т.п.
Для постановки
практических целей рекомендуется
использовать глаголы, указывающие на
действие с определенным результатом:
«выбрать»,
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать»
«рассказать»
«описать»
«обсудить»…
При озвучивании
цели студентам в начале урока более
эффективным будет использовать глаголы
в форме повелительного наклонения:
«выберите», «сгруппируйте», «укажите»…
Соотношение
цели и задач
— это соотношение общего и частного.
Реализация цели возможна благодаря
решению ряда задач. Таким образом, ставя
задачи, учитель намечает определенный
путь достижения цели, а также конкретизирует
уровень или качество формируемого
навыка и умения, поскольку достижение
цели может быть рассчитано на несколько
уроков.
Виды и порядок постановки задач урока
Определение 3
Задачи урока – это совокупность последовательных действий, выполнение которых продвигает учащегося к достижению поставленной цели урока.
Исходя из определения и сущности задач урока, они планируются как глаголы. По своему содержанию задачи должны быть точные, конкретные, ориентированные на определенный результат, достижение которого возможно за отведенное урочное время.
Выделяют следующие виды задач урока:
Образовательные задачи урока – направлены на обеспечение в процессе урока повторения, усвоения и закрепления основных понятий, теорий, законов и научных фактов, формирование и закрепление специальных умений по конкретному учебному предмету, общенаучных умений и навыков
То есть образовательные задачи предусматривают усвоение учащимися необходимых знаний и умений, достижение определенного уровня владения учебной информацией.
Воспитательные задачи урока – предусматривают формирование основных мировоззрений в соответствии с содержание урока, оказание содействия трудового, эстетического и физического воспитания учащихся их профориентации, формирование общепринятой в обществе модели поведения, усвоение норм морали.
Развивающие задачи урока – направлены на развитие у учащихся умения выделять в изучаемом учебном материале важное и основное, сравнивать, обобщать, логически мыслить и правильно излагать свои мысли. Развивающие задачи предусматривают развитие у учащихся таких качеств как самостоятельность, эмоциональность, познавательный интерес и активность.
Универсальные приемы постановки целей
Оформление этапа целеполагания будет отличаться у разных возрастных групп студентов, хотя приемы будут одинаковые.
Целеполагание по картинкам
Отличие в работе с детьми и взрослыми состоит в типе картинок: для детей выбирайте иллюстрации, нарисованные сценки, для взрослых — фотографии, афиши, скриншоты.
Приемы использования картинок:
- Предложите посмотреть на картинки и выбрать тему урока из нескольких вариантов (лучше взять три). Если вы работаете с детьми, покажите им сформулированные цели урока (две-три), оформив их в виде чек-листа. На этапе рефлексии и обратной связи (об этом ниже) ученик отметит достигнутые цели галочками.
- Взрослых студентов, вместо выбора темы, можно попросить предположить тему урока, а затем выбрать задачи, актуальные для данного занятия, из списка.
Например, тема урока Robots, вы предлагаете картинку и просите угадать тему урока, а затем выбрать задачи из списка:
- Learn and practise new words to talk about robots.
- Learn and practise new words to talk about housework.
- Listen to people talking about future schools.
- Listen to people talking about the future of robots.
Целеполагание по ключевым словам
Предложите четыре-шесть ключевых слов из новой темы, они должны быть хорошо знакомы вашим ученикам. Например, для темы Friendship можно выбрать: friend, school, relationships, walking, arguments.
Далее работа проводится так же, как и с картинками.
Целеполагание с помощью видео или аудио
Отберите видеоотрывок длительностью примерно 15-20 секунд, который соответствует теме, о которой вы будете говорить на уроке. Включите видео и попросите студентов определить, чему будет посвящен урок.
Такой прием подходит для проблемных тем, а также тем, связанных с движением и динамикой: environmental problems, social issues, sport and health, restaurants.
Аудиозаписи будут идеальны в темах, связанных со звуком, например: weather and climate, job conditions.
Грамматические целеполагание
Если ваш урок посвящен какой-либо грамматической теме, важно, чтобы студенты понимали, зачем она нужна.
После выбора темы студенты выбирают из списка конструкции, которые им понадобятся для ее обсуждения. Например, тема урока Families of the future.
Список грамматических конструкций:
- Past Simple
- Present Perfect
- Future simple
Такой прием подходит для взрослых и подростков с уровнем Pre-Intermediate и выше.
Рекомендуем статьи: