Игры на развитие мелкой моторики: с орешками, гречкой, прищепками

Сортируем крупу:

Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление. Но если честно, в отличие от Золушки, многим детям очень скучно отделять фасоль от гороха и раскладывать их по разным коробочкам. И тут на помощь мамам могут прийти сюжетные игры: 

1. Накорми курочку, петушка, цыпленка (втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку):

2. Помоги зверям добраться до домиков – выложи дорожки “камешками”. У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль), лисичке – камушки поменьше (горох), ну а белке – самые маленькие (гречка):

По такому же принципу можно играть в огород – помогать зайке высаживать семена на грядках (фасоль отдельно, гречку отдельно и т.п.).

Сортировка крупы в таких играх становится намного веселее, правда?

Скатывать мячик/шарик по горке/желобкам.

Наблюдение за скатывающимися шариками здорово тренирует глазные мышцы ребенка, а также дает малышу первое понимание основ закона всемирного тяготения. Ну и, конечно, это просто очень увлекательно для малышей – смотреть на скатывающиеся мячики.

Для этой игры вам нужно будет из подручных материалов соорудить небольшую горку, в этих целях подойдет даже книга, но лучше что-нибудь побольше. Главное, чтобы горка не получилась слишком крутой, иначе шарик будет скатываться слишком быстро, ребенку будет тяжело за ним уследить.

Также для этой игры в продаже имеется специальная игрушка, она называется кугельбан

(Ozon

, Лабиринт

, My-shop

). Кугельбан представляет собой конструкцию с дорожками-желобками, по которым скатываются шарики и другие фигурки. Предложите ребенку положить шарик на верхнюю дорожку и посмотреть, что будет дальше. А можно пустить сразу несколько шариков друг за другом.

Доски Сегена (разборные картинки)

Самый простой вариант паззлов, доступный даже годовалым карапузам. Представляют собой фанерные дощечки с картинками, которые разрезаны на несколько частей. В каждую часть вставлена маленькая ручка – чтобы деталь можно было легко вынуть из рамки, а потом вставить на место. Для самых маленьких частей должно быть немного – не больше 2-3. Потом, разумеется, их количество постепенно увеличивается.

Желательно, чтобы место разреза картинки не проходило через фигурку или через хотя бы через голову человека или животного. Во-первых, голова персонажа служит для ребенка неким смысловым центром композиции, а во-вторых, некоторые чувствительные дети очень расстраиваются, когда собачка или человечек «разрезан».

Наши игры с манкой

Итак, что же можно делать с манкой?

Рисуем на манке. Насыпаем на поднос манку тонким слоем. И рисуем круг, солнышко, дорожки и т.д. пальцем, рукой, кистью, палочками и любыми другими предметами. Можно не только рисовать, но и дорисовывать: дождик у тучки, лучики у солнышка, недостающую линию треугольника и т.д.

Оставляем следы. Делаем отпечатки ладошек и разных предметов. Оставляем пальчиками следы животных — вот проползла змея, а здесь проскакал зайчик. А какую интересную колею оставляет проехавшая машинка! Можно играть, угадывая, от какой именно машинки колея и от какого предмета отпечаток.

Ищем клад. Прячу в крупу камушки, маленькие игрушки и любые другие мелкие предметы. Антошка с удовольствием откапывает сокровища руками, граблями, кистью.

Дуем через соломинку. Дуем через соломинку на насыпанную тонким слоем манку — появляются кружочки. Можно наклеить на поднос маленькие картинки и тогда дуть будет еще интереснее. Отличное упражнение на развитие речевого выдоха. Наклейки можно также искать и кисточкой, и руками.

Варим суп. Сыпем манку в кастрюльку половником, добавляем другие ингредиенты, «солим» наш суп, не забываем помешивать.

Пересыпаем. Кормим зверей, пересыпая манку ложкой в тарелочки. «Льем чай» из чайника в кружки. Просто пересыпаем из чашки в чашку.

Сыпем в разные емкости – в миски, машинки, бутылки, воронку.

Сыпем, не заходя за линию. Приклеиваем или рисуем на игровой поверхности нужную нам фигуру (дорожку, круг и т.п.), предложите ребенку сыпать манку, стараясь не попасть за границы фигуры.

Просеиваем. Добавляем в манку фасоль, макароны или любую другую мелочь, и просеиваем через ситечко.

Выкладываем дорожку. Зайчик не может добраться до морковки и Антошка с радостью приходит ему на помощь, выкладывая тропинку из пуговиц, фасоли или камешков.

Лабиринт. Рисуем пальцем лабиринт и помогаем животным добраться до лакомства или домика.

Ролевые игры. Играем в пустыню, стройку, чистим дорогу от снега, перемалываем муку на мельнице.

Аппликации. Делаем нужный нам рисунок с помощью клея. Сыпем манку, потом стряхиваем лишнее и рисунок готов. Мы так делали ночное небо на черном картоне. А если манку предварительно покрасить гуашью, то можно сделать множество шедевров.

Игры с манкой стали для нас регулярным развлечением. А еще продолжительным, ведь Антошка может просидеть за этим занятием 40 минут и более. А уж в зимнее время манка станет отличной заменой песку.

Игры для детей 2-3 лет

В этом возрасте на первый план выходит развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, влияет на речевой запас, интеллектуальные способности малышей, разные полезные умения и навыки.

  • Сортировка. В большой миске смешивается по пригоршне белой и темной фасоли или гречки и риса. Рядом ставятся две маленькие тарелочки. Ребенок с помощью взрослого перебирает и раскладывает крупы по отдельным емкостям.
  • Сенсорная коробка «Дорожные приключения». На широком подносе рассыпается манка или гречка, после чего освобождаются полосы – дороги. По ним могут ходить пешеходы-пальцы или ездить машины. Полезно также установить картинки с дорожными знаками и пешеходным переходом и потихоньку учить правила дорожного движения.
  • Сито. В чашку с мукой или манкой добавляются крупные макароны или фасоль. Сначала малыш пробует отсортировать крупы руками. Затем взрослый предлагает воспользоваться ситом.
  • Маленький помощник. Разные крупы очень удобно хранить в пластиковых бутылках. Малыш может помочь их пересыпать при помощи воронки (лейки). Такое задание не только развивающее, но и полезное для хозяйства. Затем бутылки можно потрясти и на слух определить, где какая крупа.
  • Рисуем пальчиками. На темном подносе рассыпается манка. Затем взрослый пальцем рисует простые рисунки или геометрические фигуры и просит ребенка повторить.
  • Раскопки. На дно лотка помещается красочная картинка, а сверху присыпается слоем любой крупы. Вооружившись ложкой, граблями или просто руками, ребенок раскапывает заветный рисунок и называет, что на нем изображено.

Занятия с крупой для развития моторики рук

Рекомендации к занятиям с крупой:

  • Помните, если Вы отвлечетесь от малыша во время занятия, вся крупа быстро окажется на полу. Говорите ребенку, что нельзя сыпать крупу на пол.
  • Занятия лучше проводить последовательно от первого к второму.
  • Прежде чем перейти к следующему занятию сначала освойте предыдущее, позанимайтесь по нему несколько раз.
  • Освоенные занятия можно совмещать.

Занятие 1: Знакомим малыша с манкой

Понадобится:

  • манка — 100 грамм,
  • детская небьющаяся тарелочка.

Насыпьте манку в тарелку и покажите, как можно играть с манкой, нарисуйте на ней что-нибудь и обязательно расскажите ребенку, что это. Потом берите один пальчик поочередно на обеих руках малыша и рисуйте разные узоры.  Рисовать можно солнышко, гриб, тучку с дождем,  круг, рожицы и все что угодно по желанию.

Покажите крохе как можно брать манку в кулачок и сыпать сверху вниз. Научите, как можно солить пальчиками. Как можно чаще говорите слово «манка«, чтобы ребенок со временем запомнил название крупы.

Занятие 2: Знакомимся с гречкой

Понадобится: 

  • гречка — 2 кг;
  • кастрюля на 5-6 литров или пищевая пластиковая коробка;
  • баночка с крышечкой из под витаминов.

Гречка прекрасно массирует ручки ребенка.  Опустите ручки малыша в крупу, чтобы кисти полностью погрузились

Сжимайте и разжимайте гречку в кулачок, пропускайте через пальцы, потом осторожно вытаскивайте ручки наружу

Дайте ребенку баночку пусть он набирает в нее ручками крупу и высыпает назад. Заполните баночку на треть гречкой и закройте вместе с ребенком крепко крышкой. Дайте малышу погреметь баночкой, а потом открутите с ним крышку и высыпьте гречку в кастрюлю.

Не забывайте часто повторять ребенку, что мы играем с гречкой, чтобы он запоминал слово.

Занятие 3: Готовим кашу из манки и гречки

Понадобится: 

  • гречка — 1 — 2 кг;
  • манка — 0,5 кг;
  • кастрюля на 5-6 литров или пищевая пластиковая коробка;
  • поднос или пластиковая мелкая тарелка, желательно цветные;
  • маленькое сито;
  • ложка деревянная или пластиковая.

Если Вы часто делали первые два занятия с манкой и гречкой, то ребенок уже научился отличать манку от гречки. Показываем крупы малышу и просим определить где гречка, а где манка. Даем ребенку покопаться в крупах, а потом ложками пересыпаем их в кастрюлю.

Мешаем ложкой крупы — готовим кашу. Кашей можно покормить из ложечки мишку, кукол.

С помощью сита просейте крупы: манка просеится в тарелку (поднос), а гречка останется внутри сита. Пусть малыш тоже попробует просеять манку, а потом пальчиками порисует на ней.  Повторяйте слово «сито«, чтобы ребенок запомнил его.

Засуньте ручки малыша в гречку, сжимайте ее в кулачки и разжимайте, пропускайте через пальцы и вытаскивайте наружу.

 Занятие 4: Мешочки с крупой

Понадобится: 

  • гречка;
  • манка;
  • 2 небольших мешочка прошнурованные у основания, чтобы можно было их туго завязать.

Дайте ребенку насыпать ложкой в один мешочек манку, а в другой гречку. Туго завяжите мешочки, чтобы малыш не мог их развязать.

Просим ребенка определить на ощупь в каком мешочке гречка, а в каком манка. Пусть малыш перекатывает мешочки в ладонях — крупа будет массировать ручки через ткань. Через несколько занятий ребенок будет на ощупь легко отличать крупы друг от друга.

Занятие 5: Знакомимся с фасолью

Понадобится: 

  • крупная фасоль — примерно 10 штук;
  • пластиковая прозрачная бутылка объемом 0,5 литра — 1 штука.

Выложите фасоль на тарелочку перед малышом, скажите, что это фасоль. Пусть ребенок потрогает ее, познакомится, следите, чтобы не брал в рот.

Возьмите одну фасолинку и бросьте ее в бутылочку, теперь ребенок пусть берет по одной фасолинке и бросает в бутылочку. Предлагаем малышу закрыть крышечку и показываем, как гремит фасоль в бутылке.

Занятие 6 : Волшебные мешочки

Понадобится: 

  • мешочки с манкой и гречкой с занятия 4;
  • крупная фасоль — 10 штук;
  • небольшой мешочек, аналогичный мешочкам из занятия 4.

Предлагаем ребенку пересыпать фасоль в мешочек, после этого туго завязываем его. Теперь малышу надо определить в трех мешочках, где манка, гречка и фасоль.

Не убирайте далеко мешочки после занятия, пусть они будут на видном месте, чтобы ребенок при желании перебирал их и развивал свои тактильные ощущения.

Сенсорная коробка с мельницей, с ситом

Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.

Один совет: для сенсорной коробки с мельницей нужно брать крупу помельче – пшено или манку, т.к. более крупные зерна будут застревать в отверстиях, блокируя мельницу.

При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем сыграть в Золушку В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.

Игры с крупами для детей 2 лет

Рисование на манной крупе

Для игры понадобится:

  • Манная крупа
  • Стаканчики
  1. Посади ребенка за столик для кормления и предложи ему высыпать манку из стаканчиков на стол.
  2. Покажи ему, что крупу нужно разгладить рукой по всему столику.
  3. Попробуй порисовать пальцем по крупе и предложи то же самое сделать крохе.
  4. Можешь нарисовать солнышко, домик и поинтересоваться, что изображено на крупе.
  5. Игра может увлечь ребенка на долгое время. Проследи, чтобы кроха не пытался съесть крупу. В целом, это не опасно, но не рекомендуется.
  6. Если после игры крупа упала за пределы столика, предложи попробовать аккуратно смести ее с помощью щеточки и совка. Совок придержи сама, а щетку дай ребенку.

Переливание крупы в стаканчики

Для игры понадобится:

  • Две кружки
  • Крупы разных размеров
  1. Усади малыша за столик и покажи как нужно пересыпать крупу из одной чашки в другую. Для начала поставь одну кружку на стол, а другую возьми двумя руками и покажи, как правильно это делать.
  2. Предложи ребенку повторить. Пусть не торопится и старается как можно аккуратнее пересыпать крупу, чтобы не просыпать ничего лишнего.
  3. Сначала попробуй сделать это с крупными макаронами, затем пересыпай мелкие сыпучие крупы.
  4. В начале и конце пересыпание помоги малышу, ведь эта самая сложная часть для ребенка, у которого  только развивается мелкая моторика.
  5. Все, что упало мимо стаканчика, предложи ребенку смести щеточкой — это тоже часть игры.

Переливание жидкостей

Для игры понадобится:

  • Кружки — 2 шт.
  • Вода
  • Губка
  1. Эта игра является следующим этапом после пересыпания крупы. Когда малыш уже познакомился со свойствами мелких круп и тем, как их надо сыпать, чтобы не уронить мимо, можно дать попробовать ему перелить воду из одного стаканчика в другой.
  2. Также, как и в прошлой игре, покажи сначала медленно ребенку, как правильно переливать водичку из одного стаканчика в другой. 
  3. Придерживай стаканчик у ребенка в начале и конце переливания. Если у него уже хорошо получается, можешь доверить ему сделать это самому.
  4. Разлитую мимо воду вместе соберите губкой.

Достаем игрушку в крупе

Для игры понадобится:

  • Большая глубокая миска
  • Мелкая крупа (кукурузная)
  • Игрушки (маленькие и чуть больше)
  1. Возьми миску и помести в нее игрушки. Засыпь их крупой.
  2. Перемешай крупу так, чтобы игрушки находились в разных частях миски и их не было видно.
  3. Предложи малышу опустить туда ручки и проверить, есть ли там что-то кроме крупы? 
  4. Попроси достать все предметы из миски.

Крупа, конфеты и два стакана

Для игры понадобится:

  • Большая глубокая миска
  • Конфеты (1 горсть одного цвета, 2 — другого)
  • Стаканчики — 2 шт.
  1. Положи конфеты в миску и засыпь крупой. Перемешай, чтобы конфетки были не в одной куче. 
  2. Предложи малышу достать из крупы конфеты и поместить их в свой стаканчик. Красные конфеты — в один стакан, голубые — в другой.

Крупа и форма для льда

Для игры понадобится:

  • Форма для льда (пластиковая или силиконовая)
  • Крупы (разных размеров)
  • Ложечка
  • Стакан
  1. Заполни стаканы мелкими крупами, а крупные разложи по столу.
  2. Предложи ребенку заполнить формочки разными крупами. Пусть сначала ребенок попробует сделать это руками, затем соберет их ложечкой. 
  3. Он может делать это долго и аккуратно, ведь такое занятие требует концентрации.

Игры с крупой развивают мелкую моторику ребенка

Он старательно держит предметы и пытается не просыпать ничего мимо.
Развиваются тактильные, осязательные чувства ребенка
Когда он достает игрушку, которая погружена в крупу, не видя ее он чувствует ее форму, ее текстуру и мозг додумывает, как выглядит предмет и что это такое.
Рисование на крупе развивает фантазию ребенка и образное мышление, ведь рисунки на крупе — это образы, которые мозг должен додумать, чтобы понять, что на ней изображено.
Переливая жидкости и крупы, малыш задействует все свое внимание и концентрацию на предмете, старается удержать его и понимает, что каждое вещество имеет свои свойства, одни из них пересыпать легко, а другие могут пролиться мимо.
Важно после таких игр ребенка включать в процесс уборки за собой. Во-первых, он понимает, как собрать крупу и воду другим способом, а во-вторых, он понимает, что сам должен прибирать последствия своих игр, а это может помочь в будущем в сборе игрушек и уборке комнаты
Пусть малыш воспринимает уборку, как часть игры, а не как скучное обязательное занятие.

Как малышам играть с орешками и пуговицами

Игры для малышей с использованием грецких орехов:

  1. Катаем орешки. Эта игра подойдет для детей от 1 годика. Родитель берет в руки орех и показывает малышу, как правильно его катать. Округлая форма и шершавая поверхность лакомства очаруют ребенка. Катать орехи можно одной или двумя руками, помогать ножками.
  2. Массаж ног. Игра направлена на профилактику плоскостопия у малыша. По статистике, к 12 годам от плоскостопия страдает 50% детей. Поэтому профилактика этой особенности будет нелишней. Для игры понадобятся 2 мешочка. В каждый кладут по 10 орехов. Затем малышу предлагают массаж – походить по мешочкам. Во время игры нужно придерживать ребенка за руку, потому что он может упасть.
  3. Сортировка орехов. Малыши любят сортировать орехи и раскладывать их по баночкам, поэтому нельзя отказывать им в таком удовольствии. Для игры понадобятся 10 орехов – желательно, чтобы они были разной формы. К ним добавляют желуди, каштаны или арахис. Задача малыша – отсортировать их по величине. Детям, которые разбираются в цветах и оттенках, можно предложить игру сложнее. 3–5 орехов раскрашивают в разные цвета. Например, синий, розовый, желтый, зеленый и красный. Затем загадывают один из цветов. Задача ребенка – найти орех, окрашенный в загаданный цвет.
  4. Учимся считать. С помощью орехов можно обучить малыша арифметике. Лакомство раскладывают в одну линию. Затем придумывают простые задачки на сложение и вычитание. С помощью орехов можно учиться считать. Родитель указывает пальцем на орешек и произносит цифру. Ребенок за ним повторяет. Дошкольники, которые умеют считать, могут сыграть в игру с орешками в банках. Ребенок должен сложить по 10 орехов одинаковой формы в каждую емкость.

Игры с пуговицами для малышей:

  1. Три цветочка. Игра знакомит малыша с цветами и размерами. Понадобятся 3 набора пуговиц разных цветов или оттенков. Задача малыша – выложить из них 3 цветочка. Например, один – маленький, второй – средний, а третий – самый большой.
  2. Цветные пуговицы. Для игры понадобятся 2 листа цветной бумаги и набор разноцветных пуговиц. Задача малыша – выложить на лист пуговицы соответствующего цвета. Например, если бумага синяя, то и пуговица на ней должна быть синей.
  3. Волшебная коробочка. В непрозрачной коробке делаем отверстие. Затем предлагаем малышу проталкивать в него пуговицы определенных цветов (например, желтого и зеленого).
  4. Собираем урожай. Для игры понадобятся кусочек пластилина, 10 зубочисток и несколько пуговиц. Пластилин раскатывается. На него лепятся пуговицы. Это можно предложить сделать малышу. Затем ребенка просят «собрать урожай» – заполнить дырочки в пуговицах зубочистками.
  5. Рыбалка. Для игры понадобятся тазик с водой, пуговицы разных цветов, сачок или ложка. Бросаем в воду пуговицы. Затем приглашаем ребенка к игре. Его задача – с помощью сачка или ложки выловить «рыбку» (пуговицы) определенного цвета, например красного. Если ребенок учится считать, можно поставить перед ним более конкретную цель: 3 красных пуговицы.
  6. Учимся считать. Для игры понадобятся несколько листов белой бумаги, фломастеры и пуговицы. Родитель загадывает цифру и пишет ее на бумаге. Задача малыша – выложить рядом с ней соответствующее количество цифр. Если ребенок запутается при счете, ему можно помочь.
  7. Создаем бусы. Для игры понадобятся 3–4 набора пуговиц и ниток разных цветов. Задача ребенка – сделать однотонные бусы для мамы, бабушки, тети или подруги. В игре малышу нужно отсортировать пуговицы, найти нитку такого же цвета и нанизать их на нее. Если игра покажется сложной, ребенку можно помочь.
  8. Создаем аппликации. Для игры понадобятся несколько шаблонов с белыми пробелами для пуговиц. Их можно найти в интернете. Это может быть изображение фруктов, животных или любых других предметов. В них обязательно должны быть круглые белые пробелы – пространство для пуговиц.
  9. Поезд из пуговиц. Для игры понадобятся 20–30 пуговиц – чем больше, тем лучше. Выкладываем из них вагоны. Каждая пуговица – вагон. Чтобы поезд двигался, нужно перекладывать последнюю пуговицу на место первой. Удобнее играть на полу. Чтобы малыш погрузился в атмосферу, можно распечатать картинки станций и положить их рядом с поездом из пуговиц. Когда поезд едет, родитель и ребенок издают характерные звуки: «Ту-ту». Во время игры можно учить стихотворения про поезд.

Игры с прищепками.

Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!

Вот самые популярные из них:

С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.:

Сортируем прищепки по цвету:

Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!

Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить “червячков” в тарелочку к птичке используя прищепки):

Развивающие игры с крупой для детей 2 — 3 лет

Что лежит в сундучке?

Игры с крупой для малышей развивают не только зрение и осязание, но и слух. Возьмите пластиковые части от шоколадного яйца, насыпьте в них разные крупы. Попробуйте вместе с ребенком отгадать, где какая крупа насыпана.

Мешочки с сюрпризом

Вам понадобятся полотняные мешочки, куда вы можете насыпать различные крупы, задача похожа на предыдущую игру, отгадайте вместе с ребенком, где какая крупа.

Каждая крупа знает свой домик

Возьмите разные емкости разных цветов и размеров и разные крупы, попросите ребенка насыпать определенные вид крупы в свой домик. Все действия можно сопровождать пояснениями или придумать сказку заодно вы развиваете речь и воображение. 

Китайская лапша

Игра направлена на развитие мелкой моторики. Насыпьте в одну миску достаточно крупную крупу, дайте ребенку две палочки, засеките время и дайте отмашку, попросите перенести в другую миску как можно больше семян. Затем поменяйтесь, посоревнуйтесь с ребенком.

Воображение

Попросите ребенка собрать несколько игрушек, желательно, чтобы они были не мягкие. Начинайте рассказывать сказку, где в какой-то момент начинает идти дождь, и все герои оказываются под ливнем. Попросите ребенка обыграть это при помощи круп различного вида. Проследите, как изменятся действия, если сказать, что пошел сильный дождь, дождь с градом, снег.

Веселая пирамидка

У каждого малыша есть формочки в виде пирамидки. Попросите ребенка расставить их в порядке увеличения. Дайте малышу миску с манкой и ложечку, попросите насыпать крупу в пирамидку определенного цвета. Если у ребенка хорошо получается, увеличьте темп или дайте ему два вида круп, команды чередуйте.

Аппликация

Если ребенок любит рисовать, значит, ему очень понравится сочетать игры с крупами для детей и творчество на листе бумаги. Для начала нарисуйте на листе бумаги простой рисунок, возьмите клей и кисть, зарисуйте те области, которые хотите закрасить. Затем насыпьте на рисунок горсточку манки, пшена, ячневой крупы. Таким образом, крупа прилипла в месте нанесения клея, вы с ребенком раскрасили нужный участок. Малыши бурно реагируют на данную игру. В их глазах мама и папа волшебники.

Если вашего малыша это увлекло, попробуйте создать аппликацию из круп и пластилина.

Картины на пластилиновой основе

Для игры понадобится лист плотного картона или доска для лепки. Подготовку проводит взрослый, аккуратно наносит на основу пластилин. Чтобы быстро выполнить операцию пластилин нужно разогреть в руках. При помощи острой зубочистки нанесите схематичный рисунок, а затем вместе с ребенком создайте узор с помощью круп или прорисуйте основные детали. Неплохо в такой технике получаются пейзажи. Свобода для творчества и полет фантазии обеспечены. Такую картину можно поставит в детской на видное место. Интересен вариант подарка в виде такой картины родителям на День защитника Отечества или Международный женский день.

Игры с крупой для детей старше 4-х лет

Изучаем буквы и цифры

Спрячьте в крупе цифры или буквы. Пусть ребенок найдет именно ту букву или цифру, которую Вы загадали. Так лучше запомнит.

Можно немного изменить игру. Пусть ребенок найдет все гласные буквы. Или дайте задание найти все цифры больше пяти. 

Ваш ребенок достигнет большего результата играя в такой сенсорной коробке, потому как он не только видит, но и трогает пальчиками букву или цифру. 

Изучаем цвета

Раскрасьте крупы в разные цвета и сделайте однотонные коробки. Главное чтобы в каждой коробке были любимые игрушки, того же цвета что и коробка. Ребенок начнет ассоциировать цвет коробки и его любимую игрушку. 

Дайте ребенку поиграть в крупе и вам откроется внутренний мир ребенка. Внимательно посмотрите, что он там делает. Рисует или строит дома или….

Возможностей для игры с ребенком огромное количество, главное, найти время и желание

У ребенка стремление к взаимодействию со взрослым есть всегда, важно, чтобы родитель был всегда готов его поддерживать

Рисуем манкой или песком

Ставим два тубарета, кладем на них прозрачное пластиковое полотно, лучше прозрачный пластиковый поднос. Внизу между тубареток устанавливаем лампу. Насыпаем в поднос манки и даем ребенку вволю пофантазировать.

Вы увидите, у вас растет гений.

Аппликации из круп

Для аппликаций я заранее рисую шаблоны или использую готовые. Вот несколько примеров наших работ:

Листва из цветного риса. Мы делали несколько деревьев — с осенним нарядом, зимним (снег из белого риса), весенним, летним.

Заготавливаем сено для коровы. В нужном месте Антошка намазывает заготовку клеем и обильно посыпает вермишелью. Стряхиваем и получаем стог сена.

Нагружаем грузовик пшеном. Здесь аналогично — клей-карандаш или обычный ПВА + пшено.

Ракраска из круп. Можно взять раскраску для самых маленьких, покрыть слоем клея или пластилина и «раскрашивать» крупами. К примеру, этого цыпленка мы делали из кукурузной крупы, а глазик — из пластилина.

Сажаем бабочек на цветок. Раскрашиваем вместе с Антошкой макароны в форме бантиков и приклеиваем их на нарисованный цветок с помощью пластилина или ПВА.

Также можно делать дорожку из пшена, снег из риса, узоры из фасоли и т.д.

Играем с пинцетом

Игра аналогична предыдущей, только здесь вместо прищепки мы будем использовать пинцет. Сначала попробуйте поупражняться с кусочками губки. Когда это будет хорошо получаться, можно точно также перекладывать пинцетом маленькие бусины. Это задание, конечно, посложнее, но оно уже под силу 2-хлетнему ребенку!

Чтобы разнообразить игру, можно не просто перекладывать бусины из одной миски в другую, а еще и сортировать их по цвету, как в .

Игры с прищепками и пинцетом мы с дочкой частой включали в наши сюжетно-ролевые игры. Так, например, во время наших чаепитий с игрушками наряду с прочей пластмассовой пищей – тортами и овощами – мы использовали в качестве печенья кусочки поролона, а в качестве конфет – бусины. Естественно, мы раскладывали всем еду в зависимости от цветовых предпочтений каждого (Мишка любит только красные конфеты, а зайка – только синие и т.д.).

Пинцет можно использовать как обычный, так и специальный детский. Он побольше, бусины им перекладывать не получится, зато к нему хорошо подойдут фрукты этой же фирмы. У Learning Resources есть и другие интересные инструменты для совершенствования мелкой моторики, например.

Стоит ли говорить о том, что игры с прищепками и пинцетом замечательно развивают мелкую моторику, координацию движений, оттачивают орудийные навыки.

3 месяца: пальчиковая гимнастика

«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев

Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения. Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике)

Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.Игры для развития пальчиковой гимнастики

Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.Игры для развития пальчиковой гимнастики

  • Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
  • Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.

Играть со шнуровкой

В магазинах, как правило, встречаются шнуровки двух разновидностей. Наиболее часто попадаются шнуровки

(Озон

, Лабиринт

, KoroBoom

), которые представляют собой набор из плоской картинки (а иногда и из объемной игрушки
) с множеством дырочек и шнурка, при помощи которого ребенок должен прошнуровать эти самые дырочки.

В другом варианте шнуровок

(Озон

, Лабиринт

, KoroBoom

) вместо картинки с дырочками есть множество различных деталей (это могут быть зверушки, фрукты, овощи), которые нужно нанизать на шнурок. В результате игры с такой шнуровкой должно получиться что-то похожее на бусы.

Для малыша, который только начинает осваивать искусство шнурования, по моему опыту, гораздо лучше подходят шнуровки второго типа. Делать бусы для любимой игрушки ребенку понятнее и ближе, чем без какой-либо цели продевать иголочку в многочисленные дырочки. А пришнуровывать к пальме бананы (как у нашей игрушки на фото) пока еще слишком рано. Поэтому на данном этапе я предлагаю вам приобрести именно шнуровку-бусы.

Когда мы с дочкой только начали осваивать шнуровку (а интерес у Таисии к шнуровке появился где-то в 1 год и 2 месяца), мы играли так. Я держала детальку, направляя дырочку так, чтобы дочке было удобно просунуть в нее шнурок. Она брала деревянную иголку со шнурком в одну руку и просовывала ее в подставленную дырочку, затем другой рукой доставала появившийся с противоположной стороны конец иглы. Когда это движение стало хорошо получаться, я стала учить дочку самостоятельно удерживать детальку одной рукой, а другой – проталкивать иголку. После того, как иголка была просунута в дырочку, ей необходимо было переложить детальку в другую руку и освободившейся рукой достать конец иголки. К моему удивлению, дочка довольно быстро освоила это умение, а ведь мне поначалу казалось, что для годовалого ребенка это задание очень трудное.

В качестве первой шнуровки вы также можете попробовать и такой вариант: возьмите любую не слишком длинную ленточку, а для нанизывания используйте баранки (сушки) или колечки от пирамидки

. При этом также объясняйте ребенку, что вы с ним делаете бусы для мишки, например. Дырки в сушках значительно больше, чем в деталях шнуровки, что облегчает задачу малышу. Однако моей дочери обыкновенная шнуровка понравилась гораздо больше, возможно, потому что иголкой орудовать удобнее, чем ленточкой.

Играть с крупами, с песком, с водой.

Прогуливаясь на детской площадке в теплое время года, не проходите мимо песочницы. Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики руки, а также знакомят ребенка с основными физическими свойствами веществ.

Дома тоже можно организовать много интересных  игр с сыпучими веществами, можно сделать мини-песочницу или сенсорную коробку (особенно это актуально в холодное время года). В своих домашних занятиях вместо песка вы можете играть с крупами: горохом, пшеном, гречкой, манкой. Для разнообразия тактильных ощущений старайтесь использовать несколько видов круп.

Конечно, строить куличики в 1 год еще рановато, малыш вряд ли сочтет это занятие интересным. Чем же тогда заниматься в песочнице? Вот несколько интересных вариантов игр:

  • Показывайте ребенку, как пересыпать песок/крупу из одной тары в другую. С этой целью подойдут небольшие стаканчики, детская посудка, формочки для песка. Главное, чтобы малышу удобно было ухватиться за посуду одной рукой. Ребенок, повторяя за вами, будет учиться координировать свои движения.
  • Если вы будете использовать в своей игре еще и небольшой кувшинчик, то вы поможете малышу отработать еще один очень полезный тип захвата (ребенок держится только за ручку, а не за всю тару), что разнообразит сенсорный опыт малыша.
  • Учите ребенка «солить» песком ваш игрушечный суп (пальчики складываем щепоткой и трем друг об друга), так вы побуждаете пальчики к мелкой работе.
  • Набирайте вместе с малышом крупу/песок в ладонь, затем, разжимая ладонь, высыпайте – получается гимнастика для ладошки.

Предложите ребенку пересыпать крупу/песок ложкой из одной тары в другую

Важно: поставьте посуду перед малышом так, чтобы ему пришлось пересыпать крупу слева направо. Таким образом, мы постепенно готовим руку к правильному положению во время письма. Опыт взаимодействия с крупой и другими сыпучими веществами малыш может получить, играя с разнообразными сенсорными коробками

Вот пример одной из тех коробок (другие варианты вы найдете здесь), которую вы можете предложить уже годовалому малышу. В контейнер или ведерко насыпьте любой крупы и спрячьте туда небольшие игрушки так, чтобы ребенку были видны только краешки. Предложите малышу найти игрушки. Аналогично можно играть и в песочнице

Опыт взаимодействия с крупой и другими сыпучими веществами малыш может получить, играя с разнообразными сенсорными коробками. Вот пример одной из тех коробок (другие варианты вы найдете здесь), которую вы можете предложить уже годовалому малышу. В контейнер или ведерко насыпьте любой крупы и спрячьте туда небольшие игрушки так, чтобы ребенку были видны только краешки. Предложите малышу найти игрушки. Аналогично можно играть и в песочнице.

Ну и, конечно, продолжайте отрабатывать владение совком, вместе с ребенком наполняйте ведерки и формочки песком/крупой.

Как играть с водой? С 1 года мы только учимся переливать воду из одной посуды в другую. Требования к таре здесь такие же, как и в игре с сыпучими (читайте выше).

Игры для детей 0-1 года

Для самых маленьких детей – 1 года и младше – выбор игр с крупами небольшой. В основном их целью является развитие тактильных ощущений.

  • Знакомство. Взрослый насыпает по пригоршне круп 3–4 видов на поднос и водит ручками малыша сверху, проговаривая названия.
  • Массаж ножек. Гречка или фасоль насыпается в таз, и малыш, придерживаемый взрослым за подмышки, топчется ножками по шершавым крупинкам.
  • «Где спрятались ручки?». Взрослый опускает в глубокую миску с манкой руку, и просит малыша отыскать ее. Вместе они раскапывают пальчики, ладошку. Наконец, под радостный возглас показывается вся рука.
  • Сенсорная коробка «Радуга». Рисовая или манная крупа окрашивается пищевыми красителями в разные цвета, а затем высыпается в коробку полосами. Ребенок пробует смешивать их между собой, тренируя творческие способности.
  • Игрушка. Небольшая фигурка, желательно одна из любимых малышом, прячется в крупу, но не полностью. Выглядывать должна небольшая часть. Взрослый предлагает поискать спрятавшуюся игрушку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий