Как родители могут развивать речь ребенка в возрасте 1 года?

Первое слово

Каким должно быть первое слово малыша? Специалисты по раннему развитию считают, что оно совсем не обязательно должно быть нам знакомым и привычным. Любой узнаваемый набор звуков, который является обозначением человека, предмета или действия (например, «бака» вместо «собака», «ка» вместо «каша»), специалисты склонны считать своеобразным словом.

Как понять, что ребенок сказал именно слово, а не просто набор звуков? Если высказывания ребенка повторяются при одних и тех же обстоятельствах, пусть даже вы не можете их понять, будьте уверены, ваш малыш сказал слово, просто его речевой аппарат еще недостаточно развит, чтобы произнести это слово разборчиво. Чтобы развитие речи вашего ребенка не замедлялось, не стоит говорить с малышом на его «детском» языке. Если ребенок, указывая на машину, произнес «би-би», скажите: «Правильно, это машина». Гуляя во дворе, попросите ребенка показать машину. А чтобы перевести слово «машина» из пассивного словаря ребенка в активный, укажите на машину и спросите: «что это?». Тогда ваш малыш непременно выучит новое слово и научится правильно его произносить.

Существует миф, что первым словом ребенка обязательно должно стать слово «мама». Действительно, некоторые дети говорят «мама» уже в 4-5 месяцев. Также еще до года дети могут говорить «ляля», «баба» и т.д. Все это простые в произношении слова, которые образуются из повторяющегося лепета ребенка. Первыми становятся именно те слова, которые легко произнести.

Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?

Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь в том числе. Существовавшие некогда «нормы», что в год ребенок должен знать 10—50—100 слов, а в два — 800–1000, на сегодняшний день признаны некорректными и редко используются в практике. Так что четких стандартов, в каком возрасте дети начинают говорить слова и как быстро должен пополняться их словарный запас, просто не существует.

Есть ориентиры, которыми можно пользоваться, оценивая уровень развития малыша. Однако стоит понимать, что это всего лишь ориентиры, и оценивать развитие нужно в целом. Если дети позже начинают говорить, это вовсе не означает, что с ними что-то не так.

Возраст
Импрессивная речь (понимание речи)
Экспрессивная речь

6 месяцев

поворачивается на голос

обращает внимание на громкие звуки

смеется

произносит отдельные слоги и звуки в ответ на обращение к нему

9 месяцев

машет рукой на прощание

качает или кивает головой, когда отрицает или соглашается с чем-то

лепечет, произносит слоги

говорит «ма-ма-ма», «па-па-па», но слова пока не привязаны к людям или предметам

12 месяцев

говорит как минимум одно слово, придавая ему смысл (например, «мама», обращаясь к матери)

подражает звукам («кошечка делает «мяу», собачка — «гав»)

произносит простые лепетные слова

15 месяцев

18 месяцев

указывает по просьбе как минимум на одну часть тела

использует указательный жест в диалоге

2 года

показывает по просьбе картинки

выполняет сложные просьбы

говорит простые фразы («мама, пить», «киса мяу»)

называет хотя бы одну картинку

3 года

показывает части тела по просьбе (и называет их)

выполняет сложные просьбы

говорит короткие предложения

называет хотя бы один цвет

речь понятна окружающим

Еще раз повторим: не существует норм, во сколько лет дети начинают говорить отдельные слова, фразы и предложения. Все очень индивидуально, а приведенные выше сроки — лишь приблизительные ориентиры.

Как развивать ребенка в 1 год?

В годовалом возрасте малыши весьма любознательны. Это касается и мальчиков, и девочек. Детки активно познают все новое, поэтому их несложно заинтересовать развивающими играми.

  • Предоставляйте ребенку больше свободы и самостоятельности. Пусть он ходит и исследует все вокруг. Главное, соблюдать технику безопасности, чтобы кроха не травмировался.
  • Читайте малышу сказки, стишки, пойте песенки.
  • Покупайте развивающие игрушки – кубики с картинками, сортеры, пирамидки, игрушки со шнуровкой. Если малыш пока не интересуется подобными вещами, не заставляйте его играть с ними. Отложите, а через время снова предложите.
  • Играйте в простые сюжетно-ролевые игры с игрушками и друг другом.
  • Предложите малышу пальчиковые игры – они положительно влияют на развитие речи, мышления, мелкой моторики рук.
  • Не прогулке рассказывайте ребенку об окружающем мире, показывайте растения, животных, насекомых.
  • Предоставьте возможность малышу играть с водой, крупой.

Не существует жесткого стандарта умственного, физического, психомоторного и эмоционального развития детей. Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе. Чем больше родители занимаются с ним, тем больше знаний и умений он приобретает к годовалому возрасту.

Особенности развития речи на дошкольном этапе

Последний этап развития речи специалисты называют дошкольным. Он длится от 3 до 7 лет, характеризуется тем, что речь детей становится более совершенной, по своему построению приближается к речи взрослого.

  • Развивается контроль над произношением слов и фраз (фонетика).
  • Интенсивно растет словарный запас, достигая к концу дошкольного возраста 3000-4000 слов.
  • Дети узнают значение многих слов, оно становится разнообразным, что приводит к хорошему развитию грамматики и связной речи.
  • Существенно усложняется содержание и объем речи, что сказывается на структуре предложений. 
  • Если трехлетки используют довольно упрощенные фразы, то четырехлетки пользуются сложными предложениями. Словарный запас составляет в 4 года1500-2000 слов.
  • В 5лет дошкольники свободно строят сложные предложения при помощи слов «потому что, так как, который, чтобы».
  • К пяти годам словарный запас доходит до 2500-3000 слов. Детишки узнают обобщающие слова и активно их используют (мебель, посуда, растения и подобные).
  •  К 7 годам запас слов увеличивается до 3500, грамматический строй речи приближается к школьному обучению.

Нормы речевого развития позволяют родителям определить уровень сформированности речи детей, любое отклонение требует консультации специалистов.

10 советов для родителей

Правильной организации процесса развития речи годовалых малышей помогут несложные правила:

  1. Учитывайте, что даже игра сейчас утомит ребенка, если будет длиться более 10 минут. Поэтому не «заговаривайте» его дольше, не проводите пальчиковые или артикуляционные игры больше 5 – 7 минут.
  2. Развивайте способности малыша последовательно. Пусть он сначала научится говорить открытые и закрытые слоги, а только затем – состоящие из них слова. Сначала учим понимать, что такое предмет и действие, затем – называть их, и лишь после – составлять из этих слов предложения.
  3. Упражнения для развития речи подбирайте так, чтобы они подходили конкретному ребенку. Ведь то, что одному легко далось в год, другому может не даваться и в полтора. Если игра окажется непосильной для малыша, он потеряет к ней интерес, начнет противиться подобным занятиям.
  4. Учите кроху выражать эмоции при помощи междометий: ай, эх, ой, ух, ого. Это интуитивно помогает ребенку усвоить эмоциональную функцию речи.
  5. Помогите ему освоить регулировку силы голоса. Можно петь, перекликаться, окликать друг друга во время игры в прятки, или просто находясь с ребенком в разных комнатах.
  6. Называйте предметы, только когда ребенок видит их непосредственно, ведь мышление у деток от 1 года до 3 лет – наглядно-действенное. Кормите кроху – называйте продукты и посуду, купаете – называйте ванные принадлежности, средства гигиены, игрушки. Учите ребенка называть и понимать действия: его одевают – это называется «гулять», укладывают в кроватку – это значит «спать».
  7. Чаще позволяйте малышу играть со старшими детками. При таком общении старшенькие провоцируют младшеньких выражать свои желания доступными способами, подают пример для подражания. Особенно эффективно такое общение во время совместных игр.
  8. Приобретите или сделайте домашний кукольный театр. Играя с персонажами, детки активно развивают речь, учатся сочинять свои истории. Они появятся не сразу и будут совсем примитивными, но всему свое время.
  9. Прогуливаясь с малышом, не просто называйте предметы, а развивайте вокруг них простые сюжеты. То есть, не просто «собачка», а «собачка гонится за бабочкой и лает».
  10. Разыгрывайте с игрушками увиденные в жизни сюжеты. Например, вы видели, как девочка кормит на площади голубей. Проиграйте эту ситуацию с куклой. Увидели, как грузовик выгружает кирпичи – сделайте то же самое дома с кубиками.

Когда ребенок начинает говорить? Особенности речевого развития малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев

Первые слова ребенка

Игры для детей – это всегда интересно и весело! Существует великое множество игр для малышей. Какие из них нужны ребенку в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев? Какие игры будут развивать речь и мышление малыша, а какие будут развивать не малыша, а …маму, которая сама постоянно без пауз говорит, показывает картинки, а вот малышу достанется только роль молчаливого слушателя столь активной мамы. И тогда цель игры не будет достигнута, ведь развитие происходит только в активной деятельности самого ребенка.

Выбор развивающей игры для малыша определяется особенностями его развития. О возрастных особенностях развития ребенка от 1 года до 1 года 3 месяцев я и хочу немного рассказать в начале статьи. А потом уже поиграем вместе :)!

На мой сайт «Родная тропинка» приходят мамы с разными вопросами. От «Как научить малыша побыстрее заговорить – чтобы он начал говорить слова «мама» и «папа»  в 3 месяца?» до «Мой ребенок в три года не говорит. Отставание ли это или норма?»

Для того, чтобы ответить на эти вопросы нужно сначала понять, а что же такое слово в нашей жизни? И что такое слово по отношению к малышу, который только учится говорить?

Годовалый малыш обычно уже говорит — произносит первые слова в привычных ему ситуациях. Обычно это 10-12 самых простых слов: мама, папа, дай, бух, деда, баба, иди, на, топ-топ, ням-ням, тетя и т.д. Слова могут быть и сокращенные, например: «апа» — палка, «бобо» — больно.

Вот такие первые слова двух малышей пришли на сайт «Родная тропинка» на конкурс «Смешинки на «Родной тропинке». Отгадайте, что это за слова? Что хотел сказать малыш?

Вот несколько ответов, которые я специально написала справа налево, чтобы была возможность не сразу увидеть ответ, а отгадать его.

Как мы видим из этого примера, первые слова малыша еще не «слова» в нашем – «взрослом» и научном понимании.

Давайте разберемся, чем являются первые слова и что такое слово.

Все мы знаем, что слово всегда относится не к одному конкретному предмету, а к их классу. То есть любое слово нашей речи есть обобщение. Например, кошка – это любая кошка разного размера и цвета и разной породы, живая или на картинке.

По отношению к ребенку второго года жизни обобщение означает, что он учится называть одним словом определенный класс предметов. Например, ребенку нужно научиться называть словом «уточка» или «кля-кля» (кря-кря) как уточку, увиденную в деревне, так и уточку, изображенную  на картинке, или уточку-игрушку. Уточкой малыш называет всех уток разного цвета, размера, по-разному изображенных.

Слово как обобщение появится у ребенка не сразу, а только тогда, когда пройдет несколько стадий развития.

Стадии развития слова как обобщения

Первая стадия. Сначала в речи малыша будут слова, которые имеют не одно значение, а много. Например, «кисой» или «кыс» малыш может называть не только кошку, но и всё пушистое – и меховой воротник, и собаку, и волосы мамы, и одеяло, и мохнатую мягкую игрушку. А слово «мама» может означать от «Я очень рад тебе!» до «Я устал», от «Возьми меня на ручки» до  «Дай мне яблоко». А если малыша попросить показать тарелку, то вполне возможно, что он принесет все зеленые предметы, так как его тарелка зеленого цвета. Это первая стадия развития обобщения, которую проходит ребенок в 1 год.

Вторая стадия. Она называется «слово-имя». На этой стадии малыш относят слово только к одному конкретному знакомому предмету. Ребенок не переносит это название на другие предметы, разные по цвету и размеру. Например, «киса» для него это конкретная кошка (кошка, которая живет дома или кошка на конкретной картинке). В отличие от первой стадии малыш уже не называет словом «кис» другие предметы – волосы, мех и т.д. Кошка для него – это только вот эта кошка, конкретная и единственная.

Постепенно малыш начинает выделять главные признаки предметов и начинает использовать обобщение. Это будет третья стадия развития слова как обобщения у годовалого малыша. Тогда ребенок станет называть кошкой всех кошек, причем разных по цвету, величине. Он будет отличать кошку от других животных  и на картинке, и среди игрушек, и в жизни.

Понимание речи

Пассивный словарный запас ребенка также важен, как и активный. Именно из него развивается активный словарный запас.

В пассивный словарь входят не только существительные, глаголы и прилагательные, но также фразы и выражения.

В эту группу обычно относят те слова, которые знакомы ребенку, и он может наблюдать за ними каждый день. Есть несколько типов пассивных словарей. Мы рассмотрим их ниже и приведем примеры групп, относящихся к ним.

Предметный словарь:

  • части тела (ноги, руки, голова);
  • игрушки (кукла, машинка, мяч);
  • дом или квартира (окно, стены, дверь);
  • мебель (стул, кровать, стол);
  • одежда и обувь (шапка, ботинки, платье);
  • домашние животные (корова, кошка, лошадь);
  • дикие животные (волк, заяц, лиса);
  • овощи и фрукты (банан, помидор, картошка).

Глагольный словарь:

  • действия, которые совершает сам малыш (бежит, сидит, спит, танцует);
  • действия, совершенные близкими (стирать, читать, петь).

Прилагательные, наречия:

  • название цветов (белый, черный, синий);
  • названия каких-либо ощущений (вкусно, горько, сладко);
  • названия каких-либо понятий (большой, аленький, много, мало).

Мы привели лишь некоторые примеры слов, относящиеся к тому или иному словарю. Конечно, их больше, и они могут отличаться от словаря разных детей. Тем не менее все вышеперечисленное можно назвать фундаментом в процессе правильного формирования речи.

Работая над словарным запасом, также необходимо развивать и фразовую речь. Для этого необходимо использовать максимально простые фразы с теми словами, которые уже знакомы ребенку по отдельности.

Это могут быть такие выражения как «Где папа»? «Дай попить», «Держи яблоко», «Принеси мячик» итд.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал;

2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;

3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него;

6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат;

7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»;

9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет»;

11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев

Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»)

Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками;

  • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам;
  • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

Развитие речи малыша

В 12-15 месяцев словарный запас ребенка состоит из 10-15 односложных слов или коротких фраз. Особенно интенсивно речь начинает развиваться по достижению полутора лет. Сначала малыш, как эхо, повторяет услышанные от родителей слова, затем старается воспроизвести их самостоятельно. К концу второго года жизни ребенок начинает уверенно оперировать словосочетаниями и небольшими предложениями из 2-4 слов. 

Чтобы ускорить речевое развитие малыша в 1 год, можно делать это в игровой форме:

  • пропевать с ребенком звуки и слоги, постепенно увеличивая и усложняя слова;
  • чтение несложных стишков, побуждающих к произнесению слов и звуков;
  • игра “кто так говорит?” – взрослый показывает картинки с животными и просит ребенка воспроизвести их характерные звуки.

Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает»

Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции

«Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

Малыша понимает только мама

Мой племянник предложениями заговорил около двух, но слова были не очень понятны особенно с непривычки — или конец слова или начало: ди – иди, ко – комната, коробка, колесо, гоу – мяч (видимо, от слова «гол») бе, си, зе, жё, чё — цвета, каки — красный.

Например фраза «Яя, ди яя ко», обращённая ко мне, значила «Вера, иди в свою комнату». А ещё такой случай был: пошли они с бабушкой чистить зубы, до этого всегда была зелёная паста в зеленом тюбике, а тут родители купили в красном. Любил очень Арсений пасту всем на щётку выдавливать, себе детскую выдавил и решил бабушке помочь — распаковали новую пасту, он крышку открутил и удивленно так говорит: 

— Бе! (значит, белая) А я дуди каки! («А я думал, красная»). — Вера Котова.

Иногда малыш говорит, и говорит много, активно предпринимая попытки вступить в диалог с другими детьми и взрослыми на площадке, в поликлинике, в транспорте. Но маме приходится брать на себя роль переводчика, потому что для окружающих речь малыша звучит набором бессвязных звуков. Возвращаясь к нормам развития языка, ребенок в возрасте до трех лет имеет полное право заменять отдельные буквы в словах, а какие-то и вовсе не произносить. Но кроме неразличимых звуков, речь малышей может еще и изобиловать неведомыми окружающим словами. Как же помочь малышу стать приятным собеседником не только для мамы, но и для других людей?

В первую очередь, обратите внимание на чистоту и правильность речи, которую слышит малыш. Если вы сюсюкаете, активно используете в речи разнообразные «куп-куп» и «ням-ням», закрепляете в речи малыша плоды его неверного произношения («весипет» — велосипед, «атя» — шапка», «игока» — Егорка), повторяя и регулярно используя в речи эти словоформы, разговариваете слишком быстро или, напротив, слишком медленно, не стоит ожидать скорого становления чистой и понятной речи у малыша

Сделайте свою речь грамматически правильной, артикуляционно чистой и эмоционально выразительной, а также предложите ребенку упражнения и игры на развитие речевого аппарата и улучшение артикуляции. Они не занимают много времени и проводятся в игровой форме между делом. Можно перед зеркалом вытягивать губы трубочкой, цокать язычком «как лошадка», дуть на бумажные шарики, выдувать мыльные пузыри и т.д. Существуют книги и карточки с наглядным изображением упражнений артикуляционной гимнастики в стихотворной или в сказочной форме (Е.М.Косинова, Н.В.Нищева и др.).

Я как манны небесной ждала, когда ребенок заговорит! Первые внятные слова начали появляться после двух, но очень медленно, к 2,6 их было не больше полусотни. И вот последние два месяца (сейчас Ксюше 2,11) именно прорвало — говорит и повторяет все, постоянно и довольно чётко. К нашему удивлению, среди первых фраз были рифмованные:

— Мадам-мадам, иди ням-ням (Мадам Газель из мультика про Пеппу)
— Я не бяка, я собака, я хочу гав!

Сейчас частенько выдаёт забавные фразы, из последнего: папа, одень меня на шею! — Надежда Киселева.

Каждая история появления первого слова, как и появления самого малыша на свет, — индивидуальна, и последнее, что стоит делать, — это сравнивать своего ребенка с другими детьми, сравнивать скорость его развития, величину его словарного запаса или количество правильно произносимых звуков с «показателями» речевого развития каких-то среднестатистических детей или вполне реальных знакомых детишек.

Что действительно следует сделать маме, обеспокоенной своевременным развитием речи малыша, — это завести дневничок, в котором фиксировать все новые слова и наблюдения за речевой активностью, развитием понимания обращенной речи, использованием жестов и другими проявлениями прогресса в становлении речи.

Анализируя эти записи, внимательная мама всегда сможет увидеть, когда малышу нужна консультация специалиста, а когда достаточно сделать акцент на речевые игры и упражнения, чтобы помочь малышу заговорить больше и понятнее.

Умственное развитие

В 12 месяцев ребенок уже многое понимает. Он еще не умеет говорить, но, несмотря на это, доносит до взрослых свои желания и потребности с помощью жестов и звуков.

Годовалый ребенок должен знать:

  • названия предметов, которые он часто видит;
  • название животных и звуки, которые они издают («гав-гав», «мяу-мяу»);
  • понимать слова «возьми», «принеси», «положи на место»;
  • понимать запреты и разрешения;
  • знать свое имя;
  • показывать на пальцах свой возраст;
  • рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы.

Уровень интеллектуального развития ребенка в 1 год зависит от того, сколько внимания взрослые уделяют ему. Малыши, с которыми родители много занимаются и играют, к этому возрасту имеют хороший багаж знаний. 

Интеллектуальное развитие

Изучая вопрос, как развивать ребенка в 1 год, не следует также забывать о памяти, мышлении и умении концентрировать внимание. Активность малыша должна быть направлена на получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений. 

Игры, которые могут использовать родители:

  • игры с сортером помогут научиться различать различные геометрические формы;
  • использовать картинки для названий фруктов, овощей, животных, предметов мебели и одежды;
  • применение в игровой форме пирамидки, кубики и несложных пазлов;
  • разглядывание книжек с толстыми картонными страницами и красочными иллюстрациями с комментариями и призывом к действию “покажи”, “скажи”, “повтори”.

Для развития малыша в один год не следует злоупотреблять длительным просмотром мультиков или игрой с планшетом. 

Статистика

Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.

Как развивается речь

Речь ребенка развивается постепенно, он разбирается в работе своих голосовых связок и начинает учить, как управлять артикуляцией. Груднички общаются с нами посредством крика, призывая нас. Потом, придавая плачу разные интонации, малыш может показать, что именно его не устраивает. Внимательные родители, вслушиваясь в крик своего дитя, могут определить причину его возникновения, ведь малыши капризничают по-разному в зависимости о того, что их беспокоит.

В возрасте 4 месяцев начинается освоение гласных, дети иногда соединяют их с согласными. Малыш подолгу может «гулить», протягивая или отрывисто произнося однообразные сочетания. Это еще нельзя считать осознанной речью, ребенок только начинает пробовать издавать звуки и понимать, как положение губ влияет на результат.

После полугода младенец уже хорошо знает названия окружающих его объектов, но все еще не может произнести осознанно нужные слоги. Он продолжает гулить, к освоенным гласным добавляя новые согласные, и подолгу их повторяет. В 9 месяцев грудничок может произнести «баба», «мама», «ляля», «папа», но пока это не осознанная речь, а просто артикуляционная тренировка малыша. Уже сейчас родители могут пробовать научить ребенка некоторым звукосочетаниям.

Теперь наступает тот момент, когда вы можете ежедневно учить годовалого ребенка говорить новые звукосочетания и называть разные объекты. После года большинство детей начинают выстраивать предложения, состоящие из двух слов. При этом произношение у малышей, конечно же, далеко от идеала, но внимательные родители способны построить с ребенком общение и научить говорить.

«Словарный запас» детей пополняется с невероятной скоростью, годовалый ребенок пытается назвать все объекты, окружающие его, сокращая количество звуков в словах до освоенного набора. Артикуляция малышей пока не готова к сложным звукосочетаниям, поэтому их речь состоит в основном из «обрезанных» слов с открытыми слогами. Слово «мяч» дитя сократит до «мя», «иди» будет произноситься как «ди». Ваша задача — научить малыша говорить наименования полностью, не обрезая их до ударного слога.

В полтора года дитя не только осваивает правильное произношение слов, но и может изменять их формы по падежам и числам. К двум годам дети должны знать около 100 слов и активно пользоваться ими в своей речи.

Конечно же, эти сроки являются средними, и каждый ребенок индивидуален. У тех родителей, которые регулярно разговаривают и занимаются со своими малышами, дети начинают говорить даже раньше.

10 советов для родителей

Правильной организации процесса развития речи годовалых малышей помогут несложные правила:

  1. Учитывайте, что даже игра сейчас утомит ребенка, если будет длиться более 10 минут. Поэтому не «заговаривайте» его дольше, не проводите пальчиковые или артикуляционные игры больше 5 – 7 минут.
  2. Развивайте способности малыша последовательно. Пусть он сначала научится говорить открытые и закрытые слоги, а только затем – состоящие из них слова. Сначала учим понимать, что такое предмет и действие, затем – называть их, и лишь после – составлять из этих слов предложения.
  3. Упражнения для развития речи подбирайте так, чтобы они подходили конкретному ребенку. Ведь то, что одному легко далось в год, другому может не даваться и в полтора. Если игра окажется непосильной для малыша, он потеряет к ней интерес, начнет противиться подобным занятиям.
  4. Учите кроху выражать эмоции при помощи междометий: ай, эх, ой, ух, ого. Это интуитивно помогает ребенку усвоить эмоциональную функцию речи.
  5. Помогите ему освоить регулировку силы голоса. Можно петь, перекликаться, окликать друг друга во время игры в прятки, или просто находясь с ребенком в разных комнатах.
  6. Называйте предметы, только когда ребенок видит их непосредственно, ведь мышление у деток от 1 года до 3 лет – наглядно-действенное. Кормите кроху – называйте продукты и посуду, купаете – называйте ванные принадлежности, средства гигиены, игрушки. Учите ребенка называть и понимать действия: его одевают – это называется «гулять», укладывают в кроватку – это значит «спать».
  7. Чаще позволяйте малышу играть со старшими детками. При таком общении старшенькие провоцируют младшеньких выражать свои желания доступными способами, подают пример для подражания. Особенно эффективно такое общение во время совместных игр.
  8. Приобретите или сделайте домашний кукольный театр. Играя с персонажами, детки активно развивают речь, учатся сочинять свои истории. Они появятся не сразу и будут совсем примитивными, но всему свое время.
  9. Прогуливаясь с малышом, не просто называйте предметы, а развивайте вокруг них простые сюжеты. То есть, не просто «собачка», а «собачка гонится за бабочкой и лает».
  10. Разыгрывайте с игрушками увиденные в жизни сюжеты. Например, вы видели, как девочка кормит на площади голубей. Проиграйте эту ситуацию с куклой. Увидели, как грузовик выгружает кирпичи – сделайте то же самое дома с кубиками.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий