Занятия для мелкой моторики
Вопрос, как развивать ребенка в 9 месяцев, является актуальным для многих родителей. Особенно часто новоиспеченные мамы интересуются тем, как проводить тренировку мелкой моторики.
Популярны пальчиковые игры. Это могут быть «Ладушки», «Сорока-ворона». Хорошо совершенствует мелкую моторику массаж пальцев. Его следует выполнять ежедневно. Рекомендуемые техники мануального воздействия: поглаживание, растирание, разминание.
Эффективные занятия для улучшения точности движений пальцев малыша девятимесячного возраста приведены ниже:
- «собери орешки». Хорошо развивает координацию, моторику, социальные навыки, зрение, сенсорное восприятие. Для занятия потребуется коробка и грецкие орехи. Надо рассыпать перед ребенком около 10 штук орехов. Предложить малышу помочь собрать их в коробку;
- «счеты». Показать крохе, как можно весело перегонять костяшки счетов с одной стороны в другую поодиночке, несколько подряд, все сразу;
- рисование пальчиковыми красками;
- рвание газеты, листов цветной бумаги;
- «ведерко с песком». Показать ребенку, как при помощи совка либо ложки наполнять ведерко песком либо крупой;
- «пирамидка». Следует вместе с ребенком нанизывать и снимать со стержня кольца. Это хорошо развивает координацию.
Данные занятия повышают точность движений, а также благотворно влияют на становление речи.
Особенности питания
Каша. Каша для ребенка 9 месяцев может быть как молочной, так и безмолочной.
Среди круп используют пшено, овес, маш. Чечевицу, горох, манную крупу и кукурузу употреблять не рекомендуется.
В сутки ребенок может съесть до 200 г каши (без учета молока).
Овощи. В рацион девятимесячного ребенка входят капуста, морковь, лук, кабачки, тыква, батат. Пасленовые (томаты, баклажаны, картофель) применять не рекомендуется. Из овощей готовят пюре. Максимальное суточное количество – 180 г.
Мясо. Среди мясных продуктов предпочтение отдают индейке, куриной грудке, свинине. Мясо должно быть отварным или приготовленным на пару, прокрученным через мясорубку дважды. В сутки ребенок может употребить не более 50 г мясного пюре во время основного приема пищи (не на завтрак и не на ужин).
Фрукты, ягоды и соки из них. Из фруктов и ягод в рацион девятимесячного ребенка можно включить бананы, яблоки (не красного цвета), груши, сливы. Фрукты и ягоды красного цвета, цитрусы и облепиху в пищу употреблять не следует. Из фруктов готовят пюре, максимальное количество которого в сутки составляет 70 г, или сок, который можно употребить до 50 мл в сутки (только в разбавленном виде).
Молочные продукты. В рацион включают сливочное масло (не более 5 г в сутки), творог (но не готовую творожную массу) – не более 30 г, кисломолочные продукты (простокваша, кефир, йогурт, ацидофиллин) – не более 150 мл в сутки. Следует употреблять кисломолочные продукты отдельно от остальных блюд и не давать их в пищу утром или на ночь.
Рецепты блюд
- Яблочно-морковное пюре. Ингредиенты: 1 яблоко, половинка моркови, 2 ст.л. кипяченного молока, 2 ч.л. сахара. Приготовление: 1) Очистить яблоко и морковь от кожуры, убрать из яблока сердцевину, измельчить яблоко и морковь в блендере до однородной массы. 2) Смешать массу с сахаром, сверху полить молоком. Можно покрошить немного печенья.
- Тыква с куриным филе. Ингредиенты: 100 г свежей тыквы, 30 г куриного филе, 3 г сливочного масла. Приготовление: 1) Тыкву и мясо вымыть и нарезать на небольшие кубики, перемешать. 2) Полученную смесь томить на небольшом огне с добавлением сливочного масла до готовности курицы (20 минут). 3) Довести смесь в блендере до однородной массы, добавить щепотку соли. Подавать теплым.
Примерное меню
- Первый прием пищи (6:00-7:00): материнское молоко.
- Второй прием (10:00-11:00): каша (без молока или на молоке) — 150 г, сливочное масло – 5 г, яблочное или банановое пюре – 30 г, четверть куриного желтка или 1 желток перепелиного яйца.
- Третий прием (13:00-14:00): овощное пюре или овощной суп – 200 г, мясное пюре – до 50 г, фруктовый сок – 50 мл, кусочек хлеба.
- Четвертый прием (17:00-18:00): фруктовое пюре – 40 г (или желе), йогурт – 100 мл, детское печенье – 5 г.
- Пятый прием (21:00-22:00): материнское молоко.
Оптимальный возраст для ладушек
В возрасте трех месяцев ребенок становится более внимательным, сосредоточенным. Его взгляд уже более осмысленный. Кроха любит следить за яркой игрушкой, может потянуть к ней руки. В это время рекомендуется начинать знакомить его с пальчиковой игрой.
Определенного возраста для данного развлечения нет. Игра подходит и полезна для всех детей. Многое зависит от индивидуальных особенностей, уровня развития крохи.
Сегодня известно четыре метода игры в «Ладушки»:
- подходит для детей трехмесячного возраста. Суть заключается в том, чтобы во время гимнастических упражнений либо массажа рассказывать крохе хорошо известную всем потешку «Ладушки-ладушки»;
- будет полезен для детей, которые пытаются присесть из положения лежа на животе либо уже самостоятельно и подолгу умеют сидеть. Это малыши возраста 6-8 месяцев. Ребенка надо посадить на колени, спиной к животу. Положить его ладони в свои. Начать рассказывать потешку, аккуратно хлопая руками;
- рассчитан на малышей, которые уже могут самостоятельно хлопать в ладоши. Маме нужно рассказывать стишок, а ребенок тем временем будет совершать ритмичные движения руками;
- игра с партнером. Подходит для деток старшего возраста. Суть заключается в том, чтобы хлопать поочередно в свои и в ладоши партнера. Ребенок может играть с родителями либо со сверстниками.
Не стоит переживать, если малышу уже 10 месяцев, а он до сих пор не освоил «Ладушки». Это не является признаком отклонения. Возможно, ребенку просто не нравится такая забава. Нужно заменить ее на другую пальчиковую игру.
А какой это цвет?
Для ребенка очень важно использовать любую возможность, чтобы учиться различать и узнавать цвета. Для этой цели отлично подходит развивающая игра «А какой это цвет?», в которую можно играть везде дома, на улице, на детской площадке
Эта игра подходит деткам от одного года жизни. Она учит различать цвета; знакомит с окружающим миром; обогащает словарный запас; тренирует память; учит играть и учиться вместе, вырабатывает навыки совместной деятельности, учит общаться с другими людьми; развивает органы чувств, познавательные способности.
1. Дайте ребенку одну из игрушек. Определите с ним вместе, какого она цвета, назовите его.
2. Пусть ребенок с игрушкой в руках поищет вокруг что-нибудь такого же цвета.
3. Назовите вместе с малышом эти предметы. Расскажите, для чего нужны этим предметы, какие звуки они издают.
4. Как только малыш устанет, прекратите игру.
5. На следующий день повторите игру, выбрав другой цвет.
6. В следующий раз попросите ребенка отбирать и складывать вместе разные предметы одинакового цвета (одежда, игрушки).
7. На улице называйте цвет проезжающей машины, и попробуйте найти такой же цвет у себя на одежде, на коляске или велосипеде.
Чему можно научить малыша?
Девятимесячные дети уже многое умеют, отличаются активностью и любознательностью. Малыши становятся более самостоятельными. Большинство мальчиков и девочек уже умеет садиться, стоять и ходить у опоры, ползать.
Дети пытаются повторять услышанные звуки, ощупывать незнакомые предметы. У многих родителей возникает вопрос, чему учить ребенка в 9 месяцев. Все зависит от имеющихся способностей, навыков малыша, физического состояния.
Рекомендуется делать акцент на совершенствовании мелкой и крупной моторики, речи. Также стоит заняться развитием интеллектуальных способностей, логического мышления. Не нужно забывать об улучшении физического состояния ребенка. Полезно учить кроху одевать и снимать одежду, пользоваться столовыми приборами.
Специалисты советуют тем родителям, которые не знают, как развивать ребенка, приобрести для него или сделать своими руками бизиборд. Это доска, на которой зафиксированы различные детали (замочки, розетки, игрушечные столовые приборы, фигурки животных, счеты, кнопки и т.п). Изучая элементы этого предмета, ребенок будет совершенствовать имеющиеся и овладевать новыми навыками, расширять кругозор.
Все занятия педиатры и психологи рекомендуют проводить в игровой форме. Тогда грудничку будет интересно и проще овладевать новыми способностями.
Частые проблемы и как их решать
Отказ от приема пищи. Зачастую это связано с нежеланием ребенка есть определенный продукт. В таком случае не стоит навязывать ребенку пищу. От нелюбимого продукта следует отказаться на несколько дней, после чего попробовать дать еду снова. Если ребенок не съедает порцию целиком, не следует принуждать его доедать все. Страх перед незнакомцами. В данном возрасте страх является физиологической реакцией на все новое. В случае крика или плача при виде нового человека ребенка нужно взять на руки. Родитель может некоторое время контактировать с человеком у малыша на виду — это даст ему успокоиться. Плач во время ухода матери
Такая реакция является нормальной для ребенка (настораживать должно отсутствие плача и невнимание малыша к уходу мамы). Однако перед каждым уходом мама может рассказать, куда она идет – несмотря на то, что малыш может не понять ее, речь матери заметно его успокоит
Боли и лихорадка во время прорезывания зубов. В случае появления таких симптомов следует воспользоваться специальными гелями для десен при прорезывании зубов (приобретаются в аптеке без рецепта).
Как развивать малыша в этом возрасте?
Руководствуясь все тем же предстоящим кризисом, важно развивать в ребенке ощущение себя в мире: учить отношениям в семье и в социуме вообще, совместным действиям со взрослыми, поведению в разных ситуациях, самообслуживанию. На самом деле все это обычно происходит в повседневной жизни, поэтому каких-то особых занятий с ребенком проводить для этого не нужно
Главное – подавать достойный пример. Ведь маленькая «обезьянка» будет снимать с родителей кальку в поведении, поступках, речи, быту.
Развивающие игры для детей в 9 месяцев должны подбираться таким образом, чтобы стимулировать основные сферы развития:
- совершенствовать координацию,
- улучшать имеющиеся двигательные навыки и осваивать новые,
- помогать изучению свойств предметов,
- развивать мелкую моторику рук,
- пополнять пассивный лексический запас малыша,
- давать возможность познавать окружающий мир.
Чтобы развитие крохи было эффективным и безопасным, родителям необходимо следовать простым правилам.
- Обезопасьте пространство, убрав все, что может поранить малыша или быть проглочено. Закрепите, спрячьте все, что может стать причиной травмы.
- Не ограничивайте свободу ребенка манежем или кроваткой. Пусть двигается как можно больше.
- Запрещайте что-то лишь в крайнем случае. Постоянное «нельзя» быстро и надолго отбивает познавательный интерес.
- Следите за чистотой всего, что ребенок может потянуть в рот, не оставляйте его без присмотра там, где есть риск достать опасные предметы.
Фокусы с платочками
Все малыши любопытны и их интересует буквально все вокруг. В этом возрасте нужно использовать их интерес по полной для их же развития. Отличной развивающей игрой является игра «Фокусы с платочками». Эта игра подходит деткам от девяти месяцев жизни
Она учит выполнять различные манипуляции с предметами, упражняет в ловкости; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; тренирует внимание и вырабатывает способность к наблюдению; развивает познавательные способности; учит распознавать различные предметы и цвета; вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя какличности, а также дает выход эмоциям
1. Приготовьте для игры шесть платков разных цветов.
2. Свяжите их между собой, чтобы получилась длинная лента.
3. Спрячьте связанные платки за пазухой так, чтобы кончик одного из них выглядывал наружу.
4. Сядьте рядом с ребенком, улыбнитесь, ласково поговорите с ним
Обратите внимание малыша на краешек платка, который выглядывает у вас из-под одежды
5. Предложите ему потянуть за краешек платочка.
6. Если ребенок не понимает, что от него требуется, помогите ему или начните сами тянуть платочки, а малыш потом поможет вам.
7. Постепенно вытягивая платок, называйте его цвет. И искренне удивляйтесь и радуйтесь, что за ним следует еще один. Называйте цвет следующего платка.
8. Эта игра доставит удовольствие ваше малышу.
На пороге речи: учимся говорить и понимать взрослого
В первый год после появления на свет формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому 12 месяцев жизни ребенка являются фундаментом речевого развития.
Можно сочинять четверостишия о ребенке и бесконечно ему их рассказывать. Несколько словесных игр:
- Где. Спрашивать, где лампа, стол, стул. Сначала придется отвечать самому, затем ребенок будет их показывать.
- Кто как кричит. Спрашивать и самим отвечать. Делать это весело.
- Обо всем и ни о чем. Ты кто? Ребенок. А кто я? Мама. Ты – маленький. А я какая? Большая.
Важно озвучивать каждое свое действие. Можно сочинять сказки про окружающие предметы. Дайте возможность детям говорить
Общайтесь с ними медленно, чтобы они могли видеть артикуляцию звуков
Дайте возможность детям говорить. Общайтесь с ними медленно, чтобы они могли видеть артикуляцию звуков.
Знакомые игрушки
Игра полезна для развития внимания. Посадите на диван две знакомые игрушки, а потом добавьте новую. Назовите ее и попросите ребенка показать все игрушки, которые он уже знает. А затем пусть покажет новую. Не забудьте похвалить ребенка. В следующий раз игрушки поменяйте местами.
Катаю мяч
Сядьте напротив ребенка и покатите по полу к нему мяч. Затем попросите его повторить ваши действия. Мяч можно бросать и ловить. В процессе игры нужно постоянно давать детям поручения.
Задачи и особенности физической активности новорожденных
Физические упражнения с малышом должны приносить ему радость и удовольствие. Для маленького ребёнка собственное тело является предметом игры. Он может играть руками и ногами, хватая себя за разные части тела и таким образом изучая их.
Идеальное время для занятий гимнастикой с малышом — время смены подгузников, поскольку голенькому ничто не будет сковывать движения, а гимнастика позволит не мерзнуть в это время. Кроме этого, такая гимнастика с раздетым ребенком будет своеобразной закаливающей процедурой, принятием воздушных ванн. Делать упражнения рекомендуется на ровной поверхности. Это может быть пеленальный столик.
Следует соблюдать ряд требований при выполнении таких упражнений:
- Они должны стать частью распорядка дня, выполняться с ребенком ежедневно.
- Занятия следует проводить через час после кормления либо за 30 минут до него.
- Температура воздуха в помещении при этом должна быть не менее 21°С.
- Желательно делать такие упражнения по 2-3 раза в день.
- Каждое упражнение нужно делать с улыбкой на лице, с теплыми и ласковыми словами. Они развивают положительную реакцию ребенка на физическую активность в целом.
- Не надо силой заставлять малыша выполнять непосильные ему упражнения: сидеть и стоять, переворачиваться.
- Каждое занятие нужно начинать и заканчивать нежными поглаживаниями.
Гимнастика для новорожденных с первых дней до 1 месяца
Уже с первых дней рождения ваш ребенок активно двигает ручками и ножками. Поэтому после выписки из роддома можно начинать с ним занятия элементарными физическими упражнениями:
- Ребенок лежит на спинке. Поглаживайте его по груди и животику, по ручкам и ножкам.
- Легонько надавите большим пальцем посредине его ладошки. Малыш может при этом открывать рот и немножко приподнимать головку.
- Малыш находится на спине. Вложите свои указательные пальцы в его ладошки. Он должен пробовать ухватиться за ваши пальцы, удерживать их, а со временем и пробовать приподнять голову.
- Положите ребенка на живот. Подставьте свои ладони под его стопы, создавая препятствие, от которого он будет пробовать отталкиваться.
- Ребенок лежит на спинке. Сгибайте его ручки и ножки по очереди. Затем делайте это одновременно.
Гимнастика для новорожденных со 2 месяца
Ребенок взрослеет, крепнет, а физические упражнения для него усложняются и повторяются чаще. Но начинаются они также с поглаживания всего тела малыша:
Дитя лежит на спинке. Разводите его ручки в стороны, каждый раз немножечко дальше, чуть-чуть натягивая. Затем скрещивайте их на груди крохи. Скрещивание тоже нужно усложнять натягиванием. Пробуйте как будто обхватить ручками туловище. Ребенок находится на спинке. Делайте его руками „боксирующие” движения. Они не должны быть резкими. Переверните дитя на живот. Придерживайте его одной рукой под грудью, а вторую прижмите к полусогнутым ножкам. Спереди положите яркую игрушку и легенько подталкивайте ладоней малыша к ней, помогайте ему отталкиваться, пробовать ползти. Ребёнок лежит на спинке. Свои пальцы вложите ему в ладошки. После их захвата подтяните дитя легонько к себе. Верните в исходное положение. Положите ребенка на спинку
Осторожно поднимайте вверх его ручки. То же самое проделывайте с ножками.
Каждое упражнение нужно выполнять по 2-3 раза
При этом всегда разговаривайте с малышом, считайте, озвучивайте количество повторений
Каждое упражнение нужно выполнять по 2-3 раза. При этом всегда разговаривайте с малышом, считайте, озвучивайте количество повторений.
Порядок – прежде всего. Учимся помогать маме и изучаем свойства предметов
Маленькие непоседы – всегда главные помощники в доме. И это нужно поощрять и развивать. Если в игровой форме с раннего возраста приучать малышей делать различные дела по дому, потом это станет полезной привычкой.
Убирая кукол, кубики, мячи и пирамидки в ведерко или коробку, ребенок тренирует ручки, беря каждый предмет по-особенному и изучая его по весу, форме и размеру. Это прекрасное развитие интеллекта и логических связей.
Главное — играя или занимаясь с детьми, будьте доброжелательны и терпеливы. Если ваш ученик что-то не хочет делать или что-то упорно не получается – не настаивайте. Будьте спокойны, последовательны, дайте будущему гению немного времени и все непременно получится.
Поделитесь
Шире круг
Если ваш ребенок уже научился играть во всевозможные прятки, наступило время для совершения обходных движений. Положите игрушку за какой-нибудь прозрачный барьер. Понаблюдайте, что будет делать кроха. Попытается достать игрушку сквозь барьер или обойдет преграду? Наклейте на плотный картон яркую картинку и покажите ее малышу. Теперь
поверните картонку так, чтобы малыш не мог видеть изображение. Понаблюдайте, поползет ли он вокруг картона, чтобы найти пропажу? Предложите крохе достать интересующую его звучащую игрушку из-за перегородки, (предварительно спрятав ее там и не прекращая «сигналить» ею). Малыш в возрасте 9-10 месяцев вполне способен выполнять такие задания. В 9 месяцев ваш кроха, сидя за столом, размахивает погремушкой (стараясь извлечь из нее знакомый звук), вращает подвижные части игрушки (например, колесики), берет мелкие предметы с поверхности стола, вкладывает мелкие игрушки в коробочку и вынимает их, звонит в колокольчик, стучит ложкой о ложку или тарелку, просовывает пальчик в небольшое отверстие (например, телефонный диск). Ребенок даже довольно ловко действует всеми пальчиками, поэтому можно усложнить задания с захватами. Предложите ему игру с парящими или падающими предметами. Возьмите несколько полотенец, шарфиков, поясков и платочков. Сядьте с малышом на ковер и подбросьте в воздух одну из вещей. Когда она начнет падать, протяните руки и поймайте ее. В следующий раз пусть ребенок поймает шарфик сам, а вы направляйте его ручки так, чтобы шарфик опустился прямо в них, Вы уже убедились, что малыш учится действовать с предметами, вначале разбирая их на части. 9-месячный кроха легко разрывает бумагу. Для этой цели стоит пожертвовать разноцветными листами разной фактуры. Если ваш малыш уже научился выбрасывать все подряд из кроватки, значит, пришло время игры с мягким мячиком. Сядьте на пол лицом к ребенку и покатите мяч в его сторону. Затем возьмите ручонки малыша и покажите, как надо катить мяч от себя (то есть в сторону мамы). Чем активнее вы восхищаетесь его маленькими удачами, тем скорее он усвоит урок, А теперь возьмите маленький мячик и пустую банку из-под кофе. Посадите малыша и дайте ему мячик, в нужный момент разожмите его пальчики, чтобы мяч угодил прямо в банку. Услышав, как мячик стукнулся о дно, скажите: «Бах!». Немного тренировки, и малыш не только начнет сам проделывать это, но и постарается усовершенствовать точность броска. Теперь действия рук и глаз ребенка хорошо согласованы. Развивается координация движений плеча, предплечья, запястья и пальцев.
Мнение доктора Комаровского насчёт развития ребёнка в 9 месяцев
Педиатр Евгений Комаровский считает, что все детки развиваются по-разному. Поэтому не нужно подгонять их под единый стандарт. По его мнению, в 9 месяцев среднестатистический ребёнок умеет сидеть, стоять на ногах у опоры, делать первые шаги при поддержке, имитировать звуковые слоги, пытаясь сложить их в слова. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют самостоятельно ходить и приучаются к горшку.
Главное, на чём акцентирует внимание доктор: не существует единого стандарта, согласно которому любой ребёнок в 9 месяцев должен обязательно обладать определёнными навыками и умениями. Дети развиваются индивидуально
Доктор Комаровский о нормах и сроках развития — видео
Малыш в 9 месяцев — это уже сознательный человечек, который многое умеет и понимает и требует от родителей не только физической, но и эмоциональной поддержки.
Самодельные или покупные: что лучше?
Многие мамы задаются вопросом, лучше купить ребенку готовую яркую игрушку или попытаться смастерить ее своими руками. Некоторые родители отдают предпочтение самодельным предметам для игры, считая их более безопасными, натуральными. Товары известных производителей, которые продаются в детских магазинах, имеют сертификат качества. Поэтому они тоже не несут вреда ребенку.
Преимущества игрушек, сделанных своими руками:
- возможность создать предмет требуемого размера, формы, цвета;
- экономия денег. Делаются изделия из подручных средств. Магазинные качественные брендовые игрушки стоят дорого. Не каждая семья может позволить себе такую покупку;
- экологичность, безопасность. Создается предмет из натуральных материалов, без применения вредных красок, лака;
- простота и незамысловатость. Это дает ребенку простор для развития воображения.
Минусы самодельных игрушек:
- предмет, созданный своими руками, будет не такой совершенный, как фабричное изделие;
- затраты времени и сил;
- для их изготовления нужно иметь навыки шитья, творческие способности, проявлять фантазию;
- они являются не высокотехнологичными, малофункциональными, в отличие от изделий массового фабричного производства.
Преимущества магазинных игрушек:
- вариативность;
- аккуратность исполнения;
- широкий ассортимент;
- экономия времени и сил (все, что надо, это пойти в магазин и выбрать понравившийся товар);
- функциональность.
Минусы фабричных изделий:
- отсутствие индивидуальности;
- ненатуральность (изготовлены они из неэкологичных материалов: пластика, резины);
- высокая стоимость.
Что лучше, покупные или самодельные игрушки, сказать сложно. При дефиците свободного времени стоит отдавать предпочтение магазинным изделиям. При ограниченном бюджете лучше подумать над изготовлением для крохи оригинального предмета для игры своими руками.
Желательно, чтобы у ребенка были покупные игрушки и изделия ручной работы.
Речевые дидактические игры как вид деятельности
Игра является основной личностной потребностью в дошкольный период развития ребёнка, поэтому необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы использовать интерес, желания дошкольников в педагогических целях. Правильно организованные игровые занятия, наглядный и дидактический материал, комфортная психологическая атмосфера обеспечивают не только передачу нужный знаний, овладение соответствующими возрасту навыками, но и формирование определенного уровня культуры.
И родители, и учителя могут использовать дидактические игры, чтобы помочь ребёнку в речевом развитии. Когда был поставлен диагноз, можно подобрать дидактические игры по соответствующей проблеме и остановиться на тех, которые эффективны, интересны, увлекательны, обогащают внутренний мир, расширяют кругозор.
Виды дидактических игр, развивающих речь
Дидактические игры первого и второго типа развивают тактильность, моторику, способствуют активизации внимания и мышления, актуализации уже имеющихся знаний и навыков, развитию зрительной памяти, творческого воображения.
Словесные дидактические игры используются в педагогической деятельности в организации учебно-коррекционного процесса для решения проблем с развитием речи у детей. Слова и действия – это основные инструменты игровых занятий с дошкольниками
Словесные дидактические игры формируют навыки диалогической речи, активизируют внимание. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, формируют лексический запас для выражения своих желаний и мыслей. Они отрабатывают правильное звукопроизношение, уточняя и закрепляя артикуляцию, способствуют активизации лексического запаса
Они отрабатывают правильное звукопроизношение, уточняя и закрепляя артикуляцию, способствуют активизации лексического запаса.
Правила организации и проведения дидактических игр для развития речи
Чтобы результаты дидактических игр и всей коррекционной работы были положительными, необходимо следовать ряду инструкций.
Прежде чем выбрать игру следует изучить интересы ребенка, учитывать их, поощрять общение и участие в игре.
Сотрудничество логопеда и родителя обеспечит регулярное использование игровых методов терапии, это важно, потому что дети с задержкой развития речи нуждаются в постоянном повторении.
Опыт использования дидактических игр показал, что нужна среда, способствующая развитию речи. Возможность в процессе игры общаться со сверстниками даёт ребёнку большие преимущества, потому что моделируется ситуация общения, дети учатся друг у друга.
Чтение и пение во время игры обеспечивают ребенку возможность повысить частотность звучания, употребления слов и дают структуру предложения.
Ребёнку с речевыми задержками очень поможет использование простого языка жестов. Он даёт ещё один способ общения, помогает участвовать в игре и удовлетворять потребности в общении
Простые знаки, как «да», «нет», «больше», дни недели и времена года, будут полезными, лёгкими и актуальными.
Проведение игровых занятий будет создавать более комфортную атмосферу, если использовать визуальные подсказки для поощрения общения. Это могут быть карточки, символы, изображения и любые другие наглядные пособия.
Он даёт ещё один способ общения, помогает участвовать в игре и удовлетворять потребности в общении. Простые знаки, как «да», «нет», «больше», дни недели и времена года, будут полезными, лёгкими и актуальными.
Проведение игровых занятий будет создавать более комфортную атмосферу, если использовать визуальные подсказки для поощрения общения. Это могут быть карточки, символы, изображения и любые другие наглядные пособия.
Прятки
Спрячем игрушечного зайчика так, чтобы какая-нибудь его часть осталась на виду (прикроем, например, пеленкой или легким одеяльцем). Сначала лучше прятать игрушку на глазах у малыша. Нашел? Отлично! Теперь исхитримся и спрячем зайчика в тот момент, когда ребенок отвернется, однако какую-то небольшую часть игрушки по-прежнему оставим на виду. Где же зайчик? Задача усложнилась. Если не удалось справиться с ней с первого раза, не расстраивайтесь и уж тем более, не ругайте малыша. В 7-8 месяцев он решает важный вопрос: что происходит с предметами, когда их не видно. В его памяти запечатлевается определенный образ.
Эта игра, как ни удивительно, готовит кроху к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин образ.
Потом можно попробовать спрятаться за каким-то укрытием и позвать малыша. Если он не смог сразу вас найти, выгляните из укрытия и снова позовите его. Ура, мама нашлась!
Мы на лодочке катались
Как только малыш достигнет своей первой отметки в развитии – одного годика, его возможности и умения значительно увеличиваются, а значит и спектр игр, в которые можно с ним играть расширяется. Одной из развивающих игр, которая подходит годовалому карапузу это игра «Мы на лодочке катались»
Она учит выстраивать нужную последовательность действий; отрабатывает разнообразные моторные навыки и совершенствует уже имеющиеся; выполняет упражнения на гибкость; тренирует рассчитывать и правильно применять силу; развивает познавательные способности (внимание, память, творческое мышление), чувство ритма
1. Сядьте лицом к лицу с ребенком, слегка расставьте ноги и вытяните их вперед.
2. Сделайте так, чтобы малыш сидел к вам лицом и упирался своими ножками в ваши ноги.
3. Возьмите за руки и начинайте выполнять движения, наклоняясь то вперед, то назад.
4. Сначала отклонитесь назад, при этом корпус ребенка наклонится вперед.
5. Затем наоборот: ребенок откидывается назад, а вы наклоняетесь вперед.
6. Показывайте, что когда малыш откидывается вперед, то он с силой тянет вас за собой так, что вы не можете сопротивляться. Покажите ребенку, что он сильный. Это ему очень понравится.
7. Старайтесь двигаться ритмично.
8. Во время игры можно спеть песенку:
«Мы на лодочке
Катались
Вверх по Волге по реке,
Веслами гребли, старались,
Упражнялись, закалялись,
Ну а после развлекались.
И купались, и плескались,
Загорели, отдохнули –
Жди нас к ужину, мамуля (папуля)!»
Как играть с шестимесячным ребенком
С шестого месяца жизни ребенка его досуг начинает активно меняться. Он все меньше времени проводит во сне, больше бодрствует и не желает проводить время в кроватке. Кроха начинает учиться вставать на ножки, сидеть и ползать, а значит теперь в его распоряжении находится пространство всей комнаты или по крайней мере манежа. Главной задачей каждых родителей при этом является обеспечение безопасность малыша и в то же время нужно предоставить ему безопасный и свободный простор для перемещения.
Для игр лучше подготовить более безопасное пространство. Например, расстелить на полу теплый плед, положить на него несколько ярких погремушек, резиновых зайчиков и прочее. Ребенка положить на плед на животик. Тем более, что в этом возрасте ребенок начинает пытаться ползать. Некоторые родители хотят проскочить этот этап развития, считая, что ползающие дети позднее начинают ходить. На самом деле умение ползать позволяет ребенку не только увлекательно проводить время во врем игр, но и положительно влияет на развитие мышц спины.
С возрастом у детей начинает развиваться память и внимание. Поэтому игры с шестимесячным малышом должны быть направлены не только на развитие двигательной активности, но и на развитие логики, мышления и памяти. Однако проводить полноценные занятия с крохой вряд ли получится, все задания следует давать ребенку только в игровой форме
Однако проводить полноценные занятия с крохой вряд ли получится, все задания следует давать ребенку только в игровой форме.
У шестимесячного ребенка уже достаточно развиты слух и зрение, поэтому играя с ним, важно напевать песенки, проговаривать коротенькие стишки и потешки, рассказывать ему сказки. Кроха хорошо реагирует на предметы, пропавшие из поля его зрения. Активная игра с мячом или с каким-либо другим подходящим предметом, который способен катиться по полу, вызывает у малыша огромный восторг
Кроха старается все пощупать, попробовать на зуб, поэтому материал и фактура предметов, которых он касается, должны быть разнообразными. Это поможет развивать мелкую моторику пальцев рук, а значит, ускорит развитие речи ребенка
Активная игра с мячом или с каким-либо другим подходящим предметом, который способен катиться по полу, вызывает у малыша огромный восторг. Кроха старается все пощупать, попробовать на зуб, поэтому материал и фактура предметов, которых он касается, должны быть разнообразными. Это поможет развивать мелкую моторику пальцев рук, а значит, ускорит развитие речи ребенка.
Существует несколько видов игр для ребенка 5 месяцев, в которые он может играть вместе с родителями.
Возьмите любимую игрушку ребенка, вытяните перед его лицом на расстоянии 30-40 сантиметров. Подвигайте ею со стороны в сторону, чтобы ребенок учился следить взглядом за предметом.
Игра в прятки. Покажите ребенку игрушку, убедитесь, что он зафиксировал на ней взгляд. Накройте игрушку платком или чашкой. Попросите малыша найти игрушку
Эта игра учит кроху искать предмет, развивает внимание и память.
Играйте с крохой в речевые игры «ку-ку», «ладушки», «сорока» и прочие. Они способствуют развитию речевого аппарата.
Положите перед малышом несколько разных игрушек, которые можно легко взять в руку. Попросите ребенка взять, к примеру, погремушку, или зайчика
Это занятие развивает память, логику и мелкую моторику.
Попросите ребенка взять, к примеру, погремушку, или зайчика. Это занятие развивает память, логику и мелкую моторику.
Регулярно играя с малышом и занимаясь с ним развивающими заданиями, родители могут заметить улучшение его показателей общего психо-физического развития, моторики, отметить, что движения малыша стали более осознанными.
Важно помнить, что, играя с ребенком, нужно давать ему пробовать на ощупь различные материалы и текстуры, это поспособствует развитию моторики, позволит определять на ощупь различные предметы. Сначала можно учиться на твердых предметах: печенье, хлеб, сушка, морковь, погремушка, текстильные игрушки из различных материалов. Когда малыш научится хватать твердые предметы, можно предложить ему другие консистенции и структуры
Такие занятия довольно увлекательны и полезны для детей 6 месяцев
Когда малыш научится хватать твердые предметы, можно предложить ему другие консистенции и структуры. Такие занятия довольно увлекательны и полезны для детей 6 месяцев.