Тоньше и острее развиваем слух и зрение
Развивающие игры с ребенком в 9 месяцев способствуют сенсорному развитию, познанию мира и интеллектуальному совершенствованию
Ребенка интересуют яркие картинки, которые можно развесить по комнате, чтобы он привлекали его внимание. Игра «Кто в зеркале?» не только отвлечет внимание младшего члена семьи, когда он капризничает, но и научит наблюдательности. Предложите ребенку повторять движения за вами, это научит его вниманию и наблюдательности
Предложите ребенку повторять движения за вами, это научит его вниманию и наблюдательности
Для развития слуха важно обращать внимание ребенка на разные звуки:
- шум дождя;
- шаги папы;
- лай собаки;
- звонок в дверь;
- текущая вода из крана.
Нужно назвать источник звука. Такие упражнения помогут для развития речи.
Рожица на ручках
Нарисуйте пальчиковыми красками на детских ладонях рожицу таким образом, чтобы на каждой было по глазу и половинке рта. Соединив ладони, ребенок увидит веселую картинку целой. Сводите и разводите руки, соединяя части в целое, делая это близко от лица и удаляя от него.
Где наш малыш
Поднесите ребенка к зеркалу, чтобы он увидел свое отражение. Затем отойдите подальше, чтобы ребенок не мог видеть себя в зеркале, со словами: «Где наш малыш?». Снова поднесите к зеркалу. Для девятимесячного ребенка в игре можно использовать любимые игрушки
Привлеките внимание к зайчику, а затем положите его так, чтобы ребенок мог дотянуться, и спросите: «Где наш зайчик?»
Читаем книжки
Не стоит обольщаться, что дети в этом возрасте будут сидеть спокойно и слушать сказки, но их внимание точно привлекут яркие картинки. Прочтите короткий стих, и, если ребенок не захочет больше слушать, пусть ваш голос станет фоном для его следующей игры. Постепенно ребенок научится слушать сказки
Для детей от 2 месяцев важны музыкальные игрушки. Они являются отличным тренажером для слуха
Постепенно ребенок научится слушать сказки. Для детей от 2 месяцев важны музыкальные игрушки. Они являются отличным тренажером для слуха.
Играем в прятки
Все дети без исключения любят эту игру. Разберемся, как играть с ребенком в 9 месяцев. Можно прятать лицо за ладонями и спрашивать: «Где папа, мама, бабушка?». Еще один вариант – спрятаться и позвать ребенка, а затем выглянуть, если он не может найти. Спрячьте любимую игрушки и ищите вместе с ребенком, при этом давая комментарии каждому действию.
Стучим предметами друг об друга
Совершенствование навыков рук и пальцев позволяет выдумывать для детей различные игры, например, стучать одним предметом о другой. Часто используются кастрюля и ложка. Умение манипулировать одновременно двумя игрушками открывает для детей бесконечные игровые возможности.
Развивающие игрушки
С помощью игрушек малыш познает окружающий мир.
Детям этого возраста рекомендуется предлагать предметы, которые можно сжимать, бросать, пробовать «на зуб» – это погремушки, мячики, мягкие кубики, пластиковые пирамидки, фигурки животных из резины и силикона с пищалками внутри.
Развивающие игрушки для малышей 5 месяцев:
- На развивающем коврике малышу будет интересно и полезно проводить время самостоятельно;
- Музыкальные игрушки отвлекут и успокоят плачущего ребенка;
- Книжка для малышей с мягкими страничками познакомит со своими героями;
- Молоточки – стучалки, юла, матрешки и неваляшки научат малыша играть самостоятельно.
Показываем ребенку новые действия
Возьмите пирамидку, покажите младенцу, как можно ее разобрать по колесику и как потом собрать. Помогите ему надеть колечко на палочку, направляя в правильную позицию его ручку. Постепенно приучайте малыша надевать колечки в зависимости от размера. Это не сразу получится, но постепенно вы добьетесь успеха. Покажите ребенку, как складывать кубики. Сложите кубики, ориентируясь на их цвета, потом разбросайте в произвольном порядке. Дайте возможность малышу повторить ваши действия.
Возьмите белые листы чистой бумаги, сомните один из них в комок. Второй лист бумаги дайте малышу и помогите ему смять бумагу. Третий лист он попробует смять без вашей помощи. Бросайте полученный «снежок» в малыша или в какой-либо отдаленный предмет на меткость. Если малыш кинет снежок в вас, увернитесь, чтобы он понял, как играют в снежки, затем он тоже начнет уворачиваться от ваших снежков. Если же он потащит бумагу в рот вместо того, чтобы мять ее и скатывать снежок, отложите игру на 1 – 2 месяца – развлекать ребенка таким образом еще рано.
Наденьте на шею бусы с крупными бусинами. Снимите бусы, дайте их младенцу. Пусть он наденет их на себя, затем помогите ему их снять. Примерно такую же процедуру можно повторить с браслетом из крупных пластин на резинке. Наденьте браслет на ручку малыша, снимите, протяните ему свою руку – пусть он наденет браслет на вас.
ИНТЕРЕСНО: как сделать развивающую доску с замочками и кнопочками для малыша своими руками?
Можно предложить ребенку и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Покажите ему, как отвинчивать пробки от пустых пластиковых бутылок. Ребенок будет пытаться повторить ваши действия, только следите, чтобы он не проглотил пробку.
Общие правила проведения развивающих игр
Общие правила для проведения любой игры с ребенком в 4 месяца сводятся к готовности малыша к ним. Он должен быть:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: в какие игры начинать играть с ребенком с 6 месяцев?
- здоровым;
- сытым;
- бодрым, а не сонным;
- удобно одетым и в чистом подгузнике.
Доктор Комаровский подчеркивает, что дети 4-5 месяцев голод терпеть не могут, поэтому отвлечь малыша интересным занятием на долгое время не получится – голодный ребенок играть не захочет (рекомендуем прочитать: развивающие занятия с ребенком в 1 год и 1 месяц). Не стоит также развлекать младенца, который хочет спать – это принесет больше вреда, чем пользы.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что должен уметь 4-х месячный ребенок?
Развивающие игры
Существует определенный набор игр, который поможет вам стимулировать развитие малыша. Но вы должны с ним заниматься терпеливо каждый день.
Купите малышу игрушки, снабженные различными кнопками, ручками, колесиками. Покажите, как можно нажимать на кнопки и поворачивать ручки, крутить колесики. Дайте ребенку старый телефон с кнопками. Чем больше фантазии придется проявить ребенку, тем лучше.
Манипуляции с предметами
«Волшебное ведерко». Завяжите на нескольких игрушках ленточки, опустите их в ведерко, затем за ленточки выньте их по очереди из ведерка. Когда все игрушки будут вынуты, покажите ребенку пустое ведерко, скажите: «Ничего нет. Пусто», – и разведите руками. Пусть ребенок повторит ваши действия.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие игрушки нужны для игр ребенку в 10 месяцев?
«Собираем тарелочки». Сложите в стопку пластмассовые тарелочки, поставьте их рядом с ребенком. Затем по одной штуке снимайте тарелочки и откладывайте в сторону, снова соберите в стопку.
«Пирамидка». Купите малышу пластмассовую или деревянную пирамидку. Покажите, как можно снимать с палочки колесики и снова их надевать. Свои действия сопровождайте словами «большое, маленькое, красное, синее».
Развитие интеллекта ребенка
9-месячному ребенку надо развить речевой аппарат. Для этого делайте простейшие упражнения с языком. Вот список упражнений:
- поцокайте, как лошадка;
- почмокайте, как при поцелуе;
- сделайте «балаболку» языком по верхней губе – при этом должны издаваться звуки «бл, бл, бл»;
- надуйте щеки и стукните по ним пальцами, чтобы «пузырь лопнул».
Научите малыша произносить слоги. Для этого, поднимая малыша и опуская его вниз, произносите «прыг-скок», опуская на пол – «бух», качая его вправо-влево – «тик-так, тик-так», подбрасывая его коленками – «но, но, но», останавливаясь – «тпру». Можно и просто произносить слоги «да, да, да», «ма, ма, ма» и так далее. Произносите слоги с паузами. Ребенок станет за вами повторять.
Постарайтесь научить малыша отличать родню друг от друга. Говорите ему: «Это баба, это папа, это мама». Поищите с ним игрушки. Положите перед ним 3 игрушки и спросите: «Где мишка? Где мячик? Где Ляля?» Поиграйте с ребенком в «Ку-ку», «Догоню», «Идет коза рогатая». Это прекрасные развивающие игры для маленьких детей 9 месяцев, которые им весьма полезны.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чему можно учить ребенка в 9 месяцев?
Усвоение причинно-следственных связей
Чтобы привлечь внимание малыша, надо совершить внезапное действие. Например, уберите игрушку за спину и, доставая ее из-за спины, скажите: «Вот мишка», а убирая обратно, скажите: «Нету мишки»
Повторяя процедуру с различными игрушками, вы добьетесь, что ребенок запомнит их названия. Повесьте на стену яркие картинки с разными животными и предметами. Поднесите ребенка к стене, погладьте картинку с кошечкой, скажите: «Хорошая киса», свободной рукой поднесите к картинке хлеб, скажите: «Кушай, киса» и так далее. Ребенок будет учиться понимать соответствие нарисованных животных с настоящими, а усилить эффект можно, показав ему кису на улице.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие игрушки нужны ребенку в 8-9 месяцев?
Помочь ребенку выявить причинно-следственные связи происходящего можно путем слуховых ассоциаций. Для этого развесьте около дверей квартиры колокольчики с разным звучанием. Возьмите малыша на руки и походите по квартире – при открывании каждой двери будут звенеть разные колокольчики. Ребенок будет понимать, когда вы вошли в кухню, а когда в ванную.
Поиграйте с малышом в «Ладушки», напевая: «Ладушки, ладушки, где жили? У бабушки». Это занятие прекрасно развивает координацию движений. Если вы не знаете правила какой-либо игры, можно найти и посмотреть о ней видео или фото.
Эмоционально-социальное развитие ребенка
Пятимесячные крохи умеют проявлять радость и смеяться. Настороженно реагируют на незнакомого человека. Различают интонацию голоса и могут расплакаться, если услышат строгий или чрезмерно требовательный тон.
В развитии эмоций и взаимоотношений между ребенком и взрослым важную роль играют повседневные дела и занятия. Проявляйте эмоции во время кормления, купания, одевания и других занятий, и скоро малыш тоже начнет вам подражать.
Во время купания
Купая малыша, намыливаем ручки, ножки, голову и в конце животик, изображая удивление:
Здесь водичка холодненькая,Здесь — тепленькая,Здесь — горяченькая,А здесь — кипяток, кипяток!
Поддерживаем «комплекс оживления»
Положив кроху на спинку потормошите и пощекочите его, улыбаясь, приговаривайте:
Мальчику:
Ой ты, мой сыночек,Пшеничный колосочек,Лазоревый цветочек,Сладенький кусочек!
Девочке:
Ах ты, моя девочка,Золотая белочка,Сладкая конфеточка,Сиреневая веточка!
Стимулируем смех
Поднимите малыша на вытянутых руках, одной поддерживая грудь ребенка, другой – его таз. Раскачивайте его вверх и вниз, приговаривая:
Топ, топ, топоток,Еду, еду, путь далек.Не шажком, не бегом,А на палочке верхом!(И. Михайлова)
Классификация развивающих игр для детей в 6 месяцев
Новорожденные полностью зависят от мамы и папы, которые должны правильно организовать досуг ребенка. Развивающие игры для детей в 6 месяцев тренируют мышцы, органы слуха и зрения, сенсомоторные навыки.
Развитие речи
К 6 мес. ребенок не выговаривает слова и не понимает до конца их смысл, больше ориентируясь на эмоции. Для речевого развития подойдут следующие игры:
- Слова-эмоции. Ребенку показывают изображения животных или растений, проговаривая их названия вслух с разной интонацией. Например, слово «зайчик» нужно сказать высоким радостным голосом, слово «волк» или «медведь» низким. Дети по интонации понимают, что до них хотят донести, различают радостный и грустный голос;
- Во время любой игры всё сопровождается звуками. Хлопают в ладоши – «хлоп-хлоп», ребенку помогают прыгать – «прыг-скок», уронили игрушку – «бах»;
- Родители называют каждую часть тела крохи, когда его купают, одевают. Нужно изображать звук машинки во время игры, звуки животных и птиц.
Развиваем моторику и сообразительность
Помимо развития речи, 11-месячным детям нужны игрушки, помогающие развивать координацию движений и изучать пространство. Ребенок в игровой форме учится двигаться, знакомится с собственным телом и пытается им управлять, овладевает основами ориентирования в пространстве.
Одна из полезнейших игр – “слезь и залезь”. Научите малыша спускаться с кушетки и забираться на нее. Возьмите куклу или мячик, посадите малыша на диван, а игрушку скиньте на пол. Поощряйте кроху достать игрушку. Придерживайте своего непоседу, направляйте его ногами вперед, также научите младенца забираться на диванчик или стул. Эти навыки тренируют моторику и прививают самостоятельность.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как быстро можно научить ребенка ходить?
Повторяйте игру, пока ребенок не научится уверенно спускаться и забираться на различные предметы обстановки самостоятельно. Ребенок радуется, что смог достать игрушку, но не забывайте хвалить малыша и называть его ласковыми именами в процессе занятия, особенно когда в его действиях наблюдается прогресс и он добился определенных успехов.
Игры на координацию можно начинать и до 11-месячного возраста. Достаточно, чтобы ребенок умел ползать. Можно организовать дома настоящую полосу препятствий или лабиринт, для чего использовать разные преграды: диванные подушки, пуфики, стулья, большие мягкие игрушки. Предоставьте малышу самому решить, как преодолеть препятствие – ведь его можно перелезть или обогнуть. Разложите любимые игрушки в разных частях лабиринта, чтобы ползунок радовался, обнаруживая их.
Игрушки вроде кубиков и пирамидок дают малышу отличную возможность изучить такие понятия, как форма, размер, цвет, количество. Ставя кубики один на другой, нанизывая диски на ось, пробуя вставить предметы один в другой, ребенок знакомится со свойствами пространства и элементов, в нем находящихся. Во время игры рассказывайте ребенку, что у кубика и пирамидки разные формы, что маленькие кубики лучше ставить на большие, называйте цвета игрушек, считайте предметы.
ИНТЕРЕСНО: лучшие развивающие и полезные игрушки для детей от 1 до 3 лет
Советы по выбору
Итак, мы определились с тем что именно нам нужно купить в подарок крохе. Теперь самое время посмотреть на производителей, которые выпускают такие игрушки. Желательно отдавать предпочтение российским фабрикам или некоторым зарубежным, таким как «Tiny Love», «Taf Toys», «Chicco», «Playskool», «Playgro»
Они стоят недешево, и если погремушка за 500-600 рублей для вас — слишком дорого, то обратите внимание на более бюджетные китайские аналоги – «Smoby», «Jetem», «Rich Toys», «Lider Kids»
Не стесняйтесь попросить у продавца два сертификата — соответствия и безопасности. Обязательно откройте упаковку и понюхайте игрушку — у нее не должно быть резкого химического запаха. Любой неприятный запах свидетельствует о токсичных примесях в материале, и от такой покупки лучше воздержаться.
Например, погремушка, ручка которой имеет ребристую поверхность с латексными элементами — ее ребенок может использовать как для зубов. Иногда на таких игрушках есть дополнительные кольца — цветочки-трапеции, которые можно перемещать по этой ручке вверх и вниз.
Обязательно сверьтесь с возрастной маркировкой на коробке. Дети, конечно, разные, и один уже в полгода отлично сидит и интересуется кубиками, другой еще только пытается, и пока радуется только погремушкам. Но все-таки лучше придерживаться рекомендаций производителей, учитывая и возрастные особенности конкретного малыша.
Что нужно развивать?
Обычно к 5-месячному возрасту в арсенале любого малыша – множество самых разных игрушек. Какие из них для карапуза сейчас самые актуальные?
- Прорезыватели для зубов.
- Игрушки с зеркальными поверхностями.
- Музыкальные игрушки или инструменты (барабан, бубен, дудочка, ксилофон, панели с кнопками, проигрывающими мелодии).
- Прозрачные тубы с сыпучим содержимым.
- Мячи разных размеров.
- Неваляшки.
- Погремушки в виде животных, фруктов, ягод.
- Игрушки с нанизанными на основу мелкими предметами, колечками, шариками.
- Развивающие коврики.
Но сами по себе игрушки не дадут ребенку необходимых навыков. Для этого с ним должны играть взрослые. Развивающие игры для детей 5 месяцев должны быть разносторонними – дающими стимул для развития и физических навыков, и речи, и органов чувств, и эмоций.
Что касается последних, то сейчас наиболее актуально развивать у ребенка чувство юмора. Не наше, взрослое, основанное на понимании сложных законов жизни, а то наивное детское, которое заставляет кроху реагировать смехом. Как можно это сделать? Довольно просто:
- подбрасывать ребенка и ловить, если ему это нравится;
- щекотать или дуть на животик;
- строить смешные рожицы;
- издавать забавные звуки (например, фыркать);
- играть с мыльными пузырями, которые всегда вызывают у деток этого возраста бурный восторг;
- трогать ручками малыша губы взрослого, когда он произносит разные слоги;
- играть в прятки – ребенок будет визжать от восторга, когда мама, спрятав лицо руками, начнет искать свое чадо (а если спрятать под салфеткой его собственное личико, то совсем скоро он поймет, что маму можно найти, стянув салфетку);
- иногда бывает достаточно просто бросать и поднимать какую-то игрушку (особенно мячик).
Весьма полезно сейчас знакомить ребенка с разными запахами. Это могут быть, например, фрукты, ягоды, молоко, выпечка, специи, кофе, даже мамины духи, если их нанести на ватку и дать время немного «выдохнуться».
Общий и музыкальный слух, а также чувство ритма прекрасно развивают различные мелодии (а это пригодится для последующего речевого развития). Они могут быть бодрыми или медленными, тихими или громкими. При этом мама обязательно рассказывает ребенку, какой темп и какая громкость у каждой мелодии. А если при этом еще и потанцевать с малышом в такт музыке, то такие занятия с ребенком будут способствовать стимуляции вестибулярного аппарата, который нужно развивать для освоения ходьбы.
Психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев
• Малыш делает попытки ползать; • Пробует сесть, легко переворачивается с животика на спинку и наоборот; • Хватает предметы всей ладошкой; • Перекладывает игрушку из одной ручки в другую; • Произносит отдельные слоги; • Может есть с ложки; • Делает несколько глотков из чашки; • Садится, если его подтянуть за ручки; • Встает на коленки; • Появляются первые зубы – нижние центральные резцы; • Отлично узнает близких людей, особенно выделяет маму и того человека, который проводит с ним много времени; • Начинает проявлять интерес к другим детям, если они оказываются в поле зрения малыша, – улыбается им, пытается дотянуться.
Так много уже умеет
Да, карапуз значительно прибавил с того момента. И не только в весе или росте. Он стал довольно смышленым, умелым. Чего ребенок уже достиг к этому возрасту?
- В положении на спине он умеет приподнимать головку и плечи, давая понять родителям, что скоро будет готов садиться. Но пока еще высаживать его рановато: позвоночник недостаточно окреп.
- Умеет переворачиваться со спины на животик, с бока – на спину или животик.
- Лежа на животике, ребенок отталкивается от опоры, стараясь ползти. Пока что получается только по-пластунски, но совсем скоро кроха научится вставать на четвереньки и даже раскачиваться.
- Координация «рука – глаз» достаточно развита, и малыш уже в состоянии точно определить расстояние до игрушки, чтобы схватить ее. Он может делать это любой рукой, лежа на животе или спине, даже если игрушка находится над его головой, а если она падает – ищет ее глазами. Многие детки умеют перекладывать игрушку из руки в руку.
- Кроха проявляет живой интерес к игрушкам: он подолгу их рассматривает, держит в ручках, ощупывает, может отдать взрослому, бросить, умеет нажимать на кнопки, если они есть.
- Активно развиваются эмоции грудничка. Он уже научился выражать радость, недовольство, даже страх. Может требовать, сердиться, заливисто хохотать.
- Заметен прогресс и в речевом развитии крохи. Он переходит от гуления к лепету. Ребенок уже научился повторять разные слоги, некоторые малыши умеют их удваивать (ба-ба, ду-ду). Ребенок активно приглашает взрослых беседовать с ним, выражает бурную радость, когда ему отвечают, учится повторять звуки за взрослыми.
- Значительно окрепла нервная система малыша. Сейчас она в состоянии выдерживать достаточно интенсивные физические и эмоциональные нагрузки. Ребенок может бодрствовать не менее 2 часов между снами, поэтому их количество сокращается днем до 3.
Что можно развить с помощью игры у 4-х месячного малыша?
- хватательные движения;
- тактильные ощущения;
- мышечный корсет и, как следствие, умение держать голову, а в будущим садиться, вставать, ходить;
- органы осязания и соответствующие им мозговые центры;
- эмоциональную сферу.
В 4 месяца ребенку очень нужны игрушки, ведь время бодрствования увеличивается – уже можно с пользой развлечь малыша, поиграть с ним дома, предложив занятия для развития тела и ума. К четырем месяцам кроха должен научиться брать то, что вкладывают ему в руку, хватать предметы в поле его зрения (если он может до них дотянуться), способен различать неодинаковые поверхности. Кисти рук должны быть задействованы как можно больше и чаще, тогда занятия легко проводить в домашних условиях, они позволяют «убить не двух, а трех зайцев»:
- совершенствуют тактильные возможности;
- стимулируют центры в мозге, связанные с ладонной поверхностью руки, а это большая часть мозга;
- задействуют биологически активные точки, которые нормализуют работу внутренних органов.
Разрешайте малышу трогать самые разные предметы, грызть их, перебирать, тогда он будет расти смышленым. В возрасте 4 месяцев малыш нуждается в массаже и упражнениях, которые позволят ему держать голову – для этих целей ребенка надо выкладывать на животик.
Заключение
Родители должны лишь помнить, что развивающие занятия с малышами в 5 месяцев должны быть разнообразными и непродолжительными, чтобы кроха не переутомлялся. Тогда результат от этих занятий не заставит ждать и проявится уже к году.
Учеными установлено, что дети, с которыми активно занимались до года, вырастают более любознательными, отличаются хорошей памятью и высоким интеллектом.
Развитие пятимесячного ребенка требует от родителей немало времени и сил. Но занятия с крохой приносят взрослым столько позитивных эмоций и оказывают такое полезное влияние как на детей, так и на маму с папой, что времени на них совершенно не жалко.