Как развивать лидерские качества у ребенка

Проигрывать – тоже искусство

Лидерские качества нельзя связывать с постоянным успехом. Умение достойно проигрывать скажет о человеке больше, нежели его желание получить победу любым путем.

Как сформировать у ребенка умение проигрывать?

Настраивайте ребенка на самосовершенствование – не ругайте школьника за неудачу: невыученное стихотворение, неудовлетворительную оценку по математике или последнее место в олимпиаде по истории

В момент неудачи ребенок нуждается в утешении и искренней поддержке.
Подтолкните ребенка к самоанализу – помогите разобраться в причине ошибки.
Объясните важность практики, приведите конкретный пример успешности метода проб и ошибок.. Люди с врожденным талантом реже добиваются успеха в профессии, которая ему соответствует, нежели те, кто не боялся рисковать и трудиться, не имея природных способностей. Люди с врожденным талантом реже добиваются успеха в профессии, которая ему соответствует, нежели те, кто не боялся рисковать и трудиться, не имея природных способностей

Люди с врожденным талантом реже добиваются успеха в профессии, которая ему соответствует, нежели те, кто не боялся рисковать и трудиться, не имея природных способностей.

Лидер начинается с соревнования?

Бытует мнение, что лидер начинается с соревнования. “Кто скорее съест кашку”, “Кто чище вымоет посуду” — эти игры хороши со сверстниками, но не с сестрами или кузенами, потому что отношения внутри семьи и так обременены сильными чувствами: ревностью, завистью, затаенными обидами… Проигравшего не ругают, над ним не смеются. Избегайте также награды для того, кто “первым съест кашку” или “чище вымоет посуду”. В этом случае довольно теплой похвалы. Мудрые взрослые не принижают успеха лидера: “Подумаешь, быстрее всех прибежал! Большое дело!”

Но они и не выпячивают его достижений. Лидеру объясняют: “Это здорово, что ты умеешь бегать быстрее других. Кто-то умеет лучше рисовать, кто-то любит танцевать, кто-то знает много песенок. У каждого человека есть более яркие таланты и есть вещи, которые он делает с меньшей охотой”.

Что поможет в развитии лидерских качеств?

Как только в семье появляется ребёнок, родители сразу начинают заниматься его воспитанием. В ход идут игры, и, конечно, общение, позднее можно будет подключать книги, сериалы и фильмы. В процессе воспитания можно воспользоваться советами, которые мы описываем ниже.

Увлекайте ребёнка различной деятельностью. Умение правильно создать досуг для ребёнка и организовать его так, чтобы ребёнку это нравилось, он смог на максимум проявить себя – это важная задача для родителя. Дайте возможность ему выбирать, советуйтесь с ребёнком при выборе очередного увлечения

Посещение секций и кружков дисциплинирует, воспитывает ответственность.

Важно уважать мнение ребёнка.Этому способствуют частые разговоры и обсуждение самых разных тем. Не бойтесь высказывать свою точку зрения и в то же время, интересуйтесь, что он думает по этому поводу

Если ребёнок старшего школьного возраста можно взять за традицию проведение семейных вечеров устраивая дебаты. Всё это поможет научить отстаивать свою правоту.

Научите ораторскому искусству. Можно задействовать ребёнка в круглых столах, мероприятиях, концертах. Если ребёнок дошкольного возраста, можно устраивать дома представления, инсценировать сказки. Малыш обязательно привыкнет к выступлениям дома, ему проще будет выходить на сцену в большой аудитории. Придумывайте игры, которые нацелены на рассказ со стороны ребёнка.

Привлекайте к коммуникации.Этот пункт подразумевает совместное посещение с ребёнком различных мероприятий, новые знакомства с людьми, с которыми он будет так или иначе коммуницировать. Завести новых друзей можно где угодно, главное, что было желание: парки, площадки, торговые центры, прекрасно, если ребёнок выступит инициатором в новом знакомстве. 
Научите ребёнка проигрывать.

Играя в игры с ребёнком, временами мы поддаемся, потому что нам больно видеть, как малыш расстраивается, возможно даже плачет, не хотят продолжать игру. В таких случаях, ребёнку следует объяснить, что проигрыш – это путь к победе. И для того, чтобы ощутить вкус победы, ребёнку необходимо проявить упорство и настойчивость. Различного рода игры и соревнования, закалят вашего малыша и сделают его неуязвимым. 

Научите добиваться желаемого. 

Ребёнок чётко должен знать, чего он хочет и каким путем к этому идти. Своим примером вы можете показать, как правильно достигать целей. При достижении своей цели, можно предложить ребёнку разбивать эту цель на более мелкие задачи.

«Сделайте из него лидера…»

«Я хочу сделать из него лидера», – сказала мне мама одного из моих воспитанников. Сама она стремилась к лидерству всеми возможными путями, считая, что это и есть главное в жизни. Ну и, соответственно, своего сына выдела в будущем таким же.

Но ее сын был тихий и послушный ребенок, любивший технику и математику. Возиться с конструктором Лего и решать логические задачки – ничего большего ему не хотелось. С другими детьми он общался редко, их шумные забавы ему были не слишком интересны. Он не любил ничего и никого возглавлять, командовать и указывать. В нем таились задатки ученого или, в крайнем случае, вдумчивого технического интеллигента. По моему мнению, он был к лидерству не предрасположен просто-таки генетически.

Вот тогда я и задумалась: а всех ли детей следует «натаскивать» на непременное лидерство? А ведь именно к этому и стремятся некоторые мамы и папы.

Далеко не все люди способны быть лидерами – хоть как ты «натаскивай» их на это дело. Для этого необходимы специальные качества, причем врожденные. И если их нет, то делайте, что хотите, а человеку лидером не стать. Он рожден быть не ведущим, а ведомым. И это – замечательно, в этом кроется величайшая мудрость Создателя. Потому что не может армия состоять сплошь из генералов.

Основные лидерские качества, которые можно развить в ребенке

Без ценных качеств лидерства дети, вступающие во взрослую жизнь, испытывают недостаток в навыках, которые могли бы помочь им преуспеть в различных условиях, включая университет и работу. Начальная и старшая школа — лучшее время для родителей, чтобы дать детям возможность учиться этому.

Если возникает вопрос: какие лидерские навыки важнее всего получить ребенку, то стоит подумать о следующем:

Чувствительность
Эмоциональный интеллект является одним из главных факторов успеха лидера. Люди имеют разную степень чувствительности. По словам Брэдберри, 90% лидеров с высокими показателями имеют высокий EQ. EQ отвечает за 58% эффективности работы лидера.

Сначала дети учатся чувствительности у родителей. Чувствительность — способность человека распознавать свои собственные эмоции и эмоции других людей и использовать эмоциональную информацию для руководства своими решениями и действиями.

Смирение
Смиренные люди стремятся стать самыми эффективными лидерами. К такому выводу пришли исследования, проведенные Фостерской школой бизнеса Вашингтонского университета. Смиренные люди, как правило, добиваются высоких результатов в личных и командных условиях.

Смирение определяется, как точное представление о себе. Лидеры, которые преувеличивают свои способности, отказываются принимать вклад других, и принимают чужие заслуги за свои достижения, не так эффективны. Смиренные лидеры добиваются больших результатов, чем эгоистичные. Родители, практикующие смирение, более эффективны в воспитании скромных детей.

Командная работа
Чем сложнее задача, стоящая перед человеком, тем больше он нуждается в других, чтобы ее решить.

Джон Максвелл писал: «Для человека, пытающегося делать все в одиночку, игра окончена. Если вы хотите сделать что-то значимое, вы должны организовать команду. Один слишком мал для достижения величия».

Среди лучших возможностей для детей узнать ценность командной работы — групповые мероприятия, такие как совместная работа над проектом в семье, волонтерская деятельность и командные виды спорта.

Настойчивость
Родители могут раздражаться из-за неоднократных просьб детей сделать или получить то, в чем им уже отказали. Для родителей правильно придерживаться своих позиций

Важно понимать грань, чтобы не сломить дух ребенка. Инициатива продолжать действовать перед вероятностью разочарования является ценным лидерским качеством.

Когда нужно отказать в просьбе ребенка, можно попросить его подождать, а если у него возникнут проблемы, похвалить его за хорошее поведение.

Рисковать, учиться на ошибках
Вещи, которые люди ценят больше всего — это те, над которыми им приходилось долго работать, особенно те вещи, ради которых они чем-то рисковали

Дети, которых поощряют к риску, чаще обнаруживают и развивают сильные стороны и навыки, которые они не знали. Они также чаще сталкиваются с неудачей. Но, рискуя и испытывая неудачу, у детей будет возможность становиться лучше, которой иначе бы не было.

Ребенок-лидер в семье

Если ваш малыш с раннего детства не воспринимает вашу критику, сам принимает решения и пытается везде и во всем быть первым, возможно, в вашей семье подрастает будущий лидер или же вы неправильно воспитываете своего ребенка. «Как отличить лидерские качества от капризов и неуправляемости ребенка?»- выясним прямо сейчас.

Родителям в таких ситуациях, в первую очередь, необходимо обзавестись терпением и научиться понимать своего «командира». Мама и папа должны понимать, в каких ситуациях то или иное изречение или поведение ребенка допустимо, а где нужно «обрубить на корню».

Врожденные качества лидера в ребенке могут проявляться уже в первые годы его жизни:

  • самостоятельное распоряжение всеми игрушками
  • командный голос за столом, на улице
  • самостоятельная организация новых игр
  • привлечение в свое общение и игры других детей

Родители достаточно часто полагают, что дети-лидеры обязательно будут отличниками в школе, но это не всегда так, потому что в них преобладает желание быть первыми не в учебе, а в «покорении» своей воле окружающих, поэтому родители должны контролировать процесс учебы, а не пускать все на самотек.

Родители должны знать некоторые правила обращения с ребенком-лидером в семье:

  • Не стоит сразу ругать и наказывать ребенка за то, что он «командует» дома или в школе: это может пробудить в нем агрессию и ненависть ко всем. Нужно научиться лояльно относиться к своему чаду. Это совсем не значит, что ему нужно во всем потакать. Просто покажите свое уважение к нему и проявите интерес к его действиям, идеям, и тогда он сам пойдет на множество компромиссов, осознав, что его воспринимают таким, какой он есть.
  • Разговаривайте с ребенком чаще, научите его делиться с вами всем. Покажите, что если в какой-то ситуации он не прав, вы не будете его ругать за это, а просто объясните, как нужно сделать правильно и почему, тогда ребенок начнет вам доверять и прислушиваться к вам. Таким образом, родители смогут контролировать ребенка и направлять его.
  • Если в семье несколько лидеров, не нужно друг друга «съедать», лучше объединить свои усилия и распределить имеющиеся обязанности. Это придется по душе каждому лидеру.

Главное — понимать своего ребенка, и доносить до него правильными словами и поведением, что он может быть в каких-то ситуациях не прав, и что его не упрекают, а подсказывают, тогда лидерство ребенка будет в удовольствие для всех членов семьи.

Запнулись на старте

Ловушек на этом “благом” пути несколько, и если вы в основном задумываетесь, как вырастить ребенка успешным, а не счастливым, возможно, вы попали в одну из них. Чаще всего эта ловушка своих амбиций.

Родители, не добившиеся того жизненного успеха, который для себя мыслили, часто перегружают эту задачу на ребенка. Они не учитывают его склонности и ресурсы, навязывают свою волю, а вместе с ней сто развивающих кружков с раннего детства. Часто уже к школе такие дети испытывают перегруз и у них начинаются проблемы с усвоением информации, даже если до этого они обладали хорошими данными. Ребенок становится рассеянным и невнимательным, отказывается заниматься вовсе или начинает часто болеть. Он будто “тупеет”, родители приходят в ужас, их план интенсивного развития на ближайшую пятилетку тает вместе с образом успешного сына или дочери. Но как же тогда действовать?

Хорошая новость в том, что от загрузки кружками ребенок “Гандапасом” не станет. Хотите вырастить лидера — посвящайте время тому, чтобы воспитывать в нем определенные качества.

Переформулируем для пользы дела. Идея “сделать из ребенка лидера” — отдаёт фанатизмом, в то время как развивать в нем лидерские качества — разумно и полезно.

Я выделяю три ключевых качества лидера, которые можно и нужно воспитывать в ребенке:

  • Инициативность
  • Ответственность
  • Планирование времени и целей

Бонусом можно говорить о таком навыке, как стремление превосходить стандарты.

Планирование

Абсолютно точно формируемый лидерский навык — это планирование времени. Прекрасно, если у самих родителей есть эта привычка — в таком случае ребенок перенимает её органично и без особенных усилий.

Самое знакомое и доступная опция в планировании времени — это составление распорядка дня

Что важно:

  1. составляйте распорядок вместе с ребенком, обсуждайте, сколько времени на какое дело потребуется, что включить в план обязательно, а что — факультативно.

  2. не делайте жесткую поминутную секту. Достаточно прописать последовательность действий и обозначить “чек-поинты” закрепленные точки: время начала занятий, кружков, отхода ко сну и прочее.

  3. В выходные дни с самого утра проговаривайте с ребенком план на день: что и когда вы хотите сделать, чтобы с самого утра у него была опорная картина дня, а лучше — обоих выходных.

  4. Подарите ребенку простой механический таймер — научите его засекать время, сколько он тратит на то или иное дело. Это огромное подспорье в управлении временем и самодисциплине. Договаривайтесь о примерном количестве времени на каждое дело. Начал делать уроки — засек 30 минут. Сел играть — засек час. Время вышло — таймер зазвенел — сигнал к смене деятельности. Здесь важный момент: таймер действительно должен быть механический, а не встроенный в телефон или планшет. Не усугубляем привязанность к гаджетам.

Планирование целей — задача, которую можно ставить детям, начиная с 10-12 лет. Что это такое? Прежде чем взяться за какое-то дело, проговаривайте, какой результат вы хотели бы получить. Как и во всех других качествах, это тот случай, когда дети идеально учатся у родителей. Показывайте им пример на своих делах, озвучивайте для них свои планы, помогайте ребенку сформулировать собственные: “Я сейчас сяду писать статью, и к вечеру планирую закончить главу”, “папа сегодня на тренировке планирует пробежать 10 километров”. Вы проговариваете, какие действия необходимо сделать, чтобы получить желаемый результат, и распределяете эти действия по времени: сколько задач тебе надо прорешать, чтобы чувствовать себя уверенно на экзамене? В какие дни ты найдешь на это время?

Ребенок-лидер в детском саду

Многие мамы и папы не придают особого значения поведению ребенка в раннем возрасте, считая, что ребенок должен сформироваться сам. Такое безразличие родителей в конечном итоге может привести к раннему формированию у детей не тех черт характера, которые бы хотели в них видеть родители. Поэтому без корректировки старших, чаще всего, нормальное формирование личности, а тем более, лидерских качеств, просто невозможно.

Важно интересоваться у воспитателей, как ребенок ведет себя в обществе с другими детьми, какие особенности в них заметили взрослые. Не стоит упускать эти детали, потому как ребенок дома может быть одним, а в садике совершенно другим

Если не контролировать развитие личности ребенка, то лидерские качества, которые были явными в детском саду, со временем могут превратиться в тиранство. Необходимо понимать, что многие взрослые, почувствовав власть, не могут совладать с собой, что тогда можно говорить о детях 3-5 лет.

Если в детском саду работают квалифицированные  воспитатели, они без проблем смогут выявить лидера и помочь ему нести это «бремя» правильно. Несмотря на то, что в садике с детьми занимаются и развивают, родители не должны отстраняться от воспитания детей, потому как только они смогут воспитать в ребенке характер лидера и научить быть им.

Как воспитать лидера в школьнике?

Чаще всего вопросом «как воспитать в своем чаде лидерство?» задаются родители школьников младших классов, когда отношения в коллективе только формируются, дети начинают жить по-взрослому, беря ответственность за свои поступки, проявляя активность, учась и обнаруживая свои сильные и слабые места. Большую роль в этом играет учитель.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заработать денег школьнику в интернете: способыДавайте крохе возможность проявлять свою активность. Хорошо, если учитель будет уделять часы обучения не только прописным буквам и математике, но и знакомству детей, рисованию на вольные темы. Дать ребенку возможность рассказать о своем таланте или попробовать его найти – вот задача педагога младших классов.

Случается, учитель даже не знает, что ребенок свободно читает книги по целым главам или лепит из пластилина уникальные фигурки, хорошо поет или умеет готовить блинчики.

Советы по воспитанию лидерских качеств:

ИНТЕРЕСНО: какие существуют стили воспитания в семье?

Учите ребенка ставить четкие цели и вырабатывать план. В этом главный помощник – мама или папа. Это поможет малышу стать целеустремленным и разовьет силу воли.
Развивайте моральную сторону маленького человека. Проявляйте милосердие и доброту сами, прививайте ребенку понятие, что это есть норма жизни

Любить животных и помогать тем, кто попал в беду, заниматься благотворительностью, делиться игрушками и сладостями – нормально.
Уделяйте внимание духовному. Водите ребенка в театр и на выставки, развивайте его таланты

Религиозное воспитание, хотя в настоящие годы общество значительно секуляризировано, не бывает лишним.
Учите ребенка брать ответственность на себя, не лгать и не переваливать вину на других. Главная черта лидера – это сила воли и душевная сила.

ИНТЕРЕСНО: лучшие книги о воспитании детей для родителей

Как привить нужные качества?

Дидактическая программа центра развития ребенка АMAKids способствует комплексному формированию и реализации лидерских качеств малышей в возрасте от 4 лет. Лидерами не рождаются – лидерами становятся. И убедиться в этом поможет уникальная обучающая методика, основанная на принципах ментальной математики. В результате стимуляции деятельности одновременно левого и правого полушарий мозга, малыш развивается как интеллектуально, так и эстетически — огибая барьеры и условности академического образования, нередко препятствующие формированию творческого потенциала личности.

Мы хвалим, но не знаем меру!

Да, хвалить детей нужно, но знайте меру, будьте искренними и не оказывайтесь единственными на свете, кто считает своего ребенка гениальным и потрясающим. Ведь если маленькие дети еще не замечают фальши, то вырастая, ребенок начинает понимать: что-то здесь не то, и его родители, скорее всего, необъективны. Ваши дети начинают сомневаться в вашей искренности, они перестают вам доверять, ваше мнение теряет для них ценность. Что может быть хуже потери родительского авторитета?! В этом есть и еще один неприятный момент: если ребенок добивается похвалы и вознаграждений слишком легко, в дальнейшем он будет преувеличивать, жульничать, обманывать для того, чтобы снова получить похвалу (награду). Ведь раньше это было так просто!

Моя дочь занимается ирландскими танцами, а это самый настоящий спорт. Она часто бывает на соревнованиях и всегда привозит оттуда много медалей, в том числе, золотых. Но больше всего моя дочка ценит одну медаль. Не золотую (серебряную), но доставшуюся ей на очень серьезных соревнованиях по спортивной гимнастике с большим трудом. Она всегда говорит, что эта медаль стоит всех остальных вместе взятых и очень ей гордится.

Как воспитать в ребёнке лидера

Это долгосрочный процесс, который требует постоянного внимания и участия родителей. Вот несколько советов, которые помогут развить лидерские качества:

Поддерживать ребёнка 

Один из важных и простых способов помочь ребёнку стать уверенным в себе — это поддерживать его начинания. Не стоит критиковать, обесценивать его интересы, указывать на ошибки, иначе в будущем ему будет сложно браться за новые дела. Потому что будет доминировать страх неудачи и столкновения с критикой.

Развивать самостоятельность 

Стимулируйте и поощряйте самостоятельность ребёнка в повседневной жизни.

Хорошо развивают самостоятельность дела по дому — определите зону и объём домашних обязанностей ребёнка. Ставьте перед ним посильные задачи на бытовом уровне, требующие волевых усилий (наведение порядка в своем шкафу, комнате, на рабочем столе, уборка игрушек), пусть у ребёнка будет своя зона ответственности.

Учите его самостоятельно выполнять поручения и «важные дела», ухаживать за домашними цветами или домашними питомцами, предоставляя достаточно времени для этого, обязательно отмечайте хорошее выполнение порученного дела.

Давать возможность высказаться 

Уважайте мнение ребёнка, интересуйтесь его жизнью и интересами. Обсуждайте с ним прочитанную книгу или интересный фильм, пусть он делится с вами своими впечатлениями. Так формируется навык выражать мысли и чувства, формулировать свое мнение, объяснять его. Даже в ситуациях, когда, как вам кажется, ребёнок не прав, сначала выслушайте, а потом мягко укажите, что в его рассуждениях вас смущает. Учите ребёнка слушать других. Так он будет лучше понимать своих сверстников и взрослых, сможет найти с ними общий язык и выстроить общение.

Хорошим подспорьем станут занятия по развитию речи, детский театр — место, где он сможет развивать артистичность и ораторские способности.

Давать возможность принимать решения 

Когда ребёнок принимает решения, он чувствует, что контролирует свою жизнь. Пусть он учится этому постепенно, начиная с мелочей: что надеть, чем заняться в свободное время, на какое занятие пойти, как провести выходной. Приобщайте ребёнка к планированию семейных дел или организации досуга — давайте ему возможность выбирать между несколькими вариантами и объясняйте, какие могут быть последствия каждого выбора. 

Ребёнок должен знать, что его мнение интересно и имеет значение, что родители не отмахиваются со словами «да что ты понимаешь», а готовы вести диалог. Это позволит ему развиваться и становиться увереннее.

Участвовать в командной работе 

Поощряйте участие в групповых занятиях и спортивных играх. Отличный вариант — работа с другими детьми над проектом, который связан с увлечениями ребёнка. Помогите ему разработать план работы и распределить задачи между участниками команды.

Научить принимать неудачи 

Когда что-то не получается и идёт не по плану — это нормально. Настоящие лидеры спокойно принимают неудачи, не сдаются и проявляют настойчивость

Поэтому важно дать ребёнку пройти через разочарование, поддержать его и позволить извлечь из ситуации урок. Это формирует психологическую гибкость и устойчивость

Всё это может помочь ребенку развить лидерские навыки, научить его работать в команде, стать более социально активным, принимать решения и вести за собой других. Но помните, что это должно происходить естественно, по инициативе ребенка, а не под давлением родителей. Если ему не хочется быть в центре компании друзей или занимать лидирующую позицию в школе, не стоит настаивать. Позвольте ему гармонично развиваться, проявляться и быть собой.

Следуй за лидером

Есть лидеры от природы, которым легко стоять у руля, например быть капитаном спортивной команды или старостой. А у других сама мысль, что нужно взять на себя дополнительную ответственность, вызывает тревогу: а что, если я приму неверное решение? Что, если остальные решат, что я не справляюсь? Какие навыки необходимы лидеру и любой ли может их развить?

Ищи уверенность в себе

Если тебя назначили ответственным или капитаном команды — это большая честь. Помни, что недостойного человека на эту роль бы не выбрали. Да, поначалу это повод понервничать, но все себя чувствуют так. Смирись с этим состоянием и прими вызов.

Следи за тем, чтобы уверенность не переросла в высокомерие, иначе люди скоро перестанут тебя уважать. Сохраняй спокойствие, говори вежливо, гордись предоставленной возможностью и сделай все, что от тебя зависит.

Ищи вдохновение у кумиров

Подумай об известных тебе лидерах — пусть они станут примером для тебя. Что тебе в них нравится? Может, их справедливость и умение поддержать других? То, как они держатся перед аудиторией или как мотивируют других? Равняйся на них, но полагайся на собственные сильные стороны. Сравнивай себя сегодня с собой в прошлом, а не с другими.

Приложи усилия

Самое важное в роли капитана команды или лидера — быть примером для остальных. Твои подопечные будут уважать тебя, и наверняка однажды им потребуется твой совет

При этом они хотят видеть рядом человека, который на 100% предан своему делу, гордится им и вкладывает в него всю душу.

Если ты не будешь работать, то и твоя команда не будет. Мотивируй и поддерживай людей, относись ко всем справедливо. Возможно, в будущем кто-то захочет взять пример с тебя.

Используй сильные стороны команды

Твоя задача — привести свою команду к успеху. Чаще всего это возмож-

но, только если все участники работают сообща. Не бойся делегировать работу. Следуй совету самых успешных лидеров: чтобы создать лучшую команду, используй сильные стороны каждого.

Найди общий язык

Отчасти способность быть хорошим лидером зависит от умения мотивировать людей, особенно когда все идет не очень хорошо. Например, если кто-то сделал ошибку, нужно объяснить ему, как исправить ситуацию, и подбодрить его, чтобы он не вешал нос.

Если команда проигрывает, тебе нужно поддержать в ней стремление к победе, чтобы участники быстро оправились от поражения и восстановили боевой дух. Найди правильные слова, подумай, как вселить бодрость духа в людей.

Решай конфликты

Как капитану или лидеру тебе придется улаживать разногласия, которые часто возникают между членами команды. Возможно, это самая сложная твоя задача

Когда говоришь с людьми, обращай внимание на язык своего тела, тон голоса и слова. И помни, что нужно обсуждать ситуацию, а не критиковать самого человека

Принимай критику

Не все твои поступки и решения понравятся твоей команде. Сохраняй положительный настрой, уверенность и веру в себя. Тогда и остальные будут верить в тебя, согласны они с твоим подходом или нет. Постарайся, чтобы неудачи не помешали тебе стать хорошим лидером, ведь у тебя есть для этого потенциал.

По материалам книги «Дыши. Как стать спокойнее».Обложка отсюда.

Лидер или манипулятор

Понять является ли их ребенок прирожденным лидером, родителям сложно

Важно вовремя отличить лидерские качества от способностей манипулятора

Для ребенка-лидера не характерно устраивать публичные выступления или истерики для достижения своей цели. При этом он пытается доминировать не только в домашней обстановке и в кругу родных, но и среди ровесников в детском саду и школе. Ребенок с задатками лидера не пытается как-то специально выделяться из общей массы, но, тем не менее, всегда заметен.

Впервые проявления лидерских качеств ребенка становятся заметны после трех лет. Особенно если он посещает детский сад. Ребенок наблюдателен, самостоятелен, пытается организовывать сверстников, с удовольствием общается с ними, дети к нему прислушиваются и любят.

В это время родителям важно заметить первые появления задатков лидерства у ребенка и стараться направить их развитие в правильное русло. Если пустить ситуацию на самотек, то развитие личности может пойти не по самому оптимистичному сценарию, и в будущем лидерские качества ребенка могут проявиться не с лучшей стороны

С момента поступления в школу ребенок-лидер начинает проявлять себя уже более ярко

Здесь родителям желательно понять, к какому именно лидерству стремиться их ребенок – формальному или неформальному. От этого во многом зависит, какую именно помощь и поддержку ему необходимо оказать

С момента поступления в школу ребенок-лидер начинает проявлять себя уже более ярко. Здесь родителям желательно понять, к какому именно лидерству стремиться их ребенок – формальному или неформальному. От этого во многом зависит, какую именно помощь и поддержку ему необходимо оказать.

В подростковом возрасте перед любым человеком встает множество психологических проблем. А у подростка с задатками лидера – в разы больше. Он боится сделать что-то не так, начинает оглядываться на мнение окружающих и зависеть от него. И самое главное в этом возрасте помочь ребенку не потерять себя.

В целом для того, чтобы воспитать в ребенке лидера специалисты по детской психологии и большинство педагогов предлагают следующее:

  • как можно чаще общаться со своим ребенком, интересоваться его жизнью, увлечениями, взаимоотношениями со сверстниками, возникающими у него проблемами;
  • уважать право своего ребенка на наличие собственного мнения, стараться достичь компромисса в спорах с ним и учить его поступать так же;
  • развивать навыки публичных выступлений, необходимых для четкого и убедительного донесения до окружающих любой информации;
  • объяснять ребенку, что неудачи бывают у всех, и это совершенно нормально. Главное не опускать руки и стараться завершить начатое дело;
  • стараться хвалить как можно чаще, но только за реальные, пусть и небольшие, свершения;
  • давать ребенку больше свободы в принятии решений. Его, конечно, необходимо направлять советами, предлагать ему несколько вариантов на выбор, но ни в коем случае не совершать этот выбор за него.

Лидерство является не только особенностью характера, но и совокупностью определенных навыков. И если на свойства характера человека повлиять довольно сложно, а иногда и совершенно не нужно, то развитие навыков еще никому не помешало. Прирожденному лидеру они просто необходимы, а другим детям могут сильно облегчить достижение успеха в будущей жизни.

Главное всегда помнить, что не так уж и важно, станет ребенок настоящим лидером или нет. Намного более значимым является то, найдет ли он свое место в жизни, сумеет ли раскрыть свой потенциал и, по большому счету, станет ли он счастливым человеком

Особенности развития лидерских качеств в разном возрасте

Дошкольный период – особое время развития человека

Не имея жизненного опыта, малыш с повышенным вниманием присматривается и прислушивается к тем, кто старше. Слово «лидер» ему не знакомо, но чувство, когда все поощряют твои выходки, стремятся включиться в твою игру, где ты главный, понятно и заманчиво даже самому маленькому. Если это 3–5 лет, то осознание собственной неотразимости может губительно сказаться на самооценке

В свою очередь в начальной школе непризнание лидерства может перерасти в агрессию

Если это 3–5 лет, то осознание собственной неотразимости может губительно сказаться на самооценке. В свою очередь в начальной школе непризнание лидерства может перерасти в агрессию.

Коллектив младшей школы избирательнее, чем в садике. Имея лидерские качества, можно не завоевать авторитета:

  • по вине учителя, который неправильно распределяет роли и степень ответственности;
  • из-за недостатков дошкольного воспитания;
  • при чрезмерной опеке родителей.

Однако в этот период по-прежнему доминирует мнение взрослых. И только по мере взросления дети открывают истинный смысл лидерства. В классе их может быть несколько, что иногда приводит к возникновению антагонистических группировок. Но и отсутствие такого человека – обычная реальность. Стремление классного руководителя навязать своё мнение будет безрезультатным, если предварительно не подготовить кандидата:

  • привлечь к организации мероприятия;
  • дать возможность отстоять честь класса;
  • позволить самостоятельно организовать коллектив для интересного общего дела.

Пути такой работы выбираются исходя из особенностей группы. Лидер должен стать в ней своим без подтасовки, а по общему осознанию значимости каждого в коллективе. Настоящий школьный лидер должен всё-таки оставаться орудием контроля (не управления) поведения в руках учителя. Действия «предводителя» не должны вести к нарушению порядка и общепринятых норм поведения.

Участие в командных проектах для развития лидерских навыков

Такие проекты предоставляют детям возможность работать в группе или команде, где каждому участнику присваивается определенная роль или задача.

Участие в командных проектах помогает детям научиться коммуникации, сотрудничеству, решению проблем и принятию решений в коллективе.

Они учатся слушать других, выражать свои мысли, уважать мнение каждого члена команды.

В процессе работы над проектом дети ощущают ответственность за выполнение своей роли или задачи, а также за общий успех всей команды.

Командные проекты также способствуют развитию таких важных лидерских навыков, как умение руководить, делегировать задачи, мотивировать и вдохновлять других.

Дети учатся быть организованными, планировать свою работу и достигать поставленных целей.

Важно, чтобы дети участвовали в разнообразных командных проектах, чтобы приобрести опыт и применять разные навыки в различных ситуациях. Такие проекты могут включать организацию мероприятий, создание и реализацию идей, разработку бизнес-планов и многое другое

Такие проекты могут включать организацию мероприятий, создание и реализацию идей, разработку бизнес-планов и многое другое.

Участие в командных проектах помогает детям стать уверенными, целеустремленными и успешными лидерами в будущем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий