Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?
Если родители школьника не хотят пройти повторный школьный курс, стоит позаботиться о самостоятельном выполнении домашних уроков ребенком.
Дети младших классов еще недостаточно организованы. Поэтому задача родителя объяснить ребенку распорядок дня, рассказав какое время отведено урокам, а какое отдыху. Придя со школы ребенку необходим отдых. В младших классах нужно соблюдать время обучения и время отдыха. Позанимавшись 25 минут, позвольте школьнику немного отвлечься.
Расставьте приоритеты с самого начала
Объясните важность процесса обучения, и соблюдайте сказанное сами. Не стоит отвлекать ребенка от выполнения задания, делая что-то в его комнате
Лучше оставить это на вечер.
Не стоит пугать ребенка наказанием за невыполнение задачи, ставить временные рамки. Лучше постарайтесь выяснить причину того, почему у него не получается решить ее самостоятельно. Стоит учесть, что непосредственное ваше присутствие в момент выполнения уроков уместно только в первом классе. Последующие годы требуют вашего вмешательства исключительно по просьбе.
Заметив, что ребенок слишком быстро делает домашние задания следует проконтролировать правильность их выполнения. Возможно он просто спешит погулять с друзьями.
Планируя отдых ребенка, не путайте ваши предпочтения с его желаниями. В младших классах, школьнику сложно перестроиться от беззаботной жизни к школьным правилам и необходимости делать уроки. Он чувствует определенную перегруженность. Поэтому, ведя его на шахматы, хоккей, рисование, либо в музыкальную школу, стоит задуматься о том, будет ли это отдыхом для вашего ребенка? Либо это будет продолжением обучающего процесса?
Запомните, уместная похвала также хороша в учебе. Хвалите школьника почаще и ему будет приятно делать уроки самому. И наоборот. Не слишком ругайте ребенка за принесенную в дневнике двойку. Это может усилить негативное отношение к учебе в целом.
Установить разумные ожидания
ss=”stk-reset ce-element–empty stk-element_no-text wp-exclude-emoji” ssmarticle=””>Â
«Я-Ñо в Ñвои годÑ! Сам из ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð¿ÑиÑодил, гоÑовил, обедал, мÑл поÑÑдÑ, колол дÑова и ÑаÑки, ноÑил Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· ваннÑâ¦Â» â назидаÑелÑно ÑообÑаем Ð¼Ñ Ð´ÐµÑÑм, коÑоÑÑе из вÑÐµÑ Ñелодвижений Ñ ÑÑÑа Ñделали ÑолÑко два, и Ñе â по ÑкÑÐ°Ð½Ñ ÑмаÑÑÑона. ÐоÑой Ð¼Ñ ÑÑебÑем ÑлиÑком многого. УдивлÑемÑÑ, ÑÑо деÑи не ÑмеÑÑ Ð·Ð°Ð²ÑзÑваÑÑ ÑнÑÑки, ÑоÑÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼, ÑÑо вÑÑ Ð´ÐµÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑÐ²Ñ Ð½Ð° липÑÑкаÑ. СÑÑадаем, ÑÑо доÑÑ Ð½Ðµ ваÑÐ¸Ñ Ð±Ð¾ÑÑи, пÑи ÑÑом Ñже паÑÑ Ð»ÐµÑ ÐºÐ°Ðº заказÑваем гоÑовÑÑ ÐµÐ´Ñ Ð½Ð° дом. ÐеÑеживаем, ÑÑо Санек не гонÑÐµÑ Ð¿Ð¾ двоÑÑ Ð½Ð° ÑамокаÑе, ÑоÑÑ Ð´Ð²Ð¾Ñ Ð´Ð°Ð²Ð½Ð¾ пÑевÑаÑен в паÑÐºÐ¾Ð²ÐºÑ Ð¸ поÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей Ñам видели много Ð»ÐµÑ Ð½Ð°Ð·Ð°Ð´.
РобÑем, пеÑед Ñем как Ñего-Ñо ÑÑебоваÑÑ Ð¾Ñ Ð´ÐµÑей, нам нÑжно ÑоÑоÑо понимаÑÑ Ð´Ð²Ðµ веÑи:
ÐÑла ли Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÑиÑÑÑÑ. Создали ли Ð¼Ñ ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð±Ð¾ÑÑей, ÑнÑÑков и ÑамокаÑов и обÑÑÑнили ли младÑим, поÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ ÑÑиÑÑÑÑ.
СооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ð»Ð¸ задаÑа ÑпоÑобноÑÑÑм Ñебенка. ТÑеÑлеÑка ÑизиÑеÑки не ÑпоÑобен ÑбÑаÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð½Ð°ÑÑ, заваленнÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑками, ÑмоÑионалÑной пÑÑилеÑке ÑÑÑдно заÑÑпаÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно, а деÑÑÑилеÑка не планиÑÑÐµÑ Ñвой ÑÑебнÑй план на Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð²Ð¿ÐµÑед. Ð ÑÑо ноÑмалÑно.
Синдром «выученной беспомощности»
У детей, которым не позволяют проявлять самостоятельность, может сформироваться синдром «выученной беспомощности». Его причиной становится чрезмерная опека родителей, которые игнорируют желания чада сделать что-то самостоятельно – ведь зачастую это слишком долго и сложно! В итоге малыш на подсознании усваивает: «Что бы я ни делал, всё бесполезно» или «зачем напрягаться? Сейчас папа с мамой придут и все решат, все сделают!» Ребенок утрачивает смысл что-либо предпринимать и бороться с обстоятельствами – ведь его усилия ни к чему не приводят. О взрослении в такой ситуации не может быть и речи!
Чем опасно:
Негативные последствия подобного воспитания огромны – у ребенка развивается эмоциональная неустойчивость, робость, равнодушие и замкнутость. Он беспричинно испытывает ощущение вины, склонен к пессимизму и низкой самооценке, отличается отсутствием креативности и низким уровнем притязаний. Несомненно, что человек с такими качествами не может стать счастливым и добиться успеха в жизни.
Воспитание самостоятельности ребенка
Недостаток обязанностей у малыша грозит:
- Внутренней неуверенностью (малыш решит, что родители не могут доверить ему дела);
- Требовательностью (ребёнок видит, как мама всё делает и просит делать ещё больше);
- Вероятностью развития депрессии, переживаний, повышенной тревожности;
- Нетерпимостью к неприятным, но необходимым усилиям.
Все его ошибки становятся большой движущей силой.
Самостоятельность помогает малышу в формировании характера. Чтобы впервые самому застегнуть пуговицы, собрать рюкзак в школу, необходимо собраться и приложить усилие. Это помогает воспитывать волевые качества характера. Ребёнок не станет самостоятельным, если вы просто скажете, заставите делать что-то. Это приходит постепенно, с определённым опытом
Важно понять, что как в большом спорте, тут важны постоянные тренировки, без постоянных упражнений точно не достичь больших побед
Освободить от контроля — позволить делать выбор
Родители — нервные и утомленные люди. По всей видимости, тревога заставляет нас постоянно проверять, сделан ли английский, что там с математикой и приготовила ли дочь себе одежду на завтра.
Но тотальный контроль — штука вредная. Вот, например, современные теории мотивации пришли к тому, что в основе желания действовать лежат три кита:
- автономия: ощущение, что ты сам решил сделать уроки
- компетентность: чувство, что я мастер 80 левела по уборке гостиной
- потребность во взаимосвязи с другими людьми: мы с Васей друг другу доверяем, с него две фотожабы про коронавирус, и с меня две
Кроме того, исследования подтверждают, что чем больше человека давят проверками, тем менее уверенным и компетентным он себя чувствует.
В итоге важно то, как мы ощущаем себя в мире: есть ли у нас чувство «я могу, я силен», есть ли свобода действовать без ежеминутной проверки, есть ли люди, которым мы можем предъявить результат. А взрослые могут этому способствовать — для начала хотя бы создав видимость желаемого: «Леночка, вижу ты сама взялась собирать робота
Ну да, ты в этом спец. Давай потом устроим выставку твоих роботов? Все-все, не мешаю…»
Почему чадо растёт несамостоятельным: главные ошибки родителей
Почти всегда в несамостоятельности ребёнка виноваты его родители. Они допускают следующие ошибки:
Спешка, нехватка времени. Очень часто родители пресекают попытки самостоятельности из-за дефицита временных ресурсов. Банальный пример: малыш пытается одеваться в сад, но мама опаздывает на работу, поэтому одевает чадо сама, чтобы сборы прошли быстрее. А можно просто вставать раньше.
Тотальный контроль. Многие папы и мамы постоянно контролируют поведение и действия ребёнка, причём часто из-за собственной лени или стремления к комфорту. Пример: малыш пытается убраться в комнате, но делает это не так, как привыкли родители. И мама или папа, чтобы не переделывать всё и как можно проще добиться желаемого результата, не направляют чадо, не советуют ему мягко и не предоставляют ему свободу действий, а просто дают указания. В итоге сын или дочь вырастает исполнителем, не способным к самостоятельности.
Гиперопека – больное стремление родителей защитить чадо от угроз, от всего окружающего мира. Чтобы не подвергать ребёнка опасности и уберечь его, некоторые мамы и папы берут на себя его обязанности, мешают познавать мир (ведь это так опасно!), выбирают еду, одежду и даже друзей. В итоге чадо вырастает совершенно не приспособленным к жизни, не умеющим брать ответственность и принимать собственные решения.
Завышенные ожидания. Иногда родители ожидают от своего ребёнка быстрых или идеальных результатов. Но ведь сын или дочка только учится, поэтому задержки, отступления от намеченной цели и ошибки неизбежны. А порой путь к результату делится на этапы. И если не хвалить ребёнка за такие промежуточные достижения, он просто лишится мотивации и стимула, не будет ни к чему стремиться.
Отстранённость. Есть и родители, которые просто отстраняются, отходят в сторону и пускают всё на самотёк, считая, что ребёнок и сам познает азы. Это сравнимо с тем, как не умеющего плавать человека бросают в озеро, где он барахтается и пытается держаться на воде. Да, вероятно, он не утонет. Но может не только не научиться плавать правильно, но и получить страх на всю жизнь. Развитие самостоятельности требует поддержки, постоянного внимания, стимулирования и похвалы.
Непринятие взросления. Да, для родителей их дочь или сын всегда будет ребёнком
Но важно понимать, что чадо взрослеет и всё меньше нуждается во вмешательствах со стороны мамы или папы.
Как приучить к самостоятельному поведению 3-4-летнего ребенка?
Если вы хотите, чтобы 7-8-летний школьник быстро освоился в школе, ответственно подходил к учебе и содержал в порядке свои школьные принадлежности, прививайте ему инициативность и целеустремленность с малых лет. Как надо сотрудничать с малышом 3-4-х лет:
Постарайтесь не пресекать инициативные порывы сына или дочки. Никогда не говорите ему, что у вас получится что-то лучше, прививайте у него интерес к любому разумному действию. Например, 3-летняя дочка очень хочет вам помочь вымыть посуду, но вы понимаете, что так хорошо, как вы, она этого не сделает. Разрешите малышке «поплескаться», а потом незаметно домойте тарелки сами, и тогда в 8-10 лет вы получите умелую помощницу.
Ребенок в 3-4 года уже может сам обслуживать себя. Если надо убрать игрушки, пусть ваше сокровище это сделает
Неважно, сколько времени у него займет такое занятие, не стоит его поторапливать и помогать ему. Поощряйте желание малыша одеваться без помощи мамы или папы. Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды
Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь. Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь
Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды. Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь. Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заставить и приучить ребенка делать уроки самостоятельно?
Что делать, если момент в развитии самостоятельности ребёнка упущен?
Советов, как прививать ребёнку навык самостоятельности, очень много. Большинство из них сводятся к тому, что нужно с самого раннего возраста постепенно доверять ребёнку всё больше обязанностей и давать ему возможность ошибаться. Чем старше ребёнок, тем больше у него должно быть обязанностей и меньше контроля со стороны родителей.
Но что делать, если ребёнку уже 8, 10 или даже 15 лет, а признаки самостоятельности отсутствуют? Методы угроз, запугиваний, наказаний или нравоучительные лекции здесь уже не сработают, потому что время упущено и потому, что поведением управляет мозг:
НО! Самостоятельность – это навык, который можно развить в любом возрасте.
И первая задача – изменить установки мозга, научить его работать по-другому. Как это сделать?
На программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, в первую очередь на курсе коррекции «Успешный Старт», дети не только решают проблемы с обучением, но и меняют своё поведение. Они становятся более дисциплинированными, ответственными, у них развивается самостоятельность, появляется желание учиться.
Такой результат достигается за счёт выполнения специальных психофизических упражнений и графокоррекции, которые направлены на формирование в мозге новых нейронных связей, повышение ресурсного состояния. Такие упражнения положительно воздействуют на мозг, интеллект, центральную и нервную систему, что автоматически отражается и на общем состоянии человека.
А главное, на программе коррекции «Успешный Старт» создаётся ситуация успеха. Ребёнок, который на протяжении долгих лет испытывал трудности с обучением, не был самостоятельным, уже через несколько дней курса меняется буквально на глазах. Дети сами отказываются от гаджетов и самостоятельно начинают заниматься дополнительно!
Курс коррекции «Успешный Старт» можно пройти только в очном формате, поэтому его участникам надо приезжать в Москву в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе. Коррекцию проводит лично учитель-дефектолог Татьяна Валерьевна Гогуадзе.
Однако Центр запустил новую онлайн-программу, которая позволяет сформировать самостоятельность у ребенка. Это программа онлайн-сопровождения «Тренируйся и учись!». Такое онлайн-сопровождение предполагает самостоятельную работу ребёнка в домашних условиях и выполнение психофизических упражнений под руководством тренера и куратора программы в режиме онлайн. Куратор даёт обратную связь и рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе ребёнка.
Подробнее, как организовано онлайн-сопровождение, можно узнать из этих материалов:
- Что такое онлайн-сопровождение.
- Как проходит программа онлайн-сопровождения?
- Онлайн-сопровождение: рекомендации родителям.
Ключевое отличие программы «Тренируйся и учись!» в том, что две тренировки в неделю проходят под руководством тренера Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе. Предусмотрены занятия графокоррекцией, а раз в неделю участники собираются вместе онлайн и обсуждают итоги недели лично с экспертом-аналитиком, коучем Татьяной Гогуадзе.
Каких результатов добиваются дети на программе «Тренируйся и учись!»? Об это лучше всего рассказывают отзывы самих участников:
И ваши дети могут добиться таких же результатов! Записывайтесь на программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе и научите своего ребёнка быть самостоятельным.
Советы родителям по развитию самостоятельности
Каждый любящий родитель стремится вырастить ребенка самостоятельным. Однако многие взрослые допускают грубые ошибки в воспитании, которые могут вызвать совершенно противоположный эффект. Наиболее распространенными из них являются следующие:
- дать ребенку возможность самостоятельно выполнить действие, и тут же переделать его — подобное поведение взрослого полностью лишает детей желания пробовать делать что-то самостоятельно в будущем, ведь у родителей или бабушки в любом случае получится лучше;
- выполнять за ребенка посильную ему работу — достаточно часто так действительно проще, быстрее и результативнее, но подобный поступок со стороны взрослого очень губителен для развития самостоятельности;
- несвоевременность — руководствуясь благими намерениями, некоторые родители стремятся привить ребенку несвойственные возрасту навыки, что также не принесет положительного результата;
- навязывать помощь — подобное поведение взрослого практически лишает ребенка возможности самостоятельного поиска решения проблемы;
- ругать за последствия проявления ребенком самостоятельности — не стоит наказывать малыша за разбитую тарелку, вымазанную куртку или порванные штаны, если подобные неприятности случились с ним в попытке самостоятельно решить какую-то задачу;
- в последний момент помогать с домашними заданиями — не стоит выполнять за ребенка творческую работу или убирать в доме, если он затянул до последнего и не успевает к назначенному времени, ведь таким образом вы лишаете детей возможности осознать последствия проявленной ними неорганизованности.
Негативно на формирование самостоятельной личности влияет и вторжение в личное пространство. Не стоит без стука врываться в детскую комнату, обыскивать карманы или же проводить ревизию личных вещей. Такое поведение со стороны родителей лишь решит ребенка ощущения безопасности и доверия к взрослым.
Чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным, достаточно интересоваться его желаниями, с малых лет привлекать к домашним обязанностям, позволить ошибаться и не ругать за это, демонстрировать положительный пример, советоваться и предоставлять достаточно свободного времени. Эти рекомендации следует выполнять каждому родителю, ведь они также способствуют формированию дружеских и доверительных отношений в семье.
Ребенок и домашние обязанности
Равные требования для всех домочадцев независимо от возраста очень важны для воспитания полноценной личности. Такие качества, как самостоятельность, умение принимать решение, независимость, напрямую связаны с самоуважением и умением уважать других людей. Эти, казалось бы, торжественные слова на самом деле являются реальными ситуациями, растворенными в ткани нашей обыденной жизни.
Самоуважение: я умею сам! Это могут быть настолько незначительные с точки зрения взрослых дела, что они воспринимаются мелочами, недостойными внимания. Сам надел ботинок (ничего, что правый на левую ногу), сам вытираю пыль, сам мою чашку
Если все же обращать на это должное внимание, то дальше можно дождаться продолжения: сам сделал маме бутерброд, ведь она устала. Сам сходил за хлебом. Сам помыл полы
А здесь и до уважения других людей рукой подать: «Мама готовит обед, ей тяжело, но она о нас заботится». Или: «У нас дома принято убирать за собой»
Сам помыл полы. А здесь и до уважения других людей рукой подать: «Мама готовит обед, ей тяжело, но она о нас заботится». Или: «У нас дома принято убирать за собой».
Приучая ребенка разделять с другими членами семьи домашние обязанности, родителям нужно набраться терпения. И не только потому, что малыш не хочет этого делать.
Еще и как хочет, если вовремя начать этот процесс. Но неумение дочери мыть посуду может вызвать желание отобрать у нее тарелки и быстро все закончить за нее. Но плохо вымытый сыном пол может стать причиной скандалов и упреков. Это не станет для ребенка стимулом пробовать еще раз.
Препятствием для развития умения самостоятельного бытового обслуживания может стать неправильно понимаемая забота. Ну как еще проявить свою любовь к чаду, как не предлагая ему вкусный завтрак, не наглаживая платья, не убирая его комнату! Желание сделать жизнь близких комфортной и необременительной — это же так естественно! Разумное и осознанное поведение родителей в этом случае просто необходимо. Мама или бабушка должны объяснить всем, и прежде всего себе самим, что забота о близких должна быть, во-первых, уместной, а во-вторых, взаимной. Мама приготовила ужин. Малыш ей помог. И затем они вместе отправились гулять в парк.
Проявлять любовь к ребенку можно и нужно, но способы для этого существуют самые разные. Можно и нужно играть и разговаривать с детьми, выслушивать их проблемы и давать советы. Проводить время за различными полезными занятиями. Водить на кружки и в спортивные секции. Для всего этого понадобится время и ребенку, и его маме. А, значит, домашние хлопоты должны быть распределены между всеми по мере возможностей и сил каждого.
И сделать это нужно как можно раньше:
- Для начала малыш может «помогать» взрослым, пусть даже это затруднит их жизнь.
- Обязанности для малыша нужно сделать естественными, как умывание или одевание по утрам. Не должно возникать мысли, что можно действовать иначе.
- Задачи для ребенка должны быть посильные и неопасные.
Что же делать, если дети предпочитают проводить время за играми и не воспринимают домашние хлопоты как обязательные для себя? Здесь кроме «пряника» (радости преодоления, гордости «я могу», похвалы от мамы, увлекательного процесса) вступает в дело элемент требовательности и наказания.
Но это требует от родителей осторожности, разумности и последовательности:
- Нельзя давать ребенку непосильные поручения и наказывать за их невыполнение.
- Не стоит укорять ребенка за то, что у него пока не получается, при условии, что он старался.
- Требования должны быть обязательными, а угрозы – выполняться.
Если мама пообещала спрятать или выбросить неубранные игрушки – это должно быть сделано.
С какого возраста и как приучать ребенка засыпать самостоятельно?
С момента выписки из роддома многие не понимают, как действовать дальше, что правильно, а что нет? Некоторым приходят на помощь родители, друзья, знакомые, другие же обращаются к науке.
Одним из важнейших вопросов в дальнейшем — сон ребенка. Где он должен спать, сколько длится время сна, причины отказа спать, когда ребенок может спать самостоятельно. Стоит отметить, что здоровый сон — это залог здоровой жизни человека.
Проблемы со сном могут вызвать:
- неуверенность в себе;
- повышенную нервозность, эмоциональные всплески;
- рассеянность;
- чувство постоянной нужды во внимании со стороны родителей, бабушки;
- у многих наблюдаются психические расстройства, а также проблемы со здоровьем.
Существуют четкие правила сонного режима дня детей любого возраста. Не смотря на то, что организм каждого ребенка индивидуальный вопрос, часто режим сна почти одинаковый. Вначале ребенок просыпается от проблем с животом, затем от зубов, после родители начинают искать оправдания в новых событиях в жизни ребенка. Стоит отметить, что отговорки родителей часто сводятся к тому, что их ребенок просто не научился спать.
Учеными доказано, что самостоятельно ребенок может засыпать с 6-ти месячного возраста без присутствия взрослых, в комнате без освещения.
Есть родители, считающие, что плачущего ребенка следует оставить наедине с его «горем». Так он научится успокаиваться самостоятельно и быстрее заснёт. Однако, это ошибочное мнение. Ребенок, пребывая в состоянии истерики, испытывает повышенную возбудимость, нервозность, что мешает ему заснуть. В итоге чадо таки уснет, но назвать сон здоровым вряд ли можно.
Если процедура сна сопровождается криками и скандалами, стоит обратить особое внимание вопросу сна, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь ребенка. Отсутствие самостоятельности в более раннем возрасте может привести к бессоннице во взрослой жизни
Отсутствие самостоятельности в более раннем возрасте может привести к бессоннице во взрослой жизни.
Бывают случаи, когда ребенок самостоятельно разворачивается и идёт спать молча, затем просыпаясь несколько раз за ночь, ищет разные предлоги привлечь внимание взрослого: кушать, пить, сходить в туалет, приснился кошмар. Это также считается отклонением от нормального сонного режима, требующего срочного вмешательства
Следуя методикам обучения самостоятельного засыпания, уже спустя неделю ребенок сможет спать сам.
Позволить ошибаться и поддерживать
Переживать за ребенка — естественно. Не каждый родитель сможет молча наблюдать, как сын изучает карбюратор, а дочь переливает кипяток. Однако, если постоянно показывать свои тревоги, мы рискуем переборщить и дать ребенку ложное послание — что не доверяем и считаем, что он не справится.
Больше уверенности! Можно не только доверять ребенку, но и поощрять его за порыв сделать что-то сложное самостоятельно. Если ребенок вызвался помочь собрать кухонный гарнитур — дайте ему право на ошибку, особенно, если он делает это впервые.
Нашу личность формируют наши действия, а фразы вроде «Ну что ты же натворил!» или «Руки не оттуда растут!» точно не помогут стать увереннее и повзрослеть. Наоборот, ключ к успеху — в поддержке: «Я вижу, как ты стараешься. Попробуй перевернуть инструкцию» или «Что-то уже получается. Хочешь продолжим вместе?».
Поощряйте и хвалите
В процессе воспитания самостоятельности «кнута» быть не должно, только «пряники». Если у карапуза получилось самостоятельно одеться, умыться, убрать игрушки или сделать домашнее задание, похвалите его от чистого сердца. Разрешите поиграть или посмотреть мультики, подарите небольшой сувенир, книжку или шоколадку, в присутствии ребёнка расскажите родственникам и знакомым о его достижениях. Только не увлекайтесь и не перегибайте палку: размер и форма поощрения должны соответствовать ценности проделанной работы, иначе малыш будет делать всё только ради похвалы и подарков.
Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы
Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.
Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.
Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.
- Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому. Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
- Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
- Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
- Будьте корректны: брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
- Подбрасывайте больше заданий и задач, в которых ребенок сможет себя проявить.
- Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек, научите пользоваться кредитной картой и наличными.
- Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.
Летний лагерь: нужный опыт
Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением. Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно. Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).
Поощряем активность ребенка
Основная задача родителей дошкольников – помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада – весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности. Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно
Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы
Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:
- «Первая – это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие. Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное – не получит привычной реакции взрослого восторга.
- Вторая тенденция – когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».
Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай.
Совет мамы
«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.
Чего делать не нужно
Напоследок расскажем, как делать не нужно:
- Указывать, говорить повелительным тоном. Из-за этого малыш может или перестать хотеть проявлять инициативу, или привыкнуть к бездумной исполнительности.
- Унижать. Если у чада что-то не получается, а родители упрекают его в этом в грубой или насмешливой форме, то пропадёт всякое желание пробовать и стараться.
- Делать за малыша то, что он и сам вполне способен сделать. Он привыкнет к этому и не будет проявлять инициативу.
- Переделывать что-то. Если ребёнок выполнил какую-то обязанность, а потом мама на его же глазах сделала всё по-своему, то в следующий раз малыш подумает: зачем делать это, если у взрослых получается лучше и правильнее? Желательно мягко указать на ошибки и попросить исправить их.
- Заставлять делать то, что ребёнок пока не умеет в силу возраста. Не требуйте взрослеть быстрее положенного.
- Наказывать, ругать за ошибки. Да, результаты не всегда соответствуют ожиданиям, но наказания разовьют страх ошибиться снова. И тогда ребёнок будет бояться что-то делать самостоятельно.
- Навязывать советы, помощь. Можно мягко направлять и помогать по просьбам. Но если постоянно давать наставления, то вы будете лишать чадо возможности попробовать и дойти до конца самому, пусть и не так, как хотелось бы.
- Перекладывать ответственность на себя. Пример: школьник тянул с уроками и в итоге понял, что не сделает их сам. Некоторые из жалости или ради предотвращения плохой оценки выполняют задание за ученика. Но ребёнок должен осознать последствия своего действия или бездействия, чтобы получить опыт и в будущем не допускать ошибок.
- Оправдывать. Пример: ребёнок не застелил постель. Мама делает это сама, оправдывая отпрыска тем, что он просто ещё не проснулся и не собрался с силами.
- Чрезмерно опекать. Конечно, меры безопасности нужны. Но оберегать от всего не стоит. Ребёнок должен познавать мир, сам осознавать реальные угрозы, иногда учиться на ошибках.
https://youtube.com/watch?v=KsokqX5abfw
Развитие самостоятельности у ребёнка – непростая, кропотливая и непрерывная работа, требующая терпения и сил
Но если всё делать последовательно, обдуманно и с любовью, то чадо обретёт столь важное качество и подготовится к взрослой жизни
Освоить планирование дел и времени
Купите доску, мел и часы. Помогите ребенку составить первое расписание или план на день, а потом предложите ему самостоятельно вычеркивать выполненные дела (ставить галочки) или редактировать планы. Можно не просто составлять расписание, а оформлять что-то графиками, таблицами, списками.
Познакомьте ребенка с таймером. Предложите воспользоваться таким упражнением из тайм-менеджмента: в течение 15–20–30 минут человек, не отвлекаясь, занимается одним делом, пока не прозвенит таймер. Затем 5–10-минутный перерыв и снова работа – пока задача не будет выполнена. Этот прием можно использовать при выполнении домашнего задания.