Как рассказать ребенку о Боге

Открыто и искренне

Бог, Божественный мир, мироустройство — знание об этом даст вашему ребенку чувство безопасности. Безопасность — одна из базовых потребностей человека. Ребенок должен чувствовать себя в своей семье в безопасности, и это ощущение изначально должны создать родители. Но когда в семье есть тайны или взрослые не отвечают на вопросы младших членов семьи, у малыша возникает тревога, он чувствует, что от него что-то скрывают, и отправляется на поиски ответов уже без поддержки взрослых. В результате могут возникнуть серьезные проблемы.

Когда нет доверительных разговоров между родителями и детьми, могут появиться «добрые» дядечки и тетечки, которые могут пригласить вашего ребенка на «интересную беседу». Уже через несколько сеансов таких бесед по душам, у ребенка может возникнуть чувство, которое по свою состоянию близко к зависимости, наркотическому состоянию. В таких сектах распространены педофилия и прочие сексуальные преступления. В свое время подобные случаи происходили во многих странах (Великобритания, Франция, Аргентина, Австралия сообщали о секте «Семья» («Дети Бога»), где детей принуждали заниматься «ритуальной проституцией»).

Как рассказывать?

Многие родители не понимают, как лучше рассказать о Боге, чтобы ребенок не просто запомнил некие теоретические сведения, но и впустил их в свою душу.

Прежде всего, необходимо дать малышу возможность жить церковной жизнью:

  • посещать богослужения;
  • рассматривать церковные картины;
  • ставить свечки перед иконами;
  • пить святую воду;
  • соблюдать пост.

Все это поможет дисциплинировать малыша, приучить его жить по определенным канонам, следовать правилам

При этом важно, чтобы православное воспитание не носило характер нравоучения, оторванного от реального мира

Кроме того, ключевое значение имеет и пример родителей, которые не просто должны соблюдать все вышеперечисленное, но и искренне верить. Если малыш будет видеть, что вера приносит его маме и папе счастье и радость, то он также захочет впустить Бога в свою душу. В противном случае ребенок быстро распознает фальшь и утратит интерес. Вот почему следует заниматься саморазвитием, стремиться самим быть лучше – чтобы стать для крохи достойным примером.

Постепенно нужно внушать ребенку следующие качества, угодные Богу:

  • умение прощать обиды;
  • скромность;
  • трудолюбие;
  • честность;
  • сострадание.

Все это поможет в воспитании послушного ребенка, гармоничной доброй личности, лишенной озлобленности, распущенности, эгоизма. Светское воспитание, столь популярное в наши дни, лишает ребенка возможности получить ценнейшие человеческие качества.

Однако воспитание ребенка в традициях православного христианства – нелегкий труд, который требует постоянного самоотверженного труда и искренней любви. Только в этом случае можно помочь малышу осознать всю сущность религии.

Важные правила

Рассмотрим, что именно поможет родителям рассказать ребенку и Боге и Иисусе.

  1. Задача существенно упрощается, если оба родителя будут приверженцами православия. Тогда они смогут в полном согласии воспитывать ребенка в лучших религиозных традициях.
  2. При смешанном браке вопрос крещения малыша и его знакомства с Богом должен быть согласован до появления ребенка на свет, а еще лучше – до свадьбы.
  3. Разногласия и споры родителей недопустимы. Если они есть, то должны решаться в отсутствие ребенка. В противном случае в детское сознание закрадется раздвоенность и сомнения, что негативно скажется на неокрепшей вере. Кроме того, ссоры между родителями могут стать причиной того, что они оба утратят свой авторитет в глазах ребенка.

Особенно сложна ситуация, когда в семье верит только один из родителей, что для нашего времени, к сожалению, редкостью не является. Помогут только терпение, взаимоуважение и любовь.

Возраст восприимчивости

О том, почему духовно­-нравственное воспитание лучше всего начинать с дошкольного возраста, говорила Ульяна Абрамова, заместитель директора детского развивающего центра «Колосок», который действует при храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова. Ульяна Владимировна с 2012 года занимается с дошколятами, а сам центр «Колосок» в 2016 году с проектом «Большая семья — большая Россия!» стал победителем грантового конкурса «Православная инициатива».

— Дошкольный возраст — самый восприимчивый; в этот период закладывается фундамент будущего характера, будущих взаимоотношений с миром, с самим собой. Это возраст, когда взрослый еще является непререкаемым авторитетом и может напитать юную душу положительными примерами. Это возраст, когда не знания, а добрые чувства, рожденные добрыми примерами, словами и делами, формируют духовный стержень ребенка.

Одной из воспитательных задач центра является формирование у воспитанников представлений об укладе жизни православного человека и навыков жизни в этом укладе.

— Что является основой православного уклада? Конечно, молитва, — пояснила Ульяна Абрамова. — Работу, учебу, сон, прием пищи — всё благословляет молитва. Этот образ жизни доступен ребенку с малых лет только в верующей семье. И мы в нашем центре пытаемся воспроизвести эту основу: перед едой и после еды ребята у нас читают «Отче наш», «Богородицу», перед прогулкой мы произносим краткое «Господи, благослови», раз в неделю дети посещают Литургию в храме, причащаются Святых Христовых Таин, некоторые уже исповедуются.

«Нужно ли участие в богослужениях для духовно-нравственного воспитания?» — спрашивали Ульяну Владимировну педагоги из государственных образовательных учреждений.

В «Колоске» уверены — это необходимо.

— Духовная польза участия детей в церковной службе очевидна. Многое в храме словно рассчитано на именно детское — чувственное — восприятие веры: свечи, ладан, пение хора… Участвуя в богослужении, ребенок получает чувство уверенности, что он не одинок, что у него есть защита и помощь свыше. Совместное пение молитв, участие в Таинстве Причащения, исповеди дают детям ощущение не избранности, как сейчас культивируется в семьях, а соборности. А проповеди, которые в эти дни произносятся специально для детей, вызывают у них не только интерес, но и желание исправиться, стать лучше, помогать ближнему. В храме ребенок ощущает особую радость — спокойную, умиротворенную, наполненную смыслом. Особенно дети любят и долго вспоминают участие в крестных ходах.

Участники семинара не только делились наработками, но и подводили промежуточные итоги своей работы. Ведущий секции протоиерей Алексий Абрамов отметил, что отследить педагогический эффект духовно-нравственного воспитания дошкольников довольно сложно, поскольку он может быть отдален по времени. Однако некоторые выводы сделать можно. Вот что сказала, в частности, в завершение своего выступления Елена Андрианова, заведующая детским садом «Золотой ключик» г. Балашов:

— Когда мы на собраниях рассказывали родителям наших воспитанников о том, что в садике с детьми будут говорить о Боге, мы видели, что это вызывает у некоторых из них скепсис, сомнения, а иногда и неприятие. Но спустя время из двадцати родителей, выражавших неудовольствие по поводу того, что наш садик стал дошкольным учреждением, в котором внедряется православный компонент, восемь привели младших детей именно к нам и просили взять малышей именно в православную группу. Это стало для нас свидетельством, что они увидели результат нашей работы и утвердились в положительном значении программы духовно-нравственного воспитания в детских садах.

Фото Яны Конченко

Газета «Православная вера» № 01 (573)

Специфика воспитания

Ребенок руководствуется, прежде всего, своими чувствами, только с возрастом у него развивается волевое начало. Маленькие дети, как правило, послушны и легко выполняют многочисленные родительские запреты. Но, взрослея, они начинают испытывать потребность в большей свободе, не воспринимают все, что сказали родители, за чистую монету, принимаются капризничать и «бунтовать». В этой ситуации взрослым приходится пересматривать свою систему воспитания.

Некоторые выбирают путь физических наказаний ребенка, который имеет ряд отрицательных моментов:

  1. малыш не осознает ценность хороших поступков, делает их исключительно из страха наказания;
  2. постоянно подвергаемый подобным унижениям, ребенок вырастет озлобленным на весь мир.

Причины достаточно весомы для того, чтобы отказаться от подобного пути воздействия на неокрепший ум. И на помощь приходит религиозное воспитание, позволяющее научить ребенка поступать правильно в силу своих внутренних убеждений. Верующая мама без проблем сможет объяснить крохе причину запрета на тот или иной поступок – Бог не позволяет людям совершать такие деяния, он может покарать ослушавшихся. И если малыш, играя со спичками, случайно обожжется, у него укрепится ощущение, что он был наказан Богом за непослушание.

Преимущества

Воспитание ребенка в православных традициях имеет массу положительных моментов. Обозначим основные из них.

  1. Родители не могут быть постоянно рядом, контролировать каждый шаг крохи, поэтому он может нарушить запрет тогда, когда его никто не видит. Но если ребенок будет жить с убеждением, что Бог постоянно имеет его в поле зрения, что от него не скроешься, то риск вкушения «запретного плода» снизится в разы. Малыш не утратит ощущения, что он не один.
  2. С помощью религии легко научить ребенка совершать благовидные поступки. Так, можно рассказать малышу о том, что каждое его доброе дело будет непременно отмечено и вознаграждено Богом, притом награда отнюдь не представляет собой какую-либо материальную ценность.
  3. Ребенок научится понимать, что Божья помощь ждет его на пути добрых дел, поэтому постарается быть достойным человеком.
  4. Зная, что Бог всегда наблюдает за ним и готов помогать, ребенок, взрослея, не будет чувствовать себя одиноким даже в самых сложных ситуациях. Мысль о том, что Создатель его любит, придаст сил и не позволит впасть в отчаяние. С этой же целью следует рассказать малышу об Ангеле-хранителе, который всегда находится рядом и помогает избежать жизненных ошибок.

Очень важно научить кроху не только молиться, то есть просить помощи, но и благодарить Творца за оказанную милость, в этом случае ребенок вырастет благодарным

Самостоятельный выбор

Православные родители много думают о том, как рассказать детям о Боге. Сами они прошли к нему трудный путь. Им хочется, чтобы вера досталась ребенку по умолчанию и была принята с благодарностью. Но так происходит не всегда. В подростковом возрасте нередко начинается бунт. Малыш, который клал икону под подушку и играл в батюшку, вдруг отказывается идти в храм. По мнению священников, это естественно. Если раньше ребенок слушался родителей, то теперь он удаляется от них, чтобы начать самостоятельную жизнь. Ему нужно построить собственные отношения с Богом. Любое давление на него неприемлемо. Лучшее, что могут сделать родители, перестать контролировать религиозную жизнь подростка.

Как помочь бунтующему ребенку Как рассказать детям о Боге, когда они отказываются слушать родителей? В подростковом возрасте им проще услышать других людей: священника, которому ребенок доверяет, сверстников из православного клуба. Если ребенок рассказывает свои тайны не вам, а духовнику, радуйтесь. Значит, у него в Церкви есть личное пространство. Ненавязчиво внушайте подростку, что к Богу можно прийти с любой проблемой и обрести поддержку. Опасную ошибку совершают родители, говорящие детям, что в церковь нельзя заходить с ирокезом или после употребления наркотиков. Наоборот, именно здесь запутавшийся человек сможет получить помощь и всегда будет принят. Как рассказать детям о Боге? Главное в таких разговорах — ваша искренность. Дети остро чувствуют фальшь. Избегайте ее, а во всем остальном доверьтесь Господу.

Первые молитвы

Далеко не все взрослые понимают, как рассказать о Боге ребенку в 3 года. В этом возрасте все слова малыши понимают буквально, поэтому Создатель будет для них добрым дедушкой с иконы. Пока этого достаточно.

В этом возрасте все малыши стремятся подражать родителям. Учите их молиться, как мама и папа. Только не надо зубрить «Отче наш». Первые молитвы должны быть простыми, понятными и предельно короткими. Это могут быть просьбы («Бог, сделай так, чтобы Анечка перестала кашлять. Аминь») или благодарности («Бог, спасибо за вкусный суп. Аминь»). Учите ребенка во время молитвы стоять или сидеть с прямой спиной, не баловаться и не вертеться

Когда Бог исполняет бесхитростную детскую просьбу, акцентируйте на этом внимание и благодарите Создателя

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: На прошлом занятии мы говорили о Божьей семье, о Церкви, о том, что крест – это знак Бога… А что же мы знаем о Боге? Бога никто, никогда не видел

Как же мы говорим, что верим в Бога, что все от Бога, что Бог любит нас и мы любим Бога? Как это ни странно, но очень много, столь важного для нас, мы не можем ни увидеть, ни коснуться. Когда вы очень, очень рады и вам хорошо, вы свою радость только чувствуете и не можете до неё дотронуться

Когда вас кто-нибудь любит – мама, папа, или бабушка, вы не видите саму любовь, хотя вам очень, очень хорошо от этой любви. И когда вам грустно, вы тоже не видите и не касаетесь грусти. Как, например, мы не видим воздуха, но знаем, что движение воздуха (ветер) может иметь большую силу, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Бога никто не видел. И сами мы ничего не смогли бы узнать о Нём, если бы сам Бог не открыл нам о Себе. Существует очень старинная, древняя книга, которой много тысяч лет тому назад люди, которых называли пророками, записывали всё, что Бог открывал им. Как вы уже догадались, сам Бог говорил с ними. Книга эта-Библия, или Священное Писание. В первой главе Библии рассказано о том, что весь мир: небо, земля, море, всё живое и, наконец, людей, то есть нас самих-сотворил и создал Бог. Писали Библию люди, жили очень и очень давно. Вот что написано в первых строках Священного Писания.

2. Рассматривание иллюстраций на слайдах.

Слайд 1: В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ. ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА БЕЗВИДНА И ПУСТА. И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, И ДУХ БОЖИЙ НОСИЛСЯ НАД ВОДОЮ. Более простыми и понятными словами можно сказать так: СНАЧАЛА НЕ БЫЛО НИЧЕГО… ТЕМНОТА НАД ПУСТОТОЙ, И ТОЛЬКО ДУХ БОЖИЙ НОСИЛСЯ НАД ВСЕМ… И даже в Писании: И СКАЗАЛ БОГ: ДА БУДЕТ СВЕТ, И СТАЛ СВЕТ. Вообразите себе, что ничего нет. Закройте глаза, заткните уши: ничего нет… И вдруг – СВЕТ. Откройте глаза. Мы видим все, что окружает нас. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет – днём, а тьму – ночью. И был вечер, и было утро. Это и был первый день мира.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое день?

Дети: Это светлое время суток между утром и вечером.

Слайд 2: Во второй день мира Бог создал твердь- то необъятное пространство, которое простирается над нами и окружает землю, то есть видимое нами небо. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и отделяет она воду от воды и создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом.

Слайд 3: В третий день мира Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод – морями. И повелел земле произрастить зелень, траву и деревья. И покрылась земля травою и всевозможными растениями, и деревьями разных пород.

Слайд 4: В четвёртый день мира, по велению Божию, засияли над нашей землё й светила небесные: солнце, луна и звёзды. С тех пор и стали определяться промежутки времени – наши теперешние дни, месяцы, годы.

Слайд 5: В пятый день мира, по слову Божию, вода произвела душу живую, то есть, появились в воде слизняки, насекомые и рыбы, а над землёю, по тверди небесной, полетели птицы.

Слайд 6: В шестой день мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и появились на земле животные.

И когда весь мир уже был готов, Бог создал человека – мужчину и женщину, по образу и подобию своему, и поручил им заботиться о земле.

Слайд 7: И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые делал. И благословил Бог седьмой день и освятил его, и назвал его субботой, то есть – покоем. Бог заповедовал покоиться в седьмой день от дел своих и посвятить на служение Богу и ближним; сделал день седьмой праздником.

Как это не удивительно, всё, что открывают теперь учёные о начале (происхождении) нашего мира и жизни на земле, – очень близко к короткому и простому рассказу о сотворении Богом мира, записанному в Библии много тысяч лет тому назад.

3. Рисование иллюстраций на тему «Божий мир».

Воспитатель: А теперь попробуйте сделать иллюстрации на тему: «Божий мир» – всё что вы сами придумаете.

4. Подведение итогов занятия.

– Что вы узнали сегодня о Боге?

– Что он сотворил в первый день?

– Что во второй день?

– Что в третий день?

– Что в четвёртый день?

– Что в пятый день?

– Что в шестой день?

– Как Бог назвал седьмой день? Как вы думаете почему?

Можно провести это занятие с приглашением служителей церкви, или провести занятие в самой церкви. Мы провели это занятие у себя в садике, а потом сходили на экскурсию в свою церковь. (село Поповка Майнского района Ульяновской области, церковь Святой Владимировской иконы божьей матери. Детские рисунки подарили церкви).

Воспитание воспитателя

Еще не так давно за предложение ввести в программу детского сада занятия, формирующие мировоззренческую основу человека, можно было получить нелестный отзыв от вышестоящего начальства. Дошкольные учреждения были ориентированы на физическое развитие ребенка, приобретение бытовых навыков и адаптацию в коллективе, воспитателей не готовили к тому, что им придется затрагивать с детьми морально-нравственные, а тем более религиозные темы. И сегодня педагогов, которые свободно могут провести такие беседы, немного. Однако есть в нашей области и дошкольные учреждения, где с детьми ведется подобная работа довольно давно — в детском саду № 1 ЗАТО Шиханы, например, ею занимаются уже более двадцати пяти лет. О том, как развивалось это направление во вверенном ей учреждении, рассказала заведующая Нина Синусова.

— Мне было 30 лет, когда меня назначили заведующей детским садом. Практически все в коллективе были старше меня, и было трудно убеждать коллег в том, что я считала важным. Но с Божией помощью это удалось. Я хотела дать нашим воспитанникам все самое лучшее, но понимала, что физическим и творческим развитием воспитание ребенка не исчерпывается. Я воцерковлялась сама, параллельно искали свой путь к Богу наши воспитатели, и вместе мы старались дать духовно-нравственные ориентиры нашим детям.

Накопленный опыт педагоги обобщили в методическом пособии «Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей дошкольного возраста». Изложенная в этой книге обучающая программа рассчитана на три года. Первый год (4–5 лет) — «Становление христианина», второй год (5–6 лет) — «Становление семьянина», третий год (6–7 лет) — «Становление гражданина». Это уникальное для нашего региона учебное пособие увидело свет благодаря грантовой поддержке конкурса «Православная инициатива», а сейчас им заинтересовался Институт повышения квалификации учителей Саратовской области.

— Кроме вопросника, помогающего детям уяснять смысл тех или иных понятий, в каждый урок входит стихотворение русского поэта, — пояснила Нина Николаевна. — Дети очень хорошо воспринимают поэзию, понимают отображенный в ней нравственный смысл, даже если в стихах встречаются незнакомые им слова.

Есть в «Добронравии» материал, адресованный и самим педагогам. Это выдержки из наследия русского мыслителя Ивана Ильина.

— Самообразование очень важно для воспитателя. Разбирая с детьми такие сложные темы, педагог должен понимать, как он лично относится к тому, о чем говорит

Сейчас у нас молодой коллектив, не все педагоги являются церковными людьми, но мы совместно приняли решение, что все воспитатели будут вести занятия по «Добронравию». Не надо стесняться говорить с детьми о Боге и тем более — что-то узнавать о Нем вместе с ними, — говорит заведующая.

Каждый урок программы содержит домашнее задание: ребенку предлагается подумать над тем, какие добрые дела он может совершить, как помочь ближнему, как простить, как удержаться, чтобы не обидеть друга или родителей.

— Способность различать добро и зло изначально заложена в человеке, но ребенок в основном бурно реагирует на проявления недостатков в других, а своих ошибок видеть не хочет, — отметила Нина Синусова. — У ребят, прошедших эту программу, формируется способность к самоанализу, на занятиях они учатся смотреть на себя со стороны и признавать свои ошибки. Так что к семи годам такие дети в основном уже бывают внутренне подготовленными к первой исповеди.

Нина Николаевна подчеркнула, что невозможно работать с детьми, не касаясь вопросов воспитания с родителями. По­этому в детском саду существует клуб «Зеленый огонек», в котором священник проводит беседы со взрослыми, обсуждает с ними вопросы воспитания детей, человеческих взаимоотношений.

Как отвечать на детские вопросы о Боге

Религиозное развитие ребенка — это шаги, которые ведут его к совершенству веры и дают ему правильный ответ. Например, он может спросить: «Где живет Бог, что Бог делает или кто есть Бог». Когда ребенок в возрасте до шести лет спрашивает, есть ли Бог на небесах, можно сказать, что Бог везде. Не нужно пытаться объяснить ему всю правду, потому что в этом возрасте его разум имеет ограниченную способность восприятия. На вопрос можно просто ответить: «Бог всемогущ и может быть везде». Параллельно с ответом на детские вопросы нам нужно учитывать некоторые тонкие моменты. Например, в дошкольном возрасте дети часто спрашивают, почему они не могут видеть Бога. Им трудно понять, почему Бога не видно. В этом родитель должен сказать: «Есть много вещей, которые мы не видим, но они существуют как воздух. Мы дадим небольшие инструкции, как можно отвечать на детские вопросы о Боге.

Откуда Бог появился?

На этот вопрос лучше ответить – ни откуда. Бога никто не создавал, он просто всегда был. Напротив, это он создал все вокруг за очень короткое время, за целых 6 дней. Для ребенка эта информация будет очень впечатляющей.

При этом ребенок может спросить, что у всего на свете есть начало и конец, так откуда же идет начало у Бога? Можно ответить, что не все имеет начало и конец. У круга, у времени тоже, например, нет ни начала, ни конца.

Где живет Бог?

Бог живет нигде и везде одновременно. Какого-то определенного места обитания у него нет, но при этом он может незримо находиться в жилище любого человека. Можно сказать, что Бог живет на небе. Такой ответ будет больше понятен ребенку.

Как выглядит Бог?

Ответить на такой вопрос довольно сложно. У взрослых образ Бога ассоциируется с увиденными ранее кинофильмами, прочитанными книгами и прочей информацией, где Бога изображают как седовласого старика. По мнению языческих вероисповеданий Бога изображали как какого-то невероятного животного. Родители должны попытаться объяснить ребенку, что Бог – это не икона, не статуя, не Солнце. Но для детского восприятия будет вполне достаточно сказать, что Бог, это волшебник, который может все.

А ты видел(-а) Бога?

Такой вопрос обычно ставит родителей в тупик. Однако, можно рассказать ребенку историю рождения Иисуса, или показать серии из мультфильма «Суперкнига». Детям постарше можно ответить, что Бога видят не глазами, а душой и только в том случае, если соблюдают его заветы.

Как разговаривать с Богом?

Можно обмолвиться, что разговор с Богом осуществляется посредством молитвы, но детям сложно заучить тяжелые нерифмованные строчки. Поэтому будет достаточно сказать, что с Богом можно общаться, как с обычным человеком, но быть крайне вежливым. Не стоит говорить о чем-то мелком, бессмысленном, пустом. В молитве нельзя просить наказать кого-то, пожелать хорошо написать контрольную или о чем-то другом греховном.

Что такое вера? Что значит верить в Бога?

Самое главное в вере – это верить в существование Бога. Не просто знать или понимать, а верить в это. Спросите любого ребенка, существует ли Дед Мороз? Нет никаких сомнений, что он со всей искренностью, на какую способен, ответит А КАК ЖЕ? КОНЕЧНО! Вот и вера в Бога подразумевает именно такой же ответ. Это что касается дошкольников.

Если речь идет об ответах для более старших детей, то можно еще упомянуть вопросы верности. Верность воспитывается с малых лет и отречение об Бога является грехом. Верность – это доверие и уверенность в том, что греховные дела будут неприятны и неуместны.

Почему не все верят в Бога?

Для детского восприятия это довольно сложный вопрос. Ведь если кто-то не верит, почему ребенок должен верить? Можно сказать, что вопрос веры – это закон совести человека.

Зачем ходить в церковь?

Иногда люди, которые якобы верят в Бога, не посещают церковь, ссылаясь на то, что для веры им достаточно просто верить, а на посещение церкви у них просто нет времени. На самом же деле верующие люди должны посещать церковь. Если семья посещает служения, то и у детей этой семьи не будет возникать подобных вопросов. А вот верующий человек, или нет – это уже его личное дело.

Зачем носить крестик?

Нательный крестик – это видимое обозначение того, что человек является православным. Это как красный крест на машине скорой помощи или у медиков, специальные нашивки на форме у солдат, показывающие принадлежность их к какому-либо роду войск.

Зачем люди крестятся?

Крест – это символ веры, если человек осеняет себя крестным знамением, значит, он проявляет христовую победу над лукавым, смертью, грехом, это проявление того, что ему бояться нечего.

Это далеко не полный список вопросов, которые могут задавать дети о Боге. Но отвечая на любой из них, нужно стараться донести до малыша сложные для его восприятия истины.

Знакомство с религиями

Познакомьте ребенка с различными культурами и религиями. Покажите ему памятники религиозной архитектуры — церкви, синагоги, мечети, католические костелы

Объясните, для чего они нужны, обратите внимание на их сходство и различия

Обязательно надо предупредить ребенка, что люди не могут (не могли) найти ответ на вопрос о возникновении нашей планеты, живых существ, в том числе людей, и идея о существовании Бога — одна из версий, с помощью которой люди пытаются объяснить устройство мира и развитие жизни. Для полноты картины можно рассказать и о других гипотезах возникновения мира: теории «большого взрыва» и дарвинизме.

Как подготовиться к разговору с ребенком

Перед тем, как начать разговор о Боге с ребенком, родители должны хорошо понимать, что именно они верят и зачем им это нужно. Можно очень просто и напрямую рассказать ребенку о Боге, если родители сами верят и хотят поделиться этой верой с ребенком.

Ребенок, в свою очередь, должен понимать, что Бог является частью нашей жизни и детского мира. Мы можем рассказывать ему о Боге через детские притчи, сказки и истории, чтобы он мог просто воспринимать Бога, как доброго человека.

Начинать разговор можно с простых вопросов, чтобы понять, что ребенок уже знает о Боге

Важно слушать вопросы ребенка и давать на них ответы, которые соответствуют его возрасту и пониманию. Ребенку нужно знать, что Бог есть и он всегда рядом с нами, помогая и защищая нас

Родители могут рассказывать ребенку о Боге через истории из Библии, рассказывать о своей вере и в чем они верят

Важно объяснить ребенку, что каждый человек имеет свой путь к Богу и верность Богу может быть выражена по-разному, например, через молитву или посещение церкви

Разговор о Боге должен быть доступен и понятен ребенку. Для этого можно использовать простые иллюстрации, как, например, крест, который символизирует веру в Бога. Также полезно учить ребенка делать добрые дела, чтобы он видел, что наше отношение к Богу проявляется в нашей повседневной жизни.

Как подготовиться к разговору с ребенком

Вера и поклонение единственному Богу скрыты от каждого родившегося ребенка. Дети — это честные и чистые существа, которые еще не коснулись мирских пристрастий, поэтому они с большей вероятностью будут ссылаться на создание мира, чем ожидают их родители. Хотя в первые годы умы детей не могут воспринимать понятие Бога и роль Бога в жизни, но необходимо знать, что предсказание существовало в душе ребенка с самого начала жизни. Дети начинают задавать вопросы о Боге с раннего детства. Иногда отцы и матери удивляются вопросам своих детей и затрудняются ответить на них. Они обеспокоены тем, что их ребенок не может воспринимать такие темы. Некоторые также обеспокоены тем фактом, что умы детей могут быть неправильно поняты дефектными ответами.

Честно говоря, детские вопросы о Боге не отличаются от вопросов, которые задают взрослые. Никто не говорит о том, что взрослый не может прийти к Богу так же, как ребенок, ничего не зная и не понимая, кто есть Бог. И все же объяснение с ребенком требует больших знаний, ведь нужно не только рассказать, но и объяснить, почему именно так, а не иначе. По церковным правилам считается, что за духовное развитие и обучение отвечают крестные родители. Но и родителям не стоит надеяться на кого-то и самостоятельно дать ребенку нужную информацию.

С какого возраста начинать подобные разговоры? Чем раньше вы начнете проводить с малышом такие беседы, тем лучше. Главное, чтобы ваш ребенок вас понимал и понимал, о чем вы ему рассказываете. Какие вопросы может задавать ребенок во время беседы о Боге? Кто такой Бог, где он живет, правда ли, что он живет на небе, как Бог забрался на небо, как он выглядит, что такое Святой Дух и прочее.

Разговор с ребенком о Боге напрямую связано со знаниями родителей о Боге. Когда родители уважают правила и принципы церкви, читают Библию, соблюдают пост и всегда помнят Бога, то их ребенок хорошо понимает все это и понимает, что Бог добр и заслуживает доверия. Он понимает, что Бог — хозяин и хозяин мира, и все в его могучей руке. Все это учит детей Божественному Присутствию, и многие вопросы, возникающие при этом, получают ответы напрямую. Поэтому родители должны сначала реформировать свою веру и поступки, чтобы они могли косвенно поддерживать идею ребенка, полного вопросов.

Также при рассказе о Боге, родители должны учитывать возраст своего ребенка. Психологи убеждены, что в возрасте 3-6 лет детское восприятие Бога полностью материально и в большей степени зависит от имиджа родителя. Если ребенок считает своих родителей надежными и добрыми, то, в детском воображении у Бога будет такая же особенность. С другой стороны, если его родители жестоки, безразличны и несправедливы, их ребенок вряд ли будет иметь положительное представление о Боге.

Воскресная школа

Как рассказать о Боге и сотворении земли ребенку 10 лет, который изучает в школе теорию Вселенского взрыва? Как доказать, что человек был создан Господом, а не произошел от обезьяны? К счастью, при большинстве храмов действуют воскресные школы. Занятия в них ведут священники или благочестивые миряне, знающие ответы на подобные каверзные вопросы. Здесь можно ближе познакомиться с Библией и житиями святых, почитаемыми иконами и религиозными песнопениями.

Крайне рекомендуется отдать ребенка на подобные уроки, чтобы он оказался в среде православных детей. Ребенку необходимо иметь свой круг общения, связанный с православием и не связанный напрямую с родителями

Особенно важно это для подростков, которые стремятся стать самостоятельными. Восстановление храма, паломническая поездка в кругу сверстников, православный лагерь — все это может стать решающим толчком для личной встречи с Богом

Вместо заключения

Когда родители решают рассказать ребенку о Боге, они сталкиваются с множеством вопросов. Ведь вера в Бога является религиозным вопросом, на который каждый человек может ответить по-своему. Никто не должен заставлять ребенка верить в Бога, это должно быть его собственное решение. Возможно, с самого детства ребенок будет знать о существовании Бога, ежедневно видя крест на стене, молитвы родителей и походы в церковь. Или же он начнет задавать вопросы о Боге только в старшем возрасте, когда начинает осознавать большую картину мира и начинает интересоваться религиозными темами.

Родители должны просто быть готовыми ответить на вопросы ребенка и поддержать его интерес к религиозной вере. Можно рассказать ему о детских Библиях, где рассказывается о жизни и учении Христа, или о детских духовных песнях, которые помогут легко воспринимать религиозные темы. Также можно дать ребенку возможность самому исследовать духовность, посетив детские церковные группы, где собираются дети, которые также интересуются этой темой.

Верить в Бога — это выбор каждого человека, и мы можем только помочь ребенку понять, что ответить на вопрос о существовании Бога очень сложно, и дать ему свободу выбора. Религиозное воспитание может дать ребенку поддержку и веру, а также помочь развить в нем чувство верности и ответственности перед Богом и другими людьми. Но самому ребенку решить, верить ему или нет.

В конце концов, важно помнить, что отношение к религии и Богу зависит от каждого человека. Некоторые люди всегда верят, никогда не сомневаясь в существовании Бога, другие могут быть обеспокоены и начинают задавать больше вопросов

Все это нормально, ведь однажды каждый из нас становится самостоятельным человеком и начинает искать свои собственные ответы. Каждый должен пройти свой собственный путь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий