Как рассказать ребенку о безопасности и не травмировать его?

Почему это важно?

Можно сколько угодно приводить статистику и пугать последствиями, однако есть вполне конкретные причины, которые нужно понять:

  1. Дети любопытны и часто не подозревают о потенциальных рисках, окружающих их.
  2. Разговоры о безопасном поведении помогают развить навыки критического мышления, учат оценивать риски.
  3. Дети начинают чувствовать себя сильнее и становятся увереннее в своих силах.

Адаптация к школе

Узнайте о психологической подготовке как факторе адаптации ребёнка к школе на вебинаре.

Подробнее о вебинаре

Вебинар

Дети, с которыми проводили беседы, с большей вероятностью сообщат о происходящих опасных ситуациях родителям или учителям, которым доверяют.

Сокращается количество несчастных случаев и травм.

Укрепляется доверие между детьми и родителями, поскольку первые узнают, что могут обращаться к маме/папе за помощью в сложных вопросах.

Дети осознают важность личных границ.

Знание правил уменьшает тревогу и повышает эмоциональную устойчивость детей.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.

Как правильно поговорить с ребёнком?

Есть две действенные техники, которые помогут провести эффективный разговор. Ребёнок не сможет пропустить ваши слова о безопасности, если:

  • они не будут похожи на монотонные нравоучения, подойдёт игровая форма, тренинги;
  • разговор будет не единичным, ведь повторение — мать учения.

Что нужно донести:

  • нормальный взрослый не попросит у ребёнка о помощи на улице (донести, спасти котёнка, посторожить, найти в багажнике);
  • звонить маме/папе, если кто-то предлагает куда-то поехать;
  • надо кричать «Я его не знаю!», «Это не мои родители!», «Пожар!» (если это подъезд), когда кто-то пытается увести с собой;
  • звонить во все квартиры в случае опасности;
  • стоять на месте, если потерялся;
  • не подходить к воде, если потерялся на природе;
  • не ходить по льду.

С раннего возраста малыш должен знать имена и номера телефонов родителей, адрес дома — чтобы сообщить полицейскому или другому взрослому, если потеряется.

Если ребенок все же пропал

По словам волонтеров, занимающихся поисками пропавших детей, ситуация, когда малыш не пришел домой с прогулки или потерялся в людном месте – крайне экстремальна, на счету у родителей буквально часы, чтобы найти ребенка живым и невредимым.

Помимо собственных сил необходимо подключать и силы полиции. Не ведитесь на правило «трех суток», которое навязывают нерадивые сотрудники, не желающие «портить» статистику раскрываемости. Заявление о пропаже можно подать в любое время и любому человеку независимо от степени родства с пропавшим.

И самое главное – никогда не угрожайте ребенку наказанием, если он куда-то уйдет без вашего ведома. Некоторые «потеряшки» боятся его и намеренно не дают себя найти. Лучше расскажите, как он вам дорог и как вы будете горевать, если малыша вдруг не окажется рядом.

Теги по теме:
безопасность ребенка в городеправила безопасности для малыша

Когда начинать искать?

Поисковики «Лиза Алерт» рекомендуют уже через полчаса после назначенного для возвращения времени бить тревогу. В полицию необходимо идти со всеми документами, лучше, если вы обратитесь в отделение по месту вашего жительства – так процесс пойдет быстрее. Возьмите контакты сотрудника, который будет заниматься вашим делом, чтобы быть всегда с ним на связи. Подключите к поискам как можно больше людей.

Не размещайте на форумах, столбах и автобусных остановках ориентировки со своим личным телефоном без согласования с полицией и спасателями. Это может привести к потоку звонков от «доброжелателей», которые либо дадут фальшивую надежду, либо просто выманят у вас деньги. Не верьте экстрасенсам – они ни разу еще не помогли в поиске пропавших детей. Обыщите подвальные и чердачные помещения в вашем и соседних домах, а также собственную квартиру – шкафы, чуланы, кладовки, гардеробные.

Как вести себя в лесу, чтобы не потеряться

Прогулка в лесу кажется романтичным и безопасным мероприятием. Птички поют, грибочки растут. На самом деле, потеряться в лесу, даже подмосковном, дело нехитрое. Чтобы этого не произошло, научите своих детей элементарным правилам безопасности:

  • Надевайте яркую одежду. Даже если вы решили поиграть в охотников – камуфляжная форма может только навредить
  • Заряжайте телефоны на 100%
  • Вместо телефона лучше ребенку надеть на руку часы с GPS трекером – они точно не выпадут из кармана, а вы будете контролировать геолокацию
  • Двигайтесь по тропинкам и не лезьте в завалы. Избегайте рек, идите вдоль ЛЭП
  • Возьмите с собой: спички, ножик, свисток, сухой паек, важные лекарства, сухие и влажные салфетки, туалетную бумагу, яркий мусорный пакет. Это рекомендация поисково-спасательного отряда «Лаза Алерт» – если вы вдруг потеряетесь, бумагой можно отмечать места, которые вы проходили, а пакетом защитить себя от дождя. Хорошо бы взять с собой компас, но необходимо уметь им пользоваться
  • Объясните ребенку, что если он заблудился, необходимо стоять на месте, не приближаться к воде, не есть грибы и ягоды, не залезать на деревья, откликаться, если слышишь крики и шум. Можно стучать палкой по дереву
  • Если в лесу незнакомый человек зовет ребенка по имени — значит, это спасатель, и необходимо откликнуться на зов

Игра

У данной формы обучения масса разновидностей: игра-эстафета, игра-соревнование, игра-ситуация, игра-квест. Используем подходящее нам, в зависимости от того правила/навыка безопасности, которому обучаем.

Вот, например, игра в мяч «свой-чужой-знакомый» (аналог «съедобное-несъедобное») закрепляет в сознании ребенка, кто относится к каждой из этих категорий.

Надо отметить, что игра идеально подходит для отрабатывания физических навыков безопасности, таких как: громко кричать, быстро бегать, уметь привлекать к себе внимание (когда нужна помощь), ориентироваться на местности

После такой игры важно пояснить ребенку, в какие моменты ему следует применять эти «отработанные» навыки

Например, когда мы с дочкой играли в игру «Кто громче?», в конце я ей говорила: «Дочка, у тебя хорошо получается, ты так громко кричала. Вот когда тебе нужна моя помощь, ты так же громко кричи: «Мама, помоги мне!». Договорились?»

Как вести себя в опасной ситуации и что делать, если ребенок пропал

«У меня есть тайное и страшное воспоминание из детства. Мне 8 лет, я возвращаюсь домой из школы. Весна, только растаял снег, весь тротуар в глубоких лужах. Я останавливаюсь перед самой большой – в надежде перепрыгнуть через нее. И в этот момент ко мне подходит мужчина. Я помню, как он был одет – бежевый плащ, очки в роговой оправе, шляпа, в руках «дипломат» – такие портфели носили инженеры и преподаватели ВУЗов в начале 80-х годов прошлого века.

Он спрашивает меня, далеко ли кинотеатр. Он приехал в командировку, и ему хочется немного отдохнуть после поезда. Я машу рукой в направлении большого здания, куда мы с мамой ходим смотреть мультики. Он говорит, что очень плохо видит и просит меня проводить его. Я соглашаюсь – я же хорошая девочка, а взрослым нельзя говорить «нет». Мы идем, его интересует мое имя, в каком классе я учусь. По дороге к кинотеатру он видит общественный туалет – бетонную коробку с буквами «М» и Ж» и говорит мне: «Пойдем зайдем, ты посторожишь, чтобы никто не зашел». В моей детской послушной голове щелкает, я понимаю, что это как-то неправильно – идти с чужим дядей в туалет. И я убегаю. И спасаю себя от чего-то очень плохого.

Я не рассказала об этом родителям. Боялась, что отругают, хотя никто никогда со мной не говорил на темы безопасности, кроме элементарных вещей: переходи дорогу на зеленый свет, стемнело – иди домой. О том, что нельзя ходить и разговаривать с чужими взрослыми дядями и тетями мне не транслировали» — это история из письма нашей читательницы Светланы (имя изменено – ред.) из маленького городка на юге России.

В 1980-х годах вообще об этом не говорили: не было статистики о пропавших детях, не рассказывалось о сексуализированном насилии. Преступления были, но все они были как будто засекречены.

В 21 веке об этом говорят, и говорить об этом необходимо как можно чаще.

Добровольческий поисковый отряд «Лиза Алерт» регулярно выезжает в школы с лекциями и семинарами, на которых детям рассказывают, как избежать опасности и что делать, если ты потерялся. Книга Людмилы Петрановской, детского и семейного психолога, «Что делать, если…», в которой доступным детям языком описываются различные опасные ситуации, расходится многомиллионными тиражами. Но прочитать книгу или послушать лектора всегда недостаточно. С детьми необходимо разговаривать на эти темы как можно чаще.

Безопасность ребёнка на улице

1. Научите держать дистанцию

Мы уже говорили, что ребёнку не стоит открывать дверь незнакомцам. Взрослые не просят помощи у детей. Этот принцип работает и на улице: искать щенков, нести тяжести, кормить котят взрослые могут сами. Поэтому уходить куда-либо с чужим взрослым, садиться в машину, брать его за руку нельзя. Если взрослый гуляет без ребёнка, с ним лучше держать дистанцию и находиться за клумбой, скамейкой, качелей от него, чтобы проще было убежать.

2. Отрепетируйте сложные моменты

Полезно потренироваться вырываться. Это пригодится, если ребёнка схватят за руку, за куртку или попытаются тащить. Превратите это в игру «догонялки-вырывалки». Научите детей, что кричать в экстренной ситуации нужно: «Я не знаю этого человека, помогите!» Вопли «Нет» и «Отпусти» неэффективны — это будет похоже на семейную сцену.

3. Научите отказываться

Спросите ребёнка, как он понимает, кто из детей в парке или на детской площадке  заслуживает доверия. Задавайте вопросы, чтобы ваш сын или дочь задумались, всё ли они учитывают и как распознать опасность. Обсудите все заманчивые предложения, которые нельзя принимать от незнакомых взрослых — их могут делать и дети по указке преступников. Научите детей вежливо отказываться от угощений и приглашений в гости

Большинству младшеклассников трудно устоять перед искушением, поэтому так важно выстраивать доверительные отношения и регулярно созваниваться с ребёнком

4. Разберите правила дорожного движения

Если вы водите машину и часто ездите с ребёнком, рассказывайте ему о разметке, знаках, поведении других водителей и пешеходов. Учите видеть дорожную ситуацию с разных сторон. Расскажите ребёнку о том, что можно соблюдать правила, но пострадать, если их не соблюдает другой

Поэтому важно убедиться, что другие участники движения выполнили свои обязанности, например, остановились на красный свет, когда вам светит зелёный

5. Решите, что делать с находками

Ребёнок может найти кошелёк, сумку или мобильный телефон. Самое безопасное — не прикасаться к чужим вещам, а сообщить о находке ближайшему сотруднику охраны, например, в супермаркете. Звонить в полицию в такой ситуации ребёнку не стоит. Если найти чужую кредитку, может оказаться, что с неё кто-то уже снял деньги, а подозрения падут на вас. В такой ситуации ребёнку будет сложнее доказать свою правоту, поэтому лучше изначально не включаться в процесс.

Простые правила, которые могут спасти жизнь

В ситуации с безопасностью детей важно не впадать в крайности. Гиперопека и повышенная родительская тревожность опасна так же, как наплевательское отношение к детям

Напишите свод правил, который ребенок должен соблюдать неукоснительно, и повесьте его на видное место – например, на входную дверь с внутренней стороны. Чтобы снизить свой уровень тревоги, установите на телефон ребенка программу для отслеживания его геолокации или купите ему часы с GPS трекером – стоят они в пределах 1000-2000 рублей.

Волонтеры отряда «Лиза Алерт» утверждают, что часы, в отличие от телефона, дети слышат очень хорошо, и в их практике ни разу не было случая поиска ребенка с трекер-часами.

Правила безопасности, которые должен соблюдать ребенок, если он отправился гулять один:

  • игнорировать посторонних, с какой бы просьбой к нему не обратились. Взрослые всегда просят помощи у взрослых, только преступник обратится к ребенку
  • Убегать и обязательно кричать как можно громче: «Помогите! Полиция! Убивают! Спасите!»
  • Если незнакомец подошел в подъезде, кричать «Пожар»
  • Не садиться в лифт с чужим человеком, даже соседом
  • Избегать пустырей и безлюдных мест. Если приходится по ним передвигаться – звонить родителям и разговаривать с ними в процессе перехода
  • Если схватили – постараться упасть на землю и кричать «Помогите, вызовите полицию!»
  • Не садиться в чужие машины, даже если это папин друг
  • Не брать конфеты, воду и другие вкусности из рук незнакомца
  • Не ходить спасать котят. Если очень хочется спасти – позвонить родителям и попросить их организовать спасательную операцию
  • Выучить, чтобы от зубов отскакивал, телефон родителей и домашний адрес, но при этом не называть его незнакомцам
  • Никому не открывать дверь, если родителей нет дома. Даже если это дядя-полицейский или бабушка-соседка
  • Если потерялся – стой на месте и звони родителям. Нет связи – ищи полицейского или женщину с ребенком и обращайся за помощью

Волонтеры «Лиза Алерт» на своих тренингах рекомендуют родителям придумать секретный пароль на тот случай, если вдруг вам придется звонить ребенку с чужого телефона.

Отдельный свод правил спасательный отряд разработал для тех случаев, когда вы с ребенком направляетесь на концерт, массовые гуляния и в любое место, где ожидается большое скопление людей:

  • Перед выходом проверьте, чтобы телефон или часы были полностью заряжены
  • Одевайте ребенка в яркую одежду с отличительными опознавательными знаками – цветная шапка, полосатый шарф, рюкзак с выразительной аппликацией.
  • Сфотографируйте ребенка на свой телефон перед выходом в этой одежде
  • Проговорите алгоритм действий в случае, если ребенок потеряется: надо оставаться на месте, громко кричать и звать родителей, обратиться за помощью к женщине с ребенком, полицейскому или охраннику торгового центра
  • Покажите ребенку, как выглядит охрана и полиция
  • Положите в карман ребенку записку с номерами телефонов родителей и ближайших родственников
  • Заранее договоритесь о месте встречи на случай внезапного расставания
  • Передвигаясь с ребенком в толпе людей, держите его на виду – пусть он идет впереди
  • Держите ребенка за руку и не разрешайте держаться за сумку или ваш рукав – вы не сможете почувствовать, что ребенок внезапно отошел и убрал руку

Главные правила безопасности для ребенка

1. Не разговаривать с незнакомцами

Мало просто сказать и научить тому, чтобы малыш ни в коем случае не вступал в диалог с чужим взрослым

Важно показать разницу между «своими» взрослыми, к мнению и просьбам которых нужно прислушиваться, и «чужими», слова которых непременно стоит игнорировать

Кроме того, расскажите, что некоторые хитрые взрослые могут ничего не предлагать (котенка, конфетку, погулять), а попросить у ребенка помощи. Пусть малыш усвоит, что взрослые должны просить о чем-то только у взрослых. Это, конечно, не значит, что ребенок не может помочь старушке перейти через дорогу или донести ее тяжелую сумку до подъезда. Но вот в подъезд с ней заходить уже нельзя!

2. Если потерялся, не сходить с места

Один из самых больших страхов для трехлетнего малыша – остаться вдруг без мамы посреди толпы незнакомых людей. Возможно, подобная ситуация никогда и не произойдет, но вам стоит подготовить к ней кроху. Пусть малыш запомнит главное правило потерявшихся: «если ты понял, что потерялся, оставайся на месте». Скажите, что вы, как мама и человек, который любит малыша, очень расстроитесь, если вдруг не обнаружите его рядом, и обязательно найдете его, самостоятельно или с другим добрым взрослым.

Раскройте ребенку понятие «доброго» взрослого: им может быть охранник магазина, полицейский, в крайнем случае – прохожий с детьми.

3. Знать всю необходимую информацию о себе и своих родных

Чтобы в случае пропажи найтись как можно скорее, заучите с ребенком необходимую информацию, которую он предоставит при обращении в полицию. Даже трехлетка в состоянии запомнить свое имя и фамилию, а также домашний адрес, телефон и имена родителей.

4. Если хотят увести или проявляют агрессию, громко кричать

Даже верещать, привлекая внимание прохожих и полицейских, которые обязательно примут меры или хотя бы спугнут незнакомца. Пусть малыш не боится показаться невоспитанным. Для пущего эффекта потренируйтесь с ребенком кричать в каком-нибудь безлюдном месте, например, в лесу

Для пущего эффекта потренируйтесь с ребенком кричать в каком-нибудь безлюдном месте, например, в лесу.

5. Остерегаться нужно и знакомых людей

А именно тех, что странным образом проявляют свое внимание: трогают, гладят. Объясните ребенку, что никто не имеет права его трогать, а если подобное случилось, то он не должен стыдиться и бояться (некоторые взрослые могут добиваться молчания угрозами расправы), а все говорить родителям, чтобы те приняли необходимые меры

6. Не гулять по темным, заброшенным и безлюдным местам

Всех малышей манит неизведанное, спрятанное на заброшенной стройке недалеко от дома. Поясните, что в безлюдном месте ребенок может не только сломать ногу или наткнуться на собаку – его может подстерегать плохой взрослый, которому не смогут помешать прохожие, а потому таких мест стоит избегать.

7. Не трогать опасные предметы

Битое стекло, использованные шприцы, странные свертки, пакеты и ножи… Не бойтесь перегнуть палку, рассказывая о возможных последствиях прикосновения к таким предметам. В этом случае лучше перебдеть, чем недобдеть.

С чего вам начать обучение ребенка, чтобы не было слишком поздно или слишком рано

На деле практически никто не рассказывает о том, в каком возрасте и в каком объеме ребенок способен усвоить правила и навыки безопасного поведения и какие риски присущи каждой возрастной категории. Существует несколько возрастных категорий: от года до трех, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12. В каждой из них дети по-разному воспринимают информацию в силу развития и становления своей физиологии и психики. Например, до трех лет они используют в основном тактильные и вкусовые механизмы для познания мира, в них формируется понимание свое-чужое. Дети от 3 до 6 лет сосредоточены на том, что происходит здесь и сейчас, они очень доверчивы к окружающим взрослым и только начинают понимать и оценивать границы достойного поведения по отношению к ним. Младший школьный возраст – это конкретный путь познания мира и стремление понимать все слова буквально, когда запрет брать конфеты для них вовсе не означает запрет пойти посмотреть мультики с кем-то. В подростковом возрасте дети становятся вспыльчивыми, чувствуют себя непонятыми и нелюбимыми, стремятся больше времени проводить вне дома, подражать кумирам и авторитетам.

Понятно, что я сейчас только вскользь коснулась описания возрастных особенностей. В действительности они куда подробней, но даже этого достаточно для того, чтобы вы ощутили большую разницу в том, как следует общаться с детьми разных возрастов. Например для младших школьников лучше делать упор на простоту слов и на зонтичные правила, когда мы охватываем ситуацию в целом, а не конкретизируем отдельные случаи. Для подростков упор на поддержку, доверительные беседы и предоставление разумной свободы.

Как думаете, что будет, если поторопиться и обучить заранее ребенка тем или иным аспектам безопасного поведения? Как минимум, ребенок просто не поймет того, что вы ему пытаетесь объяснить, потому что вы будете использовать не ту “частоту волны”, и не запомнит информацию, а как максимум, можете напугать ребенку разговорами об опасностях, что может создать в нем убеждение, что мир враждебен и нужно оградиться от всего и всех. Но есть и оборотная сторона медали, когда, наоборот, вы упустили время и не учли риски, которые свойственны его возрасту. Например, когда ребенок в 5-6 лет уже гуляет самостоятельно, но еще не знает, как реагировать на предложение сесть машину или пойти с незнакомцем к нему домой. Поэтому правило №1 для родителей – учитывать возрастные особенности и возрастные риски при обучении ребенка безопасности.

Укрепляем пищевую безопасность

Чувство пищевой безопасности — это ощущение защищённости в доступе и выборе продуктов, их свободном потреблении. Мы уже обсудили в начале статьи, что еда — базовая потребность в основе пирамиды Маслоу. То есть для человека естественно чувство голода и насыщения.

Любое нарушение пищевой безопасности ведёт к расстройству пищевого поведения: булимии, анорексии, компульсивному перееданию. Нарушение пищевой безопасности происходит, если в семье установлены жёсткие правила и ограничения, а культура питания не сформирована.

Расстройство пищевого поведения: что это такое и чем помочь

Подсказываем, как вести себя родителям, если ребёнок не ест или, наоборот, переедает.

Как создать чувство пищевой безопасности:

  • Исключить непреложные запреты. Есть конфеты в неограниченных количествах, конечно, не стоит. Но пару конфет в первой половине дня разрешить можно.

  • Не наказывать едой.

  • Создаём гибкий режим питания. Если каждый день ребёнок голоден в 12:00, а вы его не кормите, потому что запланировали обед в 13:00, есть смысл сместить обед на час раньше или ввести второй завтрак. 

  • Позволяем ребёнку влиять на выбор блюд и продуктов. Если родители прислушаются, то тем самым проявят уважение, покажут значимость ребёнка.

  • Позволяем ребёнку обладать «своими» продуктами. Например, припрятать шоколадку на период грусти или отложить себе йогурт, на который никто не покусится, каким бы вкусным он ни был.   

15 идей для полезных перекусов в школе

Учёба — это повышенная нагрузка для мозга: вследствие большого объёма разнообразной новой информации интенсивнее формируются новые нейронные связи, в то время как ненужные исчезают.

Подсказки из этой статьи работают в комплексе. Если будете пользоваться ими постоянно, то они помогут вам укрепить чувство безопасности у ребёнка и отношения в семье.

Дополнительные материалы

  • Памятка «Первая помощь ребенку в экстремальных ситуациях» (в телеграм-боте)
  • Как понять, что ребёнок тонет: основные признаки.
  • Безопасность ребёнка на улице. 5 «нельзя», о которых надо знать родителям.
  • Как обратиться в органы опеки. Как работает опека.
  • Личные границы ребёнка. Как взрослые их нарушают.
  • Как защитить ребёнка от педофилов
  • С какого возраста отпускать ребёнка одного.
  • Почему дети не обращаются за помощью, если пережили сексуальное насилие.
  • Научите ребенка никогда не переходить дорогу в неположенном месте.
  • Как украсть ребёнка за 90 секунд? Шокирующий эксперимент НТВ
  • Страхи у детей. Что делать, когда ваш ребенок боится.

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!

Главные правила безопасности для ребенка

1. Не разговаривать с незнакомцами

Мало просто сказать и научить тому, чтобы малыш ни в коем случае не вступал в диалог с чужим взрослым

Важно показать разницу между «своими» взрослыми, к мнению и просьбам которых нужно прислушиваться, и «чужими», слова которых непременно стоит игнорировать

Кроме того, расскажите, что некоторые хитрые взрослые могут ничего не предлагать (котенка, конфетку, погулять), а попросить у ребенка помощи. Пусть малыш усвоит, что взрослые должны просить о чем-то только у взрослых. Это, конечно, не значит, что ребенок не может помочь старушке перейти через дорогу или донести ее тяжелую сумку до подъезда. Но вот в подъезд с ней заходить уже нельзя!

2. Если потерялся, не сходить с места

Один из самых больших страхов для трехлетнего малыша – остаться вдруг без мамы посреди толпы незнакомых людей. Возможно, подобная ситуация никогда и не произойдет, но вам стоит подготовить к ней кроху. Пусть малыш запомнит главное правило потерявшихся: «если ты понял, что потерялся, оставайся на месте». Скажите, что вы, как мама и человек, который любит малыша, очень расстроитесь, если вдруг не обнаружите его рядом, и обязательно найдете его, самостоятельно или с другим добрым взрослым.

Раскройте ребенку понятие «доброго» взрослого: им может быть охранник магазина, полицейский, в крайнем случае – прохожий с детьми.

3. Знать всю необходимую информацию о себе и своих родных

Чтобы в случае пропажи найтись как можно скорее, заучите с ребенком необходимую информацию, которую он предоставит при обращении в полицию. Даже трехлетка в состоянии запомнить свое имя и фамилию, а также домашний адрес, телефон и имена родителей.

4. Если хотят увести или проявляют агрессию, громко кричать

Даже верещать, привлекая внимание прохожих и полицейских, которые обязательно примут меры или хотя бы спугнут незнакомца. Пусть малыш не боится показаться невоспитанным

Для пущего эффекта потренируйтесь с ребенком кричать в каком-нибудь безлюдном месте, например, в лесу.

5. Остерегаться нужно и знакомых людей

А именно тех, что странным образом проявляют свое внимание: трогают, гладят. Объясните ребенку, что никто не имеет права его трогать, а если подобное случилось, то он не должен стыдиться и бояться (некоторые взрослые могут добиваться молчания угрозами расправы), а все говорить родителям, чтобы те приняли необходимые меры

6. Не гулять по темным, заброшенным и безлюдным местам

Всех малышей манит неизведанное, спрятанное на заброшенной стройке недалеко от дома. Поясните, что в безлюдном месте ребенок может не только сломать ногу или наткнуться на собаку – его может подстерегать плохой взрослый, которому не смогут помешать прохожие, а потому таких мест стоит избегать.

7. Не трогать опасные предметы

Битое стекло, использованные шприцы, странные свертки, пакеты и ножи… Не бойтесь перегнуть палку, рассказывая о возможных последствиях прикосновения к таким предметам. В этом случае лучше перебдеть, чем недобдеть.

Что делать, если случилась беда

До сих пор в наших головах жив миф, что полиция принимает заявления о пропавших людях на третьи сутки после происшествия. Это не правда. Как раз именно три дня после исчезновения человека являются решающими. Правило «трех суток» было отменено в 2015 году , сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц.

Подать заявление о пропаже человека может любой гражданин независимо от наличия родственных связей. То есть, если ребенок пропал на даче у бабушки, она имеет полное право обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

Главное – не терять время. Если вы понимаете, что самостоятельно не можете найти ребенка – незамедлительно звоните по номеру 02, 112 или 102. Подготовьте для полицейских свежую фотографию ребенка, описание его примет. Обзвоните всех друзей, приятелей, соседей, близких и дальних родственников. Напишите во все родительские чаты, поставьте в известность классного руководителя и директора школы. Организуйте с родственниками и друзьями поиски по близлежащим территориям и местам, где чаще всего ребенок гулял. Оставьте дежурного дома на тот случай, если пропавший самостоятельно вернется домой.

Что такое чувство безопасности?

Это ощущение защищённости, комфорта и спокойствия. Может показаться, что запертая на замок дверь даёт чувство защищённости: к вам не сможет пробраться вор или убийца. Однако внутреннее чувство тревоги не видит стен и границ, и даже за запертыми дверьми не всегда можно почувствовать себя защищённо. 

Элементы базовой безопасности:

  1. Физическая безопасность — ощущение, что жизни и здоровью ничего не угрожает: доступность еды, медицинской помощи, надёжные двери.

  2. Эмоциональная безопасность — ощущение, что наши чувства и эмоции значимы и не поддаются осуждению.

  3. Социальная безопасность — наличие отношений, в которых присутствует поддержка.

  4. Психологическая безопасность — ощущение, что жизнь находится под нашим контролем.

Чувство безопасности формируется всю жизнь. Так же быстро оно рушится, если произошло что-то плохое или жизнь полна стресса. Хорошая новость в том, что вы можете укрепить это чувство у ребёнка. 

Безопасность детей в интернете

1. Рассказывайте истории

Делитесь с ребёнком историями о том, как мошенники выпрашивают деньги, узнают и используют личную информацию, манипулируют и детьми, и пожилыми, и продвинутыми пользователями. Пусть он знает, что попасть в ловушку может любой человек независимо от опыта и возраста. У ребёнка постепенно должно сложиться впечатление, когда ситуация нормальная, а когда выходит за рамки дозволенного.

2

Учите разумной осторожности

Обсудите с ребёнком, как выстроить общение в интернете. Расскажите, что мошенники умеют втираться в доверие, могут выстраивать отношения с жертвой по несколько месяцев, чтобы затем навредить. Поэтому лучше всего общаться с теми, кого он уже знает в реальной жизни: с ребятами из школы, с кружков, секций, с родственниками

Если же интернет-знакомый появился из чата игры или другим образом, важно ограничить общение только темой этой игры или канала, на котором завязалось общение

Важное. Психологи считают, что читать личные переписки ребёнка нельзя, однако вы вправе знать, с кем именно общаются ваши дети

Попросите показать список адресатов в мессенджерах и соцсетях, расспросите, кто скрывается за непонятными никами, чем ребёнку интересен этот человек, о чём они говорят. Сохраняйте деловой тон, объясните, что безопасность детей — превыше всего.

Об обеспечении безопасности жизни своего ребенка

Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых. Подавайте детям собственный пример правильного поведения в быту, на улицах и дорогах города.

С началом зимних каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоемов, в лесу, на игровых площадках, во дворах.

Этому способствует погода, поездки и любопытство детей, наличие свободного времени, а главное отсутствие должного контроля со стороны взрослых.

Чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми и невредимыми надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями:

Ø Формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;

Ø Проведите с детьми с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;

Ø Решите проблему свободного времени детей;

Ø Постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей;

Ø Не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребенку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;

Ø Чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;

Ø Проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке;

Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы

Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит, и будет применять

Вы должны регулярно их напоминать.

Ø Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения — наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.

Ø Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.

Ø Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его переходить через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

Ø Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

Ø Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящиеся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.

Ø Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

Ø Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

За последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых нерадивые родители оставляли одних или с незнакомыми людьми.

Стихи

Есть немало детских стихов, в которых звучит тема безопасности. Это форма обучения вам идеально подходит, если ваш малыш хорошо воспринимает информацию на слух и любит заучивать стихи наизусть. Надо только выделить немного времени, чтобы найти стихи об интересующих вас правилах. Например, такие:

***

У светофора окошечка три, При переходе на них посмотри! Если в окошке красный горит, «Стой на панели» —  он говорит. Если вдруг желтое вспыхнет окошко, Должен еще подождать ты немножко.

(Сергей Михалков)

***

Мать на рынок уходила,Дочке Лене говорила:«Печку, Леночка, не тронь,Жжется, Леночка, огонь…»

(Самуил Маршак)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий