Как общаться с ребенком, чтобы избежать конфликтов

Что такое конфликт

Фото автора Karolina Grabowska: Pexels

Конфликтом в психологии называют несовпадение типов мышления, точки зрения при общении. Чаще всего между сторонами во время конфликта не совпадают:

  • цели;
  • интересы;
  • взгляды на события;
  • взгляды на внешность;
  • особенности характера;
  • темперамент сторон.

Конфликт между родителями и детьми обычно возникает из-за нескольких причин.

К тому же подключается накапливание стресса, усталости. На ухудшение ситуации оказывает влияние общество: мнение школы, бабушек, дедушек, подруг, друзей.

Порождению конфликта способствуют установки родителей, которые имеют в своей голове картинку идеального ребенка. Причем она редко совпадает с реальностью.

Допустим, ты представляла, что у тебя дочь будет активисткой, хорошо учится в школе, успевать в секциях. На самом же деле перед тобой замкнутый ребенок, равнодушный к спорту, особо не отличающийся в учебе. Ты испытываешь разочарование, которое и является источником конфликтной ситуации.

???? Как решать семейные конфликты родитель-ребёнок

Как вести себя во время ссоры с ребёнком

Часто родители акцентируют внимание на личности ребёнка («ты ленивый», «ты безответственный»). Такая риторика приводит к тому, что у ребёнка страдает самооценка, ребёнок не чувствует себя любимым и вместо того, чтобы исправить своё поведение, лишь ожесточается

Лучше оценивать только поступок ребёнка («сегодня ты повёл себя безответственно», «ты сейчас ленишься»), признавая за ним право совершать ошибки и исправлять их.

Важен также тон, которым ведутся разговоры в семье. Крик допустим только при наличии реальной физической опасности — например, когда ребёнок норовит перебежать дорогу на красный свет (тогда вырабатывается рефлекс — повышенный тон родителя сигнализирует об экстремальной ситуации, когда нужно срочно сконцентрироваться). Все остальные разговоры должны вестись спокойным голосом, иначе они будут неэффективны.

Во время любой ссоры нужно понимать, чего вы хотите от своего ребёнка, чему вы пытаетесь его научить, что вас беспокоит. Эти вещи и нужно стараться объяснить ребёнку, чтобы он знал, из-за чего вы ругаетесь и что он может сделать, чтобы исправить ситуацию.


Изображение: Otter9 / Dribbble

Если вы хотите научить ребёнка извиняться, вам тоже нужно извиняться в тех случаях, когда вы не правы. Необходимо избегать перекладывания вины на ребёнка — нельзя выставлять его виноватым в тех ситуациях, за которые вы сами несёте ответственность (например, обвинять ребёнка в том, что вы опаздываете на какое-то мероприятие из-за него, если к опозданию на самом деле привёл ваш неудачный тайм-менеджмент). Помимо этого, ни в коем случае не стоит требовать от детей извинений. Пользы от вынужденных, неискренних извинений ни для вас, ни для ребёнка не будет. В раннем возрасте задача родителя — научить ребёнка просить прощения, в том числе на собственном примере. Не приветствуется демонстрация родительского превосходства. Если вы хотите избежать постоянных ссор, более фундаментальной целью должно быть выстраивание равных, доверительных отношений с детьми.

Вредным паттерном в семейных конфликтах между родителями и детьми является игнорирование и замалчивание конфликта.

Если после ссоры родитель какое-то время молчит, а затем возвращается к общению с ребёнком как ни в чём не бывало, истинная причина ссоры не прорабатывается. Проблема, из-за которой случился конфликт, остаётся на месте, а негативные эмоции накапливаются, ослабляя отношения. Такая родительская привычка особенно плохо сказывается на чувствительных детях, которые почувствуют себя отвергнутыми, если родитель после ссоры будет молчать, обижаться или отталкивать от себя ребёнка, который пытается помириться.

Конечно, ни в каких ситуациях не допустимы агрессия в адрес ребёнка, физические наказания, оскорбления и обзывательства.

Как разговаривать с ребёнком, если вы чувствуете злость и обиду

Нормально, если во время семейного конфликта родитель переживает и показывает ребёнку свои эмоции — это может быть и досада, и грусть, и злость. Лучше всего честно поговорить с ребёнком о том, что вы чувствуете, не перекладывать на него вину за то, что вы переживаете и не переходить на оценку его личности. Можно описать своё состояние, стараясь говорить именно о себе — «Мне грустно», «Я сержусь» вместо «Ты меня всё время расстраиваешь».

Если вы понимаете, что не можете провести конструктивный диалог о возникшей проблеме прямо сейчас, — объясните это ребёнку, пусть даже коротко. Каждому человеку иногда требуется побыть одному, чтобы успокоиться, — роль родителя не лишает вас этого права. Но чтобы ребёнок не чувствовал себя отвергнутым, напоминайте ему, что вы любите его, что бы ни происходило, — даже если злитесь или ругаетесь, ведь люди не перестают дорожить друг другом, когда ссорятся.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ССОРЯТСЯ

Процесс взросления вместе двух или больше детей всегда отличается от взросления одного ребенка. Между ними братьями и сестрами неизбежно возникают конфликты интересов, конкуренция, формируются определённые взаимоотношения. Родитель выступает кем-то вроде руководителя оркестра: если он умело руководит своими “музыкантами”, то их отношения становятся гармоничными и получается дружба на всю жизнь. Но почему она не складывается сама собой? У детей всегда есть множество причин для ссор: 

Неумение коммуницировать – пожалуй, к этой причине сводится большинство детских конфликтов: дележ игрушек, пространства, предметов быта. Дети не умеют договариваться и не хотят делиться – просто потому что они дети, и эти навыки не вшиты в волшебный чип, который дается при рождении

Вам, как родителю, придется обучать детей общению. 

Конкуренция – здоровое стремление победить, быть первым, получить приз или внимание, признание – это отличные черты, которые можно с детства поощрять. Но там, где есть победитель, находится и проигравший, а значит, новая причина для перепалок и обид.

Отсутствие эмпатии (сопереживания) – мало кто знает, что умение сочувствовать формируется не раньше подросткового возраста

Поэтому миф о жестокости детей – не такой уж и миф. Из этих особенностей детской психики вырастает любовь к обзывательствам и дразнилкам. Обидные словечки поднимают агрессорам настроение, поскольку имеют очевидное действие — они злят, обижают, заставляют плакать. Но их последствие ребенок понять еще не в состоянии. 

Если ваш ребенок часто сталкивается с обидными прозвищами или подвергается нападкам, обязательно прочтите мою статью “Ребенка дразнят”. 

  1. Неумение играть самостоятельно – да, часто младшие дети, испытывая трудности с самостоятельной игрой, начинают задирать старших или вовлекать их в конфликт, просто потому что не умеют занять себя сами. 

Остается вопрос: если ссор и перепалок не избежать, как все-таки заложить фундамент дружбы между детьми? Или хотя бы не дать им покалечить друг друга, пока не вырастут 🙂 

Как конфликт в семье отражается на психике ребёнка рассказала юридический психолог Кристина Аверина

Большинство семейных конфликтов можно отнести к категории скрытых, т.е. социальное окружение семьи даже не догадывается о том, что происходит внутри данной семьи, а дома у них ежедневно «бородинское сражение».

Ребенок в семейных конфликтах всегда в уязвимой позиции, т.к. в большинстве случаев не может реально оценить причин, из-за которых его родители находятся в ситуации конфронтации, а также не знает, как реагировать на происходящее в семье. Нередко ребенок используется в качестве инструмента манипуляций, когда один родитель пытается достичь своих целей, воздействуя на другого. В результате такой модели поведения родителей, у ребенка вырабатывается модель его будущей семьи, в которой решить вопросы возможно через крик, интриги, манипуляции, шантаж, унижение и проч.

Особенно высок риск возникновения психологического травмирования семейными ссорами детей в возрасте до 6 лет. Бракоразводные истории, происходящие в жизни детей, в возрасте 6 – 7 лет, обрекают ребенка на ситуацию неуспеха, что невольно отражается на его обучении в школе, т.к. вместо освоения школьной программы, он в находится в стадии глубоких переживаний домашней обстановки.

Так же фактором риска является и то, что велика вероятность возникновения жестокого обращения с детьми, родители которых находятся в конфликте. Это происходит, как правило, из-внутренней агрессивности родителей– эмоционального состояния, возникающего как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. В результате у детей дошкольного возраста нарушается здоровое развитие автономии, формируются такие черты личности, как неуверенность в себе, зависимость.

У младших школьников, как правило, при таких условиях воспитания, пониженная самооценка, чувство неполноценности, неумение эффективно использовать имеющихся у них навыков и умений. У подростков, родители которых самозабвенно пребывают в состязательных процессах, нарушается процесс формирования личностной идентичности, для них свойственны эмоциональные и поведенческие расстройства, нередко приводящие к формированию девиантного (отклоняющегося от социальной нормы) поведения.

Как правильно слушать ребенка

Чтобы выйти из конфликтной ситуации, тебе нужно научиться слушать ребенка. Наиболее часто дети страдают от родительского непонимания

«Отцам» нужно дать понять, что им важно мнение детей

  • Не перебивай ребенка, дай ему возможность высказаться.
  • Следи за своей мимикой. Даже в том случае, если ты говоришь исключительно добрыми словами, но твоя мимика будет показывать иное, ребенок не пойдет на контакт.
  • Не отвлекайся во время разговора. Отложи все дела, сядь и поговори с ребенком.
  • Следи за своей интонацией во время разговора. В ней не должно быть и нити осуждения, возмущения, чтобы ты сейчас не услышала. В противном случае подросток замкнется и станет еще хуже. Ты ничего не будешь знать, что происходит с ним.

Если ты хочешь свести к минимуму конфликты с детьми, то обрати внимание на книги российского психолога Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком Так?». В них автор затрагивает тему общения с детьми в конфликтных ситуациях и не только

При правильном подходе «отцов» можно минимизировать конфликтные ситуации с детьми. Пойми, что идеальных отношений не бывает. Необходимо научиться конструктивным образом решать конфликты, снизить уровень своей тревожности и быть готовой к переменам.

Детские конфликты или буллинг?

В клубке отношений со сверстниками часто разгораются и гаснут конфликты, это естественно. Но встречается и более жесткая форма — целенаправленная травля. Отличить эти явления довольно просто. Конфликт — явление одномоментное. Он может быть достаточно острым, но иметь все признаки развития: основание, участников, процесс выяснения отношений и завершение.

Буллинг — это беспричинное преследование конкретного человека с целью причинить боль, унизить, подорвать авторитет среди сверстников. Явление безжалостное, может нанести серьезный вред психике. При этом те, кто пытаются заступиться за жертву, тоже часто попадают в категорию отверженных. Ребенок может скрывать травлю от родных, если его запугали или в семье нет доверительных отношений. В этом случае наблюдается отказ от посещения занятий, прогулы, а в сложных случаях, и трагический исход.

Ваш ребёнок часто ссорится с кем – либо? (в детском саду, в школе)
Не часто. Мой ребёнок дружелюбный и с мягким характером 33.33%

Никогда подобного не замечал(-а) или может я просто об этом ничего не знаю 33.33%

У моего ребёнка довольно часто происходят конфликты со сверстниками 33.33%
Проголосовало: 3

Чтобы не допустить подобное, нужно четко представлять отличие конфликта от травли и вовремя принимать адекватные меры, чтобы уберечь ребенка от такого развития ситуации, научив его противостоять давлению, решать конфликтные ситуации без применения силы. Когда не удается наладить отношения со сверстниками в конкретном учебном заведении или во дворе, то придется принимать решительные меры вплоть до перевода в другую школу или переезда.

Способы научить ребёнка давать отпор обидчикам

Родители должны объяснить, как важно правильно формировать собственное поведение, быть уверенным в себе и своих силах, при этом адекватно оценивать свои возможности, чтобы не провоцировать развитие конфликта. Также не рекомендуется полагаться на эмоции, они могут значительно ухудшить ситуацию

Холодный расчет и правильное понимание спора – лучший вариант для начала поиска выхода из конфликта.

Чтобы научить правильно реагировать ребенка на оскорбления, обидные прозвища, желательно проиграть ситуацию несколько раз, подобрав разные алгоритмы поведения и подготовить ответы, которыми можно нейтрализовать агрессора.

Это особенно востребовано для робких детей, которые теряются в экстренных ситуациях. Они должны привыкнуть к определенному стилю поведения и реагировать уже автоматически, чтобы эмоции не мешали действиям. Основные приемы погашения конфликта:

  • спокойный тон;
  • отсутствие реакции на провокации;
  • просьба четко и ясно сформулировать свою позицию;
  • не переходить на личности;
  • игнорировать обидчика;
  • демонстрировать спокойное, уверенное поведение и готовность к самообороне.

Часто в начале конфликта этого достаточно, чтобы он не перерос в полноценную ссору.

Ищите общие цели

Несмотря на внешне разные подходы в той или иной проблеме, как минимум, одна общая цель у родителей и школы должна быть — дать детям образование (знания и возможности для развития). В пылу дискуссии чаще напоминайте себе и педагогу, что вы стремитесь к одному и тому же — защитить интересы ребенка. Так будет проще заметить, что условная Марь-Иванна привязывается к вам с каким-то дурацким  отступом в тетради в четыре клеточки, не потому, что злыдня, а потому что беспокоится о том, научится ли ребенок слышать требования к оформлению работ (что ему пригодится и на ЕГЭ, и на дипломе в вузе). И тогда останется договориться только о том, в какой форме эти требования выдвигаются — а это уже куда проще, чем до хрипоты спорить о принципиальной необходимости четырех клеточек.

Конечно, если цели педагогов конкретной школы совсем не совпадают с вашими, а методы воспитания неприемлемы, то придется решать вопрос радикально — переходить в другое учебное заведение. Но прежде чем рубить с плеча, вглядитесь: очень вероятно, что перед вами адекватный учитель, просто несколько зашоренный странными для обычного человека требованиями системы образования.

Конфликт «подросток — преподаватель»

Суть. Здесь всегда неравные силы — учитель обладает властью, опытом и знаниями, а подросток находится в подчинённом положении и только формирует своё мнение.

Такие конфликты могут возникнуть по разным причинам: иногда играет роль человеческий фактор, и преподаватель просто не находит общий язык с ребёнком. Иногда преподаватель необъективен: выдвигает размытые или нереалистичные требования, «валит» и придирается.

Отсутствие единства требований учителя или несоблюдение его требований — частая проблема. Но и подросток должен учиться уточнять задание, задавать вопросы и принимать условия.

‍Как решить. Решение конфликта подростка и взрослого в школе ложится на плечи педагога — он должен разъяснить ребёнку причины и последствия. Если этого не происходит, а подросток не может смириться и чувствует себя плохо, родителю необходимо поговорить с учителем, уточнить все нюансы, а потом объяснить ситуацию ребёнку.

‍Как предотвратить. Подросток должен чувствовать себя в безопасности в школе. Дайте ребёнку понять, что вы на его стороне и способны организовать безопасность. Выбирайте учебные заведения с квалифицированными и проверенными педагогами.  

<<Форма демодоступа>>

Конфликт «подросток — родитель»

Суть. Конфликты подростков с родителями — одни из самых частых в этот период. Не потому, что родители плохие. Просто это самые близкие люди, которым можно излить раздражение, гнев, бессилие и усталость в надежде на понимание и принятие.

Но часто родители не знают, как помочь ребёнку, и вступают в противостояние с ним. Большинство конфликтов «подросток — родитель» происходят от непонимания, что ребёнок становится взрослым и с ним нужно обращаться иначе, чем раньше. Иногда не получается выслушивать друг друга и вникнуть, как выглядит ситуация с разных сторон. 

‍Как решить. Для решения конфликта между родителем и подростком всем сторонам нужно дать выход чувствам — например, если хочется побыть одному и поплакать. Не стоит обсуждать конфликтные вопросы на эмоциях: так дискуссия превратится в крики и скандал.

Сбивайте агрессию ребёнка неожиданными приёмами: например, задайте успокаивающий и вразумительный вопрос о чём-то существенном. Попросите сформулировать конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Подходите к конфликту с практической точки зрения.

Отражайте претензии подростка «эхом»: «Правильно ли я поняла, что…», «Ты имеешь в виду, что…», «Ты хотел бы, чтобы…». Но не просто повторяйте, а переформулируйте. Это устраняет недоразумения и демонстрирует ваше желание вникнуть в ситуацию. Важный момент — не стоит таким образом выдавать свои мысли за мысли ребёнка.

Соблюдайте свои же правила. Если вы хотите, чтобы подросток перестал орать, не кричите ему об этом, а скажите вполголоса.

‍Как предотвратить. Вот несколько советов, которые помогут минимизировать конфликты в будущем. 

Совет 1. Осознавайте, что подростку трудно. Он уже не ребёнок, но ещё и не совсем взрослый. Хочет сепарироваться, самостоятельно принимать решения и идти наперекор — но по-прежнему нуждается в сильной родительской поддержке. Это противоречие провоцирует на конфликты. Но взрослым, уже давно пережившим переходный возраст, не нужно вестись на бурлящие гормоны подростка. Погасите в себе недовольство и раздражение, чтобы не плодить конфликты подростка в семье.

Совет 2. Не вторгайтесь в территорию подростка. У тинейджера должно быть личное пространство — во всех смыслах. По возможности выделите подростку отдельную комнату или отгороженное пространство. Никогда не заходите без стука, не проводите ревизию вещей ребёнка, оставьте ему право выбора друзей и круга общения. 

Совет 3. Сохраняйте долю контроля. Важен баланс — не стоит оставлять ребёнка совсем без ориентиров и структуры. Элементарные моральные, нравственные, внутрисемейные правила должны быть по-прежнему актуальны.

Совет 4. Избегайте попыток казаться чересчур понимающим родителем. Слова «я понимаю, каково тебе» могут только раззадорить подростка. В этот период ребёнку кажется, что он неповторим и уникален, а его проблемы родителям не под силу понять по-настоящему.

Совет 5. Не изображайте из себя равного подростку. Часто родители, пытаясь найти общий язык с тинейджером, подражают молодёжи: щеголяют сленговыми словечками или пытаются следить за модой зумеров. Как правило, это не помогает найти взаимопонимание: попытки лишь выглядят комично. Оставайтесь взрослым и разговаривайте с подростком с этой позиции.

<<Форма бесплатного курса>>

Конфликты между родителями и детьми

В какие межличностные отношения мы бы ни вступали, рано или поздно мы сталкиваемся с тем, что наши желания и ценности не совпадают с желаниями других людей — так случается в общении с коллегами, друзьями, романтическими партнёрами. Привычные стратегии поведения во время ссоры и навык выхода из конфликта дети усваивают в самых первых своих отношениях — в семье. Всё, что ребёнок видит и переживает дома, влияет на его представления о том, что такое любовь, эмоции и границы допустимого поведения.

Иногда бывает и по-другому — ребёнок строит собственную жизнь по принципу от противного, избегая всех привычек своих родителей. Так часто бывает, если дома ребёнок пережил травматичный опыт (например, в ситуации домашнего насилия). У человека из семьи, где ссоры проходили с физической или вербальной агрессией, оскорблениями, криком или манипуляциями, появляются проблемы в карьере и самореализации.

Такому человеку будет сложно принимать самостоятельные решения — если родители всегда заставляли его что-то делать, то он привыкает, что за него всё решит другой человек (вслед за родителями эту роль начинают играть начальство, партнёр).

Если на ребёнка часто ругались, он может вырасти со страхом осуждения, который не позволяет сформироваться адекватной самооценке. Иногда в подростковом возрасте такие дети, из неприятия родительского контроля или чтобы справиться со стрессом, начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики, которые для кого-то из них затем превращаются в зависимость или приводят к рискованному и самодеструктивному поведению. Глубинная причина такого поведения кроется в том, что ребёнок не чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.

При ребёнке нежелательно ругаться на повышенных тонах, но и не стоит скрывать от детей разногласия между родителями или стараться игнорировать любые назревающие конфликты в семье.

Важно, чтобы у ребёнка формировались реалистичные ожидания от отношений.

Один из ключевых моментов, которым родитель должен научить ребёнка, — не катастрофизировать любую ссору, потому что совсем бесконфликтных отношений не бывает.

Ребёнок, взрослеющий в иллюзии, что в семье никогда не бывает ссор, не сможет приобрести навыки разрешения конфликтов и в будущем будет избегать конфликтных ситуаций и саботировать отношения, при первой же ссоре готовясь к разрыву

Идеальный (хоть и трудно достижимый!) пример ссоры между родителями должен демонстрировать спокойный, честный и конструктивный разговор, обсуждение проблемы, внимание к эмоциям обоих собеседников, поиск консенсуса и примирение. Ребёнку, который будет хотя бы иногда наблюдать такой сценарий дома, будет проще дружить, работать и любить в будущем

Как быть и что делать родителям в случае детского конфликта?

Если ребенок попал в сложную ситуацию, то первая реакция взрослых — защитить свое чадо и наказать обидчика. Вполне объяснимо, но неконструктивно. Это первое, чего делать не стоит, если есть стремление вырастить самостоятельную самодостаточную личность. Лучше помочь понять причины возникновения разногласий и постараться найти пути мирного разрешения ситуации. При подборе аргументов и методов обязательно нужно учитывать возраст участников конфликта.

В раннем возрасте дети еще не умеют разбираться в ситуации самостоятельно, они предпочитают сразу действовать силой. Родители всегда должны быть на страже интересов ребенка, показывая на собственном примере, как решить вопрос без насилия.

В дошкольном и школьном возрасте у детей уже гораздо больше выдержки, они постепенно учатся разрешать напряженные ситуации самостоятельно, поэтому здесь более уместно помочь советом, вмешиваясь только в экстренных ситуациях.

В подростковом возрасте помощь часто отвергается, но можно ее не предлагать открыто, а поговорить на тему, выбрав удобный момент. И не игнорировать прямую просьбу, если подросток не справляется самостоятельно.

Можете ли Вы назвать своего ребёнка эгоистом?
Иногда бывает, жадничает или ревнует, но нет, это не эгоизм 25%

Да. Замечал(-а) неоднократно 50%

Абсолютно нет. У него (неё) есть способность думать и переживать за других 25%
Проголосовало: 4

Ребенку полезно решать конфликты самостоятельно

Польза конфликтов для ребенка

Ссоры – естественная часть развития и становления личности. Первые конфликты у детей возникают уже в 1−2 года с родителями, малышами в песочнице.Они начинают искать собственное «я», пытаются отстоять свои желания и потребности. Ссоры выливаются в первый серьезный кризис трехлетнего возраста.

Постепенно конфликтные ситуации становятся все более острыми и сложными. Дети начинают делить территорию со сверстниками в школе и дворе, ищут свое место в социальной группе.
Если не направлять ситуацию в мирное русло, она может привести к серьезным последствиям.

Психологи уверены, что из детских конфликтов можно и нужно извлекать пользу.С их помощью ребенок становится более самостоятельным, уверенным в себе, учится защищаться

Поэтому их не следует избегать: важно учить кроху разным способам погашения спорных ситуаций без вреда и драк

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий