Тест на готовность
Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.
- Дошкольник любит, когда ему читают?
- Внимательно слушает чужое чтение?
- Может пересказать услышанный текст?
- Любит самостоятельно рассматривать книгу?
- Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
- Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
- Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
- Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
- Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
- У малыша обширная лексика?
- Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
- Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
- Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
- Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
- Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
- Хорошо проговаривает все звуки?
- Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
- Просит научить его читать?
Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:
0–5 очков
Учиться читать вашему малышу рано.
Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.
6–12 очков
Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое
Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени
Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.
13–18 очков
Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.
Основные правила обучения чтению ребенка 1 класса
Чтобы максимально упростить процесс обучения самому младшему школьнику, необходимо:
- Выберите подходящее учебное пособие. Лучше всего выбрать вышеупомянутую книгу Н. С. Жукова по азбуке, где все характеристики букв и слогов описаны и учтены наиболее подробно.
Учите гласные и согласные в правильном порядке. Сначала вам нужно выучить открытые, «твердые» гласные: A, O, Y, U, E. Затем вы можете перейти к изучению трудно звучащих согласных букв: M и L.
Только после этого вы сможете выучить шипящие звуки L, S, K, D и так далее.
При обучении ребенка чтению следует учитывать несколько моментов. Наиболее частые ошибки родителей в этом случае:
- Произношение не только звуков, но и букв алфавита. Например, CA, EM, PE и т. д. Правильное произношение — M, L, N и т. д. Если вы сделаете эти ошибки с самого начала, вы можете закончить тем, что ребенок не поймет специфики чтения слогов, будет иметь проблемы с их произношением и формированием. . Например, вы не сможете прочитать элементарное слово «мама», произнося «маамеа».
Многие родители подсознательно учат своих будущих учеников «вырывать из контекста» отдельные слова, фразы или выражения. Это в корне неверно, потому что у детей с таким подходом в будущем будут проблемы с чтением больших текстов или даже абзацев, состоящих из нескольких предложений.
Составляем слоги
После описанной выше подготовительной работы (она занимает не больше двух недель) наконец-то наступает самый ответственный этап — обучение чтению слогов. Как показывает практика, сложнее всего научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.
Традиционно первым слогом, который предлагают прочитать малышу, является слог «МА». Сразу же после знакомства с буквой «М» ребенку предлагают «найти ей подружку» или «составить с ней пару» и показывают написанный слог.
Нельзя приучать ребенка сначала вслух произносить каждый звук отдельно и только потом проговаривать их слитно! Сразу же говорите, что стоят эти буквы рядом и произносить их нужно вместе.
Покажите образец. При этом попросите ребенка очень четко следить за артикуляцией. Далее плотно сожмите губы для произношения звука , а потом резко откройте рот, протягивая звук . Сделайте это еще раз и предложите малышу все повторить. Проговорите этот слог вместе несколько раз, дайте ребенку задание произнести этот слог громко и быстро, потом тихо, почти шепотом, потом протяжно и т.д.
Поиграв таким образом с одним слогом, переходите к следующим, повторяя тот же алгоритм. Помните, что занятие обучения чтению по слогам должно быть непродолжительным и не заставляйте малыша работать над прочтением слогов до тех пор, пока у него не начнет все получаться идеально.
Обучение чтению первых слогов может растянуться и на три дня. Зато, когда ребенок поймет принцип слитного произношения звуков, в дальнейшем не придется каждый раз возвращаться к объяснению этого процесса. Ребенок станет уже самостоятельно воспроизводить данный алгоритм и с другими буквами. Т.е. это уже практический этап отработки навыка чтения, который не представляет особой сложности.
Схема, как правильно научить ребенка читать, следующая.
- Познакомиться с новой буквой и звуком, выполнив несколько упражнений на их запоминание.
- Предложить прочитать слоги с новой и уже выученными буквами.
Ваша задача состоит в том, чтобы ребенок хорошо запомнил букву и потренировался читать слоги с ней. Для этого можно использовать карточки из пособия «Учимся читать по слогам».
Также хороший результат получается при использовании кубиков по методике Н.А. Зайцева или таблицы слогов.
Читаем целые слова
Теперь перейдем к рекомендациям, как научить ребенка читать небольшие слова. Это нужно делать сразу же после того, как он потренировался составлять слоги с буквами «А», «О», «У», «ы», «М», «Л». Для этого лучше использовать кубики или паззлы со слогами.
Предложите малышу прочитать первый слог, затем второй. А после этого попросите произнести их еще раз, только вместе. На первом этапе можно пользоваться пособиями, в которых слова разделены на слоги (МА-МА, МЫ-ЛО) или записаны с помощью лучевых схем.
Также в работе с дошкольниками можно использовать принцип методики, как научить читать ребенка 6 лет путем заучивания целых слов. По моему мнению, сама по себе она не очень эффективна, ведь объем памяти у ребенка небольшой. Но вот отдельные маленькие слова можно предлагать запоминать целыми. Тогда малыш в строчке текста будет их сразу же угадывать и называть. Это немного увеличит скорость чтения.
Вообще существует несколько разных методик, как научить ребенка читать в домашних условиях. При желании, можно подробно ознакомиться с ними и попробовать применить их в своей практике. Например, в изучении методики С.Н. Федина поможет серия книг «Я научу тебя читать» и книга «Как научить ребенка читать».
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы около 20 лет.
Правильно научить читать — особые секреты
В каждой книге есть три составляющие: герой, сюжет и голос рассказчика. Мы уже определились с тем, что выбираем классическую детскую литературу — там проверенные временем герои и увлекательный сюжет. Теперь нам осталось правильно читать детям, тогда у них непроизвольно возникнет вовлеченность в процесс и постепенно зародится ЖЕЛАНИЕ читать самому.
Юрий Бурлан на тренинге делает особый акцент на этом моменте. Мы учим детей, максимально вовлекая в процесс, заинтересовывая, — тогда принуждения не потребуется.
Правильно научить читать гораздо легче, если понимаешь особенности восприятия своего крохи. Восторг охватывает, когда видишь, что твой малыш складывает из слогов слова и читает! Ведь он открывает для себя новый, абсолютно безграничный мир!
Но вы даже не представляете, какое внутреннее блаженство и бурные эмоции радости пробуждаются в самом малыше. Он каждой клеточкой ощущает, что растет и развивается, что у него получается читать.
Ребенок хочет порадовать маму и научиться читать. Это особое эмоциональное состояние обоих. Мама получает не меньшее наслаждение, когда ребенок начинает правильно читать. Это как первый шаг, только на другом уровне. И приз получают оба
Маме важно принимать индивидуальные особенности малыша и не готовить его к конкурсам на скорость или артистизм. Сам процесс чтения должен доставлять удовольствие
Эгоистичное желание мамы, чтобы ребенок быстро научился читать, часто оставляет за скобками самого кроху. Он в этот момент как будто объект для экспериментов.
«Недавно видела в инстаграм, как маленькая девочка читала на публику. Читать ее научили, а вот сопереживать, чувствовать, о чем она читает, — нет. Правильно ли это? Видно, что и у мамы были другие задачи — показать свою кровиночку во всех соцсетях, т. е. всем показать, какая она замечательная мама».
Для чего вы хотите научить ребенка читать? Чтобы ему было хорошо или чтобы вы могли всем показать, какая вы замечательная мама? Кстати, когда вы начинаете оценивать ребенка в сравнительных категориях, сравнивая с Васей или Петей в навыках чтения, то тем самым отбиваете у своего чада охоту читать.
Именно поэтому системно-векторная психология делает акцент на намерениях и атмосфере, в которой происходит обучение.
Правильно учиться читать через принцип наслаждения
Самое главное во время обучения — это радостная и теплая атмосфера. Ни в коем случае не должно быть принуждения или ругани во время обучения. Читать нужно правильно. Это значит не только четко произносить слова, но и проявлять эмоции. Устраивать мини-спектакль из каждого прочитанного слова или предложения.
Таким образом ребенок чувственно вовлекается в процесс и получает огромное удовольствие.
Во время чтения правильно будет полностью сосредоточиться на ребенке, на его эмоциях и ощущениях. Обнять, вместе поплакать над девочкой со спичками.
Меняйте интонацию, где-то напевайте, в другом месте замедляйте темп, а где-то переходите на почти шепот, чтобы ребенок вслушивался. Таким образом научить ребенка читать можно гораздо раньше. Ведь он становится полностью вовлеченным в процесс.
Как тренировать ребенка
Итак, дошкольник научился читать
Пришло время обратить внимание на скорость словосложения, чтобы укладываться в нормативы техники чтения в школе. Используйте следующие упражнения для повышения темпа воспроизведения отрывков вслух
Чтение слоговых таблиц
Таблицу можно распечатать в большом размере, нажмите на картинку и скачайте её:
Эффективное средство перехода от слогового к пословному чтению. Если проводить тренировки регулярно, будущий первоклассник будет складывать слова из слогов автоматически.
Читайте таблицы столбиками (вертикально), на каждую по 30 секунд на начальном этапе. Записывайте потраченное время в дневник, отмечайте прогресс. Через 7–10 дней дошкольник должен подойти к такому результату: 3 таблицы за 30 секунд, то есть практически выучит их наизусть. Тренируйтесь каждый день 2 раза.
Волна
Положите книгу на стол перед ребенком, текст должен быть небольшой. Пусть прочитает в удобном для него ритме. Затем разверните учебник на 90°, попросите прочитать отрывок или весь текст. Потом расположите ее вверх ногами, повторите задание. Объем текста увеличивайте постепенно.
Чтение отрывками
Упражнение подходит для детей со средним или быстрым темпом речи. Задача родителя или педагога: максимально улучшить результат. При выборе тренировочного текста учитывайте технику чтения на данный момент и прибавьте к результату 30 слов. Если дошкольник читает 20 слов, дайте текст на 50 единиц, если 30 слов — на 60 единиц.
Тренировка состоит из трех этапов. Сначала ребенок прочитает заданный отрывок без задания, в привычном для него ритме. Затем старается уложиться в 1 минуту, использует две попытки. Увеличивайте количество слов в отрывке, когда дошкольник спокойно, без усилий справляется с поставленной задачей. Тренировку проводите каждый день 2 раза (утром, вечером).
Пересказ прочитанного текста
Это задание полезно ученикам с любым ритмом чтения. Учите пересказывать прочитанное по абзацам, затем по странице, потом полностью. Если детсадовец читает совсем медленно, по слогам, воспроизводите текст сами вслух. Пусть расскажет, что услышал и понял. Затем прочитает самостоятельно.
Полезные советы для родителей и детей
Научить ребенка читать – задача не из простых
Важно деликатно реагировать на любые неудачи и промахи малыша. Скандалы и упреки здесь совершенно ни к чему, вы можете легко отбить у него желание обучаться
Специалисты рекомендуют придерживаться следующих советов:
Заниматься следует регулярно. Постарайтесь создать систему: выделяйте определенное время для уроков. Не нужно спонтанно нагружать его. В таком случае малыш просто не усвоит материал.
Учитесь в игровой форме. В возрасте 4-6 лет ребенок еще не может долгое время концентрироваться на монотонной речи. Поэтому изучение букв должно проходить в форме игры. Используйте кубики, играйте с ними. 20-30 минут такого досуга будет достаточно для ощутимого эффекта.
Соблюдайте последовательность. Сразу нужно учить звуки, потом буквы – и только после этого слоги и слова. Дайте ребенку время, чтобы он смог закрепить материал.
Используйте игровые видеоуроки. Они займут ребенка и принесут пользу. Вариант идеально подходит для детей, которым скоро идти в школу.
Не забывайте повторять материал
Ребенку важно уяснить, что он делает все правильно. Поэтому учите песни, отгадывайте загадки, используйте карточки.
Ищите буквы везде
Даже простой поход в магазин вы можете превратить в полноценный урок. Просто просите ребенка показывать вам нужные буквы вокруг.
Важно, чтобы ребенок сам проявил интерес к обучению. Занятия через силу не принесут никакого результата – они наоборот сформируют у него отвращение
Если в данный момент малыш не готов приступать к изучению звуков, вернитесь к этому вопросу через несколько месяцев.
Как читать быстро и понимать прочитанное
Человеку, который читает медленно, как правило, мешают сразу несколько факторов:
- Проговаривание текста про себя сильно снижает скорость чтения, ведь последующее слово воспринимается лишь тогда, когда предыдущее уже произнесено.
- Регрессивное чтение, заставляющее возвращаться к тому месту, которое уже было прочитано. Оно также влияет на скорость восприятия текста.
- Ограниченное поле зрения позволяет охватывать только небольшой объем текста, поэтому человек может читать только по горизонтали. Тренировки позволяют научиться фокусироваться на нескольких строках или даже абзацах, в связи с чем чтение происходит сверху вниз.
Скорочтение позволяет избавиться от основных проблем, тормозящих восприятие информации
Но получив этот навык, важно не зацикливаться на техническом чтении. Ведь главная цель – не просто быстрее прочитать, а быстрее уловить суть текста
Только в случае осмысленного чтения ребенок сможет лучше учиться, прочесть большее количество книг, развить другие способности интеллекта.
Для того, чтобы скорочтение не оставалось только техническим навыком, а перешло в разряд осмысленного, стоит придерживаться некоторых правил
Во-первых, очень важно концентрироваться на тексте. Лишь вникая в него, можно понять суть
Во-вторых, стоит пользоваться вопросами. До начала чтения нужно понять, что читающий хочет узнать из текста. Также после прочтения книги или статьи важно проанализировать полученную информацию. В-третьих, следует запоминать прочитанное. Для этого нужна хорошая память, способная зафиксировать самое важное из текста.
Бывают случаи, когда совсем не обязательно использовать навык быстрого чтения, например, при знакомстве с художественным произведением. Иногда хочется расслабиться и не спеша прочесть увлекательный роман ради развлечения. В этом случае уже имеющиеся навыки скорочтения не помешают читать размеренно, но зато очень помогут тогда, когда потребуется быстро усвоить материал из учебной литературы. Поэтому чаще всего умение быстро воспринимать информацию применяется в практических целях. Выделяют следующие виды скорочтения:
- Поисковое. Предполагает чтение с целью поиска нужной информации в большом объеме текста. Считается самым быстрым.
- Аналитическое. Используется в случае необходимости прочесть большой текст, но в то же время проанализировать его. Считается самым трудным.
- Ознакомительное. Применяется в тот момент, когда нужно прочесть текст поверхностно, не вникая в него. Считается самым легким.
Совместное чтение книги
Когда освоение грамоты по кубикам будет позади, можно переходить к совместному чтению книг. Самое главное, чтобы выбранная книжка было яркой, имела много картинок и крупные буквы, которые позволят маленькому чаду не напрягать глаза.
Очень важно на первом этапе попросить малыша, чтобы он постарался самостоятельно найти знакомые слоги «ма», «па», «ба» и другие. Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей
Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку
Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей. Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку.
Важно! Приобретать надо книжки с разным шрифтом. Случается, что ребенок может не узнать букву, если она написана по-другому
Очень важно научить его распознавать буквы в разных шрифтах и не откладывать это.
С чего начинать обучение быстрому чтению?
Не следует сразу же хвататься за книгу и заставлять ребенка читать.
Для начальных занятий как нельзя лучше подходят игровые моменты.
Да и в целом мыслительные процессы ребенка во многом улучшаются благодаря творческим способностям и воображению.
«Запоминалки»
Ребенку показывают фотографию или картинку, он должен запомнить ее и как можно более подробно воссоздать по памяти.
Подобная игра позволяет взрослым развивать внимание малыша и его способность к концентрации внимания.
Чтение вслух
Самое лучшее обучение — личный пример. Следует часто читать, не обязательно ребенку, можно и для себя. Малыши любят подражать взрослым и, сами того не замечая, станут любителями домашнего чтения.
Таблица Шульте
Нахождение случайно расположенных чисел и/или букв позволяет проверять и развивать скорость определения различных объектов. У детей, регулярно занимающихся по таблице Шульте, автоматически улучшается периферическое зрительное восприятие.
Таблица Шульте — буквы
Устный счет
Математика — зарядка для ума
Цифры развивают смекалку и интеллект, улучшают внимание, логическое мышление, память и личностные качества малыша. Ребятишки, умеющие считать в уме, отличаются большей сообразительностью
Многократное чтение
Если ребенок плохо понял текст, то частое прочтение одного и того же текста приводит к улучшенному восприятию как самого материала, так и его запоминанию.
У обучающихся разные уровни восприятия уроков, по этой причине занятия следует проводить в индивидуальном порядке.
Методики быстрого чтения
Специалистами разрабатывается многочисленная методология быстрого чтения.
Родителям и взрослым, обучающим детей быстрому чтению, следует прочитать труды академика О. Андреева, И. Пельченко, И. Федоренко, Е. Заика и других.
Для детей младших возрастов подходят общеразвивающие техники, позволяющие раскрыть потенциал ребенка: Мария Монтессори, эйдетика, мнемотехника, кубики Николая Зайцева, логопедические методики Натальи Жуковой, Глена Домана, Вальдорфской школы и другие.
Нет определенного упражнения, с помощью которого ребенок стопроцентно начнет быстро читать. Все задания составляются специалистами и имеют комплексный подход, в процессе выполнения которых у детей улучшается зрительная, слуховая и смысловая память, концентрация внимания, повышается уровень интеллектуального развития и логического мышления.
Наилучшим возрастом для обучения скорочтению является возраст 10-12 лет. Грамотно подобранные упражнения позволяют научить ребенка эффективно читать за 20-25 занятий. Если в среднем взрослый человек читает за минуту приблизительно 300 слов, то дети разных возрастных групп, безусловно, имеют отличающиеся результаты.
Если ребенку 6-8 лет, то продолжительность занятий не должна превышать 15 минут. Десятилетние дети способны заниматься до получаса.
Алгоритм обучения ребенка чтению по слогам
План действий можно разбить на 3 шага:
- Знакомство с алфавитом.
Этот этап начинайте с 2-3 лет. Он не вызывает затруднений у детей, буквы запоминаются и заучиваются легко.
- Складывание слогов.
Требует от ребенка понимания звуков, а не букв. Раньше, чем 4-5 лет, к этому этапу приступать не нужно. Если складывание слогов из согласных и гласных дается тяжело, отбивает охоту к чтению, предложите малышу спеть вместе пару гласных. Например, АУ, ЭУ…
- Слитное чтение нескольких слогов.
Если ребенок хорошо усвоить слияние букв в слоги. Перейти к чтению простых слов будет несложно. Таким образом, основным и самым сложным шагом для дошкольников будет 2 этап обучения чтению. Ему уделяйте больше времени, занятия проводите регулярно, чтобы навык не терялся. В помощь себе и ребенку выберите одну из признанных в педагогическом сообществе методик обучения слоговому чтению, представленных ниже.
Книги по теме
Без книг, сборников с текстами при обучении чтению в домашних условиях никак не обойтись
Обратите внимание на следующую подборку полезных пособий
Федины Ольга и Сергей «Как научить ребенка читать»
Учебник для дошкольников с 4–-5 лет. Авторы методики взяли за основу слоговой метод, который, по мнению родителей, является самым эффективным, легким способом обучения чтению. К книге прилагаются полезные советы по проведению занятий, уроки разбиты на блоки, каждый сопровождается яркими картинками.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения детей чтению»
Сборник текстов подходит для подготовки шестилетних–семилетних детей к школе. Учебный материал сопровождается занимательными заданиями, упражнениями для развития кругозора, памяти, внимания, мелкой моторики. Для удобства чтения слова в тексте поделены вертикальными чертами на слоги. Небольшие рассказы посвящены животному миру, рыбам. В начале или в конце текста есть раскраски.
Баранова Е. Е., Разумовская О. К. «Как научить вашего ребенка читать»
Сборник заданий подойдет детям с 4–5 лет. Авторы используют слоговой метод обучения чтению, предлагают детям играть в паровозик с буквами. Нужно самостоятельно вырезать бумажную игрушку из книги, посадить в нее карточки с буквами и играть в слоги. Занятия проходят в игровой форме, поэтому информация запоминается быстро, легко.
Жукова Н. С. «Букварь»
Учебное пособие построено на традиционной послоговой методике чтения. Приступать к урокам можно без знания звуков, букв. Изучение алфавита идет параллельно формированию навыка складывать буквы в слоги. Книга написана крупным шрифтом, иллюстрирована яркими картинками. Букварь Жуковой рекомендован Минобром РФ, используется в детских садах, развивающих центрах более 10 лет.
Какие качества ребенка влияют на обучение чтению?
Если говорить о здоровом ребенке с нормальным по возрасту зрением, слухом, умственным и физическим развитием, то научить читать можно любого ребенка. Однако подход к обучению может сильно отличаться.
Живым, активным детям будет невозможно усидеть на месте даже 10-15 минут. Однако это не повод отказываться от чтения. Нередко такой живчик буквально «на бегу» может освоить чтение по слогам быстрее, чем его усидчивый, уравновешенный ровесник. Придумывайте задания, где надо добежать, прочитать – прибежать и сказать
Так еще и память будет развиваться и внимание
Спокойному, флегматичному любителю раскрасок понравятся задания на бумаге с прорисовыванием, поиском, лабиринтами.
А фантазеру можно подсказать, как дорисовывать буквы до разных персонажей. А если еще подсказать, что благодаря буквам и словам можно целые истории сочинять и записывать…
Формируем привычку читать книги с младенчества
В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):
Личный пример
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни
Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.
Яркие иллюстрации
Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.
Регулярное чтение
Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.
Возможность выбора
Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.
Ограничение просмотра TV
Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.