Как родители влияют на самооценку детей?
Отзывчивые и любящие родители помогают ребенку развиваться с нормальной самооценкой. А негативные отношения в семье порождают неуверенность и замкнутость: ребенок зацикливается на своих неудачах, становится мнителен, порой проявляется агрессия и тревожность.
При формировании самооценки подростка важен стиль общения внутри семьи:
- Симметричный – все члены семьи взаимодействуют друг с другом на равных. В такой семье ребенок чествует себя важным, его мнение учитывается во всех ситуациях. Ребенок формирует собственные критерии оценки своих действий на основании оценок родителей.
- Ассиметричный — ребенка практически не допускают к участию по принятию решений. Такая модель формирует негативное восприятие собственного Я.
Важно понимать, что ребенок – это такой же член семьи. У него есть свое мнение на ситуацию или действие в его адрес
Стоит учитывать мнение ребенка в вопросах, которые касаются его косвенно или напрямую. Не стоит пренебрегать словами ребенка, так он может почувствовать свою ненужность и замкнуться в себе еще больше.
Как выбирать кружки и секции?
Младшая и средняя школа — лучшее время для того, чтобы пробовать новое. В это время дети очень заинтересованы окружающим миром и не перегружены учёбой, поэтому им хочется посещать самые разные кружки и секции.
Как же выбрать, какие именно занятия подойдут вашему ребёнку?
- Для начала поговорите с ребёнком, предложите несколько вариантов на выбор. И послушайте его — может быть, у него есть свои идеи.
- Не покупайте сразу абонемент, сходите сначала на пробные занятия, познакомьтесь с группой, преподавателем.
- Когда ребёнок посетил пробные уроки, предложите ему выбрать один-два кружка и договоритесь, что выбранные занятия нужно будет посещать весь год и не бросать.
Фото: BAZA Production / Shutterstock
На самом деле одного года вполне достаточно для того, чтобы у ребёнка выработался тот навык, который вы хотите развить. Если вы видите, что через год он продолжает интересоваться кружком или секцией, сам без напоминаний и принуждений повторяет то, что делали на занятиях, значит, они ему действительно важны и интересны и их можно и нужно продолжать посещать.
«Важно понять: ребёнок занимается в музыкальной школе, потому что ему действительно нравится или потому что он хочет угодить родителям и получить от них похвалу? Не давите на него, не заставляйте. Если он всё равно сам берёт скрипку в руки почти каждый день, тогда у него есть тяга и желание
Такие уроки стоит посещать и дальше».
Чтобы не перегрузить ребёнка занятиями, используйте формулу «1 + 1 + 1», в которой:
- один кружок — полезный для развития навыков (например, плавание, потому что ребёнку нужно заниматься спортом);
- второй кружок — то, чем он сам занимается с удовольствием (например, рисование или сборка кубика Рубика);
- занятие, которое интересно вам, родителям.
Искренняя увлечённость родителей — отличная мотивация для ребёнка. Делитесь с ним своим собственным хобби: это поможет пробудить интерес и создать пространство для общения. Если вы занимаетесь бегом, кулинарией или плёночной фотографией, подключите к этому ребёнка. Таким образом вы сможете качественно провести время и поможете детям раскрыть таланты и понять свои сильные стороны.
Повышение самооценки парней
Часто подростки ориентируются на родителей. Так, парни могут подражать своему отцу
Важно быть достойным примером. Те, кто наблюдают дома употребление алкоголя, могут также к нему пристраститься
Даже уровень образования детей зависит от уровня знаний родителей. Ваши поступки и дела оказывают влияние на юношей.
Парням очень важно сосредоточить внимание не на внешности, а на достижениях. Вдохновляйте подростка на хорошие поступки, которыми вы потом будете гордиться. Отец может научить сына рыбачить, водить машину, играть на гитаре
У юноши обязательно поднимется самооценка, если он сможет этим похвастаться перед своими друзьями. Если ребенок не может вытянуть на отлично все предметы, сосредоточьте его на самом любимом. Может быть, это будет физкультура, история или биология
Отец может научить сына рыбачить, водить машину, играть на гитаре. У юноши обязательно поднимется самооценка, если он сможет этим похвастаться перед своими друзьями. Если ребенок не может вытянуть на отлично все предметы, сосредоточьте его на самом любимом. Может быть, это будет физкультура, история или биология.
Что влияет на формирование базовой уверенности?
На формирование базовой уверенности влияет несколько факторов:
Взаимоотношения между родителями
Здоровые или токсичные отношения в семье? Как вы коммуницируете между собой? Как вы ведете себя в конфликте? Вопросы, которые нужно задать себе, когда у вас растет ребенок.
Спокойная нетоксичная обстановка позволяет ребенку тратить меньше сил на «прощупывания почвы» и не бояться проявлять себя.
Общение с ребенком
Что и как вы говорите ребенку? Есть ли в вашей речи двусмысленные послания или шаблонные фразы? Понимает ли вас ребенок без «переводчика» с русского на русский? Прямая осознанная родительская речь помогает ребенку тратить меньше сил на поиски смысла.
«Кнут и пряник» загоняет ребенка в систему «хорошо-плохо» и начинает подстраиваться под внешние оценки. Такую систему психологи рекомендуют заменить на честное выражение эмоций. Тогда ребенок будет учиться делать верные выводы.
Как сформировать адекватную самооценку
Некоторые родители спрашивают, как повысить самооценку ребенку. Для этого есть несколько советов. И помните, самооценка ребенка дошкольного возраста мало чем отличается от самооценки подростка
К ребенку любых лет нужно подходить с заботой и вниманием
Приучите ребёнка замечать хорошее. Например, играйте с ним в такую игру. Вечером попросите его вспомнить 5 хороших вещей, которые произошли с ним за день. Это необязательно должно быть что-то крупное. Хватит и вкусного обеда в школе или пятёрки за контрольную. Таким образом, ребёнок заметит, что в его жизни есть место хорошим событиям.
- Дайте ребёнку свободу выбора. Если малыш будет проявлять самостоятельность, он поймёт, что многое в его жизни зависит от него самого. Советуйтесь с ним в мелочах: что приготовить на ужин, на какой фильм сходить в кино. Но не путайте свободу выбора и вседозволенность. Решения в главных вещах должны принимать родители.
- Перестаньте ругаться. Правильно говорят, что словами можно ранить. Если у вас с ребёнком произошёл конфликт, не нужно обвинять его и давать волю ярости. Лучше успокойтесь и обсудите проблему. Не стоит употреблять слово «виноват(а)». Заменит его на «ответственность». Вместо «Ты виноват» скажите «Любой проступок несёт за собой последствия. Нужно отвечать за них».
Не требуйте от ребёнка больше, чем он может сделать. Соизмеряйте возраст ребёнка, его возможности и свои желания. Пятилетняя кроха не сможет присмотреть за младенцем, а подростку это удастся. Если ребёнок не сможет что-то сделать в силу своих лет, он расстроится, будет думать, что ни на что не годен. Хотя на самом деле ему просто нужно подрасти и подучиться.
- Научите ребёнка говорить «Нет». У некоторых взрослых людей есть проблема в том, что они не могут отказать другим. Они всегда со всеми соглашаются, потому что у них слабая воля и нет твёрдого характера. Чтобы ваш малыш не стал таким же, с самого детства научите его отказывать людям, если это необходимо, и отстаивать границы личного комфорта. Нужно объяснить ребёнку, что если он отказывает людям, это не значит, что он плохой. Разъясните ему, что существует разница между «сдержать обещание» и «постоянно со всеми соглашаться». Сын или дочь должны осознать, что сначала нужно оценить ситуацию, рассчитать свои силы и время, обдумать последствия, а уже потом дать ответ.
Способы повышения самооценки
Интересуйтесь жизнью и достижениями своего ребенка. Это могут быть незначительные вещи: узнайте как прошел его учебный день, как он написал контрольную или самостоятельную работу. Если ваш ребенок ходит на какие – либо кружки, вы можете поинтересоваться о его достижениях, а если достижений нет, то подбодрите его. Узнайте, как строятся его взаимоотношения с другими детьми, какие конфликты и недопонимания возникают. Если недопонимания все-таки есть, вы можете помочь вашему ребенку дельным советом
Ребенку важно понимать, что он не один, он интересен своим родителям, его слушают, слышат и понимают.
Поощряйте вашего ребенка.Учитесь замечать в своем ребенке хорошее, это могут быть небольшие достижения в спорте, хобби или учебе. Перестаньте чрезмерно критиковать ребенка и следите за своими словами
В случае работы с низкой самооценкой не бойтесь лишний раз “перехвалить” ребенка.
Дайте ребенку свободу выбора. Не навязывайте свои решения ни в выборе одежды, ни в выборе еды и всего остального. Даже если ребёнок не привык это делать и ждет вашей помощи, просто дайте ему больше времени, он сможет определиться. Это не про вседозволенность, а про право голоса.
Позволяйте ребенку совершать ошибки.Объясните вашему ребенку, что не всегда получается выполнить любую работу идеально. Если не получилось один раз, это не значит, что произошла катастрофа. Вам остается лишь подбодрить вашего ребенка и вселить в него уверенность в то, что если не получилось с первого раза, то у него есть все шансы в следующий раз улучшить свой результат.
Делайте акцент на сильных сторонах ребенка.У каждого из нас есть то, что получается лучше и хуже.Если у ребенка не получается петь, но зато он прекрасно танцует, дайте ему возможность развиваться в той сфере, которая вызывает у него положительные эмоции, в которой он комфортно себя чувствует. Не надо заставлять его, образно говоря, вставать на табуретку перед гостями и петь, это смутит ребенка – а зная, что вокал не его сильная сторона, подобная ситуация еще надолго останется в голове в образе своего рода кошмара.
Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми.Помните, что все люди индивидуальны. Частые сравнения вашего ребенка с другими детьми приведут не только к развитию низкой самооценки, но и к проблемам в ваших взаимоотношениях.
Особенности адекватной самооценки
Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности – умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:
- ответственность;
- способность высоко оценивать окружающих;
- уверенность;
- принципиальность;
- отстаивание собственных интересов.
Особенности поведения при адекватной самооценке:
- Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
- Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
- Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.
Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.
Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку
Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе – это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:
- Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
- Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
- Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
- Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
- Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
- Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.
- Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание – меньше.
Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал – пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию
Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.
Способы правильного поощрения дошкольника:
- хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
- родители должны оценивать только поступки;
- использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
- давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;
Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!
Формирование у детей разного возраста адекватной самооценки
Самооценка — это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей. Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она — основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) — это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей — чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?
Однако далеко не каждая мама или папа знают, как воспитать ребёнка с адекватной самооценкой. Посмотрим, какие особенности формирования самооценки у детей разного возраста.
Задача родителей дошкольников — сформировать хорошую, высокую самооценку.
Самооценка дошкольников обычно слегка завышена. Это считается абсолютно нормальным, так как малыш только ещё учится оценивать себя. Задача родителей дошкольников — сформировать хорошую, высокую самооценку, проявляющуюся в уверенности в своих силах, открытости, коммуникабельности. Как это сделать:
- тактично и корректно высказывать замечания, избегая частицы «не» (например, не «у тебя не получилось…», а «у тебя получилось, но…»
- создавать для ребёнка ситуации, в которых он сможет достичь успеха: задания в соответствии с возрастом ребёнка.
Самооценка детей младшего школьного возраста становится более адекватной. Обучаясь, дети по-другому смотрят на свои качества, стараясь их оценить правильно (обычно это происходит на втором году обучения в школе). В третьем классе может появиться даже заниженная самооценка, но чаще всего у учеников начальной школы наблюдается неустойчивая самооценка. Дети начинают критически относиться к себе, отыскивают свои слабые стороны, видят в себе только плохое. А формируется самооценка под влиянием оценок, которые дают педагоги, родители и одноклассники ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса. Поэтому взрослым нужно ощущать ответственность за то, какие оценки и характеристики они дают детям младшего школьного возраста, ведь в этом возрасте одарённому ребёнку легко навесить ярлык неудачника, и наоборот, легко вселить излишнюю уверенность ребёнку, у которого недостаточно для этого оснований.
Самооценка детей среднего школьного возраста характеризуется умением адекватно оценивать себя: успехи, поражения, качества характера. Мнение родителей и учителей отодвигается на задний план, уступая мнению сверстников. Больше всего ученика этого возраста беспокоят вовсе не оценки, а коммуникативные качества, взаимоотношения с одноклассниками. Задача родителей здесь — помочь ребёнку познать себя, создав условия для раскрытия его талантов и сильных сторон характера
Важно также поддержать интерес подростка к учёбе. Помните, что жёсткий контроль снизит самооценку школьника
Нужно позволить ребёнку самому контролировать свой образ мышления и поведения.
Самооценка старшеклассников неустойчива. Старшие школьники становятся чрезмерно ранимыми и чувствительными к критике. Они заняты поиском себя, многие из них недовольны внешностью, у некоторых из них есть романтические переживания, что может стать причины снижения самооценки
Здесь важно родителям выдержать определённый такт и объяснить сыну или дочери, что излишняя самокритика пойдёт только во вред. Подростка лучше не сравнивать со сверстниками, а поддержать на пути становления и самовыражения
Старшие школьники чрезмерно ранимы и чувствительны
Как развить высокую самооценку у детей?
Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.
Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:
Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее
Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках
Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны
Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально
Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.
Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.
Сравнивать ребенка только с ним самим (с его предыдущими результатами)
У детей самопредставление и самооценка еще не сформированы, поэтому самое важное правило: не сравнивайте намеренно своих детей с другими, только с самим собой! Раньше писал диктант на два, а сейчас на три — молодец, умница, успех! Потому что вырос над собой, а не дорос до Пети, Кати или Тани. У детей необходимо сформировать установку: тянуться надо не до других, а до лучшей версии себя
Возможно, «лучшая версия» ребенка может написать диктант на четыре с минусом, и никогда — на пять. Тогда приводить в пример отличников станет губительно.
Рыба не станет птицей, как её не мотивируй это сделать. Из посеянной морковки не вырастет репка. Но можно так сильно ухаживать и следить за морковкой, что из нее вырастет морковь — чемпион сельскохозяйственной выставки, лучшая морковь! Так вот, каждый ребенок — неповторимый плод любви (овощ ли, фрукт ли), и задача родителей сделать его лучшим в своём уникальном роде, а не сделать его другим, таким как кто-то.
Отсутствие сравнения в раннем и школьном детстве способствует возникновению у ребенка адекватной самооценки. Заниженная, как и завышенная самооценка, адекватными не являются. Да, мы все разные, и кто-то лучше другого в чем-то, но это не значит, что этот кто-то лучше тебя как личность.
Если мы говорим о повышении самооценки у детей, значит подразумеваем, что она занижена (то есть неадекватна), и ее необходимо вернуть на прежний, адекватный уровень. В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей. Ребенок в этом слышит не «тянись к Пете, я знаю ты можешь» (что, я надеюсь, подразумевают родители), а «Петя вон хороший, а ты — ну так себе», «как Петиным родителям повезло, что он у них родился, а я… ну что ж… это мой крест и нести его мне». Подобные умозаключения еще никогда и никого не подстегивали становиться лучше. И вообще, идея «стать лучше, чтоб любили и не бросили», деструктивна и дисфункциональна сама по себе.
Хвалить за конкретные дела, тогда «перехвалить» не получится
Обязательный пункт формирования адекватной самооценки у детей — похвала. Некоторые родители боятся хвалить детей, вдруг зазнается, вдруг перехвалим. Перехвалить невозможно, если вы хвалите ребенка за что-то реальное, конкретное, за дела, достижения, труд. Не просто «ты у меня самый умный», а «ты так хорошо запоминаешь стихи и песни!».
Ребенок растет не в вакууме, социальное окружение очень быстро сталкивает его с реальностью. И если до школы он был уверен, что он — лучше всех, то уже к концу первой четверти поймет, что это, скорее всего, не так. Это может быть болезненным переживанием, бьющим по самооценке, поэтому хвалить надо, но за что-то, а не просто так.
Упражнения для повышения самооценки
Как повысить самооценку ребенку? Простые и действенные на практике упражнения помогут воспитать решительного человека с лидерскими качествами.
- Игра «Копилка успеха». Суть: нужно взять коробку и оформить вместе с ребенком, так как ему нравиться. В нее он будет складывать свои маленькие достижения, которые можно написать на бумаге: «красиво продекламировал стих», «выполнил контрольную по языку на пять, хотя боялся» и т. д. Повышать уверенность будет значительное прибавление веса коробки. Такая игра может использоваться впоследствии для повышения веры в свои силы.
- Игра «Заверши предложение» — для проведения понадобится мяч. Правила этой игры гласят, что необходимо ребенку бросать мяч с началом фраз: «Я могу…», «Я умею…», «Я научусь…» и подобные, а ребенок каждый раз завершает предложение и бросает мяч обратно. Эта игра помогает осознать, кем он есть, и чего хочет добиться. Всякий раз, бросая мяч лучше повторять начало предложения несколько раз, так малыш осознает, что он когда-то этого не умел, но смог научиться.
«Звезда квартиры»
Игра «Звезда квартиры». Для нее необходимо изготовить стенд (лист бумаги) в центре с нарисованным цветком с лепестками, либо солнце с лучами. Посередине наклеить фотографию ребенка. В течение обусловленного времени (1-2 недели) на лепестках взрослые и дети будут записывать положительные качества и достижения. Сами взрослые смогут увеличить авторитет ребенка. В конце плакат снимают и отдают ему самому.
Следить и поднимать самооценку детей нужно не одноразово, а постоянно. Адекватная оценка себя — основа успешного человека, его карьеры, семейного благополучия и счастья. Доверие, взаимопонимание и дружеские отношения — залог успеха воспитания уверенного в себе деятеля.
Стратегия повышения самооценки № 1. Говорите детям, что вы любите их за то, какие они есть, а не за то, что они делают
Иногда стоит сделать паузу и задуматься о своих взаимоотношениях с ребенком и о том, удается ли вам показать ему свою безусловную любовь и понимает ли он ваши чувства.
С одной стороны, мы возлагаем большие ожидания на своих детей, а с другой — не хотим, чтобы они считали преуспевание самой важной целью в жизни. Как совместить эти две вещи? В желании, чтобы ребенок был успешным, нет ничего плохого; плохо, когда ребенку кажется, что ваша любовь к нему зависит от его поступков и достижений
Регулярно говорите детям, что вы их любите, что бы ни случилось.
Если вы поощряете детей за хорошие оценки или грозитесь их наказать за плохие, пожалуй, вам следует переосмыслить свое поведение. Такой подход к воспитанию продиктован благими намерениями и вполне понятен, но, применяя его, вы невольно внушаете детям мысль, что их значимость (ценность) зависит от их школьных отметок.
Иногда родители выражают эту зависимость пассивно-агрессивными способами — посредством так называемого условно положительного и условно отрицательного отношения к ребенку.
Родители более доброжелательны и щедры к ребенку, когда он хорошо учится в школе или выигрывает шахматный турнир. И более нетерпеливы и менее добры, когда он получает не самую высокую оценку или всего лишь приз за участие в каком-нибудь соревновании.
Такой подход пагубно сказывается на самооценке и эмоциональном здоровье детей.
Слова одобрения особенно важны, когда вы чувствуете, что у ребенка пониженная самооценка. Определить это довольно трудно, но можно ориентироваться на «красные флаги». Дети с пониженной самооценкой могут называть себя «тупыми» или «плохими», верить, что все их ненавидят, они замкнутые, необщительные, избегают трудных заданий, могут нарочно ранить себя.
Возможен и другой вариант: они решают компенсировать свою низкую самооценку, унижая других людей, занимаясь буллингом, пытаясь проявлять свою власть и навязывать людям свое мнение, придумывать оправдания своим неудачам.
Как повысить самооценку подростку девочке
Даже очень симпатичные девочки после 11 лет начинают сомневаться в своей привлекательности, а уж если период гормонального всплеска сопровождается проблемами с кожей и волосами, самооценка у юных представительниц прекрасной половины падает очень низко. Они тяжело страдают из-за любого дефекта внешности.
Чтобы повысить самооценку подростку-девочке, мама и папа должны приложить некоторые усилия.
- Если у девочки действительно есть дефекты внешности, нужно помочь ей их скорректировать или устранить. Например, в наше время вполне реально вылечить неправильный прикус или устранить проблемы с кожей.
- Маме не стоит запрещать девочке пользоваться декоративной косметикой. Наоборот, она должна помочь дочери купить подходящую помаду, тушь, косметические карандаши и т. д.
- Как повысить самооценку дочери-подростку, должен знать любой отец. Ведь именно от искренности его комплиментов будет зависеть отношение девочки к своей внешности. Папа, который называет дочь красавицей и принцессой, вкладывает настоящую жемчужину уверенности в себе прямо в её доверчивое сердце.
Существует также ряд общих психологических рекомендаций о том, как обрести уверенность в своих возможностях, с которыми не лишним будет познакомить подростков, страдающих от комплекса неполноценности.
Что такое самооценка ребенка?
Самооценкой ребенка называется восприятие малышом самого себя в целом. Здесь оценивается все: его качества, способности, возможности, поступки, желания и личность в целом. Поскольку ребенок еще не способен анализировать и сам делать выводы, его самооценка становится такой, какой ее формируют родители. Именно со слов мамы и папы ребенок начинает понимать, какой он, как живет и действует.
Поскольку в детстве ребенок воспринимает все безусловно, нередко самооценка, сформированная в детстве, сохраняется на всю жизнь. Ее возможно изменить, но потребует это очень много времени и сил.
Все было бы ничего, если бы только самооценка не влияла на жизнь человека в целом. В зависимости от того, как ребенок себя оценивает и воспринимает, у него возникают определенные желания, он верит или не верит в свои способности, боится или становится смелым в ситуации опасности, достигает успехов или нет, становится успешным в учебе или нет. Таким образом, родители создают у своего ребенка самооценку, которая потом влияет на то, как он контактирует с другими людьми, взаимодействует с миром и каких успехов достигает.
Почему самооценка имеет значение
Дети, которые чувствуют себя хорошо, имеют уверенность, чтобы попробовать что-то новое. Они с большей вероятностью будут стараться изо всех сил. Они гордятся тем, что они могут сделать. Самоуважение помогает детям справляться с ошибками. Это помогает детям повторить попытку, даже если сначала они потерпят неудачу. В результате самооценка помогает детям лучше учиться в школе, дома и с друзьями.
Мальчик поднял палец вверх
Подростки с высокой самооценкой смогут:
- действовать независимо;
- сможет взять на себя ответственность;
- терпеть разочарование;
- пытаться решать новые задачи;
- справляться с положительными и отрицательными эмоциями;
- сможет предлагать помощь другим.
Девочка грустит опустив голову вниз
Заключение — советы психологов для формирования самооценки дома
Расширить представления о себе и окружающем ребенка мире позволяет его разнообразная, самостоятельная деятельность. Детский опыт в познании своей личности считается психологами одним из основных факторов, способных обогатить и повысить самооценку. Чувствовать себя защищено в домашних условиях детям помогает:
- правильная постановка целей — задачи должны быть достижимыми;
- проявление безусловной родительской любви — выражать чувства необходимо без привязки к победам и неудачам;
- поощрение настойчивости — похвала за попытки выполнения трудных для определенного возраста задач, подача взрослыми примера (например, как не сдаваться в случае возникновения сложностей);
- наличие возможности выбрать что-то — уверенность ребенка в себе можно повысить посредством предоставления ему выбора (например, одежда или блюдо из предложенных родителями вариантов);
- исключение идеального выполнения — нужно отмечать даже малейшие достижения, поскольку выглядеть и делать что-то идеально невозможно;
- реальные причины для похвалы — детей уместно хвалить только в случае прилагаемых ими для достижения целей усилий, замеченная ребятами наигранность может вызвать снижение их самооценки.
По мнению психологов, еще один хороший пример для подражания — забота родителей о себе и своих потребностях
Таким образом, ребенок способен оценить важность такого проявления по отношению и к самому себе. Взрослым также следует хвалить детей в присутствии посторонних людей, что усилит значимость ребенка в обществе.
Позитивно повлиять на будущее своего чада и принести этим ему немалую пользу может каждый ответственный родитель. Для этого ребенка необходимо научить верить в собственные силы и любить себя.