Как помочь ребёнку адаптироваться в новой школе?

Что делать, если ученика не принимают?

Прежде всего помните, что любой коллектив – это живой организм и ситуация в нем может поменяться. Нужно поговорить с ребёнком, чтобы понять, какая обстановка сложилась в классе.

Возможно, ваш ребёнок слишком застенчив, замкнут. Для начала можно попробовать найти хотя бы одного друга.

  • Узнайте, с кем ребёнок сидит за одной партой. Предложите позвать этого одноклассника в гости.
  • Спросите, чем увлекаются одноклассники: ходят в спортивные секции, музыкальную школу, театральный кружок? Участие во внеклассной активности поможет влиться в коллектив.
  • Если ребёнок будет успешен в учёбе, это даст ему достаточную уверенность в себе, что позволит и во внеклассной жизни проявить себя. Дополнительные развивающие занятия помогут с лёгкостью справляться с нагрузкой на уроках уже через месяц.

Почему к новеньким придираются

Враждебность по отношению к новичку — естественная реакция группы. Часто ребята сами не понимают, что заставляет их подкалывать нового человека. Причины могут быть разными. Например, с помощью колкостей и нападок «старички» защищают свой статус и показывают превосходство. Также коллектив или отдельные ученики с помощью придирок и насмешек проверяют, чего ждать от новенького. Ещё одной неосознаваемой причиной бывает ревность и злость, если одновременно с приходом ученика из класса ушёл кто-то другой. По выбывшему школьнику ребята могут скучать и рассматривать новенького — совершенно безосновательно — как причину ухода своего друга.

Отношения в группе и реакция на новичка зависят от сложившегося уклада в школе и классе. В атмосфере небольшой домашней или авторской школы наладить контакт и привыкнуть к новому окружению легче. В крупной школе многое зависит от учителя, его умения разрешать конфликты и выстраивать коммуникацию.

Готовим сани

Если в решении сменить учебное заведение всё-таки поставлена жирная точка и перемен не избежать, самый первый совет психолога: приготовиться к этому заранее. Какую солому можно подстелить, чтобы адаптация прошла «на ура»?

Ну, во-первых, радеющий за своё чадо родитель не станет бежать забирать документы посредине учебного года. Правильное время для смены школьного окружения – с начала учебного года. Почему? Всё просто. Вернувшиеся с каникул ребята, пусть и «сто лет» знают друг друга, после длительного отдыха сами нуждаются в адаптации, ведь приходится привыкать к отличному от летнего режиму. И им в первые недели учёбы, поверьте, далеко не до новичка, которого можно при другом удобном случае «прощупать», им бы самим с собой справиться

Так что на пристальное внимание со стороны «спетого» детского коллектива можете сразу не рассчитывать. А это уже плюс.
Во-вторых, тему перехода в новую школу нужно муссировать дома, чтобы предстоящая неизвестность сменилась полнотой информации о том, что ребёнку предстоит. Только не забывайте направлять её исключительно в положительное русло, преподнося все плюсы этого мероприятия

Говорите о перспективах, отсекайте возникающие страхи и заверяйте в успехе жизненных перемен. Самое главное – донести до детского ума, что ребёнку не придётся «отдуваться» один-на-один, а вливаться в новый коллектив вы будете всей семьёй. И это тоже плюс.
В-третьих, познакомиться пусть не со всеми педагогами школы, но хотя бы с классным руководителем, стоит заранее, ещё до начала учебного года. Конец августа – хорошая возможность, чтобы проложить маршрут, подружиться с местным школьным охранником, изучить кабинеты, окинуть взглядом столовую, спортзал и живой уголок. Беседа с учителем, у которого ещё пока куча времени поболтать с вами «о том, о сём», когда никто рядом не жужжит, а навязчивый звонок не зовёт к школьной доске, — подходящий случай познакомиться поближе и заручиться поддержкой, узнать, чем «дышит» класс и как можно поучаствовать в жизни школы. Предупреждён – значит, вооружён. Тоже плюс.

Только не забывайте направлять её исключительно в положительное русло, преподнося все плюсы этого мероприятия. Говорите о перспективах, отсекайте возникающие страхи и заверяйте в успехе жизненных перемен. Самое главное – донести до детского ума, что ребёнку не придётся «отдуваться» один-на-один, а вливаться в новый коллектив вы будете всей семьёй. И это тоже плюс.
В-третьих, познакомиться пусть не со всеми педагогами школы, но хотя бы с классным руководителем, стоит заранее, ещё до начала учебного года. Конец августа – хорошая возможность, чтобы проложить маршрут, подружиться с местным школьным охранником, изучить кабинеты, окинуть взглядом столовую, спортзал и живой уголок. Беседа с учителем, у которого ещё пока куча времени поболтать с вами «о том, о сём», когда никто рядом не жужжит, а навязчивый звонок не зовёт к школьной доске, — подходящий случай познакомиться поближе и заручиться поддержкой, узнать, чем «дышит» класс и как можно поучаствовать в жизни школы. Предупреждён – значит, вооружён. Тоже плюс.

Как классный руководитель может помочь?

Какой бы характер ни был у новичка, ему сначала сложно адаптироваться, даже если его поведение этого не показывает. Напыщенность, высокомерие – защитная реакция, за которой скрывается страх, смущение.

Классный руководитель в первую очередь должен организовать индивидуальную и групповую беседу. В процессе общения нужно ознакомить ребенка с общим уставом, рассказать о принципах работы в классе, познакомить с ребятами, их внеурочной деятельностью, охарактеризовать класс в целом. При этом нужно сказать, что в классе иногда случаются непонимания, столкновения, но для решения возникающих проблем всегда можно обратиться к преподавателю. Последнее нужно сказать в процессе индивидуальной беседы, а дальнейшие обращения ученика к нему нельзя разглашать.

Также нужно настроить новичка на учебный процесс, нацелить на коммуникацию с классом, доброжелательность и дальнейшую общую деятельность. Человека нужно подобающе представить перед коллективом, сказать пару хороших слов о нем, рассказать о предыдущих успехах, попросить класс относиться к новенькому с пониманием.  

Привыкнуть к новому месту

Детям, особенно если у них тревожный характер, свойственно сильно привязываться к обстановке. Привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме становятся для них символом стабильности и безопасности мира. Лишенный этого ощущения безопасности, столкнувшийся дополнительно с переменой учебного заведения, малыш может испытывать чрезвычайно сильный стресс.

Для маленького ребенка даже обзаведение собственной комнатой может стать источником тревоги. Ведь раньше он спал вместе с мамой и папой, и отселение от родителей его напугает. Если при этом он перешёл в новый садик к более строгой воспитательнице, то у него может наблюдаться заметный эмоциональный регресс.

Школьники, наоборот, часто страдают от того, что новое место жительство ограничивает их свободу. При переезде в более крупный город родители начинают волноваться и не разрешают детям самостоятельно гулять, отправляться в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они везде ходили сами. Такие ограничения могут привести к протестным реакциям.

Большие города вызывают тревогу не только у родителей, но и у самих детей. Иногда подростки замыкаются в себе и стараются не выходить без особой нужды на улицу. Ведь здесь нет старых друзей, нет возможности гулять допоздна.

Что делать? Чтобы снизить стресс от переезда, родители должны внимательно отнестись к чувствам ребенка. Следует заранее сообщить о переезде, позволить подготовиться к нему — привыкнуть к мысли о новом доме, собрать вещи, которые хочется взять с собой. Этот момент очень важен: малыш, который не берет с собой любимые игрушки, одежду, любимую чашку, страдает гораздо сильнее. Родителям следует постараться сделать новое обиталище похожим на прежнее.

Чтобы школьники не страдали от ограничений, которые возникают при переезде, важно убедиться, что им комфортно в новом учебном заведении

Если ребёнка обижают

Буллинг (термин из американской психологии), или травля – явление, которое может встретиться и в простой школе, и в элитной гимназии. Чаще всего оно возникает в возрастной группе от 9 до 13 лет, но иногда бывает и у подростков. Это уже не просто отсутствие друзей. Если в классе:

  • систематически оскорбляют ребёнка, доводят до слёз, придумывают обидные клички;
  • портят, прячут или выбрасывают его вещи;
  • толкают, щипают, бьют – это насилие. Здесь срочное вмешательство родителей необходимо.

Начать нужно с общения с классным руководителем. Нередко учителя устраняются от решения таких сложных проблем, делая вид, что не знают о травле. О насилии в классе должны быть в курсе классный руководитель, директор и школьный психолог. И не просто знать, а предпринимать действия по преодолению ситуации в группе детей (именно в группе, так как по отдельности дети не способны поддерживать травлю, это проблема коллектива).

Дома стоит уделять ребёнку максимум внимания. Ни в коем случае не обвинять его, но и не делать вид, что проблемы не существует.

Чего делать нельзя?

Оставлять ребёнка один на один с проблемами, советовать «дать сдачи», «учиться постоять за себя», «не обращать внимания». Когда дело доходит до реального насилия (в том числе и психологического), это недопустимо.

Нельзя искать причину травли в том, что ребёнок не такой, как все (имеет лишний вес, носит очки, хуже всех одет, физически слабый и так далее). Поиск причин в личности самого ребёнка негласно приводит к выводу, что виновата жертва, а не преследователь. И что насилие можно оправдать.

Переход в новый коллектив не всегда даётся просто. Но если ваш ребёнок гармонично развит и успешен в учёбе, скорее всего, период адаптации будет недолгим.

Советы родителям

Задача родителей помочь ребенку адаптироваться в школе

Как известно, дети сложнее переживают адаптационный период, чем взрослые. Это связано с тем, что у детей на первом месте стоит эмоциональное осмысление ситуации, и им трудно понять новые условия жизни разумом. Поэтому задача родителей – приложить максимум усилий и помочь ребёнку справиться с данным этапом. Для этого психологи разработали ряд рекомендаций, облегчающих адаптацию.

Не нужно давить на ребёнка. Это касается абсолютно всех аспектов жизни маленького человечка: от оценок в школе до домашних обязанностей. Не нужно требовать отличной успеваемости с первых дней в новой школе – это просто невозможно. Учителя ещё не знают ребёнка, а он, в свою очередь, не рвётся проявлять свои знания и способности – они присматриваются друг к другу. Для этого нужно время – проявите терпение.

Подружитесь с ребёнком. Естественно, что между родителями и детьми существуют определённые доверительные отношения. Но в период адаптации мама и папа должны стать друзьями своему малышу. Ведь пока в новом коллективе у него ещё нет друзей-сверстников, а приятельское общение ребёнку необходимо.

Общайтесь с учителями, регулярно наведывайтесь к классному руководителю. Лучше родителей никто не объяснит особенности характера ребёнка, его слабые и сильные стороны

Особенно это важно, если у вашего школьника есть какие-то проблемы со здоровьем. Тем более, что учитель знает, как помочь адаптироваться в новом ученическом коллективе.

Заинтересуйте ребёнка

Кроме школьных занятий, ваше чадо должно иметь какое-то занятие по душе: кружок, секция, студия. Так у него будет меньше времени на переживания и тоску по прежнему месту учёбы и приятелям.

При правильной стратегии поведения близких людей адаптация в новой школе может стать безболезненным жизненным этапом, просто очередной ступенью развития. А главным принципом взаимоотношений с детьми должна быть родительская любовь.Именно она помогает и поддерживает ребёнка в любых жизненных переменах в любом возрасте.

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни

Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе

Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  

Что делать ребенку, если группки детей не обращают на него внимания?

Может случиться и такое, что некоторые группки детей не будут обращать на вашего ребенка внимания. Подобные ситуации случаются. И довольно часто.

В этом случае у ребенка есть два варианта того, как можно поступить. Он может:

  1. Самостоятельно подойти к какой-либо группке. Пообщаться с другими детьми. Попытаться с ними сблизиться.
  2. Подождать несколько недель. Скорее всего, ребенка в данный момент коллектив воспринимает враждебно. Исправить ситуацию может только время.

После того, как пройдет некоторое количество времени, все ученики класса начнут обращать на ребенка внимание

Если в классе возникают конфликты между группками детей, запретите ребенку в них участвовать

В школе, а особенно в младших классах, дети очень часто конфликтуют. Одни группы учеников ссорятся с другими. Распускают друг о друге сплетни. Провоцируют драки, ссоры. И другие виды конфликтов.

Скажите ребенку, чтобы ни в коем случае не лез в междоусобицы класса. Потому, что они закончатся для него плачевно. Вскоре две враждующие группы помирятся. А козлом отпущения станет ваш ребенок. Потому, что он новенький. И начал конфликтовать, при том, что еще не понял, как все устроено. 

Как следствие, ребенок не сможет влиться в коллектив. Поскольку последний его отторгнет.

Ребенку не нужно вестись на провокации и делать то, что ему говорят новые одноклассники

В старшей школе одноклассники очень часто устраивают новичкам проверки “на крутость”. Берут их с собой за территорию на перемене. Достают сигареты и предлагают покурить.

Проверяют, согласится подросток на это или нет. Если тот отказывается, то начинают всячески уговаривать его. Говорят: “Тебе что, слабо?”. И так далее.

Подростку нужно отвергнуть предложение. Сказать твердым, уверенным голосом: “Нет, я не курю”. Если одноклассники не угомонятся и будут продолжать подталкивать его к курению фразами: “Тебе что, слабо?”, он должен ответить безразлично. Фразой: “На меня подобные манипуляции не действуют”.

Так ребенок покажет, что он – личность. Что с его мнением нужно считаться. И новые одноклассники начнут его уважать.

Скажите ребенку, чтобы не давал себя обижать

Ребенок в обязательном порядке должен реагировать на оскорбительное поведение в свой адрес. Если его обозвали или ударили, то реакция должна последовать немедленно. Причем, зеркальная.

Если ребенок несколько раз спустит сказанную в его адрес колкость на тормоза, то одноклассники будут продолжать оскорблять его. Вплоть до того, что начнут травить. Ничем хорошим это не закончится. На оскорбления нужно отвечать быстро, и с большей силой, чем соперник.

Скажите ребенку, чтобы гулял с одноклассниками

Периодически ребенок должен гулять с одноклассниками. Ходить с ними в кино, в торговые центры, в парки аттракционов. И вместе проводить время.

Тимбилдинг – очень важное занятие. Оно позволяет сплотить коллектив

И сделать так, чтобы ребенку было легче интегрироваться в него. А еще, благодаря подобным походам и прогулкам чадо сможет обрести новых друзей.

Особенности адаптации

По мнению специалистов в области психологии, на адаптацию современного школьника влияет множество факторов:

  • технологии и введение новых образовательных стандартов;
  • требование не только знаний от первоклассника, но и личностных результатов;
  • резкая смена социальной роли от дошкольника до ученика.

Адаптационный период делится на несколько этапов:

  1. Ориентировочный. Занимает 2-3 недели. В этот период ученик только начинает знакомиться с новой обстановкой.
  2. Неустойчивое приспособление. Проходит также за 2-3 недели. В этот период организм начинает реагировать на происходящее с меньшей тревогой.
  3. Относительно устойчивое приспособление. Может занимать от полутора месяцев до года. Ребенок уже привыкает к новой обстановке, и организм реагирует спокойней.

Также существует 3 вида адаптации:

  1. Социальная предполагает умение ребенка слушать учителя, выполнять домашнее задание, строить отношения с одноклассниками.
  2. К физиологическому виду адаптации относится самочувствие, аппетит и работоспособность в связи с изменениями в жизни ребенка.
  3. Психологический вид адаптации напрямую зависит от того, готов ли ребенок идти в школу.

Социально‑психологическая адаптация

Адаптация происходит не только на физическом, но и на социально‑психологическом уровне:

дети учатся новому, более «деловому» стилю взаимодействия с педагогом и одноклассниками;
учатся соблюдать распорядок и правила, у них формируется поведение;
учатся удерживать внимание, сосредотачиваться и добиваться результата;
учатся реагировать на критику и создают новый образ себя — образ ученика.

В этот момент очень важно поддержать ребёнка: хвалить за успехи, выражать уверенность в его силах («Ты справишься, у тебя получится!»). А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка

Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия

А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка. Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия.

Как понять, что придирки превращаются в травлю

Возможно, вы слышали истории о травле в школе. Психологи выработали эффективные способы решить эту проблему вместе с родителями и учителями, поэтому не стоит бояться. Главное, вовремя обратиться за помощью, если:

ваши вещи специально и неоднократно портят,

вам причиняют физический дискомфорт или боль,

вас оскорбляют,

вам докучает группа школьников и вас никто не поддерживает открыто.

Речь не идёт о случайностях, которые происходят в весёлых потасовках одноклассников. Постороннему может показаться, что школьники дерутся, а сами они воспринимают это как дружескую толкотню. Если же всем смешно и весело, а вам горько и обидно — нужно рассказать родителям.

Что делать?

Конечно, при переходе ребенка в новый класс ему необходима помощь и поддержка родителей, однако процесс адаптации можно существенно облегчить, если заранее подготовиться к этому волнующему событию.

1. Создайте интересный образ ребенку

Чтобы привлечь интерес одноклассников к новичку, обеспечьте его особенными школьными «фишками»: интересной канцелярией, технологичным рюкзаком, модными часами и т.п, (но не перестарайтесь — см пункт 3)

Обдумайте вместе с ребенком, какую жизненную историю можно предоставить классу и как ее рассказать так, чтобы привлечь внимание, но не перейти на хвастовство или противостояние. Возможно, это будут смешные случаи из жизни «на старом месте», увлекательные моменты из семейных путешествий или рассказы о хобби ребенка

2. Научите не стремиться нравиться всем

Объясните ребенку, что он не должен пытаться понравиться всем, поскольку это просто невозможно. Расскажите, что в классе могут существовать разные группы, придерживающиеся разных взглядов, а ему лишь надо определиться, кто из одноклассников ближе ему самому ближе «по духу», с кем ему интересно, и именно с ними стараться подружиться.

3. Научите «не быть выскочкой»

Дети не любят тех, кто слишком выделяется, пытается показать свое превосходство. Поэтому постарайтесь, чтобы одежда, гаджеты и другие аксессуары ребенка, по возможности, соответствовали среднему уровню класса. Кроме того, высокие умственные способности новичка тоже могут быть причиной неприятия. Поэтому объясните ребенку, как правильно показывать свои знания, не опережая и не подставляя одноклассников. Например, не стоит дополнять ответ ученика без просьбы учителя, а вот желание вызваться к доске на сложную для одноклассников тему, скорее всего, вызовет положительный отклик класса.

4. Будьте в курсе событий

Постарайтесь заранее познакомиться и поговорить с учителями, рассказав им об особенностях вашего ребенка, его предпочтениях или проблемных моментах, а заодно выясните основные моменты нового места: какой дресс-код, как проходят перемены, какие правила существуют в классе и школе. Чем больше вы узнаете, тем лучше сможет подготовиться ребенок. Чтобы лучше понимать, как обстоят дела в классе, какая складывается атмосфера, вы можете войти в родительский комитет.

5. Научите доверию

Побуждайте ребенка рассказывать вам о своих школьных делах, сами будьте с ним откровенны и искренни, с детьми младшего школьного возраста больше разговаривайте о похожих сюжетах сказок, фильмов, книг

Важно, чтобы общение было непринужденным, а ситуации понятны ребенку, но не связаны с ним напрямую

Адаптация в новом коллективе — это сложный процесс для ребенка, но поддержка и участие родителей помогут школьнику справиться с ситуацией за короткое время. Если же вы замечаете, что ребенок слишком болезненно переживает переход в новый класс, а симптомы дезадаптации лишь усугубляются со временем, стоит обратиться к психологу, чтобы разобраться в причинах и как можно быстрее их устранить.

Больше полезных и интересных материалов для родителей школьников — в нашем канале на .

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий