Как подростку выбрать профессию?

ТЕСТЫ НА ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Многие, когда начинают задумываться о своей будущей профессии, сразу вспоминают о всевозможных тестах на профориентацию. Профессиональная ориентация – это комплекс действий для выявления у человека его склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов. Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и даже медицине.

К сожалению, в настоящей момент в России не ведется какой-либо масштабной и системной работы по профессиональному самоопределению ни со школьниками, ни со взрослыми людьми. И я считаю это очень большой ошибкой всей системы образования. Потому что цифры показывают, что потом большинство идет вовсе не по своей специальности. А экономические условия только усугубляют поиск интересной профессии, которая была бы и по душе, и по карману! А потом просто миллионы людей, который не могут найти себя в жизни. Отсюда наркомания, убийства, алкоголь, воровство и другие производные, которые только разрушают личность.

Поэтому в вопросе с выбором профессии нужно рассчитывать только на себя. И в этом может помочь еще один очень замечательный инструмент – соционика. Она возникла не так давно, но с каждым днем завоевывает все большую популярность. Соционика предлагает классификацию профессии по 8 видам информации. Человек может получать информацию от 4 органов: зрение, слух, осязание, обаняние; и 2 источников поступления: от окружающей среды или от внутренней среды тела. На основе их разного сочетания в соционике выделяют 16 типов личностей.

Поэтому я рекомендую пройти онлайн-тест по соционике на определение типа, чтобы понять какую профессию выбрать. Кроме этого соционика поможет тебе более глубоко разбираться в людях. Это может помочь в бизнесе, когда ты строишь команду, потому что она будет более эффективной, если собраны люди разных типов личностей. У кого-то лучше работаем ум, у кого-то интуиция. Кто-то интроверт, любящий заниматься маркетингом, а кто-то экстраверт, который любит общение и продажи.

После прохождения теста по соционике у меня такие результаты: Робеспьер (22%), Достоевский (18%), остальные типы имеют менее 9%. Из теста можно сделать вывод, что в человеке никогда не будет одного типа личности. Их множество. В одной ситуации проявляется одна личность, в другой – другая. Робеспьеры – это люди революционеры, аналитики, стратеги. Достоевские больше работают с самим социумом. Педагогика, дипломатия, подбор и управления персоналом, сфера обслуживания. Это все их.

Последним инструментов у нас будет тест на профориентацию, разработанный известным психологом и академиком Е.А. Климовым. Согласное его точке зрения все профессии можно разделить на 5 типов: человек, техника, художественный образ, знак, природа. Особенность применения этой классификации, как и у соционики, состоит в том, что, например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно может относиться и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

Лично у меня в тестировании больше оперирует 2 типа: человек-человек, человек — знак. Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие. Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты, программисты и другие.

Итак, подведем итоги!

Если ты на данном этапе своей жизни задаешься вопросом какую профессию выбрать, чтобы сразу была по душе, то вот эти 5 инструментов:

— техника «Хочу, Могу, Надо»; — астрология; — нумерология; — соционика; — тест академика Е.А. Климова на профориентацию.

Можно заметить, что разные инструменты дают для выбора множество профессий. Но есть, которые совпадают. Лично у меня так и вышло. То, что я написал с помощью первой техники, подтвердилось другими способами. С выбором профессий я определился уже давно. Она у меня не одна, я развиваюсь сразу в нескольких. Надеюсь, что моя статья поможет тебе выбрать профессию по душе! Успехов!

Профориентация в школе

В связи с трудностями профессионального самоопределения учащихся нужно уделять достаточно внимания профориентационной работе. Профессиональная ориентация в основном проводится в школе.

Профориентация направлена на формирование профессиональное развитие личности и поиск путей её реализации.

Цели профориентации:

  • профориентационная поддержка школьников по выбору профиля обучения и направления будущей профессии
  • воспитание у учащихся сознательного и ответственного отношения к труду
  • самоопределение учеников в условиях свободы выбора с учётом своих возможностей и способностей, ориентацией на потребности рынка труда.

Профориентация включает в себя:

  • просвещение и воспитание учеников
  • изучение особенностей, потребностей и возможностей учащихся
  • диагностику личности
  • организацию консультирования по вопросам трудоустройства.

Содержание профессиональной ориентации в школе состоит из этапов:

1 этап: 1-4 классы. На этом этапе учитель формирует у младших школьников ценностное отношение к труду и осознание его роли, развивает интерес к учебной и познавательной деятельности.

2 этап: 5-7 классы. На данном этапе развивается устойчивый интерес к профессиональной сфере, формируются представления учеников о своих интересах и способностях («Я-образ»), приобретается начальный опыт в разных видах деятельности (наука, искусство, техника, сельское хозяйство и пр.)

3 этап: 8-9 классы. Осуществляется уточнение запросов учеников с помощью введения факультативов и кружков по интересам; проводится консультирование с целью адекватного выбора ученикам сферы будущей деятельности и профиля обучения.

4 этап: 10-11 классы. Этот этап подразумевает обучение старшеклассников методам самоподготовки и саморазвития, формирование у них профессиональных качеств в соответствии с выбором профессии, оценку готовности к выбранной деятельности и коррекцию профессионального выбора.

Как видим, школа обладаем массой возможностей для того, чтобы помочь ученику профессионально определиться. Однако в большинстве случаев без поддержки родителей подростку не обойтись.

Вопросы и ответы

Что делать, если ребенок не знает, кем хочет стать?

Как ребенку определиться с выбором профессии?

Как выбрать будущую профессию ребенку?

Как помочь ребенку 14 лет определиться с профессией?

Зачем нужна профориентация детей?

Когда нужно начинать профориентацию подростков?

Когда профориентация не поможет?

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как построить теплые и доверительные отношения в семье, сделать материнство легким и счастливым, без ежедневной войны с ребенком, без криков и усталости.

Нужно ли отговаривать ребёнка от профессии, которую он выбрал сам?

Смотря по каким параметрам он выбрал эту профессию

Важно узнать — не идеализировал ли он для себя эту работу

Например, если ребёнок захотел стать ветеринаром, потому что любит животных, то стоит выяснить, понимает ли он, что это тяжёлая работа и спасти всех животных ему не удастся. Можно вместе с ним почитать блоги ветеринаров, которые рассказывают о сложностях — не всегда будут попадаться адекватные хозяева животных, врачам приходится видеть много боли и страданий.

Если ребёнок решил стать программистом, только потому что эти специалисты много зарабатывают, то стоит рассказать и о минусах: профессия требует усидчивости, многое предстоит изучать самостоятельно, а ещё — придётся много общаться. Детям кажется, что нужно просто сидеть за компьютером и писать код, а на самом деле — бесконечно обсуждать ТЗ, работать в команде, искать компромиссы.

Важно, чтобы у подростка не произошло эффекта «ожидание vs реальность». Вы как родитель должны помочь ему разобраться во всех аспектах профессии, которую он хочет выбрать

Однако не стоит и нагнетать. Ведь трудности есть в любой профессии, и чрезмерная тревога по поводу будущего вызовет у ребёнка лишь фрустрацию.

Также важно объяснить, что выбор нужно делать на основе не одного критерия, а нескольких. Например, ребёнок говорит, что хочет стать дизайнером, потому что ему нравится рисовать

Но умение рисовать — далеко не единственный навык, который потребуется дизайнеру (а иногда и не главный — например, UX/UI-дизайнеры больше занимаются аналитикой, чем рисованием).

А кроме того, умение рисовать пригодится и в других профессиях — архитектор, декоратор, иллюстратор. В конце концов, может выясниться, что ребёнку интересно не само рисование, а пребывание в творческой атмосфере, и тогда, возможно, стоит учиться на искусствоведа или арт-менеджера. Поэтому лучше расспросите подростка о том, как бы он хотел проводить своё время? Ему нравится кропотливая, сидячая работа? Или, наоборот, не хочется сидеть на месте и нравится работать руками? Он бы хотел много общаться с людьми или свести контакты к минимуму?


Фото: Iryna Inshyna / Shutterstock

Ошибки и рекомендации в выборе профессии:

  1. Не нужно сильно отождествлять профессии со школьными предметами. Вам может не нравиться школьная информатика, но может понравиться работа программиста.
  2. Профессия не всегда является тем, чем кажется. Изучайте каждый свой выбор настолько глубоко, насколько сможете.
  3. Учитывайте, прежде всего, свои способности и интересы. Это главное.
  4. Престижность и прибыльность профессии — это не главное.
  5. Не нужно делать выбор «за компанию». Также как не надо выбирать вопреки и назло кому-либо.

Профессиональное самоопределение — это сложный и длительный процесс. Все чаще профессиональное самоопределение не заканчивается на выборе одной профессии и человек периодически делает новый выбор. Нужно пробовать свои силы и возможности в нескольких сферах деятельности. Особенно в современной экономике, когда новые технологии меняют рыночные отрасли, а профессии могут устаревать и значительно меняться каждые 10–20 лет, заставляя человека учиться и переучитываться всю жизнь, овладевая новыми профессиями на протяжении всей жизни.

Как подтолкнуть ребенка к правильному решению?

Поиск подходящей профессии не следует оставлять на последний момент — во время учебы в школе можно отдать ребенка учиться в тематические кружки, спортивные секции, дать подростку музыкальное образование. Во многих учебных заведениях на уроках труда учителя ищут заинтересованность учеников в том или ином занятии. Девочкам предлагают занятие домоводством, кулинарией. Мальчиков привлекают к самовыражению в изготовлении различных поделок.

Много информации о существующих профессиях дети получают в школе:

  • организовываются экскурсии по предприятиям населенного пункта, где будущие соискатели видят сферу занятий специалистов определенных профессий;
  • устраиваются встречи с местными знаменитостями, на которых они рассказывают о своей профессии, какими знаниями и способностями следует обладать, чтобы добиться успеха;
  • проводятся тесты, викторины, игры, чтобы школьники смогли ближе ознакомиться с существующими профессиями.

Вопросом, как помочь подростку выбрать профессию, должны заниматься совместно родители и школа.

Не следует ориентировать старшеклассника, что профессиональный выбор — один на всю жизнь. Если появится желание сменить профессию, то сделать это никогда не поздно.

Если школьник заранее определился с выбором, на кого пойдет учиться, можно организовать пробу на соответствие, устроив ребенка работать на каникулах по подобной специальности. Столкнувшись с несоответствием реальности своей мечте, многие теряют интерес к ранее выбранной специальности.

Спокойствие и отношения с ребёнком — это главное

Вы можете помочь ребенку выбрать профессиональный путь, но проконтролировать всё на этом пути и предоставить ему или себе гарантии успеха не сможете, поэтому не забывайте расслабляться и выдыхать. Подросток не хочет обсуждать будущую карьеру с вами? Подумайте, наверняка есть какой-то родственник, педагог, старший товарищ или друг семьи, который может с ним об этом поговорить. Боитесь, что выбранной специальностью подросток не сможет заработать на жизнь? Если ты занимаешься тем, что тебя вдохновляет, если ты это любишь и делаешь с удовольствием, то найдешь способ, как этим зарабатывать. Поверьте в своего ребенка.

Есть много взрослых, которых родители не поддержали в выборе специальности, давили на них, даже угрожали, что перестанут общаться. В дальнейшей жизни они чувствовали себя нереализованными, не на своем месте, у них было ощущение, что они теряют время жизни. Позвольте подростку выбирать и встречаться с последствиями своего выбора.

Помните, что у него впереди вся жизнь и много вариантов. Уже во время учебы в вузе можно перевестись на другой факультет и даже в другой вуз, если выбранная программа разочаровала. Можно получить одну специальность, а потом работать по другой, но и это не будет значить, что время в вузе потрачено зря. Молодой человек научится добывать информацию, системно мыслить, получит важные навыки, заведет друзей и полезные контакты. Никто сегодня не знает, какие профессии исчезнут через пять-семь лет, а какие появятся. Зато способности осознанно выбирать свой путь, делать информированный выбор и быть гибким ребенку точно пригодятся. Поддержите его в этом и берегите ваши отношения.

Что важно учесть при выборе профессии

Во многом выбор специальности определяют склонности ребенка к определенным наукам и его интересы. Их можно выделить по опыту (например, любимые предметы в школе, которые особенно удаются) и с помощью тестов на профориентацию. Но этим выбор профессии не ограничивается.

Важно понимать эмоциональный и социальный интеллект ребенка. Нужно говорить с ребенком о том, как он представляет свою деятельность, комфортно ли ему работать в команде или самостоятельно, лидер он или исполнитель, готов ли выполнять монотонную работу

Елена Дума

психолог АНО «Родительский центр «Подсолнух»

Немаловажно учитывать востребованность профессии на рынке труда, возможности для обучения (близость колледжа или вуза, наличие бюджетных мест или средств на оплату образования), потенциальный доход в будущем. Фото: Unseen Studio/Unsplash

Фото: Unseen Studio/Unsplash

Правила воспитания и наставления

  • Воспитание самостоятельности в ребёнке. Поздновато будет этим заняться за пару лет до выпускного вечера, заботиться о её взращивании нужно начинать едва ли не с рождения ребёнка, по крайней мере, в младшем возрасте. Важнее всего, чтобы ребёнок сам выбрал свою профессиональную стезю. Это единственный шанс не получить потом обвинения от него в неправильном совете, если жизнь пойдёт не так, как ему хотелось бы.
  • Больше говорить с ребёнком и слушать его, побуждать к самоанализу. Часто спрашивать, что ему интересно, что нравится, чему бы он хотел научиться. Подмечать его слабости и сильные стороны. Не следует навязывать своё мнение, а учесть предпочтение ребёнка. С помощью дискуссии на тему выбора работы можно понять, насколько он представляет выбираемую профессию и готов ли потратить годы на обучение ей.
  • Не стоит упирать на критику при обсуждении выбора ребёнка, конструктивнее будет поинтересоваться у него, почему он на нём остановился, и что его привлекает в профессии больше всего. Его выбор не стоит сразу отбрасывать, а лучше взглянуть со стороны на ситуацию, поставив себя на его место. Конечно, для реальной оценки выбора у него не хватает опыта, но всё равно часть ответственности за выбор он должен принять на себя.
  • Опираться нужно на реальные способности ребёнка. Слабые здоровьем дети многие профессии освоить не способны, но даже для детей-инвалидов существуют специальности, которые им по силам.
  • Максимальная подготовка. Первый трудовой опыт дети приобретают в раннем возрасте дома, беря пример с родителей. От них же они берут и отношение к работе. Подросток с идеалами и наученный принимать самостоятельные решения выберет профессию гораздо легче – и в этом будет заслуга воспитания родителей.
  • Обучение в других городах и странах. Мало кто знает, какие специальности преподают в ВУЗах даже соседних городов, тем более на другом конце страны. Но иногда именно там выросший ребёнок может получить заветную профессию, несмотря на то, что поддерживать его издалека будет намного труднее.
  • Любимый школьный предмет – это ещё не профессия. Широко распространён стереотип: если школьник легко справляется с математикой – быть ему компьютерщиком, с литературой – филологом, а если безразличен ко всему – то путь ему лишь туда, где есть только ЕГЭ по обществознанию. Но при выборе профессии важнее перспективы заработка, а не абстрактный, но ничего не обещающий школьный предмет.
  • Если выпускной остался позади, а бывший ученик так и не определился с будущей профессией, то его не стоит торопить – пусть подумает ещё. Лишь парням слишком долгое размышление грозит призывом в армию, а девушки вполне могут пару лет поработать, записаться на образовательные курсы и продолжить поиск призвания. Если после школы остаётся потребность к учёбе, то можно пойти в колледж, в котором и обучение дешевле, и экзамены проще, да и профессия получается быстрее. Повальное стремление к получению высшего образования имеет и оборотную сторону. Диплом часто является простой бумажкой, за которой не стоит никаких знаний, зато остались потраченные зря годы и деньги.
  • В возрасте 18-23 лет у молодых людей происходит стремительное взросление и становление личности. Ещё в процессе учёбы студент может понять, что сделал ошибку и находит более перспективную специальность. Такой выбор уже более осознанный, чем выбор вчерашнего школьника, поэтому его не нужно принуждать заканчивать нынешний ВУЗ, пусть лучше он вовремя свернёт на правильный курс. В конце концов, годы учёбы и получение диплома – не пожизненный контракт, и в любой момент можно поменять решение.

Подростковый возраст – самый сложный в жизни. Из тесной оболочки ребёнка человек с трудом освобождается, чтобы «обрасти взрослой кожей». Поэтому назидания родителей не должны стать для него лишним раздражением, лучше чтобы они помогли ему пережить этот сложный период дельными советами, в том числе в той ситуации, если подросток не может выбрать профессию. 

Три кита самоопределения

Первое общее тестирование по профориентации в российских школах обычно проводят в шестом классе. Но в это время еще рано серьезно говорить о выборе профессии, можно оценить только общую личностную направленность. А вот в подростковом возрасте подумать об этом – самое время. 

Классическая профориентация опирается на три основных раздела:

  • интересы и склонности личности: то, что тебе близко, что нравится, чем ты увлечен в любой деятельности. 
  • навыки и компетенции: то, что у тебя получается лучше всего, области и темы, в которых ты лучше разбираешься. Часто эта область связана с первой, но так бывает не всегда.
  • особенности личности: например, темперамент, который считается врожденной особенностью, и другие личностные предрасположенности. 

Почему важно учитывать все три фактора? Например, ты хочешь стать врачом. Но врач – это слишком общая профессия, которая подразумевает множество разных категорий

Так что надо идти по такому пути: определившись с желанием стать врачом, стоит проверить, все ли хорошо с биологией и химией. Затем уже обращаться к личным предрасположенностям: скажем, экстраверту может подойти профессия терапевта, а молчуну, который любит что-то делать руками, стоит стать хирургом. Такой принцип подходит почти к каждой профессии. 

Еще один фактор, который говорит о том, что человек созрел для выбора профессии, – это его готовность воспринимать узкоспециализированную информацию. У каждой профессии есть своя профессиограмма – карта, в которой отражены склонности и навыки идеального кандидата, его обязанности и личностный профиль, который соответствует задачам профессии. Такие профессиограммы разрабатываются специалистами, и если ты колеблешься между разными направлениями деятельности, имеет смысл познакомиться с несколькими картами разных профессий.

Как помочь ребенку с выбором профессии

ss=”article-paragraph”>По словам Дарьи Дугенцовой, родители и учителя должны знакомить детей с перечнем профессий и тем, чем конкретно занимаются те или иные специалисты.

На мой взгляд, ребятам нужно показывать профессии и рассказывать о них. Например, найти среди знакомых адвоката, познакомить ребенка с ним, чтобы он рассказал свою историю, чем он занимается. Дети понимают названия профессий, но совершенно не знают, чем они отличаются.

Дарья Дугенцова

детский психолог

Если ребенок сам принял решение о будущей профессии, нельзя его отговаривать, добавила Дугенцова. Если вы хотите переубедить, делать это можно только наводящими вопросами. Например: «А как ты думаешь, сколько зарабатывают люди этой профессии? А сколько тебе нужно будет для жизни?»

«Задача подростка — отделиться от вас, вашего мнения и того, что вы считаете нужным. Стоит вместе с ребенком порассуждать, каким делом он может заняться. <…> Нужно начинать максимально информировать ребенка, причем так, чтобы не навязывать, а заинтересовывать», — сказала психолог.

Можно начать с выставок профориентации, искать информацию в интернете, показывать фильмы о представителях разной информации в интернете. Много полезного можно почерпнуть из «Атласа новых профессий», который написан специально для подростков в формате познавательных историй.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».

Когда нужно определяться с профессией

Руководитель базового центра подготовки кадров АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Ольга Клинк в разговоре с газетой «Известия» отметила, что социальная ситуация требует определяться уже в 9 классе: идти в старшую школу или поступать в колледж. Во многих школах надо выбирать и предметы для углубленного изучения в 10-11 классах. Клинк посоветовала начать активно заниматься профориентацией минимум за год до этого момента.

Психолог АНО «Родительский центр «Подсолнух» Елена Дума выразила мнение, что с начала школы ребенку нужно объяснять, что полученные навыки пригодятся в будущем. А в средней школе рассказывать, что у людей есть индивидуальные склонности к разным дисциплинам.

«Дедлайн наступает примерно к восьмому классу, когда уже точно важно понять склонности и интересы ребенка», — отметила Дума. Детский психолог Дарья Дугенцова рассказала «Ямал-Медиа», что советский психолог Даниил Эльконин выделял две фазы подросткового возраста

Первая — период бунтарства, отделения от родителей. Она длится с 12 до 14-15 лет. После этого начинается время осознания себя, своих целей и того, чем человек хочет заниматься в жизни. Так что 15-18 лет — самый удачный возраст для профориентации

Детский психолог Дарья Дугенцова рассказала «Ямал-Медиа», что советский психолог Даниил Эльконин выделял две фазы подросткового возраста. Первая — период бунтарства, отделения от родителей. Она длится с 12 до 14-15 лет. После этого начинается время осознания себя, своих целей и того, чем человек хочет заниматься в жизни. Так что 15-18 лет — самый удачный возраст для профориентации.

Фото: Element5 Digital/Unsplash

Отделяй ненужный Шум от полезных советов

Мы постоянно слышим галдеж тех, кто дает нам советы, и весь этот Шум заглушает нашу индивидуальность. Он исходит от членов семьи, учителей, социальных педагогов и в целом от общества.

Спрятаться от Шума — не значит превратиться в бунтаря, который мечтает набить на лбу татуировку и плюет на родителей. Речь вообще о другом. Речь о том, чтобы объективно посмотреть на все настойчивые рекомендации, чужие ожидания и конструктивную критику и принять собственное взвешенное решение.

Вот простая схема, которая поможет отделить ненужный Шум от полезных советов и отзывов:

Попробуй взвесить чужие предположения и убеждения и посмотри, гармонируют ли они с твоими интересами и ценностями — или же, напротив, противоречат им. Запомни главное: если, давая тебе совет, человек учитывает твою индивидуальность и его слова чем-то в тебе отзываются, есть вероятность, что это не Шум. А если что-то тебе подсказывает, что это не про тебя, это Шум.

Поиски учебы

Как выбрать профессию подростку? Психологи рекомендуют обратить внимание на специальности за пределами вашего города или страны. Это совет особенно полезен тем, кто живет в небольших городах, где ограниченное количество учебных заведений

Глядя на столичные университеты, вам будет проще понять возможности, которые открыты для вашего ребенка. Здесь всегда большое количество самых разнообразных специальностей. Но есть и другая сторона медали – переезд ребенка в другой город. Здесь не каждый родитель готов поддерживать свое чадо, особенно если есть проблемы с самостоятельностью.

Не бойся сойти с проторенного пути

Есть избитая фраза: «Ты можешь стать тем, кем хочешь». Хоть она и кажется затертым штампом, так уж вышло, что это правда. Но почему тогда все еще есть люди, которые занимаются не своим делом? Что мешает нам найти правильную дорогу к успеху, счастью и самореализации?Дорожная карта

Ответ кроется в нашей природе. Одно из ее коварных свойств заключается в том, что мы склонны выбирать пути, которые до нас уже протоптали другие. Этот процесс начинается очень рано, и обойти его чертовски трудно.

Именно так и выглядит формула «успеха» в нашем обществе: универсальный путь, по которому все идут, дыша в затылок впереди стоящему, не обращая внимания на то, что делает нас самими собой. Это невидимый Конвейер, и, скорее всего, ты на нем.

Наши персональные Конвейеры по винтику собраны из всех тех ожиданий, уроков, примеров для подражания, благих советов и заранее предопределенных вариантов выбора, которые мы впитываем с того дня, как выползли из песочницы и подумали, кем же мы станем, когда вырастем.

Мы слышим, что нам подойдет карьера врача или юриста, что неплохо было бы работать в семейном бизнесе. Слышим, что у нас слишком большие амбиции (нам это говорят «для нашего же блага»). И все решения мы принимаем под давлением этих требований и страхов.

Ради безопасности мы отказываемся от подлинных желаний.

Мы выполняем свой долг. Мы вкалываем на работе и тащимся по заранее проторенной дороге, которая обещает стабильность, безопасность и комфорт.

Возможно, самое сложное дело в твоей жизни — переписать этот сценарий. Это может огорчить твоих близких, пошатнуть твои взгляды и убеждения, и, в конце концов, это бывает попросту страшно. Но оно того сто́ит.

Начни с вопросов к себе. Идешь ли ты туда, куда хочешь? Оправдывает ли твоя цель затраченные усилия? Не думай о том, кем ты «должен» быть, или кем тебя считают друзья, или кем ты пытаешься казаться в соцсетях. Кто ты на самом деле здесь и сейчас?

Эти вопросы помогут тебе понять, чем ты отличаешься от других, что делает тебя уникальным и что ты можешь предложить миру.

Важность выбора

Многие 15-16-летние старшеклассники согласно проведённым опросам не решили, чем же заниматься в будущем

Лишь 15% из них уже представляют свою будущую работу, столько же просто не задумывались над этим, а все остальные просто не могут сделать свой выбор.
Важно, чтобы любой подросток понимал, что все взрослые должны работать, а профессия – это то, что определяет социальное положение индивида. Если у выпускника школы есть возможность посещать открытые лекции в том ВУЗе, в котором он хотел бы учиться, нужно непременно её использовать, ведь после них у него значительно прояснится представление о выбираемой профессии

Когда профориентация не поможет?

Профориентация будет бесполезна, если специалист скажет подростку, что ему не подходит дело, которым он горит и мечтает заниматься, которое по-настоящему его увлекает. Скорее всего, такие рекомендации не заставят подростка изменить свое мнение, если у него есть такая страсть. 

Также специалисту может быть трудно сориентировать подростка, родители которого не удовлетворены в профессиональном плане. Если для вас работа — мука, подросток будет это чувствовать и естественным образом будет бояться делать хоть какой-то выбор, раз он может повлечь за собой такие сложности. Так что еще один неожиданный этап профориентации подростка — самому родителю осознанно взглянуть на свою карьеру и честно признаться себе, удовлетворен ли он своей работой и хочется ли ему перемен.

Советы родителям

Родители – самые близки люди, которые желают своему чаду только добра. Но иногда их советы могут оказаться не самыми дельными. Ведь часто взрослые пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через детей. Чтобы не навредить, надо придерживаться некоторых правил.

  1. Как можно больше говорить и слушать. Стоит побуждать подростка к самоанализу. Много расспрашивать – что нравится, что любопытно, чему хотел бы научиться, что модно. Каковы его сильные стороны, слабые. Не надо навязывать свое мнение. Стоит прислушаться к его предпочтениям. Дискуссия поможет увидеть, насколько ребенок разбирается в выбранной профессии и готов ли трудиться для ее освоения.
  2. Обойтись без критики. Обсуждая выбор ребенка, надо узнать, почему он остановился именно на этой профессии, что его в ней привлекает. Не стоит сразу отбрасывать его вариант. Можно посмотреть на ситуацию со стороны или поставить себя на место ребенка. У него не хватает опыта, чтобы реально оценить свой выбор. Но часть ответственности нужно переложить на его плечи. Пусть делает выбор под вашим руководством.
  3. Учитывать реальные способности своего ребенка. Часто проблемы со здоровьем не дают освоить ту или иную профессию. Это могут быть различные заболевания от плоскостопия до инвалидности. Но даже дети с ограниченными возможностями могут осваивать определённые специальности. Их существует более 100 видов.
  4. Максимально подготовить ребенка. Первый трудовой опыт дети получают в семье в раннем возрасте. Они берут пример с родителей. Отношение к работе у них сформируется такое же. Если подросток имеет идеалы, умеет самостоятельно принимать решения, то ему будет намного проще сделать выбор. За развитие этих навыков у детей отвечают родители.

Почему подросткам трудно выбрать профессию?

Случаи, когда подросток не может выбрать профессию, не редки, в частности это происходит по причине несамостоятельности современных детей. Инфантильность зарождается давно – ещё в младших классах, когда папы и мамы делали с отпрысками уроки, приглашали для них репетиторов. В старших классах это обычно заканчивается, когда подростки стремятся ускользнуть из-под плотной опеки родителей, но при этом они, не научившись, так и не могут решать свои проблемы. Самостоятельности детей нужно учить с ранних лет, начав с самостоятельного решения домашнего задания. Отсутствие школьных методик, ориентирующих в выборе профессии, является главным затруднением. В развитых странах сильные стороны ребёнка пытаются выделить ещё в раннем детстве с помощью различных тестов. Тесты выявляют предпочтительное направление развития ребёнка. Но, поскольку в России это не практикуется, то лишь семья может помочь ребёнку выбрать профессию. Родители лучше других знают склонности и навыки своих чад, а для развития этих склонностей, могут отправлять их в подходящую секцию или кружок.
Многие профессии в наше время исчезают, а вместо них появляются новые, о которых не так просто найти информацию. Не удивительно, что ребёнок о подобных профессиях мало что знает, если вообще догадывается об их существовании, что ещё более осложняет его выбор.

Как пробудить интерес к профессии

Не торопите школьника выбрать профессию, даже если он уже в 11 классе. Для самоопределения нужно созреть внутри. Отчасти поэтому за рубежом так популярен gap year — годовой перерыв между школой и колледжем. Возможно, вашему ребёнку стоит тоже отдохнуть от учёбы, устроиться на работу, записаться на курсы и поступать в следующем году.

Не ставьте в пример топовых профессионалов. Очень трудно выбрать профессию с оглядкой на лучших из лучших. Их успехи кажутся недостижимыми. Лучше поговорить со знакомыми специалистами: врачами, предпринимателями, финансовыми аналитиками. Эта информация будет более полезной, чем биография кинозвезды или известного дизайнера обуви.

Предложите школьнику оценить себя. Пусть ребёнок попробует письменно проанализировать свои сильные и слабые стороны, что ему даётся легко, а что требует усилий. Лучше развивать имеющиеся способности, чем пытаться закрывать пробелы. Легче добиться успеха в том, что приносит удовольствие и радость. Хотя преодолевать посильные трудности тоже полезно.

Познакомьте подростка с мастером

Для ребёнка 12—14 лет важно видеть пример успешного профессионала, который любит свою работу. Это может быть специалист в любой области: тренер по футболу, педагог керамики или репетитор английского

Главное, чтобы ребёнок уважал его, восхищался им и мог учиться у наставника ответственному отношению к делу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий