Учим ребенка жевать и глотать твердую пищу

Способствуйте развитию мышц челюсти

Многие из мышц, которые ребенок использует во время речи, также участвуют в жевании. Примерно к восьми месяцам дети начинают лепетать. Поощряйте эти первые попытки заговорить — отвечайте на «реплики» ребенка и корчите смешные рожицы, чтобы ребенок повторял за вами (тем самым тренируя мышцы челюстей).

Обратите внимание на снижение рвотного рефлекса ребенка

Каждый ребенок рождается с рвотным рефлексом, который помогает ему с помощью языка выталкивать посторонние предметы изо рта, уберегает его от удушья. Примерно к шести месяцам этот рефлекс ослабевает, и это значит, что ребенок готов к тому, чтобы учиться жевать. Этот рефлекс не уходит сразу, и вначале, когда ребенок будет учиться жевать, рефлекс будет проявляться (ребенок давится, выплевывает пищу). Самое худшее, что вы можете сделать на данном этапе, это переволноваться и вернуться к жидким пюре. Вам нужно успокоиться и под пристальным присмотром продолжать давать ребенку пищу с кусочками, такую пищу, которую он сам может взять руками и попытаться прожевать. Чем больше практики у него будет, тем лучше он научится контролировать рвотный рефлекс.

Какая еда способствует жеванию малыша

Примерно через три недели после того, как ваш ребенок начал есть пюре, ему необходимо постепенно знакомиться с продуктами, которые нужно жевать, чтобы развить данный навык. Сначала нужно предложить ему более густое пюре. Позже можно добавить хорошо проваренный рис или кусочки банана или яблока, вместо того, чтобы перемалывать их блендером. Также предложите ему еду, которую можно взять руками и жевать. Скорее всего, вначале ребенок вряд ли откусит кусочек хлеба или огурца, но вы продолжайте предлагать ему твердые, но легко жующиеся кусочки еды, которые он может сам взять руками. Со временем мышцы челюстей станут сильнее, у ребенка начнут прорезываться зубки, что облегчит жевание. Помните, что не стоит давать слишком твердую пищу. Она должна быть такой консистенции, чтобы ребенок мог размять ее языком. Если вы добавляете кусочки пищи в пюре, то добавляйте какой-нибудь один вид еды в одно блюдо, чтобы ребенок почувствовал одну текстуру, а не сразу несколько. Так ему будет проще понять, как жевать.

Разновидности еды

Есть восемь факторов, которые помогут вам определить, насколько легко или сложно вашему ребенку прожевать ту или иную еду:

  • сила давления, которую ребенок прилагает, чтобы прокусить еду
  • сенсорное восприятие (например температура и сезонность пищи)
  • размер (более тонкие кусочки легче жевать, чем толстые)
  • форма (еду, нарезанную узкими полосками будет удобнее жевать, чем если это будут толстые полоски)
  • мягкая текстура, которая легко разминается во рту
  • консистенция (еду с однородной консистенцией, например, банан, проще прожевать, чем с неоднородной, например, неочищенный огурец)
  • часть рта, которой ребенок кусает и жует (боковая, средняя, передняя)
  • количество жевательных движений, необходимых, чтобы размягчить определенную пищу для глотания.

Когда вы будете выбирать еду для малыша, который начинает учиться жевать, начните с самой простой для него, такой как полоски вареной моркови — они узкие и тонкие, не требуют больших усилий для того, чтобы их откусить и жевать, и быстро размягчаются во рту. Когда он научится справляться с такими видами еды, можете перейти к более сложным, таким как свежие фрукты и овощи, мясо и печенье.

Что указывает на то, что есть проблема: ребенок не жует

У некоторых детей слишком чувствительный рвотный рефлекс (обычно это дети, страдающие рефлюксом). Такие дети дольше учатся жевать и глотать пишу. Многие мамы замечают, что детям проще есть, если они сами берут еду руками, а не когда их кормят с ложки. Так они контролируют ситуацию. Большинство детей перерастают свой слишком чувствительный рвотный рефлекс к двенадцати месяцам; поэтому, если в год ребенок не жует или не может жевать кусочки и еду, которую может сам взять руками, обратитесь к врачу.

Оптимальный возраст

Пищеварительная система, жевательный аппарат детей 4-5 месяцев не готов ни к какой другой еде, кроме адаптированной смеси или грудного молока. Поэтому до этого возраста педиатры не советуют вводить прикорм, и тем более начинать приучать к твердой пище. У малышей выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс: все твердые частицы автоматически выталкиваются из ротовой полости языком. По мере роста и развития ребенка врожденные рефлексы постепенно угасают. Одновременно с этим совершенствуется пищеварительная система. Одного грудного молока или смесей становится недостаточно для насыщения организма крохи необходимым количеством питательных элементов. Примерно с полугодовалого возраста родители начинают вводить прикорм. Продукты первое время даются в измельченном пюреобразном виде.

Раннее приучение к употреблению твердой пищи может привести к таким последствиям:

  • появление проблем с кишечником (расстройство стула);
  • нарушение функционирования желудка.

Поздний переход к употреблению твердой пищи может повлечь за собой ряд проблем:

  • нарушение речи. Это связано с недоразвитостью жевательных мышц, которые принимают участие в произношении слов;
  • формирование неправильного прикуса;
  • появление проблем в работе пищеварительного тракта;
  • неправильный рост зубов;
  • психологические нарушения. В 2-3 года дети уже осознанно выполняют все действия. Некоторые могут отказываться от приема неизмельченной еды.

Поэтому родителям важно знать оптимальный возраст, когда можно начинать приучать кроху к твердой пище. Давать это разрешается после появления у крохи первых зубов. Это примерно возраст 7-10 месяцев

В это время у малыша возникают зуд, жжение десен

Это примерно возраст 7-10 месяцев. В это время у малыша возникают зуд, жжение десен.

Твердые частицы пищи помогают уменьшить выраженность дискомфорта. Рекомендуется приучать кроху к пережевыванию еды в то время, когда он будет к этому готов. Тогда процесс пройдет проще и быстрее.

Признаки того, что ребенок готов к употреблению твердой пищи:

  • малыш проявляет интерес к взрослой еде, которая не измельчена до пюреобразного состояния;
  • кроха пытается не сосать предложенную ему пищу, а снимать ее верхней губой и жевать;
  • ребенок засовывает в рот ложку. Это не вызывает у него рвотный рефлекс.

Педиатры считают, то дети старше 10-месячного возраста не должны давиться едой.

Важно, чтобы двухлетние малыши уже умели хорошо пережевывать твердую пищу. Ведь именно в этот период начинает формироваться прикус. Поначалу твердая еда переваривается плохо, может выходить с калом в первозданном виде

Не нужно паниковать, ведь ребенок только учится жевать. Со временем такая проблема исчезнет

Поначалу твердая еда переваривается плохо, может выходить с калом в первозданном виде. Не нужно паниковать, ведь ребенок только учится жевать. Со временем такая проблема исчезнет.

Что делать если момент введения твердой пищи упущен

Но бывает, что в силу каких-либо индивидуальных особенностей ребенка или по причине пропущенного времени малыш категорически отказывается принимать даже небольшие кусочки твердой пищи. Попытка глотнуть что-то не жидкое, заканчивается рвотным рефлексом и громким плачем. Ребенок готов голодать до тех пор, пока ему не вернут его привычную пищу. Тогда родителям придется провести следующие мероприятия.

Массаж языка

Нужно активизировать работу мышц языка. Это поможет избавиться от рвотного рефлекса, появляющегося у ребенка при попытке проглатывания твердых кусочков. Для этого нужно мягко массировать малышу язык при помощи деревянного шпателя. Начинайте с кончика, постепенно перемещаясь к корню языка. Чтобы процедура проходила без скандала, необходимо придумать какую-нибудь занимательную историю про волшебный язычок или увлекательную игру с деревянной палочкой. Хорошим упражнением для детского язычка будет, если мама разместит ему за щечкой марлевый тампон и попросит кроху вытолкнуть его языком. Можете проделывать это вместе, так малышу будет интересней.

Применение ниблера

Часто появление рвотного рефлекса связано со страхом крохи, связанным с попаданием в рот твердых кусочков. Родителям нужно попробовать деликатно победить этот страх. Ниблер  – это маленькое сито в виде пустышки с ручкой. В него кладется небольшой кусочек фрукта или овоща, и ребенок тренируется жевать, без риска подавиться.

Помощь малыша маме при приготовлении еды

Мама и малыш много времени проводят вместе, поэтому ребенок иже давно изучил, как мельчится пища. Маме нужно убедить малыша, что блендер не работает, сито потерялось, а осталась только волшебная вилочка. Нужно дать ее малышу, пусть попробует. Также крохе можно дать терку, на которой он самостоятельно потрет морковку или яблочко, а возможно сразу и съест.

Положительный пример

Вся семья должна доказать крохе, что кусочек пищи во рту горазда интересней пюрешки на ложке. Подготовьте семейный обед, рассказывая малышу интересные истории о кусочках. Нужно дождаться чтобы малыш сильно проголодался, возможно, заинтересованный ребенок сам потянется к кусочку тыквы-царицы или огурца-великана.

Хороший пример – заразительный

Пригласите в гости семью с ребенком такого же возраста, но умеющего жевать и глотать твердую пищу. Организуете небольшое детское застолье. Возможно, на чужом примере кроха научится сам это делать гораздо быстрее.

Полезное и интересное видео по теме статьи:

https://www.youtube.com/watch?v=kgYCWPSgDsE

Когда начинать учить ребенка, как кусать пищу

Кусание пищи – еще один шаг в изучении навыков употребления пищи. Без навыка проглатывания пищи, ее помещение в ротовую полость, безопасное употребление пищи, в том числе кусание, невозможно. Поэтому время, когда вы начнете расширять рацион вашего ребенка, т.е. тот момент, когда вы начнете кормить его другими продуктами, кроме молока, можно рассматривать как начало предварительного изучения кусания. Согласно последнему режиму кормления, пищевые продукты с консистенцией пюре должны подаваться младенцам, когда им от 5 до 6 месяцев. Поэтому мы начинаем готовить ребенка к изучению взрослого способа употребления пищи.

Не едой едины

Жевание не только обеспечивает нормальный пищеварительный процесс, но и имеет ряд других преимуществ. Если вовремя (с 6-7 месяцев) начать учить малыша жевать, у него будет формироваться прикус. Более того, как показало бельгийское исследование, опубликованное в журнале J Voice, жевание способствует правильному развитию речи. Когда ребенок жует, кусает или облизывает, у него работают губы, язык, щеки и челюсти. Так развиваются те же двигательные навыки, что и при говорении. На практике получается, что процесс потребления пищи — самый приятный вид артикуляционной гимнастики.

О других функциях жевания нам рассказала педиатр высшей категории Юлия Викторовна Андронникова:

Медленное жевание позволяет насытиться меньшим количеством еды, так как сигнал успеет поступить в центры регуляции голода и аппетита.
Жевательные движения активизируют участки коры головного мозга, которые отвечают за когнитивные способности. У детей жевание стимулирует развитие

Если же этот процесс нарушен, в пожилом возрасте может прогрессировать деменция.
Жевательные движения формируют лицевой скелет, что очень важно для правильного дыхания и кровоснабжения ЦНС.
Ни одна косметологическая процедура не поможет держать в тонусе и улучшать кровоснабжение мимических мышц лица так, как правильное (медленное) жевание.

Частые ошибки родителей при переходе на твёрдую пищу

Ждать появления зубов

Сроки прорезывания первых зубиков индивидуальны. Чаще они появляются к 7-8 месяцам, как раз к моменту введения твердого прикорма. Но иногда зубы лезут только к 10-11 месяцев, из-за чего родители откладывают переход на комочковую пищу.

Педиатры настаивают, что это неправильный подход. Мелкие и мягкие кусочки малыш способен пережевывать деснами. Не страшно, если часть еды он не сможет разжевать и выплюнет, главное – вовремя познакомить кроху с новыми текстурами продуктов.

Насильно впихивать в рот куски пищи

Даже в грудничковом возрасте кроха показывает свой характер, и, чем сильнее вы будете его заставлять съесть новую пищу, тем больше сопротивления получите в ответ. Насильственное кормление также негативно сказывается на пищевом интересе, поэтому в будущем у ребенка возможен страх перед едой, боязнь пробовать незнакомые блюда.

Давать кусочки раньше 6 месяцев

Полгода – минимальный возраст, когда ребенок физиологически и психологически готов попробовать комочковую пищу. Если вы хотите попробовать приучить малыша к комочкам раньше 8 месяцев жизни, рекомендованных ВОЗ, это не запрещено, но вот начинать давать твердую пищу до 6 месяцев не стоит.

В раннем возрасте у ребенка сильный сосательный рефлекс, а также хорошо работает защитный рефлекс – при попадании в рот любого кусочка, малыш тут же попытается его вытолкнуть языком. Поэтому хороших результатов от попыток раньше времени перейти на пищу комочками вы не получите.

Давать малышу сладости

Использовать сладкое печенье, вафли и конфеты, чтобы научить малыша жевать – не лучшая тактика. Во-первых, вы слишком рано знакомите ребенка со сладким вкусом, и потом давать остальную еду будет намного сложнее. Во-вторых, избыток сахара негативно сказывается на состоянии первых молочных зубов и работе пищеварительного тракта.

Приучать к кусочкам нужно с помощью обычной пищи, где содержатся полезные компоненты. По сути, это те же продукты, которые малыш получал в пюреобразном виде, только теперь вы должны готовить их по-другому.

Предлагать твердый прикорм «под мультики»

Популярная уловка родителей – накормить малыша нелюбимым продуктом, пока он увлеченно следит за приключениями героев на экране телевизора. Это облегчает задачу мамы, но не вызывает интереса к пище у ребенка. Чтобы не создать себе проблемы в будущем, когда кроха наотрез откажется принимать пищу, пока вы не включите мультфильм, попытайтесь заинтересовать его едой.

Когда нужно начинать учиться?

Оказывается, формировать навык жевания нужно начинать очень рано, еще до того, как ребенок обзаведется зубами. В возрасте 6-7 месяцев малыши все активно тянут в рот, чтобы почесать десна. Грызя специальное приспособление (прорезыватель зубов), ребенок постепенно тренирует жевательные мышцы, готовясь к переходу на твердую пищу.

В давние времена для тренировки жевательных мышц бабушки заворачивали кусочек пищи (например, яблока) в марлю и давали этот мешочек малышу, чтобы он его мусолил и постепенно разжевывал еду. Современным мамам доступно более удобное приспособление, называемое – ниблер. Внешне не похож на соску, но имеет сзади крышечку, в которую закладывается детское печенье или другой продукт. Мусоля ниблер, ребенок измельчает продукт и смачивает его слюной, что способствует появлению ощущения вкуса. Мамам нужно будет только следить, чтобы сеточка жевательной части ниблера оставалась целой (острые зубки малыша могут повредить ее) и, естественно, мыть приспособление после каждого использования. Дать ребенку ниблер можно уже в 7-9 месяцев.

В крайнем случае, если приобрести ниблер не удалось, можно дать малышу сушку. Чтобы он не потерял ее, сушку можно подвесить на веревочке наподобие кулона. Конечно, особой питательной ценности сушки не представляют, но они являются отличным тренажером для жевательных мышц.

Давать ниблер или сушки ребенку во время появления первых зубов, если этот момент упустить, то потом будет намного труднее приучить ребенка к жеванию. Кроме сушек и печенья, ребенку 9-10 месяцев можно предлагать кусочки фруктов и овощей. Даже если ребенок поначалу отказывается кусать предложенную еду, нужно периодически предлагать ему снова и снова, пока он не согласится.

Многие мамы считают, что до того, как ребенку исполнится 1 год, ему вредно давать твердую пищу. На самом деле это не так. Конечно, мусоля яблоко или печенье, ребенок много не съест, но зато его мышцы получат должную нагрузку, а это со временем облегчит не только процесс обучения жеванию, но и освоение речи.

Единственное, за чем нужно следить, это за тем, чтобы ребенок, мусоля продукт, не дышал ртом, то есть, его носик должен быть свободен. Если у малыша насморк, нужно будет временно прекратить давать ему твердую пищу до выздоровления.

Получение пищи с ложки для 5-6-месячного ребенка – первые шаги в расширении диеты ребенка

Положите небольшое количество пищи на ложку, которая должна быть маленькой, твердой, узкой и не слишком глубокой. Мы показываем ее ребенку и подносим ближе к его рту. Когда ребенок видит ложку, он обычно открывает рот.  Если он его не открывает, вы можете мягко коснуться его верхней губы. Мы помещаем ложку с ее содержимым в рот ребенка. Если его рот остается открытым, а верхняя губа не забирает пищу из ложки, вы можете слегка надавить ложкой на середину языка, после чего малыш закроет рот. Если ребенок крепко сжал губы на ложке или укусил ее деснами, вам нужно подождать, пока он не ослабит хватку и вытащить ложку из его рта.  Кормление ложкой является важным элементом обучения вашего ребенка употреблению пищи. Эта активность укрепляет кольцевые мышцы рта и учит ребенка, как правильно использовать язык. Мы используем ложку для кормления продуктами в виде пюре, мусса или сливок, с помощью которых вы учите своего ребенка пищевым продуктам, не жидкой консистенции. Употребление пищи в такой форме требует, чтобы язык и другие мускулы рта работали правильно, чтобы эффективно и безопасно передавать пищу в пищевод.

Первая помощь, если новорожденный поперхнулся

Нужно действовать в строгой последовательности. В первую очередь попытайтесь открыть ротик крохи и заглянуть, где находится инородный предмет или остатки пищи. Если это не удалось сделать, аккуратно переверните малыша вниз головой за ножки и немного похлопайте ладонью между лопаток. Если это не помогло и ситуация выходит из-под контроля, приступаем к экстренным мерам.

Синюшность кожных лицевых покровов у грудничка говорит о том, что у малыша прекратилось дыхание

Инструкция по спасению подавившегося ребенка

Главное правило — категорически никакой паники!

Переворачиваем малыша вниз животиком и кладем на предплечье так, чтобы лицо оказалось на вашей ладони и находилось ниже попы.
Осторожно между лопаток делаем пять толкающих скользящих движений от поясницы к груди, провоцируя сокращение мышц и выход предмета из дыхательных путей.
Когда предыдущие действия не помогли, переворачиваем грудничка вверх животиком и делаем пять надавливаний на грудину.
Наблюдая посинение кожи лица, приступаем к искусственному дыханию рот в нос, при каждом вдохе кладите свою ладонь на грудную клетку ребенка. Это необходимо для того, чтобы почувствовать поступает ли воздух в легкие. При этом грудь малыша должна подниматься.

При этом грудь малыша должна подниматься.

Обязательно посмотрите фотоинструкцию.

Правильное положение грудничка при первой помощи после того, как он поперхнулся

Методика перехода на твердую пищу

Оптимальным и наиболее естественным методом перехода на твердую пищу является ее постепенное введение в меню малыша.

  • При приготовлении блюд следует поэтапно увеличивать густоту пюре, затем – оставлять в нем маленькие кусочки продуктов, рекомендованных согласно с возрастом.
  • Следующий этап – разминание больших кусочков вилкой или использование крупной терки вместо блендера.
  • Если вы покупаете готовые смеси для кормления, то просто внимательно читайте информацию на их этикетках: производители также будут их сгущать и вводить кусочки продуктов, исходя из возрастных рекомендаций.

Бывает, что ребенок отказывается пережевывать и глотать твердую еду, как правило, это случается, если упущено время. Тогда малышу нужно помочь всеми возможными для этого средствами, самое простое и доступное из них – нежное массирование языка деревянным шпателем с марлей. Проводя такую процедуру ежедневно, мы приучим ребенка не испытывать рвотные позывы при попадании в ротовую полость твердого предмета (в дальнейшем – пищи), а также будем тренировать мышцы языка и артикуляционный аппарат.

Жуем твердую пищу

Кроме того, можно купить ниблер – специальное ситечко для кормления или сделать его аналог в домашних условиях, заворачивая фрукты в марлю. Так между продуктом и ротовой полостью будет создаваться определенный барьер, от которого со временем будет несложно избавиться.

7 способов, как научить ребенка есть кусочками

№1 – Откажитесь от блендера

Это совет для родителей, которые готовили овощные и фруктовые пюре самостоятельно. Если раньше вы все перебивали в блендере до гомогенной текстуры, то с 8 месяцев можно разминать хорошо сваренные продукты вилкой. На выходе получается достаточно однородное пюре с небольшими волокнами и крупинками, которое ребенок съест даже при отсутствии зубов.

В первое время малыш может отказываться от непривычной пищи, выталкивать ее языком и капризничать, поэтому родителям потребуются терпение и выдержка. Чтобы повысить шансы на успех, начните давать любимые продукты малыша, размятые вилкой, а вот мясо, которое многие детки едят без удовольствия, пока лучше перебивать и прятать в прикорме.

№2 – Разнообразьте текстуру привычной пищи

Интересный вариант постепенного приучения к твердой пище – подмешивание кусочков в привычную по текстуре детскую еду. Проще всего это сделать с кашей.

Поясним принцип на примере гречневой крупы. Если раньше вы давали малышу готовую кашу быстрого приготовления с однородной текстурой, то в 8 месяцев попробуйте добавить в порцию 1 чайную ложку сваренной гречки. На следующий день – уже 2 чайных ложки, и так далее. Проверенный способ помогает за 7-10 дней без сильных истерик приучить ребенка к комочковой пище.

№3 – Купите готовые каши с кусочками

Производители детского питания стараются облегчить жизнь родителям грудничков, поэтому в продаже вы найдете много вариантов еды для деток, которые учатся жевать. Обычно это каши с кусочками натуральных овощей и фруктов. У них 2 преимущества: во-первых, вам не придется тратить время на приготовление, а во-вторых, состав разработан с учетом потребностей ребенка этого возраста.

При покупке детского питания не забудьте проверить состав: там не должно быть сахара, подсластителей и синтетических вкусовых добавок. Конечно, сладкую кашу малыш будет есть с большей радостью, но приучать его к неполезной еде с раннего возраста не стоит.

№4 – Попробуйте педагогический прикорм

Прежде чем рассказывать об этом способе, нужно пояснить, что существует 2 вида прикорма: энергетический и педагогический. Первый необходим для поступления в детский организм белков, жиров, углеводов и микронутриентов в должных количествах. Основная цель второго – сформировать у крохи пищевой интерес и ускорить переход на прием твердой пищи.

Педагогический прикорм – это довольно просто. Когда вы садитесь за стол, возьмите малыша к себе на колени и не препятствуйте, если он хочет что-то взять руками с родительской тарелки. Скорее всего, ребенок не сможет прожевать и выплюнет еду, но это новый опыт, который нужен для нервно-психического развития.

№5 – Красиво оформляйте пищу

Деткам нравится рассматривать яркие цвета и необычные формы, поэтому из кусочков пищи можно попробовать составить «мозаику» или картинки на тарелке. Это вызовет любопытство у малыша, и он быстрее начнет пробовать «интересные» продукты. Купите красивые цветные тарелки с рисунками – ребенку захочется съесть пищу и посмотреть, какое изображение под ней скрыто.

№6 – Позвольте ребенку «кусочничать»

Максимально естественный способ перехода на кусочковую пищу – предложить ребенку выбирать самому. Приготовьте несколько видов овощей, фруктов, несладкого печенья или сушек и разложите все это на тарелочке перед малышом. Он сам решит, какой продукт нравится больше, возьмет его рукой и попробует на вкус. Конечно, на первых порах весь стол, а то и вся кухня, будут в кусочках еды, но придется потерпеть.Такой способ хорошо подходит для формирования пищевого интереса у грудничка.

№7 – Подавайте пример

Маленькие дети склонны к копированию поведения родителей, поэтому, перед тем, как предлагать твердый прикорм малышу, попробуйте его сами. Покажите мимикой, что вам нравится новое блюдо, похвалите его вкус. Скорее всего, малышу станет интересно, что вы едите, и он тоже захочет попробовать. Желательно совмещать кормление малыша с вашими приемами пищи, чтобы он приучился быстрее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий