Общая информация для родителей
Перед тем, как начинать логопедический практикум, родителям нужно обратить внимание на то, что буква и звук – не одно и то же. Проговариваем мы звуки, а буквы пишем (см
также: как научить малыша писать буквы?). С самого начала до ребенка тоже нужно доносить эту разницу, объясняя и давая правильно сформированные задания (например, «Произнеси звук» или «Напиши букву»). От этого во многом зависит конечный успех, а еще такие знания пригодятся ребенку в школе.
Следует знать и то, что в русском языке буквой Р обозначаются два звука – Р и РЬ. У малышей бывают разные проблемы с их выговариванием. Одни умеют говорить твердое Р, но им не дается мягкая разновидность этого звука (например, «рак» и «рыба» они произносят четко, а вместо «речка» получится «лечка» или «йечка»). Может быть и наоборот. Бывает и так, что ни твердый, ни мягкий звук пока не дается. Перед началом уроков на артикуляцию родителям нужно проанализировать произношение ребенка, чтобы точно знать, над чем работать.
Звук Р довольно сложный. Артикуляционная гимнастика по работе с ним состоит из нескольких этапов – сначала он просто появляется в речи, а со временем ребенок начинает самостоятельно употреблять его в словах и предложениях. Ни один из этапов игнорировать нельзя. Особенно важен последний, закрепляющий, и если от него отказаться, произношение может остаться неустойчивым. Только прохождение полного курса от начала до конца гарантирует, что по окончании ребенок будет четко выговаривать букву Р и к школьной программе будет основательно подготовлен.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: артикуляционная гимнастика для детей 3 лет в домашних условиях
Немаловажно для успеха придать урокам игровую форму. Никакие уговоры и объяснения, что это надо, не будут стимулировать детей
Их можно лишь заинтересовать, а как? Конечно же, игрой.
Следует также проявить терпение и заниматься каждый день. Систематическая работа и постоянное повторение помогут научить малыша правильной артикуляции и сделать результат стабильным.
Упражнения для дома
Только логопед сможет сказать, почему ребёнок не выговаривает букву «Р». Но, если вашему малышу ещё нет 6 лет, то вы можете самостоятельно поработать с ним. Возможно, вам удастся справиться с проблемой без обращения к специалисту. Учитывайте, что для этого процесса необходимо набраться терпения: не нужно рассчитывать на быстрые результаты. Скорее всего нужно будет месяцами заниматься с ребёнком.
Заранее подготовьте место для занятий: такое, чтобы сидеть друг напротив друга. Уделять много времени тренировкам не нужно: 10-20 минут в день достаточно. И всё должно проводиться в игровой форме.
Гимнастика
С помощью артикуляционной гимнастики можно развить подвижность языка, придать ему гибкость, силу, а также улучшить его переключаемость. Кроме улучшения звукопроизношения, такие занятия положительно сказываются на состоянии зубов: упражнения препятствуют застойным процессам, из-за которых во рту развивается патогенная микрофлора. Логопеды обычно используют следующие занятия:
- парашют. На нос кладут кусок ватки. Язык при этом нужно сделать в форме чаши. Если у ребенка не получается, поместите на язык несколько капель воды и попросите его удерживать жидкость. Когда малыш научится держать язык в таком положении, на нос кладут ватку и просят ребенка сдуть её, не меняяположения языка;
- шарик. Простое упражнение, при котором нужно с силой надувать щёки и задерживать их в таком положении на несколько секунд;
- маляр. Рот нужно приоткрыть на 2-3 сантиметра, губами – широко улыбнуться. Максимально прямым языком нужно гладить верхнее нёбо, имитируя движения кисточкой по стене. Такое упражнение идеально подходит детям с короткой уздечкой;
- грибочек. Нужно улыбнуться губами, прогнуть язык и цокать им по верхнему небу. Через 5-7 раз попросите ребенка плотно присоединиться средней частью и кончиком языка к нёбу, задержаться так на несколько секунд. Задание поможет хорошо ощутить напряжение в уздечке.
Чтобы довести всё до автоматизма, регулярно повторяйте все упражнения. Не прекращайте занятия даже в том случае, если малышу потребуется операция на уздечке или лечение ЛОР-органов.
Упражнения
Буква «Р» – самая сложная для произношения. Поэтому сложности возникают у многих. Чтобы научиться выговаривать её, можно выполнять следующие упражнения для буквы «Р» для детей:
- барабаны: нужно широко открыть рот и ударить кончиком языка о поверхность нёба за верхними зубами, произнося при этом букву «Д». сразу просите ребенка делать это медленно, потом – быстро;
- жужжалка: ребенку нужно длительно произносить «Ж», постепенно отводя кончик языка вглубь рта. Вы услышите, как звук в скором времени сменится на слабое «Р»;
- змейка: попросите малыша протяжно произносить «С», через несколько секунд – затягивать язык и поднимать его кончик к нёбу;
- моторчик: под язык кладут ватную палочку, которую водят вперед-назад. В этот момент ребёнок должен жужжать.
Если регулярно выполнять упражнения, ребёнок доведет всё до автоматизма. В скором времени он научится чётко и громко произносить букву «Р», отработает слоги с ней. Чтобы закрепить результат, используйте стишки и скороговорки:
«На дворе растёт трава,
на траве стоят дрова.
Не руби дрова на траве двора».
Варианты неправильного произношения
Не выговаривать Р можно по-разному:
- Распространенный вариант — когда звук просто выбрасывается, например, малыш произносит «ыба» вместо «рыба».
- Р может заменятся на звуки, которые произнести легче: Л, Й, В, Ы, Г.
- Ребенок может произносить Р нехарактерным для русского языка образом, например, грассируя (горловым способом) или как в английском. Особенно часто это случается у билингвов, с детства говорящих на двух языках, в одном из которых звук Р произносится «не по-русски».
- Иногда дети нормально произносят этот звук отдельно, но в произношении слов или слогов возникают сложности.
Причины неправильного произношения
Отдельно остановимся на тех факторах, которые могут стать причиной неправильного произношения ребенком отдельных звуков. Можно выделить несколько основных причин:
- Нарушения артикуляционного аппарата. В этом случае исправить речь можно при помощи логопедических упражнений, направленных на устранение конкретных дефектов. Для этого потребуются усидчивость, терпение и старание как ребенка, так и родителей.
- Заболевания органов дыхания или артикуляционного аппарата. При выявлении таковых необходимо обратиться за помощью к врачу, который вылечит имеющиеся болезни. Только после этого можно начинать работу по постановке звука Р.
- Неправильное поведение окружающих ребенка людей. Очень часто взрослые целенаправленно коверкают свою речь, считая, что так они говорят на языке, более понятном детям. А ребенок, слыша с младенчества неправильную речь, привыкает к подобному произношению, считая его правильным. В результате – дефектная речь.
Это наиболее распространенные причины, почему ребенок неправильно говорит. В действительности их может быть гораздо больше. Выявить их может только логопед.
Как проводить логопедические занятия с ребенком дома
Чтобы ребенок гармонично развивался, родители с самого раннего детства должны уделять ему достаточно времени и внимания. Например, во время прогулок показывать ему предметы, называть их, учить, какие звуки издают животные, шумит ветер и т.д. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Нужно не заниматься, а играть и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.
Советы для занятий с ребенком:
- Занятия не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика пусть длится 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу. Не забывайте хвалить ребенка даже за незначительные успехи. Лучше всего снимайте уроки на видеокамеру, а потом пересматривайте их вместе с малышом. Так проще прослеживать прогресс.
- Говорить нужно на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так как вы делаете только хуже. Разговаривайте с малышом своим привычным стандартным тембром, ведь именно этот ваш тон и тембр ребенок слышит еще с внутриутробного своего состояния.
- Не принимайте язык жестов. Стимулируйте ребенка к разговору, если он показывает пальцем на предмет, или коверкает его название, сделайте вид, что не понимаете. Не доводите при этом ребенка до слез, а задавайте наводящие вопросы, и он попробует вам объяснить.
- Уберите отвлекающие факторы. Беспрестанно работающий телевизор или компьютер с мультиками заглушит любые ваши попытки выйти на диалог.
- Избыточная артикуляция не нужна. Преувеличенные движения рта искажают звуки речи и выражение лица, что затрудняет использование зрительной информации, которая могла бы облегчить понимание.
- Используйте развивающие игрушки. Они улучшают мелкую моторику рук и хорошо влияют на развитие мозга в целом и речевых функций в частности.
- Внимательно слушайте ребенка. Это поможет вовремя выявить неправильное произношение и устранить дефекты.
- Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.
Упражнения на автоматизацию
Занятия по автоматизации необходимы для того, чтобы кроха мог научиться верно говорить слова с «р» и фразы с такими словами. После подобных упражнений и игр малыш начинает выговаривать звук правильно, не задумываясь.
Игра «Повторюшки». Расскажите малышу о повторюшках, что это веселые гномики с большущими ушками, благодаря которым они прекрасно слышат. Гномики все время норовят повторить услышанное. Обратитесь к ребенку: «Покажи, какие уши у повторюшек». Большие-пребольшие! «А теперь повтори: ро-ро-ро, ры-ры-ры, ру-ру-ру, ра-ра-ра». Голос должен звучать на различной высоте и быть то тихим, то громким. Малыш должен повторять.
В чистоговорках взрослый говорит начало фразы, а кроха должен назвать ее последнее слово. Подобные занятия одновременно позволяют добиться закрепления результатов и развить чувство рифмы и ритма.
Автоматизация с помощью чистоговорок:
- ры-ры-ры что в руках у нас? шары;
- ра-ра-ра продолжается? игра;
- ру-ру-ру бью ногою по? шару;
- ро-ро-ро шар куда упал? в ведро;
- арь-арь-арь в темноте горит? фонарь;
- ор-ор-ор вышли погулять во? двор;
- ур-ур-ур что сказала кошка? мур.
Игра «Эхо» — учим дошкольника звуку при помощи повторения за взрослым слогов, которые начинаются и оканчиваются . Например, ра-ма-ра-ма, ма-ра-ма-ра, ур-ар-ор, ыр-ир-юр.
Учимся букве «р» в более сложных слогах:
- гро-гро-гро;
- вры-тры-кры;
- зра-зры-зру-зро;
- мра-гра-жра;
- пра-пры-про-пру.
Игра «Четвертый лишний»: назовите ребенку четыре слога и попросите назвать, какой из них будет лишним. Например, ка-ра-ка-ка, ро-ро-ру-ро, тру-тру-дру-тру, утр-утр-атр-утр.
После занятий со слогами проговорите с ребенком слова, которые начинаются с них. Например, тру — труба, дру — друг, дра — дракон, тро — тропа, тра — трава.
Для автоматизации в предложениях и словах можно попросить малыша хлопать в ладошки, когда он услышит этот звук, или повторять за взрослым только слова с (говорите вперемешку слова с «р» и без него). Предложите ребенку отыскать цветочки, в названиях которых имеется , к примеру, ромашка, роза.
Наиболее популярные вопросы
До какого возраста невыговаривание «р» является нормой?
Малыши 3-4 лет должны освоить и выговаривать звуки родной речи. Но освоение самых тяжелых, в том числе «р», может затянуться до 5-6 лет (это норма).
Когда стоит обратиться к логопеду?
Если ребенок, несмотря на усилия родителей по его обучению, до 6 лет не научился выговаривать «р», то ему необходима помощь профессионального логопеда.
Почему некоторые дети картавят всю жизнь?
Картавость — преодолимый дефект речи, при регулярных занятиях с логопедом возможно преодоление и полное исправление речи человека. Если она остается, значит, лечение отсутствовало.
Маленьким детям часто с трудом дается выговаривание различных звуков, особенно «р». Если у малыша возникает проблема картавости, его следует показать логопеду. Он определит причину и поможет разработать комплекс упражнений для преодоления дефекта речи. Родители также могут самостоятельно заниматься с малышом дома. Но это требует много усилий, времени и терпения.
Какие упражнения можно делать в домашних условиях
Самым действенным способом является артикуляционная гимнастика, которую можно практиковать дома. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи. Это набор несложных, но интересных упражнений, которые помогут в становлении правильного произношения.
«Вкусности» — облизывать открытые губы по часовой стрелке и против нее.
«Качели» — открыть широко рот, и вытягивать язык к носу, а затем к подбородку.
«Маятник» — водить напряженным языком из стороны в сторону.
«Прикуси язычок» — нужно высунуть язык и тихонько прикусить его. А теперь пусть попробует сделать так же.
«Кукушонок» — нужно открыть широко рот и высовывать язык, дотрагиваясь кончиком до верхней губы, а затем прятать за верхние зубы.
«Зубная щетка» — широко откройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить зубы с внешней стороны языком.
Эти несложные упражнения подготовят язык, челюсть и дыхание ребенка к правильному произношению, а заодно и «растянут» подъязычную уздечку, если с ней возникли проблемы.
Помните, что упражнения по устранению речевых дефектов необходимо выполнять систематически. Это длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. При этом следует понимать, что для правильного формирования произношения нужно приложить немного больше усилий, чем, например, для обучения плаванию. Ведь в случае со словами акцент делается не на технике, а на развитости артикуляционного аппарата.
Упражнения для правильного произношения буквы «Р»
Постановка звука «р» не такая уж простая задача. Некоторые упражнения можно выполнять дома:
- «Заводится мотор». Произносить «д» на выдохе. Говорить «дын-дын-дын-дын» постепенно увеличивая скорость. Продолжительность одного упражнения до 10 секунд.
- «Волшебный инструмент». Логопеды помогают детям выговаривать некоторые звуки с использованием различных приспособлений. В домашних условиях можно использовать ватную палочку или чайную ложку. Поднимите язык и положите палочку или ложку под него, в это время ребенок должен произнести звук «ж», чтобы почувствовать нужную вибрацию.
Чтобы создать вибрацию, как основу для твердого и мягкого звука «р», необходимо под язык положить ватную палочку или ложку и позволить ребенку произнести звуки «ззззааа» для твердого звука и «ззззззиии» для мягкого звука.
Игры для развития навыка
Дети, особенно раннего возраста не могут долго концентрировать свое внимание. Поэтому быстро устают выполнять однообразные упражнения
Лучше если подготовка к постановке звука «р» будет происходить в игровой форме. Для разработки речевого аппарата важна подвижность языка.
Поэтому можно придумать много игр – упражнений для языка. Далее мы приводим несколько примеров таких игр:
Поиграйте с малышом в лошадку. Всем знакомо, она как цокает. Покажите это ребенку. Пусть повторяет за вами. Потом лошадку останавливаем: «тппррр». Поехали дальше: «ноо». Продолжаем цокать.
Играем в котика. «Как котик лакает молочко?». Ребенок выполняет движения, сильно высовывая язычок и «лакает» им. «Как котик облизывается?» Малыш облизывается, водя язычком по верхней и нижней губам.
Играем в собачку. «Как собачка дышит, когда ей жарко?». Малыш широко открывает рот, и высовывает язык. Дышит так какое-то время. «Как собачка рычит, когда сердится?». Ребенок пытается порычать.
Можно имитировать любых животных: лягушку, которая ловит муху языком, медведя, и других.
Такая артикуляционная гимнастика сможет подготовить речевой аппарат к произношению сложных звуков. К тому же ребенку понравится играть с мамой или папой. Можно придумывать новые игры, когда малыш потеряет интерес к прежним упражнениям.
Чтобы не пропустить возможных тревожных признаков, важно знать, что должен уметь делать ребенок в 3, , 6 месяцев и полтора года. Во сколько месяцев малыш начинает самостоятельно сидеть и ходить
А еще вам обязательно пригодится материал о том, как развить у ребенка усидчивость и внимательность
Во сколько месяцев малыш начинает самостоятельно сидеть и ходить. А еще вам обязательно пригодится материал о том, как развить у ребенка усидчивость и внимательность.
Обратите внимание!
- Между звуками r и Т ничего не должно быть. Никаких гласных звуков.
- Школьник постоянно чувствует, как «муха жужжит», прижатая краешком его языка к бугоркам за передними зубками. (так он будет ощущать в этом месте струю воздуха).
- Такое воспроизведение звука подталкивает ребёнка задерживать дыхание, поэтому время от времени дайте малышу подышать (можно вспомнить простые упражнения из дыхательной гимнастики).
Затем необходимо быстро и кратко повторить звук r, чтобы звуки r и Т заменяли друг друга. Фрикативный Р будет произноситься с дрожанием на кончике языка, выйдет нечто похожее на дребезжание трактора: ТР-ТР-ТР.
Если малыш «роняет язык», кладите ему на кончик языка обрывок фольги. В таком положении это будет «муха».
- Пусть ваше чадо прижмёт муху к бугоркам, придерживает её языком и попробует сдуть. Возможно, сразу выйдет сочетание ТР-Р-Р.
- Если нет, пусть прижимает и отпускает муху, как в предыдущем задании. Будет слышаться ТР-ТР-ТР.
- Для «запуска» вибрации «подтолкните» язык школьника коротким быстрым рывком внутрь рта. Делайте это аккуратно.
Буква Ж
Эту разницу легко заметить даже ребенку. Пусть он положит свою ладонь на горло взрослого, который произносит по очереди буквы Ш и Ж. Ребенок ощутит, как вибрируют голосовые связки, когда говорят букву Ж. При произнесении буквы Ш они останутся неподвижными.
Обратите внимание, как правильно выговаривать букву Ж. Губы должны быть округлены, а зубы находиться близко друг от друга
Широкий кончик языка приближен к альвеолам (углублениям в кости верхней челюсти), края языка прижаты к боковым зубам, а задняя часть языка поднята и стремится назад. Посередине языка проходит теплая струя воздуха. Голосовые складки напряжены и дают голос.
Для занятий подходят артикуляционные и дыхательные упражнения для буквы Ш. Они точно так же развивают и подготавливают губы, язык и дыхание к произнесению буквы Ж.
Игры с буквой Ж
- Жужжать как жук, пчела или муха.
- «Пчелы собирают мед». Участники воображают себя пчелками и жужжат, кружась и перемещаясь по комнате. По сигналу нужно как можно быстрее «улететь» в «домик».
- «Мухи в паутине». Игра подойдет для компании детей. Часть из них изображает паутину, образуя круг. Другая часть детей — «мухи», они вбегают и выбегают из круга, жужжа при этом. По сигналу дети-»паутинки» берутся за руки, а те «мухи», что не успели выбраться из круга, тоже становятся в паутину. Игра длится до тех пор, пока все «мухи» не пойманы.
- «Кому это нужно?» Взрослый показывает ребенку сюжетные картинки, на которых не хватает предметов. Затем нужно достать предметную картинку и спросить, что на ней изображено (предметы, в названии которых встречается буква Ж). Например, картинка, на которой нарисованы ножницы. Ребенок произносит название вслух и решает, какой сюжетной картинке не хватает ножниц. Например, они нужны бабушке, чтобы шить.
Скороговорки с буквой Ж
- Женя и Вика жуют ежевику.
- В живом уголке жили ежи да ужи.
- Жарко жабе в теплой луже. Жаба ждет дождя и тужит.
- Что на ужин у ежей? Кожура от желудей.
- У ужа — ужата, у ежа — ежата.
- У крошки Матрешки пропали сережки. Сережки Сережка нашел на дорожке.
- Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
- На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры.
Частые вопросы
Как помочь ребенку выговаривать букву «Р»?
Выговаривание буквы «Р» может быть сложной задачей для некоторых детей. Вот несколько способов, которые могут помочь:
Какие упражнения помогут ребенку выучить букву «Р»?
Существует несколько упражнений, которые могут помочь ребенку выучить и правильно произносить букву «Р». Некоторые из них включают:
Когда следует обратиться за помощью специалиста?
В большинстве случаев, дети научатся правильно выговаривать букву «Р» с помощью упражнений и практики. Однако, если ребенок продолжает испытывать трудности или его речь сильно отличается от сверстников, стоит обратиться за помощью специалиста, такого как логопед или речевой терапевт.
Как быстро научить ребенка говорить букву «Р»
Для того чтобы помочь ребенку проговаривать букву «Р», требуется время на постановку и автоматизацию в речи. Если обратиться к логопеду с этой проблемой, достаточно 6-10 занятий в зависимости от особенностей каждого малыша.
Работа над правильным звукопроизношением
Возрастные нормы
Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук (рука – ука), или заменяют его на смягченный (рука – люка).
Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный , нужно помочь ему исправить неправильное произношение
Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»
К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.
Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях
Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.
Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом
Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»
Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука . Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.
Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука .
https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y
Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»
Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.
Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью логопедического массажа помочь ребенку укрепить мышцы языка
Физиологические причины картавости
Картавое произношение буквы «Р» бывает у детей с короткой уздечкой и малоподвижным языком. Кончик и средняя часть языка опущены, благодаря свободному проходу вибрируют голосовые связки и из-за этого слышится картавый, увулярный звук.
Упражнения для растягивания уздечки
В норме подъязычная уздечка должна быть длиной 1,5 см. Если она короче, язык не может подняться вверх, из-за этого нарушается произношение звука . Однако не стоит спешить подрезать уздечку.
Уздечка языка до и после подрезания
Она обладает эластичностью и может растянуться в результате регулярного выполнения упражнений, описание которых можно найти в интернете: «Маляр», «Барабан», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дотянись до носа».
Упражнения на дыхание
Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики желательно проделать пару упражнений, в ходе которых прорабатывается речевое дыхание. Умение плавно выдыхать обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звука.
Обратите внимание! Выполнение упражнений на дыхание лучше предлагать ребенку в игровой форме: «подуй, как ветерок», «подуй на одуванчик»