Устный счет с опорой на состав числа
Зная состав числа, ребенок может устно выполнить действия по сложению и вычитанию. Понимая, например, что число 8 состоит из 5 и 3, или 1 и 7, или 6 и 2, или 4 и 4, он может не задумываясь решать задачи на сложение и вычитание с этим числом.
Для лучшего запоминания рекомендуется решать с ребенком несложные задания:
- Раскладывать в 2 коробки определенное количество предметов (например, взять 8 горошин и разложить их в разных вариантах: 5+3, 1+7 и т.д.). Предметы нужно постоянно менять, чтобы у ребенка не пропал интерес.
- Предложить ребенку дополнить число до нужного. Например, повесить на елку 5 игрушек и попросить дополнить елку до 8 игрушек и т.д.
Дальше нужно усложнять задачу и решать примеры “выходящие” за десяток, например 8+5. Для этого нужно:
- Дополнить первое слагаемое до 10. То есть, ребенок уже знает, что 10=8+2. То есть, ему нужно из второго слагаемого “забрать” число 2.
- Он вычисляет, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 5 = 2+3);
- Высчитать 8+2+3=13,
Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет применять и при вычитании.
Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000.
Что нужно чтобы ребенок считал примеры в уме — основные правила
- Начните с того, что попросите назвать те числа, в которых содержится двоечка. Для этого четко определите отрезок, скажем, от 1 до 20.
Если ребенок ошибается, пропуская, скажем, число 12, то это даже хорошо, есть возможность снова напомнить весь цифровой ряд. А это еще больше дает возможность для запоминания.
Это упражнение тренирует способность визуализировать и без труда работать с числами. - Следующее упражнение.
Прибавляй, допустим, к трем — два. В уме, как бы начинаем считать, будто по линейке. Получается, что выйдет целый ряд чисел: 5, 8, 11, 14…и т. д.
Таким образом, прокачивается сложение и вычитание. Конечно, позже нужно будет вводить умножение и деление.
Но не все сразу!
Для развития внимания используйте таблицу Шульте. Пусть постарается быстро находить те числа, которые вы ему называете.
Если ребенок ошибается, то сразу предлагайте снова решить этот пример на отдельном листочке.
Даже не надейтесь, что в 1 классе сразу всему научат! Занимайтесь, занимайтесь и снова занимайтесь!
Вы ведь помните одну из моих статей, где я рассказывала о том, чему не научат в школе. Она даже состоит из 1 и 2 части. А как вам то, что красная ручка может навредить психике вашего ребенка? Напишите в своих комментариях о своем мнении по этому поводу, будет интересно пообщаться!
Урок № 1: первые игры для обучения счету
До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: “Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!” Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.
Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.
- Игра “Приставляем цифры к кубикам” с двумя кубиками. Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит “один”, покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
- Игра “Гномики в домике” с двумя кубиками. Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру “Гномики в домике”. Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: “Один гномик пришел в домик”. Потом спросите: “А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?” Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: “А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?” На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: “Один останется”.
Потом усложните игру. Скажите: “А теперь сделаем домику крышу”. Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.
Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.
Статья предоставлена сайтом “7 ступенек к книжке. Как я учу детей читать”
Как научиться устному счету?
Есть люди, которые умеют совершать несложные арифметические операции в уме. Умножить двузначное число на однозначное, умножать в пределах 20, перемножить два небольших двузначных числа и т.д. – все эти действия они могут производить в уме и достаточно быстро, быстрее среднего человека. Часто этот навык оправдан необходимостью постоянного практического использования. Как правило, люди, которые хорошо считают в уме, имеют математическое образование или, по крайней мере, опыт решения многочисленных арифметических задач.
Несомненно, опыт и тренировка играют важнейшую роль в развитии любых способностей. Но навык устного счета не опирается на один лишь опыт. Это доказывают люди, которые, в отличие от вышеописанных, способны считать в уме гораздо более сложные примеры. Например, такие люди могут умножать и делить трехзначные числа, совершать сложные арифметические операции, которые не каждый человек и в столбик сможет посчитать.
Что же необходимо знать и уметь обычному человеку, чтобы овладеть такой феноменальной способностью? На сегодняшний день существуют различные методики, помогающие научиться быстро считать в уме. Изучив многие подходы к обучению навыку считать устно, можно выделить три основных составляющих данного навыка:
1
Способности. Способность концентрировать внимание и умение удерживать в краткосрочной памяти несколько вещей одновременно. Предрасположенность к математике и логическому мышлению.
2
Алгоритмы. Знание специальных алгоритмов и умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации.
3
Тренировка и опыт
Постоянные тренировки и постепенное усложнение решаемых задач и упражнения позволят вам улучшить скорость и качество устного счета.
Нужно отметить, что третий фактор имеет ключевое значение. Не обладая необходимым опытом, вы не сможете удивить окружающих быстрым счетом, даже если вы знаете самый удобный алгоритм.
Однако не стоит недооценивать важность первых двух составляющих, поскольку, имея в своем арсенале способности и набор нужных алгоритмов, вы сможете «переплюнуть» даже самого опытного «счетовода», при условии, что вы тренировались одинаковое время. Наряду с этим, и обучаться устному счету лучше всего, используя для этого правильную и эффективную систему
С учетом этой системы и разработан наш курс, и сейчас будет логичным вкратце познакомить вас с содержанием его уроков
Наряду с этим, и обучаться устному счету лучше всего, используя для этого правильную и эффективную систему. С учетом этой системы и разработан наш курс, и сейчас будет логичным вкратце познакомить вас с содержанием его уроков.
Учимся считать до 10
Необходимо в повседневную жизнь ребенка ввести понимание количества, для этого требуется постоянно акцентировать внимание на предметах, с упоминанием их числа. Полезно разучивать с ребенком считалочки, стихи в которых упоминаются цифры
Полезно разучивать с ребенком считалочки, стихи в которых упоминаются цифры.
Для обучения ребенка счету от 1 до 10 необходимо использовать различный обучающий материал.
В настоящее время много анимационных обучающих видео, в которых в понятной для ребенка форме любимые мультипликационные герои играя обучают малыша счету.
Здесь используется зрительная память ребенка, также информация воспринимается на слух.
Имитируя действия мультипликационных героев, малыш учится считать.Также следует заниматься по печатным пособиям.
Полезным в подготовке к обучению счету до 10 может стать совместное с ребенком изготовление обучающего материала. Можно вместе вырезать кружки или кубики, а затем их считать. Совместные творческие задания помимо обучения, способствуют объединению семьи.
Несложные задания, помогут малышу не только изобразить вышеуказанные числа и сформировать о них представление, но и потренировать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и внимание
Виды
На уроках на устный счет отводится мизерное время, но это не умаляет его значения для развития мыслительной деятельности ребят. Навыки устных вычислений формируются на уроках математики в начальной школе при выполнении разнообразных видов заданий и упражнений.
Найти значение математического выражения
Это могут быть обычные числовые выражения или выражения с переменной (буквенные), а для букв предлагаются числовые значения. Подставляя числа вместо букв, находят числовое значение полученного выражения.
Сравнить математические выражения
Подобные задания отличаются вариативностью:
- определить равенство либо неравенство двух данных выражений (предварительно найдя и сравнив их значения);
- к заданным знаку отношению и одному из выражений составить второе выражение или дополнить незаконченное предложенное;
- в таких упражнениях в выражениях могут использоваться однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины и все четыре арифметических действия. Главное назначение подобных заданий — прочное усвоение теоретического материала и отработка вычислительных навыков.
- Решить уравнения. Они помогают усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.
- Решить задачу. Это могут быть и простые и составные задачи. С их помощью укрепляются теоретические знания, вырабатываются вычислительные умения и навыки, активизируется мыслительная деятельность детей.
Чего делать нельзя?
Во время обучения родители должны помнить о том, что некоторые вещи делать категорически нельзя.
Давайте рассмотрим, какие же ошибки могут быть допущены:
- Начало занятий в слишком раннем возрасте. Немногие малыши способны обучаться в раннем возрасте. Не стоит слишком рано осваивать этот навык. В будущем это может вызвать такие проблемы, как нежелание учиться вообще.
- Неправильное изучение алфавита. Стараясь выполнить все грамотно, многие папы и мамы начинают изучать с крохой именно буквы, а не звуки, то есть «эр», «эм», «эн». Изучив буквы, ребенок может читать слово «рама» как «эр-а-эм-а».
- Нельзя ругать дошкольника или школьника, если у него что-то не получается. Психологическое давление вряд ли окажет положительное влияние на освоение навыков чтения.
- Отсутствие примера в семье. Если мама, папа, старшие братья и сестры не являются личным примером для карапуза, скорее всего, его также не заинтересует процесс чтения. Занимайтесь вместе, устраивайте семейные вечера, где вы сможете все вместе провести время за книгой.
Ну и, конечно же, используйте методики, подходящие ребенку по возрасту. Любая техника рассчитана на различные возрастные категории. Например, для ускорения скорости чтения у школьников может использоваться техника Николая Зайцева, а для дошкольников больше подойдет слоговое чтение.
Как помочь ребенку?
Чтобы дети как можно быстрее научились считать в уме, предложите им «поиграть» с цифрами:
- «Щупаем» числа. Сделайте крупные заготовки цифр из картона, обклейте их тканью или плотной бумагой. Затем сложите их в коробку или непрозрачный мешок. Предложите малышу наощупь обследовать цифру пальцами и сказать, как она называется.
- Находим пару. На листе большого формата нарисуйте или наклейте числа разного размера и цвета. Попросите ребенка найти одинаковые, не отвлекаясь на посторонние признаки.
- Рисуем на спине. Встаньте сзади малыша и нарисуйте пальцами какую-нибудь цифру. Пусть он попробует ее отгадать. Потом предложите ему поменяться местами.
- Игральный кубик. Возьмите карточки с изображениями чисел и игральный кубик. Бросьте его и попросите малыша подсчитать количество точек, а затем найти подходящую карточку. Чтобы усложнить задание, бросайте два кубика одновременно.
- Домик. Изобразите на большом листе дом, вертикальными линями поделите его на 3 части. В центре положите карточку с какой-то цифрой. Ребенку нужно найти соседствующие числа и разместить слева и справа.
- Многоэтажка. На листе изобразите 9-этажный дом. Вручите малышу карточки с числами и попросите пронумеровать каждый этаж.
- Пропажа. Разложите на поверхности цифры от 1 до 9. После попросите малыша зажмуриться и уберите одну. Ему нужно сказать, какая карточка потерялась.
Есть еще один эффективный способ, позволяющий добиться положительных результатов – игры от BrainApps. Сервис предлагает родителям уникальную возможность провести время с ребенком за полезными и развивающими тренажерами. Например, в освоении устного счета помогут:
- «Числовой охват». Нужно запомнить предложенные цифры и воспроизвести их в точной последовательности.
- «Фруктовая математика». На мониторе появятся 3 области, в которых расположатся разнообразные фрукты. Основное задание – быстро их сосчитать и ответить на указанный вопрос.
- «Прокликай в правильном порядке Плюс». На экране отобразится таблица с цифрами, расположенными случайным образом. В зависимости от предложенного задания необходимо прокликать все числа в порядке убывания или возрастания.
Также стоит обратить внимание на игры «Копилка», «Сложение цифр по памяти», «Запоминай и прокликай», «Угадай операцию» и другие
От визуализации к счету в уме
Начинать занятия нужно с самых простых заданий. Малыш должен научиться считать предметы в уме, а лишь затем озвучивать ответ. Тренировать этот навык можно в течение дня. Положите на стол несколько яблок и попросите ребенка сосчитать их количество, не называя при этом цифры вслух, а озвучив только конечный ответ. То же самое можно делать с книгами, фломастерами, игрушками, счетными палочками и т. д. Поначалу малыш будет сбиваться, пытаться тихо проговаривать цифры, но со временем освоит навык.
Затем переходите к более сложным задачкам. Спросите у малыша, сколько окажется на столе яблок (игрушек, книг, счетных палочек), если принести еще одно (два, три, четыре и т. д.). Теперь ребенок не будет видеть действие своими глазами, поэтому ему придется произвести все расчеты в уме. Первое время малыш может и не справляться с заданием, совершать ошибки, но ругаться на него не стоит — через некоторое время он без затруднений будет называть правильный ответ.
Хорошей практикой станет изучение вариантов составления чисел. Расскажите и покажите ребенку, с помощью каких действий можно получить, например, 4 + 6, 9 + 1 и т. д. Можно использовать при этом карточки, чтобы малыш имел визуальное представление действий
Дошкольники обычно быстро запоминают состав чисел, что очень важно для выполнения математических действий в уме. Со временем ребенку и самому будет интересно считать без помощи вспомогательных средств
Он будет делать это постоянно, считая все, что видит вокруг себя и придумывая параллельно увлекательные игры.
Как научить ребенка считать примеры в пределах 10
Дети оценивают наше поведение и если мы постоянно будем отмахиваться, мол, некогда, потом что-нибудь посчитаем, то малыш может подумать, что счет — это не такая уж и важная процедура! Ему останется повернуться обратно к своим давно изученным игрушечкам.
Или уткнуться в экран гаджета.
Я уже писала о том, как привить детям любовь к чтению ребенку. Если вы ее пропустили, то обязательно туда загляните. Эта информация поможет вам удерживать интерес ребенка к знаниям.
Надо, чтобы ребенок понял, что счет — это часть нашей жизни! Постепенно усложняйте его кругозор в мире.
Создавайте ситуации, где дети начнут задумываться, анализировать происходящее.
Покупаете игрушку или какую-нибудь вкусняшку — отдаете за это деньги, которые надо не только знать, но и уметь считать, вдруг на завтра их уже не останется!
А что если начать копить на то, чего больше всего хочется? О том, как научить ребенка считать деньги и, по-большому счету, дать экономическое воспитание я писала! Вы ее уже прочли эту важную статью? Воспользовались советами?
Ну, а как же быть с крохами? Им копилку не сунешь в руки — бессмысленно!
Придумайте какие-нибудь игрушечные приспособления, чтобы на них было изображено несколько предметов.
«А сколько машин остановилось на светофоре? Сколько косичек заплетем сегодня: две или одну?» — вот какие вопросы постоянно должны звучать в адрес вашего ребенка!
А также не упускайте из виду самые обыкновенные считалочки!
Воспользуйтесь специальными развивающими роликами для детей, которыми пестрит интернет.
«Да это настоящая выручалочка!» — скажут многие. А вот тут-то и кроется опасность для дальнейшего детского развития! Одно дело, когда они смотрят мультик минут 10-15, а другое, когда вы оставляете ребенка наедине с монитором на несколько часов! Потом они вообще не отрываются от экрана!
А что такого?
Поэтому как бы не было тяжело, уделяйте побольше времени на живое общение с ребенком, пусть ваше времяпрепровождение превратится в своеобразный квест!
Игры должны проходить с пользой. Пусть игрушки будут с изображением чисел. А если строить башню из кубиков, то обязательно надо посчитать, сколько элементов понадобится для того, чтобы она была высокой.
Затем введите за правило измерять рост. Это еще один наглядный пример, который вызовет интерес у маленьких. Ростомер должен быть в каждой детской комнате!
А как любят они на своих пальчиках показывать свой возраст!
Занимайтесь с маленьким не больше 10 минут, чтобы ему не наскучила учеба!
Техника деления
Математическая формула деления – это «обратное» умножению. То есть при умножении складывали, а при делении вычитают. Чтобы разделить 56 на 7, подбирают число, при умножении которого на 7 в итоге будет 56. Зная таблицу умножения, сделать это просто, искомое число 8.
При делении многозначного числа на однозначное от исходного показателя «отрезают» круглые части, каждая из которых будет делиться на 8, в соответствии с таблицей умножения.
Пример 6144/8 решают так:
- Из 6144 выделяют максимально большую часть, делимую на 8. Это 5600, поскольку следующее число по таблице умножения 64.
- 6144-5600 = 544.
- Итого 6144/8 = (5600+544)/8 = 700+544/8.
- Чтобы поделить 544 на 8, снова выделяют из числа большую часть, делимую на 8 по таблице умножения. Это будет 480. В итоге получают остаток 64, поскольку 544-480 = 64.
- Продолжают деление 544/8 = (480+64)/8 = 60+64/8.
- Вспоминают все полученные ранее результаты: 700+60=760, решают задачу 64/8 = 8.
В итоге получают 760+8 = 768.
Техника деления на двузначное число
Эта самая гениальная техника, ни на что не похожая. Решая пример 5148/66, делают так:
- подгадывают, в каком десятке будет лежать результат;
- получают 70, поскольку при решении 70*66 = 4620, это самое близкое число к исходному делимому 5148;
- применяют математический закон о последней цифре результата умножения двух чисел – она всегда совпадает с последней цифрой результата умножения;
- получают искомое число, которое при умножении на 66 дает 5148 – это будет окончание на 3 или на 8 (3*6 = 18, 8*6 = 48);
- считают по окончаниям в десятке между 70 и 80 – находят всего два числа 73 и 78;
- теперь умножают 78*66 = 78*60+78*6 = 4680+468 = 500+148 = 5148.
Правильный ответ примера 5148/66 = 78.
Деление на 5, 50, 25
Применяют правило – умножают число на 2 и перемещают запятую на одну цифру назад. Например, 145/5 = 145*2 = 290, смещение запятой назад дает в итоге 29.
При делении на 50, 25 применяют формулы:
- А/50 = А*2/100;
- А/25 = А*4/100.
Например, 2350/50 = 2350*20/100 = 4700/100 = 47 и т.д.
Учимся считать до двадцати
Рано или поздно родители задаются вопросом, как научить считать в пределах 20. Возможно, кому-то данный процесс кажется очень сложным, а для кого-то не представляет труда. К тому же, стоит быть готовым к тому, что у некоторых детей есть предрасположенность к точным наукам, а у кого-то ее нет. Не огорчайтесь, если у вашего малыша все идет намного тяжелее, чем у соседского карапуза, запаситесь терпением и у вас скоро все наладится.
Расскажите ребенку, что после десяти идут числа, состоящие из двух цифр
Теперь важно объяснить, что первая цифра указывает на количество десятков, тогда как вторая – единиц. Для того, чтоб малышу было проще все осознавать можно воспользоваться наглядным пособием
Возьмите два резервуара, например, коробки, положите в каждую из них, например, цветные карандаши или маленькие мячики
Важно, чтоб в первой оказалось десять предметов, а во второй – количество, меньше данного числа. Посчитайте вместе с малышом последовательность чисел
Если ребенок уже знаком с первым десятком и прекрасно считает от одного до десяти, то у него не возникнут особые сложности при счете второго десятка. Когда малыш осознает правила счета можно предложить самостоятельно с помощью опять-таки каких-либо предметов изобразить число второго десятка. Когда он будет выкладывать предметы, попросите, чтоб свой счет он производил вслух. Если ребенок где-то ошибется или задумается, поправьте его.
Методики обучения устному и письменному счету для детей
Прежде чем начинать заниматься по той или иной методике, нужно выяснить, готов ли вообще ребенок воспринимать новую информацию. В 5–7 лет у дошкольника только начинает формироваться наглядно-образное мышление, помогающее освоить необходимые для будущего первоклассника навыки – в том числе и устный счет. Эти данные условны: один ребенок будет уже хорошо считать в 5 лет, а другой разберется в цифрах только ближе к 7 годам.
Вот как можно помочь ребенку:
- Используйте цифры в повседневной жизни. Например, спрашивайте: «Сколько ступенек в подъезде, давай посчитаем?» Задавайте ребенку простые задачи: «Тебе 6 лет, а в следующем году будет уже 7. А сколько лет твоей подружке Свете?»
- Просите назвать цифры, которые вы видите – например, номер этажа или дома. Пусть это станет вашей ежедневной привычкой.
- Считайте везде, где только можно. Например, раскладывая ложки на стол к обеду, попросите малыша их посчитать.
- Связывайте новые цифры с привычными понятиями. Например, поднимаясь на пятый этаж, скажите: «Это цифра 5, и столько же у тебя пальчиков на руке».
Как научить ребенка считать до 10, 20 и 100
Первое, что нужно освоить ребенку – счет в пределах десяти. Но для начала нужно убедиться, что малыш свободно считает до 10 и обратно, не сбиваясь. Если не получается – сначала освойте этот навык, а затем переходите к более сложным задачам.
Для начала – осваивайте с ребенком сложение и вычитание. Делайте это на простых наглядных примерах. Положите на стол пять яблок, разберите состав этого числа: 5 = 1+4, 2+3 и так далее. Продемонстрируйте каждый пример: на столе было пять яблок, одно забрал папа, сколько осталось?
Когда ребенок освоит сложение и вычитание, начните сравнивать цифры. Лучше всего это делать на предметах: два яблока больше, чем одно, а три – больше, чем два.
Следующий этап – счет до 20
Здесь важно объяснить правила образования чисел. Например, 15 – это пять и -дцать на конце
Можно воспользоваться карандашами или счетными палочками, чтобы наглядно показать сложение и вычитание в пределах 20.
Следующий этап – счет до 100. Не нужно сразу складывать 53 и 17 и выполнять другие сложные действия. Научите ребенка считать десятками: 10, 20, 30. Сначала потренируйтесь называть десятки по порядку, затем – пробуйте вместе с ребенком их складывать и вычитать. Объясните, что действовать нужно точно так же, как при счете до 10, только добавлять ноль. Постепенно переходите к более сложным действиям – счету в пределах одного десятка: например, 25+3.
Как научить ребенка считать в столбик
По мнению многих экспертов, эту задачу лучше оставить учителям – в начальной школе обязательно будут осваивать этот навык. Но если родителям очень хочется научить этому ребенка заранее, а у малыша есть интерес, можно считать в столбик. Это будет наглядно и удобно: ребенок сразу заметит, чем десятки отличаются от единиц, а со временем научится выполнять эти действия и в уме.
Как объяснить сложение столбиком:
- Напомните ребенку, чем отличаются десятки от единиц. Покажите, что десятки складывают с десятками, а единицы с единицами.
- Объясните, что если при сложении единиц получается больше 10, мы пишем только вторую цифру в столбик, а 1 оставляем «в уме». Для удобства можно единицу записать рядом с примером карандашом.
- Объясните, что «лишнюю» единицу нужно перенести к десяткам. Покажите на примере.
Как научить ребенка решать примеры с переходом через десяток
На этом этапе можно предложить ребенку упрощать примеры – округлять до десяти. Например, как посчитать 9+6? Все просто: сначала получаем круглое число. До 10 не хватает 1, поэтому прибавляем 9+1 и получаем 10. Затем остается к 10 прибавить 5 (6-1) – и получаем 15.
Как научить ребенка считать в уме двузначные и трехзначные числа
К этому этапу можно переходить тогда, когда ребенок уже уверенно считает в пределах 100, знает разницу между десятками и единицами
И здесь снова нужно задействовать важное правило: упрощаем все, что можно упростить:
- Прибавляем большие цифры с переходом через десяток, сначала округляем до 10, а затем добавляем остаток. Например, 8+7 разбиваем на 8+2 = 10 и плюс остаток 5 – получаем 15.
- Прибавляем по частям, чтобы получалось удобное целое число. Например, 25 + 7– это сначала 25+5 = 30, а затем прибавить остаток 2 – и получается 32.
С трехзначными числами действуем аналогично. Сначала прибавляем сотни, затем десятки, а потом переходим на единицы.
Интересные способы научить прибавлять и отнимать
Ребенок должен запомнить многие числовые комбинации. Чтобы помочь лучше понять этот материал, рекомендуется предложить ему следующие задачи:
- Рассортировать данное количество объектов в три тарелки, создав разные комбинации (варианты разные: повесить игрушки на две елки, расставить цветы в двух вазах, разместить гномов в двух домах);
- дополнить число до желаемого;
- заполнить ячейки, в которых записан состав с присвоенным номером;
- дорисовать домино.
Числовой ряд
Поможет усвоить устный счет игра в интервал между значениями. Мама говорит, что загадала определенное число в промежутке от 5 до 18. Ребенок должен угадать, если он ошибается, взрослый определяет место в ряду, регулируя поиски словами «больше», «меньше», «добавь один», «отними два».
Первые успехи
Ребенку будет сложно понять на уроках математику в первом классе, если он не усвоил технику счета. Терпение, игровые методы, непринужденность и регулярность упражнений это необходимые условия для успешного обучения. Даже одна десятая материала, усвоенного ребенком самостоятельно, поможет освоить школьную программу.
Что должен уметь ребенок перед обучением
Осваивать устный счет лучше с 5-6 лет. Желательно, чтобы первоклассник уже умел вычитать и складывать. Перед тем как приступать к занятиям, он должен освоить такие навыки:
- Порядковый счет до 10 и больше. Перечисляйте любые предметы, окружающие вас. Числа должны ассоциироваться с количеством. Неплохой вариант научить дошкольника считать – игра в прятки и считалочки.
- Графическое изображение цифр. Ребенок не только ассоциирует числа с количеством – он должен знать, как их обозначают. Как правило, дети запоминают цифры быстро по наглядным примерам. Первое время малыши могут изображать их зеркально, с лишними или недостающими элементами. Просите ребенка называть номера кабинетов, номерами машин. Играйте с кубиками, числовыми мозаиками.
- Раскладывание цифр в порядке убывания-возрастания. Одновременно с этим малыш изучает понятия «больше-меньше-равно» и другие сравнительные характеристики, учится объединять предметы, убирать лишнее, продолжать ряд. Все это он должен уметь примерно в 4 года. Очень эффективны картинки, где нужно соединять рисунок по точкам.
Как научить ребенка считать во 2 классе
Не менее важен для ребенка переход во 2 класс. Научить ребенка считать во 2 классе – дог родителей и преподавателей. Нужно, чтобы малыш не только умел складывать и вычитать, но и понимал, почему так происходит.
В арифметике важна последовательность действий и постоянная тренировка памяти. Только тогда второклассник сможет с лёгкостью решать примеры. Если школьник не слишком успевает по математике, нужно заниматься с ним дома.
Чтобы научить ребенка быстро считать в уме, можно использовать следующие игры:
- «Магазин». Представьте, что вы покупатель, а ваш малыш – продавец. Выложите на стол предметы: это будет витрина. Придумайте цену для каждого товара. А потом выберете то, что вы «купите». А ребенок должен сложить все цены и выдать вам результат.
- «Весёлый счёт». Встаньте друг напротив друга. Киньте сыну или дочери мяч, проговорив при этом пример. Ребёнок должен быстро посчитать и вернуть вам мяч с ответом.
- «Цепочки». Ребёнку предлагают цепочку примеров. Нужно посчитать конечный ответ, не записывая промежуточные.
Также отличной методикой для повышения скорости счёта является ментальная арифметика. Это программа развития двух полушарий мозга одновременно с помощью древних счётов – абакуса. Малыш вначале решает примеры на счётной доске, перебирая косточки. А затем воображает абакус в уме. Таким образом развивается полноценно весь мозг
После обучения ментальной арифметике у ребенка увеличивается скорость восприятия и обработки информации, он может решать в уме многозначные примеры, быстро учить иностранные языки, концентрироваться на важном и правильно распределять своё время