Как развить навык устного счета?
Многие педагоги не рекомендуют приучать детей считать на пальцах, так как при таком способе они не стремятся к запоминанию результата, ведь необходимый инструмент всегда находится рядом. А если во время подсчитывания не хватит пальцев, то ребенок будет испытывать затруднение.
Нежелательно постоянно применять и палочки, чтобы найти результат. Работая с большими числами, ребенок может запутаться и прийти к неверному решению. Конечно, полностью игнорировать эти методы не удастся, но лучше их использовать для объяснения материала, а не постоянно. Постепенно уменьшая их использование, нужно прийти к навыку устного счета.
Он основывается на трех компонентах:
Способности: ребенок, чтобы научиться считать в уме, должен сначала развить в себе умение концентрировать внимание и запоминать несколько вещей одновременно.
Знание алгоритмов быстрого счета и умение выбрать максимально эффективный в конкретной ситуации.
Постоянные тренировки, которые позволят автоматизировать решение сложных задач и улучшить быстроту и качество счета.
Последняя составляющая является основной, но и значение первых двух не стоит недооценивать: зная удобный алгоритм и имея необходимые математические способности, можно быстро решить необходимый пример.
Развитие навыка счета в уме у младших школьников основывается на двух видах деятельности:
- Речевой – перед выполнением действия ребенок сначала проговаривает его вслух, затем – шепотом, а после – про себя. Например, решая пример «2+1», проговаривает: «чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число», а в уме определяет, что это – 3 и называет результат.
- Двигательный – сначала добавляет или убирает предметы (палочки, машинки) для подсчета результата, потом делает это пальчиком, а на последнем этапе – глазами, совершая в уме необходимые действия.
Можно предложить ребенку работать с числами с помощью пособий, предлагаемых разными методиками.
Правильная база
К сожалению, многие родители учат своих чад считать до 20 слишком быстро, не прививая им понимания сути числительных. Такие дети часто после просьбы посчитать до 20 путаются в цифрах и пропускают их. О решении математических примеров в таком случае не может быть и речи, ведь ребенок не умеет считать. Он лишь механических запомнил порядок слов.
В таком случае родители должны помочь своему малышу освоить счет и сделать особый акцент на первой десятке натуральных чисел.
Если малыш никак не заинтересован в понимании числительных, отказывается считать злополучные палочки и черточки – заинтересуйте его.
Можно использовать несколько простых и проверенных способов, чтобы на первых порах заинтересовать ребенка и начать прививать ему знания играючи и в бытовой манере.
- Дайте ребенку понять, что без знания счета в жизни не обойтись. Объясняйте, где нужна математика, для чего, в какой сфере. Например, строительство домов – необходимость считать расстояния, чтобы дома были ровными и прочными, или правильно рассчитать пропорции для смешивания бетонной смеси, или, например, сколько нужно выпить таблеток, чтобы перестать болеть и не отравиться и т. д.
- Считайте все подряд: ступеньки в подъезде, голубей, прохожих, скамейки, конфеты, окна в домах, облака. Считайте вместе с малышом, не молчите и называйте числа. Практикуясь, ребенок будет быстро запоминать.
- Поиграйте в шпионов и найдите спрятавшуюся цифру. Читая книгу или журнал со своим малышом, назовите определенное число и попросите ребенка найти его на открытой странице.
- Учимся сравнению. Возьмите конфеты, орешки, пуговицы или маленькие игрушки, сложите из них две кучки с разным количеством содержимого и сравнивайте. Пересчитайте и определите, где больше, а где меньше. Научив отличать числа в порядке «больше – меньше», можно учить дошкольника отвечать на вопросы: «Насколько больше/меньше это число?».
- Учимся понимать прямой и обратный счет. Можно использовать кубики с цифрами или карточки, перемешать их и дать ребенку задание собрать их в правильном порядке.
- Игра в угадайку. Загадайте число от 1 до 10 и попросите ребенка угадать его с 3 или 5 попыток. Когда он говорит, ориентируйте его направлениями «больше» и «меньше», а потом наградите за усердие.
Развивающие игры пробуждают азарт и интерес к изучению нового. Они – лучший способ привить вашему малышу желание учиться и познавать мир.
Учимся решать примеры до 10
Для того чтобы выучиться верно и мгновенно считать, нужно постоянно решать примеры. Для высчитывания и запоминания на начальных этапах следует сделать акцент на мышлении ребенка на основе наглядных образов. Здесь возникает проблема: дети часто не воспринимают математические понятия. Решением станут практические действия с жизненными примерами.
Учимся считать
Учителя используют три основных метода для обучения счету:
- На принципе знания числового состава
- Запоминать наизусть таблицы действий, включая деление и умножение.
- Использовать спец.приемы для получения результата.
Рассмотрим все методики по порядку.
Примеры на вычитание с картинками
Принцип знания состава
Подготовка должна начинаться с изучения азов математики. Рассказывая ребенку, нужно объяснять, что каждое число это группа с заданным количеством элементов.
Состав числа для запоминания
Важно! Мало сосчитать до пяти. Убедитесь, что вы предлагаете показать пять пальцев, положить на стол пять конфет или изобразить на листке пять кругов
Необходимо связать число и сказочных героев или другие знакомые для ученика предметы:
- Одна репка.
- Две стороны у монетки.
- Три медведя.
- Четыре стороны света.
- Пять пальцев на ручке малыша.
Ребенка важно приучать к картинке, соединенной со всеми элементами. Необходимо играть в математическое домино
Для этого нужно взять десять кубиков с размером ребра 1,5-2 см, стоящих в коробке. Подойдут и детали конструктора Лего. Если нет подходящих предметов, то можно распечатать другие пособия.
Исходя из знания состава, ребенок может решить, складывать ему или вычитать. Например, чтобы ответить, сколько будет «шесть плюс три», он должен знать, что 6 и 3 равняются 9. А «семь минус два» получится пять, потому что 7 это 2 и 5.
Пособие для изучения состава
Запоминания таблиц наизусть
Есть большое количество приемов приучить ребенка сразу запомнить таблицы. Почти половина примеров на сложение и вычитание бессознательно заучиваются детьми по окончании ознакомления с законом перемещения.
Можно брать стихи, подпевки. Самым популярным образцом служит строка песни «Дважды два четыре, это всем известно в целом мире». Отличную информацию находят, познакомившись с методикой Николая Зайцева, программой «Песнезнайка».
Для закрепления знания табличных данных, можно предложить детям работать с:
- раскрасками;
- компьютерными играми по математике;
- мультимедийными презентациями.
Умение прибавлять в тестах со звездочкой поможет потом учить сложный материал.
Домашние упражнения
Использование вычислительных приемов
Наивысший уровень результата устного счета – это способность нахождения самого быстрого и удобного метода для подсчета итога. Так, например, одним из легких способов обучить школьника считать на занятиях является техника присчитывания и «перепрыгивания». Дети быстро усваивают, что при добавлении 1 получается последующее значение, а при уменьшении на 1 получается предыдущее. После этого можно узнать о лучшем напарнике числа 2 – кузнечике, который умеет перескочить цифру и вызвать результат сложения или вычитания 2.
Общие правила обучения
На первом этапе малыши знакомятся с цифрами и разнообразием окружающего мира. И только после родители начинают вместе с детками подсчитывать, сколько ступенек у лестницы, машин на стоянке, кастрюль в шкафчике и так далее. При этом используются пальцы. Маленькие дети не могут выполнять арифметических действий без помощи предметов.
Попутно детки знакомятся с понятиями «равно», «больше» и «меньше». А также разлагают числа от 2 до 10. Например, 6 – это 2+4, 3+3, 4+2 и 5+1. Юный математик должен запомнить все варианты разложения чисел до 10!
Только после освоения всех перечисленных навыков можно приступать к вычислениям с переходом через десяток. Первые занятия рекомендуется начинать с трёх лет. А усложнение начинается с 4-5 лет.
Примеры на сложение и вычитание в пределах 20
К моменту, когда ребенок приступит к изучению этой темы математики, он должен очень хорошо, на зубок знать состав чисел первого десятка. Если ребенок состав чисел не освоил, ему сложно придется в дальнейших вычислениях. Поэтому постоянно возвращайтесь к теме состава чисел в пределах 10, пока первоклассник не освоит его до автоматизма. Также первоклассник должен знать, что значит десятичный (разрядный) состав чисел. На уроках математики учитель рассказывает, что 10 – это, по-другому, 1 десяток, поэтому число 12 состоит из 1 десятка и 2 единиц. При сложении единицы складываются с единицами. Именно на знании десятичного состава чисел основываются приемы сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток
.
Примеры для печати без перехода через десяток вперемешку:
Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток
основаны на приемах добавления до 10 или убавления до 10 соответственно, то есть на теме “состав числа 10”, поэтому ответственно подойдите к изучению с ребенком этой темы.
Примеры с переходом через десяток (половина листа сложение, половина вычитание, лист также можно распечатать в формате А4 и разрезать пополам на 2 задания):
Правила вычитания и деления
Правила вычитания и деления, как можно понять, абсолютно аналогичны правилам вычитания и деления в столбик в десятичной системе счисления, с той поправкой, что максимальная цифра ограничивается основанием системы счисления \(P\).
Для вычитания можно использовать таблицы сложения, а для деления – таблицы умножения и сложения.
Пример вычитания:
\(\begin{matrix} & A & 4 & D & {}_{16} \\ — & & 8 & C & {}_{16} \\ \hline{} &&&&{}_{16} \end{matrix}\qquad\) \(\begin{matrix} & A & 4 & D & {}_{16} \\ — & & 8 & C & {}_{16} \\ \hline{} &&&1&{}_{16} \end{matrix}\qquad\) \(\begin{matrix} & \dot A & 4 & D & {}_{16} \\ — & & 8 & C & {}_{16} \\ \hline{} &&C&1&{}_{16} \end{matrix}\qquad\) \(\begin{matrix} & \dot A & 4 & D & {}_{16} \\ — & & 8 & C & {}_{16} \\ \hline{} &9&C&1&{}_{16} \end{matrix}\qquad\)
Пример деления:
\(\begin{matrix} 8 & D & 6 & {}_{16} \\ & & & \end{matrix}\begin{array}{|llll} D_{16} & \\ \hline{} & \\ \end{array}\)
\(\begin{matrix} & 8 & D & 6 & {}_{16} \\ — & 8 & 2 & & \\ \hline{} & & B & 6 \end{matrix} \begin{matrix} \begin{array}{|llll} D & {}_{16} & \\ \hline{} A \end{array} \\ & \end{matrix}\)
\(\begin{matrix} & 8 & D & 6 & {}_{16} \\ — & 8 & 2 & & \\ \hline{} & & B & 6 \\ & — & B & 6 \\ \hline{} &&& 0 \end{matrix} \begin{matrix} \begin{array}{|llll} D & {}_{16} & \\ \hline{} A & E & {}_{16} \end{array} \\ & \\ & \\ & \end{matrix}\)
Главные рекомендации как научить ребенка считать в пределах 10
Чаще всего малыш начинает интересоваться обычным и обратным счетом довольно рано, еще до поступления в школу. Поэтому родителям рекомендуется всячески мотивировать его и подпитывать интерес, что позволит быстро научить ребенка считать в 3 года.
Сегодня можно найти большое количество образовательных материалов, которые призваны помочь родителям научить ребенка считать примеры до 10. Психологи выделяют целый список рекомендаций, который необходимо соблюдать при обучении малыша. Выглядит он так:
Необходимо относиться к вопросу максимально терпеливо. Не всегда ребенок может быстро усваивать получаемый материал. Поэтому если наблюдаются затруднения, то нужно просто увеличить интенсивность занятий. Однако малыш не должен терять интереса к обучению.
Нельзя ругать малыша за допускаемые ошибки, которых в любом случае будет много
Это не только не поможет процессу, но и может усугубить психику.
Детей дошкольного возраста бывает довольно трудно привлечь к образованию, поскольку они еще не понимают важности этого процесса. Поэтому все уроки должны быть представлены в виде интересной игры.
Как и в школе, обучение на дому должно быть систематизировано. Каждый урок должен длиться одинаковое количество времени
Поскольку речь идет о детях дошкольного возраста, рекомендуется делать короткие уроки по 15−20 минут с большой частотой.
Каждый урок должен заключаться не только в получении новых знаний, но и в усвоении старых. Поэтому необходимо всегда начинать с повторений. Однако важно не переусердствовать в этом.
Каждый урок должен длиться одинаковое количество времени. Поскольку речь идет о детях дошкольного возраста, рекомендуется делать короткие уроки по 15−20 минут с большой частотой.
Каждый урок должен заключаться не только в получении новых знаний, но и в усвоении старых. Поэтому необходимо всегда начинать с повторений
Однако важно не переусердствовать в этом.
Научить считать ребенка 4 лет или старше можно без каких-либо проблем, если родители тщательно подойдут к вопросу обучения, а также будут следовать всем рекомендациям.
Как быстрее всего научить ребенка считать примеры в пределах 10
Процесс счета в уме состоит из речевого и двигательного компонента. Вначале каждое счетное действие должно проговариваться вслух. Со временем такие процессы будут проходить автоматически с помощью только визуального восприятия. Перекладывание предметов в процессе счета поможет сформировать понятия «больше» – «меньше», запомнить количественные обозначения.
Математические задания в картинках на вычитание в пределах 10
В каком возрасте лучше это делать по ФГОС
В возрасте 1-3 года важнейшей деятельностью детей является манипулирование предметами, экспериментирование с различными материалами, совместные игры со сверстниками под присмотром взрослых. Именно на фоне этих активностей и нужно вводить арифметические упражнения. Осваивать счет по порядку, используя различные предметы, малыши могут уже с двух лет. Уже к 3-4 годам ребенок учится делить яблоки или конфеты между членами своей семьи, отнимать, складывать, выполнять некоторые простые математические действия.
Интересно!
Специалисты считают, что готовность к счету в уме у детей развивается только к 4-5 годам. В этом возрасте малыш готов к пониманию абстрактных понятий и выполнению правил.
Как понять, что ребенок готов
Чтобы сформировать у малышей арифметические навыки и умения, нужно опираться на определенные предпосылки. Категорически не рекомендуется что-либо навязывать. Дети начинают проявлять интерес к счету уже с раннего возраста. Заметить это легко, предлагая на прогулке подсчитывать количество ступенек, машин, других предметов. Если ребенок активно включается в процесс счета, можно постепенно усложнять задачи
Важно закрепить интерес и знания, развивая мотивацию с помощью увлекательных игр и примеров
С чего начинать
Уже в возрасте 6 месяцев ребенку нужно начинать рассказывать простые стишки с цифрами, а когда исполнится один годик, уже можно учить показывать его возраст на пальцах.
С самого начала обучения родителям важно создавать положительный эмоциональный фон, заниматься с ребенком понемногу, но часто.
Обучать малышей лучше, используя любимые детские игрушки. В процессе игры рекомендуется перемещать их так, чтобы проиллюстрировать понятия «много», «больше», «меньше», «поровну», связывать видимое количество с цифровым обозначением. Кроме того, с их помощью можно научить детей понимать, что такое состав числа
Важно отдавать предпочтение пониманию, запоминанию каждого шага обучения
Когда можно решать примеры в пределах 20
При полном усвоении навыков счета до 10 рекомендуют приступить к действиям на втором десятке. Здесь необходимо только понимание, без подсказки и списывания у соседа. Как научить считать и разъяснять примеры ребенку в пределах 20? Следует придерживаться пошаговой методики:
- Выучить порядковый счет второго десятка, очередность каждого элемента числового ряда. Для облегчения запоминания используют одинаковые предметы – карточки, кубики. Нанести числа только на первые десять единиц. Разложить их рядами, первый десяток с подписями, под ним второй, «слепой».
- Запоминать по схеме 14 – к слову четыре добавляется «– надцать», и так с каждым новым термином. Ребенок должен усвоить смысл названия порядковых чисел от 11 до двадцати.
- Приступить к понятию первый десяток, потом добавлять элементы второго ряда и проговаривать действия. «Десять плюс четыре получится четырнадцать». Должны прозвучать так все данные в интервале второго десятка.
- Отработать действия со сложением без перехода. По типу 10 + 6 = 16; 16 – 6 = 10. Когда этот этап освоен, выполняют действия повышенной сложности.
Пазлы для счета до 20
Примеры с переходом через десяток требуют развивать навыки устного счета. Знание состава числа при равной сумме облегчают запоминание алгоритма расчета по действиям на сложение и вычитание в пределах 100.
Как научить считать в пределах 20
Педагоги, родители подают рекомендации, предлагают проверенные алгоритмы, благодаря которым маленький ученик постигнет, что такое десятки, как усвоить более сложные понятия. Всегда испытывайте, запомнил ли «юный математик» пройденный материал, не перескакивайте, даже если на изучение удалится не 2–3 дня, а неделя.
С чего приступить
Алгоритм:
- выучите названия чисел второго десятка;
- понадобится два комплекта кубиков. Предметы должны быть одинаковые;
- ребёнок должен выложить в ряд 10 предметов, обязательно слева направо;
- скажите, что 10 – это десяток, он называется «дцать»;
- на первоначальный ряд кубиков положите ещё один. Получилось – 11 или один плюс «дцать» = одиннадцать;
- возложите два, затем три, четыре кубика на «дцать». Получилось: три – на – дцать, четыр – на – дцать и так дальше;
- пусть маленький ученик сам ставит кубики, прибавляет знакомую цифру к десятку;
- дитя чётко запомнил схему построения чисел от 11 до 19? Переходите к вытекающему этапу.
Как образуется сотня
Алгоритм:
- большинство деток, хорошо освоивших образование чисел до 20, быстро понимают, как сделать два, три, четыре десятка до сотни;
- начин упражнения то же: выложите 10 кубиков, скажите, что это десяток или «дцать»;
- рядышком поставьте такой же ряд из десяти кубиков, получилось два ряда. Название: два плюс «дцать» = двадцать, три плюс «дцать» = тридцать;
- 40 (сорок) и 90 (девяносто) покиньте на потом, скажите: у этих круглых чисел другое название. Покажите, что у десятка вечно «0» на конце, потому число круглое, к нему прибавляются цифры 1, 5, 8 и так дальше;
- 50, 60, 70, 80 – ещё проще запомнить. Спросите, сколько десятков в числе 50. Верно, пять. Пусть детки назовут первую цифру, прибавят слово «десят» – выйдет ПЯТЬДЕСЯТ. Когда ученик понял принцип, спросите: «Сколько десятков ты отыскал в 60, 70 и 80?» Конечно, шесть, семь, восемь. Так получатся новоиспеченные названия: ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.
Счёт до 20 без перехода сквозь десяток
Алгоритм:
- вновь достаньте те же кубики;
- пусть ребёнок выстроит ряд из десяти штук;
- поставьте сверху (обязательно слева направо) ещё два кубика. Вышло 12;
- рядом по тому же принципу постройте число 15;
- объясните маленькому ученику, как скоро сложить 12 и 15. Прибавьте 1 + 1 десяток, получилось 2 десятка или ДВАДЦАТЬ;
- добавьте единицы: 2 + 5 = 7. Теперь есть ДВАДЦАТЬ и СЕМЬ, вместе – ДВАДЦАТЬ СЕМЬ;
- подкрепите объяснение кубиками. Пускай ребёнок пересчитает, действительно ли 27 кубиков на столе;
- закрепите задание, дайте попробовать разные варианты, пока «юный математик» не постигнет принцип;
- сложение освоено? Приступайте к вычитанию: принцип тот же;
- через десяток переходите лишь после полного понимания материала с любыми числами от 10 до 100.
Рекомендация! К началу обучения ребёнок должен чётко понимать, где десятки, а где – колы в двузначном числе, чётко знать понятия «лево – право».
Правила счёта с переходом сквозь десяток
Используйте таблицу, в которой показан состав числа. Детки должны соображать, как получить цифры разными способами. Например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8+ 0. Без навыков скорого счёта, сложения/вычитания от 0 до 10 нельзя переходить к более сложным упражнениям.
Задача родителей: разъяснить, что одно из чисел нужно разложить на два, чтобы получить 10, затем добавить остаток. Правило легко понять на примере.
Смотрите:
- задача: отыскать, сколько будет 18 + 6;
- 18 – это 10 и 8;
- запишите по-новому (10 + 8) + 6;
- спросите, сколько от 6 не хватает до десятка, чтобы добавить к 8;
- правильно, 2 (пригодится таблица «Состав числа);
- теперь запишите 6 как 2 и 4. Вышло: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. Два десятка плюс четыре единицы равно ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ;
- когда дитя запомнит сложение, так же объясните вычитание;
- всегда держите под рукой таблицу «Состав числа». Детки будут меньше теряться, несложнее ориентироваться.
Постоянно проводите «тренировку между делом», чтоб лучше запомнился состав числа. Проговаривайте пуще, подключайте ребёнка, пусть оканчивает фразу: «На столе слева стоит 3 тарелки, я устанавливаю справа ещё 3 тарелки. Сколько всего предметов? Правильно, 6». Покажите иной способ: «Я поставлю слева 2 тарелки, справа – 4 тарелки, вновь вышло 6 тарелок» и так далее (1 + 5).
Почему 2 — простое число?
Номер 2 премиум. … Цель если число делится только само на себя и на 1, то оно простое. Итак, поскольку все остальные четные числа делятся сами на себя, на 1 и на 2, все они составные (точно так же, как все положительные числа, кратные 3, кроме самого 3, составные).
Чему равна сумма первых 30 натуральных чисел *?
Итак, сумма от 1 до 30 равна 465.
Чему равна сумма первых 30 четных чисел? Числовой ряд 2, 4, 6, 8, 10, 12, . . . . , 60. Следовательно, 930 представляет собой сумму первых 30 четных чисел.
30 четное или нечетное? Список даже числа от 1 до 100: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42 , 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66, 68, 70,72, 74, 76, 78, 80, 82, 84, 86, 88, 90, 92 , 94, 96, 98, 100.
⇡#Palm PVG100
- Операционная система: Android 8.1 Oreo.
- Дисплей: 3,3 дюйма, IPS, 720 × 1280.
- Платформа: Qualcomm Snapdragon 435 (4 × Cortex-A53, частота 1,4 ГГц и 4 × Cortex-A53, частота 1,1 ГГц).
- Оперативная память: 3 Гбайт.
- Флеш-память: 32 Гбайт.
- Камера: 12 Мп.
- Две SIM-карты, нет разъема для карты памяти.
- Емкость аккумулятора: 800 мА·ч.
Почему стоит покупать: самый маленький смартфон в мире.
Что может остановить: мало памяти, нет слота расширения памяти, нет NFC, слабенький процессор, ничтожная автономность, скоро пропадет из продажи.
Самый странный смартфон на рынке. Миниатюрный гаджет, который кажется игрушкой, а оказывается вполне полноценным смартфоном с достаточно удачно приспособленным для работы на маленьком экране интерфейсом.
Масса недостатков (от слабой производительности до никакой автономности) при очень высокой цене (на старте он стоил 30 тысяч рублей) прибили перспективы этого «смартфона для цифрового детокса», но на финише своего цикла он, возможно, имеет некоторый смысл — за 18 тысяч, которые он стоит сегодня, это все еще выглядит дикой покупкой, но уже не настолько дикой, как раньше. Зато ни у кого такого точно не будет.
Альтернатива: нет у этого малыша никаких альтернатив.
Как научить
Первое, чему стоит обучить ребенка, счет в пределах 5 (средняя группа). Начинать это занятие можно уже с 2 лет. Малыш в этом возрасте с радостью воспринимает любую информацию в игровой форме и легко усваивает ее, если ему интересно.
Для обучения счета от 1 до 5 подойдут пальчики на ручках, яркие игрушки и любой другой материал: счеты, конфеты, карточки с изображением животных.
Важно! На первых этапах обучения счету (от 1 до 5) не стоит показывать ребенку цифры и учить его их писать. Не нужно навязывать малышу задания, лучше не переусердствовать, и тогда он сам с радостью будет считать все вокруг
Не нужно навязывать малышу задания, лучше не переусердствовать, и тогда он сам с радостью будет считать все вокруг
Не нужно навязывать малышу задания, лучше не переусердствовать, и тогда он сам с радостью будет считать все вокруг.
Карточки с животными
Учимся считать до 10
Как только ребенок поймет, что такое счет до 5, можно переходить к обучению счета до первого десятка.
Обратите внимание! Малышам нравятся крупные красивые рисунки, поэтому можно предложить ему специальные мнемонические карточки, на которых будут изображены предметы живого и неживого мира и цифры, обозначающие их количество. Так ребенок познакомится с цифрами
Для развития навыка счета, можно придумать множество интересных упражнений:
Для развития навыка счета, можно придумать множество интересных упражнений:
- считать вместе все, что видно на прогулке, в магазине и дома;
- смотреть развивающие короткие мультфильмы;
- слушать песенки-считалки;
- воспользоваться советами из книг по развитию детей (Монтессори).
Постепенно ребенок научится счету от 1 до 10, сможет складывать и вычитать в пределах этих чисел, назовет обратный порядок (от 10 до 1), и тогда можно переходить на следующий этап: учиться счету до 20 и до 100.
От 10 до 100
Счету до 100, а затем и дальше (умножать, делить, делать это в столбик) дети учатся в школе с 1 по 3 класс. Но можно немного забежать вперед и познакомить ребенка с десятками дома.
Счет от 10 до 100 доступен уже с возраста 5 лет. Точно так же, как и до этого возраста, обучение должно быть несложным, но регулярным. И на этом этапе уже не обойтись без серьезных объяснений и выполнения заданий:
- Стоит рассказать малышу, что такое , из чего состоит каждый десяток и показать это, используя предметы. Первая цифра — десяток, вторая показывает единицы.
- Желательно рассказать, как считать от 10 до 20 и дальше.
- Рекомендуется выучить счет от 10 до 20.
Когда ребенок поймет принцип счета от 20 до 30, все упражнения можно проделать, считая до 100. Стоит приучать малыша к ежедневным небольшим «урокам», просить его повторять то, что ему рассказывалось, и он очень скоро усвоит материал.
Важно! Дети не любят, когда родители устраивают им проверки и экзамены. Можно найти ту форму обучения и проверки знаний, которая будет приятна ребенку, включая его в игру, например
Закладка понятий сложения и вычитания
Закладка понятий сложения и вычитания выполняется системно, с применением специально составленных примеров, которые разрешаются с применением предметно-практичекого деяния. На основании школьных программ, все действия в арифметике определяются именно примерами, обозначающими конкретику арифметических действий – складывать, отнимать, умножать или делить.
Решение примеров значительно увеличивает культуру вычисления у ребенка. В этом процессе у него складывается умение и навыки модуляции реальных предметов и явлений, накладывания на математический лад определенных ситуаций.
В начальной школе формируется основа знаний, умений учеников, которые необходимы не только для предстоящего учения, но и для совершенствования качеств ума, морали, воли и эмоций.
Следует начинать решать примеры с определенных этапов
Для начала очень важно, чтобы ребенок твердо понял, что «сложение» обозначает объединение количеств, а «вычитание» — совсем противоположная процедура, обозначающая отделение от множества предметов определенной его части. То есть в этом случае мы забираем, зачеркиваем, закрываем. Дети должны понимать, что можно найти при сложении или отнимании, в каком случае станет больше, а в каком – меньше, какими знаками в математике определяются эти действия
При этом можно использовать линейку, отнимая или складывая, двигаться по ней в соответствующую сторону
Дети должны понимать, что можно найти при сложении или отнимании, в каком случае станет больше, а в каком – меньше, какими знаками в математике определяются эти действия. При этом можно использовать линейку, отнимая или складывая, двигаться по ней в соответствующую сторону.
Дальше рекомендуется проводить работу над определениями предметов, их количества и соответствующих цифр. Обучающиеся должны осознавать разницу среди количества предметов и цифрами, которыми они обозначаются.
Правильно организованная работа над выражением создаст основу для восприятия условия примера (задачи).
В этом случае можно воспользоваться определенными выражениями – составлять выражение по рисунку с необходимыми пояснениями, стрелками обозначая перемещение их внутрь контура или из него (прибавить или отнять). Со временем слова и рисунки заменяем цифрами и знаками и пробуем по ним составить короткий рассказик, чтобы ребенок мог правильно понять, что необходимо сделать.
Можно применить методику примеров в стихотворной форме. Дети должны слушать и фишками откладывать все прозвучавшие цифры. После этого логическими рассуждениями производится необходимое действие и получается искомый результат.
Наибольшего эффекта можно достигнуть, если обучать решению примеров вы станете в форме словесных задачек, при этом использовать компьютерные технологии. Такие примеры можно применять несколько раз, легко меняя условия, создавая удобство для устных вычислений. Это помогает и самим ученикам, которым трудно раньше было проводить необходимые вычисления в уме. Решение примеров приучает к вниманию и умению анализировать, определять главные элементы.
Одним словом, примеры должны быть увлекательными и вполне доступными для учеников, но одновременно не совсем легкими, заставляющими думать и анализировать. При получении положительных результатов в решении примеров, можно переходить к более усложненным заданиям.
Учимся считать в пределах 20
Отправной точкой для повышения уровня сложности счета до 20 должны стать следующие хорошо усвоенные навыки:
- Понимание счета до 9;
- Знание цифры 10.
Введение понятия единиц и десятков
На примере новых для него двузначных чисел после 10, объясните ребенку понятия единиц и десятков.
Для наглядного объяснения используйте два вида предметов, к примеру, карандаши и фломастеры, яблоки и морковки. Один вид назначьте единицами, другой – десятками.
Последовательность цифр
Объясните формулу состава двузначного числа и последовательность изменения второй цифры десятка, единицы, – от 1 до 9, с которой он знаком.
Закрепите понимание десятков и единиц наглядным выражением двузначности, выбрав примеры из числового ряда до 20.
Пример
Подготовка к обучению
Перед тем как перейти к обучению, взрослые прежде всего должны объяснить ребенку, что такое число, а что такое цифра. Маленькие дети не видят разницы в этих двух единицах. Для того, чтобы показать применение устного счета, стоит использовать уже знакомый для ребенка обучающий материал, например: мягкие игрушки, куклы, машинки, кубики, мячики.
Проводить обучение нужно в форме занимательной и динамичной игры, чтобы пробудить у обучающегося интерес. Если ребенок устал, занятие лучше закончить. Когда обучение воспринимается детьми как увлекательная игра, впоследствии оно становится одним из любимых занятий.
С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки
Интерес к цифрам у малышей просыпается в возрасте 1,5 — 2 года. Не будем далеко ходить, чтобы найти предметы для пересчета — поработаем пальцами!
До 10 это вроде просто.
Но, что если попросить показать число 12? Вы заметите недоуменное детское выражение лица: «Но пальчиков-то больше не осталось? Как без пальцев обойтись?»
Пусть нулевая отметка будет выглядеть, как расправленные пальчики.
И счет начнется с того, что мы будем загибать в кулачок по одному пальцу и в итоге наша десяточка будет выглядеть вот так:
А дальше, отгибая пальцы, у нас уже будет другой уровень: 11, 12, 13… 20!
Вот и нашлись, так называемые недостающие пальчики! И мы легко досчитали до 20.
При помощи линейки можно начинать изучать примеры сложения и вычитания.
В зависимости от того, какое действие должны совершить наши цифры, вы будете переходить шажочками на заданное количество раз: влево или вправо.
Находим значение первого слагаемого и по линейке отсчитываем число делений, равное второму слагаемому.
Для маленьких детей любая цифра — это что-то абстрактное. Все, что нельзя увидеть, потрогать или погрызть просто не воспринимается. Воспользуйтесь счетными палочками!
Специалисты таких направлений как русская классическая школа (пока не полностью, но многое берем мы с сыном из нее) и вольдорфская педагогика всю начальную школу рекомендует придерживаться принципа «прочувствования через тело».
В предыдущей статье про развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста я писала о том, что наш мозг развивается через пальчики.
Т.е. чем больше ребенок трогает, мнет, рвет, лепит, крутит и т.д., тем быстрее развивается.
Вот и в начальной школе действует тот же принцип.
Даже слова «плюс» и «минус» лучше пока отложить на более старший возраст.
А использовать термины «добавить», «убрать».