Мастерим самодельные часы
Самодельные часы помогут сделать время более осязаемым. При наличии нужных материалов, на их создание уйдет не более 15 минут.
Как смастерить циферблат самостоятельно
Основой для циферблата может стать одноразовая тарелка или круг из картона. Расчерчиваем круг пополам, потом еще раз пополам и наносим первые цифры. Далее каждую четвертинку аккуратно делим на три части и дописываем оставшиеся цифры. Циферблат готов, а значит, пора прикрепить стрелки. Вырезаем их из картона разных цветов и крепим на круг с помощью кнопки. Получившийся макет часов ставим рядом с настоящими часами.
Создавая свои часы, будет полезно пробежаться по уже изученным понятиям. Расчертили круг на четыре части — вспомнили про «четверть часа», прикрепили часовую стрелку — вспомнили её функцию и т.д.
Самодельные часы могут выглядеть необычно. К примеру, вот так:
Обучение по календарю
Итак, когда все основы обучения освоены, можно приступать к первому шагу учебы. Начальные знания — это календарь. Первым делом объясните малышу все о смене времен года. Расскажите как можно подробнее о том, на какие времена делится год.
В подробном изучении периодов года поможет максимальная наглядность. При наступлении нового сезона показывайте ребенку на живом примере особенности. В этот же период можно рассказать о месяцах и желательно приобрести детский календарь.
Календари для дошколят в этом случае будут идеальным пособием: они яркие, все написано крупно, иногда имеются игры и нет сокращений. После освоения календаря можно приступать к обучению ребенка смотреть часы.
Как научить малыша определять время?
Обучая ребенка определять время, следует соблюдать некую последовательность, а именно – двигаться от простого к более сложному.
Условно весь процесс можно разделить на три этапа.
- Обучения понятию «времена года».
- Обучение понятию «время суток».
- Обучение понятию «часы и минуты».
Знакомим малыша с календарем
Это первый шаг в знакомстве ребенка с понятием времени. Для начала расскажите ребенку про 4 сезона: зима, весна, лето, осень. Для наглядности покажите красивые фото каждого времени года. Также в продаже есть специальные материалы, помогающие ребенку быстрее усвоить информацию: книжки, диски, мультфильмы.
Нелишним будет познакомить малыша с советским мультиком «Двенадцать месяцев».
Очень хорошо помогают ассоциации. Опишите каждый сезон и свяжите это описание с тактильными и эмоциональными ощущениями крохи.
- Зима – снег, холод, Новый год, Дед Мороз, снеговик, теплая одежда.
- Весна – таяние снега, ручьи, кораблики, первая листва.
- Лето – жара, солнце, речка, море, мороженное, ягоды и фрукты, дача, деревня.
- Осень – холод, ветер, дождь, серое небо, грибы, лужи, яркие листья.
По мере наступления того или иного сезона показывайте малышу его отличительные особенности: первая трава, липкий снег, желуди и сухие листья.
Следующий шаг – покупка календаря. Он наглядно научит ребенка ориентироваться в годовом цикле. Лучше выбирайте простой календарь с крупными цифрами и буквами. На одном листе дожжен быть представлен весь год.
А вот какие календари покупать не стоит:
- с иностранными надписями;
- отрывные;
- с сокращениями (дни недели, месяцы);
- с передвижным флажком.
Повесьте календарь на видном месте и каждый день рассказывайте малышу, какой наступил месяц, день недели, число. Прошедшую дату можно зачеркивать или закрашивать фломастером.
Игра «Времена года»
Сделайте своими руками игровой набор.
- Распечатайте или вырежете из журнала четыре яркие иллюстрации, обозначающие времена года.
- Возьмите 4 конверта и наклейте на них иллюстрации. Сделайте подписи – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
- Найдите 12 ярких картинок на каждый из 12 месяцев. Сделайте карточки с подписями (январь, февраль и т. д.)
Как вы уже догадались, игра эта простая, но очень полезная. Предложите малышу сложить в каждый конверт те месяцы, которые относятся к сезону, обозначенному на конверте. За правильно выполненное задание похвалите кроху.
Утро, день, вечер, ночь
Теперь познакомьте ребенка с временем суток. Сделать это несложно, так как малыши сами чувствуют и видят перемену дня на ночь, ночи на утро и т. д.
Можно предложить малышу полезные игры.
- Нарисуйте или вырежьте из журналов разные предметы: расческа, подушка, зубная щетка, лампа и т. д. Спрашивайте у ребенка, в какое время суток он использует тот или иной предмет. Хвалите кроху за каждый правильный ответ, а за 10-20 «попаданий» присудите небольшой приз.
- Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает утром/днем/вечером. Можете сами задать вопросы: когда ты чистишь зубы? Когда мы идем гулять? Когда папа приходит домой?
Эти игры подготовят малыша к обучению ориентированию по часам, ведь время суток напрямую связано с циферблатом часов и стрелками.
Учим ребенка определять время по часам
Теперь, когда малыш знает понятия «год», «месяц», «неделя», «день», можно познакомить его с понятиями «час», «минута», «секунда».
- Прежде всего, купите часы с крупным циферблатом, 12 цифрами и толстыми большими стрелками. Все должно быть наглядно и ярко. В книжном магазине можно выбрать специальный набор для обучения ребенка определению времени по часам. В таких наборах имеются картонные часы.
- Познакомьте ребенка со стрелками. Секундную стрелку для простоты обучения и восприятия пока можно не учитывать.
- Расскажите, в какую сторону ходят стрелки на часах.
- Объясните ребенку, что 1 сутки = 24 часа. То есть маленькая часовая стрелка должна дважды обойти весь циферблат.
- Расскажите, что час – это когда минутная стрелка стоит на 12, а часовая на любой другой цифре. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, и есть «точное время».
Теперь можно объяснить, зачем нужна минутная стрелка.
Конечно, обучение будет легче, если ребенок умеет считать до 60 и знает умножение на 5. В таком случае, сначала можно рассказать малышу, что 1 час равен 60 минутам.
- Сдвиньте минутную стрелку с 12 на 1. Скажите, что прошло 5 минут.
- Сдвиньте стрелку дальше на 2. Прошло 10 минут. (2 умножаем на 5, получится 10)
Когда ребенок поймет, о чем идет речь, предложите ему потренироваться. Сдвиньте стрелку, например, на 8. Спросите у чада: «Который час?»
Если ребенок знает таблицу умножения на 5, он умножит 8 на 5 и получит ответ. Если же с таблицей умножения он пока не знаком, предложите ему посчитать: 5, 10, 15, 20 и т. д.
Важные навыки для понимания времени по часам со стрелками
Взрослому может показаться, что читать время по стрелкам очень просто. Но ребенок без базовых знаний математики просто не сможет этого сделать. Особенно, когда речь идет про сложные показатели, такие, как 23.33 и аналогичные.
Есть сразу несколько основных навыков, которыми потребуется предварительно овладеть. К ним относятся такие, как:
Счет до 100. При этом нужно уметь закреплять полученный навык при выполнении упражнений – разделять числа на четные и нечетные, считать от большего к меньшему.
Понимать принципы разделения чисел по кратности
В случае с часами особенно важно понять, какие числа кратны пяти. Проще всего указать, что это все, которые заканчиваются на 0 или на 5
При этом также можно выполнять самые разные упражнения – делить числовой ряд, считать как вперед, так и назад.
Различать «право» и «лево». В таком случае можно будет указать малышу, что такое движение по часовой стрелке и против нее. Для многих это станет максимально важным навыком.
Интересный факт, о котором не знают многие родители – изначально у ребенка нет самого понятия времени. Ему сложно различать такую категорию, понимать, как именно она влияет на жизнь окружающего мира.
По этой причине, прежде чем искать ответ на вопрос, как научить ребенка понимать время на часах со стрелками, потребуется донести до него основные понятия – «прошлое», «будущее», «вчера», «сегодня», «завтра»
Также нужно обратить внимание и на время суток. Проще всего будет сделать это в том случае, если привязывать время суток к каким-либо рутинным привычкам – утром и вечером мы чистим зубы, в середине дня обедаем, ночью ложимся спать
Когда базовый минимум навыков получен, можно будет приступать к занятиям непосредственно на основном тренажере – в нашем случае им становятся стандартные часы со стрелками. Чтобы было удобнее, можно купить различные дополнительные игрушки в виде часов, которые помогают существенно упростить весь процесс обучения.
Зачем нужно ребенка учить определять время?
Представьте, что вы совсем не можете ориентироваться во времени. Вы не знаете, когда вам нужно выходить на работу, когда возвращаться домой, когда наступит обед или же, во сколько ложиться спать и просыпаться.Также и ваш малыш не понимает, как долго нужно ждать, чтобы мама забрала его из садика. Он может капризничать, если вы говорите ему подождать пять минут, ведь он не понимает – сколько это, может ждать придется целый день.Если малыш подрос до того возраста, когда его можно оставлять одного дома, вы скажите ему, что вернетесь через два часа, а без умения определять время по циферблату ребенок будет растерян, он не будет знать, насколько долго мамы не будет рядом.Чтобы ваш малыш мог ориентироваться во всех этих вещах, а также был более дисциплинированным, а также готовым к школе, его необходимо обучить определению времени по часам.
Знакомство с циферблатом
Следующая часть обучения ребенка определению времени – представление ему циферблата. С кругом, разделенным на 4 сегмента, он уже знаком, но теперь знания предстоит расширить. Психологи рекомендуют приобрести специальные детские часы с забавными рисунками и крупными цифрами, чтобы малышу было интересно работать с ними.
Следует рассказать ребенку, что часы – это своеобразный пирог (или апельсин), который делится на кусочки (или дольки), все вместе они называются циферблатом. На «пироге» расположены цифры от 1 до 12, имеются также две стрелки:
- маленькая толстая обозначает часы;
- длинная показывает минуты.
Почему часовая стрелка толще? Потому что час – более длительный промежуток времени, чем минута.
Если ребенок сразу столкнулся с трудностями и не понимает значения минутной и часовой стрелок, можно приобрести специальный обучающий набор с картонными часами, при помощи которого малыш быстро освоит необходимые понятия.
Рассмотрев часы, узнав о назначении каждой стрелки, необходимо понаблюдать за их движением, при этом о секундной стрелке можно упомянуть (чтобы у малыша не возникло ощущение того, что от него что-то скрывают), но подробно не рассматривать, чтобы ребенка не путать. Можно сказать так: «Эта стрелка, которая движется быстрее всех остальных, показывает секунды, самые короткие единицы времени. Посчитай «один-два-три». Это и есть секунды».
Закрепить знание поможет самостоятельное рисование циферблата с помощью родителей
Важно использовать цветные карандаши или фломастеры, каждый «кусочек пирога» окрашивать в свой цвет, чтобы визуализировать 5-минутные отрезки. Взрослым важно проконтролировать, чтобы ребенок верно разместил в круге числа от 1 до 12
Изучение часов
Теперь необходимо научить ребенка понимать время. Родители должны рассказать ему следующее.
- В сутках 24 часа. То есть утро, день, вечер и ночь в совокупности равны 24 часам.
- На циферблате часов всего 12 цифр, поэтому маленькая стрелка на сутки проходит полный круг два раза.
- Следует рассказать, что разделение циферблата можно сравнить с дольками апельсина: несколько долек (каждая из которых приравнивается к отрезку в 5 минут) в своей совокупности образует целое – циферблат.
Теперь необходимо показать ребенку, что когда часовая стрелка показывает на какую-либо цифру, она указывает на час. Например, если она стоит на цифре 4, значит, сейчас 4 часа. При помощи специальных часов-тренажеров надо потренироваться выставлять часовую стрелку на ту или иную цифру и называть время.
Затем задача усложняется, необходимо пояснить, что расположение минутной стрелки на цифре «12» означает точное время. Также при помощи картонного циферблата попробовать выставить час, шесть часов и иные варианты.
Обучаем ребенка определению времени по часам со стрелками
Для того, чтобы детям разобраться, откуда берутся цифры минут и часов, потребуются часы со стрелками. Если таких нет в наличии дома, тогда родитель первым делом должен их приобрести. На часах должны быть отчетливо видны и цифры, и стрелки.
Знакомим ребенка с устройством часов
Первоначально нужно объяснить ребенку, что представляет собой циферблат, рассказать про часовую, минутную, секундную стрелки, что означают такие временные промежутки как: час, полчаса и четверть часа.
Здесь следует обратить внимание ребенка, что все стрелки отличаются друг от друга и имеют различную длину. Можно предложить малышу понаблюдать, какая из стрелок самая быстрая, а какая почти стоит на месте
Также пусть ребенок изучит, сколько времени требуется каждой стрелке, чтобы пройти полный круг.
Ключевые определения непременно нужно связать в одну логическую цепочку: в сутках 24 часа, 1 час равен 60 минутам, а 1 минута — 60 секунд. Не упускайте момент напомнить ещё раз понятия «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Дайте ребенку понять, что время всегда движется исключительно вперед.
Обучаем ребенка «читать» часовую и минутную стрелки вместе
На данном этапе нужно научить малыша отсчитывать минуты интервалами, кратными 5. На обычных часах со стрелками минуты, как правило, не указаны, потому навык определения минут необходимо отработать.
Существует такой метод определения, где каждому числу на циферблате присваивается своя «тень». 1 — это 5 минут, 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т. д. «Тень» возможно заметить лишь тогда, когда на число показывает минутная стрелка. После того, как ребенок будет свободно ориентироваться в пятиминутных интервалах, поведайте ему про более мелкие промежутки.
Важно отметить, что часовая стрелка тоже обладает двумя значениями. До 12 дня мы видим цифры такими, какие они изображены на циферблате, однако после 12:00 они меняются и 1 уже превращается в 13, а 2 — в 14 и т.д
Лучшее закрепление изученного материала – это повторение
Поэтому необходимо чаще обращать внимание ребенка на часы, спрашивать его: «Сколько сейчас времени?» В случае если он будет неверно определять и называть время, нужно обязательно его поправлять
Наручные часы – отличный подарок для ребенка, который обучается определять время по часам. Благодаря такому подарку он станет охотнее отвечать на вопрос: «Который час?» и непременно будет спрашивать об этом Вас, чтобы сверить время.
У ребенка должны быть свои часики, которые он сможет использовать, как ему угодно: показывать на них время, дописывать «тень» каждой из цифр, подписывать наименования стрелок. Для обучения можно использовать старые неработающие часы (настенные или настольные). В них надо снять стекло, чтобы стрелки можно было вертеть. Если Вы не нашли подобных часов дома, тогда можно смастерить свои.
Закрепление новых знаний в игровой форме
Когда ребенок научится пользоваться обычным и тренировочным циферблатом, и будет сам называть который час, этот успех стоит время от времени закреплять. Обязательно нужно обращаться к нему с такими вопросами, как:
- подскажи, пожалуйста, который час?
- папа сказал, что придет через полчаса. Сколько будет времени?
- ты проснулся в 8 часов, а сейчас уже 8.30 – сколько прошло времени?
- напомни мне, что через 15 минут нужно позвонить бабушке.
Когда ребенок будет уверенно отвечать на вопрос: «Который час?», можно начинать знакомство со стрелочкой секундной. Для наглядности можно объяснить, что секунда проходит за один хлопок в ладоши. Не стоит торопить ребеночка, а вот говорить похвальные слова – обязательно. Всем детям требуется разное количество времени, чтобы начать разбираться в часах.
Как помочь ребенку ориентировать по часам с помощью игр:
- Составить режим дня – поставить стрелки на макете часов в то время, когда ребенок просыпается. Передвигать их и вместе проговаривать, чем он занимается в то или иное время дня.
- Выставить стрелки на какое-либо время и задать вопрос: «Правильно, что сейчас 2 часа 10 минут?» Ребенок должен подтвердить или опровергнуть сказанное. Если он затрудняется дать ответ, подсказать с помощью наводящих вопросов.
- Поиграть в «Автостанцию» ‒ определить, во сколько должна выезжать машина и поставить стрелки на нужное время. Сначала проговаривать время в целых числах, а потом усложнить задачу, называя такие определения, как четверть часа, полдень.
Детские часы с изображениями режима дня
Ценить время и правильно им распоряжаться учить детей нужно с самого детства. Периодически спрашивать, что какое полезное или хорошее дело можно исполнить за одну минуту, полчаса или час. Не стоит надеяться на быстрые результаты и ни в коем случае не торопить ребенка, так как ориентация во времени – это один из самых сложных навыков. Чем младше ребенок, тем короче должно быть занятие. А когда малыш начнет разбираться в минутах и часах, стоит приобрести для него яркие наручные часы – тогда он начнет быстрее применять полученные знания на практике.
Как правильно можно научить ребенка определять время по стрелочным часам, вы узнаете, посмотрев видео:
Зачем нужно ребенка учить определять время?
Представьте себе, что вы совершенно неспособны ориентироваться во времени. Вы не знаете, когда вам нужно выходить на работу, когда возвращаться домой, когда наступит обед или сколько времени нужно спать и просыпаться. Точно так же ваш ребенок не понимает, сколько ему нужно ждать, чтобы вы забрали его из садика. Он может стать капризным, если вы говорите ему подождать пять минут, ведь он не понимает, сколько это, и может прийтись ждать целый день. Когда ваш ребенок достигает возраста, когда его можно оставить одного дома, и вы говорите ему, что вернетесь через два часа, без умения определять время по часам ребенок будет сбит с толку, он не будет знать, насколько долго вы будете отсутствовать. Чтобы ваш ребенок мог ориентироваться во всех этих вещах, быть более дисциплинированным и готовым к школе, необходимо научить его определять время по часам.
Как познакомить ребенка с понятием «время»?
До определенного возраста ребенок живет, не ощущая времени, поскольку оно регламентировано взрослыми. Мама и папа знают, когда ему кушать, гулять, спать. Взрослея, малыш должен уметь самостоятельно распознавать такие распространенные понятия времени, как «прошлое» и «будущее», «сначала» и «потом», «сегодня» и «завтра»
Важно для ребенка и разбираться в ходе времени по часам. Ошибка многих родителей состоит в том, что они сразу приступают к знакомству малыша с часами, еще не дав ему почувствовать время
Если до крохи не донести многогранность временных категорий, он долго не поймет и их выражение в часах.
Первые познавательные уроки можно начать в 2-2,5 года. К этому возрасту дети способны понимать различия между «потом» и «сейчас», «сначала» и «после». Производя какие-то действия, старайтесь объяснять их, применяя обозначение категорий. Например: «Сначала мы снимем сапожки, а потом наденем тапочки» или «Сначала ты испачкал ручки, а потом мы их помыли». Используйте в обучении малыша игровые моменты. Проще всего время нарисовать:
- «сначала была маленькая семечка» – нарисуйте арбузную семечку;
- «потом семечку посадили в землю» – заштрихуйте половину семечки землей;
- «попав в землю, семечка проросла» – выведите из семечки росток с листиками;
- «росток стал расти, на нем появился цветок, из цветка образовался арбуз» – прорисуйте все стадии вашего рассказа;
- «если мы разрежем арбуз, в нем будет много-много таких же семечек, из которых вырастут новые арбузы».
Создавая рисованную историю, выберите героев, которые хорошо знакомы ребенку: яйцо и птенец, вылупившийся из него, мама, выпекающая пирог. Совместные занятия помогут крохе ориентироваться в простейших временных категориях. Через игру с наглядными и понятными образами, которые ему хорошо знакомы, ребенку будет проще воспринимать и настоящее, прошлое, будущее.
Настоящее, прошлое, будущее
Знакомство ребенка с настоящим, прошлым и будущим организуем через игру или обычные действия, добавляя ваши комментарии к ним. Например: «Сейчас мы кушаем – это настоящее», «Завтра мы пойдем в гости к твоему другу – это будущее», «Вчера мы катались на качелях в парке – это прошлое». Прибегая к объяснению событий, которые прошли или еще только будут происходить, вы помогаете малышу осознать, когда это было или будет.
Яркий наглядный пример – рассматривание семейного фотоальбома. Помимо интереса ребенка к изображениям на фото, где он может увидеть знакомых людей, вы формируете у него правильное восприятие времени. Покажите ему свои детские фотографии или его фото в год. Сразу же дайте объяснение прошлого и настоящего, чтобы малыш заметил отличия и уловил разницу между обеими категориями.
Время суток
Привычное для взрослых суточное время или сутки ребенку понять сложно. Как правило, к 2,5 годам малыш уже хорошо ориентируется в таких понятиях, как «день» и «ночь». Если же вы употребите в разговоре фразу о том, что с какого-то события прошло три дня, малыш не сможет сопоставить их с тем, что прошло и три ночи. Чтобы научить кроху восприятию суток, как совокупности всех временных отрезков, применяйте тот же метод наглядно-предметного объяснения.
В течение дня объясняйте ребенку, что и когда он делает. Возьмите журнал, найдите в нем изображения утра, вечера или ночи. Попросите сына или дочку определить время суток. Если ребенку сложно ориентироваться по фотографиям, придумайте для него занимательную игру. Нарисуйте предметы, которые он или вы используете в строго отведенные часы (утром, в обед, вечером). Рядом с предметом нарисуйте кружочки разного цвета: утро – желтый, обед – красный, вечер – синий. Закрепив у малыша понятия утра, обеда и вечера, можно перейти к изучению временных промежутков, то есть познакомить его с часами.
Трудности процесса
Обучение ребенка пониманию «тонкостей» циферблата сопряжено с рядом сложностей.
- Некоторые дети, даже хорошо знающие цифры, не желают узнавать новое, полагая, что время всегда можно посмотреть на мобильном телефоне или электронных часах.
- На стандартном циферблате используется две нумерации – от 1 до 12 (часы) и от 1 до 60 (минуты), их различать для некоторых малышей достаточно сложно.
- Наконец, чтобы понимать время, ребенок должен уметь считать до 60. Также желательно разбираться в правилах умножения на 5. Поскольку специалисты советуют изучать время с возраста 5 лет, многие родители сначала вынуждены пройти с малышом счет.
Несмотря на эти препятствия, время определять необходимо, поэтому мамам и папам следует запастись терпением и помочь ребенку разобраться в непростом вопросе.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Начните с простых понятий времени, объясняя ребенку, что означают часы, минуты и секунды. Покажите ему на часах каждую из этих единиц времени и объясните, как они работают.
СОВЕТ №2
Играйте в игры, связанные с определением времени. Например, попросите ребенка показать на часах определенное время или задавайте ему вопросы о времени в течение дня. Это поможет ему закрепить знания и развить навык определения времени.
СОВЕТ №3
Используйте визуальные помощники, такие как картинки с часами или интерактивные приложения для определения времени. Это поможет ребенку визуализировать понятие времени и лучше его понять.
Мастерим самодельные часы
Каждый родитель хочет, чтобы его чадо научилось с легкостью определять время, ориентируясь по суткам. Можно воспользоваться самодельной игрушкой-тренажером в виде часов:
- Используем картон и вырезаем два одинаковых по размеру круга различных оттенков. Один светлый круг – потребуется украсить цифрами от 1 до 12. Эти часы будут показывать дневное время. Для ночного времени используют круг темного цвета, и указывают цифры от 13 до 24.
- Дополнительно вырезают стрелки разных размеров и цветовых оттенков. Чтобы ребенок первое время не путался – стрелки можно подписать.
- «Ночные» часы подкладываем вниз под «дневные», на которых нужно по бокам немного надрезать каждую цифру. Таким образом, при поднятии картонного отрезка образовывается небольшое окно.
- Посередине самодельных часов потребуется прикрепить две стрелки, используя специальную декоративную кнопку.
- Покажите крохе картонные часы и расскажите, какой «дневной» цифре соответствует «ночная». При каждом изменении положения стрелок, не забывайте, спрашивать у ребенка время. Это отличная тренировка, которую можно проводить в любое удобное время.
Как научить определять время
После того, как изучены основные понятия времени, можно объяснить ребенку время на часах. Если сделать это сразу, тогда вы просто перезагрузите дошкольника и эффекта не будет. Приучать следует также постепенно, вводя сперва понятие часовой стрелки, а затем иных стрелок.
Часовая стрелка
Первое, что видит каждый на часах — это стрелки, цифры. Поэтому нужно объяснить, что маленькая стрелка показывает часы, которые являются длительным промежутком времени
Сконцентрировать внимание в первую очередь нужно на часовой стрелке, т. к
она более простая в понимании.
Здесь нужно донести, что в сутках всего 24 часа. Рекомендовано объяснить ребенку время на примерах того, что и во сколько, он или родители делали в определенные часы. Для этого возьмите большие настоящие или игрушечные часы и позвольте ему двигать стрелки, а сами параллельно рассказывайте, что обычно он делает, когда стрелка находится на определенной цифре.
Также в разное время дня просите дошколенка самостоятельно определить по часам, сколько сейчас времени. Постепенно перейдя к объяснению понятия, что такое минутная стрелка.
Минутная стрелка
Здесь можно рассказать, что час состоит из минут. Их в нем 60. Далее покажите ему цифры и разъясните, что каждый делитель между цифрами соответствует 5 минутам.
Передвигая стрелки по часам, объясняйте, какому времени они соответствуют, а затем попросите сделать это ребенка. Следует сконцентрировать внимания на различиях между стрелками, а именно, что короткая отвечает за часы, а длинная — за минуты
Важно, чтобы дошколенок узнавал их сразу
При изучении минут, нужно научить ребенка считать до 60 пятерками. Это поможет быстрее справляться с подсчетами. Для большей усвояемости нужно донести, что час можно поделить на 2 равные части, которые называют полчаса. А также что час можно разбить на 4 равные части, соответствующие понятию четверть часа.
Секундная стрелка
При объяснении работы секундной стрелку, нужно показать на примере, что она движется быстрее часовой и минутной, т. к. секунды проходят быстрее. Секундная стрелочка отвечает за совсем маленькие промежутки времени.
При изучении этой стрелки можно попробовать сыграть игру, где предложите ребенку посчитать, за сколько секунд вы скажете определенное слово или за сколько дойдете до определенной точки.
Игры для закрепления результата
Обучение подкрепляйте несложными практическими заданиями в игровой форме. Выполняя определенное действие: ложась спать, просыпаясь, накрывая стол к ужину, просите ребенка смотреть и говорить вам, сколько времени показывают часы.
Включая мультики, компьютерную игру, отправляясь в гости или гулять, четко проговаривайте планируемый временной интервал: 15 минут, полчаса, час — и обращайте внимание на расположение стрелок при этом. Просите помощи у ребенка, выполняя домашние обязанности, например, попросите его напомнить вам выключить плиту через 5 минут, сказать, что пора ужинать, если большая стрелка стоит на цифре 6. Приучайте к пунктуальности: собираясь куда-нибудь, проговаривайте время на сборы и дорогу
Приучайте к пунктуальности: собираясь куда-нибудь, проговаривайте время на сборы и дорогу
Просите помощи у ребенка, выполняя домашние обязанности, например, попросите его напомнить вам выключить плиту через 5 минут, сказать, что пора ужинать, если большая стрелка стоит на цифре 6. Приучайте к пунктуальности: собираясь куда-нибудь, проговаривайте время на сборы и дорогу.
Вот несколько способов освоить временные категории играючи:
- «Подскажи, который час». Установите время на макете. Возьмите игрушечного мишку, скажите малышу, что он торопится домой и спрашивает, сколько времени. Малыш должен ответить, если не сможет, помогите ему.
- Усложните упражнение, меняя положение стрелок на циферблате. Повторите несколько раз для закрепления результата.
- «Составь распорядок дня». Возьмите в руки макет часов. Выставьте стрелки на время, когда малыш обычно просыпается, затем, передвигая их ход, обговорите все действия, которые он выполняет в течение дня, утром, в обед и вечером.
- «Верно — неверно». Выставьте стрелки на макете, спрашивайте у ребенка, правильно ли, что сейчас столько-то времени. Он должен подтвердить сказанное или опровергнуть. Если он в затруднении, задавайте наводящие вопросы.
«Расписание». Предложите малышу начать играть в автостанцию. Для отправления машин ему нужно самому выставить стрелки часов на заданное время. Сначала употребляйте целые числа, потом усложняйте задачу, применяя такие определения, как «полдень», «четверть часа».
От: admin
Эта тема закрыта для публикации ответов.
Начнем с начала
Для ребенка время – это нечто несуществующее, аморфное, неопределенное. Конечно, малыш понимает, что жизнь не стоит на месте, но охарактеризовать это движение ему пока не под силу.
Познакомьте его с самым базовым понятием времени, а именно – с будущим, настоящим и прошлым.
Приведите простые примеры.
- Будущее: скоро мы поедем в гости к бабушке.
- Настоящее: сейчас мы кушаем торт.
- Прошлое: мы построили скворечник и повесили его на дерево.
Объясните ребенку разницу между тремя действиями, совершаемыми в разное время. Оперируйте только понятными крохе словами и интересными для него действиями.
Рекомендации для родителей малышей
Не стоит нагружать сразу малыша такими понятиями, как «половина», «четверть», начинать следует с элементарных основ: что такое час, в какую сторону двигаются стрелки, рассказать о минутной, секундной и часовой стрелке, почему они так называются. После этого можно конкретно останавливаться на часовой стрелке. Для этого следует передвигать ее по кругу, задавая вопросы о том, который час она указывает.
Закрепив полученную информацию, можно переходить к минутной стрелке
Сразу стоит обратить внимание, на то, что стрелки отличаются не только по размеру, но и выполняют разные функции, то есть одна показывает часы, а другая минуты
Дальше стоит объяснить ребенку, понятие часа, то есть когда минутная стрелка находиться на 12, а часовая указывает на то, который час ровно. Чтобы закрепить это, стоит поставить длинную стрелку на 12, а короткую на любую цифру и попросить малыша назвать точное время.
Следующий этап — деление часового отрезка при помощи минутной стрелки. Сейчас необходимо рассказать, что минутная стрелка за часовой отрезок совершает полный оборот, и минутная, всего лишь преодолевает отрезок от одной цифры, к другой.
Нужно показать ребенку, какой отрезок преодолеет минутная стрелка за 5, 10, 15 минут. Если окружность визуально разделить пополам, то это будет половина часа, если же циферблат разделить на 4 части, то каждая часть будет соответствовать «четверти».
Почему привычку ценить время нужно начать прививать в дошкольном возрасте
Чтобы малыш вырос организованным взрослым, следует сформировать у него определённые привычки, и это касается не только правильного питания, занятий спортом, вежливости, но и понимания ценности времени. Научите ребёнка правильно распоряжаться временем, соблюдать режим дня и быть пунктуальным. В современном мире это критически важные навыки.
Объясните, что нужно заботиться и о часах труда, и о качественном отдыхе, который предполагает смену деятельности. Ошибочно считать, что, пока дети маленькие, они могут только бегать и играть, а научатся распоряжаться своим временем, когда станут постарше.
Если к 10–12 годам у ребёнка не сформируется навык ценить время, то его место могут занять привычка бездельничать, неконтролируемая тяга к компьютерным играм и прокрастинации.
Лучший учитель для ребёнка — пример окружающих взрослых. Добавляя в свою жизнь полезные привычки, вы привьёте важные навыки тайм-менеджмента и своему ребёнку.