Как научить ребенка говорить в 2 года: способы и методики обучения

Стишки, побуждающие к произношению звуков, слов

Следующие стишки повышают интерес крохи к произношению звуков, слогов, слов: «Мишка косолапый», «Жил-был зайчик», «Зайка серенький сидит», стихи А. Барто и другие.

Особенно нравятся маленьким деткам «стишки – болтушки»

Внимание малышей привлекают яркие красочные иллюстрации.Стихи построены в форме диалога. Малыши подговаривают отдельные звуки, слова, словосочетания

Совместное проговаривание повышает эмоциональный настрой ребёнка, развивает память, мышление. Рекомендуем приобрести книгу И. Асеева «Стихи-болтушки», она яркая и очень полезная. Понравится и ребенку, и родителям.

Стихи-болтушки помогут крохе быстрее заговорить.

Примеры « стишков – болтушек»:

  1. Заяц Егорка свалился под горку.- Бах!

Бегите под горку, спасайте Егорку! – Ой!

  1. Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик — Не ходи!

Там мышка живёт. Тебе хвостик – отгрызёт! – Отгрызёт!

  1. Киска, киска,киска, брысь! – Брысь!

На дорожку не садись! – Не садись!

Наша Машенька пойдёт. – Топ – топ!

Через киску упадёт. – Бах!

Игры на включение в речь простых слов

Описывая собственные действия, взрослый вызывает у малыша желание повторять их:

“Вот какой я паровоз, много шума – сто колёс. Еду – еду, ту – ту – ту! Чух – чух- чух. В ямку – бух».

»Где же наши ручки?»

Краткое описание:

На слова: «Где же, где же наши ручки? Нет наших ручек» кроха прячет ручки за спину. Когда взрослый произносит: »Вот, вот наши ручки. Вот наши ручки» — протягивает их перед собой со словами: « Вот они!» и весело хлопает в ладошки.

Можно продолжить эту игру, заменяя слово « ручки» на другие части тела: «Где наши ножки? (ушки, глазки, носик, животик), повторяя соответствующие действия.

«Села птичка на окошко»

Описание;

Села птичка на окошко,

Посиди у нас немножко.

Посиди, не улетай.

Улетела птичка.Ай! (на слово» Ай!» — хлопают в ладоши и подговаривают.)

«Идёт коза рогатая» и многие другие

Речевое развитие детей по возрастам

Речь ребенка формируется с самого его рождения: его общение с окружающими начинается со звуков, эмоций, но постепенно малыш пополняет свой пассивный словарь, учится понимать значение слов, произносить их и менять интонацию. Поначалу его речь — это простое повторение за взрослыми, а подросшие малыши уже наделяют свои слова смысловой нагрузкой

И очень важно знать усредненные показатели, относительные нормы речевого развития, которые применимы к детям в разном их возрасте. При этом «отклонение» от таких норм на пару месяцев (как опережение, так и отставание) также считается нормой, поэтому, если в полтора года малыш говорит на несколько слов меньше своего ровесника, не стоит отчаиваться. Итак, ребенок первого года жизни:

Итак, ребенок первого года жизни:

  • в 2-3 месяца произносит отдельные звуки, гулит, появляются первые «поющие» звуки (спонтанно), которые направлены на общение с мамой;
  • в 4 месяца звуки, издаваемые ребенком, могут перетекать один в другой;
  • в 5 месяцев может проявиться первый лепет, гласные звуки могут сменяться согласными, а иногда они могут сочетаться (появляются первые слоги);
  • в полгода идет совершенствование лепета, ребенок может повторят одинаковые слоги (ба-ба, да-да);
  • в 7-8 месяцев ребенок уже понимает смысл слов взрослого, может при помощи лепета «завести диалог», учится выстраивать общение и имитировать звуки, произносимые взрослыми, в «режиме эхо»;
  • 9 месяцев – время более сложного лепета, возможно произношение первых слов, состоящих из одинаковых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба);
  • в 10-11 месяцев малыш подражает речи взрослого, произносит новые слоги, может повторять облегченные слова («на», «да», «ав»);
  • в годовалом возрасте в речевом арсенале ребенка может быть до 10-12 различных простых слов, смысл которых он понимает; малыш быстро накапливает словарный запас, пытается подражать взрослым, услышав новые слова.

На втором году жизни ребенок пытается произносить более сложные слова, но часто облегчает их, произнося только первый слог (дерево – «де», машина – «ма»), при этом одним и тем же словом (слогом) он может обозначать сразу несколько слов или даже целое предложение.

В 1,5 года малыш ассоциирует слова с изображениями, и, глядя на картинку, может произнести, что на ней изображено (так же, проговаривая лишь первый слог). К концу второго года жизни могут присутствовать слова с двумя или тремя разными слогами (каша, мишка, собака). Как правило, речь ребенка на данном этапе состоих из существительных, но к двум годам в его речи появляются глаголы (пить, кушать, гулять), а также простые прилагательные (хороший, красивый). Всего в арсенале ребенка может быть до 150-200 слов.

В начале третьего года жизни малыш уже может употреблять существительные во множественном числе, а глаголы – в прошедшем времени. Начинается развитие активной речи, она становится связной, словарь ребенка стремительно расширяется. Появляются первые фразы и предложения, которые к 2,5 годам становятся более сложными. Ребенок может допускать ошибки в словах и фразах, повторять или прерывать слова, запинаться, но эти явления исчезают к 4-м годам. На третьем году жизни малыши охотно запоминают и повторяют первые простые стихотворения, а иногда выдумывают свои собственные слова, которые поднимают настроение родителям. К 3-м годам в речевой арсенал малыш может насчитывать до 1000 разных слов, которыми малыш пользуется в ежедневном общении.

Нормы у детей от 2 до 3 лет

Начиная с двух лет, у малыша формируется речевая база, поэтому в этом возрасте важно уделить особое внимание развитию его речи. Нормами речи у детей 2-3 лет можно считать:

Нормами речи у детей 2-3 лет можно считать:

Нормами речи у детей 2-3 лет можно считать:

  1. После исполнения малышу двух лет его словарный запас составляет не менее 200 слов. Причем после двухлетнего рубежа запас начинает стремительно расти и уже спустя шесть месяцев должен равняться 1000 слов. Основная часть запаса — существительные, чуть меньше должно быть глаголов. В три года ребенок должен активно включать в свою речь местоимения, предлоги, союзы, прилагательные, а также наречия.
  2. Ребенок с двух лет строит предложения из трех слов, может уже объяснить свои желания и элементарные потребности, легко общается со сверстниками. Большая часть предложений повествовательные, реже встречаются восклицательные. Вопросительные предложения зачастую состоят из одного-двух слов.
  3. Дети с двух с половиной лет начинают характеризовать предметы: называют из размер, цвет, вкус, высказывают впечатление о событиях или предметах (но еще односложными предложениями).
  4. В речи наблюдаются обобщающие слова. Например, помидор и огурец — это овощи; сапоги и туфли — это обувь.
  5. Слова из двух или нескольких повторяющихся слогов (например, «ту-ту» или «би-би») уже не должны присутствовать в речи.
  6. Речь взрослого должна уже полностью восприниматься ребенком. Кроме этого, малыш начинает высказывать свою реакцию на обращение старших.
  7. В два года еще допускаются ошибки в склонении слов, согласовании родов и чисел. В трехлетнем возрасте эти ошибки устраняются.
  8. Возможно замена букв или целых слогов в словах (допускается «копатка» вместо «лопатка»).
  9. В два года нет ничего страшного в замене шипящих букв на свистящие, а также твердых на мягкие. Но уже в три года много малышей произносят даже самые трудные звуки — р и л.

Также отметим, что у девочек словарный запас больше, чем у мальчиков. Это не считается отклонением. Малыши легко учат небольшие стишки, умеют рассказать их с эмоциями.

Возможные проблемы, требующие обращения к специалисту

Как известно, развитие каждого ребёнка происходит в своём темпе. Между тем существуют определённые средние нормы становления речи, на которые могут ориентироваться родители:

  1. 3–6 месяцев. Малыш пробует свой артикуляционный аппарат в действии, «играет» со звуками (гуление, гуканье).
  2. 1 год. Появляются первые слова («мама», «папа», «дай» и пр. – обычно до 10 слов).
  3. 2 года. Кроха строит простые фразы из 3–4 слов. Активный словарный запас составляет 150–300 слов.
  4. 3 года. Ребёнок говорит довольно много, распространёнными предложениями (из 4–5 слов), рассказывает стихи наизусть. Активный словарный запас — 400–800 слов.
  5. 4 года. Активный словарный запас — 1300–2000 слов. В речи используются все части речи.
  6. 5 лет. Активный словарный запас достигает 5000 слов, быстро запоминаются новые слова. Связная речь хорошо развита.

Сегодня многие дети начинают говорить значительно позже, чем их ровесники ещё лет 20 назад. Это связано прежде всего с социальными факторами: современные малыши с ранних лет проводят много времени перед телевизором и рано начинают приобщаться к гаджетам, сами взрослые постоянно заняты и не поощряют речевую активность ребёнка. Однако в некоторых случаях значительное отставание от указанных норм может быть связано с довольно серьёзными физиологическими или психическими причинами:

  1. Проблемы во время беременности: гипоксия у плода, перенесённые женщиной инфекции, стрессы, резус-конфликт между матерью и плодом.
  2. Родовые травмы: деформация черепа при родах, обвитие пуповиной и пр.
  3. Врождённые проблемы со слухом у малыша.
  4. Врождённые аномалии строения речевого аппарата.
  5. Тяжёлые инфекционные заболевания, перенесённые в грудном возрасте (менингит, энцефалит, гнойный отит и пр.).
  6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, педагогическая запущенность. Бывает и другой вариант — гиперопека (когда предугадывается каждое желание ребёнка, так что ему просто незачем говорить), излишнее сюсюканье (малыш не стремится совершенствовать свою речь).

Недоразвитие речи может быть связано с проблемами во время беременности и родов, например, ребёнок родился обвитый пуповиной

Родители всегда должны быть очень внимательны к своему малышу, чтобы заподозрить возможные отклонения и обратиться к специалисту (неврологу, лору, психологу и пр.). Например, если грудной ребёнок не реагирует на звуки — вероятно, что у него проблемы со слухом. В этом случае он навряд ли начнёт сам разговаривать, ведь он попросту не слышит звуков окружающего мира. Другой вариант: если подросший кроха не откликается на своё имя, обращённые к нему слова, не смотрит взрослому в глаза, предпочитает уединение, у него может быть аутизм. Это расстройство психики, при котором человек избегает социальных контактов с окружающим миром.

Главные этапы развития речи у малыша

От того, насколько малыш сможет свободно использовать свой родной язык, можно судить об уровне его умственных способностей и общем развитии, а также об успешности во взрослом возрасте. Именно по этой причине стоит развивать речь младенца с самого раннего возраста, следя за правильностью и грамотностью произношения (в соответствии с возрастом) и скоростью расширения словарного запаса у малыша. При этом родители не должны тратить время впустую, действуя при этом совершенно вслепую. С самого начала им нужно определить, какие этапы в развитии речи имеются у ребёнка.

Этапы развития речевых функций у малыша

Первый из них развивается с самого рождения и заканчивается в год. Такой этап развития малыша можно назвать довербальным. До возраста в три месяца ребёнок способен лишь воспринимать окружающие его звуки, а также голоса и речь близких для него людей. Но уже в это время у него развита потребность в активном общении.

Чем чаще будет происходить разговор родителей и ребёнка, тем быстрее у него разовьётся потенциал к переходу на следующий этап развития речи. При всём этом произносить слова нужно исключительно нежно, ласково, с улыбкой на лице

Это очень важно для закладки будущей дикции малыша

К возрасту 6 месяцев ребёнок начинает активно осваивать искусство диалога. С самого начала он начинает активно произносить слова и слоги, которые способен понять только он. С их помощью он способен показывать на те предметы, которые необходимы ему для игры и увлекательной деятельности. По-своему называет ребёнок и близких для него людей, а со временем и некоторые действия. Родители обязаны не переходить на язык своего малыша, а стараться называть окружающие предметы правильно.

От одного года и до трёх лет происходит этап развития, когда начинает активно развиваться речь. Ребёнок старается научиться составлять из слогов полноценные слова и понимать их полное значение. В это время ему уже не обязательно видеть тот предмет, который он попросил у взрослого. Он способен самостоятельно назвать нужную ему вещь. На этом этапе развития он может быстро отвечать на вопросы взрослых людей, так как в это время он уже понимает смысл полного предложения.

В возрасте с трёх до семи лет малышу нужно пройти этап, который обозначен развитием речевого общения. В это время родной язык малыш начинает активно осваивать самостоятельно посредством игр и познания окружающего его мира.

Взрослые должны помнить о том, что на этом этапе развития речевых функций они должны грамотно оперировать словами и предложениями, стараться ответить на вопросы, которые может активно задавать малыш.

При всём этом разъяснения должны проходить не однозначно, а красноречиво, с большим количеством примеров.

Если родители приложили максимум усилий к правильному развитию ребёнка, то в ближайшем будущем он сможет отблагодарить их хорошей успеваемостью и отметками по всем предметам в школе.

Как научить ребенка говорить в домашних условиях

Стимулировать и развивать речь ребенка можно не только на занятиях со специалистами, но и в домашних условиях. Делать это нужно ненавязчиво и в форме игры, чтобы не отбить у малыша желание общаться.

Если к году ваше чадо еще не заговорило, то не стоит паниковать. Просто почитайте наши советы «как научить ребенка говорить в домашних условиях».

Итак, в первую очередь возьмите за правило постоянно разговаривать с малышом. Делайте это дома, в гостях и на прогулке — везде. Задавайте ему вопросы и делайте паузы, чтобы кроха тоже мог вставить в разговор пару звуков. Это будет значить, что он понимает вас и готов к общению.

Описывайте малышу все, что вы делаете, любые свои действия сопровождайте комментариями. Если вы занимаетесь мытьем посуды, к примеру, то опишите сам процесс в подробностях, назовите цвета тарелок и кружек, расскажите о том, чем вы их моете и так далее. Со временем пассивный словарный запас ребенка заметно обогатится, и он почувствует желание самому начать разговор. Обязательно читайте малышу детские книжки, причем делать это нужно несколько раз в день. Почаще включайте ему развивающие мультфильмы и передачи. Сегодня их довольно много в интернете, поэтому единственной проблемой будет проблема выбора. Также почаще произносите с малышом различные звуки, повторяйте буквы алфавита (что дети делают с огромным удовольствием в игровой форме) и подбирайте для сложных слов и звуков смешные стишки.

При обучении ребенка контролируйте правильно произношение слов с участием тех букв, которые он умеет хорошо произносить. Не позволяйте ребенку коверкать слова. Сам научится, когда время придет — совершенно не верная позиция, поэтому не ленитесь поправлять ребенка, когда он коверкает слова. Выговаривайте слова четко и правильно и также приучайте малыша к правильному произношению слов. Даже если ваше чадо и сокращает слова, то от вас малыш должен слышать только правильную речь.

Иногда проблемы с речью длятся до двух и даже трех лет. И если малыш не говорит или плохо говорит в три года, то вам необходимо вплотную заняться развитием ребенка. Но для начала надо выяснить, не является ли задержка психоречевого развития у ребенка причиной каких-либо патологий — неврологических проблем или, к примеру, аутизма.Если с психоневрологической стороны ребенок здоров, то успех его речевого развития зависит только от вас.

Особенности формирования речи у детей

На втором году жизни ребенок учится ходить, самостоятельно познавать окружающий мир, общаться по своему желанию и необходимости. У детей начинает развиваться предметно-действенное мышление, на основе которого и формируется речь. Он уже не тот младенец, который без помощи родителей ничего не может сделать. Малыш активно и уверенно осваивает жизненное пространство мира взрослых.

В течение второго года жизни дети запоминают разные простые слова, которые еще не могут использовать в своей речи. Так формируется пассивный словарь, постепенно переходящий в активный. Поскольку мышление ребенка в этом возрасте направлено на изучение конкретных предметов и действий с ними, то его разговорная речь будет состоять из существительных и глаголов. Малыш начинает составлять несложные предложения из 2-х, 3-х, 4-х слов.

От пола ребенка тоже может зависеть то, насколько рано он начнет говорить. Первыми такие попытки обычно предпринимают девочки, у которых быстрее пополняется словарь, а именно обозначение предметов. Они долго учатся произносить фразы, однако, в речевом плане стараются походить на взрослых и повторять их интонацию. У мальчиков речь построена на названии действий. Они достаточно быстро начинают строить правильные в грамматическом смысле предложения.

10 способов научить ребёнка разговаривать в домашних условиях

Самый действенный и основный способ – говорить с ребёнком – как можно чаще и больше. Педиатры рекомендуют общаться с ребёнком ещё до его рождения. Речь взрослого должна быть выразительной, так как груднички воспринимают её на эмоциональном уровне. Научить говорить ребёнка в 1 год можно посредством отказа от языка жестов и полном переходе на словесное общение. Используйте короткие и понятные предложения, не коверкайте слова. Говорите так, чтобы ребёнок мог наблюдать за движениями губ и пытаться самостоятельно их применять для своей речи.

Развивать мелкую моторику. Стимулирование нервных окончаний на пальцах рук положительно влияет на развитие речи. Для этого способа подходят любые упражнения, которые задействуют моторику мелких мышц: перебирание крупы, игры с массажными мячиками, нанизывание бусин на верёвочку. (Можно сделать отсылку к статье про развитие мелкой моторики, написав, например, «Подробнее можно узнать здесь».) Занятия на развитие мелкой моторики позволят научить двухлетнего ребёнка разговаривать как можно раньше.
Расширять словарный запас. Дома, на улице, в магазине, на природе показывайте и называйте ребёнку названия окружающих предметов. На его вопросы доступным языком объясняйте значение тех или иных предметов, стараясь не перегружать мозг ребёнка сложными терминами. Это естественный и не затратный способ быстро научить говорить в 2 года своего ребёнка.
Читать книги. Детям очень нравится рассматривать яркие, красочные картинки. Читайте ребёнку книгу, параллельно показывая на персонажей, например, колобка, лису, зайца. Одновременное зрительное и слуховое восприятие помогут быстрее запоминать слова и научиться их проговаривать. Уделяйте время для этого занятия каждый день, чтобы развить у своего ребёнка эту полезную привычку.
Петь песни. Не меньше, чем книги, дети обожают песни. Пойте вместе с ребёнком его любимые песенки, разучивайте новые композиции, которые придутся ему по душе. Помимо стимуляции речевого аппарата, вы обеспечите и себя, и малыша хорошим настроением.
Не понимать язык жестов. Если ваш ребёнок часто использует жесты, заменяя ими слова, необходимо простимулировать его к обратному. В очередной раз, когда малыш будет показывать пальчиком на что-то, сделайте вид, что не понимаете его. Попытайтесь вывести на диалог, задавая наводящие вопросы, но не доводите ребёнка до истерики, если он пока не готов к такому способу общения.
Брать хитростью. Читая хорошо знакомую книгу, намеренно заменяйте слова, например: «Сяду на пенёк, съем горшок (вместо «пирожок»)». Этот приём воодушевит вашего ребёнка внимательно вслушиваться в речь, чтобы и в следующий раз подсказать, как правильно. Способ прекрасно подходит для того, чтобы научить говорить ребёнка в 3 года, так как к этому возрасту дети активно интересуются литературными произведениями.
Повторять друг за другом. В качестве игры повторите за малышом слоги, которые он произносит, а затем предложите свой вариант. Ребёнок с радостью включится в это занятие и будет стараться выдавать ещё больше новых слогов.
Убрать отвлекающие факторы. Беспрестанно работающий телевизор или компьютер с мультиками заглушит любые ваши попытки выйти на диалог. Ребёнку необходимо слышать живую, чистую, правильную речь взрослого

Чтобы научить чадо говорить в 4 года, следует придерживаться ограничений по времени для просмотра мультфильмов.
Проявлять внимание. Отбросьте все дела, когда ребёнок подойдёт к вам, чтобы рассказать что-то интересное

Внимательно слушайте его, задавайте вопросы, удивляйтесь и всячески показывайте свою заинтересованность. Этим вы простимулируете желание делиться с вами всем, что придёт в голову и что захочется рассказать. Взаимный диалог возможен и необходим даже с маленьким ребёнком, ведь он поможет быстро научить разговаривать.

Методы диагностики ЗРР у ребенка

Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и «сценарий» помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.

Диагностика ЗРР проводится следующими специалистами: педиатром, логопедом, неврологом, психиатром, психологом. При этом могут потребоваться дополнительные исследования для выявления причин нарушения.

Диагностика ЗРР включает в себя следующие обязательные этапы:
  • прием у педиатра, который изучает анамнез (в том числе матери в период беременности) и делает предварительные выводы о причинах ЗРР. Он же направляет к соответствующему специалисту;
  • исследование мозга на возможные поражения (сканирование артерий, эхоэнцефалография и электроэнцефалограмма, МРТ);
  • обследование ребенка с задержкой речевого развития у отоларинголога;
  • логопедическая диагностика;
  • психологическая диагностика.

Только после комплексного анализа, подтверждения диагноза и выявления причин, назначается курс терапии. На основании его дефектолог для детей с задержкой речевого развития разрабатывает индивидуальный план занятий по коррекции.

Коррекция состояния задержки речевого развития.

С целью развития речи ребенка логопеды применяют как медикаментозную терапию, так и психолого-воспитательные методы. При этом наилучших результатов можно достигнуть, если применять оба способа.

Для коррекции речевого развития врач может назначить ребенку препараты различного действия, помогающие восстановить речь. С этой целью могут применяться секционные витаминные комплексы и препараты, которые улучшают питание нейронов головного мозга. Обычно  также выполняется магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Механизм их действия заключается в восстановлении работы областей мозга, которые отвечают за дикцию, речь, уровень интеллекта и словесную память. К сожалению, у электрорефлексотерапии существуют и противопоказания (такие, как психические расстройства, судорожные и эпилептические приступы).

Для усиления эффекта при медикаментозной терапии может применяться иппотерапия и дельфинотерапия.

Однако все эти методы не дадут нужного результата, если дополнительно не будет проводиться работа с педагогом. Работа с дефектологом поможет устранить или ослабить ухудшение течения болезни, предупредить появление вторичных патологий и сложностей. Во время сеансов врач может проводить игровые занятия, составленные индивидуально для каждого ребенка, использовать различные средства реабилитации.

Задержка речевого развития у детей лечится также с помощью лечебного массажа. Во время этой процедуры врач оказывает воздействие на определенные точки тела. Некоторым пациентам логопеды назначают зондовый массаж Новиковой.

Кроме того, дефектолог и родители в домашних условиях должны выполнять различные игровые упражнения, целью которых является укрепление мышц лица, улучшение подвижности языка и слухового аппарата. Для достижения эффекта можно выполнять гимнастику лица, учить скороговорки, выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику рук. Таких программ очень много. Их можно выбрать, проконсультировавшись с врачом, и постоянно заниматься с малышом.

Во время лечения родители должны всячески помогать специалистам, а не надеяться только на медиков. С подобным типом детей нужно работать не каждый день, а каждый час — что требует много времени и терпения.

Современная медицина успешно использует психотерапию и различные методики мягкого воздействия на психику больных детей с целью ее позитивной коррекции:

  • Консультации у детского психолога в случаях прямой связи речевых проблем у ребенка с определенными стрессами, травмами психологического характера, неблагоприятным семейным климатом, отсутствием понимания со стороны взрослых и недостаточностью социальных контактов.
  • Альтернативное лечение с использованием контактов с лошадями, дельфинами, музыкального сопровождения, танцев, упражнений и спорта, направленных на развитие и закрепления у ребенка моторики. К такой форме терапии могут быть широко привлечены родители. Это, например, собирание вместе с детьми пазлов, конструкторов, угадывание звуков и музыкальных инструментов, увлекательные подвижные игры.
  • Остеопатия, как часть альтернативной медицины, призвана воздействовать на определенные телесные точки для формирования правильного баланса нервной системы, налаживания обмена веществ, стабилизации психического развития ребенка.

Среднестатистические нормы

Возраст 2-3 года – время для активного скачка в речевом развитии (см. также: как должно проходить развитие ребенка в 2 года?). Дети, с которыми не занимались формированием речи, отстают от своих сверстников, ведь речь – один из важных показателей уровня развития. Имея возможность разговаривать, ребенок может выразить свой протест или согласие, отразить свои знания и умения и просто высказать свое мнение.

По среднестатистическим данным, словарный запас ребенка 2 лет должен составлять порядка 200-300 слов. В этом возрасте ребенок должен уметь произносить предложения из 2-3 слов.

Данные нормы далеко не всегда характерны для современных детей третьего года жизни. Видя, что малыш отстает от речевых стандартов, не стоит паниковать. Дети познают мир по-разному и чем старше становится ребенок, тем очевиднее разница между сверстниками – это касается и общего развития, и речевых навыков в частности.

Когда стоит волноваться, что ваш кроха отличается от других деток? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим основные важные условия, способствующие формированию речевых навыков.

Примеры игр/упражнений для развития речи ребенка в 1 год

Когда ребенок начинает говорить первые слова, то ему самому это очень нравится. Чтобы помочь малышу как можно быстрее заговорить, необходимо чаще с ним общаться. Младенец понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому разговаривать с ним нужно выразительно. Купание, кормление, массаж и все другие действия необходимо сопровождать ласковыми словами.

Называйте ребенка по имени, говорите ему названия окружающих предметов, хвалите его, повторяйте первые звуки, которые он произносит.

Когда малыш станет постарше рекомендуется разговаривать с ним понятными и простыми предложениями. Нужно стараться поддерживать разговор, задавать наводящие вопросы, постепенно увеличивать продолжительность бесед.

Быстрому развитию речи способствуют следующие игры, упражнения и занятия:

1. Пение, чтение книг

Крайне полезно читать малышу книги, показывать яркие, привлекающие внимание картинки. Это развивает память, звуковое и визуальное восприятие, помогает ребенку запоминать новые слова. Совместное разучивание песен и коротких стишков для годовалого ребенка для развития речи не только улучшает произношение звуков, но и укрепляет эмоциональную связь родителей и ребенка

Совместное разучивание песен и коротких стишков для годовалого ребенка для развития речи не только улучшает произношение звуков, но и укрепляет эмоциональную связь родителей и ребенка.

2. Развитие мелкой моторики.Для этого ребенку нужно выполнять мелкие движения пальцами рук и ног: играть с пуговицами, бусинками, перебирать крупу (под контролем родителей, чтобы малыш ничего не проглотил).

3. Развитие словарного запаса.Делать это можно разными способами. Можно показывать малышу различные предметы, называть их и простым языком объяснять значение. Так ребенок не только выучит новые слова, но и расширит кругозор, узнает много интересного об окружающем мире, быстрее научится говорить.

4. Отказ от коверкания слов и языка жестов. Ребенок учится разговаривать, слушая окружающую речь, поэтому если взрослые много сюсюкают, коверкают слова, то ему будет трудно научиться говорить правильно. Также нужно отучать ребенка разговаривать жестами и стимулировать его произносить свои желания вслух. Действовать необходимо мягко, не доводя малыша до истерики и плача.

5. Музыкальные игры. Помогают развивать речевое дыхание, учат протяжно произносить гласные и четко согласные звуки. Развитию речи способствуют короткие песенки с повторением слогов, игрушки, которые воспроизводят звуки животных, музыкальные инструменты (ребенка просят сказать название инструмента и воспроизвести звуки, которые он издает).

6. Пальчиковые игры. Это изображение различных историй, сказок, стихотворений при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее активировать центр речи. В пальчиковых играх используют движения руками (хлопанье в ладоши, опускание и поднимание ладоней, разгибание и сгибание пальцев). Самими известными пальчиковыми играми являются «Летели гуси», «Ладушки, ладушки».

7. Артикуляционная гимнастика для речи ребенка в 1 год направлена на развитие подвижности органов речи. В нее включают упражнения для щек, языка, губ, мимические упражнения. Примеры упражнений:

  • Гримасы.Стоя вместе с ребенком перед зеркалом, показывайте язык, широко улыбаетесь, надувайте щеки.
  • Игры на дыхание. Выдувайте мыльные пузыри, сдувайте обертку от конфет в ладони, дуйте на одуванчики.
  • Игры с языком. Показываете и прячьте язык,делайте круговые движения языком, пытайтесь достать языком до кончика носа.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий