Учим дружить
Рекомендации помогут вашему ребёнку стать дружелюбным:
- Поддерживайте доверительные отношения с ребёнком. Для того чтобы дать правильный совет ребёнку по организации его общения, родители должны не решать за него возникшие проблемы, а просто быть в курсе дел ребёнка. Интересуйтесь, как дела, как прошёл его день. Тогда, исходя из ситуаций, сможете подсказать ему, как поступить в том или ином случае. Доверительные отношения между детьми и родителями способствуют решению многих коммуникативных проблем.
- Предоставляйте возможности для развития дружбы. Содействуйте дружбе ребёнка с ровесниками, например, приглашайте друзей ребёнка на праздники и просто в гости. Ребёнок будет рад, а вы сможете понаблюдать за ним.
- Не осуждайте и не критикуйте друзей ребёнка. Если вы считаете, что кто-то не подходит вашему ребёнку в качестве друга, направьте мысль сына или дочки в правильное русло. Пусть ребёнок задумается и сам примет решение.
- Учите малыша правилам общения. Чаще обсуждайте с ребёнком коммуникативные ситуации. Говоря об азах дружбы, учите малыша сочувствию и вниманию к другим детям, справедливости, честности, щедрости. Порицайте за эгоизм.
- Морально поддерживайте ребёнка. Выслушивайте, помогайте ему советом – так он сможет разрешить любую проблему самостоятельно.
Следуя этим рекомендациям, вы привьёте ребёнку важнейшие социальные навыки, с помощью которых он найдет добрых друзей, с которыми, возможно, будет дружить долгие годы.
Дружеские отношения в детском саду
Как происходит формирование дружески отношений в дошкольном возрасте? За этим хорошо наблюдать в детском саду.
В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится воспитателю. Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные совместные виды деятельности
В детском саду существует наличие важного фактора — детский коллектив, в котором ребёнок, при помощи родителей и воспитателя, может приобрести первые навыки общения со сверстниками
Многие дети в детском саду получают возможность завести дружбу. Дети, которые нашли друзей, уверенны в себе, обладают более высокой самооценкой. Дошкольники учатся не только играть в совместные игры, но и защищать друг друга, помогать, сочувствовать, извиняться, размышлять о правильности своего поведения.
Как проявляются проблемы в общении
Трудности в общении – это частый момент в процессе воспитания детей. Проблем может быть несколько:
Излишняя агрессия. Ребенок может быть слишком груб, навязчив. Драка и резкие выражения – приемлемые для него понятия. Родителям нельзя оставлять всё как есть, иначе у сына или дочери возникнет риск больших проблем в сфере коммуникации в будущем.
Ложь
Иногда дети врут, чтобы привлечь к себе внимание. Причём внимание они получают и в виде наказания за ложь
А иногда дети врут, потому хотят испытать, как далеко им можно зайти. То есть это своеобразный опыт, которые проводит ребенок.
Гиперактивность. Такие дети невнимательны, они не слушают родителей и учителей, отвлекаются и недоделывают начатое. Им сложно усидеть на одном месте. Такая гиперактивность влияет на психическое и физическое здоровье малыша.
Отказ от еды – это тоже своеобразная коммуникативная трудность. Ребенок таким образом бунтует, пытается обратить на себя внимание. Если сразу не начать решать эту проблему, то может возникнуть серьезное положение.
Станьте другом своему ребенку
Лучшие друзья ребёнка — родители. Они первыми заметят беду своего чада и первыми придут к нему на помощь. Но пройдут годы, их малыш подрастёт, и ему будут нужны и другие друзья — его сверстники. И задача родителей, и прежде всего, мамы — помочь ребёнку приобрести друзей.
Родители должны быть в курсе всех событий своего дитя в садике, в школе. Необходимо систематически посещать родительские собрания, разговаривать с учителями и воспитателями своего ребёнка, интересоваться, с кем он проводит свободное время, какие события произошли в садике или школе.
Психологи заметили, что построить хорошие отношения со сверстниками легче тем детям, у которых очень хорошие отношения с родителями. Если в семье мир и согласие, то и детям легче строить свои отношения.
Больше – не всегда лучше
Отлично, когда ваш ребёнок имеет большой круг общения. А вот близких друзей много и должно быть. Пусть будут один-два друга, в компании которых ребёнок расслабиться, получив удовольствие от игр и общения.
Количество друзей, как правило, меняется по мере взросления ребёнка, как и сам характер дружбы. Друзьями дошкольников и младших школьников часто оказываются соседи и дети ваших друзей. В этом возрасте дети могут перечислить целый список друзей. Позже этот список сузится. Дети будут выбирать друзей на основании своего вкуса и интересов. Такая дружба обычно долгосрочна. Однако в подростковом возрасте и такая, казалось бы, крепкая дружба, может прекратиться. Это происходит в том случае, если один из товарищей развивается быстрее (физически или эмоционально), чем остальные.
В любом возрасте ребёнка остаётся очень важным, умеет ли он дружить. И в этом должны помочь родители.
Игры для детей «Учимся договариваться»
- Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
- Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».
- Игра «Я поступлю как …» поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.
- Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.
Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.
Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.
На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.
Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата
Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению. Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию.
Можно предложить такие игры.
- Игра «Рисуем вдвоем» — на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами — «Собери паззл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом включается и невербальное общение
- Игра «Остров Конфликтов» — дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.
- Игра «Ковер мира» — ребята, которые не могут договориться между собой, садятся на ковер, где должны выразить негативные эмоции (без перехода на личности) и помириться.
- Игра «Рассказ от первого лица» — каждой конфликтующей стороне предлагается рассказать о сложившейся ситуации от лица его обидчика.
- Игра «Трагикомедия без слов» — школьники должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты.
- Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
- И другие.
Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.
Экстраверт или интроверт
В зависимости от степени общительности все люди, а значит и дети, могут быть экстравертами или интровертами. Ребёнок-экстраверт плохо переносит одиночество, его стихия — общение со сверстниками, коллективные игры. Он сам находит новых знакомых, и проблем с общением у него обычно нет.
Ребёнок-интроверт любит играть самостоятельно и к общению особо не стремится, а, скорее всего, не умеет. Задача родителей — помочь своему ребёнку познакомиться и подружиться с мальчиком или девочкой на площадке, в парке или сквере, подсказать ему, как это можно сделать.
Большую помощь здесь могут оказать ролевые игры, которые родители могут проводить со своим малышом в домашней обстановке. Например, мама озвучивает собачку, а дочурка — кошечку. «Привет, кошечка, как тебя зовут?» «Дуся, а тебя?» «А меня — Байкал. Давай поиграем вместе». «Давай. А, в какую игру мы будем играть?» « Ну, давай поиграем в «Знакомство», будем учиться, как надо знакомиться».
Дети от двух до пяти лет обожают ролевые игры. Они могут целыми днями озвучивать по ролям разговор между своими любимыми игрушками — зайчиком и лисичкой, мишкой и волчонком, крокодилом Геной и Чебурашкой. Во время ролевых игр ребёнка можно научить много чего полезного: как надо знакомиться, как дружить, как надо вести себя в конкретном случае. Ролевые игры помогут в развитии и воспитании крохи больше, чем любые воспитательные нравоучения и беседы.
И, возможно, пройдёт совсем немного времени, и ваша застенчивая малышка сама подойдёт к незнакомой девочке на детской площадке и заговорит: «Меня зовут Даша, а тебя? Смотри, какая у меня кукла. Её зовут Аня. Давай вместе поиграем. Я буду мамой, а ты — старшей сестрой». Знакомство состоялось. Пройдёт совсем немного времени и, быть может, это знакомство перерастёт в приятное общение, а там — и в хорошую прочную дружбу.
Как научить ребёнка дружить?
Научить ребёнка дружить необходимо, так как живого общения у современных детей немного. Они проводят массу времени с гаджетами и не знают, как заводить знакомства в реальном мире. Родители должны помогать находить друзей!
- Дружите с родителями сверстников сына или дочери, одноклассников из школы: звоните, приглашайте в гости, договаривайтесь о совместных «игровых днях» и т. д.
- Водите ребёнка в кружки по интересам. В классе музыкальной школы или спортивной секции и у малыша, и у подростка точно появится хотя бы один друг с общими интересами!
Причины отсутствия друзей
- Низкая самооценка.
- Семейное давление.
- Негативное отношение к друзьям.
- Гиперопека родителей.
- Психологические травмы.
- Отсутствие коммуникативных навыков.
- Агрессия.
- Финансовые ограничения.
Лайфхаки
Используйте техники, которые помогают взрослым людям наладить общение, поделитесь ими с ребёнком. Конечно, малыш детсадовского возраста не поймёт большую часть этой информации, но ученик начальных классов, а тем более подросток сможет применить такие техники в своей жизни, чтобы заводить новые знакомства и хороших приятелей.
- Научите сына или дочь дружелюбному и мягкому общению. Начните с примера в семье.
- Развивайте умение делать комплименты (говорить их искренне).
- Научите находить общие интересы с окружающими. Расскажите, что людям приятно отвечать на вопросы об их хобби и любимых вещах. Пусть дети не стесняются интервьюировать сверстников!
- Поддерживайте выбор. Если ребёнок связался с плохой компанией, выясните, почему его тянет к такой группе, особенно если это подросток, — запрет только отдалит вас друг от друга.
- Научите личным границам. Человек может хотеть или не хотеть какого-то отношения к себе. Объясните сыну или дочери, что можно, а чего нельзя делать по отношению к другим. Опять же, тут без личного примера никуда: спрашивайте ребёнка, учите его задавать вопросы о комфорте окружающих и отстаивать свои границы адекватно.
- Поддерживайте! Это влияет на уверенность в себе, а уверенному человеку легче находить друзей.
Что делать, если ребенок не умеет общаться со сверстниками
Если вы видите, что ребенку по каким-то причинам трудно общаться с ровесниками, не игнорируйте проблему, не пускайте ситуацию на самотек. Кроме личного примера, сделайте несколько шагов, которые помогут вашему ребенку приобрести друзей.
- Больше бывайте с малышом там, где играют дети, ходите в гости в семьи с детьми. Приглашайте детей к себе домой.
- Запишите его в студию или секцию. Тогда он не только сможет расширить кругозор, ему будет о чем рассказать сверстникам.
- Не обсуждайте ребенка или его друзей. Оценивать можно только поступки, а не человека.
- Ищите у ребенка общие черты, которые есть у других детей. Ни в коем случает не противопоставляйте его другим, даже если ваш сын очень воспитанный, и талантливый. Лучше скажите что-то вроде: “Видишь, какой веселый мальчик. Он любит смеяться как ты”.
- Держитесь немного в стороне. Пусть дети играют и учатся решать проблемы сами. Только если они собираются драться или, например, зажечь костер, тогда скажите свое взрослое слово.
- Больше говорите с ребенком о дружбе. Посмотрите мультфильмы про друзей, почитайте сказки, или сочините сказку сами, положив в ее основу ситуацию, которую переживает малыш. Расскажите о своих друзьях и дайте понять ребенку, что он хороший и достоин дружбы.
Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?
Есть дети, которые с легкостью заводят новые знакомства, быстро находят общий язык со сверстниками и комфортно себя чувствуют в любой социальной группе. Есть те, для кого взаимодействие с другими детьми дается довольно непросто. И для каждого ребенка помощь родителей в установлении и поддержании дружбы будет разной. Но есть несколько универсальных советов, которые помогут родителям поддержать своего ребенка.
Слушайте ребенка. Будьте внимательны и участливы к тому, что говорит ваш ребенок. «Петя сказал, что не будет больше со мной играть!» — это может стать настоящей трагедией для пятилетнего малыша! Даже если вам кажется, что очередная ссора между ребенком и его друзьями пустяк, поймите: масштаб горя для незрелого ребенка совсем иной.
Наблюдайте и помогайте, только если просят. Глобальная задача родителя — не мешать ребенку учиться устанавливать социальные контакты. Даже если, наблюдая за своим ребенком, вы считаете, что ребенок ведет себя не так, как вам казалось бы правильно, не вмешивайтесь. Вы лишь сторонний наблюдатель. И лишь в случае прямой просьбы от ребенка помогайте ему.
Ищите решение вместе. Если ребенок стал участником конфликта, попробуйте вместе с ребенком прийти к пониманию того, что именно послужило причиной недопонимания и как лучше выйти из этой ситуации. Не навязывайте свое мнение, дайте ребенку учиться мыслить критически самому. Ненавязчиво направляйте его к правильному решению.
Приводите примеры. Детям трудно мыслить абстрактными понятиями и размышлять в долгосрочной перспективе. Да и опыта дружбы с другими детьми у ребенка тоже нет. Поэтому гораздо понятнее будет, если какие-то ситуации вы будете объяснять ребенку на примерах их собственной жизни, мультфильмов, книг.
Дайте понять ребенку, что вы всегда рядом. Взаимоотношения со сверстниками невозможно без конфликтов
И ребенку важно понимать, что у него есть любящий и принимающий его взрослый, к которому он всегда может обратиться за помощью и поддержкой
Дружба в дошкольном возрасте
Детям с самых юных лет нужно объяснить, что дружба – очень важный аспект жизни. Поэтому родителям нужно знать, как научить ребенка дружить в детском саду. Ведь дошкольнику нужна компания, потому что только так он сможет сформироваться как социальная личность.
Дружба у старших дошкольников немного отличается. В детском саду ребята создают группки по следующим принципам:
- совместная игра;
- наведение чистоты в комнате или на детской площадке;
- общее занятие, которое нравится всем.
Старшие дошкольники более придирчивы к друзьям. Они не назовут товарищем первого попавшегося человека. Они будут отбирать приятелей по личностным качествам, их словам и поступкам.
Доверие и уважение
Без доверия даже самые близкие люди становятся друг другу чужими. Уважайте личное пространство своего ребёнка. Рыться в личных вещах и читать из любопытства переписку — постыдное занятие. Не пытайтесь принудительно вывести на искренний разговор: лучше для этого выбрать более подходящий момент. Если хотите предупредить о чём-либо серьёзном, сделайте это ненавязчиво: «Знаешь, когда я училась в старших классах, то попала в похожую ситуацию…» или «Прочёл в новостях об одном страшном случае. Хочу рассказать, чтобы ты знал о таком и мог с подобным справляться…». Советуйтесь с ребёнком — это укрепит его уверенность в своей значимости и поднимет самооценку. Например, интересуйтесь, как он хочет провести выходные или что хочет на ужин
И ещё важно: познакомьтесь с друзьями ребёнка. Так поймёте, в каком окружении он проводит время и насколько вы можете быть спокойны за него
Обычно по поведению ребят и разговорам понятно, чем они увлекаются.
Как научить ребенка дружить в разный возрастной период
Дети разного возраста дружат по-разному. В каждом возрасте есть свои приоритеты и особенности.
Уже с полугода дети начинают тянуться друг к другу.
От полтора года и до двух лет дети уже сотрудничают друг с другом, играют в песочнице, строят замки, разговаривают, делятся игрушками. Детей такого возраста притягивают только те дети, которые занимаются тем же делом, что они. Эту дружбу можно назвать «территориальной». Дети общаются «языком тела». Но уже здесь можно заметить и симпатии и антипатии ребенка, с кем он играет, а с кем играть не хочет. При виде знакомого друга малыш может улыбаться и радостно прыгать.
Нужно заметить, что возраст двух лет сопровождается эгоцентричностью
Поэтому он может жадничать, плакать из-за того, что мама обратила внимание на другого ребенка, выражать «своё Я». Детки в этом возрасте конфликтны, не любят, если не принимают их точку зрения
В возрасте от трёх до пяти лет дети используют такие понятия, как «дружить», «дружу», «друг», «подружка», «дружба». В этом возрасте у ребенка много друзей. С одними он дружит сегодня, с другими завтра. На протяжении часа они могут быть лучшими друзьями, а уже через пять минут поссориться и не дружить. Отношения не устойчивы, подвержены эмоциональности. Но именно в этом возрасте и закладываются понятия дружбы
Очень важно влияние родителей и воспитателей, которые должны помогать, быть рядом и поддерживать в минуты ссор с друзьями, рассказывать, как дружить, мириться и не ссориться. Здесь важно научить детей правильно налаживать взаимодействие друг с другом
Дети от шести до девяти лет уже не называют друзьями всех знакомых. Среди них выделяют только несколько детей и чаще дружат по интересам. Эта дружба похожа уже на «взрослую дружбу». К расставаниям и ссорам дети этого возраста относятся более болезненно, очень переживают. Не все, правда, всё зависит от характера.
Расширяйте круг общения вашего ребенка
Старайтесь чаще быть там, где он может общаться с другими детьми. В садике, во дворе на детской площадке, на стадионе, пляже, на занятиях в кружках, на спортивных тренировках в секциях, в школе — везде ребёнок может найти себе друзей и товарищей для общения.
Общение с детьми играет большую роль в жизни ребёнка, его воспитании и развитии. Общение воспитывает уважение, доверие, взаимовыручку, умение сопереживать и дружить. Развитие ребёнка — умственное, физическое, интеллектуальное — во многом зависит от его общения со сверстниками.
Желание общаться со сверстниками появляется у самых маленьких — полугодовалых карапузов. Они с любопытством рассматривают друг друга, тянут ручки и пытаются пощупать то, что их интересует. Ближе к году у малышей уже появляется симпатия к другим малышам, которая может выражаться в улыбке. А в полтора года ребёнок уже способен проявлять свою симпатию словами или подражанием.
С поступлением в детский сад у ребёнка появляется много сверстников. Дети знакомятся, играя, выполняя вместе определённые задания. Здесь ребёнок уже сможет определить себе друзей. Друзья — это обычно те дети, которые имеют одинаковые увлечения.
Часто наладить отношение и дружбу между детками мешает жадность ребёнка.
У 2-летних малышей отсутствуют понятия «моё» и «чужое». Желая поиграть понравившимся чужим мячиком, малыш тянется к нему. Хозяин игрушки ревностно бережёт «своё добро». И голосистый дуэт потрясает воздух на приличное расстояние. Неоценимая помощь в данной ситуации принадлежит взрослому. Мама может предложить: «Давайте вместе поиграем мячиком. Я бросаю мячик Дане, а Даня — Тёме». Если такой номер не пройдёт, можно предложить другой вариант. Скажите: «Тёма, Владик бросит мячик 2 раза и отдаст его тебе». А можно предложить временно поменяться игрушками.
Средняя и старшая школа
У детей проявляется особая потребность вобщении со сверстниками. Даже те, кто до этого чувствовал себя уютно в узком кругу любящих родителей и родственников, начинают активно искать себе общество ровесников и страдают от отсутствия такового
Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок в младшем возрасте научился заводить друзей
Социометрия в этих возрастных группах показывает, что подростки, оценивая ровесников, учитывают больше всего коммуникативные качества и внешние характеристики. На вопрос, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы стать твоим другом, чаще всего называют такие качества, как ум, доброта, честность, отзывчивость, надежность. В то же время не предпочитают общаться с ровесниками, которых считают лицемерными, недоверчивыми, ненадежными.
Приглашайте к себе в гости и ходите в гости сами
Для того, чтобы помочь ребенку дружить с другими детишками, необходимо приглашать их в гости, организовывая для них интересные игры, просмотры весёлых и добрых мультиков. Можно вместе со сверстниками ребёнка отмечать дни рождения и праздники, проводить культпоходы в цирк, театр, музей, зоопарк, на выступление известной группы. Дети обожают совместные с взрослыми прогулки на природу, пикники с полевой кашей или дымящимся шашлычком.
Такое провождение свободного времени очень благотворно сказывается на развитие тёплых отношений между детьми, их сближению, выявлению их общих интересов, положительных черт характера, возникновения дружбы.
Разрешайте ребёнку ходить в гости к друзьям или хорошим знакомым. Малыша сводите сами в гости. Деткам необходимо объяснить, как вести себя в гостях. Некрасиво приходить к людям без приглашения и с пустыми руками. Можно взять с собой игрушку или печенье к чаю
Очень важно не злоупотреблять гостеприимством и вовремя уйти. «Маше пора отдохнуть
А завтра она придёт к нам в гости», — сказать малышке, если она не захочет уходить домой. Родителям нужно проследить, как дети общаются, есть ли у них общие интересы и не заканчиваются ли они слезами и упрёками. Доброжелательные отношения стоит развивать, а слезливые и, ещё хуже, — драчливые — придётся прекратить, чтобы не разочаровать ребёнка в самом понятии дружбы.
Друг — тот, кто умеет посочувствовать и поддержать в трудную минуту, кто уважает и ценит твоё мнение, кто никогда не сделает тебе больно, кто первым придёт к тебе на помощь, если у тебя беда. Настоящая верная дружба — это огромный мир, полный загадок и тайн, радостей и тревог, триумфов и разочарований. И задача родителей — помочь своим детям окунуться в этот захватывающий мир с его волнующим бескорыстием и неповторимым разнообразием.
Интересные статьи: | Как научить ребенка уважать других? |
Как научить ребенка ответственности | |
Как научить ребенка быть самостоятельным | |
Как научить ребенка не бояться врача |
Как помочь?
Заметив за ребенком отсутствие стремлений к дружескому общению, родители нередко упрекают его в нелюдимости. И это главная ошибка в воспитательном процессе. Подобная критика, особенно преподнесенная в строгой форме, остро воспринимается ребенком и снижает его самооценку. А это, в свою очередь, сказывается и на уровне его социализации.
Поэтому главная задача родителей — наладить контакт с ребенком, расположить его к себе. Только после этого он сможет доверить вам свои секреты и страхи, переживания и тревоги. В процессе непринужденного общения вы сможете узнать, что именно беспокоит ребенка, и понять, почему ему так сложно дружить со сверстниками.
Следуя некоторым простым советам, вы сможете помочь ребенку найти друзей:
- Поднимайте самооценку ребенка. Уверенность в себе необходима даже детям дошкольного возраста. Комплексы очень мешают заводить новые знакомства и общаться с товарищами, поэтому папы и мамы должны помочь избавиться от них.
- Расширьте круг общения ребенка. Не исключено, что вашему ребенку просто не нравятся ребята, с которыми он общается во дворе или садике. Помните, что коллектив влияет на формирование личности ребенка, и поэтому нужно создать наиболее комфортные условия для общения.
- Поспособствуйте общению ребенка. Стеснительным детям необходим «толчок» со стороны, и стать его инициатором должны родители. Разрешите ребенку пригласить в гости кого-нибудь из товарищей, договоритесь с родителями другого ребенка устроить совместный поход в кино или прогулку по парку.
- Обсуждайте с ребенком все происходящие в его жизни события. Спрашивайте, как прошел день в саду, с кем ребенок пообщался, кто из ребят ему нравится, а кто — не очень. В процессе таких бесед дети раскрываются, а родители получают возможность дать им нужные жизненные советы.
Каждый родитель сам решает, как научить ребенка дружить с другими детьми. Однако один совет будет полезен всем — в семье нужно создавать дружелюбную обстановку, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и ценил искренние отношения между людьми.
По вашему мнению, существует ли детская дружба? Или дети не привязываются друг к другу и им просто нужны товарищи по игре? Как помочь ребенку завести друзей, если у него самого это не получается?
Шаг 1. Просто расслабься
Повторяя в уме слова приветствия, следуя советам, стараясь быть вежливым с новым знакомым, не забудь… просто расслабиться. Эта рекомендация может показаться смешной или даже раздражающей
Но если твоя голова забита переживаниями о том, как ты выглядишь и что говоришь, расслабиться очень важно, и тогда напряжение не собьет тебя с толку
1. Представь ситуации общения, в которых ты испытываешь сильное напряжение.
2. Какие мысли посещают тебя прямо сейчас? О чем ты думаешь? Почему это работает? Запиши.
3. Не иди дальше этих мыслей. Позволь им появляться, просто отмечай, что они есть, и отпускай. Если это нелегко, представь, что каждая мысль — это воздушный шарик, который ты отпускаешь в небо.
Расслабиться — значит переключить внимание с мыслей о чем-то на наблюдение за самими мыслями. Это техника называется «практика осознанности», и ее эффективность подтверждена научными исследованиями
Мы расслабляемся, когда одновременно наблюдаем за процессом общения и включены в него. Это позволяет растворить напряжение.
Заключение
Дружба важна для детей, и необходимо помочь им научиться заводить друзей и поддерживать с ними отношения. Ребенок должен понимать, что другой человек – это другой мир. Он должен уметь считаться с желаниями и потребностями друзей, но и уметь отстаивать свои интересы.
Если по каким-то причинам ребенок испытывает трудности в общении, начните прежде всего с себя и своих отношений с ним. Возможно, вы его слишком опекаете или он получает недостаточно внимания. Больше бывайте с малышом в тех местах, где играют дети, приглашайте домой маленьких гостей. Пусть ваш малыш чувствует, что он нужен и с ним интересно.