Как быстро научить ребенка делить слова на слоги и складывать слоги в слова?

Этапы обучения чтению

Чтобы освоение материала проходило легко и эффективно, стоит знать основные этапы обучения чтению. Торопливость и несвоевременность в этом вопросе не приведут к быстрым результатам, а скорее надолго отобьют желание учиться у ребенка

Также важно знать, какое место в обучении чтению занимает слогоделение

Рассмотрите следующие этапы:

  1. звуковой (приобретение навыков выделять в слове звуки и называть их);
  2. буквенный (изучение букв);
  3. слогоделение (деление слов на слоги, определение слогов на слух, сложение их в слова);
  4. чтение слов по отдельности, в словосочетаниях и предложениях.

С чего начать

Теперь определимся с пособием, по которому будем проводить обучение. Хорошо себя зарекомендовал «Букварь» Н.С. Жуковой, в котором классические методы перекликаются с логопедическим наполнением и уникальными авторскими разработками.

Н.С. Жукова, на вопрос: «Как быстро научить подрастающего ребенка читать?» отвечает — слитно, при этом необязательно знать все буквы. Достаточно нескольких гласных и согласных, из которых можно составить буквосочетания.

Вначале изучаем открытые гласные: «А», «У», «О», «Ы», «Э»
. Потом сонорные согласные – «М», «Н»
. На данном этапе по букварю Жуковой приступаем к объяснению, как из букв получаются слоги. В красочных иллюстрациях показано, как одна буква торопится к другой, сливаясь с ней в слог. Например, «М
» спешит к «O»
, произносим слитно «М-м-м-о-о»
.

Ребёнку главное понять механизм их слияния, с новыми буквами у него будет получаться всё механически. Все изученные слоги нужно часто и регулярно повторять, чтобы их чтение было доведено до автоматизма.

Читайте не только простые открытые буквосочетания, в которых гласный идет за согласным («М
А»
), но и сложные «гласный-согласный» («АМ»
), слияния трех звуков («АРО», «ПРА»
).

Возьмём для примера с.18 из букваря.

Назови первую букву – просит родитель. – «Х»
,- отвечает малыш. – К какой букве бежит «Х»
? – К букве «А»
. – Выходит: «Х-х-х-А»
. Пока буква «Х»
бежит к «А»
остановки делать нельзя – они звучат слитно.

Выучив всего несколько таких примеров, дошколёнок поймёт принцип построения слогов и сможет применить его на остальных звуках.

вРН ДНКФЕМ СЛЕРЭ ДНЬЙНКЭМХЙ ОЕПЕД ДЕКЕМХЕЛ МЮ ЯКНЦХ

  • пЮГЦНБЮПХБЮРЭ ОПЕДКНФЕМХЪЛХ, БМЪРМН ХГКЮЦЮРЭ ЯБНХ ФЕКЮМХЪ, БЕЯРХ ОПНЯРНИ ДХЮКНЦ.
  • гМЮРЭ АСЙБШ, ФЕКЮРЕКЭМН ПЮЯОНГМЮБЮРЭ ЦКЮЯМШЕ Х ЯНЦКЮЯМШЕ ГБСЙХ.
  • бКЮДЕРЭ СЯРМШЛ ЯВ╦РНЛ УНРЪ АШ ДН 5.
  • гМЮРЭ ОПНЯРПЮМЯРБЕММШЕ ОНМЪРХЪ «ОПЮБН» Х «КЕБН».

еЯКХ С ПЕА╦МЙЮ ХЛЕЧРЯЪ МЮПСЬЕМХЪ ПЕВХ, МСФМН НАЪГЮРЕКЭМН ОПНЙНМЯСКЭРХПНБЮРЭЯЪ Я КНЦНОЕДНЛ. яОЕЖХЮКХЯР СЙЮФЕР, ЙЮЙХЛ ГЮМЪРХЪЛ СДЕКХРЭ НЯНАНЕ БМХЛЮМХЕ, ВРНАШ ХГАЕФЮРЭ Б АСДСЫЕЛ ОПНАКЕЛ, ЯБЪГЮММШУ Я МЮПСЬЕМХЪЛХ ЯКНЦНБНИ ЯРПСЙРСПШ ЯКНБ.

дЕКЕМХЕ ЯКНБ МЮ ЯКНЦХ МЮВХМЮЕРЯЪ ДН НАСВЕМХЪ ВРЕМХЧ ОН ЯКНЦЮЛ. яМЮВЮКЮ ДЕРЕИ ГМЮЙНЛЪР Я ОНМЪРХЕЛ «ЯКНБН». йЮФДШИ ОПЕДЛЕР ХЛЕЕР ЯБН╦ МЮГБЮМХЕ. дЕРХ РПЕМХПСЧРЯЪ МЮГШБЮРЭ ПЮГМШЕ ЯКНБЮ. оНРНЛ ББНДХРЯЪ ЦПЮТХВЕЯЙНЕ НАНГМЮВЕМХЕ ЯКНБЮ Б БХДЕ ВЕПРШ ХКХ ОПЪЛНСЦНКЭМХЙЮ. йНЦДЮ ДЕРХ НЯБЮХБЮЧР ЯКНЦХ, ХУ ПЮГДЕКЪЧР В╦ПРНВЙЮЛХ Б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ЙНКХВЕЯРБНЛ. б ЯКНБЕ БШДЕКЪЧР ЦКЮЯМШЕ Х ЯНЦКЮЯМШЕ, Ю РЮЙФЕ СДЮПМШИ ЯКНЦ.

дЮКЕЕ ПЕА╦МЙС МСФМН ПЮЯЯЙЮГЮРЭ, ВРН ЯКНБЮ ЛНЦСР ДЕКХРЭЯЪ МЮ ВЮЯРХ. щРХ ВЮЯРХ МЮГШБЮЧРЯЪ ЯКНЦЮЛХ. б ЙЮФДНЛ ЯКНЦЕ «ФХБ╦Р» НДХМ ЦКЮЯМШИ.

яКНЦХ АШБЮЧР НРЙПШРШЛХ Х ГЮЙПШРШЛХ. нРЙПШРШЕ ХЛЕЧР БХД ЯНЦКЮЯМШИ + ЦКЮЯМШИ, ГЮЙПШРШЕ – ЦКЮЯМШИ + ЯНЦКЮЯМШИ. дЕРЪЛ ЩРН ЛНФМН НАЗЪЯМХРЭ РЮЙ:

«б НРЙПШРНЛ БНГДСУ БШУНДХР ЯБНАНДМН: лююю, кннн, мссс. лШ АСДРН БШДШУЮЕЛ. б ГЮЙПШРНЛ БНГДСУ БЯРПЕВЮЕР ОПЕОЪРЯРБХЕ – ЦСАШ, ЪГШВНЙ ХКХ ГСАЙХ. оНЩРНЛС НМ ПЕГЙН НАПШБЮЕРЯЪ, АСДРН ГЮЙПШБЮЕРЯЪ, – юл, нм, хк.

оПХ НАЗЪЯМЕМХХ ОПХМЖХОЮ ДЕКЕМХЪ МЮ ЯКНЦХ ХЯОНКЭГСЧР ОПХ╦Л ОНДЯРЮБКЕМХЪ КЮДНМХ ОНД ОНДАНПНДНЙ. яЙНКЭЙН ПЮГ НОСЯРХРЯЪ ОНДАНПНДНЙ, ЯРНКЭЙН Х ЯКНЦНБ Б ЯКНБЕ.

Как научить ребенка соединять слоги

К соединению переходят после усвоения отпрыском принципа прочтения складов, включая сложные. На первом этапе объединения литер в слова предпочтительно выбирать те, что попроще, понятны крохе: МА-МА, ПА-ПА, КА-ША. Соединение происходит послогово, с последовательным произношением каждой пары (или тройки) гласных со стоящими рядом согласными. От простых двусложных слов постепенно переходят к тем, что посложнее, а позже приступают и к текстам. Надо убеждаться, что дошкольник понимает читаемое, задавать наводящие вопросы. Иногда в процессе бывает непросто решить проблему, как научить ребенка делить слова на слоги. Тут помогут специальные книги, где выполнена такая разбивка. Нужно подсказать, что ориентироваться стоит на число гласных, делать вместе с малышом хлопки на каждый.

Eva.Ru

  • Как научить ребенка определять время – как научить времени ребенка
  • Как научить малыша рисовать: используй цифры для творчества – как научить ребенка рисовать с помощью цифр
  • 12 советов как научить ребенка самостоятельно одеваться – как научить ребенка одеваться самостоятельно
  • Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст – как научить пересказывать текст ребенка
  • Учим ребенка решать задачи по математике в несколько шагов – как научить ребенка решать задачи по математике 3 класс
  • Как научить ребенка писать буквы – как научить писать буквы ребенка
  • Как быстро научить ребенка понимать время по часам? Советы, методики, упражнения | Развитие ребенка – как научить ребенка понимать время по часам
  • Как научить ребенка английскому языку самостоятельно? – как научить английскому языку ребенка
  • Как научить ребенка читать по слогам: быстро при помощи игры – как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях 6 лет быстро
  • Питание ребенка после года

← Как вкусно приготовить минтай на сковороде? — как вкусно приготовить минтай на сковородеМанты пошаговый рецепт приготовления с фото | Рецепты вкусных мантов с мясом — как приготовить манты вкусные и сочные →

Необходимые условия

Если вам кажется, что слоги – это то, что мы ощущаем интуитивно, произнося любые слова, вы очень сильно ошибаетесь. Во-первых, далеко не каждый взрослый способен выделить слоги правильно. Во-вторых, это умение мы приобретаем, усердно занимаясь с учителем, пока не доведем его до автоматизма.

Поэтому не стоит требовать от детей выдающихся результатов с самого первого занятия. Будет большим успехом, если вам вообще удастся объяснить им, о чем идет речь.

Чтобы начать изучать слоги, для начала необходимо познакомиться с алфавитом. И не просто выучить названия букв, но разобраться в том, какие из них относятся к гласным, а какие – к согласным, в чем их различия.

Основные правила переноса слов

1. Слова переносятся с одной строки на другую по слогам:

  • ин-те-рес
  • со-ло-вей
  • кра-со-та.

Односложные слова не подлежат переносу, а пишутся целиком на строке.

  • лень
  • раб
  • лось
  • краб
  • стол
  • глушь.

Согласно правилам переноса часть слова, которая не имеет гласной и поэтому не составляет фонетического слога, самостоятельно не переносится:

НЕПРАВИЛЬНОПРАВИЛЬНО
ст-ремястре-мя
ск-ворецскво-рец
студе-нтсту-дент
близо-стьбли-зость
в-ьюнок, вь-юноквью-нок

Гласная буква, даже составляющая слог, не оставляется на предыдущей строке и не переносится на другую строку:

НЕПРАВИЛЬНОПРАВИЛЬНО
а-кация, акаци-яака-ция
а-построфапо-строф, апос-троф, апост-роф
о-фицерофи-цер
и-дейныйидей-ный
с-оловь-исо-ло-вьи

Двусложные слова, имеющие фонетический слог из одной гласной, не переносятся.

  • у-рок — урок;
  • о-сень — осень;
  • е-нот — енот;
  • у-каз — указ;
  • со-я — соя;
  • ше-я — шея;
  • ю-ла — юла;
  • я-щик — ящик.

2. Буквы «ь», «ъ» не отрываются от предыдущей согласной:

  • медаль-он
  • резь-ба
  • подъ-езд
  • безъ-ядерный, безъядер-ный.

3. Буква «й» составляет закрытый слог и при переносе не отрывается от предшествующей гласной:

  • ба-лалайка, бала-лайка, балалай-ка
  • шай-ба
  • май-ка
  • кой-ка
  • крой-ка.

4. При переносе слов с приставками

а) не отрывается от приставки конечная согласная, если за ней следует тоже согласная:

  • под-смотреть, а не по-дсмотреть;
  • рас-править, а не ра-справить;
  • бес-проводной, а не бе-спроводной;

б) не присоединяется к приставке согласная корня:

  • за-смеяться, а не зас-меяться;
  • под-править, а не подп-равить;
  • бес-страшный, а не бесс-трашный;

в) вариативный перенос возможен в словах, корень которых начинается с гласной, кроме «ы»:

  • бе-зоружный, безо-ружный, без-оружный;
  • ра-зукрасить, разу-красить, раз-украсить;
  • по-дутюжить, поду-тюжить, под-утюжить;

г) в словах с приставкой на согласную корневая гласная «ы» не отрывается от этой согласной:

  • обы-скать;
  • бе-зысходный,  безы- сходный, безысход-ный;
  • бе-зыскровый, безы-скровый, безыскро-вый;
  • сы-митировать, сыми-тировать, сымитиро-вать.

5. Согласно современным правилам переноса, если в середине слова имеется стечение нескольких согласных, частью входящих в корень и в состав суффикса, то при переносе оно разбивается разными способами:

  • брат-ство, братс-тво, братст-во, бра-тство (в соответствии с фонетическим делением на слоги);
  • сол-нечный, солне-чный, солнеч-ный;
  • жа-тва, жат-ва;
  • со-знание, соз-нание, созна-ние;
  • све-тский, свет-ский, светс-кий;
  • ме-дведь, мед-ведь;
  • от-правление, отпра-вление, отправ-ление, отправле-ние.

При переносе подобных слов предпочтительнее не разбивать минимальных значащих частей слова — морфем.

6. Для переноса с одной строки на другую разделяются двойные согласные, находящиеся между гласными:

  • кас-совый
  • груп-пировка
  • искус-ственный, искусствен-ный
  • рос-сийский
  • рас-сказчик
  • вос-седать
  • капел-ла
  • кристал-лический
  • крос-совки
  • антен-на.

Но начальные удвоенные согласные корня, находящиеся после приставки с конечным гласным, желательно не разбивать, сохраняя морфемное строение слова:

  • по-ссо-ришься;
  • пере-жжённый.

7. Согласно орфографическим правилам переноса в русском языке сложные слова делятся на стыке составных частей, причем соединительная гласная, если она имеется в морфемном составе слова, остается на первой строке:

  • овоще-хранилище
  • сухо-фрукты
  • водо-проводный
  • птице-лов
  • шести-томник
  • двух-уровневый
  • трех-атомный
  • вет-врач
  • зам-директора.

Не переносятся, как уже убыло указано выше, односложные и двусложные слова, в составе которых один гласный составляет слог. Не подлежат переносу:

1. буквенные и звуковые аббревиатуры:

  • МАГАТЭ
  • ГРЭС
  • НАТО
  • ОБСЕ

2. различные сокращенные обозначения мер:

  • 25 кг
  • 2017 г.
  • 165 км

3. условные графические сокращения:

  •  и т.п.
  • и пр.

4. пунктуационные знаки и открывающие скобка и кавычки.

Что такое двусложные слова, и какие существуют правила переноса для них

Прежде чем думать, как правильно переносится слово, нужно определить, относится ли оно вообще к двусложным. В русском языке за слогообразование «ответственны» гласные. В слове насчитывается именно столько слогов, сколько оно содержит гласных. Число согласных, «ь», «ъ», «й», на их число никак не влияют.

Для взрослого разделить слово на слоги фонетически не составляет проблем. В процессе произношения четко выделяются два «толчка» выдыхаемого воздуха, один из них – более акцентированный (ударный).

Справка!  В русском языке фонетический слог – один или несколько звуков, произносимых слитно, «на одном дыхании».

Чтобы объяснить процесс деления ребенку, можно предложить ему простое упражнение: развернув раскрытую ладонь параллельно полу, подставить ее к подбородку снизу так, чтобы оставалось 2-3 см свободного пространства и, четко артикулируя, произнести несколько двусложных слов. Одновременно ведется подсчет – сколько раз подбородок стукнется о ладонь. Это и будет искомым числом слогов.

Согласные при делении слова «прилипают» к гласным, «окружая» их. Так формируются закрытые слоги. Когда слог начинается или заканчивается на гласную, он называется открытым. Двусложные слова могут состоять из двух закрытых, двух открытых, открытого и закрытого слогов. Во всех случаях они переносятся исключительно по слогам:

  • пар-тер; прин-тер, мос-тик, фан-тик, кор-пус;
  • ут-ро, ед-ва, ро-ща, пра-во, ли-па;
  • фор-ма, ве-чер, солн-це, мес-то, руч-ка.

Возможен и еще один вариант – гласная сама по себе становится «самодостаточным» слогом. В этом случае двусложное слово не переносится.

Почему не все двусложные слова можно переносить

Двусложные (и многосложные) слова, начинающиеся или заканчивающиеся слогом, состоящим из одной гласной, входят в перечень тех, которые нельзя перенести со строки на строку. К этой же категории относятся односложные слова (том, стол, взгляд, мост, сон). Запрет на их перенос обусловлен тем, что при написании страдает стройность письменной речи.

И если слова из четырех и более слогов можно перенести, соблюдая фонетические нормы (а-ва-ри-я – ава-рия, а-ка-ци-я – ака-ция, ре-во-лю-ци-я – револю-ция, мо-ти-ва-ци-я – моти-вация), то для двух или трехсложных (а-ри-я) таких вариантов их деления просто не существует. Поэтому их нужно писать полностью на одной строке, не допуская переноса.

Перенос двусложных слов с буквами ь, ъ, й в составе слова

Деление на слоги слов с «ь», «ъ», «й» традиционно вызывает трудности. Чтобы не допустить ошибку, нужно помнить, что их наличие никак не влияет на число слогов, всегда учитываются только гласные. Буквы «ь», «ъ», «й» их не образуют ни самостоятельно, ни вместе с согласными:

  • моль, рай, съесть, знай, явь, вьюн – односложные слова;
  • улей, майка, съела, тикай, икать, окунь – двусложные слова.

Внимание! Согласно правилам русского языка, при переносе многосложных слов «ь», «ъ» и «й» запрещается отделять от предшествующей им гласной или согласной (медаль-он, объ-явление, стай-ка).

Примеры двусложных слов, которые нельзя переносить

Большинство двусложных слов, начинающихся или заканчивающихся слогом, состоящим из одной гласной – существительные. Число букв при этом может быть любым:

  • ива, эра, шея, яма, ухо, еда, туя, очи, аир, эхо;
  • стая, якут, эфес, обоз, иней, угол, азот, ибис, араб, идол;
  • окунь, олень, анонс, эмаль, струя, обувь, изюбр, арест, яхонт;
  • участь, ярость.

В категорию «непереносимых» попадают многие двусложные имена собственные:

  • Ева;
  • Аня;
  • Оля;
  • Юля;
  • Лия;
  • Ира
  • Ада;
  • Яков;
  • Егор;
  • Юрий.

Только существительными перечень двусложных слов, которые нельзя перенести с одной строки на другую не ограничивается. В него входят и иные части речи:

  • прилагательные (юный, злая, алый, ярый);
  • глаголы (юлить, осесть, ушить, унять, опасть, орать, учить, иметь, умыть, ехать);
  • местоимения (мое, твоя, ее, оно, его, свое, это, иной);
  • деепричастия (стоя, упав, рея, тая, моя, осев, воя, брея);
  • числительные (один, двое, трое, оба);
  • наречия (оземь, еле, еще, уже, вдвое).

Деление слов на слоги – простая и понятная процедура. Но и здесь бывают сложности. Их вызывают двусложные слова, которые нельзя перенести. Их очень много, поэтому запоминать нет необходимости. Нужно только запомнить соответствующее правило.

Игры для обучения чтению

При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера. 

Гаражи

Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.        

<<Форма курс 1-4>>

Магазин

Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.        

Лото

Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Историческое предисловие

Звуковой метод был предложен великим педагогом Д.К. Ушинским более 150 лет назад взамен буквослагательного и поддержан Д. Тихомировым, Ф. Зелинским, Л. Толстым и др. Раньше дети сначала вызубривали названия букв: аз, буки, веди и так далее. Затем заучивали слоги: «буки» и «аз» в такой последовательности образуют «ба», «аз» и «веди» – «ав»… Далее складывались слова, и каждый незнакомый слог учителю приходилось пояснять, а ученику – запоминать. Т.е. ребёнок не понимал, как соединяются литеры в склады.

При обучении же чтению звуковым (или звукобуквенным, фонетическим, логопедическим) методом процесс сильно упростился: дети с самого начала учились осмысленно, понимая технику сложения звуков. Так осваивали грамоту наши родители, бабушки, прабабушки, и как показывает опыт, в 100% случаев удачно.

Как правильно научить ребенка читать по слогам: подготовительный этап

До того, как научить ребенка складывать слоги, необходимо проделать определенную подготовительную работу. Заключается она в освоении крохой алфавита. В подобных вопросах исключается спешка или принуждение. В последующем буквы соединять чаду не удастся, если он или она не обучатся их распознаванию. Предпочтительнее использовать для таких целей форму игры, подходящие простенькие пособия, где при нажатии озвучивается каждая буква, приведены картинки с начинающимися с нее предметами или живыми существами

На этом стоит сконцентрировать внимание обучающегося: называть с нажимом на первый звук соответствующее слово, пока оно незнакомо, а потом уже просить повторить сына либо дочку. Они быстро смекнут, что к чему, усвоят столь нехитрую игру

Продлиться подобное может пару лет, а начать не грех уже с полутора-двухгодовалого возраста.

Зачем нужен слог

Несмотря на кажущуюся простоту, изучением слога многие годы занимались виднейшие ученые-языковеды. Некоторые из них высказывали теории о том, что слог ничего не значит. Однако они ошибались

В отличие от деления слова для переноса, которое помогает грамотно писать, деление слов на слоги не так важно для орфографии. Но от него зависит правильное произношение слов человеком, а это имеет огромное значение при изучении иностранного языка. Так, в английском языке тип слога влияет на произношение гласных букв

В родном же языке это способствует красивой и грамотной речи. Кроме того, не стоит забывать об огромной роли, которую выполняют слоги в стихосложении. Ведь все системы стихосложения опираются на определенные их свойства

Так, в английском языке тип слога влияет на произношение гласных букв. В родном же языке это способствует красивой и грамотной речи. Кроме того, не стоит забывать об огромной роли, которую выполняют слоги в стихосложении. Ведь все системы стихосложения опираются на определенные их свойства.

Как объяснить ребёнку, как делить слова на слоги? Есть ли какие-то правила?

Проблема в том, что дочь никак не может понять как правильно делить слова на слоги. Конечно, мы научились, что обычно сколько гласных, столько и слогов. Но как объяснить например, как делить слоги, когда в слоге больше, чем 2 буквы, или к примеру в слове гайка делить «гай-ка», а не «га-йка»?

Существует ли для этого какое-нибудь правило, и как его легче запомнить?

Если вы учите ребенка читать, то для начала просто выучим буквы в игровой форме с помощью кубиков, а затем кубики будем складывать в простые открытые слоги, в которых первый кубик -это согласный, а второй — гласный, например:

ма-ма, па-па, ко-ро-ва, мо-ло-ко, де-ти, го-ло-ва.

Вот так ребенок поймет, что такое слог. А далее читаем по книгам, где черточками обозначены разделение слов на слоги. Таких занимательных книжек море. Среди них привлекает серия русских народных сказок Читаем по слогам издательства Ростова-на-Дону. В ней красочно оформлены тонкие книжечки сказок «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», » Рукавичка» и пр. Рисунки замечательные! Что тоже создает интерес к чтению.

Не заставляем много читать, а по интересу: одну страничку в день или даже меньше. Помним, что чтение для малыша трудная интеллектуальная деятельность, которую ему предстоит освоить для успешного обучания в школе. Не форсируем события, а изо дня в день читаем по очереди: сначала малыш вам, а потом вы ему, например, любую сказку братьев Гримм или просто любимую сказку.

А далее вы уже покажете, что некоторые слоги бывают закрытые и их, как крышечкой, прикрывают звонкие сонорные: л, м, н, р, й.

Май-ка, сон-ли-вый, борь-ба, крой-ка.

Как объяснить ребёнку, как делить слова на слоги.

Все зависит от того, в каком возрасте находится ребенок. Если ему больше двух лет и он уже произносит целые слова и даже объединяет их в предложения, нужно каждое слово несколько раз произносить четко и громко, сначала целиком, требуя от ребенка точного воспроизведения, а затем, хлопая в ладоши, так же чеканно, произносить по слогам. Для большей убедительности можно покачиваться, качать головой или топать ногами, при это обязательно «тянуть» гласные, чтобы было заметно разделение на слоги. Лучше, конечно, начинать с самых простых и доступных слов, желательно из двух слогов. Недаром в букваре первые слова «мама», «Мила», «мыло», «рама». Потом можно усложнить задачу, перейдя к словам с тремя и четырьмя слогами. Это обязательные условия — от простого к сложному. Нормальный здоровый ребенок вполне адекватно воспримет и усвоит этот процесс.

Для начала рекомендуется выучить гласные — сначала открытые, твёрдые:

Потом стоит выучить звонкие, твердые согласные: «М» и «Л».

Очень важный момент: произносить согласные лучше только звуками, то есть не Лэ, не Эл, а просто «Л» — и всё.

Затем необходимо выучить глухие, и, конечно, шипящие звуки: Т,Д,Ж,Ш,К и так далее.

Между делом нужно соблюдать одно важное правило:

На каждом занятии нужно повторять материал, который Вы учили на прошлом «уроке». Это поможет ребёнку усваивать быстрее новый материал.

Теперь начинаем учиться читать по слогам.

Один из первых слогов, с которых начинают обычно учиться:

слог «Ма».

Можно побудить ребёнка представить себе, что первая буква «М» быстро бежит за второй буквой «А», и догоняет её, показав, что они находятся рядышком. «мммммм-ааааааа»..

Таким же образом мы учим сначала «простые» слоги, состоящие из двух букв.

Как только мы видим, что ребёнок понял этот принцип, можно переходить к более сложным слогам.

Для начала нужно показать ребёнку, как читать слоги из двух букв, в которых гласная идёт впереди согласной, например «ЭХ, ОМ, АВ, УС» и так далее.

Теперь можно переходить к первым простым словам, и можно попробовать читать простенькие слова вроде «ма-ма мы-ла ра-му», или «мо-ло-ко».

При этом кстати необходимо следить за тем, чтобы ребёнок читал слитно только слоги, и произносил слова раздельно, учился делать паузы. Тут же неплохо объяснить, что значат знаки препинания, вопросительный знак итд. Со временем он сам будет уже укорачивать паузы между словами, когда будет учиться читать быстрее.

Никогда не стоит «давить» на ребёнка — заставлять его учить «повторяй за мной — быстро, я кому сказал!?» и так далее, потому что в возрасте 4-5 лет, когда уже можно учить его читать (есть, конечно, исключения, когда ребёнок сам стремится и хочет научиться поскорее, если есть определённая усидчивость).

Также никогда не стоит учить читать сразу бегло и с выражением

Для начала важно научиться читать по слогам, читать их в книжке, букваре, понимать, что он читает

И ещё — лучше найти возможность учить «играючи», чтобы уроки проходили в расслабленной атмосфере, которая способствует лучшему запоминанию.

Переходим от простого к сложному

Когда ребенок освоит азы, начинайте усложнять задания. При этом продолжайте проводить занятия в игровой форме.

Предложите ребенку несколько слов, которые отличаются только одной буквой. Пусть он определит, в чем различие между ними. Например, слова: “мыло” и “мило”, “дом” и “дым”.

Выберите десяток слов, состоящих из двух слогов. На каждый слог потребуется по одной карточке. Перемешайте листочки и попросить ребенка составить из них слова. Подойдут существительные “рама”, “мама”, “папа”, “дача”, “рука”, “нога”, “лицо”, “мыло”, “тело”, “мясо”.

Научите ребенка делать перенос по слогам. Для этого выпишите на листок несколько двухсложных слов в столбик. Пусть ребенок проведет черту после каждой гласной, а затем произнесет вслух, делая небольшие паузы на месте слогораздела.

Возьмите два листа с одинаковым текстом. Пусть это будет сказка или небольшой детский стишок. Попросите ребенка следить за словами, пока вы читаете. Через какое-то время делайте паузу и спрашивайте ребенка, где вы остановились.

Читайте с малышом небольшие сказки по ролям.

Для занятий любого рода выбирайте забавные детские тексты, вызывающие интерес у ребенка. Это могут быть стихи, сказки, небольшие статьи о животных. Просите пересказать прочитанное. Это поможет развить память и речь малыша.

Прежде чем приступить к занятиям, убедитесь, что ваше чадо готово к обучению. У него сформирована речь, он может составлять небольшие рассказы. Нет дефектов произношения.

Начинайте с простого, постепенно переходите к сложному. На каждом новом занятии повторяйте материал предыдущего.

Придерживайтесь игровой методики. Она поможет вам привить малышу любовь к чтению и желание учиться.

Занятия по изучению слогов начинайте с простейших сочетаний. Используйте слова, которые знакомы ребенку. Постепенно усложняйте тренировки.

Не ждите от ребенка скорых результатов. Учиться читать он будет постепенно. Для начала дайте ему освоить односложные и двухсложные слова. Подбирайте задания с ними, пока малыш не начнет справляться на «отлично».

Когда с легкими словами будет покончено, попробуйте тренировать чтение целых предложений по слогам. Постепенно увеличивайте объем чтения.

Простые советы, приведенные в этой статье, помогут легко и эффективно научить вашего ребенка читать по слогам. При этом малыш будет проводить время с удовольствием, выполняя игровые задания.

Помимо навыков чтения, будет развиваться память, внимательность, логическое и абстрактное мышление, будет расширяться кругозор ребенка.

Выделение слогов в словах – важный этап обучения чтению. Чтобы научить ребенка правильно делить слова на слоги, а затем из различных слогов складывать целые слова, необходимо найти верный подход и правильно подобрать комплекс упражнений. Существуют методики, позволяющие знакомить дошкольников с чтением и слогоделением в домашних условиях. Начав занятия с раннего возраста, вы существенно облегчите труд своего ребенка в дальнейшем, когда придет пора идти в школу.

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:

  • сом
  • крот
  • вальс
  • брод.

Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:

  • ё-жик
  • до-мик
  • са-лат
  • кро-лик.

Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:

  • во-рон
  • ку-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться звучит как ).

При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е.

Только непарные звонкие согласные  в середине слова могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный.

Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:

  • про-гра-мма 
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель.

Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:

  • рей-ка
  • хлопь-я
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный.

Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.

Ударные и безударные слоги

Ударный слог – это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.

А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, – после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.

Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным – слог -до-, вторым – -ре-, третьим – че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым – -е.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий