Как научить ребенка писать сочинение в 3, 4 и 5 классе?

Возрастные особенности

Для деток младших классов хорошо себя зарекомендовал игровой метод.
Обратите внимание своей дочери или сына на окружающие его картины, просите, чтобы он их описывал, можно и в устной форме. Главная задача родителей, как и учителей, обучить ребенка правильному изложению своих мыслей.
С самого начала ребенку предоставляют возможность писать пересказ по услышанному тексту

Если есть возможность посадить рядом двух детей, то после написания, можно позволить провести проверку друг друга.
Следующим этапом будет предсказывание текста с учетом появление нового фрагмента, а именно — ребенку представится возможность самостоятельно написать окончание истории.
Ученику 5 класса уже обязательно нужно передавать свои мысли на письме. В таком возрасте немалую роль играет закрепление грамматических навыков на практике.
Ребенку, который перешел в средние классы школы, можно предложить описать свои впечатления об увиденном фильме или спектакле, а также высказаться по поводу того, что им не нравится.
Что касается учеников старших классов, то главной темой сочинений становится рассуждение.

Старшие дошкольники. От наводящих вопросов к простому пересказу

В пять шесть лет ребенок может пересказать простой текст. Начинать следует с историй, которые вы читаете ему вслух, даже если он сам умеет читать, ведь вы будете читать выразительно, интонацией подчеркивая основные моменты. Выбирайте простые и очень короткие истории – полтора-два десятка предложений. Скорее всего, сначала при попытке пересказать сказку ребенок будет пытаться воспроизвести ее дословно (и часто, благодаря хорошей памяти, им это удается)

Виды сочинений

Каждый вид школьных сочинений имеет свою структуру, особенности изложения, критерии оценки. Сегодня существуют такие виды:

Сочинение-описание. Главное значение при их написании имеют художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры). Основная особенность описаний — последовательный переход от общего к частному. Это может быть описание картины, героя, интерьера, пейзажа, времен года. Именно с описаний детей начинают обучать написанию сочинений уже в начальной школе. Простейшие описания ребенок должен уметь делать уже к концу 1 класса.

Сочинение-повествование (рассказ). Это тоже своего рода описание, но описывать нужно действия, события (поездка, каникулы, выходной, любимый урок)

Поэтому основное внимание уделяется последовательности изложения мыслей. Для такого сочинения обязательны завязка, кульминация и последующая развязка

Главная роль в нем – у глаголов. Во 2 классе ребенок уже должен уметь писать простое повествовательное сочинение.

Сочинение-рассуждение. Для учащихся это наиболее сложный вид письменных работ, требующий максимальной концентрации, глубокого знания темы и умения ее проанализировать, выразить свое отношение. Структуру такой работы обязательно составляют идея (тезис), доказательства (аргументы), вывод (ответ на главный вопрос). В таком жанре пишутся сочинения на свободную тему, обзоры, отзывы, эссе.

Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов

Совет 1. Создавайте настрой на учёбу 

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой. 

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.

Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом. 

Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей

Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.

Совет 4. Отвечайте на все вопросы

Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием. 

Совет 5. Формируйте правильное окружение

Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе. 

Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком

Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube. 

Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.  

Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте

Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз. 

Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего

Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам. 

Общая структура сочинений

Любое сочинение состоит из вступительной, основной и заключительной части. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Введение/вступление

В этом разделе следует обозначить и конкретизировать тему сочинения, раскрыть ключевые аспекты, представить основную мысль и задать тон всей работе. Введения различных видов сочинений имеют свои особенности.

  • Рассуждение. Приводятся размышления относительно главного посыла произведения, раскрываются факты из жизни автора, имеющие отношение к теме, упоминаются высказывания писателя, относящиеся к поднимающейся в книге проблеме.
  • Повествование. Подразумевается краткое описание времени и места действия, а также предоставляются сведения о действующих лицах.
  • Описание. В вводной части перечисляются данные автора, название и жанр исследуемой книги, а также год ее написания. Также здесь обозначается объект описания: кто или что это, почему об этом пойдет речь.

Основная часть

Это главная часть сочинения. Здесь в полном объеме раскрывается идея творческой работы и связанные с ней вопросы, также приводятся доказательства (аргументы и контраргументы) выдвинутых положений. Данный раздел занимает 75% сочинения.

  • Рассуждение. Отправной точкой для размышлений в этой части станет выдвигаемый тезис и аргументация в его поддержку. В качестве аргументов могут выступать: исторические факты, пословицы, поговорки, мнения авторитетных людей, статистические данные, сюжетные линии или эпизоды литературных произведений, которые подтверждают доказываемый тезис.
  • Повествование. Описывается завязка, развитие, кульминация и развязка сюжета. Допускается уместное применение диалогов или отдельных реплик, элементов описания или рассуждения, чтобы детально передать читателю ход событий и характеры персонажей.
  • Описание. Перечисляются существенные признаки и характеристики объекта произведения, а также приводятся подробности, которые дополняют образ и делают его максимально узнаваемым.

Заключение

В заключительной части сочинения, как и в любой другой письменной работе, подводятся итоги, содержащие конечные выводы и оценки. Они должны быть убедительными и четко сформулированными, поскольку являются следствием собственных умозаключений и доводов автора.

  • Рассуждение. Вывод практически дублирует тезис, при этом выводит его на новый, более глубокий уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов.
  • Повествование. Приводится личное отношение автора произведения к событиям и участникам сюжета.
  • Описание. Описываются собственные впечатления, полученные после прочтения книги.

Обучение письму в широкую линейку

Писать в тетрадке с широкой линейкой довольно сложно для малыша, поскольку ему самому приходится определять ширину, высоту и наклон букв. При этом он сталкивается с такими проблемами:

  • чересчур большие буквы;
  • очень узкие буквы;
  • слишком маленькие буквы.

Советы по избежанию данных проблем:

  1. Перед тем как начать писать самостоятельно, ребенок должен в идеале освоить письмо в тетрадке в косую линию.
  2. Предоставьте чаду возможность тренироваться написанию букв и слов в тетради в косую линейку не в рабочей строке, а в пробельной. Ее размер схож со строкой в широкую линейку, однако благодаря косым линиям малыш сможет сделать нужный наклон.
  3. Можете изготовить тетрадь комбинированного типа, где будут чередоваться листы в косую и широкую линейку. К примеру, ребенок пишет букву в узкой строчке, а следом выполняет это задание в широкой строчке. Так у малыша будет возможность видеть образец правильного написания буквы.
  4. На первых порах посильную помощь для соблюдения необходимого наклона в тетрадке с широкими линиями может оказать листок-зебра, который необходимо подложить под рабочий листок.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, «Критики о Пушкине». И ученик «растекся мыслью по древу», не выделив сути.

Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться «объять необъятное». Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Пример: «Любовь в жизни человека». Можно ограничиться тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни человека. Все! Тема раскрыта.

Или дана тема: «Семья Ростовых в романе «Война и мир»». Если начать описывать каждого героя, то сочинение получится под стать самому роману по объему

Эта тема очень общая, а потому важно сформулировать главную идею. Например, сравнить только отца Ростова и Наташу

В чем они похожи, в чем различаются?

Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, «Моя комната». Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки главной идеи: «Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем».

Советы родителям:

если вашему ребенку необходима помощь в написании сочинения, окажите ее. Не говорите «сиди и думай сам». Если школьник не знает, как сделать, то сам он ничего не придумает. Он будет только злиться на себя, ругать себя. Кончится все истерикой, глубоким чувством собственной неполноценности и абсолютным исчезновением любого желания писать сочинения дальше

Сядьте рядышком, обсудите произведение вместе, составьте план, наметьте общую канву изложения, подумайте, о чем именно можно написать, чтобы было интересно, на что обратить внимание, какой вывод сделать. Ребенку очень нужна ваша поддержка, чтобы чувствовать себя более уверенным. А со временем он и сам научится правильно и красиво рассуждать

Главное, показать ему в этом пример;
объясните ребенку, что писать нужно четко по плану, и соблюдая все требования учителя, иначе сочинение будет низко оценено;
старайтесь не писать сочинение вместо малыша, иначе он никогда не научится;
пишите сначала в черновик. Работа над сочинением, обычно, это не дело нескольких часов и даже – ни одного дня. Всегда требуются исправления, дополнения и коррективы. Зато потом можно с удовлетворением внимательно переписать сочинение в чистовик;
учите ребенка думать своей головой и писать исключительно свои мысли, а не пользоваться чужими.

А со временем он и сам научится правильно и красиво рассуждать. Главное, показать ему в этом пример;
объясните ребенку, что писать нужно четко по плану, и соблюдая все требования учителя, иначе сочинение будет низко оценено;
старайтесь не писать сочинение вместо малыша, иначе он никогда не научится;
пишите сначала в черновик. Работа над сочинением, обычно, это не дело нескольких часов и даже – ни одного дня. Всегда требуются исправления, дополнения и коррективы. Зато потом можно с удовлетворением внимательно переписать сочинение в чистовик;
учите ребенка думать своей головой и писать исключительно свои мысли, а не пользоваться чужими.

Кроме того, нужно знать, что Министерство образование и науки составило и закрепило ряд требований, которые предъявляются к школьным сочинениям:

  • умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения
  • способность наблюдать, выделять нужную информацию;
  • выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний;
  • построение предложений по законам грамматики;
  • умение составлять план будущего произведения;
  • организация написанного в соответствии с планом;
  • соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.

Эти требования будут полезны родителям в качестве ориентира при написании школьных сочинений со своим ребенком.

Марина Таланина,

специально для сайта «Цветы жизни».

Лично для меня написание сочинений в школе было самым любимым заданием. Особенно в старших классах… Моя учительница после проверки сочинений всегда устраивала «разбор полетов», начиная с лучших работ. Мои сочинения практически каждый раз цитировались ею… что невероятно поднимало мой дух))) Поэтому важный совет: Хвалите детей за любые успехи! И тогда они будут писать еще лучше!

Говоря о сочинении, невозможно не вспомнить о сочинении сказок. В статье «Пять советов о том, как самому придумать сказку» я рассказала все самое интересное на эту тему.

Приятного творчества!

С теплом,

Людмила Поцепун.

Выбираем идею

Основной подвох широких тем в том, что школьники зачастую пытаются объять необъятное, излагая все, что им известно по этому вопросу, не выделяя основной сути этого «потока информации». Например, перечислять все, что говорили критики о творчестве Лермонтова, в одноименной теме совсем не обязательно. Нужно выбрать несколько самых показательных примеров, отражающих суть, и разобрать их. Таким образом ребенок очерчивает для себя границы своей будущей работы, то есть определяет идею сочинения.

Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.

Например, при теме «Любовь в жизни человека» можно взять за идею значение материнской и романтической любви. Рассмотреть их на паре-тройке литературных и жизненных примеров. Этого будет достаточно.

Другое дело – темы узкие. Что особенного, например, в теме «Моя комната»? Последовательно описать расположение мебели – слишком примитивно. Здесь нужно действовать по принципу «от частного – к общему». Что именно вызывает чувство комфорта в этой комнате? Какие предметы в ней особенно дороги автору? С какими важными событиями в жизни автора она связана? Произошли они или только грядут? То есть от конкретного, частного описания переходят к общему: чувствам, эмоциям, событиям.

Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только практически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.

Почему важно увлечь ребёнка занятиями

Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться. 

Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.

Следуем теме

Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.

Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.

Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:

  • После изучения произведения просят детей предложить возможные темы. Например, в романе Тургенева «Отцы и дети» это может быть тема любви, конфликта поколений, образ главного героя, особенности композиции и т.д. Главное, чтобы темы предлагали учащиеся.
  • Теперь нужно определиться, узкая тема или широкая. Детям предлагают разобрать тему по словам и выделить из них ключевые понятия (подчеркнуть, выделить цветом, обвести). Например, тема «Жизненный путь Евгения Онегина»: ключевым словом будет «путь». То есть нужна хронология жизненных событий героя. А тема «Чтение – лучшее учение» предполагает объяснение взаимосвязи этих двух понятий.
  • Учащимся раздают уже готовые сочинения, которые написаны не по теме. Необходимо определить, почему они не соответствуют теме, какой она должна быть в конкретном случае.

Рекомендации

Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение, то для достижения данной цели необходимо следовать простым правилам.

Никогда не пишите вместо своего ребенка

Очень важно позволить дочери или сыну самостоятельно проявить свои силы и творческое мышление.
Объясните своему «ученику» необходимость составления плана, на основе которого и будет строиться его творческая работа.
Обязательно использование черновика. Даже взрослый человек, который учится в высшем заведении, не станет писать сразу в чистовой вариант

Что уже говорить о малыше, который только пробует свои силы.
Если мама замечает, что у ребенка появляются трудности, она может только помочь с решением конкретной ситуации, но не станет дописывать всю работу до конца.
Почаще совместно читайте книги. После знакомства с произведением, предложите своему ребенку пересказать, что там происходило и высказать свое мнение по поводу изложенных событий или главных героев произведения.
Не стоит поощрять желание ребенка переписывать готовые сочинения. Особо большим спросом списывание пользуется у учеников 5 класса. Важно, чтоб ваш малыш мог самостоятельно излагать свои мысли. Это будет положительно влиять на его развитие.
Если у ребенка возникают трудности с концентрацией, стимулируйте его мыслительную активность, напомнив о каких-то деталях.
Очень важно, чтоб ребенок правильно записывал тему и жанр сочинения. Нередки случаи, когда детям снижают оценку за то, что они рассуждают в своей работе вместо того, чтоб описывать картину происходящего.

Если вы вовремя научите ребенка, как нужно писать сочинения, будете следовать вышеизложенным рекомендациям, малыш без труда сможет справляться с любой темой, будет с легкостью осваивать новый материал и излагать свои мысли, как в устной, так и в письменной форме.

Сочинение – что это такое

Сочинение — это письменная творческая работа, которая предполагает аргументированное рассуждение, содержащее субъективную авторскую точку зрения на заданную или свободную тему. Сочинение развивает письменную речь, орфографическую и пунктуационную грамотность. С его помощью можно понять, насколько хорошо учащийся усвоил ту или иную тему, предмет, а также оценить его стилистические и грамматические навыки, определить культурную и интеллектуальную степень развития.

Авторские размышления излагаются в свободной форме или выстраиваются в определенной последовательности согласно конкретному плану – это зависит от вида сочинения. Строгие нормы по объему выдвигаются лишь в экзаменационных работах, а в остальных случаях зависят исключительно от требований преподавателя.

Чтобы написать грамотную и интересную работу необходимо:

  • придерживаться заданной структуры;
  • задействовать все языковые способности;
  • тщательно изучить объект работы;
  • обдумать тему и сформулировать основную мысль, которая станет лейтмотивом сочинения.

Будет очень сложно написать достойную работу, если учащийся:

  • отводит мало времени на чтение;
  • не уделяет должного внимания общему развитию;
  • не умеет грамотно формулировать мысли;
  • не знаком с основами коммуникации.

Универсальной классификации сочинений не существует. В зависимости от того, какая задача вложена в основу задания, их можно разделить на обучающие и контрольные, коллективные и самостоятельные, развернутые и миниатюрные и пр.

Советы

Если ваш ребенок уже ходит в 4 класс, то, скорее всего, он уже научился справляться с написанием изложений. Однако, далеко не все дети также успешны, что уже говорить о ребятах помладше. Предоставляю вашему вниманию ценные советы, которые помогут ребенку овладеть навыком написания изложений любого вида.

Чтоб научиться пересказывать материал, обращайте внимание ребенка на события прошедшего дня

Вы можете просить его сосредоточиться на каком-то конкретном случае и описать его в деталях.
Для тренировок подбирайте краткие тексты.
Если вы занялись вопросом обучения написания краткого изложения, объясняйте своему чаду, что является важной информацией в тексте, а что второстепенный.
Разъясните ребенку, что в его работе должны присутствовать самые значимые детали, подтверждающие основную идею услышанного текста, имелось начало услышанного материала, можно было выявить кульминацию и конец
Важно присутствие описаний главных героев, деталей окружения. Изложение ребенка должно полностью раскрывать основную мысль, также тему услышанного текста.
Тренируйтесь с малышом выявлять главную идею услышанного произведения.
Тренируйтесь выписывать самые значимые слова, помогающие в дальнейшем легко воспроизвести услышанный материал.
Также важно, чтобы ваш сын или дочка могли проводить самопроверку

Позволяйте им перечитывать свою работу и исправлять допущенные ошибки.

Читайте и о том, как правильно писать диктанты.

Теперь вы знаете, как научить ребенка писать изложение. Главное своевременно приложить усилия к его подготовке. Помните, что лучше это делать заранее, ведь своими действиями вы сможете значительно облегчить жизнь младшего школьника.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий