Как правильно носить ребенка на руках в разном возрасте

Слинг для переноса грудничков

Удобной и полезной вещью, помогающей маме носить грудничка на руках и сохранять относительную свободу действий, является слинг. Это приспособление удерживает ребенка в таком же положении, как и на руках матери. Оно обеспечивает поддержку головки, шеи и других отделов позвоночного столба малыша. Кроме того, слинг позволяет полностью освободить руки матери, сохраняя контакт между ней и ребенком.

В дословном переводе с английского языка слово «слинг» означает «перевязь». Определяется это приспособление, как тканевая конструкция, использующаяся для ношения грудничка в первые месяцы и даже годы его жизни.

Преимущества слинга для матери и ребенка

Неоспоримыми преимуществами использования слинга являются следующие факторы:

  • у матери сохраняется свобода обеих рук, и она может выполнять хозяйственные и другие дела;
  • у ребенка имеется прекрасный обзор, он может крутить головой и смотреть по сторонам;
  • ношение грудничка в слинге позволяет матери вместе с ним посещать общественные мероприятия, магазины, ходить в гости и другие места;
  • в слинге у ребенка остается доступ к груди, его можно покормить прямо в этом приспособлении практически незаметно для окружающих людей, при этом сохраняется свобода действий;
  • носить грудничка в слинге очень легко, так как вес его тела равномерно распределяется, устраняется повышенная нагрузка на руки мамы.

Недостатки слинга

Существует у слинга и ряд недостатков:

  • если не соблюдать правила безопасности, на малыша можно уронить какую-либо вещь или пролить напиток, который может быть горячим;
  • при неправильном ношении в слинге существует риск выпадения из него ребенка;
  • требуется некоторое время и терпение, чтобы научиться правильно завязывать слинг-шарф;
  • неправильное ношение грудничка в слинге может в дальнейшем негативно сказаться на его осанке, а также вызывать усталость и боли в спине у матери;
  • слинг затруднительно использовать в холодный период года;
  • при поездках в автомобиле перевозить ребенка, находящегося в слинге, нельзя;
  • перевозка малышей в слинге на самолете так же запрещена;
  • известны случаи удушья младенцев, переносимых в слингах. Такие явления зафиксированы в США, вызваны они были неправильной конструкцией приспособления. Поэтому не стоит приобретать слинг в виде сумки или банана, они не считаются физиологичными, и не подходят для ношения грудных малышей.

Основная масса отрицательных качеств слинга связана с неправильным его выбором и использованием, а также с пренебрежением техникой безопасности. Соблюдая все правила ношения грудного ребенка в слинге, можно избежать возможного риска и опасностей. Кроме того, стоит воспользоваться услугами консультанта по этой конструкции, который научит, как правильно ее выбрать и завязать.

Как устроен сон

Как должен спать новорожденный в месяц? Как таковой нормы в этом возрасте быть не может. Ребенок бодрствует, ест, а затем спит в собственном ритме. Всего около 16—18 часов в сутки.

К четырем месяцам у детей меняется паттерн сна — архитектура сна младенца начинает становиться похожей на взрослую. С этого момента сон ребенка (как и сон взрослого) делится на две фазы: медленный сон и быстрый сон. Каждая фаза важна и отвечает разным функциям.

Медленный сон (NREM) включает в себя четыре основные стадии:

  1. Сонливость;
  2. Поверхностный сон;
  3. Глубокий сон;
  4. Очень глубокий сон (он отвечает за восстановление энергии, словно перезагружает наш организм, снимает накопившуюся усталость).

Быстрый сон (REM) — сон «с быстрым движением глаз». Он обеспечивает функции психологической защиты, фильтрует информацию и перезагружает мозг. Нам кажется, что мозг малыша отдыхает, а на самом деле он -трудится и растет. Фаза быстрого сна у ребенка четырех-десяти месяцев занимает приблизительно 40% от всего цикла (при рождении — 50% у доношенных деток, и сокращается до 20% к 10 годам). Активная REM-фаза часто повторяется у младенцев, формируя укороченные циклы сна.

Занятия в 3-4 месяца

Общеукрепляющий массаж ребенку в 3 месяца сделать несложно, нужно соблюдать простые правила и выполнять все движения плавно и спокойно. Не должно быть резких движений, нельзя дергать ребенка за ручки и ножки. Если он не в настроении, то нужно либо отложить ненадолго занятие, либо отвлечь его ласковым разговором, яркой игрушкой. Чаще всего дети с удовольствием откликаются на массаж и гимнастику, которые делает мама или кто-то из близких людей. В этом возрасте необходимо добавлять новые движения и в каждодневные занятия.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: гимнастика для грудничков на фитболе

Примерный план занятия

  • массаж рук;
  • «боксирование»;
  • массаж ножек;
  • переступание;
  • сгибание-разгибание ног;
  • «кучер»;
  • массаж животика;
  • уголок;
  • переворот на животик;
  • «плавание»;
  • массаж спинки и ягодичек;
  • симуляция ползания;
  • покачивание на мяче.

Массаж ручек, ножек, туловища, ягодиц выполняется так же, как и в более раннем возрасте. Животик массируется по часовой стрелке. Остается актуальным покачивание на мяче на животике и на спинке. Сейчас мы расскажем о новых упражнениях и движениях, которые будут полезны ребенку.

Новые упражнения

  • «Боксирование» выполняется, когда ребенок лежит на спинке. Взрослый вкладывает в его ладошки свои большие пальцы и придерживает за кисти. Взрослый сгибает и разгибает ручки, как бы подражая движениям боксера. Движения должны быть плавными, но интенсивными, чтобы грудничок поворачивался с боку на бок. Делается 5-6 повторов каждой рукой – это упражнение укрепляет мышцы рук и плеча.
  • Переступание выполняется, когда малыш лежит на спинке. Сначала взрослый берет ребенка за щиколотки и, сгибая его ножки в коленях, прижимает стопы к столу. После этого ножки малыша нужно сгибать и разгибать таким образом, чтобы имитировать шаги по столу. Необходимо выполнить 4-5 повторений.
  • Упражнение по сгибанию-разгибанию ножек выполняется вместе и поочередно в положении лежа на спинке. Взрослый берет малыша за колени так, чтобы большие пальцы оказались сверху. Спокойно сгибаем обе ножки одновременно, разводя колени и слегка нажимая на животик. После этого ножки разгибаем. Если ребенок не захочет разгибать ножки, можно их слегка встряхнуть, чтобы расслабить мышцы. Далее выполняем то же самое, только поочередно каждой ногой.
  • При выполнении «кучерских движений» большие пальцы взрослого вкладываются в ладони ребенка, кисти слегка придерживаются. Разводим ручки в стороны, затем сводим их, перекрещивая на груди. Левая и правая руки оказываются сверху поочередно. Повторяется 5-6 раз в медленном темпе.
  • Упражнение «уголок» укрепляет мышцы передней стенки живота. Нужно поднимать ножки ребенка, лежащего на спинке, до вертикального положения. Ноги должны быть выпрямленными, но если тонус мышц еще высок и ножки выпрямляются с трудом, немного их встряхните. После подъема ноги медленно опускаются до горизонтального положения.

Упражнения для тела

  • Повороты со спинки на животик пока выполняются с помощью взрослого. При этом происходит не только укрепление некоторых групп мышц, но и обучение грудничка переворачиванию. Повторять его нужно по 2-3 раза. Указательный палец левой руки взрослого вкладывается в ладошку ребенка, кисть придерживается. Правой рукой сгибаем ножку ребенка и поворачиваем вправо таз. Он рефлекторно повернет голову и верхнюю часть туловища вправо. Придерживая за руку, мы слегка помогаем грудничку повернуться, но немного придерживаем его на боку для тренировки мышц. Также выполняется переворот на животик через другой бок.
  • «Плавание» выполняется в положении лежа на животике. Ноги малыша слегка приподнимаем левой рукой, а правую заводим под животик. Немного приподнимаем ребенка над столом и держим несколько секунд. Данное упражнение полезно для укрепления мышц спины.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно развлечь ребенка в 4 месяца?

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие:

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Как носить младенца на руках, чтобы ему было удобно

Удобно носить ребенка на руках помогают несколько давно известных поз:

Классическая поза («колыбелька») — малыш ложится на руку в районе локтя и до кисти. Этими двумя опорными точками поддерживается его голова и спина. Эта поза предпочтительна для кормления. Главное – всегда обращаться с малышом нежно и аккуратно. В такой позе удобно держать новорожденного, который еще совсем кроха, до трех месяцев.

Поза «самолётик» подходит для детей старше 3 месяцев. Ребёнок ложится животом вниз на предплечье и кисть, его руки опираются на локоть взрослого, а животик поддерживается второй рукой взрослого. Ножки при этом свободны. Поза хороша тем, что укрепляет спинные и шейные мышцы младенца, ведь он будет стараться подымать голову вверх, чтобы рассмотреть окружающий мир вокруг. В такой позе держать младенца любят папы.

Ношение на груди лицом к матери, при этом мама одной рукой обхватывает талию, проводя рукой под попой, а голова и спина младенца поддерживается второй свободной рукой. Поза хороша тем, что малыш в ней быстро успокаивается, видит мамино лицо всегда и может распознать в нем её эмоции. Похожа на ту позу, в которой держат младенца, чтобы он отрыгнул.

Поза на груди от себя – мама одной рукой обхватывает грудь малыша, второй – держит его под попой. В такой позе он познает мир вокруг себя, но следует использовать её не раньше, чем ребёнку исполнится 6-7 месяцев.

Ношение спереди сбоку хорошо тем, что мышцы шеи ребёнка тренируются, его голова опирается на предплечье мамы, а ножки согнуты и слегка разведены в коленях. Также, поза тренирует подвижность и гибкость тазобедренных суставов. Необходимо чередовать стороны ношения регулярно.

Поза на бедре является незаменимой для мам подросших малышей. Ребёнок садится на бедро, при этом разведя ножки, мама поддерживает его за спинку и подведя руку под бедро. Эту позу малыш освоит, когда научится уверенно сидеть и будет сам держаться за взрослого.

Еще один хороший способ носить новорожденного – с помощью слинга. При правильном завязывании слинга, можно передвигаться с ребёнком с самого раннего возраста, при этом руки взрослого будут свободны, что очень помогает во многих делах.

Чего делать нельзя

Отдельно хочется «пройтись» по мерам предосторожности и обозначить, как нельзя брать и держать ребенка на руках

  • Нельзя приподнимать ребенка за кисти рук и запястья. Суставы новорожденного крохи еще очень слабые.
  • Нельзя приподнимать кроху, не придерживая головку. Мышцы шеи еще тоже не окрепли, без поддержки головка запрокидывается.
  • Если малыш уже на руках, следите за тем, чтобы его ручки и ножки не свисали.
  • В вертикальном положении нужно всегда следить за поддержкой спинки. Вертикальная нагрузка на позвоночник для новорожденного малыша очень вредна, причем последствия могут проявиться далеко не сразу, а только ближе к дошкольному возрасту.
  • Держать малыша на руках нужно очень аккуратно, не прижимая его к себе слишком сильно.

Смотрим видео: как нельзя носить ребенка на руках. Неправильные хваты:

Психическое развитие новорожденного

Новорожденный в основном только ест и спит. На втором и тем более третьем месяце в жизнь ребенка входят периоды бодрствования, которые все больше увеличиваются. Сидеть малыш еще не умеет, но желание созерцать окружающий мир у него очень велико, и кроха сообщает вам об этом настойчивыми “просьбами” взять его на руки.

Психическое развитие новорожденного ребенка сопровождают следующие очень важные процессы:

* социальная адаптация – поэтому для полноценного, гармоничного развития малышу необходимо общение с людьми);

* импринтинг – запечатлевание в памяти младенца впечатлений и образов, воспринятых в первые минуты после рождения наиболее важных объектов;

* эмоциональное развитие: маленькому ребенку особенно необходимы положительные эмоции;

* они стимулируют развитие его психики, тогда как отрицательные, наоборот, тормозят;

* интеллектуальное развитие: следует удовлетворять огромную потребность ребенка в новых впечатлениях ненасыщаемость в получении новых впечатлений (остановить этот процесс может только переутомление);

* необходимость в получении все более усложняющейся информации;

Существует очень простой способ, удовлетворяющий практически всем этим требованиям: ЧАЩЕ БРАТЬ РЕБЕНКА НА РУКИ.

Почему важно брать на руки малыша

Дети приходят в этот мир абсолютно беспомощными: они не могут самостоятельно передвигаться, а тем более заботиться о себе; их органы слуха и зрения не способны улавливать и интерпретировать события вокруг на уровне взрослых; желудочно-кишечный тракт, мозг и нервная система мало приспособлены к пребыванию вдали от мамы.

Харви Карп, американский педиатр и автор методов ухода за младенцами, ввел понятие четвертого триместра — 3-х месячного периода после рождения, когда мама и малыш должны находиться в максимальной близости. За это время ребенок, который после родов попал в абсолютно незнакомую среду, полную резких звуков, яркого света, перепадов температуры, постепенно адаптируется.

Самый легкий способ создать для малыша обстановку, похожую на период, когда он находился в утробе, — брать его на руки. Прижатый к материнской груди, ребенок будет слышать привычный стук сердца, ощущать ее запах, а крепкие объятия напомнят об упругих стенках матки, в которых ему было так спокойно и уютно. Чтобы ощутить еще большую близость, вы можете положить малыша на свой обнаженный живот.

Ученые заявляют, что когда ребенок находится в непосредственной близости от маминого тела, у него стабилизируется сердцебиение и температура тела, а также снижается уровень кортизола (гормон стресса). В то же время у него и у мамы повышается уровень окситоцина, который отвечает за чувства покоя и привязанности, улучшает сон.

Что представляет собой газоотводная трубочка?

Этот аксессуар устроен довольно просто: полая внутри трубка имеет тонкий наконечник, который вводится ребенку в прямую кишку. Сквозь имеющееся отверстие скопившиеся газики без труда покидают кишечник, и болезненные ощущения постепенно утихают. По сути, этот процесс полностью копирует естественное отхождение газов, с одной лишь оговоркой: при использовании газоотводной трубочки малыш не сам расслабляет анус – за него это делают заботливые родители.

Технически газоотводную трубочку можно изготовить и самостоятельно, просто обрезав резиновую грушу, подходящую ребенку по размеру. Трубка, изготовленная в домашних условиях, по функциональности не будет отличаться от фирменных аксессуаров, однако, возможно, будет менее удобной, чем специальное устройство. Впрочем, стоимость такого аксессуара будет по карману родителям с любым бюджетом, а потому нет смысла экономить.

Обязательно ли после кормления держать столбиком новорожденного?

Функционирование пищеварительного тракта новорожденного имеет серьезные отличия в сравнении со взрослым организмом. Особенность кишечника новорожденных такова, что она располагает к появлению спазмов и кишечной колике. Во время кормления ребенок зачастую заглатывает небольшое количество воздуха. Это не зависит от типа питания — грудное молоко или смесь. Много воздуха заглатывает малыш, который постоянно отвлекается и беспокоится во время кормления.

Есть новорожденные с достаточно крепкой системой пищеварения. У них не возникают колики. Однако, таких малышей немного. В основном же скопившийся воздух в кишечнике крохи вызывает очень беспокойное поведение: малыш тянет ножки к животу, извивается, пронзительно кричит. Наиболее часто подобная симптоматика коликов встречается в вечернее и ночное время. Чтобы облегчить страдания крохи, педиатры советуют держать его столбиком.

Другая проблема, которая может появиться у новорожденного — это срыгивания. Они могут быть с очень обильным количеством пищи. Нередко данная проблема возникает у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Грудное молоко имеет более оптимальный состав и вызывает меньше проблем с пищеварением. При обильных срыгиваниях педиатры рекомендуют кормить кроху антирефлюксной смесью. И в этом случае в вертикальном положении (столбиком) крохе гораздо проще срыгнуть воздух с некоторым количеством смеси или молока.

Также некоторые новорожденные склонны переедать. Наиболее характерно это для детей, находящихся на искусственном вскармливании. Грудного молока вырабатывается практически всегда столько, сколько требуется организму крохи. Маме, кормящей смесью, порой сложно рассчитать индивидуальную порцию для малыша. Поскольку ребенок может иметь прекрасный аппетит и съедать всю смесь из бутылочки.

Итак, новорожденного малыша нужно обязательно держать столбиком после кормления в следующих случаях:

  • обильные срыгивания
  • склонность к перееданию
  • беспокойное поведение во время кормления, торопливость, жадное сосание
  • симптомы кишечных коликов

Если у Вашего малыша подобные проблемы отсутствуют, то его держать столбиком не обязательно. Хотя это положение полезно для укрепления мышц шеи и спины. Если же хоть одна проблема из описанных применима к Вашему крохе, то его нужно носить столбиком после каждого кормления. Даже ночью, когда Вы особенно хотите спать. Носить малыша столбиком может не только мама. Это можно поручить папе малыша, бабушке или дедушке.

Непривычно?

Порой детки по тем или иным причинам рождаются с какими-то родовыми травмами, неврологическими заболеваниями, или у них могут просто болеть, например, ушки. Тогда мама ищет положение, в котором малышу наименее больно быть на руках, сосать грудь. А какие-то положения даже способствуют более быстрому выздоровлению.

Пример: 2-недельный малыш, страдающий кривошеей, отказывался от одной груди и хотел быть у мамы на руках только с одной стороны (это довольно быстро может привести к снижению лактации, отказу и от второй груди, не говоря уже о мамином подавленном душевном состоянии). Очевидно, ему было просто больно лежать на втором боку. Выходом становится кормление и ношение малыша из-под мышки: таким образом, мама меняет руки и кормит обеими грудями, но малыш всегда находится на одном боку и не испытывает дискомфорта несмотря на заболевание.

Рассмотрим эту интересную и почему-то часто игнорируемую мамами позу: малыш располагается из-под мышки, большая часть веса тела малыша приходится на мамино бедро, одной рукой мама придерживает спинку и голову ребенка, вторая рука при этом свободна. Такая поза очень подходит для спеленатого малыша. Напомним, что в любом случае пеленание должно быть свободным: ручки складываются на груди или животе ребенка, ножки могут свободно двигаться в пеленке. Можно припеленывать только ручки, особенно если они мешают крохе спать или сосать грудь. Или только ножки (пеленка тогда пройдет под мышками малыша), особенно если мама пользуется многоразовыми подгузниками.

Многим деткам нравится такое положение: лежа животиком у мамы на руке. Рука согнута в локте, предплечье прижато к животу мамы, ладонь мамы под грудью ребенка (для наглядности: поза чем-то напоминает вид леопарда, лежащего на ветке). Рука мамы может быть и под ушком крохи, если он совсем маленький и полностью помещается на предплечье. Вторая рука может быть свободна, а может тоже поддерживать младенца.

Эта поза хороша, если малыш капризничает, а также — если слишком долго спит, например, в кроватке, и его нужно разбудить для кормления (многие детки быстро просыпаются, если их берут на руки, переворачивают на живот и голова лишается опоры). Отметим, что это безопасное положение, если малыш еще не держит голову. Так можно носить кроху с рождения и пока он помещается на предплечье. Подросшие детки воспринимают такой способ ношения как игру: это же так здорово — летать на родительских руках, рассекая воздух, как вертолет или Карлсон!

На предплечье малыша также можно располагать головой в сторону локтя взрослого, и тоже можно придерживать или не придерживать второй рукой. Если прижать руку с ребенком в животу носящего, вес придется отчасти на руку, отчасти на живот. Пока кроха помещается на предплечье — отличная поза для хождения с деткой по дому.

Мы упомянули, что есть способы поддержки, позволяющие быстро и безболезненно разбудить спящего младенца. Для этого также очень подходит так называемая шейно-тоническая гимнастика. Новорожденный держится взрослым двумя руками вертикально, большие пальцы проходят под мышками и оказываются на грудке, остальные пальцы направлены вверх, крепко поддерживают голову в районе затылка около ушек и чуть выше. Малыша в таком положении можно понаклонять вперед-назад, покачать из стороны в сторону — маленькие глазки практически сразу откроются.

Как не надо держать младенца на руках

Новорожденные дети кажутся очень хрупкими и это так на самом деле. Есть несколько моментов, которых следует избегать при ношении младенца на руках:

  • Пока малыш не держит голову сам – не допускать её запрокидывания назад.
  • Не тянуть за кисти, плечи ребёнка.
  • При позе «самолётик» избегайте нахождения ног выше уровня головы.
  • Чтобы поднять малыша, необходимо брать его голову и корпус одной рукой, а не двумя.
  • Нежелательно чрезмерное ношение младенца со сведёнными ножками.
  • Взрослый с ребёнком на руках всегда должен быть уверен в своих силах, держать крепко младенца и видеть дорогу перед собой.
  • Позвоночники матери и младенца быть эргономичными.
  • Если малыш не плачет – значит, вы держите его правильно и ребенка ничего не беспокоит.

Главное, помнить, что до определенного возраста, малыша нужно и должно носить на руках – это его физическая и духовная потребность. Ему необходимы тепло и запах мамы, частый контакт с ней.

Читайте еще одну нашу статью на эту тему — Как правильно носить младенца на руках?

А также:

Функции сна

Здоровый, качественный сон для маленького ребенка является приоритетом наряду с питанием и развитием. За первые два года малыш в среднем спит почти 10 000 часов (около 14 месяцев) и примерно 7 500 часов (около 10 месяцев) бодрствует

Почему так важно маме организовать качественный сон для своего малыша?

Развитие и рост мозга ребенка: считается, что сон является основной деятельностью мозга в первые годы жизни. Детский сон отличается большей (по сравнению со сном взрослых) долей быстрого сна, во время которого сновидения дают развивающемуся мозгу ребенка зрительные образы, тем самым стимулируя рост мозга.
Восстановление сил и накопление энергии: одна из главных функций сна — анаболическая (накопительная), приносящая чувство физического отдыха, позволяющая аккумулировать энергетический потенциал

Для чего? Учиться радостно переворачиваться, садиться, ползать, вставать!
Память и внимание: именно сон помогает ребенку усвоить новые знания и умения, закрепить их. В этот сложно организованный процесс вовлечены функции внимания, памяти, систематизации и многие другие.

  • Психологическая защита: сон помогает снять колоссальное психоэмоциональное напряжение, накопленное за время бодрствования.
  • Рост и развитие организма: ученые установили, что гормон роста (соматотропный гормон) секретируется в наиболее значительных количествах (80%) в первые два часа сна.
  • Укрепление иммунитета: исследования показывают, что при инфекционных заболеваниях во время глубокого сна происходит восстановление организма. В это время «заряжается» иммунная система.
  • Настроение: хороший сон задает позитивный вектор всего дня. Все родители это знают.

С какого возраста малыши начинают ползать

Многие родители начинают всерьёз беспокоиться, если малыш в определённом возрасте не начинает ползать. Но все дети разные, и развитие в каждом индивидуальном случае происходит по собственному сценарию. Кто-то овладевает этим навыком уже в 6 месяцев, а кто-то может пропустить этот этап и сразу попытаться сделать первые шаги. Общепринятой нормой считается период с 6 до 9 месяцев.

Подготовить мышцы ребёнка и помочь ему в освоении данного умения под силу каждому родителю.

4 месяца

К 4 месяцу малыш уже пытается вставать на ручки. Это сигнализирует о том, что плечевой пояс достаточно окреп. В это время можно ввести в ежедневный распорядок дня следующие упражнения:

массаж, представляющий собой лёгкие поглаживания. Двигайтесь от конечностей к центру животика;

Все упражнения выполняются по направлению от перефирии к центру

парение. Возьмите малыша двумя руками так, чтобы ваши ладони оказались в области грудной клетки ребёнка. Приподнимите его, позволяя попарить в воздухе;

Уложите малыша на обе руки. Приподнимите и покачайте из стороны в сторону

катание на мяче. Уложите малыша животиком на фитбол и, придерживая за ножки, покатайте в одну и другую сторону. Переверните малыша на спинку и повторите упражнение.

Уложите малыша на мяч и покатайте в разные стороны

В 4 месяца малыш ещё не способен ползать. Если ребёнка положить на животик, а пяточки поставить в упор к своей ладони, кроха будет пытаться оттолкнуться от неё. Это есть ничто иное, как рефлекс ползания по Бауэру.

5—6 месяцев

Для того чтобы малыш пополз, недостаточно просто побуждать его к движению. Необходимо укреплять мышцы всего тела. Именно это является залогом успеха.

Доктор медицинских наук Янкелевич Елена Исаевна разработала комплекс упражнений для детей этого возраста, который поможет ребёнку быстро научиться ползать.

Разгибаем и сгибаем ручки.
Поднимаем ножки в положении лёжа.
Садим из положения лёжа.
Переворачиваем со спины на живот.
Разминаем плечики (отводим их назад).
Велосипед. Лёжа на спине, поочерёдно сгибаем ножки.
Удерживая обе ножки в своих ладонях, отводим их в одну и другую сторону.
Укладываем ребёнка на стол. Берём в ладони его стопы и совершаем поступательные движения по столу, опуская на стол полную стопу малыша.
Помогаем ползать за любимой игрушкой

Лучше выбирать яркие игрушки, которые привлекают внимание малыша.

В 6 месяцев многие уже начинают ползать самостоятельно без вмешательства взрослых. Если этого не происходит, вполне возможно, что малыш ещё физически не готов к этому.

Возможно, малышу поможет некоторая стимуляция. Пригласите в гости малыша, который уже умеет ползать. Наглядный пример станет своеобразным толчком и побуждением к действию.

В России большинство детей проходят диспансеризацию в 6 месяцев. Обследование у врача – ортопеда может показать, есть ли у малыша проблемы или же он просто ещё не готов ползать.

7–8 месяцев

Даже если к 7 месяцам малыш не освоил передвижение ползком, это не свидетельствует о физическом отставании в развитии.

Родителей может беспокоить тот факт, что соседский ребёнок в свои 7 месяцев уже спокойно ползает, а их даже не пытается. Не стоит сравнивать своего ребёнка с другими. У каждого собственная программа развития.

Продолжайте заниматься с малышом (гимнастика, провокация к движению за игрушкой). Это непременно приведёт к результату.

9 месяцев

В этом возрасте многие уже способны не только ползать, но и ходить, придерживаясь за опору. Причин, по которым малыш не ползает, может быть несколько:

  • нарушения в опорно-двигательном аппарате;
  • болезнь (общая слабость);
  • характер;
  • осложнения во время беременности;
  • индивидуальные особенности развития;
  • вес ребёнка.

Для того чтобы исключить проблему с опорно-двигательным аппаратом, следует обратиться к врачу — ортопеду. Специалист сможет правильно диагностировать заболевание, а также назначить комплекс мероприятий при данных проблемах.

В остальных случаях не стоит бить тревогу, хотя продолжать учить, конечно, следует.

Учим малыша сидеть: меры предосторожности

Заставляя кроху сидеть до того, как его организм будет подготовлен к этому процессу, родители не должны забывать о естественном темпе развития каждого малыша. Насильственное обучение не только не приведет к положительным результатам, но и может нанести вред ребенку.

Применение поддерживающих приспособлений (подушек, сидений и т.д.) рекомендуется лишь для поддержания тела малыша при выполнении упражнений по укреплению мышц спины и шеи. Их длительное применение чревато нарушениями осанки, развитием различных деформаций скелета. При использовании таких приспособлений ребенок принимает неудобную позу, его спинка напряжена. Более безопасным вариантом будет учить его сидеть на полу без подушек.

Родители должны присматривать за ребенком даже тогда, когда он уже самостоятельно сидит. Он может упасть и травмироваться, так как уверенность при сидении приобретается детьми к двухлетнему возрасту. Кроме того, позы, в которых сидит кроха, должны быть безопасными. Поджатые к бедрам голени приводят к мышечному напряжению и повышению риска вывиха суставов.

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий