Игра 1
Можно приготовить карточки со случаями умножения без ответов. Ребёнок должен вытягивать по одной. Если он даёт правильный ответ, то откладывает карточку в сторону, неправильный — возвращает в стопку. Можно устроить соревнования: кто больше даст правильных ответов.
Игру можно разнообразить. Например, давать ответы на время. И каждый день подсчитывать количество правильных ответов, чтобы у ребёнка появилось желание улучшить свой вчерашний рекорд. Можно вместо карточек с выражениями подготовить карточки с ответами. Например, на карточке написано число 24. Ребёнок должен назвать несколько случаев, в которых результатом умножения будет это число.
С чего начинать учить?
Когда ребёнок свыкнется с таблицей, можно переходить к обучению. Не ждите, что чадо будет заучивать всё подряд – дайте ему время. Помните, что таблица – не стихотворение, и в ней нет правильной последовательности. Так что не имеет значения, с каких именно чисел ребёнок начинает учить.
Проще всего даётся умножение с одинаковыми числами. Если ребёнку тяжело сразу подсчитать, сколько будет 4 на 6, он может запомнить вначале 4 на 4, а потом в уме добавить дважды по 4. А если надо подсчитать 4 на 3, то 4 можно отнять.
ЛАЙФХАК: На 9 можно умножать максимально наглядно – с помощью рук. Достаточно пронумеровать пальцы на обеих ладошках (в уме или даже с помощью ручки) слева направо и загнуть тот палец, который совпадает с числом, умножаемым на 9. Например, умножаем 6 на 9. Загибаем шестой по порядку палец и смотрим, сколько пальцев осталось до согнутого (десятки), а сколько – после (единицы). В итоге из двух цифр составляем число, которое и будет ответом. В нашем примере – это 5 и 4, т. е. ответ – 54.
Очень важно, чтобы таблица умножения в конечном итоге не воспринималась ребёнком как текстовая информация. Если ему приходится прокрутить в голове все произведения чисел, прежде чем он дойдёт до нужного примера и даст ответ, то над запоминанием ещё стоит поработать
Учим умножение
Совет №1
Большую роль в усвоении таблицы умножения играет понимание смысла умножения. Объясните ребёнку смысл действия умножения и научите этим пользоваться при вычислениях.
Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
8 умножить на 3 – это значит, что число 8 мы должны взять 3 раза: 8 х 3 = 8 + 8 + 8
Понимая смысл умножения, ребёнок сможет найти результат даже в ситуации, когда он забыл какой-то случай из таблицы.
Например, забыв результат числа 4 × 8, можно заменить умножение сложением и найти произведение: 4 х 8 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 32.
Важно знать переместительное свойство умножения (от перестановки множителей произведение не меняется), тогда результат можно найти ещё быстрее: 4 х 8 = 8 х 4 = 8 + 8 + 8 + 8 = 32
От практики к теории: закономерности таблицы
Когда чадо окончательно увлечется всевозможными подсчетами, можно переходить к освоению теории. Обычно в классе над доской висит таблица Пифагора, которую дети и изучают в течение года по столбцам и строкам. Здесь есть несколько моментов, укажите на них ребенку:
- Строку или столбец можно представить в виде столбика равенств, как на обратной стороне тетради. Обязательно научите переходить от Пифагора к стандартному виду и обратно.
- В строке и столбце с одинаковым номером произведения совпадают. Это наглядное представление переместительного закона умножения. И учить на самом деле нужно только половину таблицы.
- Сами допишите в таблицу Пифагора строку и столбец на ноль. Это поможет младшему ребёнку, который только приступил к изучению данной темы закрепить правило умножения «ни разу».
- Совершите совместное открытие — таблица Пифагора подсказывает только ответы в пределах 100. А в мире столько других и очень больших чисел!
Таблицу желательно повесить в нескольких местах в доме, где на нее можно почаще смотреть. Зрительная память будет работать сама, а в случае необходимости малыш сможет обратиться к шпаргалке при подсчете бытовых предметов и игрушек.
Пары и тройки
Счет парами, как и счет тройками, тоже легко освоить по принципу армии солдатиков. Для объяснения подойдут бусины или пуговицы, которые нужно выкладывать на таблицу в разных конфигурациях.
Четверки, восьмерки и пятерки
Четверки примечательны тем, что это пара пар. Выходит, чтобы умножить число на 4, достаточно 2 раза умножить на 2: 2х2=4, 4х2=8.
А в случае восьмерок число трижды увеличивается вдвое: 2х2=4, 4х2=8, 8х2=16.
Счет пятерками — это не только соединение двоек и троек, но еще и особый результат. Помогите малышу заметить, что все произведения оканчиваются на 0 для четных чисел или 5 для нечетных. А еще при умножении числа на 5 результат вдвое меньше, чем при умножении этого же числа на 10.
Шестерки и девятки
С помощью таблицы легко разобраться и со счетом шестерками (пара троек).
Счет девятками легко объяснить по принципу от обратного: если из произведения на 10 вычесть умножаемое число, то получится результат умножения на 9:
2х10=20, => 20-2=18.
Другой способ манипулирования девятками — через уже известные тройки: три тройки — это девятка.
Способы запоминания таблицы умножения
Существует множество приемов и методов, при помощи которых можно запомнить информацию с первого раза. Это образные, игровые и логические способы работы с материалом, среди которых наиболее популярными считаются следующие.
Карточки
Карточки с яркими картинками – один из самых известных приемов, как легко и быстро освоить таблицу умножения. Предварительно готовится набор карточек с примером умножения без ответа (8х8=?). Суть игры состоит в том, что ребенок вытягивает из стопки карточку и озвучивает получаемое при умножении число. Если ответ правильный, карточка «выходит» из игры, а если неверный – возвращается в общую стопку. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки и не будут даны правильные ответы на все примеры.
Конечно, на первых порах лучше использовать карточки с умножением только на несколько чисел, например, на 2 и 3. После того как ребенок усвоит простые вычисления, переходите к цифрам посложнее: умножению на 4 и 6, затем – на 7 и 9. Материал можно взять с подходящего интернет-ресурса и распечатать, но лучше сделать карточки вместе с ребенком, нарисовав его любимых мультипликационных героев или персонажей сказок.
На пальцах
Пальцы рук – безошибочный счетчик, если правильно научить ребенка ими пользоваться. Для начала нужно пронумеровать пальцы как на картинке, – присвоим им цифры от 6 до 10.
Нумерация пальцев рук
Попробуем перемножить 7 и 8, используя пальцы. Для этого нужно соединить седьмой палец на левой руке и восьмой палец – на правой, провести мысленно над ними черту и посчитать количество пальцев сверху и снизу на каждой руке. Остается только сложить количество нижних пальцев между собой, и определить десятки – 3+2=5 десятков. Затем перемножить между собой количество верхних пальцев между собой и получить единицы – 2х3=6 единиц. В результате получается 56.
Умножение 7х8 с помощью пальцев рук
Немного по-другому проводят умножение на 9. Для этого нужно пронумеровать пальцы рук, начиная с единицы. Если нужно умножить 6х9, нужно согнуть шестой палец и посчитать количество пальцев слева до него, обозначающих десятки – 5. Затем посчитать количество пальцев справа от загнутого пальца, обозначающих единицы – 4. Получится 54.
Умножение с помощью пальцев рук на «9»
В стихах
Книга Александра Усачева
Детям с гуманитарным складом ума будет легче запомнить таблицу умножения в стихотворной форме. Приобретите для ребенка книгу Марины Казариной или Александра Усачева с веселыми стихами, которые не только развлекут, но и помогут постичь азы умножения. Для каждого примера из таблицы авторы придумали короткие двустишья или четверостишья, которые легко запоминаются даже дошкольниками.
Песня
Некоторые примеры из таблицы умножения легко выучить с помощью песни композитора Владимира Шаинского на слова Михаила Пляцковского «Дважды два – четыре». Заводная мелодия поднимает настроение, а строчки из песни легко запоминаются даже маленькими детьми.
Мультфильмы
Все дети любят мультфильмы! В интернет-сети можно найти как российские, так зарубежные развивающие мультипликационные фильмы, помогающие изучить азы умножения. Сделайте для ребенка подборку с любимыми героями, чтобы процесс обучения стал интересным, веселым и увлекательным.
Таблица Пифагора
Необязательно учить классические столбики с примерами! Существует более простой способ умножения чисел – таблица Пифагора. В ней количество сочетаний сокращено до 36. Правило умножения простое: выбирается число в левом столбике и умножается на цифру из верхней строки. Ответ находится на месте их пересечения.
Таблица Пифагора
Если ребенок утомился, старайтесь не останавливаться во время выполнения упражнения до тех пор, пока не наступит улучшение или показатель не повысится по сравнению с исходным. Переключайте деятельность только между заданиями, иначе ребенок привыкнет отступать при первой же неудаче. Если малыш сомневается в своих силах, попросите его не расстраиваться, уточните, что именно вызвало затруднения, мягко предложите перемножить числа еще раз.
Учим таблицу умножения с ребенком играя с помощью карандашей, кубиков и пальцев
Если родители хотят обучить умножению ребёнка ещё до поступления в школу, ему нужно помочь с помощью визуальной поддержки различными простыми предметами.
Использовать можно любые яркие фигурки, например карандаши или палочки для счёта. Их помещают по три штуки в одинаковые стаканчики. Ребёнку необходимо объяснить и показать, что количество всех предметов равно количеству в одном стакане, но помноженному на число емкостей.
Другой вариант – изучение на пальцах. Для этого нужно, чтобы ребёнок положил руки на стол и выпрямил пальцы. Предположим, следует умножить 2 на 9. Для этого второй (безымянный) пальчик малыш должен загнуть. Смотрим, сколько осталось прямых пальцев до загнутого и после него – на второй руке. Получится 1 и 8, из которых 1 считается как десяток, а 8 – единицы. Разумеется, и правильный ответ будет 18.
Ассоциативное обучение включает разучивание коротких интересных стишков, которые помогут детям запомнить таблицу навсегда. Такие поэты, как Усачёв и Казарина, позаботились о том, чтобы лёгкие и запоминающиеся стихотворные строчки соответствовали умножению каждого числа.
Творчество. Выучить таблицу Пифагора можно и, развивая творческие наклонности детей, например рисование. Обучение аналогично применению счётных палочек, только, вместо этого, папа или мама должны нарисовать нужные картинки – это могут быть вагончики с ягодами, кошками или геометрическими фигурками. Чуть позже, когда ребёнок поймёт смысл решения, ему можно давать задание нарисовать тот или иной пример вычислений в виде картинки.
Конечно, можно использовать обучающие программы, широко распространённые в интернете, а также специальные мультики, направленные на обучение азам умножения. Главное, подавать такую информацию дозировано, не перегружая ребёнка и, не давая ему пристраститься к сети. Всё, как говорится, хорошо в меру.
Играй и запоминай
Даже самая идеальная армия солдатиков может наскучить ученику второго-третьего класса. Поэтому запаситесь другими играми и упражнениями. В арсенале родителей всегда должны быть запасные варианты дидактики по математике.
Математика — действительно очень увлекательная наука. Ребенку будет в разы интереснее, если вы вместе с ним заново погрузитесь в волшебство чисел и поиграете всей семьей.
Математическое лото
Можно купить готовое или распечатать и нарисовать совместно с мамой, папой, и старшим ребенком.
У участников — карточки с заданиями, у ведущего — ответы-произведения. Учитывая, что одно и то же произведение можно получить с помощью разных множителей, кто-то закроет поле быстрее, если быстрее сосчитает:
18= 1х18, 2х9, 3х6, 6х3, 9х2, 18х1.
Карточки и карты
Начать можно с простых карточек без ответов. Если ребенок отвечает верно, забирает себе очко. Если ответа нет или он неверен — задание возвращается в колоду. Можно добавить одно из условий:
- назвать больше верных ответов в единицу времени;
- дать верный ответ минимум на семь из десяти заданий и т.д.
Усложнить эту игру можно, превратив ее из дидактической в карточную. Участники берут из колоды по четыре карты. Право первого хода можно определить по жребию или считалочкой.
Задача игроков — вычислять значения произведений (или любых других математических действий). У кого произведение больше, тот и забирает кон.
Посмотрите видео и вы поймёте, как здорово с помощью игры запоминают таблицу умножения в семье Бровченко.
Бытовые задачки
Позвольте своему юному гению участвовать в решении некоторых семейных вопросов. Пусть подсчитывает вместе с мамой продукты и столовые приборы для праздника, а с папой — расход бензина на поездку в магазин и обратно.
Рифмованные строки
Развитие памяти у детей проще всего стимулировать стишками и песенками. Тем более что в школе им редко разрешены веселые способы заучивания правил. То, что изучается в позитивном настроении, на эмоциональном подъеме, запоминается быстрее и прочнее.
Поэтому малыш обязательно оценит стремление мамы и папы подурачиться всем вместе и почитать математические речевки перед ужином.
Обратите внимание на специальные пособия с готовыми стихами. Одно из них — стихи Марины Казариной «Про умножение» и Андрея Усачева «Умножение»
Также можно попытаться самостоятельно вместе с детьми сочинить несколько стишков—двустиший . Они точно запомнятся на всю жизнь! Готовые рифмы можно найти в Сети, а сюжеты подскажет детская фантазия.
Цветные квадраты
Распечатайте таблицу Пифагора, заштрихуйте в ней квадраты по любой схеме для вышивки крестом. Чтобы рисунок был закончен, школьнику придется заполнить цветные квадраты произведениями чисел.
Обратный вариант упражнения: задайте шифр, в котором будут даны значения произведений и цвет, а ребенку нужно закрасить квадратики в соответствии с шифром.
Начало
Наблюдательные дети встречали таблицу умножения, напечатанную на школьных тетрадках. Все знают, что ее необходимо выучить наизусть. Родители должны помочь в этом школьнику, ему необходимо объяснить, что зубрежка не нужна.
Следует рассказать ребенку основные принципы, по которым составлена таблица, чтобы ему было проще ориентироваться:
- В комнате ребенка можно повесить яркий плакат с цифрами. Намного проще запомнить информацию, которая находится на виду.
- Следует объяснить малышу тонкости умножения: 2 × 2 – это то же, что и 2 + 2, а 3 × 4 = 3 + 3 + 3 + 3.
- А еще лучше показать умножение на реальных примерах. Считать можно по конфетам, ручкам, машинкам, игрушкам.
Представленные рекомендации помогают быстро запомнить информацию. Также используются и другие методики запоминания таблицы, которые подходят для занятий детей с родителями.
Интересно! Как установить родительский контроль на телефон ребенка
Важные факторы успешности обучения
Существует три важных фактора, которые помогают значительно быстрее достичь успеха в деле изучения таблицы умножения. К ним относятся такие, как:
Двигайтесь от простого к сложному и постепенно закрепляйте результат. Не нужно пытаться брать сразу крупные числа. Сначала работайте с умножением на 1, 2, 5 и 10. Далее можно постепенно добавлять другие числа и двигаться по таблице Пифагора.
Не пытайтесь охватить сразу все. Таблицу нужно учить постепенно, дробить занятия. Во многих школах встречается распространенная ошибка – таблицу делят на две части и проходят за два урока
Это приводит к тому, что и во взрослом возрасте человек не может быстро умножать без калькулятора.
Помните о важности повторения. Первоначально нужно действовать по принципам целенаправленного повторения – задавать вопросы по умножению по мере возрастания чисел
Затем результат закрепляется, и задачи берутся вразброс. Это имеет критическую важность для того, чтобы ребенок научился работать с разными примерами, а не просто зубрил.
Педагоги также рекомендуют использовать наглядные обучающие материалы. Они помогают быстрее запоминать примеры. Многие дети сегодня лучше всего усваивают именно поданную наглядно информацию.
Учим стихи на умножение
Сегодня множество детских авторов предлагает рифмованную таблицу умножения, которую можно купить в книжном или скачать в интернете. Главное – выбирайте те стихи, которые нравятся именно ребёнку, а не вам. Начать можно даже с советской песенки на стихи Михаила Пляцковского «Дважды два четыре». А вот и другие примеры умножения в стихах:
Умножив три на единичку,
Мы попадаем на страничку
Из книги сказок для ребят
Про трёх весёлых поросят!
(Марина Казарина)
Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять – получим десять.
То есть весит каждый слон
Приблизительно пять тонн.
(Андрей Усачёв)
Сколько у шести мышейНа макушке есть ушей?Тут не трудно догадаться,Что ушей всего двенадцать!
(Юлия Прокопьева)
Когда разучите короткие строфы, начните вспоминать их с ребёнком в любое свободное время: в пробке по дороге в школу, в очереди к врачу и т. д. Однако учить придётся не только детям, но и родителям. Ещё один хороший ход – регулярно делать вид, что вы забыли слово или строчку, и просить ребёнка о помощи.
Если запоминать несколько строк или целый куплет песни вашему чаду пока сложно, сократите стихотворение до простых рифм к числам: «шестью восемь – сорок восемь», «шестью шесть – тридцать шесть» и т. д. Не складывается с поэзией? Придумайте с ребёнком сказку или рассказ, где числа – главные герои. Такую историю, кстати, легко подкрепить визуализацией.
Помогите ребенку понять смысл умножения
Первое, что нужно сделать, — объяснить удобство умножения. Вы можете начать изучение таблицы умножения задолго до ее появления в школьной программе. Например, заранее расскажите, что существует такое волшебное математическое действие, которое позволяет не складывать поочередно одни и те же числа, а в одно действие получить результат. Поэтому родителям полезно знать, в каком классе учат таблицу умножения.
Наглядное чудо
Предположим, в семье есть традиция подсчитывать расходы за месяц. Попросите ребенка принять участие в домашней бухгалтерии. Он ведь у вас уже такой взрослый и даже сам ходит за хлебом!
Задание: посчитать, сколько денег потребуется, чтобы в течение месяца покупать хлеб по 20 рублей.
Возьмите простой перекидной календарь и пишите каждый день в нужной ячейке:
Пускай юный математик посчитает нарастающим итогом каждый день или сразу весь месяц. А потом просто покажите ему как волшебство единственное действие:
Этот прием — своеобразная презентация важного навыка. В результате родители получают неплохой мотивационный инструмент для ребенка: «Давай учить таблицу умножения, чтобы можно было легко и быстро считать»
Школа математических фокусов
Фокусы с числами не должны заканчиваться на подсчете семейного бюджета. Теперь предложите своему второкласснику самостоятельно найти взаимосвязь между сложением и умножением. Разберите с учеником задание-продолжение.
— Два дня подряд мы с тобой покупали чупа-чупсы по 9 рублей. Сколько денег мы на них потратили?
— 9+9 = 18 рублей, — ответит школьник.
— А если я буду покупать тебе такие конфеты всю неделю, сколько денег я потрачу?
— ?.. В неделе 7 дней, значит: 9+9+9+9+9+9+9=…, — задумается и станет долго считать. Позвольте ему дописать пример и получить 63.
— А давай попробуем посчитать по таблице умножения? Смотри (покажите таблицу на обороте тетради) — сколько дней подряд я покупаю конфеты?
— 7! — выберите столбец на 7.
— А сколько стоит каждая конфета?
— 9 рублей! — найдите строку на 9.
— Смотри, сколько получается?
— Тоже 63! Ого!
— Калькулятор тоже знает таблицу умножения. Смотри: 7 умножаем на 9, равно 63. Видишь, как быстро! Здорово?
— Да!
Ведите диалог занимательно, старайтесь увлекать ребенка, создавать интригу, указывать на «чудесные» свойства чисел, показывая на личном примере, как можно быстро умножать.
Другие удивительные и простые закономерности
Мальчики и девочки быстро понимают, что умножение — это облегченное сложение. Сразу же можно поведать и о других интересных закономерностях произведений:
Умножение на единицу: число, умноженное на единицу, остается неизменным. Тут удобно считать звезды или сто-тыщ-миллионы. И даже самое большое число не изменится при умножении на единицу.
«Я каждый день даю тебе в школу по 1 яблоку. Сколько яблок за неделю? А за 30 дней? А за 365?»
Умножение на ноль: даже самого большого в мире числа не будет, если его умножить на ноль. Можно что-то перекладывать из коробки в коробку и использовать синонимичное нулю слово «Ни разу».
«Ты каждый день уходишь и не берешь с собой яблоки. Сколько моих яблок ты не съешь в школе за неделю? А за 30 дней? А за 365?»
Умножение на 10
Здесь важно объяснить, куда дописывать нолик. В школе дети разбирают, что такое разряды и почему ноль дописывают именно справа
Дома достаточно повторить правило.
«Первый множитель «такой-то», второй — 10.
Чтобы получить значение произведения, нужно дописать нолик к первому множителю справа».
Умножение на 100, 1000 и более лучше пока отложить, если только ребенок сам не задаст вопрос.
Карточки
Подойдут магазинные или самодельные карточки. Второй вариант считается более эффективным – школьник будет запоминать таблицу при подготовке карточек.
Обучение по такому методу выполняется легко:
- На маленьком листочке ребенку следует написать действие, а на обороте – ответ. Например, с одной стороны – 6 × 7, а с другой – 42.
- Следует указать на карточках все примеры, а потом оставить лишь самые сложные.
- Изучение можно сделать в виде игры. Например, сказать результаты на скорость.
Такой простой способ позволяет изучить таблицу умножения детям любого возраста. Даже если школьнику 11 лет, с помощью такой методики он может повторить материал.
Игра в таблицу умножения
Элементы игры очень важны для детей в процессе обучения. Изучая таблицу умножения, нельзя упускать этот важный момент. Игровые приемы помогут заинтересовать ребенка арифметическими действиями, чтобы вникнуть в задание и разобраться в принципе изучения. Не зря главное правило запоминания звучит так: «Интересное запоминается быстрее и лучше!». Вы будете уже на половине пути, если сумеете заинтересовать ребенка умножением.
Игра в карточки является наиболее популярной и эффективной в процессе изучения таблицы Пифагора на первых этапах. В ЭТОЙ статье вы можете подробнее познакомиться с этой игрой под названием «карточки для запоминания таблицы умножения», а также распечатать подготовленные карточки с ответами и примерами.
Принцип игровой таблицы умножения основан на том, что дети вытягивают из стопки понравившиеся карточки, на каждой из которых написан пример умножения не имеющий ответа. Например: 5*5=? или 4*6=? и т. д. В том случае, если ребенок отвечает верно, карточка «покидает игру», но когда ученик ошибается — карточка отправляется обратно в стопку и впоследствии ее снова можно будет вытянуть и ответить повторно.
Естественно, такая игра длится до того момента, пока все карточки не будут вытянуты, а значит дети должны будут дать верный ответ на все предложенные примеры умножения. На том этапе, когда стопка заканчивается, в ней остаются карточки с наиболее сложными примерами, на которые ранее был дан неправильный ответ. Таким образом, ребенок видит и повторяет их неоднократно, что способствует лучшему запоминанию примеров, особенно при азартном отношении к игровому процессу.
Иначе такая игра называется «Тренажер таблицы умножения». В зависимости от усвоенного материала, весь процесс игры можно разделить на несколько этапов. К примеру, «урок» можно начать, выбрав карточки с примерами умножения только на одно число, а затем постепенно добавлять к ним более сложные. У представленной игры множество вариантов и в этом можно убедиться самостоятельно. Все зависит от вашей фантазии, стоит только попробовать!
Внести игровые элементы в процесс освоения таблицы умножения можно всевозможными способами, например — воспользовавшись играми в интернете, различными программами и т. д. Однако, с точки зрения специалистов, такая игра, как «карточки для запоминания таблицы умножения» — самый эффективный и достаточно простой вариант изучения таблицы Пифагора.
Советы и рекомендации для родителей
Выбирая тот или иной метод обучения, родители должны определить, кто их ребенок — аудиал или визуал. Детям-аудиалам проще обучаться по мультфильмам, интерактивным передачам, песням и стихам. Визуалам больше подойдут игры с карточками, ребусы, лабиринты, раскраски. Последним будет легче учить таблицу умножения благодаря развитому образному мышлению.
За правильно выполненное задание нужно похвалить школьника и порадовать его небольшим подарком.
Длительность занятий устанавливается индивидуально. Всем детям нужно разное время для того, чтобы усвоить урок — нельзя давить на ребенка и ругать его. Мягкий подход и правильная мотивация — гарантия успеха.
МирПозитива
Как быстро и легко выучить таблицу умножения с ребёнком?
Рассмотрим несколько, проверенных личным опытом, практических советов, которые, при применении на практике, дают очень хороший результат.
Совет №1
Большую роль в усвоении таблицы умножения играет понимание смысла умножения. Объясните ребёнку смысл действия умножения и научите этим пользоваться при вычислениях.
Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
8 умножить на 3 – это значит, что число 8 мы должны взять 3 раза: 8 х 3 = 8 + 8 + 8
Понимая смысл умножения, ребёнок сможет найти результат даже в ситуации, когда он забыл какой-то случай из таблицы.
Например, забыв результат умножения числа 4 на 8, можно заменить умножение сложением и найти произведение: 4 х 8 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 32.
Важно знать переместительное свойство умножения (от перестановки множителей произведение не меняется), тогда результат можно найти ещё быстрее: 4 х 8 = 8 х 4 = 8 + 8 + 8 + 8 = 32
Умножать можно с помощью рук
Умножение на 9
Для этого положите руки ладонями вверх, пальцы разогните. Мысленно пронумеруйте пальцы слева направо от 1 до 10. Загните тот палец, на какое число нужно умножить 9. Например, нужно 9х3. Загибаете 3 палец. Все пальцы слева (их 2 — это десятки), пальцы справа (их 7) — единицы. Соединяем десятки и единицы, получаем — 27.
Вычисление произведения любых однозначных чисел больше, чем 5
Способ 1
Пронумеруйте мысленно пальцы на обеих руках. Мизинец — 6, безымянный — 7, средний — 8, указательный — 9, большой — 10 (на то он и БОЛЬШОЙ, чтобы выражать самое БОЛЬШОЕ число).
Допустим, вы хотите узнать, сколько будет 8 х 7. Соедините вместе средний палец левой руки (8) с безымянным правой (7), как показано на рисунке. А теперь считайте. Два соединённых пальца плюс те, что под ними, указывают на количество десятков в произведении. В данном случае — 5. Число пальцев, оказавшихся над одним из сомкнутых пальцев, умножьте другим сомкнутым пальцем. В нашем случае 2 х 3 = 6. Это — число единиц в искомом произведении. Десятки складываем с единицами, и ответ готов — 56.
Способ 2
Например, нужно умножить 7х7. Загнём на левой руке столько пальцев, на сколько первый множитель больше 5, а на правой руке столько пальцев, на сколько второй множитель больше 5.
В данном случае будет загнуто по 2 пальца. Если сложить количество загнутых пальцев и перемножить количество не загнутых, то получится соответственно число десятков и единиц искомого произведения, т.е. 49. Если этим способом вычислять произведение 6х7, то получится 3 десятка и 12 единиц, т.е. 30+12=42
Проверьте и убедитесь, что эти способы действительно работают.
Совет № 3
Знание правил умножения упростит запоминание таблицы умножения:
- При умножении любого числа на 1 получается то число, которое умножали.
- Все результаты умножения на 10 начинаются с числа, которое мы умножаем, а заканчиваются на 0.
- Все результаты умножения на 5 заканчиваются на 5 или 0: если умножали нечётное число – на 5, если чётное – на 0.
- Чтобы умножать на 4, можно просто дважды удваивать число. Например, чтобы умножить 6 на 4, нужно удвоить 6 два раза: 6 + 6 = 12, 12 + 12 = 24.
- При умножении на 9, запишите ряд ответов в столбик: 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Запомнить нужно первое и последнее число. Все остальные можно воспроизвести по правилу: первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1.
Научиться пользоваться таблицей Пифагора
Необходимо показать ребёнку, что числа из левого столбика умножаются на числа из верхней строки. Найти результат очень просто: нужно только провести рукой по таблице вниз и вправо от множителей до места пересечения, где и будет расположен результат умножения.
Возьмите пустую распечатанную или нарисованную таблицу и заполните её вместе с ребёнком. Причем в цвете, закрашивая одинаковый результат одним цветом. Сразу будет видна закономерность. Ребёнок увидит, что запоминать нужно только половину таблицы (согласно переместительному закону умножения).
Понимая смысл умножения, можно использовать для вычислений предыдущие или последующие табличные случаи. При этом случае нужно лишь вычесть или прибавить нужное число.
Хитрости, секреты, закономерности
Рассматривая таблицу самостоятельно, ребенок начинает логически думать и анализировать, находить интересные закономерности.
Обучение детей таблице умножения следует начинать от простой информации к сложной.
Легко выучить таблицу умножения на 1. Любое умноженное на 1 число, остается неизменным.
Таблица умножения на 2 тоже не должна вызвать трудностей. Умножение на 2 – это сложение двух одинаковых чисел.
Умножая на 10, получается число в 10 раз больше. Для получения результата к умножаемому числу дописываем в конце ноль.
Умножение на 5 также легко запомнить. Если 5 умножается на четное число (2,4,6,8), то в результате получаем тоже четное число, заканчивающееся нулем. Например, 5 х 2 = 10. Если умножаемое на 5 – это не четное число (3, 5, 7, 9), то и ответ будет нечетным с цифрой 5 в конце. Например, 5 х 9 = 45.
Не сложно объяснить ребенку и умножение на 4. Умножая любое число на 4, мы умножаем его на 2 два раза. Например, 4 х 3. Сначала берем число 3 и умножаем его на 2, получаем 6. Затем, полученный результат снова умножаем на 2. Результатом всех операций стало число 12 – это и есть правильный ответ нашего примера.
Таблица умножения на 9 таит в себе маленький секрет – умножаемые на 9 числа зеркальны:
9 х 2=18 / 9 х 9=81
9 х 3=27 / 9 х 8=72
9 х 4=36 / 9 х 7=63
9 х 5=45 / 9 х 6=54
Есть отличный способ объяснить ребенку умножение на 9 при помощи его пальчиков.
Поставьте перед собой обе руки ладонями вверх. Пронумеруйте пальцы на руках слева направо от 1 до 10. К примеру, нужно 9 х 7. Отсчитываем слева направо седьмой палец. Находим его и сгибаем.
Все пальцы слева до согнутого – это десятки. Далее за согнутым пальцем – единицы. Считаем и соединяем пальцы, в итоге ответ 63.
Еще один интересный способ умножения числа на 9 – его округление.
При умножении на конкретное число, округляете 9 до 10, чтобы легче было его умножить. Из полученного результата вычитаете число, которое вы умножали на 9.
Например:
9 х 2 = 10 х 2 – 2 = 18
9 х 3 = 10 х 3 – 3 = 27
9 х 9 = 10 х 9 – 9 = 81
Повесьте плакат с таблицей умножения на видное место в комнате, и ваш малыш будет волей-неволей постепенно запоминать числа. На вопрос: «сколько будет 4 х 7?» он никогда не ответит 29 – ведь такого числа вообще нет в таблице.
«Магическая» таблица Пифагора
Положите перед собой лист с распечатанной таблицей Пифагора. Выглядит она так:
Пифагорова таблица имеет более упрощенную форму, чем таблица с примерами в столбец. Она не содержит лишней информации, которая только путает и усложняет запоминание.
Чтобы ребенок понял принцип умножения<, попробуйте для начала объяснить его на простом примере.
2 × 3 — аналогично действию 2 + 2 + 2, то есть сложить число 2 три раза.
Покажите, как работает таблица: число на месте пересечения столбца и верхней строки – это и есть правильный ответ. Малышу нужно запомнить только 36 комбинаций. Остальные действия – повторяются или очень легкие.
Тренируйте навык
Лучший способ запомнить большой объем информации — позволить этой информации поступать по разным каналам: звук, изображение, действия с предметами. Распечатайте яркие плакаты. Развесьте их в значимых частях жилья: на холодильник, входную дверь, на экран телевизора или доску для заметок над рабочим столом.
Каждое новое упоминание вызывает в мозге ребенка электрический импульс. Чем чаще он пробегает по своему пути, тем прочнее становится связь между внешним стимулом (заданием, примером) и внутренним ответом на него (активацией ячейки памяти).
Периодически чередуйте набор актуальных карточек и плакатов. Взгляду легче зацепиться за что-то новое. Привычный пейзаж психологически не вызывает интереса, особенно в восемь лет.
Книги и игрушки для запоминания таблицы умножения уже изобретены и поступили в продажу. Купить их можно в спецмагазинах или через интернет
Обращайте внимание на красочность, но выбирайте пособия с минимумом отвлекающих деталей. Чтобы сделать учебные картинки дома, понадобится лишь фантазия, принтер и картон
Книги
Возьмите на вооружение небольшой список литературы, которую можно использовать дома:
- Ольга Узорова и Елена Нефедова. «Быстро учим таблицу умножения». Авторская методика помогает родителям научить детей, рассчитана на ежедневное применение и способствует улучшению всех математических результатов в целом.
- Другой автор, Ольга Александрова, предлагает еще один способ назубок выучить умножение и деление, причем без слез и за короткий срок.
- Вполне можно использовать для домашних занятий необязательные пособия по ФГОС (автор Георгий Дорофеев).
- Яна Плигина — автор книги «Быстрый и простой способ выучить таблицу умножения» — известна во всем мире благодаря математическим играм с волшебной закладкой.
- Татьяна Шклярова предлагает читателям свою книгу «Как я учила мою девочку таблице умножения». Пособие предназначено для летних каникул.
Игрушки и пособия
Отдавайте предпочтение таким пособиям, которые сочетают подачу через разные каналы восприятия. Карточки должны быть приятны глазу, плакаты лучше интерактивные, а электронные игрушки — говорящие и показывающие.
Хорошо, если игра рассчитана на нескольких участников. Например, в начальной школе детям очень нравятся настольные игры-ходилки — с фишками и кубиком. Поищите такую для своего чада и его соседей по подъезду. Их совместные игры сразу же станут полезными, образовательными, а перемежать их с войной или прятками никто не запрещает!
Интернет-проекты
Один из самых известных и нравящихся детям — учи.ру. Здесь можно тренироваться бесплатно по 20 заданий в день (около 20 минут) либо оплатить неограниченный доступ. Как бонус ребенок получает возможность изучать другие предметы из числа обязательных: русский язык, английский, окружающий мир. Видеоуроки и олимпиады хорошо мотивируют к учению.
Учить таблицу умножения можно и на других школьных проектах.
Учи.ру отличается забавным приложением для мобильных устройств. Можно играть в учебные игры, осваивать одновременно умножение и деление. Продуманная методика позволяет за 5 минут в день надежно закрепить материал.
Итоги
- Таблицу умножения надо обязательно освоить в начальной школе. Но это не значит, что ребенка нужно заставлять бездумно зубрить решения разных примеров, лучше использовать техники запоминания и осмысления;
- Покажите школьнику, что у математики есть вполне реальная польза. Например, поручите ему считать, сколько нужно купить килограмм корма для питомца, сколько тетрадок на парте у него и у соседа и так далее;
- Не торопите ребенка и не заставляйте его учить все за один вечер.
- Превращайте процесс обучения в игру. Это совсем не сложно, даже если лично у вас мало времени.
- Поощряйте сына или дочь за успехи. Хвалите ребенка, можно создать систему небольших призов за успех в изучении или победу в математических играх.
Мне нравитсяНе нравится