Как избежать стрессов при выполнении домашнего задания

Как помочь детям выполнять домашнюю работу самостоятельно

Многие дети не хотят делать домашнее задание в одиночку. Им требуется чтобы кто-то из родителей сидел рядом и говорил им, что делать дальше. Другие дети могут подходить каждую минуту и спрашивать, правильно ли они все сделали. Это может свести с ума! 

1. Дети не любят быть одни

Детям младшего возраста просто нравится быть рядом со своими родителями. Хотя у родителей часто нет свободного времени, они охотно находят его, когда дело касается школы. Но даже если родители часто проводят время с ребенком, многим детям просто не нравится оставаться в одиночестве. Они чувствуют себя неуютно, когда их отправляют в комнату делать уроки.

Вашему ребенку не обязательно быть одному, чтобы работать самостоятельно. Вы можете пригласить ребенка поработать рядом с вами в столовой или за кухонным столом. Занимайтесь своими делами: проверяйте электронную почту или оплачивайте счета, пока ваш ребенок делает уроки рядом. Если они часто прерывают вас, вы можете сказать им, что они мешают вам сконцентрироваться: «Запиши свои вопросы и делай следующее задание. Я помогу тебе разобраться когда закончу».

2. Дети часто чувствуют себя незащищенными

Некоторые дети неуверенно учатся и боятся сделать что-то не так. В результате постоянно спрашивают, правильно ли решены отдельные задачи. Многие родители отвечают: «Да! Все хорошо! А теперь иди».

Парадоксально, но такая реакция лишь усиливает несамостоятельность ребенка. Он понимает: если я чувствую себя неуверенно, а затем спрашиваю у родителя, мне снова становится хорошо. Однако это хорошее чувство длится только до следующего задания. При этом родители сами часто подчеркивают, что ребенок выполнил задание «правильно» или «хорошо»

Тем самым они заставляют его чувствовать, что важно выполнять задания хорошо и правильно, подсознательно подкрепляя требование ребенка не совершать ошибок. 

В данном случае лучше подчеркнуть, что вы цените независимость, даже если в результате будут допущены какие-то ошибки. Многие дети стремятся к большей независимости, когда замечают, что родители это ценят и замечают. Вы можете поощрять ребенка к большей независимости, например, такими вопросами:

  • Что из этого ты сможешь сделать один?
  • Я думаю, что оставшиеся примеры ты сможешь сделать самостоятельно.

Как только ваш ребенок попробует — по собственной инициативе или на основе вашей поддержки — взяться за задание самостоятельно, вы можете выразить свою признательность:

  • Отлично, ты сделал так много самостоятельно!
  • Ты почти все делал сам! Замечательно!

На этом этапе важно сознательно корректировать свои требования к качеству. Как только ваш ребенок поймет, что самостоятельная работа для вас важнее, чем «хороший» или «правильный» результат, эффективность выполнения домашних заданий возрастет. 

3. Ваш ребенок легко получает знания

Некоторые наставники и родители гордятся, когда дети и молодые люди говорят им: «Если ты объяснишь мне этот материал, я сразу его пойму». Многие родители становятся настоящими экспертами в том, чтобы объяснить материал более простым языком, находить отличные примеры и иллюстрации. 

Детям гораздо удобнее и увлекательнее разучивать материал вместе с таким прекрасным «репетитором», чем кропотливо прорабатывать текст самостоятельно или искать в учебнике, как решается арифметическая задача.

Прямая профессиональная помощь, в которой вы объясняете материал более простым языком, показываете возможные решения или говорите своему ребенку, что именно делать, — это простой способ обучения только в краткосрочной перспективе. 

Допустим, вашему ребенку нужно выучить сложный текст. Вы можете подумать: “Эта книга по истории действительно неудобная” и начинаете помогать ребенку, излагая материал более простым языком, отвечая на вопросы или помогая ребенку написать небольшое изложение. Ребенок получает хорошую оценку на контрольной, но он также становится более зависимым от вашей дальнейшей помощи. В долгосрочной перспективе ребенок только выиграет, если будет “помогать” себе сам.

https://english4child.ru/articles/sleep-is-not-a-luxury/

Как мотивировать своего ребенка выполнять домашнее задание?

«Как я могу мотивировать своего ребенка? Как мне дать ему понять, что учеба важна и что ему нужно готовиться к экзаменам?» Нам снова и снова задают эти вопросы. На этот вопрос нет простого ответа, но есть много очевидных мелочей, которые имеют большое значение.

Откровенно говоря, девятилетнего ребенка обычно просто не интересует, будут ли у него прекрасные возможности на рынке труда в 25 лет, если он сейчас изо всех сил пытается выполнить домашнее задание. 

От многих детей можно услышать: “У меня хорошие отношения с родителями, но как только дело доходит до обучения, у нас возникают проблемы!”. В результате у детей вырабатывается цель максимально избежать этих ситуаций. Они откладывают выполнение школьных заданий, исчезают в туалете или погружаются в свои мысли. 

Если вы и ваш ребенок попали в эту ситуацию, вам поможет мысленное упражнение с весами. Представьте себе, что мотивация ребенка определяется не одним фактором, а множеством. Подобно гирям, они заставляют весы наклоняться в одном или другом направлении. Группа родителей на одном из наших семинаров сказала, что ребенок сможет лучше учиться, если:

Сначала составить с ним план и четко определить время выполнения.
Сделать акцент на положительном моменте, например: “Здорово, что мы смогли начать прямо сейчас”.
Ребенок может делать домашние задания там, где хочет, например, на кухне, а не в своей комнате.
После выполнения каждого задания обязательно сделать короткий перерыв.
Стараться не повышать голос на ребенка, не критиковать его и не читать нотации о важности учебы.
Допускается выполнить часть домашней работы вечером.
Ребенок может слушать негромкую музыку во время обучения.
Уделять больше внимания индивидуальному прогрессу ребенка и не сравнивать его с другими детьми.

Уроки без стресса: 10 золотых правил

Если совместное выполнение  домашнего задания с ребенком обычно заканчивается ссорами и испорченным настроением, если делать уроки с ребенком  для вас  не меньшее мучение, чем для него самого, тогда эта  статья для вас.

Сайт для мам Supermams.ru дает 10 простых советов, как делать уроки без стресса, эффективно и быстро.

Правило №  1. Выясните причину

Если  ребенка никак не усадить за домашнее задание, он придумывает бесконечные отговорки или намеренно тянет время, чтобы не садиться заниматься, обязательно выясните, в чем причина.

Важно понять,  распространяется ли эта неприязнь на все уроки или на домашние задания по каким-то конкретным предметам. Если ребенок в целом не желает садиться за уроки, тогда переходим к Правилам  № 2 и № 3

Если ребенок в целом не желает садиться за уроки, тогда переходим к Правилам  № 2 и № 3.

Если негативные чувства вызывают вполне определенные предметы, расспросите, почему. Причин может быть множество: ребенку не дается предмет, не нравится учитель, занятия по этому предмету вызывают некие неприятные ассоциации и так далее. Читайте наше Правило № 8.

Правило № 7.  Занимайтесь дополнительно

Понаблюдав какое-то время за тем, как ребенок выполняет домашние задания, вы без труда поймете, что именно вызывает  у него наибольшие сложности и на что он тратит больше всего времени, когда делает уроки.  Возможно, ему тяжело дается письмо или какие-то грамматические правила, счет в уме или пересказ текста.

Если вы хотите делать уроки без стресса, в выходные дни уделите  этим «подводным камням» дополнительное время. Позанимайтесь с  ребенком спокойно, без спешки, и через некоторое время эта тактика обязательно даст  результат. Ваше чадо обретет уверенность в своих силах.

Правило №  8. Поговорите по душам

Если ваш ребенок воспринимает процесс обучения и домашние занятия скорее негативно, чем позитивно, поговорите с ним откровенно. Расскажите про свои школьные годы, какие предметы получались у вас лучше, а какие давались с трудом

Важно, чтобы ребенок понял, что не все и не всегда получается сразу, надо прикладывать усилия

Если проблема в учителе, проявите максимум такта.

Скажите, что учитель тоже человек, со своими плюсами и минусами, и ребенку надо как следует готовиться по предмету и вести себя на уроке как следует, тогда и проблемы исчезнут.

Если ребенку сложно найти общий язык с одноклассниками,  стоит выяснить, в чем причина напряженности, пригласить кого-то из них в гости,  организовать совместный поход куда-нибудь или детский праздник.

Правило №  9. Нанимайте репетитора только  в крайнем случае

К репетитору стоит обращаться лишь, если вы видите явное отставание ребенка по какому-либо предмету, объективно подтверждаемое им самим и/или учителем. При этом  вы сами не в состоянии обеспечить такой уровень занятий, который бы покрыл это отставание и дал бы возможность ребенку делать уроки без стресса.

Не нужно перегружать ребенка дополнительными занятиями по большому числу предметов, даже если ваши доходы позволяют записать его на десяток платных факультативов и нанять столько же репетиторов.

Ваше чадо все равно будет не в состоянии усвоить такой объем знаний и одинаково эффективно заниматься всеми предметами.

Здоровье и наличие у ребенка времени для отдыха и восстановления сил гораздо важнее.

Как замотивировать ребёнка на учёбу и хорошие оценки

Подайте пример

Когда сами родители постоянно учатся, повышают квалификацию и развиваются, то и ребенок воспринимает учебу не как каторгу, а как естественный процесс. Обязательно рассказывайте ему, как новые знания и навыки облегчают вам жизнь и помогают становиться лучше.

Обозначьте правила

Трудно победить в игре, не зная ее правил. Точно так же и с учебой. Обговорите четкое время для выполнения домашних заданий и отдыха, разработайте систему поощрений и наказаний за оценки или замечания учителя. Нельзя ни с того ни с сего запрещать ребенку смотреть телевизор или пользоваться гаджетами из-за двоек, если вы не обсуждали это с ним заранее

Важно, чтобы правилам следовали все члены семьи: мама и папа должны придерживаться одной тактики, а не играть в плохого и хорошего полицейского

Фото: pexels.com

Используйте поощрения вместо наказаний

Чтобы учеба не вызывала отторжения, нужно подкреплять позитивные эмоции, а не множить негатив. Часто родители охотно ругают за двойки, но слабо реагируют на пятерки и четверки. Это неправильно. Делайте акцент прежде всего на успехах ребенка: хороших оценках, похвале учителя, домашней работе, выполненной без помарок.

Этот принцип работает и с системой запретов и поощрений. Если ребенок знает, что за пятерку его ждет что-то хорошее, он будет стараться ее получить, в то время как постоянные мысли о наказании за плохие отметки будут его демотивировать. Поставить позитивную цель и идти к ней вместе лучше, чем запрещать и загонять ребенка в страх неудачи, тревожность и невроз.

Фото: pexels.com

Не бойтесь финансовой мотивации

До восьми-девяти лет у детей еще нет внутренней мотивации, и ждать, что они захотят учиться сами, бесполезно. Поэтому стимулировать к получению хороших оценок можно и нужно извне.

Для первоклашек хорошо работают дневники успеха. Это может быть тетрадка или большой плакат на стене по типу адвент-календаря. Поставьте вместе цель, например выполнить все домашние задания за неделю и ответить на четыре и пять, и отмечайте каждый день наклейкой. Это не только поможет школьнику визуализировать его успехи, но и научит ставит цели и планомерно их достигать.

Фото: pexels.com

Мотивировать на учебу и хорошие оценки можно и материальными благами. Назначьте за каждую пятерку и четверку небольшое, но фиксированное денежное вознаграждение. А еще можно предложить накопить на подарок покрупнее и вместе пофантазировать, что бы это могло быть.

Фото: freepik.com

Учите сравнивать с собой, а не с другими

Не стоит приводить в пример более успешных в учебе одноклассников или условного «сына маминой подруги». Сравнивайте результаты самого ребенка в динамике: вчера была тройка, а сегодня четверка. Вчера было две ошибки в контрольной, а сегодня только одна. Используйте положительное подкрепление любых, даже маленьких достижений: если вся строчка у малыша получилась кривая, найдите самую ровную букву и похвалите за нее. Так фокус внимания сместится на успехи, а не на поражения.

Измените подход к учёбе и поддержите

Плохие отметки расстраивают ребенка не меньше, чем его родителей. Поддержите его!

Тревожные дети зацикливаются на недочетах, бесконечно все переписывают и исправляют

Важно показать, что вы видите их старания. Спросите, чем вы можете помочь

Кому-то удобнее сначала написать домашнюю работу в черновик, кому-то — сделать ее на пару или по очереди с мамой.

Фото: pexels.com

Если двойки и тройки связаны с невнимательностью ребенка, дробите нагрузку и делайте короткие переменки каждые пятнадцать минут.

За злостью на оценки может прятаться страх наказания или насмешек со стороны одноклассников. Обсудите этот вопрос и давайте малышу время на то, чтобы он выпустил пар. Можно сделать из этого небольшой ритуал. Например, каждый день после школы злиться десять-пятнадцать минут. Разрешите ребенку побить подушку, поругаться, а потом переведите его эмоции в спокойное русло.

Фото: freepik.com

Обращайте внимание на успехи вне школы

Первые два года учебы могут стать испытанием для всей семьи. Ученики и их родители так зацикливаются на заданиях и оценках, что школа становится центром мира

Обращайте внимание и на другие сферы жизни. После уроков обсуждайте не контрольные, а грядущие выходные

Например, как вы их проведете независимо от того, какие оценки будут в дневнике

Ребенку важно понимать, что его любят не за отметки, а просто так

Не забывайте, что у вашего ученика есть и другие социальные роли. Озвучивайте все его успехи помимо школы: как замечательно получается заправлять постель, играть с младшей сестренкой или строить башни из конструктора.

Когда ребенок должен делать домашнее задание?

  • Не сразу после возвращения из школы ребенок может устать, дать ему отдохнуть около получаса. Однако, это не должно быть время, потраченное на просмотр телевизора, а скорее лежание, тихая игра, чтение или просто «бездействие».
  • Не сразу после обеда или другого сытного приема пищи, потому что тогда организм нацелен на пищеварение.
  • Не поздно вечером, потому что после 8 вечера, когда целый день позади, никто не думает хорошо.
  • Выбор правильного времени суток очень важен.Если это всегда одно и то же время, ребенку будет намного легче, особенно если он знает, что апелляции нет. Он не может думать о том, когда он должен идти в школу. Это должно быть согласовано заранее. Тем не менее, это может быть разное время в каждой семье, потому что это зависит от многих факторов (возвращение из школы и работы, время начала занятий, другие виды деятельности).

С нами, после многих подходов, в тот момент, когда мой сын возвращается из школы, обедает, я уже дома.

Перспектива выхода во двор мотивирует его быстро работать. Когда он сел на урок позже, после веселья на свежем воздухе — результаты работы были хуже, а время, потраченное на задания, тянулось вечно. Как только мы определились, когда приступить к работе, возникает другая проблема …

Причины нежелания или неспособности детей вовремя делать дома уроки

Боязнь ошибиться и потерпеть неудачу. Если ребёнка отругал учитель и поставил ему двойку и написал замечание в дневник в школе за неправильно или плохо выполненное задание, а родители дома его за это отругали и наказали, то младшеклассник предпочтёт урокам всё что угодно.

Избалованность и вседозволенность. Когда младшеклассники воспитываются в попустительском или чересчур демократическом стиле, то они нередко становятся хитрецами, чтобы добиться разрешения не делать домашнюю работу по нелюбимому или трудному школьному предмету.

Непонимание школьником предметов. Если ученик не понимает школьные предметы, то это тоже может стать причиной отлынивания от уроков дома. Устранить пробелы в знаниях можно либо самостоятельно с помощью взрослых, либо дополнительными занятиями с репетиторами и учителем в школе, либо кружками, секциями, курсами и факультативами по интересам.

Подводя итог.

Не спешите обвинять младшеклассников в медлительности и лени. Причины нежелания или неспособности детей вовремя делать уроки могут заключаться и в усталости после школы, и в отсутствии возможности сосредоточиться на домашнем задании, а также в отсутствии навыка тайм-менеджмента у ученика

Помогите ребёнку в школьной адаптации и учите его каждые полчаса переключать внимание и менять вид деятельности

Видоизмените подход и обеспечьте связь.

«Моему старшему сыну поручили делать диораму, а у него не очень развита мелкая моторика, поэтому ему было трудно справиться с этой работой», — делится Рик Вормели. Это задание было больше связано с закреплением мелких игрушек на коробке из-под обуви, чем с наукой, поэтому он попросил в школе скорректировать задание.

Расширяйте вместе с ребенком жизненный опыт, путешествуйте, занимайтесь спортом, просматривайте популярные медиа и будьте в курсе текущих событий.  Родители также могут использовать современные технологии по максимуму. Ребёнок может учиться вместе с друзьями онлайн или использовать различные приложения для создания карточек для лучшего запоминания материала. Можно научить его разбивать объемные темы на небольшие упражнения или обсуждать вместе идеи для сочинений.

Но не делайте работу за ребёнка. Как говорит Рик: «Какую лучшую помощь мы можем предоставить нашему ребёнку — обучить его чему-либо, чтобы он запомнил это на долго, или дать ему ложное чувство осведомленности?».

Установите режим и пресекайте плохие привычки

“Идеальное занятие занимает пять минут пять в день, но важно старательно выполнять его ежедневно”, — говорит Доусон. “Своего сына я обычно спрашиваю: “Тебе задали десять заданий по алгебре

Как ты думаешь сколько времени тебе понадобится?”

Задайте наилучший ритм работе с продуманным расписанием и перерывами на отдых.  Предоставьте ребёнку подходящие именно ему условия для занятий.

К примеру, у одного ребёнка есть потребность заниматься рядом с родителем на кухне, а другому лучше всего работается в своей комнате. Кому-то необходимо чистое, без посторонних предметов место для занятий, содержащее всё необходимое. А кто-то уютно чувствует себя в творческом беспорядке. Одни дети следуют расписанию, другим нужен список дел.

Пресекайте плохие привычки, вмешивайтесь, когда ребёнок начинает разговаривать во время занятий на посторонние темы или не ложится вовремя спать, потому что решил поиграть или слишком поздно приступил к домашней работе и доделывает её до полуночи.

Выберите объект для подражания и воспитывайте стойкость характера.

Попросите ребёнка назвать личность, которая его восхищает, будь то профессиональный спортсмен или любимый писатель. И когда ребёнок падает духом, спросите, что бы на его месте сделал его кумир. Просмотр фильмов также помогает увидеть картину в целом. Например, «Головоломка» может помочь детям оценить пользу негативных эмоций. «Когда Вы грустите, Вы, скорее всего, попросите о помощи и таким образом сможете связаться с другими людьми», — говорит Йованович. Она призывает родителей бросать вызов детям, когда они говорят, что они глупые или бесполезные. «В такие моменты я говорю: «Убеди меня, что ты не можешь это сделать. Покажи мне, где ты потерпел неудачу». Затем она спрашивает ребенка, что было бы иначе, если бы они сказали себе, что могут это сделать. Чтобы повысить выносливость, похвалите усилия и подчеркните, что ребенок просто еще не овладел навыком.

Как же не трепать нервы себе и ребенку в вопросе домашних заданий

  1. Отвлекитесь. Дайте передохнуть себе и ребенку от школьного дня, ведь он такой же человек и тоже устал. Сходите на прогулку, займитесь любимым увлечением малыша. А уж после небольшой передышки можно приступать к занятиям.
  2. Распределяйте время правильно. С самого первого учебного дня, составьте ежедневный график распределения времени. Так постепенно ребенок привыкнет делать задания в отведенное время и оставшиеся до сна часы проводить, как ему захочется, без напрягов для себя и родителей.

Объясните малышу причинно-следственную связь, дабы каждую минуту отведенного времени, он потратил с пользой. Разделите выполнение заданий на несколько частей, после выполнения которых нужно сделать перерыв.

  1. Уберите все отвлекающие предметы. Ваша задача состоит в том, чтобы ребенка ничто и никто не отвлекал, будь то внезапный звонок телефона, телевизор или шумные родственники. Попросите ребенка достать только нужные в данный момент материалы. На столе не должно быть ничего лишнего.
  2. Разделите по уровню сложности. Все задания делятся на простое прочтение материала, заучивание наизусть, решение примеров и задач и творческие задания. Начинать необходимо с наиболее сложных, так как в начале занятий ребенок больше всего сконцентрирован и усидчив. А напоследок можно оставить уроки творческого плана.

Для начала пусть малыш сам делает то, что умеет без помощи, а уже потом можете потихоньку помогать ему.

  1. Необходима поддержка. Во время выполнения домашнего задания всегда находитесь недалеко от ребенка, возможно, ему понадобится узнать ответ на какой-нибудь важный вопрос по заданию. Позвольте малышу делать уроки самому, насколько бы силен не был соблазн закончить все побыстрее.

Учит регулярности

Когда я смотрю на своего ребенка, у меня складывается впечатление, что ему легче добираться до домашнего задания, если он знает, что ему что-то задают каждый день. Когда однажды ему нечего делать дома, на следующий день ему очень трудно учиться, он пытается это отложить. Если в вашем случае это так, то стоит взять дополнительный задания для практики и договориться с ребенком, что если нечего делать, то домашнее задание состоит в том, чтобы сделать (например) одну страницу из дополнительных задач.

Эти упражнения лучше всего выбирать с точки зрения того, что трудно для ребенка. Это может быть книга того же класса, изданная другим издательством (особенно это стоит рекомендовать, когда речь заходит о математике — авторы учебников представляют одно и то же содержание по-разному, и это учит ребенка, что существуют разные способы решения одной и той же проблемы) или дополнительные упражнения из той же серии публикаций (многие издатели предлагают набор математических заданий, упражнений по «чтению» и т. д.).

Средняя и старшая школа

В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:

Слишком высокая нагрузка, с которой кроха не справляется. В современных школьных учреждениях на дом задают достаточно большой объем, в результате чего еще дополнительные внеклассные занятия ведут к перегрузкам

Конечно, внеклассные занятия, наподобие уроков рисования или курсов иностранного языка, необходимы для более полноценного развития малыша, но очень важно, чтобы они были не из-под палки и не носили характер повинности. Ребенок должен получать от занятий удовольствие и отдыхать на них от школьной нагрузки

Кроме того, желательно не ставить временные границы выполнения уроков. Следует просто учить ребенка ставить перед собой реальные цели, которые он может достичь.
Привлечение внимания. Постоянные упреки, ссоры и скандалы будут только поощрять плохое поведение
Особенно это касается тех случаев, когда малышу достается внимание только в результате непослушания или провинности. Похвала – первый шаг к тому, чтобы ребенок смог научиться все делать самостоятельно.
Знание того, что уроки сделают за него
Часто ребенок просто не спешит делать уроки сам, так как понимает, что кто-то из родителей, в конце концов, сядет с ним рядом и поможет. Со стороны родителей помощь должна заключаться в том, чтобы направить ход мыслей крохи в нужную сторону и просто объяснить задание, а не решать его.

Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания

Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.

Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить

Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.

Как поддержать ребенка

Выполнение домашних заданий может быть одним из самых сложных моментов для ребенка, поэтому важно уметь поддержать его в этом процессе. Вот несколько способов, которые помогут вам поддержать своего ребенка при выполнении домашних заданий и избежать стресса:

1.

Создайте комфортную обстановку

Обеспечьте ребенку удобное рабочее место со всем необходимым: стол, стул, ручки, книги и т.д. Отсутствие необходимых предметов может привести к отвлечению ребенка и затруднить выполнение задания.

2.

Будьте терпеливы

Помните, что домашнее задание может вызывать недоумение и затруднения у ребенка. Поддерживайте его, помогая разобраться в задаче и объяснив материал, если это необходимо.

3.

Поощряйте их старания

Похвала и поддержка сделают процесс выполнения домашнего задания более приятным для ребенка. Оценивайте их усилия и успехи, чтобы мотивировать их на дальнейшую работу.

4.

Установите режим работы

Создайте расписание выполнения домашних заданий, чтобы ребенок мог заранее запланировать время для учебы и отдыха. Это поможет избежать стресса и усталости.

5.

Помогите решать проблемы

Если ребенок столкнулся с трудностями в выполнении задания, помогите ему разобраться в них и найти решение. Не критикуйте и не показывайте разочарование, а помогите ребенку преодолеть препятствия.

Как стресс влияет на когнитивные способности и поведение

Стресс воздействует на несколько ключевых составляющих, которые важны в обучении. Это память, усвоение информации, концентрация и социально-эмоциональное поведение.

Краткосрочный физиологический стресс (повышение уровня гормона стресса кортизола, учащение сердцебиения), который возникает в какой-то момент и быстро проходит, может влиять по-разному.

Например, представим, что учащийся переживает краткосрочный стресс на уроке — именно в процессе обучения. Как учёные из Амстердамского университета, это поможет его мозгу эффективнее перенести информацию из оперативной памяти в долговременную. То есть в результате он лучше, чем контрольная группа, запомнит то, что изучал в стрессовый момент.

Однако, если человек испытал стресс до того, как приступил к учёбе, запомнить изученное ему будет гораздо сложнее. Его мозгу просто не хватит ресурсов, чтобы перенести информацию из оперативной памяти в долговременную.

Со стрессом, который продолжается длительное время (его принято называть хроническим), ситуация гораздо сложнее. Он однозначно вреден для организма, а с точки зрения обучения, как доказали исследователи из Гамбурга, воздействует в первую очередь на концентрацию внимания.


Фото: Zamrznuti tonovi / Shutterstock

Так, если учащийся не испытывает влияния длительного стресса, его оперативная память вполне способна фильтровать отвлекающие факторы. В итоге он может, например, вдумчиво прочесть главу из учебника и запомнить главные тезисы.

У человека в состоянии хронического стресса оперативная память уменьшается. Ей не хватит «мощности», чтобы отсеять отвлекающие факторы, поэтому он вряд ли сможет сфокусироваться на занятии. Более того, способность переносить новую информацию в долговременную память (то есть запоминать) тоже ухудшается. Как и способность вспоминать изученное — «доставать» из долговременной памяти.

Чем дольше это продолжается, тем больше страдает способность учиться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий