Как быть, если ребёнок ведёт себя агрессивно?

Лечение агрессивного поведения у подростка

Лечение агрессии проводится психотерапевтом или психологом. Для этого используются различные методы корректировки поведения. Но сначала требуется провести тщательное медицинское обследование, чтобы исключить наследственные, гормональные заболевания подростка. Нежелательное поведение корректируется совместно ребенком, родителями, учителями. Исходя из причины агрессивности, подбирается соответствующий метод лечения:

  • Когда она имеет психологические корни, с подростком проводятся профилактические беседы, тесты, игры (групповые, индивидуальные). Часто используется музыка, рисование, общение с живым миром. Здесь могут быть задействованы школьные психологи, сотрудники специализированных медучреждений.
  • Если причина агрессивного поведения вызвана биологическими факторами, инфекционными патологиями, нарушением гормонального фона, то применяется медикаментозная терапия. Она нередко проводится в условиях стационара под наблюдением специалистов.

Портрет агрессивного ребенка

Для начала стоит прояснить, что агрессия и агрессивность далеко не одно и то же. Агрессия – это разовый поступок, который идет вразрез с общепринятыми морально-этическими нормами, а его результатом является психологический или физический вред. Агрессивность – это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным. Кроме того, стоит отличать агрессию и гнев у ребенка. Негативные эмоции и несогласие могут и должны находить иной выход и не должны выливаться в причинение вреда окружающим людям.

На самом деле детская агрессивность имеет вполне определенные критерии. Таковым является ребенок, который часто:

  • не может контролировать себя;
  • конфликтует со взрослыми, ругается или спорит;
  • завидует и мстит;
  • намеренно раздражает окружающих, выводит их из себя, обижает;
  • отказывается следовать правилам;
  • винит в своих ошибках других;
  • злится и отказывается делать что-либо;
  • избыточно чувствителен к словам и действиям как взрослых, так и детей.

При этом говорить об агрессивности как о патологическом поведении можно, если хотя бы 4 вышеперечисленных признака проявляются в течение полугода

В таком случае важно не медлить, а помочь малышу с адаптацией в социуме. Для этого нужно установить причины агрессии, понять, что на самом деле за ней стоит

Как снизить агрессию у детей и подростков с помощью психологии

К сожалению, иногда все усилия родителей не приносят результата. Например, потому что они не до конца понимают причины конфликтного поведения, или агрессия уже стала привычным поведением для школьника и обычные игры не помогают, или просто не хватает времени и навыков. И это нормально — родители не всесильны.

Научим договариваться и достигать компромисса

Записаться на консультацию

Курс изменения поведения 7Spsy призван помочь подростку справиться с агрессией. Занятия по курсу снизят  агрессивность у вашего ребёнка, сформируют привычку спокойно реагировать на конфликтные ситуации и научат выражать агрессию экологичным способом. Навыки ребёнок осваивает самостоятельно, вы только помогаете разобраться с материалами и контролируете частоту занятий. Наши специалисты всегда будут готовы поддержать вас и ребенка — по телефону, в онлайн-чате или через электронную почту. В результате через 2-6 недель вы заметите, что ваш школьник стал более спокойным и сдержанным, с бóльшим желанием идёт на контакт и договаривается с семьёй и одноклассниками.

Какой бы способ решения проблемы вы ни выбрали — не забывайте о том, что дети копируют вас. Вы всегда были и будете оставаться ещё долгое время лучшим примером для своих детей.

  1. Использованы материалы книги Леонарда Берковица, «Агрессия: причины, последствия и контроль».
  2. Использованы материалы книги Ольги Хухлаевой, «Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки».

Диагностика

Для решения проблемы необходимо обратиться в медицинский центр к психиатру или психологу. На консультации врач исследует состояние с помощью беседы, наблюдения, анкетирования, проведения опроса и тестов. Врачом выслушиваются жалобы, собирается анамнез, изучаются характеристики из детского сада, школы.

Анкеты, наблюдение. Родители, педагоги отвечают на вопросы о особенностях поведения ребенка. Анализ проводится по схеме с рядом критериев. По результатам устанавливается форма агрессии, выраженность и причины.

Личностные опросники. Применяются опросники Леонгарда-Шмишека, Личко для выявления агрессии, способах компенсации у подростков.

Рисуночные тесты. «Несуществующее животное», «Кактус», «Человек». Особенности рисунков помогают определить уровень симптомов, неосознаваемые эмоции. Интерпретационные тесты. Hand-тест, фрустрационные реакции Розенцвейга применяются для выявления неосознаваемых, скрываемых переживаний ребенка.

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.3. Контроль над собственными негативными эмоциями.4. Снижение напряжения ситуации.5. Обсуждение проступка.6. Сохранение положительной репутации ребенка.7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.нерефлексивное слушаниеТипы агрессии у детей и способы построения отношений. 1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу “кумира” или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, “нападения”. Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, – “отрабатывать” за свое агрессивное поведение (“А теперь иди извинись”, – “погладь по голове”, – “пожми руку”, – “предложи игрушку обиженному тобой ребенку” и т.п.)

Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, – “отрабатывать” за свое агрессивное поведение (“А теперь иди извинись”, – “погладь по голове”, – “пожми руку”, – “предложи игрушку обиженному тобой ребенку” и т.п.).

«Кастрюлька со злостью»

Отличный способ «переварить» детскую злость и агрессию — терапевтические рассказы. Ирина Млодик предлагает рассказать ребенку, что у каждого есть кастрюлька, куда он складывает все непрожитые чувства: обиды, злость, раздражение. День за днем кастрюлька заполняется и заполняется, пока не достигнет предела. В один прекрасный день, от одной единственной капли, кастрюлька переливается. И на того, кому не посчастливилось добавить эту самую последнюю каплю, обрушивают все обиды, раздражения, вся злость, которая адресована вовсе не ему. Но еще хуже, когда кастрюлька закрыта очень плотно: тогда ее содержимое начинает поглощать ее саму.

Разыграйте перед ребенком спектакль с кастрюлькой и комочками бумаги, чтобы он увидел все наглядно и почувствовал.

«„Пора браться за очистку кастрюли!“ — говорю я ребятам. И мы начинаем со страшными воплями кидать в стенку какой-нибудь матерчатый мячик или мягкую игрушку, вспоминая всех тех, кто нас обидел, или колотим кулаками по мягкой подушке. Чем тише и послушнее ребенок, тем с большим чувством и силой он это делает, при условии, что его удается уговорить на это мероприятие. Особенно воспитанные соглашаются не сразу, но потом останавливаются, только совершенно обессилев».

Так Ирина Млодик работает с маленькими посетителями. И нам есть чему поучиться.

Самое главное, дорогие родители, не забывайте, что ребенок берет с вас пример. Учитесь понимать и контролировать свои чувства, и тогда, возможно, даже не придется учить этой науке ребенка. Он сам все поймет, просто следуя вашему примеру.

Удачи вам! Злитесь на здоровье, но с пользой для себя и окружающих.

Как снизить агрессию у ребёнка, игры и упражнения

С помощью игр и различных упражнений школьник может избавиться от накопившихся негативных эмоций и уменьшить уровень агрессивности. Основная рекомендация родителям агрессивного ребенка — старайтесь играть вместе с ним.

  1. «Вырази чувства»

Игра направлена на лучшее знакомство со своими эмоциями. Для детей от 6 лет.

Ведущий задумывает какое-то чувство и пытается выразить его только жестами, словами или с помощью выражения глаз. Другой участник должен угадать, что задумал ведущий.

2. «Три подвига Андрея»

Помогает школьникам использовать агрессивные действия в социально приемлемом виде. Для детей от 6 лет.

Ведущий (взрослый) рассказывает историю про мальчика Андрея, который дрался с другими детьми. Однажды Андрей обидел злого волшебника, и тот превратил его в дракона. Чтобы расколдоваться, Андрею нужно выполнить 3 подвига, связанных с проявленным видом агрессии. Например, вступить в бой с Кащеем и защитить от него Бабу Ягу. Ребёнок может изображать каждого из героев его сказки.

3. «Почему злится динозавр/чего боится динозавр»

Помогает школьнику осознать и проговорить свою злость или страхи. Для детей от 9 лет.

Взрослый рассказывает о своих страхах и злости, а затем предлагает ребёнку представить себя динозавром и рассказать, чего он боится и почему злится.

4. «Дровосек»

Помогает ребёнку снять физическое напряжение. Для детей от 8 лет.

Взрослый предлагает ребёнку представить, что тот рубит дрова, взмахивая руками, как будто держит топор. С каждым «ударом» нужно издавать какой-то звук, а в конце нужно посчитать, сколько брёвен разрубил дровосек, сколько поленьев получил. Количество брёвен ребёнок может запланировать заранее, например, «я хочу разрубить 8 поленьев».

Чаще всего с удовольствием играют дети младшего и среднего школьного возраста, а подростки могут отказаться от «детских развлечений», поэтому им можно предложить совместные занятия спортом или настольные игры вроде «Свинтуса» или «Крокодила». И конечно, коррекция агрессивного поведения подростков — непростой процесс, одними играми тут не обойтись.

Общие сведения

Агрессивное поведение с раздражением, гневом, злостью встречается у детей разных возрастов. Таким образом дети оценивают свою значимость и полезность. Частое достижение желаемого после демонстрации агрессии закрепляется в поведении, становясь чертой характера. Мальчики проявляют агрессию открыто. У девочек она проявляется неявно. Агрессивное поведение у детей формируется воспитанием в семье из-за попустительской позиции родителей с равнодушным отношением или из-за жестокого отношения с запретами и наказаниями. Чаще всего агрессивные дети чувствуют себя жертвами, обиженными, отвергнутыми. С самого раннего детства ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Он воспринимает себя центром мироздания и искренне не понимает, почему не могут удовлетворяться все его желания и потребности. Задача родителей – мягко объяснить, показать, что иногда нужно соблюдать определенные правила.

Важно отличать агрессию от агрессивности. Если единичный случай агрессии у ребенка может быть просто прямой и естественной реакцией на происходящее, то систематически проявляющееся агрессивное поведение всегда имеет более глубокую причину

Симптомы

До года. Младенцам не нравится промывание носа, подстригание ногтей, когда их движения ограничивают пеленками. Поэтому они начинают толкаться разбрасывать игрушки, вещи. Когда малыш кусается, то обычно это означает нехватку внимания со стороны матери.

1-2 года. Агрессия возникает из-за частых запретов, особенно непоследовательных, когда сегодня что-то можно, а на следующий день нельзя.

2-3 года. Ребенок эгоцентричен, поэтому проявления жестокости связаны с желанием обладать игрушкой, злость могут вызывать запреты родителей.

3-4 года. Из-за строгих правил, несправедливого наказания ребенок гнев на родителей переносит на предметы или других детей.

4-5 лет и старше

Важно объяснять роль добра, сопереживания, милосердия. Агрессия проявляется изощренно, через оскорбления, спланированную месть, отказ от общения

дети дошкольного возраста еще не совсем хорошо могут оценить последствия агрессии дети всегда копируют поведение родителей.

Младшие школьники могут подавлять агрессию или использовать как защиту интересов и отстаивания точки зрения. Из-за гендерных особенностей мальчики открыто проявляют агрессию – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки действуют с применением косвенных и вербальных методов – насмешек, сплетен, игнорирования, молчания, присвоения прозвищ. Как правило такие признаки появляются из-за заниженной самооценки, во время депрессии.

Появление агрессивности у подростков связано с гормональной перестройкой, эмоциональной лабильностью, усложнением социальных контактов, потребностью доказать значимость, силу, востребованность. Агрессия в подростковом возрасте может подавляться, заменяться продуктивной деятельностью, или принимать крайние формы в виде увечий, попыток суицида.

Почему появляется агрессия у ребенка?

Сами причины проявления агрессии у ребенка могут быть разнообразны. Конечно, болезни головного мозга или же конкретные заболевания тоже могут стать причиной проявления агрессии у ребенка. Но все же ключевым фактором является семья и воспитание ребенка.

Проведенные исследования показали и доказали, что те дети, которых резко отлучали от грудного вскармливания, или же дети, у которых была ограниченная связь и общение с матерью, становятся подозрительными, жестокими, агрессивными, тревожными и эгоистичными людьми. В тех случаях, когда мама всегда была рядом и дарила малышу свою любовь и заботу, такие качества могут так и никогда не проявляться у человека.

Еще одной важной причиной являются наказания, которые применяют родители в ответ на агрессивное поведение ребенка. Тут возможны два вида реакции у родителей: большая строгость к ребенку или же излишнее снисхождение

Доказанным фактом является то, что агрессивные дети могут вырастать в семьях, где родители слишком жестокие и строгие и в тех семьях, где родители мягкие и уступчивые.
Но, проведя ряд исследований, ученые обнаружили, что в тех случаях, когда родители слишком резко подавляют агрессивное поведение своих детей, то у них агрессия не только не исчезает, но и становится больше. В этих случаях ребенок будет проявлять агрессию и во взрослой жизни.

Однако это не значит, что если ребенок будет проявлять агрессивное поведение, а родители не будут делать ничего, чтобы вразумлять ребенка, то ребенок »исправится». Ведь в этом случае, ребенок будет думать, что такое поведение нормально и постепенно он будет направлять свою агрессию на окружающих людей.

Звучит как парадокс, но все же родители должны найти ту самую золотую серединку, чтобы правильно воздействовать на ребенка и контролировать агрессию своего ребенка.

Да и важно иметь в виду тот факт, что в большинстве случаев проявленная агрессия у ребенка является копированием такого поведения своих родителей. Так что, если ваш ребенок видит у вас вспышки агрессии, несдержанность, то даже и не пытайтесь исправлять его

Прежде всего исправьтесь сами.

Важно знать всем

Ребенок нуждается в похвале со стороны взрослых, прежде всего со стороны родителей. А это значит, что нужно хвалить своего малыша, когда видите что он трудится и пытается вести себя правильно. Такие выражения как: »Я очень горжусь, что ты поделился с товарищем игрушками, вместо того, чтобы снова драться с ним», »Мне очень приятно было видеть как ты себя вел», или же »То, как ты поступил сегодня, было очень хорошо» и тому подобное могут творить чудеса. Помните, когда ребенок видит удовлетворение, то он намного лучше воспринимает похвалу.

А когда будете говорить с ребенком о его поведении, то делайте это отдельно, без каких-либо свидетелей. Не употребляйте во время разговора эмоциональные слова, такие как »стыдно», »позор» и тому подобное.

И естественно, долгом каждого родителя является устранение таких ситуации, в которых может проявляться агрессия у ребенка. К примеру, если вы видите, что ваш ребенок после посещения детского садика стал агрессивным, то нужно разобраться в чем проблема и что привело к такому поведению. Ведь вполне вероятно, что с ним там плохо обращаются или обижают.

На сегодняшний день в борьбе с агрессивным поведением ребенка отлично работает сказкотерапия. Если вы видите у вашего ребенка проявление агрессии, то можете вместе с ним сочинять сказку, где главным героем будет малыш. И, как все герои, он в сказке должен вести себя правильно, чтобы заслужить похвалу окружающих и завоевывать титул героя. Конечно, проводить сказкотерапию лучше всего когда ваш ребенок находится в спокойном состоянии.

К тому же нельзя забывать, что ребенок должен иметь возможность осуществить эмоциональную разрядку, так что запишите его на какой-нибудь активный спорт, пусть он играет в активные игры и тому подобное, тут вариантов много.

Также важно, чтобы у ребенка формировались такие чувства и качества как сочувствие, сопереживание, доверие. А все это прививается в них в детстве, при помощи и участии родителей и воспитателей, учителей

Ведь как бы важна не была роль родителей, все же нельзя недооценивать и роль педагогов в воспитании детей.

Причины детской агрессии

Агрессивность не является природной чертой характера. Ребенок изначально настроен к миру положительно. Не зря первое эмоциональное проявление – это улыбка. Предпосылки к агрессии создает среда, в которой он воспитывается и растет.

  • Пример первый. Малышу запрещают играться в песке, поднимать камушки, быстро бегать, рвать листья. Его постоянно одергивают и ругают. Сломал игрушку – значит, ты плохой, негодник. Он чувствует давление и несправедливость, думает, что его отвергают. Более того, под запретом оказываются вполне естественные эмоции гнева и обиды. Ребенок бунтует – проявляет агрессию к взрослым, срывается на детях.
  • Пример второй. В семье потакают капризам ребенка, он не знает слова «нет». Но рано или поздно ему приходиться столкнуться с ситуацией неудовлетворенности. Воспитатель в саду запретил бегать за обедом, или сверстник не поделился игрушкой, или что-либо еще. В любом из случаев малыш негодует – он так не привык.

Таким образом, агрессивность есть не что иное, как недостаток самоконтроля, неумение выразить гнев мирным способом. Нужно учитывать, что ребенок учится на примере. Видя насилие в семье, он усваивает урок: «Если я с чем-то не согласен, я могу ударить или наказать другого». «Если я зол и ругаюсь, меня боятся». Другой пример подают фильмы, сказки. Практически все современные герои проявляют силу, с кем-то борются, побеждают. Время диктует: если хочешь быть лидером, побеждай. Иными словами, найди антигероя и побей его.

Что стоит за агрессивным поведением?

В результате опросов школьников психологи выявили, что агрессивные дети не считают себя таковыми. Скорее наоборот, они чувствуют себя жертвами, обиженными, отвергнутыми. Агрессивное поведение формируется, сродни страху, от недоверия к окружающему миру.

Что же на самом деле движет ребенком, когда он проявляет насилие по отношению к другим?

Желание стать лидером, завоевать симпатии.
Низкая самооценка, стремление скрыть ее, защита.
Нехватка внимания со стороны родителей, агрессия как способ обратить на себя внимание.
Подражание сверстникам, нежелание быть белой вороной.

Агрессивный ребенок не видит иного выхода, кроме как напасть, чтобы получить то или иное благо или реакцию со стороны других людей. И чем больше подкреплено подобное поведение положительными результатами, тем сложнее его изменить.

Методики борьбы с агрессией у детей

Первый шаг к победе над агрессией – это умение выразить свои эмоции словами.

В этом сложном деле не обойтись без помощи взрослых.

Видя, что малыш выходит из себя, следует спокойно и доброжелательно объяснить ему причины его гнева, показать своё сочувствие и участие.

Например: «Ты злишься, потому что не успел закончить свой рисунок. Но ты можешь доделать его дома, а завтра покажешь нам результат». Со временем дети учатся и сами озвучивать свои переживания.

Для словесного выражения проблемы существует методика «Камушек в ботинке». Учитель или родитель должен провести параллель и объяснить правила: «Попадал ли когда-нибудь вам в ботинок камушек? Помните это неприятное чувство, когда он сначала почти незаметен, а потом начинает всё больше натирать и царапать ногу. И если его сразу не вытряхнуть, то можно даже натереть мозоль. А когда вы снимете ботинок, вы удивитесь, какой он маленький и незаметный, этот злополучный камушек. Так и наши переживания.

Даже самая маленькая и незаметная обида будет нас злить и причинять боль, пока мы о ней не расскажем». Детям предлагается сравнивать все свои неприятности с камушком. И чтобы рассказать о них, использовать стандартную фразу: «У меня камушек в ботинке». Далее излагать, что же именно является этим камушком: толкнул одноклассник, расплелась косичка, не успел выйти к доске, и т. д. В такой игровой форме гораздо проще говорить о своих проблемах.

Учить ребёнка выражать агрессию мирными способами. Существует много методик управления гневом:

  1. «Подушка для битья», или «мешочек для крика», которые приходят на помощь рассерженному малышу.
  2. Отличным помощником может стать и юмор. Детям обязательно понравится игра «Обзывалки». Суть игры заключается в том, чтобы придумывать друг другу смешные безобидные обзывательства. Можно использовать слова на одну тему: овощи, фрукты, предметы одежды, посуда и другие. И возможно, в конфликтной ситуации детям захочется так же пошутить вместо того, чтобы оскорблять оппонента.

Детская агрессия приносит много переживаний и самому ребёнку, и его близким. И справиться с ней в одиночку невозможно. Но если рядом с ребенком будут любящие, внимательные близкие люди, он сможет преодолеть любые трудности.

Что делать?

Следует помнить, что дети не обладают каким самоконтролем, как взрослые. В ряде случаев их просто необходимо выслушать, поддержать и помочь. С детьми младшего возраста рекомендуется применять методы сказка терапии, где персонаж учится решать разные конфликтные ситуации без потерь и драк, путем мирных переговоров, поиском компромиссов.

Можно использовать и ролевые игры с ребенком, создать игровую ситуацию, где есть противостояние, и игрушки улаживают сложившийся спор или конфликт без истерик.

Ребенку сложно понять, что он ведет себя агрессивно, если в семье ему не дают понятий о хорошем и плохом поведении. Личный пример – еще один из важных моментов в решении проблемы. В семье, где родители употребляют бранные слова, применяют физическую агрессию, дети получают четкие образцы агрессивного поведения.

Для ребенка очень важна эмоциональная безопасность. Поступки и чувства для ребенка до 6 лет неразделимы, и агрессивный метод воздействия на других – один из способов почувствовать себя в безопасности. Если родители не возьмут это под контроль, ребенку зачастую сложно понять, где нужно остановиться, и к каким последствиям это может привести

Важно в беседе с ребенком рассказывать о возможных последствиях

Почему мы не умеем грамотно злиться

Нас этому не учили. А наших родителей не учили их родители. Что делают взрослые, когда проявляется злость у ребенка, когда он начинает топотать ножками, кричать и плакать? Как правило, стараются скорее его успокоить, заткнуть, переключить… Что угодно, только бы не столкнуться с этим страшным чувством. Ведь если ребенок его проявит, даст право на существование, придется что-то с ним делать, как-то справляться. Нет уж! Лучше подавить, зажать, спрятать.

Чаще всего дети слышат: «Прекрати немедленно!». И ребенок прекращает. Замирает. Затихает. Ура! Цель родителя достигнута, ребенок спокоен. Но что с ним происходит в это время? Куда делся этот страшный зверь, который только что был готов растерзать не только малыша, но и все вокруг? Он замер… Спрятался внутри маленького тела. Замолчал, но продолжает пожирать ребенка изнутри. Все бы ничего, только ребенок стал часто болеть. У него появился хронический кашель, бронхит, а может и вовсе астма. Невыраженные эмоции очень любят показаться на поверхности кожи. А мама уже несколько месяцев таскает ребенка по поликлиникам и безуспешно пытается узнать причину непонятной сыпи. Да, это так. Если эмоция не находит выход, если психика не справляется, подключается тело. Психосоматика называется.

Второй излюбленный вариант взрослых отгородиться от чувств ребенка — прогнать его. Вместе с его злостью. «Иди в свою комнату и успокойся», — слышит ребенок. И он уходит. От родителей, от чувств, от себя самого… Самые близкие люди его не поняли, не приняли. А значит он плохой, с ним что-то не так. Никто не может с ним справиться. И ничто ему не может помочь.

Такой ребенок будет «уходить» из любой ситуации, стараться быть максимально удобным, правильным, будет угождать всем даже во вред себе. Только бы не столкнуться с этим ужасным чувством, которое не выносила даже мама. Он никогда не сможет сказать «нет», отстоять позиции, выразить мнение, настоять на своем.

Что делать: советы психологов

Энергия у этих семилетних людей бьёт ключом и чтобы не превратиться в разрушительную силу, она должна найти мирный выход.

У гиперактивных детишек нужно:

тренировать внимание;
соблюдать чёткий график учебных занятий;
обеспечивать двигательную активность;
хвалить за хорошие поступки, стараясь не обращать внимания на вызывающие.

Родители и педагоги должны проявлять любовь к детям в любой ситуации, критиковать не самого ребёнка, а его поступки. Малыш должен знать и чувствовать, что его любят. Это даёт ему чувство уверенности и защищённости. Для левшей нужно правильно организовать пространство. В классе они должны сидеть у окна, слева за партой. Не следует требовать от них безотрывного письма.

К счастью, существует великое множество способов борьбы с этой проблемой. Ведь к каждому маленькому агрессору нужен особый, индивидуальный подход:

  • Удовлетворять потребность в движении. Вместе с малышом выбрать интересную для него спортивную секцию и регулярно её посещать. Почаще выезжать на природу всей семьёй, обращаться к малышу за помощью по хозяйству.
  • Быть для детей положительным примером. Вести себя сдержанно и доброжелательно в любой ситуации. И дома, и в обществе.
  • Обнимать детей. Объятия являются отличным способом погасить негативные эмоции. В приступе ярости малыш не может ни контролировать свои эмоции, ни слушать уговоры и замечания взрослых. А в объятиях близкого человека он постепенно успокоится.
  • Воспитывать самостоятельность, но показывать готовность помочь в случае необходимости. Самостоятельный ребёнок более уверен в себе и устойчив к стрессам. В то же время он должен знать, что мама и папа всегда рядом и обязательно помогут, если будет нужно.
  • Уважать личное пространство маленького человека. Чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно и делился с родителями своими переживаниями, он должен им доверять. Поэтому нужно уважать его личное пространство, хранить его тайны, не подслушивать разговоры, не читать «секретных» писем и блокнотов, которые так любят заводить младшие школьники.
  • Поддерживать привычный уклад жизни вашего чада, сохранять стабильность во всём. Дети довольно болезненно реагируют на изменение привычного режима, поэтому об этих метаморфозах нужно заранее предупреждать и готовиться к ним.
  • Объяснять, насколько невыгодно такое поведение для самого ребёнка. В спокойной обстановке нужно обсудить недостойное поведение и его последствия. Например: «Вот сейчас ты силой отобрал у девочки мяч, и теперь дети подумают, что ты невоспитанный».

От родителей при это требуется чётко соблюдать установленные границы поведения. Ребёнку необходимы рамки. В атмосфере вседозволенности он становится нервным, тревожным.

Поэтому важно чётко обозначить, что делать можно, а что – нельзя. Эти правила должны быть стабильными и не меняться в зависимости от ситуации

Какой он, агрессивный ребенок?

Для того, чтобы понять и помочь агрессивному ребенку, необходимо суметь распознать его среди других. Ведь у агрессивного ребенка есть отличительные черты, о которых должен знать как родители, так и специалисты, работающие с детьми.

В настоящее время, наверно, нет ни одного коллектива (класса, группы в садике) в котором бы не было агрессивного ребенка. Это ребенок, который спровоцирует все конфликты, он может нападать на других детей, чтобы брать их игрушки, может обзывать других, драться с ними и тому подобное.

Конечно, с таким ребенком не просто, ведь он причиняет много огорчения как родителям, так и воспитателям и учителям

Но все же важно понять и принять один факт: ребенок, который постоянно показывает агрессивное поведение, больше других нуждается в помощи, понимании, в ласке и любви взрослого

Очень важно, чтобы взрослые понимали, что такое поведение – это крик о помощи. Таким способом ребенок проявляет свой внутренний дискомфорт

И, так как он просто не может адекватно реагировать на все это, то он прибегает к агрессии.

Зачастую агрессивный ребенок воспринимает самого себя изгоем, ему кажется, что он никому не нужен. А это исходит из жестокого отношения или же безразличия родителей к ребенку. Когда нарушаются отношения между родителями и ребенком, то у него появляется чувство, что его никто не любит

Последствием этого становятся попытки ребенка во что бы то ни стало привлечь внимание взрослых, окружающих, чтобы почувствовать себя нужным. Конечно, для нас, взрослых, ясно, что это дорога не может принести ребенку нужных результатов, но сам ребенок этого не может понять

Да и других путей для удовлетворения своей потребности в любви и внимании он не знает.

Агрессивному ребенку также свойственна подозрительность, осторожность. Они с легкостью могут попытаться повесить на других собственную вину

Они не могут понять свою агрессию и не понимают, что причиняют страх и беспокойства другим. Вместо этого, им кажется, что все дети против них, что это они хотят обидеть и причинить боль им. И всё это ведет агрессивного ребенка в тупик: он боится и злится на других детей, а сами дети боятся и ненавидят его. И в этом случае, очень важна роль взрослого, который поймет и вовремя вмешается, чтобы помочь и наладить трудную ситуацию.

Как бы там ни было, важно понимать, что ребенок не видит себя со стороны и не может контролировать свое поведение. А это означает, что когда взрослые видят проявление детской и даже подростковой агрессии, они обязательно должны вмешаться

Вмешательство взрослых должно быть направлено на искоренение конфликтных ситуаций и уменьшение агрессии у ребенка или подростка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий