Как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш: 6 простых способов

Залог правильного захвата, или когда стоит начинать обучение

Мелкую моторику, в принципе, начинают развивать с 6-7 месяцев:

  • малышу дают разрывать кусочки бумаги;
  • мять пластилин или кусочки теста;
  • делают массаж ладошек;
  • дают «перебирать» разную по размеру крупу;
  • играют «в ладушки».

Советуем прочитать как занимать, чем развивать и что должен знать ребенок в: 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, а также ознакомьтесь с особенностями развития детей по методикам: Домана, Зайцева и Монтессори. Дети от 2-3 лет требуют более серьёзных занятий:

  • лепка из пластилина;
  • собирание пазлов;
  • конструктор с небольшими деталями;
  • нанизывание бусин разного размера на нить;
  • вязание узлов на верёвочках;
  • поделки своими руками из бумаги, желудей, каштанов, листьев и т.д.;
  • вырезание ножницами бумажных фигурок;
  • оформление альбомов «раскрасок».

Важно! Занятие с самыми маленькими конструктором или бусинками нужно проводить под контролем родителей, так как дети из любопытства могут проглотить мелкие детали

Способы обучения ребенка письму

Метод пинцета

Один из самых простых способов обучения с увлечением. Понадобятся карандаш или ручка.

Важно для этого выбирать простые принадлежности, не толстые, без большого количества граней, необходимая длина должна быть примерно 15 см. Средство для письма рекомендуется брать за край именно тремя пальцами (большим, указательным и средним). Средство для письма рекомендуется брать за край именно тремя пальцами (большим, указательным и средним)

Средство для письма рекомендуется брать за край именно тремя пальцами (большим, указательным и средним).

Таким образом, карандаш или ручку требуется поместить на стол так, чтобы они упирались в поверхность бумаги. Пальцы необходимо аккуратно перемещать вниз, скользя ими по карандашу. В момент, когда пальцы будут слегка сжимать ручку или карандаш, они сами займут правильное положение.

Уложить ручку «спать»

Проделывать этот метод рекомендуется с ребенком вместе. Предположим, что средний палец является «кроваткой» для ручки.

Укладывая спать, ее необходимо положить спать на эту вымышленную «кроватку». Требуется представить, что кончик ручки или карандаша является головой.

Надо положить под нее «подушку». Ею должна выступать подушечка указательного пальца.

Сверху необходимо накрыть ручку «одеялом». Стоит пофантазировать, будто подушечка среднего пальца – это одеяло.

После этого уже можно смело начинать писать. В таком положении рука ребенка во время письма станет опираться на загнутый внутрь мизинец. Необходимо следить, чтобы от конца ручки до кончика указательного пальца существовало расстояние около 15 мм. При несоблюдении этого правила рука будет сильно уставать, так как в таком положении она сильно напряжена.

С помощью салфетки

Для осуществления этого способа необходима обычная салфетка. Ее нужно разделить на две части, потому что целая салфетка для маленькой ручки будет очень большой. Одну из половинок салфетки необходимо зажать между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью.

После этого малыш должен незадействованными на руке пальцами взять карандаш таким образом, чтобы не выронить из ладошки салфетку. Это поможет ребенку научиться правильно брать ручку или карандаш.

Обучающая насадка

В магазинах, занимающихся продажей канцтоваров, можно найти очень много интересных и полезных мелочей.

Для обучения ребенка правильно держать ручки и карандаши могут пригодиться специальные насадки на средства для письма.

Малышу будет очень интересно заниматься с ними, потому что они выполнены в форме разнообразных забавных и разрисованных зверюшек, птиц, рыбок и др.

Насадки изготовлены с отверстиями для пальцев, что делает невозможным неправильное применение ручек и карандашей.

Плюсом таких насадок является то, что они подразделяются на насадки для правшей и левшей. Помимо этого существует насадка для столовых приборов (ложек, вилок).

Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с «подсказкой» для пальцев

Обучающие ручки намного облегчают процесс письма. Эти ручки имеет трехгранную форму и специальные углубления для пальцев. Для того чтобы ребенок постепенно тренировался держать ручку в руке, вес ручки слегка меньше, чем обычной. Все ручки имеют красивый дизайн и выполнены в ярких цветах, что не даст детям заскучать.

С помощью мелков

Рисование мелками – метод, применяемый самым первым.

Восковые мелки дают возможность ребенку научиться правильно держать ручку или карандаш.

Играя с мелками, ребенок будет выполнять все задания с удовольствием.

Форма мелков подстроена как раз под руку ребенка. Мелок должен сделать тоненькую линию, линию потолще и самую толстую.

Для быстрого обучения захватывания мелка тремя пальцами мелки необходимо разломить на куски примерно по 3 см.

Именно рисование короткими кусочками научит захватывать мелок нужным способом. Ведь маленький кусок не так просто взять в кулак.

Игра в дартс

Игра в дартс способствует получению навыков правильного хватания ручек и карандашей.

Именно при метании дротиков положение пальцев соответствует такому же, как должно быть на карандаше и ручке.

Играя с ребенком, следует помочь ему представить, что ручка – это дротик.

Подобно игре в дартс малыш будет плавно спускать ручку к бумаге, будто дротик – к цели.

Точка на пальчике

Довольно простой метод обучения ребенка правильно держать ручку. Необходимо просто поставить точку на верхней фаланге среднего пальца, тем самым отметив то место, где должна находиться ручка или карандаш. Для упрощения можно провести линию на нижнем конце ручки или карандаша.

Объясните ребенку, что палец не нужно опускать ниже этой полосы.

Важен не только захват

Научить правильному захвату — это полдела, не менее важно объяснить, как при этом нужно сидеть: как расположить локти, спину, как близко должна располагаться тетрадь или альбом для рисования. Узнайте, как развивать мелкую моторику у ребенка

Узнайте, как развивать мелкую моторику у ребенка.

Расположение руки

Правила расположения рук:

  1. Во время письма рука опирается на тыльную сторону запястья и ребро ладони.
  2. По мере продвижения по листу, ладонь плавно скользит по нему, приподнимая ребро и опираясь на запястье.
  3. Локти не должны свисать со стола целиком, за край столешницы выступает только сгиб.
  4. Локтевые сгибы образуют почти прямой угол между плечом и предплечьем.
  5. Левая рука лежит ладонью вниз на столешнице у края тетради либо прижимает левую сторону тетради, если малыш пишет на её правой стороне.

Правильная поза

  1. Учимся правильно сидеть за столом:
  2. Сидеть нужно с прямой спиной, стопы при этом должны свободно стоять на полу или подставке.
  3. Предплечья на столе перед собой, между краем стола и телом небольшое расстояние 2-3 см.
  4. Тетрадь или альбом расположены перед глазами под углом 30 градусов относительно поверхности стола. Её левый край смотрит, примерно в центр груди.
  5. Свет на тетрадь или альбом должен падать с левой стороны для правшей, с правой для пишущих левой рукой.

Важно! Неправильное положение корпуса во время работы за столом может привести к искривлению позвоночника в раннем возрасте. Слишком низкий наклон над тетрадью приведёт к ухудшению зрения

Лучшая ручка

Залог успеха — удобная ручка, поэтому сразу отметаются слишком толстые или слишком тонкие стержни. Детские мышцы не до конца оформлены, им тяжело удержать объёмную или наоборот выскальзывающую из рук конструкцию. Следовательно, усилий прилагается больше, рука устаёт быстрее, кроме того пальчикам тяжело складываться в нужную позицию. Объём стержня должен соответствовать захвату руки.

Наиболее удобная форма стержня их трёх граней, длиной до 12-13 см. Она должна быть из лёгкого материала, чтобы писать без особых усилий и не оттягивать руку. Идеальным дополнением будет прорезиненная вставка со стороны пишущей части. От усилия детская рука потеет, а резина уберёт эффект скольжения по стержню влажной руки. Перед тем как дать малышу проверьте скольжение шарика. Чем легче скольжение, тем меньше усилий, соответственно меньше усталости. Производители канцтоваров сегодня уделяют много внимания детской продукции, для безопасности деток, которые грызут колпачки, выпущены специальные колпачки с отверстиями. Если, малыш увлечётся и проглотит колпачок, во-первых, через отверстия будет поступать воздух, чтобы он не задохнулся. Во-вторых, у родителей или воспитателей есть время для оказания помощи. Кроме того, детские письменные принадлежности производят из безопасных, не токсичных материалов.

Знаете ли вы? В 1884 году страховой агент Ватерман, которому приходилось заполнять много бумаг, изобрёл первую ручку. Прототип шариковой ручки был перьевым и заправлялся чернилами.

Как научить ребенка держать ручку?

Если перед школой ребенка научить правильно держать ручку, у него не возникнет проблем в учебе. Эта задача по плечу каждой заботливой маме.

Иногда оказывается, что малыш отказывается слушать родителей и специально держит ручку неправильно

В такие моменты важно проявить терпение и настойчивость, но ни в коем случае не наказывать

Бывает, что дети не чувствуют, какие усилия нужно приложить, обращаясь с карандашом. Следовательно, он часто ломается. У ребенка портится настроение и пропадает желание писать.

Объяснить условие можно на простом примере — кусок батона с маслом. Если прикладывать слабые усилия, масло останется на ноже. А при сильном надавливании в хлебе образуется дырка. Детям такое объяснение нравится.

Использование резинки

Понадобится обычная аптечная резинка, надевая на запястье. Ее слегка оттягивают вверх и делают петельку. В петельку продевают ручку ближе к колпачку. Так при письме будет сохраняться правильное положение. При любой попытке поменять положение, резинка будет натягиваться и причинять дискомфорт.

С помощью носового платка или салфетки

От салфетки отрывают ровно половину и кладут в кулак ребенка. Малышу необходимо придерживать ее безымянным пальцем и мизинцем. Одновременно в руку кладут карандаш. Работающие при письме пальцы ребенок выпрямляет и берет ими пишущий инструмент. «Лишние» пальчики больше не помешают делать правильный захват.

С помощью резиновой насадки

Специальная резиновая насадка с углублением для пальцев продается в отделе с канцелярией. Надев такую на ручку, можно контролировать положение пальчиков сына или дочери. Получается не только ручка, но и забавная игрушка одновременно. Насадки разработаны как для левшей, так и для правшей, а также предусмотрены отдельные для столовых приборов.

Использование ручки для первоклассников

Правильно держать ручку при письме первокласснику поможет специальная ручка, где предусмотрены выемки для пальцев. Ее удобно держать: пальчики сами принимают нужное положение. Приспособление можно изготовить самостоятельно из обычной резинки. Получается своего рода тренажер, исправляющий почерк и налаживающий захват.

При помощи наглядных пособий

Красочный плакат о правильном пользовании письменных принадлежностей лучше всего повесить прямо над рабочим столом. Здесь сработает зрительная память: малыш непроизвольно начнет повторять то, что постоянно видит на картинке.

С помощью круглых палочек, пастели или мелков

Восковые мелки или просто палочки разламывают на куски. Длина одного не должна превышать трех сантиметров. Маленький кусочек нереально спрятать в кулаке. Поэтому держать его придется исключительно тремя пальцами.

Приспособившись к пастели, без труда получится перейти на более «взрослые» пишущие аксессуары. Кроме того, рисование яркими мелками доставит ребенку удовольствие.

Рисуем яркую линию на пальце ребенка

Простейшая методика — рисование отметки на том месте среднего пальца, где должен ложиться карандаш. Аналогичную черту необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия. Ребенку проговаривают, что эти две точки должны совпадать.

Дартс

В возрасте пяти-шести лет ребенку можно предложить метать дротики. Так происходит тренировка правильной постановки руки для письма. Дартс помогает понять принцип удерживания письменной принадлежности. Игра требует максимально точных бросков. Чем дольше в нее играешь, тем чаще попадаешь в намеченную цель. Это признак улучшенной координации рук.

Как правильно держать ручку

Есть немало эффективных способов обучить ребёнка правильно держать ручку. Вы можете выбрать один и следовать только ему, а можете применять их вместе или чередовать.

1. Метод “Пинцет”

Самый распространённый из всех. Дошкольник берёт ручку или карандаш за кончик тремя пальчиками (большим, указательным и средним) и ставит вертикально на стол, упирая в твёрдую поверхность. Затем скользит ими вниз почти до самого конца. По мере движения пальцы ребёнка примут нужное положение без всякого труда! Можно приступать к рисованию или тренировке навыков письма.

2. Метод “Салфетка” 

Этот метод не менее популярный. Для этого вам пригодится обычная салфетка или ватный диск (кусочек ваты). Отрежьте небольшой кусочек и попросите малыша зажать его между безымянным пальцем, мизинцем и ладошкой. Затем оставшимися тремя пальцами дошкольник берёт ручку или карандаш

Важно, чтобы салфетка оставалась на месте! Пока она в ладошке, дошкольник будет правильно держать пишущий предмет

3. Тренажёры-насадки для постановки письма

Это просто клад для современных детей! Забавные дельфины, рыбки, звери, птички и другие поражают своим многообразием и красочностью. Такие насадки имеют небольшие углубления для пальцев, потому взять их неверно практически невозможно. Купите несколько и чередуйте по настроению ребёнка!

К тренажёрам можно отнести и специальные трёхгранные ручки с насадками для пальчиков. Их тоже легко найти в любом магазине канцтоваров.

4. “Ручка сладко спит” 

Представьте вместе с ребёнком, что средний палец – это удобная кровать, а ручка устала. Давай уложим её спать? Положим на кроватку (средний пальчик), дадим мягкую подушку (большой), укроем “одеялом” (указательный). Затем можно начинать писать! Этот игровой метод очень нравится дошкольникам, так как они любят фантазировать.

5. “Прямо в точку”

Этот способ перекликается с предыдущим, потому что упор идёт на средний пальчик ребёнка. Нарисуйте на нём жирную точку и объясните малышу, что именно сюда нужно положить ручку и зажать её двумя пальчиками (большим и указательным). Такую же точку или линию можно нарисовать на самом пишущем предмете, указав, что ниже линии опускать и поднимать ручку или карандаш нельзя.

6. “Резиночка” 

Тоже может стать неплохим тренажёром для отработки навыка. Возьмите обычную тонкую банковскую резинку и закрепите между рукой и пишущим предметом. Всё, можно приступать к письму! Этот несложный способ отлично помогает удерживать ручку в правильном положении.

7. “Волшебные мелки”

В чём же их волшебство? Они всего лишь короче обычных! Разломите стандартные мелки на кусочки по 3 см и попросите дошкольника что-нибудь ими нарисовать. Вы увидите, что малышу будет сложно взять их в кулачок, поэтому ему придётся использовать пальчики. Продолжая такие тренировки, в скором времени ребёнок начнёт складывать их нужным образом. Затем можете смело переходить на пишущие предметы обычной длины.

8. “Чудесный Дартс”

Этот способ больше подходит для дошкольников старше 5 лет, так как в игре используются дротики с острым кончиком. Положение пальцев для захвата дротика такое же, как и для письма. Играя в дартс, ребёнок тренирует и глазомер, и навыки письма. Предупреждаем, что такие игры должны проводиться только под присмотром взрослых.

Для закрепления навыка правильно держать ручку при письме регулярно тренируйте мелкую моторику дошкольника. Как это сделать, прочитайте в нашей статье “Развитие мелкой моторики у детей”.

Как научить ребёнка правильно держать ручку, если он левша?

Для детей-левшей подходят те же способы, но с небольшими изменениями:

  • ребёнок держит карандаш на 3,5 см выше, чем это делает дошкольник-правша;

  • левше не следует чрезмерно давить на ручку или карандаш указательным пальцем, движения должны быть плавными;

  • выбирайте канцтовары именно для детей-левшей, они удобнее.

Задания для дошкольников по русскому языку из нашего каталога смогут увеличить интерес к предмету. Все дошкольники со временем научатся держать ручку, но правильно или неправильно, уже зависит от вас. Помогите своему ребёнку освоить этот навык и сделайте процесс обучения весёлым и увлекательным, а наши доступные и эффективные способы помогут вам в этом!

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Почему это так важно?

Ребенок впервые схватил в кулак карандаш и пробует что-то изобразить на бумаге. Мама с умилением смотрит на его неуклюжие движения. Не надейтесь, что со временем он сам поймет, что при правильном положении ручки писать и рисовать намного проще. Неверный захват может войти в привычку, переучить малыша будет очень сложно. Проблемы возникнут в школе, а могут перейти и во взрослую жизнь.  Писать ребенок научится, возможно, даже почерк выработается разборчивый, но вид непонятным образом торчащего из пальцев письменного прибора вызовет насмешки у окружающих. И это только одна сторона вопроса. При неправильном положении ручки (карандаша) в руке во время их использования нагрузка распределяется неэффективно – идет на всю кисть и запястье, тогда как  при правильном положении работа осуществляется за счет пальцев, что позволяет писать быстро, красиво (разборчиво) и не уставать.

В младших классах внимательный педагог может заняться перевоспитанием школьника, но наработанная годами привычка возьмет верх. Ребенок будет постоянно получать замечания, долго пытаться установить ручку в нужное положение. Сосредоточиться придется не на решении примеров, а на борьбе с непослушным письменным приспособлением. Если учитель не обратит внимания на неправильный захват, рука у ученика начнет быстро уставать, он станет медленнее других писать сочинения и диктанты. Проблемы могут возникнуть также со зрением и с осанкой.

Если вы против желания малыша начнете заставлять его взять карандаш правильно, ребенок может обидеться, заплакать и надолго потерять интерес к изобразительному творчеству.

Почему малыш неправильно берет карандаш

Дело в том, что у малышей ещё недостаточно развита мелкая моторика. И они скорее все хватают всеми пальцами и зажимают в кулак, нежели берут аккуратно. В возрасте полутора — двух лет взять карандаш правильно, чтобы он был между указательным и большим пальцем очень сложная задача.

Но как только наступает момент, что неправильный захват входит в привычку, необходимо обратить на это внимание

Стоит начать делать упражнения, чтобы ребёнок научился правильному положению пальцев при удержании ручки.Почему так важно держать карандаш правильно. Наблюдайте за тем как малыш держит карандаш когда рисует

Показывайте на собственном примере как надо. Ведь они так любят копировать действия взрослых. Не стоит позволять ребёнку с силой сжимать карандаш и держать его в кулаке. Помогайте малышу делать это правильно. Тем самым вы постепенно приучите его правильно держать ручку. Если ребёнок неправильно держит ручку, то в будущем это влечёт за собой и проблемы со здоровьем. Положение предплечья становится не правильным и неудобным, ребёнок вынужден криво сидеть и наклоняться ниже. Как следствие проблемы с позвоночником и зрением

Наблюдайте за тем как малыш держит карандаш когда рисует. Показывайте на собственном примере как надо. Ведь они так любят копировать действия взрослых. Не стоит позволять ребёнку с силой сжимать карандаш и держать его в кулаке. Помогайте малышу делать это правильно. Тем самым вы постепенно приучите его правильно держать ручку. Если ребёнок неправильно держит ручку, то в будущем это влечёт за собой и проблемы со здоровьем. Положение предплечья становится не правильным и неудобным, ребёнок вынужден криво сидеть и наклоняться ниже. Как следствие проблемы с позвоночником и зрением.

Если не правильно держать карандаш или ручку, то рука быстро будет уставать и спазмироваться.

Ребёнок будет отставать в обучении, что уж говорить о красоте и правильности почерка. Также проблемы с мелкой моторикой отражаются не только на речи, но и на координации. Чем ребенок хуже пишет, тем тяжелее ему даётся чтение.

Когда начинать учить писать?

Среди педагогов это спорный вопрос. В одном мнении они сходятся однозначно – до трех лет не нужно прилагать усилия в этом направлении. Слишком раннее развитие этого навыка может вызвать у малыша в будущем стойкую неприязнь к прописям и ручке. В дошкольном возрасте главные задачи взрослых следующие:

  • научить правильно удерживать ручку;
  • развить мелкую моторику;
  • подготовить мышцы к будущему обучению;
  • развить фонематический слух;
  • научить ориентироваться в пространстве: различать лево и право, понятия «вверх-вниз»;
  • стимулировать развитие памяти и внимания;
  • скоординировать письмо и зрение;
  • развить речь ребенка, увеличить активный словарный запас;
  • принимать правильную позу во время письма.

Зачем нужно учить детей правильно держать ручку

К школьному обучению ребенок должен уметь разборчиво изображать печатные буквы и цифры.  Для этого необходимо сразу научить ребенка правильно держать ручку или карандаш, чтобы впоследствии не надо было переучивать. Правильное положение ручки (карандаша) в руке ребенка поможет быстрее овладеть навыками красивого письма. Это нужно, чтобы учитель мог определить правильность написанного слова, а ученик прочитать его. Главное условие к овладению такими навыками – развитие моторики и зрительного восприятия форм

Упражнения по развитию моторики и координации движений является важной составляющей подготовки руки к письму. При стимуляции мелких мышц руки активизируются соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь. Развивая пальчики малыша, родители помогают ему быстрее и эффективнее овладеть речью

Развивая пальчики малыша, родители помогают ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

Если будущие ученики не правильно держат ручку (карандаш), то очень трудно добиться от них четкого написания букв в приемлемое время. Таким образом у ребенка формируется медленная, излишне напряженная манера писать, что  является серьёзной причиной неуспешности выполнения письменных заданий в школе и необходимость большего времени для выполнения домашнего задания. Обучать письму следует начинать не с написания букв, а с простых бытовых действий: координировать свои движения при одевании, раздевании, уборке игрушек, помощи маме в чистке овощей и фруктов, рисовании любимых картинок и других бытовых действий. Успехи в технике письма зависят от сформированности и натренированности мышц руки.

Частые ошибки детей

При овладении письмом ребенок часто неправильно держит ручку. Специалисты выделяют наиболее распространенные ошибки:

  1. Бывает, что дети не чувствуют, какие усилия нужно прилагать при надавливании на карандаш, следовательно, он часто ломается. Нередко это заканчивается плохим настроением ребёнка, отпадает желание рисовать. Чувство «давления карандаша» можно развивать даже в быту. Хорошо помогает обучение намазыванию бутерброда: если прилагать слишком слабые усилия, то масло останется на ноже, а при сильном надавливании в хлебе получится дырка. Детям такое занятие обычно нравится, а награда за верное намазывание получается наглядная, вкусная – «свой бутерброд» вкуснее! Родители должны правильно подобрать степень сложности задания: трёхлетним дошкольникам лучше брать масло, с этим продуктом справиться гораздо проще, и кроха обрадуется, услышав от мамы: «Видишь, ты можешь сделать самостоятельно. Молодец!». Намазать на хлеб мёд либо сгущённое молоко – задача уже детям постарше.
  2. Ошибкой можно считать момент, когда ребенок начинает пользоваться ручкой слишком рано. Специалисты не советуют этого делать, так как ребенку нужно прикладывать достаточно много усилий при закрашивании, обведении контуров, проведении линий. Малыш устает от приложенных усилий, нервничает и негативно относится к предмету письма в дальнейшем. Ручку нужно давать после освоения карандаша, фломастера и кисточки.
  3. Часто у младших школьников встречается неправильное положение пальцев при удержании письменных принадлежностей. Психологи утверждают, что проблема начинается еще в грудничковом периоде. Кроха зажимает погремушку в кулачке и привыкает к такому обхвату предметов, а взрослые не придают этому должного значения.

Важно! Родителям нужно знать, что существует несколько показателей неправильного захвата ручки ребенком:

  • держит ручку в кулаке;
  • указательный палец ниже большого;
  • держит пишущий предмет в самом низу;
  • ручка лежит между большим и указательным пальчиками;
  • пальцы располагаются либо слишком близко, либо слишком или далеко от основания предмета для письма;
  • пишущий предмет направлен в противоположную сторону от плеча;
  • неоптимальный нажим (или чересчур сильно, или, наоборот, слабо);
  • рука напряжена и часто устаёт;
  • при письме поворачивается бумага, а не кисть.

Поможет научить ребенка красиво писать правильный захват ручки или карандаша. Ориентиром служит нарисованная точка, куда следует размещать указательный пальчик. Правильное положение ручки: мизинец, безымянный и средний пальцы загнуты к ладони, указательный и большой пальцы соприкасаются. Письменную принадлежность нужно положить сверху на углубление между пальцами на согнутый средний палец. Взять её, согнув большой и указательный пальцы. Держать предмет для письма требуется на 1,5 см от нижнего края, направив на плечо. Руку при письме следует опирать на внешнее ребро ладони, расслабив указательный, запястье является основной точкой опоры.

Правильная поза за столом

Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.


Идеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.

А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:

  • держал ножки рядом;
  • опускал целиком стопы на пол;
  • укладывал руки при письме на парту;
  • соблюдал 2-сантиметровый зазор между столешницей и туловищем;
  • укладывал пропись под 30-градусным углом к туловищу;
  • склонял голову чуть-чуть к столу.

Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.

Как выбрать подходящую ручку?

Взрослые люди, обладающие уверенным навыком письма, практически не обращают внимания на качество ручки (особенно в последнее время, когда писать от руки приходится все реже). Чаще пишущие принадлежности выбирают исходя из дизайна, оригинальности, актуального логотипа.

Но для обучения ребенка навыкам письма «подарочные» варианты — особенно нестандартной формы — абсолютно не подходят. Следует выбирать шариковые ручки.

При выборе важно учесть:

  1. Форму. Шестигранные или трехгранные ручки удобнее круглых — они легче ложатся в руку и не крутятся. Очень хороши ручки с прорезиненным корпусом. В этом случае даже круглая ручка плотно зажимается детскими пальцами и не скользит, а грани не оказывают дополнительного давления.
  2. Длину. Оптимальная длина ручки — 13-15 см.
  3. Ширину. Толстые ручки не умещаются в детских пальчиках, поэтому не стоит выбирать ручку толще 1 см в диаметре.
  4. Цвет чернил. Слишком светлый плохо виден, он заставит ребенка низко наклоняться над тетрадным листом, а черный банально мрачен. Обычно для обучения используются фиолетовые или синие чернила.
  5. Материал. Не стоит забывать и о том, что дети часто пробуют карандаши «на вкус». Ручки из ткани, с перьями, хвостиками и забавными наконечниками лучше покупать, когда ребенок подрастет.

Существуют специальные ручки, предназначенные для обучения (так называемые ручки-самоучки) — они сконструированы так, чтобы держать их можно было только одним, правильным образом. Но ребенок обычно пользуется не одной ручкой или карандашом, поэтому полезнее будет, если он научится брать любой пишущий предмет так, как нужно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий