Выявление агрессивности у ребенка на ранней стадии
Начиная с младенческого возраста родители, наблюдая, как их ребенок улыбается, хмурит бровки, сосредоточено что-то рассматривает, со вздохом облегчения успокаиваются: их малыш, познавая мир, развивается. Это очень правильное определение: ребенок реагирует, пусть своеобразно, но это и хорошо, что родители это примечают, еще лучше, если они зафиксируют в своей памяти: какие именно эмоции испытывает их малыш и когда.
Ошибка, причем весьма распространенная в другом: родители заостряют внимание на ключевых моментах, не обращая на мелочи, но именно они составляют основу психологии ребенка. Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства. Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда
Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда
Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства. Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда. Есть специальные тесты, игры, упражнения, которые помогают определить наличие и фазу развития раздражительности у ребенка
Есть специальные тесты, игры, упражнения, которые помогают определить наличие и фазу развития раздражительности у ребенка
Важно определить какой из факторов заставляет ребенка нервничать, переживать, боятся. Следует понаблюдать, как ребенок выполняет средней сложности упражнения на терпеливость, эрудированность и другие факторы. Анализируя поведение ребенка, специалист даже на самой ранней стадии сможет выявить нестандартность поведения и отклонение в психике
Анализируя поведение ребенка, специалист даже на самой ранней стадии сможет выявить нестандартность поведения и отклонение в психике.
Проанализируйте причины детской агрессии
Что бывает обычно: эмоции заразительны, рассерженный ребенок злит родителей, на него орут в ответ или говорят «Прекрати! Не ори! Успокойся!», по сути взрослые накладывают запрет на проживание гнева.
Но от простого запрета детская агрессия никуда не девается, если не показать как можно проявлять злость или недовольство, агрессия просто переносится на отношения с другими (аутоагрессия – вред себе, на сверстников — особенно тех, кто слабее, животных).
Другой крайностью при жестком подавлении агрессии родителями может быть вариант, когда ребенок становится вялый, пугливый и замкнутый.
Родителям следует помнить, что детская агрессия всегда имеет причины, и если вы их понимаете, то и справиться с «ужасным» поведением ребенка будет проще.
Частой причиной бывает равнодушие родителей к делам и интересам ребенка или навязывание своей воли, отсутствие выбора даже в мелких бытовых вопросах (что одеть, что съесть).
Виды агрессии у детей
Психологи советуют родителям, у которых дети проявляют излишнюю раздражительность и агрессивность научится предупреждать своим вмешательством эти всплески. Зная к какому из видов относится данное проявление, проще проанализировать и взять ситуацию под контроль.
Специалисты определили пять основных вида проявлений агрессии у детей, начиная с раннего возраста:
- Физическая агрессия. Прямая (когда нападение производится на другого ребенка с целью унизить, сделать больно); косвенная (используется разрушение каких-либо материальных, или духовных ценностей); символическая (неприличные жесты, мимика, словесные угрозы).
- Вербальная агрессия. Реакция в виде проявления отрицательных эмоций: громкая ругань, угрозы. Причиной могут послужить боль, унижение, перенесенный страх.
- Направленная форма агрессии. Выражается в виде злобного отношения к другим детям и взрослым, распространение сплетен, издевательские насмешки, злые шутки. Этот мотив агрессии может сформироваться намного раньше самого проявления, так называемый костяк своеобразной мести.
- Ненаправленная форма агрессии. Дети часто остаются недовольны отсутствием чего-то или ранее им обещанного, или каким-либо одним из раздражающих факторов, это возможно неправильное на их взгляд поведение взрослых.
Психологи отмечают развитие еще одного вида деткой агрессии – аутоагрессии. Этот вид отличителен тем, что ребенок проявляет недовольство не чужим, а своим поведением. Нередко этот вид имеет развитие в подростковом возрасте, где форма самобичевания может переходить всякие рамки.
Что стоит за агрессией
Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать.
В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.
Жестокость – разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.
И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.
Чего нельзя делать?
Вот список того, что нельзя ни в коем случае позволять себе, общаясь с агрессивным ребенком или подростком.
- Нельзя «заражаться» агрессией от школьника: кричать, угрожать, принимать агрессивные позы, говорить сквозь зубы; наверное, нет смысла напоминать, что рукоприкладство и оскорбления недопустимы.
- Не стоит переходить на издевательский или насмешливый тон, демонстрировать пренебрежение, допускать сарказм и унижения, высмеивать или передразнивать.
- Абсолютно бессмысленно читать нотации — ребенок их не слышит и не слушает; впрочем, и угрозы наказания не помогут, лишь еще больше обозлят школьника и придадут ему ореол героя в глазах некоторых его приятелей.
- Не надо вовлекать в конфликт тех, кто в него пока не вовлечен, апеллировать к мнению других детей, сравнивать агрессивного школьника с ними.
- Не дадут положительного результата и попытки давить своим авторитетом («Пока что я здесь учитель, как сказал, так и будет!»), резкие приказы, невыполнимые требования, бескомпромиссность; попытка подкупа только ухудшит положение.
Общаться с агрессивным ребенком трудно, корректировать его поведение — длительная и нелегкая задача, но она по плечу.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Проявление детской агрессии: основные причины
Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнуть и даже укусить заставляют взрослых изолировать ребенка от других детей, чтобы предотвратить предполагаемый конфликт.
Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью. Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне. Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями
Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями
Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне. Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями.
Специалисты выделяют основные причины, которые проявляются в детской агрессии:
- Особенности врожденного темперамента и нервной системы.
- Неполное или неправильное воспитание.
- Неуверенность в себе вызванная постоянным страхом или стрессами.
- Проявление агрессии в окружающей ребенка среде (семья, детский коллектив).
- Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.
Специалисты отмечают проявление агрессивности в поведении ребенка, если у него имеются какие-либо физические, или психологического рода изъяны.
Чувство неполноценности перед другими детьми, насмешки с их стороны первоначально вызывают агрессию на уровне защитной реакции, но со временем изменения в психологии ребенка могут перейти в другую форму – месть.
Нельзя забывать и о категории детей, которые большей частью предоставлены в играх самим себе. Попадая в коллектив, они часто примеряют на себя новые образы, часто подсмотренные в телевизоре или на улице, а это далеко не всегда положительные прообразы.
Как проявляется детская агрессия
Агрессия — активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основана на негативных эмоциях, желании навредить.
В то же время это сила, которая присуща всем животным. Это нервное возбуждение и энергия, необходимая для реализации собственных желаний и самозащиты. В природе даже зайцы могут активно бороться за свою жизнь и сражаться с хищными птицами. Жизнь совсем без агрессии лишает смелости и умения отстоять свои интересы.
Но здесь мы рассматриваем те аспекты, которые доставляют неудобство окружающим.
В два года дети часто кусаются, для них это как способ познания мира, так и средство отстоять свои права, выразить свое недовольство неудачами и способ самоутвердиться. Также они могут попытаться ударить родителя или сверстника.
К трем годам ребенок лучше владеет своим телом и расширяется репертуар проявления агрессии: он может плеваться, кусаться, пинаться, бросаться предметами, бить других и устраивать истерики
Но в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить внимание малыша на что-то другое
К 4-5 годам добавляется вербальная агрессия, дети больше обзываются, но меньше используют зубы или игрушки. В то же время они пока оценивают все окружающее полярно хороший — плохой, им сложно представить переживания другого, встать на его точку зрения. У девочек могут быстрее добавляться новые формы протеста, такие как молчание, игнорирование.
К 6-7 годам детская агрессия может проявляться любым описанным способом, новым приобретением является месть. Зачастую она используется чтобы скрыть другие эмоции – страх, неудовольствие, обиду.
Младшие школьники уже имеют определенный самоконтроль, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание.
С возрастом улучшаются навыки речи и контроля своих эмоций, и в то же время детская агрессия становится более изощренной и болезненной для окружающих. В подростковом возрасте при гормональной перестройке организма более чувствительными и агрессивными становятся даже спокойные прежде дети.
Агрессивный ребенок: помогаем преодолеть гнев
Родители, решившие серьезно заняться проблемой контроля раннего проявления агрессии в психике их ребенка нужно всегда помнить – глядя на поведение ребенка, они видят, как в зеркале отражение своего образа жизни. То, что придется исключить при ребенке «разборы полетов»: не использовать в разговоре сарказм, крики, исключить семейные скандалы очень существенно, но далеко не все.
Телевидение часто демонстрируют всяческие ужастики в фильмах и мультфильмах, нужно как можно быстрее исключить их просмотр ребенком. Даже доброкачественная агрессия: как защитить себя, друзей, является призывом уничтожить или ударить.
Ребенок должен чувствовать себя нужным: внимание, которое для него уделяется, должно проявляться не от случая к случаю. Малыш не должен чувствовать себя обузой, когда мама или папа чем-то заняты своим, даже разговаривая с ним, родители участвуют в воспитании. Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение
Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз
Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение. Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз.
Если ребенку правильно объяснить на примере других детей что драться, кусаться, ругаться, это плохо, и делать это неоднократно, в мировоззрении ребенка закрепиться агрессивное поведение как что-то нехорошее. Личный пример родителей: ласка, теплота отношений, дружеское поведение с другими родителями довершит обучение.
Вовремя пресеченная агрессия, как своего ребенка, так и со стороны чужих детей, должна быть постоянной.
Нужно освоить несколько игровых комплексов, помогающих укротить ярость: детские психотерапевты предлагают целую систему таких занятий. Родители должны отказаться от телесных наказаний. Нужно исключить разговоры об агрессивном поведении ребенка в его присутствии.
Постоянный раздражитель
Казалось бы, что может до такой степени взвинтить ребенка, что он теряет контроль над собой, становится грубым и склонным к постоянной истерии? Кто поверит, что речь пойдет о современных средствах техники и мультфильмах?
Родителям стоит признаться самим себе, что им проще посадить ребенка перед телевизором или дать планшет — пусть смотрит что-нибудь. И хорошо, если выбор падет на старые, добрые мультипликационные фильмы, ибо от многочисленных современных лент вряд ли будет польза. Конечно, существуют развивающие программы в виде детских передач, с этим никто не спорит. Но в массе своей детки смотрят далеко не их, а фильмы, влияющие на ЦНС.
Воздействие компьютера, телевизора и прочих гаджетов — больная тема. Они негативно влияют на центральную нервную систему детей и взрослых. Вполне вероятно, что раздражителем, провоцирующим агрессию у ребенка в 3 года, являются пресловутые средства современной техники.
Мультфильмы действуют на психику малыша достаточно бесцеремонным образом. Стоит только присмотреться к ребенку. Как он позиционирует себя? Отождествляет ли себя с отрицательными героями, пытаясь подражать им? Вот и нашлась частая причина агрессии у ребенка 3 лет. Что делать родителям, как ее искоренить?
Выход есть. Нужно просто убрать мультфильмы с отрицательными героями, заменив их на более добрые ленты. таковых много, долго искать не придется. Трудности возникнут, предупредим сразу, малыш попытается отстоять свои права на просмотр полюбившегося мультика. Как вариант, можно сказать, что герои заболели и ушли лечиться.
Что делать?
Для малыша негативная реакция на возникающие запреты и ограничения вполне
естественна. Ребенок не в состоянии сразу адаптироваться к ситуации, в которой
некоторые его потребности не удовлетворяются, например, из соображений безопасности,
либо удовлетворяются с отсрочкой: «Папа не может сейчас с тобой поиграть,
он ужинает, подожди немного»
В первый год жизни большинство мам стараются «улавливать» и
незамедлительно удовлетворять все нужды младенца, поэтому защитные механизмы,
позволяющие ему выдерживать напряжение и неудовольствие, связанное с ограничениями
и запретами, закономерно появляющимися по мере взросления, пока не сформированы.
Но, чтобы уберечь ребенка от чрезмерного неудовольствия, не стоит идти по
пути потакания и вседозволенности, последствия подобной тактики весьма плачевны.
Важно примириться с тем, что порой мы, родители, вызываем у ребенка негативные
чувства, но мы же можем помочь ему с ними справиться. Первым шагом на этом
пути может стать попытка сдержать агрессивные порывы непосредственно перед
их появлением. В отношении физической агрессии можно применить следующую
тактику: возьмите ребенка на руки, крепко прижмите к себе, и произнесите
примерно следующее: «Ты на меня сейчас сердишься, потому что я не разрешила
тебе то-то»
Держите малыша на руках до тех пор, пока он не успокоится.
Не стоит произносить в это время никаких воспитательных текстов, он их не
воспримет. Чем менее интенсивная и длительная будет реакция ребенка на ситуацию
неудовольствия, тем легче он адаптируется к подобным ситуациям. Также, чтобы
снизить уровень агрессии надо создать условия для интенсивного выхода физической
активности малыша. Нужно позволить ребенку много бегать, прыгать, громко
кричать. Оказывается именно бег и командные игры, например футбол, способствуют
наибольшему выплеску агрессии, вопреки распространенному мнению, что агрессивному
ребенку надо непременно заниматься боксом или борьбой
В отношении физической агрессии можно применить следующую
тактику: возьмите ребенка на руки, крепко прижмите к себе, и произнесите
примерно следующее: «Ты на меня сейчас сердишься, потому что я не разрешила
тебе то-то». Держите малыша на руках до тех пор, пока он не успокоится.
Не стоит произносить в это время никаких воспитательных текстов, он их не
воспримет. Чем менее интенсивная и длительная будет реакция ребенка на ситуацию
неудовольствия, тем легче он адаптируется к подобным ситуациям. Также, чтобы
снизить уровень агрессии надо создать условия для интенсивного выхода физической
активности малыша. Нужно позволить ребенку много бегать, прыгать, громко
кричать. Оказывается именно бег и командные игры, например футбол, способствуют
наибольшему выплеску агрессии, вопреки распространенному мнению, что агрессивному
ребенку надо непременно заниматься боксом или борьбой.
Также, очень важно прояснить и установить границы. Здесь необходима последовательность:
не стоит один и тот же поступок ребенка оценивать по-разному в зависимости
от своего настроения. Система ограничений и запретов должна быть четкой и
стабильной, от этого зависит стабильность внутренней жизни ребенка
По мере
взросления малыша требования нужно пересматривать и по необходимости модифицировать.
Чтобы не возникало противоречия между новыми возможностями малыша и старыми
ограничениями. Ведь ограничение проявлений самостоятельности, инициативы
может также послужить почвой для возникновения у ребенка реакции агрессии
Система ограничений и запретов должна быть четкой и
стабильной, от этого зависит стабильность внутренней жизни ребенка. По мере
взросления малыша требования нужно пересматривать и по необходимости модифицировать.
Чтобы не возникало противоречия между новыми возможностями малыша и старыми
ограничениями. Ведь ограничение проявлений самостоятельности, инициативы
может также послужить почвой для возникновения у ребенка реакции агрессии.
Краткий справочник детской агрессивности
Причина | Поведение | Что делать |
Лидерство (темперамент, авторитарный стиль воспитания; реже — неуверенность в себе) | Несогласие на роль «второго плана», агрессивные притязания на лидерство | Просить о помощи и публично благодарить, но при этом твердо требовать соблюдения правил |
Гиперактивность (неспособность Адаптироваться к среде; завышенные требования) | Беспричинные приставания, драки, порча имущества, вспыльчивость | Обратиться к психологу, стремиться сформировать правильную картину мира |
Демонстративность (дефицит внимания и любви) | Поведение рассчитано на зрителя | По возможности игнорировать плохое поведение и поощрять хорошее; если наказания не избежать, объяснить его объективной необходимостью |
Тревога (неосознанная тревога гнетет подростка) | Обычно агрессия направлена «в пространство» (негативизм, раздражительность) или самого себя (переедание, попытки заглушить тревогу играми и т.п.) | Помочь справиться с тревогой; часто требуется помощь специалиста |
Заниженная самооценка (ненависть к тем, кто его унижает, часто не имеющая реальных оснований) | Вспыльчивость, обидчивость | Нельзя ругать или высмеивать такого подростка, надо помочь ему поверить в себя |
Завышенная самооценка (уверенность в своей «гениальности») | Ярость, если его исключительность подвергается сомнению, удовольствие от издевательств над слабыми | Требуется помощь психолога и, вероятно, психиатра |
Как родителям справиться с детской агрессией
Будьте готовы извиниться, если вы сами обидели своего ребенка поступком, криком или невниманием, тем самым вы дадите понять, что уважаете его. Дети быстро перенимают пример поведения из семьи
С маленькими детьми можно проиграть волнующую ситуацию с помощью кукол или других игрушек, например «Как тигренок обидел мишку, и что теперь делать», «Как трудно дружить с мышкой, которая обзывается». Показать на примере сказок как неприятно выглядит тот, кто дерется (бармалей, карабас-барабас). Такой подход очень понятен и близок детям.
Если детская агрессия направлена на вас, то можно придержать руки ребенка (только аккуратно), либо отойти подальше, чтобы он не мог вас ударить. С маленькими детьми лучше не исчезать из поля зрения ребенка, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Когда уходите, скажите, что когда ребенок успокоится, то вы будете рады с ним поговорить или поиграть.
В то же время проанализируйте собственные требования – не чрезмерны ли они, выполнимы по возрасту? И как вы эти требования доносите: даете выбор, просите или все происходит в форме приказа?
Наиболее универсальные рекомендации после детских вспышек агрессии следующие:
- Называйте ребенку его чувства, говорите о чувствах. «Я вижу, что ты сейчас злишься», «Ты расстроился», «Ты рассердился». Ребенок научится распознавать свои чувства и со временем управлять ими.
- Повторяйте каждый раз, что все чувства хорошие, все чувства могут быть. «Ты злишься и это нормально. Я тоже иногда злюсь»
- Давайте оценку только поведению, но не ребенку целиком. «Злиться – хорошо. А бить кошку – плохо. Не стоит так делать», «Я люблю тебя, но мне не нравится, когда ты дерешься»
- Вместе с ребенком найдите такие способы выхода из ситуации, которые не задействуют агрессивное поведение. «Ты можешь показать, что ты злишься по-другому» «Ты можешь сказать о своей злости словами»
- Сотрудничайте с ребенком. «Давай вместе придумаем, как ты можешь говорить о своем гневе», «Ты хочешь (одно), а я (другое), как же нам поступить?»
Вспомните, что вам помогает совладеть с эмоциями и поделитесь этим секретом с ребенком.
Лучшим способом справиться с агрессией является профилактика вниманием и любовью:
Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему побыть независимым.
Постарайтесь стать советчиком, а не запретителем, находите время обсуждать его жизнь до чрезвычайных происшествий.
Чаще хвалите детей, этого не хватает в любом возрасте.
Разрешите себе признать взгляды ребенка и выразить согласие, если это не затрагивает чего-то принципиально важного — вашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится.
Признавая за ребенком право защищать себя, помогите ему справиться с ситуацией, в которой детская агрессия возникла. Ребенку пришлось атаковать, потому что он не знает, как еще справиться с ситуацией
Важно не подавлять и запрещать проявление агрессии, а находить для нее приемлемые формы. Совсем отказывая ребенку в агрессии и борьбе, мы лишаем его защиты, разоружаем, не давая ничего взамен
Если у вас возникли вопросы или вы не можете понять причину по которой ваш ребенок агрессивный, непослушный, капризный или отличается резкими перепадами настроения приглашаю вас на консультацию где мы вместе сможем найти подход к ребенку, определить его потребности и наладить диалог, обучим родителей и детей техникам, которые помогут избежать конфликтов, но доносить свои интересы до окружающих.
Заключение
Почему подростки агрессивны? Вопрос, конечно, сложный, но, возможно, прочитав эту статью, для вас стали более понятны мотивы и причины, провоцирующие на агрессию юные, мытарствующие души наших повзрослевших детей.
Эту статью мне хочется закончить небольшими рекомендациями для родителей.
- Хоть и говорится, что маленькие дети — маленькие заботы, а большие — большие проблемы, но их может практически не быть совсем, если вы будете внимательны к своим сыновьям и дочерям.
- Если вам не хватает знаний и чувствуете, что ситуация выходит из – под контроля, то не стесняйтесь читать полезную литературу и посещать психолога. Вы обязаны помочь ребенку стать достойным и счастливым человеком.
- Помните, что только в паре со своим любимым умницей — сыном или красавицей — дочкой вы можете преодолеть трудный возраст. Несмотря ни на что, продолжайте им дарить свою любовь.
Удачи и терпения!
Ваша Татьяна Кемишис
Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях