Исследуем возможности кратковременной памяти ребёнка с помощью методики «Память на числа»

Обработка и интерпретация результатов

Оценка результатов тестирования строится исходя из количества правильных ответов за установленное время. Для малышей шкала выглядит так:

Количество правильных ответовБаллы
1–31
4–72
6–73
7–84
9–105

В среднем и старшем возрасте нормой считается результат от 7 до 12. Баллы распределяются следующим образом:

Количество правильных ответовБаллы
1–21
3–42
5–63
7–94
10–125

По итогам тестирования можно сделать вывод о развитии кратковременной памяти у испытуемого любого возраста:

  • 5–4 баллов — память ребёнка на высоком уровне;
  • 3 — удовлетворительный итог;
  • 2 — плохой результат;
  • 1 очко — очень плохой показатель.

У детей младшего возраста скорректировать процесс запоминания легко: нужно больше читать ребёнку вслух и просить пересказать услышанное. Также полезны занятия с кубиками и раскладывание пазлов.

В среднем и старшем возрасте помощь может носить более системный характер и включать не только обязательное чтение литературы разных жанров, складывание пазлов, конструкторов, но и различные тесты, направленные на концентрацию внимания, такие как, например, методика «Найди и вычеркни» (подробнее о диагностике можно узнать из статьи «Как провести диагностику внимания ребёнка с помощью методики «Найди и вычеркни»?).

Исследование «Память на числа» позволяет провести диагностику кратковременной памяти, а также сделать выводы, касающиеся её объёма и точности воспроизведения полученной информации. Всё это даёт возможность определить стратегию коррекционной работы, направленой на помощь ребёнку в освоении окружающего мира.

Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева

Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.

Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.

Слова для запоминания:

собрание

праздник

Набор карточек для опосредованного запоминания:

умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.

Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.

Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.

Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

Тест «Объем кратковременной памяти»

Вариант А. Цифровой материал

Ход опыта.
Студентам зачитывают ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.

Числа: 439, 3 953, 42 731, 619 473, 5 917 423, 98 192 647, 382 951 746.

При проверке правильности запомнившихся цифр начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру – 1 штрафной балл, за перестановку места правильно воспроизведенной цифры – штраф в 0,5 балла. Определяются баллы по каждому ряду. Находится максимально высокий показатель, достигнутый студентом в любом из предъявленных рядов. Объем кратковременной памяти (ОКП) = мах (максимальному) баллу.

Вариант Б. Словесный материал

Ход опыта.
Студентам зачитывают 10 слов. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Оценка правильности воспроизведения в баллах проводится так же, как в варианте А.

Сделать выводы:
объем кратковременной памяти 7±2, но эти показатели могут быть повышены, если «куски информации» более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ»; например, при запоминании словесного материала слова: река, серебро, ребенок, утро – могут быть объединены в единый образ и выступать как один целостный «кусок информации».

IV. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации

Во
весь лист бумаги начертите квадрат.
Каждую из сторон разделите на 6 частей.
Соедините разметку так, чтобы получилось
36 клеток.

Изготовьте
6 кружков разной величины: от наибольшего,
помещающегося в клетку, до наименьшего.
Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков
поместите в 6 клеток нижнего ряда слева
направо. То же проделайте с остальными
5 рядами клеток, помещая в них сначала
шестиугольники (по убыванию размеров),
а потом пятиугольники, прямоугольники
(или квадраты), трапеции и треугольники.

В
результате получается таблица с
геометрическими фигурами, расположенными
по определенной системе (по убывающей
величине: в левой крайней колонке
наибольшие размеры фигур, а в правой –
наименьшие).

Исследование кратковременной памяти по методике Джекобсона

Материал и оборудование
: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования
: Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Первый набор
5241960232540617842389346825385983746236723845207

Второй набор
7106899348560865201570827445257158434131524836897

Третий набор
1372648057253180759438521863551326978433844528716

Четвертый набор
7106899348560865201570827445257158434131524836897

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому
: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде “Пишите!”, запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры

Внимание! Начинаем!»

Обработка результатов
: В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;

наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

Пк
– обозначение объема кратковременной памяти,

А
– наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С
– количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n
– число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов:

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

Коэффициентобъема памяти /Пк/

Уровенькратковременного запоминания

108-976-53-4

очень высокийвысокийсреднийнизкийочень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен

В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Лабораторная работа №8 Исследование объема кратковременной памяти

Цель исследования


определить объем кратковременного
запоминания по методике Джекобсона.

Материал и оборудование


бланк – стимульный материал с четырьмя
наборами рядов чисел (см.
Приложение 8

), лист
для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить
с одним испытуемым и с группой из 8 – 16
человек. Оно состоит из четырех аналогичных
серий. В каждой серии экспериментатор
зачитывает испытуемому один из наборов
следующих цифровых рядов.

Первый
набор

5241
96023
254061
7842389
34682538
598374623
6723845207

Второй
набор

Третий
набор

1372
64805
725318
0759438
52186355
132697843
3844528716

Четвертый
набор

7106
89934
856086
5201570
82744525
715843413
1524836897

Элементы ряда предъявляются с интервалом
1с.
После прочтения каждого ряда через
2-3 с по команде “Пишите!” испытуемые
на листе для записей воспроизводят
элементы ряда в том же порядке, в каком
они предъявлялись экспериментатором.
В каждой серии независимо от результата
читаются все семь рядов. Инструкция во
всех сериях опыта одинаковая. Интервал
между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому

“Я назову Вам несколько цифр. Слушайте
внимательно и запоминайте их. По окончании
чтения по моей команде “Пишите!”,
запишите то, что запомнили, в том же
порядке, в каком читались цифры

Внимание!
Начинаем!”

Обработка результатов

В процессе обработки результатов
исследования необходимо установить:

ряды, воспроизведенные полностью и в
той же последовательности, с которой
они предъявлялись экспериментатором.
Для удобства их обозначают знаком “+”;

наибольшую длину ряда,
который испытуемый во всех сериях
воспроизвел правильно;

количество правильно
воспроизведенных рядов, больших чем
тот, который воспроизведен испытуемым
во всех сериях;

коэффициент объема памяти, который
вычисляют по формуле:

Пк
– обозначение объема кратковременной
памяти,

А
– наибольшая длина ряда, который
испытуемый во всех опытах воспроизвел
правильно;

С
– количество правильно
воспроизведенных рядов, больших чем А;

n



число серий опыта,
в данном случае – 4.

Анализ результатов

Для анализа результатов
пользуются следующей оценкой уровней
объема кратковременного запоминания:

Анализируя результаты исследования,
важно обратить внимание на крайние
варианты получаемых уровней запоминания.
Запоминание, равное 10, как правило,
является следствием использования
испытуемым логических средств или
специальных приемов мнемотехники. В
редких случаях такое запоминание являет
собой феномен

Если получен очень низкий
уровень запоминания, то исследование
памяти испытуемого нужно повторить
через несколько дней. В норме объем
памяти 3-4 вызывается непринятием
инструкции.

Низкий и средний уровень
кратковременного запоминания может
быть повышен благодаря систематической
тренировке памяти по специальным
программам мнемотехники.

Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников

Цель
: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование
: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:

кукла – играть

курица – яйцо

ножницы – резать

лошадь – сани

книга – учитель

бабочка – муха

снег – зима

лампа – вечер

щетка – зубы

корова – молоко

Второй ряд:

жук – кресло

компас – клей

колокольчик – стрела

синица – сестра

лейка – трамвай

ботинки – самовар

спичка – графин

шляпа – пчела

рыба – пожар

пила – яичница

Порядок исследования
. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов
. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Методика «оперативная память»

Цель

Изучение оперативной
памяти.

Если человеку действительно
нужно запомнить многое за короткий
срок, он, сознательно или бессознательно,
так груп­пирует материал, чтобы его
было легко разложить по полоч­кам
долговременной памяти. И происходит
это в так называе­мой оперативной
памяти.

Само слово «оперативная»
наводит на мысль, что она имеет отношение
к некоторым операциям.
Оперативная память
не­посредственно связана и с
кратковременной памятью, из ко­торой
она черпает материал, и с долговременной,
где хранятся способы его обработки.

Скорость выполнения задания определяется
объемом памяти испытуемого. Конечно,
если человек одновременно решает еще
и какие-то свои задачи (витает в облаках),
то какая-то часть этого объема у него
занята, что не может не сказаться на
результате тестирования.

Инструкция

Сейчас вам будут
названы пять чисел. Ваша задача –
постараться запомнить их, затем в уме
сложить первое число со вторым, а
полученную сумму записать; второе число
сложить с третьим, сумму записать; третье
число сложить с четвертым, сумму записать;
четвертое сложить с пятым, снова записать
сумму. Таким образом, у вас должно быть
получено и записано четыре суммы. Время
для вычислений – 15 секунд. После этого
зачитывается следующий ряд чисел. Будьте
вниматель­ны, числа зачитываются
только один раз.

Экспериментальный
материал

представляет собой
10 числовых рядов.

Числовые ряды

5, 2, 7, 1, 4

4, 2, 3, 1,5

3, 5, 4, 2, 5

3, 1, 5, 2, 6

7, 1, 4, 3, 2

2, 3, 6, 1, 4

2, 6, 2, 5, 3

5, 2, 6, 3, 2

4, 4, 6, 1, 7

3, 1, 5, 2, 7

Результаты:

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обработка
результатов и выводы

осуществляется в соответствии с
ключом:

КЛЮЧ

а) 7 9 8 5

е) 6 5 4 6

б) 8 9 6 7

ж) 4 6 7 8

в) 8 5 7 5

з) 5 9 7 5

г) 8 8 7 8

и) 7 8 9 5

д) 7 9 7 8

к) 4 6 7 9

Подсчитывается число правильно найденных
сумм. Макси­мальное их число – 40. Норма
взрослого человека – от 30 и выше.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Целью данного исследования является определение объема кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Для данного исследования была выбрана группа из 10 человек в возрасте от 20 до 24 лет. Для этого участникам были предложены чистые листки и ручка для записи. Исследование состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии участнику были зачитаны один из наборов следующих цифровых рядов.

Рис. 1

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с по команде «Пишите!» испытуемый на листе для записей воспроизводит элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись исследователем. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях исследования одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Таблица 1 – Таблица показателей и результатов

Коэффициент объема памяти вычисляют по формуле:

где Пк – обозначение объема кратковременной памяти;

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n- число серий опыта, в данном случае – 4.

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания – таблица 2:

Таблица 2 – Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

Коэффициент объема памяти (Пк)

Уровень кратковременного запоминания

очень высокий

очень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен

В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

50% участвовавших в исследовании показали низкий уровень кратковременного запоминания (~ 5).

Приготовьте
10 односложных, не связанных непосредственно
между собой слов. Например:
игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка,
нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция.
“Я прочту тебе слова, а потом ты
повторишь все, что запомнил. Слушай меня
внимательно. Начинай повторять сразу
же, как только я кончу читать. Готов?
Читаю.”

Затем
четко произнесите подряд 10 слов, после
чего предложите повторить в любом
порядке.

Такую
процедуру совершать 5 раз, каждый раз
под названными словами ставить крестики,
занося результаты в протокол.

Выявите,
на каком повторении ребенок воспроизводит
наибольшее количество слов, и после
этого оцените следующие характеристики
ребенка:

A)
если воспроизведение начинает сначала
увеличиваться, а потом уменьшается, то
это говорит об истощаемости внимания,
забывчивости;

Б)
зигзагообразная форма кривой указывает
на рассеянность, неустойчивость внимания;

B)
“кривая” в форме плато наблюдается
при эмоциональной вялости, отсутствии
заинтересованности.

7 Знаков оценивается в 10 баллов

6
– 9 б

5
– 7 б

4
– 4 б

3
– 1 б

III.
Методика по определению концентрации
и распределения внимания

Подготовьте
лист бумаги 10×10 клеток. В клетках поместите
в случайном порядке 16-17 разных фигур:
круг, полукруг, квадрат, прямоугольник,
звездочка, флажок и пр.

При
определении концентрации внимания
ребенок должен ставить на заданную вами
фигуру крестик. А при определении
переключаемости внимания ставить на
одну фигуру крестик, а на другую – нолик.

Инструкция.
“Здесь нарисованы различные фигуры.
Сейчас ты будешь ставить в звездочках
крестик, а в остальных ничего ставить
не будешь”.

При
определении переключаемости внимания
в инструкцию включается задание ставить
крестик в выбранную вами фигуру, а в
другую нолик. В остальные ничего не
ставить.

Учитывается
правильность, полнота выполнения
задания. Оценивается по 10-балльной
системе, снижая по 0,5 балла за каждую
ошибку

Обратите внимание на то, как
быстро и уверенно ребенок выполняет
задание

Тестирование дошкольников, младших школьников и учащихся среднего и старшего звена

Методика «Память на числа» может применяться как в индивидуальной работе, так и групповой (при тестировании детей 5–8 лет рекомендуется проводить диагностику с глазу на глаз). Что касается особенностей процедуры, то они связаны с возрастом испытуемых и выражаются в различиях стимульного материала и времени, отводимого на тест.

Инструкция для малышей:

  1. Экспериментатор демонстрирует в течение 30 секунд лист с числами от 0 до 9, написанными вразброс одной строкой (например, 0 2 5 7 9 1 3 4 6 8).
  2. Взрослый комментирует: «Запомни числа и запиши их на листочек». Если приём используется для диагностики детей 5–6 лет, то возможен вариант проговаривания цифр и параллельной записи организатором.
  3. Время воспроизведения увиденного не ограничивается, но через 8 минут бланк уже можно забирать, так как больше фиксаций по памяти, скорее всего, не будет.

Руководство для проведения теста среди детей среднего школьного возраста:

Взрослый демонстрирует в течение 20 секунд 12 двузначных чисел, настраивая ребят на внимательное запоминание цифр и дальнейшее воспроизведение.
Экспериментатор даёт команду «Внимание!» по прошествии 20 секунд.
Дети выполняют задание в течение минуты, записывая увиденный стимульный материал по памяти.

Алгоритм диагностики старшеклассников:

  1. Детям присваиваются порядковые номера.
  2. Экспериментатор объясняет суть задания: «Сейчас я продемонстрирую 2 таблицы по 12 двузначных чисел в каждой. Плакат в левой руке адресован тем, у кого порядковый номер чётный, а материал в правой — у кого нечётный. Через 20 секунд вы должны воспроизвести как можно больше из увиденного и записать».
  3. Взрослый показывает приготовленный стимульный материал.
  4. В течение минуты школьники фиксируют на листе бумаги то, что успели запомнить.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий