Искусство запоминания: всё о методике «Запомни и расставь точки»

Публикация «Методика адаптированная для слабовидящих детей „Запомни и расставь точки“» размещена в разделах

  • Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022

Авторство приёма приписывается нескольким европейским психологам, работавшим в начале ХХ века с гештальтпсихологией — изучением восприятия мира не как суммы значимых пространственно-наглядных частей, а с точки зрения отдельных элементов целого. С методикой «Запомни и расставь точки» работал и Макс Вертгеймер — один из основоположников теории. В современные отечественные учебники по психологии тест в переработанном виде попал благодаря Виктору Богомолову, преподавателю Московского гештальт института, который рекомендовал приём в своём сборнике «Тестирование детей».

Стимульный материал методики «Запомни и расставь точки» представляет собой 2 листа с 8 квадратами, поделёнными на 16 клеток. В последних в произвольном порядке изображены точки, их количество варьируется (от 2 в первом квадрате до 9 в последнем). Задача испытуемого — посмотреть на расположение отметок и перенести их в пустые квадраты, расположенные на втором листе бланка, сохранив правильный порядок.

Инструкция по организации диагностики:

Педагог разрезает бланк с заполненными квадратами на отдельные фигуры. Ребёнок получает лист с 8 пустыми квадратами. Квадраты с точками экспериментатор складывает стопкой так, чтобы на верхнем было 2 точки, а на нижнем — 9. Все карточки должны лежать изображением вниз с последовательным увеличением количества точек. Далее взрослый оговаривает условия теста: «Я буду показывать карточки по одной. Твоя задача — быстро запомнить, где стоят на ней точки, и изобразить их в таком же порядке на первом квадрате в бланке. Затем я покажу другую карточку, а ты отметишь точки во второй фигуре на своём листе». На запоминание расположения отметок ребёнку выделяется 2–3 секунды, на расставление их в бланке — 15 секунд.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».

Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий, 8-9 баллов — высокий, 6-7 баллов — средний, 4-5 баллов — низкий, 0-3 балла — очень низкий

Данную методику возможно адаптировать для слабовидящих или незрячих детей. Весь диагностический инструментарий должен быть осязаем т. е на границы квадратов на матрицах к занятию нужно сделать выпуклыми (нитка, веревочка и т. д). Кружочки нужно будет не рисовать, а выкладывать. Кружочки необходимо сделать из фетра, картона или любого другого материала, который можно нащупать. Карточки с образцами нужно сделать осязаемые и при проведении диагностики обследуемому ребенку необходимо не только показать карточку, но и дать пощупать для знакомства. Фон на карточках белый, разделительные линии и кружочки должны быть выполнены в ярких цветах.

Детям с нормой на запоминание расположения отметок выделяется 2–3 секунды, на расставление их в бланке — 15 секунд. Слабовидящим и незрячим детям время на ознакомление и расставление увеличиваем либо не ограничиваем.

Оценка и интерпретация результатов

Для оценивания учитель выбирает тот квадрат, на котором ребёнок безошибочно отметил максимальное количество точек. Именно этот фрагмент работы и будет анализироваться:

  • За 6 и более точек школьник получает 10 баллов.
  • За 5 точек — 9. Если одну (кроме верных) ребёнок поставил с шагом в 1 клетку влево, вправо, вниз или вверх, то ставится 8 баллов.
  • За 4 точки — 7. За одну отметку (кроме расставленных правильно), расположенную с шагом в 1 клетку влево, вправо, вниз или вверх, ставится 6 баллов.
  • За 3 точки — 5 баллов. 4 засчитывается по схеме, описанной в предыдущих пунктах.
  • За 2 точки — 3 балла.
  • За 1 точку — 2 балла.

Оценка результатов проводится в соответствии со шкалой:

  • 10 баллов — очень высокий показатель объёма внимания.
  • 8–9 — высокий.
  • 6–7 — средний.
  • 4–5 — низкий.
  • 0–3 — очень низкий.

При средних и низких показателях ребёнку рекомендуется регулярно выполнять:

  • корректурные задания (например, в строчке с буквами вычеркнуть все «А»);
  • упражнения на точное воспроизведение образца (это могут быть тесты, предполагающие расставление цифр в квадратиках в порядке, предложенном в образце);
  • задания в форме игры «Меморина», при котором на столе выкладываются перемешанные карточки с изображёнными парными картинками, а задача школьника – быстро всё перевернуть и найти одинаковые).

Важно, чтобы все упражнения на начальном этапе были ребёнку по силам. В противном случае малыш откажется работать, и никакой пользы не будет

Есть также задания, не требующие стимульного материала, их можно давать ребёнку во время прогулки, похода в школу. Например, предложить ученику за минуту найти как можно больше предметов одного цвета, встречающихся на пути.

Методика «Запомни и расставь точки» помогает оценить показатели внимания младшего школьника, а результаты тестирования позволяют сделать вывод о том, какие именно аспекты нуждаются в коррекции. Вовремя организованная работа по их исправлению способствует эффективной подготовке ученика начальных классов к увеличению объёма информации в среднем и старшем звене.

Коротко об авторе методики, её сути и целях

Тест «Запомни и расставь точки» оценивает особенности психической деятельности ребёнка 6–11 лет, которые обеспечивают наилучшее отражение одних предметов или явлений, но при этом отвлекают от других. Иными словами, методика может выявить качественные показатели объёма внимания школьника. Авторство приёма приписывается нескольким европейским психологам, работавшим в начале ХХ века с гештальтпсихологией — изучением восприятия мира не как суммы значимых пространственно-наглядных частей, а с точки зрения отдельных элементов целого. С методикой «Запомни и расставь точки» работал и Макс Вертгеймер — один из основоположников теории. В современные отечественные учебники по психологии тест в переработанном виде попал благодаря Виктору Богомолову, преподавателю Московского гештальт института, который рекомендовал приём в своём сборнике «Тестирование детей».

Задачи методики «Запомни и расставь точки» состоят в следующем:

  • исследование количества информации, на котором ребёнок может сосредотачиваться;
  • оценка способности качественно отбирать поступающие знания с учётом актуальных потребностей в конкретный промежуток времени;
  • стимулирование длительной и избирательной сосредоточенности на конкретном объекте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий