Методика подготовки и проведения интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Содержание

  • Слайд 1

    Подготовила старший
    воспитатель
    МДОУ детский сад
    «Светлячок»
    Мальцева М.Б.2014г

  • Слайд 2

    В определении
    В целях
    Смене видов деятельности
    Учет возрастных особенностей

  • Слайд 3

    выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
    выявить связи между подобными элементами знаний;
    изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
    учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
    планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
    смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
    выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

  • Слайд 4

  • Слайд 5

    мир познаётся детьми в своём многообразии и единстве;
    развивают потенциал воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности;
    форма проведения нестандартна, интересна;
    интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;
    возможность для творчества педагога.

  • Слайд 6

    формирование в единстве знаний и умений;
    коммуникативность умений;
    повышение интереса к учению;
    снятие напряженности, страха, неуверенности.

  • Слайд 7

    чёткость, компактность материала;
    продуманность и логическая взаимосвязь материала разделов программы;
    взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
    большая информативная ёмкость материала;
    систематичность и доступность изложения материала;
    соблюдения временных рамок занятия.

  • Слайд 8

    темы интегрированных занятий

    1. Одиночные понятия – названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников,профессий

    2. Обобщенные понятия,в состав каких входит определенная система объектов:
    ( лес: совокупность животных, растений, отдых;
    море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;)
     

  • Слайд 9

    способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников;
    способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение;
    расширяют кругозор;
    основываются на нахождении новых связей между фактами;
    эмоционально развивают детей.

  • Слайд 10

    сложность отбора материала;
    подробное структурирование занятия;
    проблема личной совместимости педагогов;
    общий подход к оценке знаний и умений детей;
    согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

  • Слайд 11

    Используемая литература

    С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
    (Приложение к журналу « Управление ДОУ»).(7).

    Н.В Гавриш “Современное занятие” .Методическое пособие- Луганск: Альма –мастер, 2007

  • Слайд 12

    это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное
    проникновение и обогащение
    Интегрированное
    Комплексные
    является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга

  • Слайд 13

    Целью интегрированных и
    комплексных занятий,
    построенных на междисциплинарной
    связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта
    (предмета или явления), осмысленное
    восприятие окружающего мира, побуждение фантазии,
    творчества и интереса, поддержание
    положительно-эмоционального настроения.
    интегрированные
    комплексные

  • Слайд 14

    Объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты.
    На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого.  
    Интегрированное
    В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным.
     

    Комплексное

  • Слайд 15

    Возрастных ограничений
    для проведения комплексных и
    интегрированных занятий с детьми нет.
    Главное – умение воспитателя организовать
    работу детей на занятии, правильный выбор
    темы занятия и его содержания
    интегрированное
    комплексное

  • Слайд 16

  • Слайд 17

Посмотреть все слайды

О чем важно помнить?

Вот еще одно важное свойство: виды деятельности детей на таком занятии нельзя будет строго разделить, они будут плавно перетекать один в другой. Мы можем организовать познавательную деятельность воспитанников таким образом, что они будут вспоминать различные времена года, производить анализ сезонных изменений, учиться различать и группировать весенние цветы, перелетных и зимующих птиц. Затем ненавязчиво можно перейти к речевой игре, проходящая в форме чтения стихов о весне

Физическая активность – это, например, подвижная игра «Весенние цветы», а художественная деятельность – рисунок или аппликация «Подснежник»

Затем ненавязчиво можно перейти к речевой игре, проходящая в форме чтения стихов о весне. Физическая активность – это, например, подвижная игра «Весенние цветы», а художественная деятельность – рисунок или аппликация «Подснежник».

Думаю, такие занятия можно провести и в средней группе ДОУ, только форма подачи материала, конечно, будет более простой. Если у вас, например, 2 младшая группа, то занятие, посвященное весне, скорее всего, будет комплексным, поскольку для малышей все занятия в основном такие.

Ну, это лишь только мои примеры. А как интегрированные занятия проводите вы в детском саду? Может быть, вы еще сможете выделить какие-нибудь особенности, которые не учла я, поделитесь опытом!

Чуть не забыла, могу еще порекомендовать вам одно хорошее пособие Н. Н. Леоновой «Художественно-эстетическое развитие детей 5—7 лет». В нем собраны конспекты занятий, предполагающих обучение детей изобразительной деятельности нестандартными способами. Очень интересно, на мой взгляд!

Выдержка из текста

Комплексными называют занятия, представляющие собой комплекс упражнений, заданий,различной направленности. На подобного рода занятиях, дети развивают моторику, речь, мышление, память и прочие нужные ребёнку навыки.

Полученный и усвоенный детьми материал поможет им освоиться в окружающем мире, всесторонне развиваться и быть воспитанными.

В определённый период очень важной задачей для родителей будет: не дать устать ребёнку от обучения, учитывая его динамичность и подвижность даже во время проведения занятий

Комплексное перспективное планирование поможет преподавателю или воспитателю воплотить интеграцию различного содержания и форм работ

Комплексное перспективное планирование поможет преподавателю или воспитателю воплотить интеграцию различного содержания и форм работ.

Нынешние научные концепии воспитания дошкольников, признают самоценность данного периода детства, выдвигая на первый план развивающую фунцию образования, которая формирует личность ребёнка и его индивидуальне особенности.

Актуальность исследования проблема всестороннего развития детей была затронута многими авторами книг: Комаровой Т. С., Ваильевой М. А. и другими

Объектом исследования дети старших групп

Предметом исследования комплексные занятия, их особенности, структура и методика проведения.

Цель исследования

1. выявить особенности данного типа занятия,

2. рассмотреть структуру и методику проведения,

3. составить конспект занятия в старшей группе комплексного занятия.

Гипотеза Комплексное занятие можно считать успешным, если все его составляющие приведут к условию всестороннего развития детей на этапе дошкольного образования.

Методы исследования изучение методической литературы по заданной теме.

Практическая значимость состоит в том, что в процессе изучения особенностей, структуры и методик проведения комплексных занятий, сформируется определённый пример, направленный на всестороннее развитие детей на этапе дошкольного образования.

Структура исследования во введении обосновывается актуальность исследования и его параметры. В первой главе рассматриваются особенности данного типа занятий. Во второй главе рассматривается структура и методика проведения комплексных занятий. В третьей главе рассматривается примерный конспект комплексного занятия в старшей группе.

Заключение содержит в себе выводы по исследованию.

Список использованных в работе источников: два учебных пособия и 4 статьи.

Знакомство с природой

Обучение творческой личности может быть проведено для всех возрастных категорий детей, посещающих дошкольное учреждение. Однако особенно полезно комплексное занятие в подготовительной группе. Например, это может быть игровое обучение, знакомящее старших дошкольников с осенним сезоном.

В первой части занятия решаются познавательные задачи с одновременным развитием интеллектуальных способностей детей. Воспитатель при этом уточняет имеющиеся у ребят представления об осени, выделяя характерные особенности этого сезона. В указанном процессе особую роль будет играть календарь с наблюдениями изменений природы, который должен быть заготовлен заранее.

Во второй части занятия решаются другие задачи. В этом случае применяется иной вид деятельности дошкольников. Так, к занятию воспитатель организует небольшую выставку на тему осени. В качестве ее экспонатов используются репродукции знаменитых художников, а также фотографии с картинами увядающей природы. Осмотр такой выставки, который вызывает у детей переживание красоты, позволяет решать эстетические задачи воспитания.


В третьей части занятия используются ручная деятельность и художественное творчество дошкольников. Детям предлагается творить по своему желанию и усмотрению. Дошкольники могут рисовать букеты осенних цветов или выполнять поделки из различных природных материалов, создавать аппликации и т. д. Эта часть комплексного занятия позволяет развить у детей художественно-ручное умение.

При правильной организации подобного обучения временные рамки не имеют строгих пределов. Дети не почувствуют усталость и скуку. К тому же педагог всегда может устроить своим воспитанникам веселую физкультминутку.

Особенности интегрированных занятий

Несмотря на общие черты, комплексные и интегрированные уроки демонстрируют различный подход к обучению. Поправьте меня, если я не права! В чем особенность каждого из занятий? Расскажу, как я понимаю это для себя. Возможно, вы видите ситуацию как-то по-другому, буду рада вашим комментариям, так как тема действительно очень сложная!

Думаю, что конкретные примеры сделают мое объяснение более наглядным, поэтому предположим, что мы рассматриваем тему «Весна» в старшей группе ДОУ:

Интегрируя блоки из различных дисциплин, мы будем создавать у детей целостные знания по нашей теме, т. е

формировать у них представление о весне, как о сезонном явлении.
В ходе этого занятия воспитанники обязательно получат новые знания! Но при этом также важно, чтобы у них уже был какой-то определенный «багаж» представлений о весне. Иначе нам просто будет не на чем строить беседу, верно?
Планирование занятия предполагает конструирование материала определенным образом, с построением четкой и продуманной схемы. Я обычно использую интеллектуальные карты

В данном случае в центре у нас будет ключевое понятие («весна»), а другие понятия (времена года, цветы, птицы зимующие и перелетные, основные признаки весны и т. д.) уже будут связаны с ним логически. А как подготовка конспекта проходит у вас, расскажите?

Я обычно использую интеллектуальные карты. В данном случае в центре у нас будет ключевое понятие («весна»), а другие понятия (времена года, цветы, птицы зимующие и перелетные, основные признаки весны и т. д.) уже будут связаны с ним логически. А как подготовка конспекта проходит у вас, расскажите?

В чем разница между инклюзивным и интегрированным образованием?

Авторы Резюме Файлы Ключевые слова Литература

Симонян Р.З.1 Зеленова И.В.1 1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России» Инклюзивным образованием сейчас называют возможность детей с ограниченными возможностями здоровья учиться вместе с обычными детьми. Актуальность статьи связана с реализацией прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование что рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Делается вывод о том, что отличительная черта инклюзивной формы образования – учёт индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».

– 147 с.2. Козырин А.Н. Образование и право на образование // Реформы и право. – 2015. – № 2. – С.2 – 7.3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы».4.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».6. Хазиева Л.Ф. Экономические гарантии реализации конституционного права на образование // Публично-правовые исследования» (электронный журнал). – 2012. – № 4.7. Шилюк Т.О., Жабин Н.А.

Право на образование и его защита // Актуальные проблемы российского права. – 2013. – № 6. – С.698 – 705. В последнее десятилетие в образовательной политике России происходят системные изменения: складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Государство и общество предъявляют новые социальные требования к российскому образованию – обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья,

Как понять интегрированный класс?

Интегрированные классы: что это такое и как в них попасть? — В современном обществе много говорится о предотвращении дискриминации инвалидов здоровыми детьми. Одним из способов достижения равноправия детей с ограниченными возможностями и здоровых школьников является создание интегрированных классов.

  • Многие считают, что дети с особыми возможностями развития при данной форме обучения получат более качественное образование, нежели в специальных учреждениях.
  • Что такое интегрированные классы? Это такие классы, где созданы условия для обучения детей-инвалидов.
  • При этом обучение в них ведется как по программам, соответствующим нарушению детей, так и по программам для массовых школ.

В интегрированные классы детей принимают по решению комиссии, в которую входят психологи, педагоги и медицинские работники. Основание для приема детей в интегрированные или специальные классы является подача заявления родителей, которое оформляется по приказу руководителя учреждения.

Структура урока

В задачи педагога входит не только проведение занятий, но и тщательная подготовка к ним. Он должен спланировать ход занятия, выбрать и подготовить необходимое оборудование, подготовить детей. Для этого составляется план-конспект урока. Что нужно сделать:

  • выбрать формы организации детской деятельности и программные задачи;
  • выбрать методы и приемы проведения урока;
  • подобрать оборудование, дидактические материалы, образцы;
  • провести инструктаж и информирование детей (если необходимо);
  • продумать ход занятия.

Например, если планируется экскурсия, то педагог должен выбрать самый короткий и безопасный маршрут, заранее сходить в выбранное место, определить предметы для обсуждения. Если планируется использовать какие-то приборы, то нужно убедиться в их исправности.

Структура урока включает в себя три части:

  1. Подготовка, организационный этап. Педагог должен оценить состояние детей, их собранность и внимательность. На этом же этапе создается мотивация и интерес к занятию.
  2. Основная часть. Включает в себя постановку проблемы и учебной задачи, объяснение и демонстрацию материала, поиск решения, закрепление знаний и навыков.
  3. Заключение. Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, анализирует успехи, сравнивает результаты, рассказывает о том, что будет обсуждаться на следующем занятии.

В заключение педагог проводит самоанализ, оценивает, удалось ли решить поставленную им педагогическую задачу. Образовательные задачи бывают трех типов: усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН), закрепление ЗУН, творческое применение ЗУН на практике. А также каждое занятие должно решать три главные задачи образовательного процесса в ДОУ: воспитывать, обучать, развивать.

Общие черты интегрированных и комплексных уроков

Согласитесь, сложно понять, чем комплексное занятие отличается от интегрированного, еще и потому, что в литературе часто одно понятие подменяется другим. Вы также, наверное, сталкивались с этой проблемой? Существует также еще и комбинированное занятие. Как вы понимаете в чем его особенность?

Для меня ситуация немного прояснилась, когда, вооружившись вышеупомянутой литературой и опираясь на личный опыт, я выделила некоторые сходные черты интегрированных и комплексных уроков:

  • Содержание обоих занятий концентрируются вокруг одной темы, в отличие от комбинированного, где, как я понимаю, разные виды деятельности просто сменяют друг друга.
  • Такие тематические занятия предполагают наличие междисциплинарных связей.
  • Оба они являются разнонаправленными, а не предметными.
  • Во время них обязательно происходит логически обоснованная и сюжетно связанная смена различных видов деятельности у детей (познавательной, физической, речевой, музыкальной, художественной).

Суть комплексного занятия

Ну что ж, с интегрированными уроками разобрались, теперь переходим к комплексным. Обычно они строятся на уже знакомом ученикам материале. За основу также берется некая общая тема, а разноплановая деятельность учеников строится вокруг нее. Например, теме весны может быть посвящено занятие «Приключения веселого Подснежника», «На весенней полянке» и т. д. Название можно придумать любое!

Конечно, предполагается, что детки уже знают, что подснежник – это весенний цветок, так что это будет уже, скорее, средняя, нежели младшая группа

Вот, что важно: входе этого занятия ребята не расширяют свои знания о свойствах этого цветка и не узнают о том, почему он появляется раньше, чем остальные. Подснежник является лишь главным действующим персонажем. Вот как может быть организована деятельность воспитанников, объединённая общей темой:

Вот как может быть организована деятельность воспитанников, объединённая общей темой:

  • Речевое развитие учеников может проходить в форме занимательной беседы, в ходе которой педагог также будет демонстрировать картины художников, детские рисунки с изображением прихода весны. Этот же этап включает и познавательную деятельность.
  • Далее, вместе с Подснежником на веселом паровозике, ребята могут отправиться на весеннюю полянку в лес (подвижная игра «Чух-чух» для физического развития).
  • По дороге, повстречавшись с ручейком, они споют вместе с ним веселую песенку (музыкальное развитие).
  • На полянке они будут собирать и считать подснежники (математическое развитие).
  • В конце своего путешествия они сделают весеннюю аппликацию (художественное развитие).

Смена действий во время такого занятия обычно прослеживается очень четко. Это объясняется тем, что они направлены на развитие определенных навыков, а не на формирование целостных представлений о весне, как о сезонном изменении, в нашем случае.

Опять-таки, это лишь мой пример, возможно, вы можете рассказать о каких-то своих интересных занятиях? Оставляйте свои комментарии, буду рада поучиться у коллег!

Что такое интеграция видов деятельности?

Интегрированное занятие – соединение знаний их разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития.

Что такое интеграция в школе?

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.

  1. Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, развития творческого потенциала педагогических коллективов с целью эффективного и разумного воздействия на учащихся.
  2. Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей.

В отечественной и зарубежной педагогической науке имеется богатый опыт исследования проблем интеграции. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский.

  • внутрипредметная — интеграция понятий, знаний, умений и т.д. внутри отдельных предметов;
  • межпредметная — синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • транспредметная — синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Главными идеями интегративного обучения являются:

личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);

формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);

приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);

  • системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);
  • проблемность обучения;
  • рефлексия деятельности;
  • -диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).

Цель интегративного образования: формирование целостного видения мира. Внутри интегративного образования можно выделить отдельные технологии:

  • интеграцию;
  • проектные технологии;
  • технологии образования в глобальном информационном сообществе;
  • преподавание крупных систематических учебных курсов на основе Интернета.

При планировании интегрированных уроков учитывается следующее:

объединяются блоки знаний, поэтому важно правильно определить главную цель урока;
из содержания предметов берутся те сведения, которые необходимы для реализации цели;
устанавливается большое количество связей в содержании учебного материала;
части интегрированного содержания планируются так, чтобы стали необходимым звеном урока и получили окончательное завершение;
требуются тщательный выбор методов и средств обучения и определение нагрузки учащихся на уроке.

Процесс интеграции требует выполнения определённых условий: объекты исследования совпадают, либо достаточно близки; в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Заключение

В современной российской системе дошкольного образования наметились позитивные тенденции, направленные на формирование гармонически развитой личности, которая не будет испытывать проблем с социальной адаптацией. Любые занятия по художественной лепке, творческой живописи, логической математике, развитию речи осуществляются по специальной программе, которую воспитатель разрабатывает на основании требований федеральных стандартов второго поколения. Тематические планирования по всем направлениям деятельности сначала рассматриваются на методических объединениях педагогов, только после этого программы используют в работе с дошкольниками.

Если в традиционной системе, существовавшей во времена Советского Союза, детские дошкольные учреждения являлись центром подготовки к школьному процессу, обучению грамоте и основам арифметики, то в настоящее время перед ними поставлена совсем другая задача – развитие творческой личности, способной к самообразованию

Особое внимание отводится формированию гражданственности, чувства патриотизма в подрастающем поколении. Для этого на занятиях используется региональный компонент, дети узнают историю своего края, знакомятся с интересными людьми

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий