Инновационная деятельность в детском саду

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием

Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

Личностно – ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  • Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

  • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
  • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
  • оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
  • заключительная оценка результата – уровень развития дошкольника.

Основные современные образовательные технологии

В число базовых современных образовательных технологий включены следующие:

Здоровьесберегающие. Здоровье детей – это основная цель, которая стоит перед воспитателями и педагогами. Она включает в себя развитие у ребенка навыков и умений по соблюдению здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии внедряются на всех уровнях – физическом, психологическом, информационном. Построение такой технологии зависит от типа ДОУ, условий и длительности пребывания в нем детей, программы и профессионального уровня воспитателя, состояния здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии, использующиеся в работе ДОУ, делятся на следующие категории:

  1. Медицинская профилактика.
  2. Оздоровительная физкультура.
  3. Социально-психологическое благополучие.
  4. Сохранение и укрепление здоровья педагогического состава.
  5. Образование (обучение правилам сохранения здоровья).
  6. Здоровый образ жизни.
  7. Развивающая сенсорная среда.

Технологии проектной деятельности. Она ставит перед собой цели развития межличностных взаимодействий между воспитанниками, которые достигаются путем использования различных видов проектов:

  1. Игровые.
  2. Экскурсионные.
  3. Повествовательные.
  4. Конструктивные.

Существует огромное количество проектов, которые делятся по различным принципам: по используемому методу, содержанию, типу включения воспитанника в проект, контактам, числу участников, длительности.

  • Технология исследовательской деятельности. Они поддерживают и развивают у детей желание и стремление исследовать окружающий мир всеми доступными им методами и способами.
  • Информационно-коммуникационные. Современные дети растут в совершенно ином мире, чем их родители. Именно поэтому в обучение требуется вводить не только инновационные методы обучения и воспитания, но и проводить их с использованием достижений современной науки и техники, включая компьютеры и различные электронные устройства.
  • Технологии, ориентированные на развитие личности. Ребенку должно предоставляться достаточно времени для игры.
  • Портфолио дошкольника и воспитателя. Это способ создания своеобразного документа, свидетельствующего о достижениях как воспитанника, так и его воспитателя.
  • Игровая технология и многие другие. Обучение в процессе игры является наиболее естественным и понятным для ребенка, именно поэтому в этот процесс необходимо органично вписывать все виды используемых воспитательных и образовательных методик.

Продуктивное использование новых образовательных технологий у воспитателя означает значительное увеличение качества образования и воспитания у дошкольников, более современный подход к ним, соответствие постоянно меняющимся требованиям к уровню педагогического процесса.

Технология игрового обучения

Игровая технология представляет собой способ организации обучения в форме различных педагогических игр, предполагает моделирование ситуаций, создание сюжета и персонажей, а также поиск необходимых действий для выполнения задания в соответствии с установленными правилами.

Основным субъектом игрового процесса является ребенок: им осуществляется действие и на него же направлен конечный результат. Вместе с тем педагогические игры организуются по инициативе и под контролем воспитателя. Им осуществляется выбор и подготовка материала, вовлечение детей, управление ходом самой игры и подведение итогов.

Обучающий процесс осуществляется в рамках заданной последовательности:

  1. Постановка дидактической цели в форме задания.
  2. Определение правил и условий, установка границ допустимых действий.
  3. Обучение посредством выполнения задания.
  4. Достижение цели, связанное с игровым результатом.

Использование игрового материала в воспитании дошкольников имеет ряд преимуществ:

повышает эффективность освоения знаний;
развивает память, внимание, творческое мышление;
учит отличать и обобщать предметы по характерным признакам;
отделять вымысел от реальности;
развивает быстроту реакции и смекалку.

Сфера применения игровых технологий в работе ДОУ практически безгранична, так как игра — основной вид активности ребенка. Действуя в игровой ситуации, дошкольники (в том числе дети коррекционных групп) эффективнее усваивают материал любой сложности. Так, например, использование словесных, настольных и подвижных игр с текстами на занятиях по развитию речи позволяет обогатить словарный запас ребенка и способствует повышению его речевой активности.

Игровые технологии

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

  • которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
  • которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
  • которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

Автор — Даниленко Мария. 

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) дошкольного образования представляют собой комплекс учебно-методических материалов, основанный на применении технических средств и программного обеспечения в воспитании детей и направленный на совершенствование педагогической деятельности работников дошкольных учреждений.

ИКТ предусматривают использование в педагогическом процессе обучающих видеофильмов, аудиозаписей, мультимедийных презентаций, электронных пособий и т. п.

В зависимости от цели использования технических средств выделяют следующие типы внедрения ИКТ в образовательный процесс:

  • способ ретрансляции нового знания;
  • инструмент познания себя и творческого развития ребенка;
  • объект изучения;
  • средство автоматизированного контроля результатов и последующей коррекции обучения.

Использование информационных средств и электронных учебных комплексов имеет ряд преимуществ:

интегрирует аудиовизуальную информацию, развивает мыслеобразное восприятие ребенка;
дает возможность моделировать неожиданные ситуации, нехарактерные для повседневной жизни;
активизирует внимание детей посредством иллюстративного материала;
в развлекательной форме развивает навыки владения компьютером и мультимедийными приложениями в раннем возрасте.

Роль личностно-ориентированных и игровых технологий в ДОУ

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях. В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Организация инновационной деятельности в ДОУ

Определение 1

Инновационная деятельность в образовательной сфере – это система мероприятий, направленных на внедрение новшеств в образовательный процесс, благодаря которым реализуется его обновление и развитие.

Внедрение инноваций в работу дошкольной образовательной организации направлено на улучшение ее функционирования, повышение качества предоставления дошкольных образовательных услуг.

Инновационные направления деятельности в ДОУ позволяют сделать воспитательный процесс вариативным, удовлетворить запросы семьи и потребности ребенка в социальном становлении и личностном развитии.

Включение инноваций в организационную работу деятельности ДОУ требует от руководства мотивации всего коллектива работников к новшествам. Инновации должны внедряться с учетом уровня профессионального развития педагогов, их психологической готовности к изменениям и новшествам, к способности и готовности использовать новые методы и технологии работы, творческой ориентации деятельности, готовности брать на себя большие объемы педагогической работы и новых видов нагрузки.

Рисунок 1. Инновационная работа в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К основным направлениям организационной работы инновационной деятельности ДОУ относятся следующие:

  1. Создание специальных подразделений в детском саду, т. е. групп педагогов, занимающихся разработкой творческих мероприятий, выявлением и анализом проблем;
  2. Применение активных форм методической работы с педагогическим коллективом т.е. использовании инновационных направлений деятельности – деловых игр, моделирования, проектных методов;
  3. Создание программ профессионального роста и развития педагогов, их обучения и переобучения, с учетом особенностей личностного развития, потребностей и возможностей каждого педагога, уровня их профессионального развития и квалификационных характеристик;
  4. Поиск информации о передовом педагогическом опыте деятельности в области внедрения инновационных продуктов в работу ДОУ;
  5. Создание картотеки и видеотеки информационного материала, методических разработок, затрагивающих внедрение инновационных продуктов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса ДОУ.

Инновационная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы она способствовала повышению качества образования и эффективности воспитательной работы педагогов.

Организация инновационной деятельности ДОУ ориентирована на решение следующих задач:

  • Развитие личности каждого воспитанника, с учетом проявления его индивидуальности.
  • Формирование навыков самостоятельности и инициативности дошкольников.
  • Активизация творческого самовыражения и раскрытие творческого потенциала дошкольников.
  • Развитие мотивации к исследованию и познанию.
  • Развитие мотивации к активным видам деятельности воспитанников: физической, творческой, умственной.
  • Формирование навыков креативного мышления.
  • Повышение уровня умственного развития дошкольников.
  • Развитие духовно обогащенной и нравственно-ориентированной личности.

Проблема продуктивного использования современных образовательных технологий в ДОУ

Большинство образовательных технологий и методик требуют многочисленного иллюстративного и познавательного материала, оформления огромного количества документации и отчетов, повышения уровня владения компьютерами среди персонала (для создания простейших презентаций).

Большая занятость воспитателя негативно сказывается на внедрении инновационных технологий в процесс образования

Во многих государственных дошкольных учреждениях не находятся компьютеры для каждого педагога, а также нет достаточного количества дидактических материалов и игр. Из-за высокой занятости воспитателей и других педагогов дошкольного образования, у них не находится времени на поиск и оформление хорошего иллюстративного и познавательного материала для занятий. Поэтому из года в год практикуется использование одних и тех же игр, без особых инноваций.

Компьютерные игры в детском саду

Особенности развивающих технологий дошкольного учреждения

Развивающие технологии в дошкольных учреждениях должны быть мобильными — меняться и адаптироваться под данное время. В данный момент дети охотнее изучают русские сказки с помощью современных технологий (проекторов, интересных презентаций и т. д.), а не садясь в круг, и слушая монотонный голос воспитателя. Но во всем требуется мера, поэтому инновационные технологии основываются на традиционных методах воспитания, улучшенных и дополненных современными исследованиями.

В 21 веке человек обязан быстро усваивать информацию, подстраиваться под меняющийся мир и ежедневно находить в нем свое место, обладать гибкостью мышления и коммуникабельностью. Для продуктивной работы с дошкольниками необходимо анализировать и внедрять современные технологии обучения в педагогический процесс.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  • наставником в выборе компьютерных программ,
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер
  • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • Возрастное соответствие
  • Занимательность.

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Проектные технологии

Под проектной технологией понимается методика обучения, которая обеспечивает последовательное выполнение детьми образовательного, исследовательского либо творческого задания, направленного на создание проекта.

Этот метод основывается на индивидуальных интересах и повышает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Приобретаемые в ходе подготовки проекта знания становятся частью их личного опыта.

Отличительной чертой рассматриваемой деятельности для дошкольных учреждений является специфический характер сотрудничества, при котором дети, педагоги и родители принимают участие в подготовке материалов.Это обусловлено тем, что ребенок не осознает противоречий в окружающем мире, в результате возникает потребность активного вовлечения взрослого для формулировки проблемы, определения замысла и постановки цели.

В зависимости от вида реализуемой деятельности обучающие проекты делятся на:

  • игровые (предполагают исполнение детьми распределенных ролей в вымышленных ситуациях);
  • творческие (нацелены на раскрытие созидательного потенциала, предусматривают создание праздника, выставки рисунков, любимых игрушек и т. д.);
  • практико-ориентированные (направлены на результат и связаны с формированием социальных ценностей ребенка: посадка и уход за растением, создание генеалогического древа, рассказ о своей будущей профессии);
  • познавательные (сбор информации о каком-то объекте действительности, моделирование процесса).

Проект всегда ограничен по времени, однако полученные знания используются и после его завершения. С этой целью материалы могут быть собраны в интерактивную папку (лэпбук). Она представляет собой мини-книжку с конвертами, кармашками и раскрывающимися окошками. В ней аккумулируется материал по теме: выполненные задания, результаты наблюдений, фотографии и пр. Создание интерактивной папки способствует систематизации новых знаний в занимательной форме, а также в дальнейшем позволит быстро их вспомнить.

Проектные технологии

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:

  • Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
  • Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
  • Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
  • Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Древо семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Растения вокруг нас»).

Применение лэпбука

Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.

Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д.

Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое. Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод — привычный для этого способ. Новаторским является использование так называемых карточек фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается.

Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети проводят опыты, опираясь на информационные карточки, а также отмечают там все свои наблюдения.

Разработка инновационного проекта в детском саду

Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:

  • выбор направления инновационной работы;
  • разработку концепции и программы инновационной деятельности;
  • создание условий для реализации инновационного проекта;
  • подготовку и грамотное введение документации по инновационной деятельности.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств – технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Примеры авторских педагогических технологий

В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.

Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.

Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.

Принципы развивающего обучения

Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.

Педагогика сотрудничества отличается:

  • единством обучения и воспитания;
  • гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
  • педагогикой отношений.

Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.

Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.

ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.

В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.

Суть ТРИЗ

Технология проблемного обучения Дж. Дьюи

Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.

Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.

Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.

Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:

– эвристические беседы;

– постановка и решение вопросов проблемного характера;

– наблюдения;

– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

– опыты;

– фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

– подражание голосам и звукам природы;

– использование художественного слова;

– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

– трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение воздуха, воды.
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.

3. Путешествие по карте

  • Стороны света.
  • Рельефы местности.
  • Природные ландшафты и их обитатели.
  • Части света, их природные и культурные «метки» – символы.

4. Путешествие по «реке времени»

  • Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  • История жилища и благоустройства.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий