Индивидуальная работа с детьми средней группы

Цели

Посещение детского дошкольного учреждения (ДОУ) детьми является неотъемлемой частью их психологического и нравственного развития

В этот момент ребенок познает мир в окружении очень важной для него группы людей – сверстников. И если роль воспитателя прекрасно может заменить мама, в случае, конечно же, если у нее есть на это время и она освобождена от работы, то заменить общение с малышами такого же возраста ребенку не смогут окружающие его дома игрушки и игровые приспособления

Поэтому умалять значение и важность посещения ребенком детского сада не стоит: игнорировать положенную ребенку среду обитания в этот период нельзя. Мамам, которые в силу каких-то индивидуальных причин и предпочтений не желают отдавать деток в садик, стоит взять этот момент на заметку и учесть потребности их малышей, поставив их приоритеты выше своих.

Как известно, средняя группа предполагает воспитание ребят в возрасте 4-5 лет. Индивидуальная работа с детьми в средней группе предполагает массу всевозможных направлений развития. Какие цели и задачи стоят перед воспитателями в процессе обучения и прививания детям новых навыков и умений в этот период?

  • Поддержание здоровья малышей, закаливание и совершенствование функций их организма.
  • Повышение самостоятельной двигательной и творческой активности.
  • Формирование умений и навыков в правильном ориентировании двигательного аппарата – предполагает наблюдение за осанкой детей при любых движениях, а также воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Развитие у детей наблюдательности и любознательности – осуществляется посредством знакомства с различными предметами, с их цветом, формой, величиной, а также с другими явлениями жизни и природы. В этот момент ребята учатся сравнивать разные вещи по этим признакам, а также группировать их и уметь устанавливать простые связи между ними.
  • Воспитание любви к отчему дому, к родине, к детсаду, к родному краю.
  • Углубление работы в плане обогащения и уточнения словарного запаса, совершенствования разговорной культуры, а также помощь активного участия в беседе по определенной тематике, составление рассказов, исходя из созерцаемых изображений, игрушек или личного опыта.
  • Развитие у детей понятия о множестве – о группе различных предметов, как целого, состоящего из частей.
  • Обучение детей счету до пяти – предусматривает формирование представлений у них о равенствах и неравенствах, исходя из умений считать и сравнивать количество предметов.
  • Прививание детям интереса ко всевозможным видам игр, побуждение к активному движению, возможности выбирать конкретную игру.
  • Обучение детей в процессе игры следованию правилам поведения.
  • Первое знакомство с существующими профессиями на примере их родных и близких, с упором на значение их труда, а также совершенствование на этом фоне у детей собственного умения трудиться.
  • Воспитание в ребятах исполнительности, стремления приводить свои действия к какому-то результату, участвовать в коллективном труде, понимать то, для чего осуществляется этот труд.
  • Нравственная работа с малышами – воспитание в них таких качеств, как доброжелательность, справедливость, скромность.
  • Прививание бережного отношения к предметам, вещам, книгам, игрушкам.
  • Ознакомление с эстетическим восприятием окружающего, выработка нравственно-эстетических чувств ввиду общения с природой, в бытовых условиях, во всевозможных играх.
  • Формирование у детей понимания о том, что хочет показать автор в своем произведении – в музыке, в пении, в художестве, в рассказе.
  • Воспитание интереса к творчеству – проведение различных занятий по рисованию, постановок с ролевыми участиями, организация работ с лепкой из пластилина, обучение выразительному чтению стихов, движениям под музыку и прочее.
  • Приобщение детей к культурным ценностям и формирование у них опыта социального общения с окружающими.

Словом, индивидуальная работа с детьми в средней группе предполагает обширный спектр поставленных перед воспитателями задач на прививание детям азов восприятия окружающего мира и обучения новым навыкам.

Виды и задачи индивидуальной работы с дошкольниками средней группы

Индивидуальная работа в средней группе делится на четыре основных вида в зависимости от основных задач:

  • коррекционная;
  • компенсирующая;
  • дополнительная;
  • развивающая.

Коррекционную работу в большинстве детсадов ведут с малышами, имеющими определённые нарушения развития, к примеру, осанки, звукопроизношения, поведенческих реакций. Дошкольные учреждения, в которых созданы специальные условия, предоставляют образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВР), обеспечивая наиболее комфортное получение дошкольного образования для такой категории воспитанников.

Ребёнок на приёме у логопеда: в коррекционной работе без помощи квалифицированного специалиста не обойтись

Осуществляют коррекционную работу в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) квалифицированные специалисты: логопед, психолог, инструктор по физкультуре. Вся коррекционная работа должна вестись с ведома и согласия родителей или законных представителей ребёнка. О её ходе, прогрессе, проблемах малыша родителям или представителям специалист сообщает наедине, в отсутствие других родителей, в наиболее мягкой и доброжелательной форме.

Главной задачей компенсирующих занятий является «навёрстывание упущенного», то есть быстрое восполнение пробелов в знаниях и умениях ребёнка, не посещавшего ДОУ долгое время (по болезни, из-за отпуска, санаторно-курортного лечения), а также новичков, которые в детский сад не ходили вообще и, естественно, знают и умеют меньше одногруппников. Проводит этот вид работы воспитатель группы на основе мониторинга (наблюдения, бесед, опросов, анализа участия воспитанников в занятиях).

Дополнительная работа проводится с детьми, которые выказывают яркий и стойкий интерес к определённым видам деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной, исследовательской, познавательной и др.). Её осуществляют путём включения детей в различные кружки по интересам, а также проводят беседы, дидактические игры, поощряют дошкольников к самостоятельной деятельности в выбранном направлении.

Воспитатель может позаниматься с малышом и театральным искусством, если дошкольнику это интересно и в радость

Встречаются в группах пятого года жизни детишки, интересующиеся лабиринтами, играми-квестами, головоломками. Для них в свободном доступе всегда должны быть логические игры, предметные и печатные. Поначалу педагог индивидуально занимается с детьми, используя игровой стимульный материал, потом побуждает ребят к самостоятельной игровой деятельности с его использованием.

Но наиболее часто проводится ежедневная индивидуальная работа с детьми группы по всем направлениям развития (образовательным областям), предусмотренным ФГОС:

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое развитие.

Её основные задачи:

  • совершенствование знания, умений и навыков детей;
  • повышение интереса к совместной образовательной, познавательной деятельности с педагогом;
  • раскрытие и реализация способностей, увлечений детей;
  • создание наиболее комфортных условий пребывания малышей в детском саду, обеспечение лёгкого «вхождения» в детский коллектив и образовательную деятельность.

Планирует и проводит развивающие индивидуальные занятия воспитатель, он же анализирует результаты работы и намечает систему дальнейших действий, направление развития каждого воспитанника.

в детском саду

Кроме работы с детьми, педагоги активно проводят работу с родителями. В нее входит партнерство родителей и воспитателей, обсуждение целей и задач работы педагогов второй младшей группы, изучение родителей и их отношения к воспитанию в семье.

Педагоги и психологи проводят привлекают их к участию в деятельности группы, создают условия для совместного времяпровождения ребенка и родителей за художественно-эстетической работой с целью улучшить взаимосвязь и понимание между ними.

Родительское собрание во второй младшей группе подразумевает собой беседы и полное информирование родителей о предстоящей и проделанной работе педагогов.

Особенности трудовых поручений

Трудовые поручения имеют свои особенности:

  • Трудовое поручение дается взрослым ребенку. В дошкольном возрасте, дети способны к выполнению заданий, исходящих от взрослого;
  • Любое поручение имеет конкретное целевое назначение и задачи, которые необходимо разрешить за счет его выполнения;
  • Трудовые поручения имеют четко установленную ориентацию на достижение конкретного результата деятельности;
  • Трудовые поручения легко поддаются контролю за их выполнением и координации действий ребенка, в ходе выполнения поручения;
  • Трудовые поручения развивают у детей навыки доведения начатого дела до конца;
  • Трудовые поручения содержат требовательный компонент, что развивает целенаправленность действий у ребенка;
  • Трудовые поручения развивают деловую обстановку в детском коллективе и развивают трудовую направленность их жизнедеятельности.

Подготовительный просмотр:

«План персональной работы с детками 2-ой младшей группы»

На январь 2021года

Отношение к труду.

  • Д/ игра «Помоги накормить куклу» — учить именовать посуду, продукты питания.
  • Д/ игра «Помощники» — учить определять предметы для различных профессий.
  • Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.
  • Д/ игра «оденем куклу» — самообслуживание и помощь другим.
  • Д/ игра «Инструмент для работы» — учить узнавать предметы для работы.
  • Д/ упражнение «Поручение» — учить помогать взрослым, друзьям.
  • Д/ упражнение «Где живет мусор?» — учить соблюдать порядок, чистоту.
  • Д/ игра «Чудесный мешочек» — учить определять геометрические фигуры.
  • Д/ игра « Гости» — учить определять много и один»
  • Д/ игра «Помоги мишке» — найти высоко – низковато, обширно – узко.
  • Д/ игра «Дорожки» — один, много, счет до 3-х.
  • Д/ игра «Собери пирамидку» — закрепление цвета и размера.
  • Д/ игра «Нанизывание огромных и малеханьких колец» — величина и счет.
  • Д/ игра « Постройка башенки из кубиков» — размер, цвет.
  • Пальчиковые игры.
  • Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, хоть какой предмет – елочку и т.д.
  • Д/ игра «Урожай» — счет до 3-х.
  • Д/ игра «Лети шарик» — ввысь, вниз, на, под.
  • Д/ игра «Цветные палочки» — цвета, размещение на листе.
  • Д/ игра «Воздушные шарики» — цвета, формы.
  • Д/ игра «Собери картинку» — цвета, формы, размещение.
  • Мозаики,шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие маленькой моторики
  • Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей», « подбери» — навык верно держать кисточку, карандаш.
  • Д/ упражнения «Что лишнее» — развитие внимания.
  • Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» — цвет, части деталей, тела.
  • Д/ игра « Какой» — отличать и именовать цвета
  • Д/ упражнения «Рисование в воздухе» — развитие кисти рук.
  • Пальчиковая гимнастика, с предметами.
  1. Эвелина
  2. Саша
  3. Ульяна
  4. Аня
  5. Ксения
  6. Анита

Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить припас понимаемых слов.

Д/ игра «Покажи картинку» — отличать детали, закреплять правильное произношение.

Д/ игра « Повтори потешку, стихотворение» — договаривать слова, фразы, запоминать.

Д/ игра «Водичка» — опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.

Д/ игра « Повтори» — учить создавать звуки животных.

Д/ упражнение «Угадай, что звучит» — упражнение звукопроизношение.

Д/ упражнение «Выставка игрушек» — сформировывать активный словарь, повторять за взрослым.

Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» — упражнение звукопроизношением.

Д/ игра « Отгадай и назови» — предназначение предметов, активизировать слова.

Д/ игра «Узнай по голосу» — звукопроизношение, подражание.

Картотека (младшая группа) на тему: Персональная работа с детками 2-ой младшей группы «Декабрь».

2-ая младшая группа.

Персональная работа в режимных моментах.

Развитие речи, простые математические представления, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы.

Методические приёмы, используемые в средней группе ДОУ

Приёмы, которые применяет педагог в индивидуальной работе с малышами, очень разнообразны:

  • словесные (рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание);
  • наглядные (показ иллюстраций, макетов, предметов);
  • практические (упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент).

Выбор приёмов зависит от места проведения работы и особенностей ребёнка: одному достаточно объяснения, другому необходимо увидеть показ действия, получить подробную инструкцию педагога.

Большое значение имеют игровые приёмы, ведь на пятом году жизни игра является ведущей и наиболее естественной деятельностью детей. Из игровых приёмов удачными будут привлечение сказочных и мультипликационных персонажей, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций. Однако, если индивидуальная работа ведётся в группе в присутствии других детей, игровые ситуации не должны озвучиваться громко, используемые игрушки и наглядность — быть слишком большими, яркими. Иначе все воспитанники захотят принять участие в игре, и занятие будет сорвано.

Таблица: примеры методических приёмов, актуальных для средней группы

Приём
Использование малых фольклорных форм, художественных произведений (воспитание культурно-гигиенических навыков)Воспитатель:— Таня, хочешь узнать, какой интересный стишок про девочку Таню, которая умела красиво сидеть за столом и правильно есть, я недавно нашла?

Это ведь стишок о тебе, ты тоже умеешь красиво сидеть за столом, правильно держать ложку! И Таня, и все наши ребята — умницы и молодцы.

Просьба о помощи педагогу(в дидактической игре «Сложи картинку»)Воспитатель:— Юра, ты не мог бы мне помочь? В этом конверте лежат части двух разных картинок, они перепутались. Мне очень нужна твоя помощь. Собери, пожалуйста, эти картинки правильно и разложи по двум конвертам. Справишься? Если тебе будет трудно, можешь позвать на помощь меня или ребят.
Просьба о помощи персонажу (отработка техники лепки из шара)— Катя, Оля, посмотрите, какой грустные котята. Они хотят попить молочка, но у них нет мисочек. Вы помните, мы недавно лепили тарелочки для яблок? Мисочка лепится точно так же. Скатываем шарик, вдавливаем середину, слегка сплюснем. Сделаете мисочки для котят, поможете их покормить?
Сюрпризный момент (дидактическая игра «Узнай на ощупь» с природным материалом)Воспитатель:— Женя, посмотри, кто пришёл к нам в гости. Весёлый бельчонок! Он принёс вот такой красивый мешочек, в нём лежат разные предметы (шишка, орех, яблоко, огурец, конфета). Давай попробуем поиграть с бельчонком: отгадаем, что он принёс, а потом определим, что может съесть бельчонок, а что он не будет кушать.
Создание проблемной ситуации (дидактическое упражнение «Гаражи и машины»)Воспитатель:— Максим, посмотри, какие замечательные машины у нас есть. А вот и гаражи для них (плоскостные изображения 5 машин и 5 гаражей разного размера), надо поставить каждую машину в свой гараж. Но их так много… Как же быть? Как думаешь, если разложить все машины в ряд от большой до маленькой, как найти им гараж? Да, гаражи тоже разложим от большого к маленькому. Молодец!

Подбирая задания для детей, воспитатель должен учитывать их увлечения, а также гендерную принадлежность. Большинству девочек нравятся куклы, зверята, а мальчикам — техника (роботы, транспорт). Но оказывать помощь, отгадывать загадки, искать спрятанные предметы любят все без исключения.

Детям средней группы уже доступно понимание юмора, шутки, небылицы, и произведения шутливого содержания можно использовать в работе с ними

Работы по ФЭМП

На этапе осуществления воспитателями индивидуальных работ по формируются задатки логического мышления с математическим уклоном или приверженностью к занятиям более гуманитарного характера. Упражнения по ФЭМП, как основа формирования элементарных математических представлений у ребенка, имеют серьезное значение для познания им окружающего мира со всеми его закономерностями в дошкольном образовательном процессе. Какие цели стоят перед педагогами, воспитывающими и прививающими математические навыки у детей средней группы?

  • Закрепление умений ребят определять размер и форму вещей и предметов на фоне их сопоставления с различными геометрическими фигурами.
  • Сравнение предметов по величине, ширине, высоте.
  • Формирование навыков количественного счета в пределах пяти с соблюдением порядковой нумерации.
  • Упражнения со сравнениями множеств.
  • Развитие умений пространственного ориентирования — реакция на происходящее впереди, сзади, с левой стороны, с правой стороны, по центру.
  • Соотношение определенных видов деятельности с конкретными промежутками времени — в утренние, дневные, вечерние, ночные часы.
  • Развитие памяти, внимательности, логического мышления.

Картотека индивидуальных работ по ФЭМП в средней группе предусматривает всевозможные занятия, которые помогают воспитателям этих целей добиться. Вот примерный перечень возможных игр, которые развивают элементарные математические представления у ребенка на 4-5 году жизни:

1) «Какие бывают фигуры» — воспитатель демонстрирует различные простые геометрические фигуры, вырезанные из картона и выкрашенные в разные цвета, и акцентирует внимание детей на их особенности (количество углов, форму, продолговатость). 2) «Соберем бусы» — в центре внимания перед ребятам находится лента, на которую насажены различные предметы разных форм: шарики, кубики, треугольные пирамидки, и задача детей отсортировать по форме схожие предметы, отвлекаясь также на цветовую гамму и размерные особенности фигурок. 2) «Соберем бусы» — в центре внимания перед ребятам находится лента, на которую насажены различные предметы разных форм: шарики, кубики, треугольные пирамидки, и задача детей отсортировать по форме схожие предметы, отвлекаясь также на цветовую гамму и размерные особенности фигурок

2) «Соберем бусы» — в центре внимания перед ребятам находится лента, на которую насажены различные предметы разных форм: шарики, кубики, треугольные пирамидки, и задача детей отсортировать по форме схожие предметы, отвлекаясь также на цветовую гамму и размерные особенности фигурок.

3) «У кого хвост длиннее» — игра ориентирована на понимание понятия длины; ребята перебирают различные игрушки в виде зверушек и методом сравнительного анализа выявляют, чей хвост длиннее.

4) «Правильный счет» — основывается на выработке у детей умения считать до пяти, при этом детишки становятся в кружок и перебрасывают друг другу мяч, называя цифру от одного до пяти, а поймавший продолжает счет, бросая мячик следующему.

И таких игр в картотеках индивидуальной работы по ФЭМП средней группы очень и очень много. Все они направлены на знакомство ребят с элементарными математическими принципами.

Основные цели и задачи познавательного развития у детей 4-5 лет

Главные задачи познавательной деятельности заключаются в том, чтобы поощрять любознательность, выявлять интересы малыша, формировать действия, которые направлены на познание окружающего мира, и развивать творческие задатки. Кроме этого, к основным целям относится следующее:

  • формирование знаний о себе, как о личности;
  • ознакомление с такими понятиями, как цвет, форма, объем и количество;
  • дети изучают свою родину, знакомятся с культурными ценностями и обычаями своей страны.

Кроме этого, карапузы постепенно узнают о том, что животный и растительный мир может быть многообразным, поскольку во время занятий работают с местными экземплярами.

Формирование математических представлений у детей

Математические знания играют важную роль в развитии ребенка, ведь с помощью различных приемов у детей формируются дочисловые и числовые представления и знания о формах, размерах и расположении предметов в пространстве. А это, в свою очередь, нужно для обеспечения общей развивающей направленности, обучения, связи с умственным и речевым развитием.

Познавательно-исследовательская деятельность и сенсорное развитие

Зарождение познавательно-исследовательской деятельности происходит в раннем возрасте на основе предметно-манипулятивного познания. Является простым и «бесцельным» экспериментированием с вещами, в процессе которого появляется категоризация предметов по цвету, форме, назначению. Также происходит освоение сенсорных эталонов и простых орудийных действий.

Развитие сенсорики в саду

Что касается сенсорного воспитания, то с его помощью ребенок изучает стандартные внешние свойства предметов: их цвет, размер, а также аромат и вкус. Возраст 4-5 лет наиболее подходит для того, чтобы совершенствовать органы осязания и накапливать представления об окружающем мире.

Знакомство с миром предметов

На 4-5 году жизни у ребенка формируются представления о предметах и природных явлениях, с которыми карапуз часто сталкивается. Во время предметно-чувственного воспитания на занятиях или в игре дошкольник наблюдает, выделяет и определяет отдельные признаки овощей, растений и домашних животных, а также учится различать признаки зимы, весны, осени и лета.

Занятие по рисованию на тему «Весна» в подготовительных группах

Важно! С помощью таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и величина, малыши сравнивают явления и предметы и объединяют их в группы по внешним характеристикам

Ознакомление с социумом

Детские психологи и педагоги утверждают, что приоритетное направление для ознакомления с социумом заключается в том, чтобы сформировать основы базовой культуры личности, подготовить дошкольника к жизни в современном обществе и развить творческий потенциал. Для взаимодействия с семьей и социумом педагогам следует как можно чаще устраивать экскурсии к объектам, которые находятся за территорией детского сада.

Знакомство с миром природы и экологическое воспитание

Важным социальным значением для всего общества отличается экологическое воспитание детей средней группы ДОУ

Крайне важно, чтобы основы экологической культуры в человеческой личности были заложены своевременно

Воспитатель должен рассказывать малышам, как животным в лесу предстоит зимовать, и направлять активную деятельность детей на то, чтобы они осознанно сохраняли природу (домашних питомцев, птиц), владели экологическими знаниями и нравственно относились к миру и космосу. Также не лишним будет изучить с дошкольниками все месяцы (январь, февраль, март и т. д.).

Карта индивидуального развития ребёнка

Карту индивидуального развития ребёнка составляется в таких целях:

  • Обеспечение индивидуализации образования.
  • Контроль за развитием ребёнка, составление индивидуальной траектории развития с учётом его потребностей и возможностей.
  • Укрепление связи между ДОУ и школой.
  • Повышение осведомлённости и заинтересованности родителей ходом развития ребёнка в процессе посещения ДОУ.
  • Укрепление взаимопонимания между педагогическим и родительским коллективами.

Данные вносят в карту дважды в год, в сентябре и апреле, на протяжении всего пребывания воспитанника в учреждении. Результаты мониторинга обозначают буквами:

  • Н — низкий уровень.
  • Д — достаточный уровень.
  • В — высокий уровень.

Определения»высокий уровень», «низкий уровень» в большой степени условны и носят характер реклмендаций, в каком направлении вести работу, но не служат для оценки способностей и личности ребёнка в целом

Знакомиться с содержанием индивидуальной карты могут родители или законные представители малыша, кроме них и педагогических работников ДОУ эту информацию не разглашают никому. По окончании ребёнком детского сада родителям предоставляют карту (по желанию) в виде портфолио, чтобы они могли ознакомить с содержащейся там информацией будущего учителя своего малыша.

Таблица: основные пункты индивидуальной карты развития воспитанника ДОУ

Пункт

Общие сведения
Фамилия и имя ребёнка,дата рождения и поступления в ДОУ, дата начала наблюдений, сведения о родителях.
Антропометрические данные
Рост, вес, степень адаптации (в год поступления), группа здоровья,ведущая рука.
Личностные особенности
Активность, эмоциональность, доминирующие черты характера и т

д.
Показатели развития
Внимание, память, логическое мышление, речевое развитие, успешность освоения программы в различных видах деятельности.
Темп деятельности
Быстрый, медленный, неравномерный.
Соматическое здоровье
Частота и характер заболеваний, аппетит, сон.
Яркие особенности ребёнка
Даётся характеристика не только способностей в образовательных областях, но и моральных качеств, характера (положительные).
Рекомендации психолога, логопеда.
Заполняют профильные специалисты.. В своей работе воспитатель детского сада в первую очередь опирается на основные положения и требования Федерального государственного образовательного стандарта, в котором указывается на свободу и пластичность развития ребёнка

ФГОС также ставит акцент и на индивидуализации дошкольного образования. В связи с этим от педагога требуется быть не только профессионалом, знающим психологию и физиологию дошкольника, но и чутким, внимательным товарищем, уважающим интересы маленького человека, признающим его право на собственное мнение, свой личный темп и особенности развития. Осуществить эти требования поможет рационально организованная индивидуальная работа с детьми

В своей работе воспитатель детского сада в первую очередь опирается на основные положения и требования Федерального государственного образовательного стандарта, в котором указывается на свободу и пластичность развития ребёнка. ФГОС также ставит акцент и на индивидуализации дошкольного образования. В связи с этим от педагога требуется быть не только профессионалом, знающим психологию и физиологию дошкольника, но и чутким, внимательным товарищем, уважающим интересы маленького человека, признающим его право на собственное мнение, свой личный темп и особенности развития. Осуществить эти требования поможет рационально организованная индивидуальная работа с детьми.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий