Цели
Посещение детского дошкольного учреждения (ДОУ) детьми является неотъемлемой частью их психологического и нравственного развития
В этот момент ребенок познает мир в окружении очень важной для него группы людей – сверстников. И если роль воспитателя прекрасно может заменить мама, в случае, конечно же, если у нее есть на это время и она освобождена от работы, то заменить общение с малышами такого же возраста ребенку не смогут окружающие его дома игрушки и игровые приспособления
Поэтому умалять значение и важность посещения ребенком детского сада не стоит: игнорировать положенную ребенку среду обитания в этот период нельзя. Мамам, которые в силу каких-то индивидуальных причин и предпочтений не желают отдавать деток в садик, стоит взять этот момент на заметку и учесть потребности их малышей, поставив их приоритеты выше своих.
Как известно, средняя группа предполагает воспитание ребят в возрасте 4-5 лет. Индивидуальная работа с детьми в средней группе предполагает массу всевозможных направлений развития. Какие цели и задачи стоят перед воспитателями в процессе обучения и прививания детям новых навыков и умений в этот период?
- Поддержание здоровья малышей, закаливание и совершенствование функций их организма.
- Повышение самостоятельной двигательной и творческой активности.
- Формирование умений и навыков в правильном ориентировании двигательного аппарата – предполагает наблюдение за осанкой детей при любых движениях, а также воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Развитие у детей наблюдательности и любознательности – осуществляется посредством знакомства с различными предметами, с их цветом, формой, величиной, а также с другими явлениями жизни и природы. В этот момент ребята учатся сравнивать разные вещи по этим признакам, а также группировать их и уметь устанавливать простые связи между ними.
- Воспитание любви к отчему дому, к родине, к детсаду, к родному краю.
- Углубление работы в плане обогащения и уточнения словарного запаса, совершенствования разговорной культуры, а также помощь активного участия в беседе по определенной тематике, составление рассказов, исходя из созерцаемых изображений, игрушек или личного опыта.
- Развитие у детей понятия о множестве – о группе различных предметов, как целого, состоящего из частей.
- Обучение детей счету до пяти – предусматривает формирование представлений у них о равенствах и неравенствах, исходя из умений считать и сравнивать количество предметов.
- Прививание детям интереса ко всевозможным видам игр, побуждение к активному движению, возможности выбирать конкретную игру.
- Обучение детей в процессе игры следованию правилам поведения.
- Первое знакомство с существующими профессиями на примере их родных и близких, с упором на значение их труда, а также совершенствование на этом фоне у детей собственного умения трудиться.
- Воспитание в ребятах исполнительности, стремления приводить свои действия к какому-то результату, участвовать в коллективном труде, понимать то, для чего осуществляется этот труд.
- Нравственная работа с малышами – воспитание в них таких качеств, как доброжелательность, справедливость, скромность.
- Прививание бережного отношения к предметам, вещам, книгам, игрушкам.
- Ознакомление с эстетическим восприятием окружающего, выработка нравственно-эстетических чувств ввиду общения с природой, в бытовых условиях, во всевозможных играх.
- Формирование у детей понимания о том, что хочет показать автор в своем произведении – в музыке, в пении, в художестве, в рассказе.
- Воспитание интереса к творчеству – проведение различных занятий по рисованию, постановок с ролевыми участиями, организация работ с лепкой из пластилина, обучение выразительному чтению стихов, движениям под музыку и прочее.
- Приобщение детей к культурным ценностям и формирование у них опыта социального общения с окружающими.
Словом, индивидуальная работа с детьми в средней группе предполагает обширный спектр поставленных перед воспитателями задач на прививание детям азов восприятия окружающего мира и обучения новым навыкам.
Виды и задачи индивидуальной работы с дошкольниками средней группы
Индивидуальная работа в средней группе делится на четыре основных вида в зависимости от основных задач:
- коррекционная;
- компенсирующая;
- дополнительная;
- развивающая.
Коррекционную работу в большинстве детсадов ведут с малышами, имеющими определённые нарушения развития, к примеру, осанки, звукопроизношения, поведенческих реакций. Дошкольные учреждения, в которых созданы специальные условия, предоставляют образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВР), обеспечивая наиболее комфортное получение дошкольного образования для такой категории воспитанников.
Ребёнок на приёме у логопеда: в коррекционной работе без помощи квалифицированного специалиста не обойтись
Осуществляют коррекционную работу в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) квалифицированные специалисты: логопед, психолог, инструктор по физкультуре. Вся коррекционная работа должна вестись с ведома и согласия родителей или законных представителей ребёнка. О её ходе, прогрессе, проблемах малыша родителям или представителям специалист сообщает наедине, в отсутствие других родителей, в наиболее мягкой и доброжелательной форме.
Главной задачей компенсирующих занятий является «навёрстывание упущенного», то есть быстрое восполнение пробелов в знаниях и умениях ребёнка, не посещавшего ДОУ долгое время (по болезни, из-за отпуска, санаторно-курортного лечения), а также новичков, которые в детский сад не ходили вообще и, естественно, знают и умеют меньше одногруппников. Проводит этот вид работы воспитатель группы на основе мониторинга (наблюдения, бесед, опросов, анализа участия воспитанников в занятиях).
Дополнительная работа проводится с детьми, которые выказывают яркий и стойкий интерес к определённым видам деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной, исследовательской, познавательной и др.). Её осуществляют путём включения детей в различные кружки по интересам, а также проводят беседы, дидактические игры, поощряют дошкольников к самостоятельной деятельности в выбранном направлении.
Воспитатель может позаниматься с малышом и театральным искусством, если дошкольнику это интересно и в радость
Встречаются в группах пятого года жизни детишки, интересующиеся лабиринтами, играми-квестами, головоломками. Для них в свободном доступе всегда должны быть логические игры, предметные и печатные. Поначалу педагог индивидуально занимается с детьми, используя игровой стимульный материал, потом побуждает ребят к самостоятельной игровой деятельности с его использованием.
Но наиболее часто проводится ежедневная индивидуальная работа с детьми группы по всем направлениям развития (образовательным областям), предусмотренным ФГОС:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое развитие.
Её основные задачи:
- совершенствование знания, умений и навыков детей;
- повышение интереса к совместной образовательной, познавательной деятельности с педагогом;
- раскрытие и реализация способностей, увлечений детей;
- создание наиболее комфортных условий пребывания малышей в детском саду, обеспечение лёгкого «вхождения» в детский коллектив и образовательную деятельность.
Планирует и проводит развивающие индивидуальные занятия воспитатель, он же анализирует результаты работы и намечает систему дальнейших действий, направление развития каждого воспитанника.
в детском саду
Кроме работы с детьми, педагоги активно проводят работу с родителями. В нее входит партнерство родителей и воспитателей, обсуждение целей и задач работы педагогов второй младшей группы, изучение родителей и их отношения к воспитанию в семье.
Педагоги и психологи проводят привлекают их к участию в деятельности группы, создают условия для совместного времяпровождения ребенка и родителей за художественно-эстетической работой с целью улучшить взаимосвязь и понимание между ними.
Родительское собрание во второй младшей группе подразумевает собой беседы и полное информирование родителей о предстоящей и проделанной работе педагогов.
Особенности трудовых поручений
Трудовые поручения имеют свои особенности:
- Трудовое поручение дается взрослым ребенку. В дошкольном возрасте, дети способны к выполнению заданий, исходящих от взрослого;
- Любое поручение имеет конкретное целевое назначение и задачи, которые необходимо разрешить за счет его выполнения;
- Трудовые поручения имеют четко установленную ориентацию на достижение конкретного результата деятельности;
- Трудовые поручения легко поддаются контролю за их выполнением и координации действий ребенка, в ходе выполнения поручения;
- Трудовые поручения развивают у детей навыки доведения начатого дела до конца;
- Трудовые поручения содержат требовательный компонент, что развивает целенаправленность действий у ребенка;
- Трудовые поручения развивают деловую обстановку в детском коллективе и развивают трудовую направленность их жизнедеятельности.
Подготовительный просмотр:
«План персональной работы с детками 2-ой младшей группы»
На январь 2021года
Отношение к труду.
- Д/ игра «Помоги накормить куклу» — учить именовать посуду, продукты питания.
- Д/ игра «Помощники» — учить определять предметы для различных профессий.
- Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.
- Д/ игра «оденем куклу» — самообслуживание и помощь другим.
- Д/ игра «Инструмент для работы» — учить узнавать предметы для работы.
- Д/ упражнение «Поручение» — учить помогать взрослым, друзьям.
- Д/ упражнение «Где живет мусор?» — учить соблюдать порядок, чистоту.
- Д/ игра «Чудесный мешочек» — учить определять геометрические фигуры.
- Д/ игра « Гости» — учить определять много и один»
- Д/ игра «Помоги мишке» — найти высоко – низковато, обширно – узко.
- Д/ игра «Дорожки» — один, много, счет до 3-х.
- Д/ игра «Собери пирамидку» — закрепление цвета и размера.
- Д/ игра «Нанизывание огромных и малеханьких колец» — величина и счет.
- Д/ игра « Постройка башенки из кубиков» — размер, цвет.
- Пальчиковые игры.
- Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, хоть какой предмет – елочку и т.д.
- Д/ игра «Урожай» — счет до 3-х.
- Д/ игра «Лети шарик» — ввысь, вниз, на, под.
- Д/ игра «Цветные палочки» — цвета, размещение на листе.
- Д/ игра «Воздушные шарики» — цвета, формы.
- Д/ игра «Собери картинку» — цвета, формы, размещение.
- Мозаики,шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие маленькой моторики
- Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей», « подбери» — навык верно держать кисточку, карандаш.
- Д/ упражнения «Что лишнее» — развитие внимания.
- Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» — цвет, части деталей, тела.
- Д/ игра « Какой» — отличать и именовать цвета
- Д/ упражнения «Рисование в воздухе» — развитие кисти рук.
- Пальчиковая гимнастика, с предметами.
- Эвелина
- Саша
- Ульяна
- Аня
- Ксения
- Анита
Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить припас понимаемых слов.
Д/ игра «Покажи картинку» — отличать детали, закреплять правильное произношение.
Д/ игра « Повтори потешку, стихотворение» — договаривать слова, фразы, запоминать.
Д/ игра «Водичка» — опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.
Д/ игра « Повтори» — учить создавать звуки животных.
Д/ упражнение «Угадай, что звучит» — упражнение звукопроизношение.
Д/ упражнение «Выставка игрушек» — сформировывать активный словарь, повторять за взрослым.
Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» — упражнение звукопроизношением.
Д/ игра « Отгадай и назови» — предназначение предметов, активизировать слова.
Д/ игра «Узнай по голосу» — звукопроизношение, подражание.
Картотека (младшая группа) на тему: Персональная работа с детками 2-ой младшей группы «Декабрь».
2-ая младшая группа.
Персональная работа в режимных моментах.
Развитие речи, простые математические представления, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы.
Методические приёмы, используемые в средней группе ДОУ
Приёмы, которые применяет педагог в индивидуальной работе с малышами, очень разнообразны:
- словесные (рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание);
- наглядные (показ иллюстраций, макетов, предметов);
- практические (упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент).
Выбор приёмов зависит от места проведения работы и особенностей ребёнка: одному достаточно объяснения, другому необходимо увидеть показ действия, получить подробную инструкцию педагога.
Большое значение имеют игровые приёмы, ведь на пятом году жизни игра является ведущей и наиболее естественной деятельностью детей. Из игровых приёмов удачными будут привлечение сказочных и мультипликационных персонажей, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций. Однако, если индивидуальная работа ведётся в группе в присутствии других детей, игровые ситуации не должны озвучиваться громко, используемые игрушки и наглядность — быть слишком большими, яркими. Иначе все воспитанники захотят принять участие в игре, и занятие будет сорвано.
Таблица: примеры методических приёмов, актуальных для средней группы
Приём | |
Использование малых фольклорных форм, художественных произведений (воспитание культурно-гигиенических навыков) | Воспитатель:— Таня, хочешь узнать, какой интересный стишок про девочку Таню, которая умела красиво сидеть за столом и правильно есть, я недавно нашла? Это ведь стишок о тебе, ты тоже умеешь красиво сидеть за столом, правильно держать ложку! И Таня, и все наши ребята — умницы и молодцы. |
Просьба о помощи педагогу(в дидактической игре «Сложи картинку») | Воспитатель:— Юра, ты не мог бы мне помочь? В этом конверте лежат части двух разных картинок, они перепутались. Мне очень нужна твоя помощь. Собери, пожалуйста, эти картинки правильно и разложи по двум конвертам. Справишься? Если тебе будет трудно, можешь позвать на помощь меня или ребят. |
Просьба о помощи персонажу (отработка техники лепки из шара) | — Катя, Оля, посмотрите, какой грустные котята. Они хотят попить молочка, но у них нет мисочек. Вы помните, мы недавно лепили тарелочки для яблок? Мисочка лепится точно так же. Скатываем шарик, вдавливаем середину, слегка сплюснем. Сделаете мисочки для котят, поможете их покормить? |
Сюрпризный момент (дидактическая игра «Узнай на ощупь» с природным материалом) | Воспитатель:— Женя, посмотри, кто пришёл к нам в гости. Весёлый бельчонок! Он принёс вот такой красивый мешочек, в нём лежат разные предметы (шишка, орех, яблоко, огурец, конфета). Давай попробуем поиграть с бельчонком: отгадаем, что он принёс, а потом определим, что может съесть бельчонок, а что он не будет кушать. |
Создание проблемной ситуации (дидактическое упражнение «Гаражи и машины») | Воспитатель:— Максим, посмотри, какие замечательные машины у нас есть. А вот и гаражи для них (плоскостные изображения 5 машин и 5 гаражей разного размера), надо поставить каждую машину в свой гараж. Но их так много… Как же быть? Как думаешь, если разложить все машины в ряд от большой до маленькой, как найти им гараж? Да, гаражи тоже разложим от большого к маленькому. Молодец! |
Подбирая задания для детей, воспитатель должен учитывать их увлечения, а также гендерную принадлежность. Большинству девочек нравятся куклы, зверята, а мальчикам — техника (роботы, транспорт). Но оказывать помощь, отгадывать загадки, искать спрятанные предметы любят все без исключения.
Детям средней группы уже доступно понимание юмора, шутки, небылицы, и произведения шутливого содержания можно использовать в работе с ними
Работы по ФЭМП
На этапе осуществления воспитателями индивидуальных работ по формируются задатки логического мышления с математическим уклоном или приверженностью к занятиям более гуманитарного характера. Упражнения по ФЭМП, как основа формирования элементарных математических представлений у ребенка, имеют серьезное значение для познания им окружающего мира со всеми его закономерностями в дошкольном образовательном процессе. Какие цели стоят перед педагогами, воспитывающими и прививающими математические навыки у детей средней группы?
- Закрепление умений ребят определять размер и форму вещей и предметов на фоне их сопоставления с различными геометрическими фигурами.
- Сравнение предметов по величине, ширине, высоте.
- Формирование навыков количественного счета в пределах пяти с соблюдением порядковой нумерации.
- Упражнения со сравнениями множеств.
- Развитие умений пространственного ориентирования — реакция на происходящее впереди, сзади, с левой стороны, с правой стороны, по центру.
- Соотношение определенных видов деятельности с конкретными промежутками времени — в утренние, дневные, вечерние, ночные часы.
- Развитие памяти, внимательности, логического мышления.
Картотека индивидуальных работ по ФЭМП в средней группе предусматривает всевозможные занятия, которые помогают воспитателям этих целей добиться. Вот примерный перечень возможных игр, которые развивают элементарные математические представления у ребенка на 4-5 году жизни:
1) «Какие бывают фигуры» — воспитатель демонстрирует различные простые геометрические фигуры, вырезанные из картона и выкрашенные в разные цвета, и акцентирует внимание детей на их особенности (количество углов, форму, продолговатость). 2) «Соберем бусы» — в центре внимания перед ребятам находится лента, на которую насажены различные предметы разных форм: шарики, кубики, треугольные пирамидки, и задача детей отсортировать по форме схожие предметы, отвлекаясь также на цветовую гамму и размерные особенности фигурок. 2) «Соберем бусы» — в центре внимания перед ребятам находится лента, на которую насажены различные предметы разных форм: шарики, кубики, треугольные пирамидки, и задача детей отсортировать по форме схожие предметы, отвлекаясь также на цветовую гамму и размерные особенности фигурок
2) «Соберем бусы» — в центре внимания перед ребятам находится лента, на которую насажены различные предметы разных форм: шарики, кубики, треугольные пирамидки, и задача детей отсортировать по форме схожие предметы, отвлекаясь также на цветовую гамму и размерные особенности фигурок.
3) «У кого хвост длиннее» — игра ориентирована на понимание понятия длины; ребята перебирают различные игрушки в виде зверушек и методом сравнительного анализа выявляют, чей хвост длиннее.
4) «Правильный счет» — основывается на выработке у детей умения считать до пяти, при этом детишки становятся в кружок и перебрасывают друг другу мяч, называя цифру от одного до пяти, а поймавший продолжает счет, бросая мячик следующему.
И таких игр в картотеках индивидуальной работы по ФЭМП средней группы очень и очень много. Все они направлены на знакомство ребят с элементарными математическими принципами.
Основные цели и задачи познавательного развития у детей 4-5 лет
Главные задачи познавательной деятельности заключаются в том, чтобы поощрять любознательность, выявлять интересы малыша, формировать действия, которые направлены на познание окружающего мира, и развивать творческие задатки. Кроме этого, к основным целям относится следующее:
- формирование знаний о себе, как о личности;
- ознакомление с такими понятиями, как цвет, форма, объем и количество;
- дети изучают свою родину, знакомятся с культурными ценностями и обычаями своей страны.
Кроме этого, карапузы постепенно узнают о том, что животный и растительный мир может быть многообразным, поскольку во время занятий работают с местными экземплярами.
Формирование математических представлений у детей
Математические знания играют важную роль в развитии ребенка, ведь с помощью различных приемов у детей формируются дочисловые и числовые представления и знания о формах, размерах и расположении предметов в пространстве. А это, в свою очередь, нужно для обеспечения общей развивающей направленности, обучения, связи с умственным и речевым развитием.
Познавательно-исследовательская деятельность и сенсорное развитие
Зарождение познавательно-исследовательской деятельности происходит в раннем возрасте на основе предметно-манипулятивного познания. Является простым и «бесцельным» экспериментированием с вещами, в процессе которого появляется категоризация предметов по цвету, форме, назначению. Также происходит освоение сенсорных эталонов и простых орудийных действий.
Развитие сенсорики в саду
Что касается сенсорного воспитания, то с его помощью ребенок изучает стандартные внешние свойства предметов: их цвет, размер, а также аромат и вкус. Возраст 4-5 лет наиболее подходит для того, чтобы совершенствовать органы осязания и накапливать представления об окружающем мире.
Знакомство с миром предметов
На 4-5 году жизни у ребенка формируются представления о предметах и природных явлениях, с которыми карапуз часто сталкивается. Во время предметно-чувственного воспитания на занятиях или в игре дошкольник наблюдает, выделяет и определяет отдельные признаки овощей, растений и домашних животных, а также учится различать признаки зимы, весны, осени и лета.
Занятие по рисованию на тему «Весна» в подготовительных группах
Важно! С помощью таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и величина, малыши сравнивают явления и предметы и объединяют их в группы по внешним характеристикам
Ознакомление с социумом
Детские психологи и педагоги утверждают, что приоритетное направление для ознакомления с социумом заключается в том, чтобы сформировать основы базовой культуры личности, подготовить дошкольника к жизни в современном обществе и развить творческий потенциал. Для взаимодействия с семьей и социумом педагогам следует как можно чаще устраивать экскурсии к объектам, которые находятся за территорией детского сада.
Знакомство с миром природы и экологическое воспитание
Важным социальным значением для всего общества отличается экологическое воспитание детей средней группы ДОУ
Крайне важно, чтобы основы экологической культуры в человеческой личности были заложены своевременно
Воспитатель должен рассказывать малышам, как животным в лесу предстоит зимовать, и направлять активную деятельность детей на то, чтобы они осознанно сохраняли природу (домашних питомцев, птиц), владели экологическими знаниями и нравственно относились к миру и космосу. Также не лишним будет изучить с дошкольниками все месяцы (январь, февраль, март и т. д.).
Карта индивидуального развития ребёнка
Карту индивидуального развития ребёнка составляется в таких целях:
- Обеспечение индивидуализации образования.
- Контроль за развитием ребёнка, составление индивидуальной траектории развития с учётом его потребностей и возможностей.
- Укрепление связи между ДОУ и школой.
- Повышение осведомлённости и заинтересованности родителей ходом развития ребёнка в процессе посещения ДОУ.
- Укрепление взаимопонимания между педагогическим и родительским коллективами.
Данные вносят в карту дважды в год, в сентябре и апреле, на протяжении всего пребывания воспитанника в учреждении. Результаты мониторинга обозначают буквами:
- Н — низкий уровень.
- Д — достаточный уровень.
- В — высокий уровень.
Определения»высокий уровень», «низкий уровень» в большой степени условны и носят характер реклмендаций, в каком направлении вести работу, но не служат для оценки способностей и личности ребёнка в целом
Знакомиться с содержанием индивидуальной карты могут родители или законные представители малыша, кроме них и педагогических работников ДОУ эту информацию не разглашают никому. По окончании ребёнком детского сада родителям предоставляют карту (по желанию) в виде портфолио, чтобы они могли ознакомить с содержащейся там информацией будущего учителя своего малыша.
Таблица: основные пункты индивидуальной карты развития воспитанника ДОУ
Пункт
Общие сведения
Фамилия и имя ребёнка,дата рождения и поступления в ДОУ, дата начала наблюдений, сведения о родителях.
Антропометрические данные
Рост, вес, степень адаптации (в год поступления), группа здоровья,ведущая рука.
Личностные особенности
Активность, эмоциональность, доминирующие черты характера и т
д.
Показатели развития
Внимание, память, логическое мышление, речевое развитие, успешность освоения программы в различных видах деятельности.
Темп деятельности
Быстрый, медленный, неравномерный.
Соматическое здоровье
Частота и характер заболеваний, аппетит, сон.
Яркие особенности ребёнка
Даётся характеристика не только способностей в образовательных областях, но и моральных качеств, характера (положительные).
Рекомендации психолога, логопеда.
Заполняют профильные специалисты.. В своей работе воспитатель детского сада в первую очередь опирается на основные положения и требования Федерального государственного образовательного стандарта, в котором указывается на свободу и пластичность развития ребёнка
ФГОС также ставит акцент и на индивидуализации дошкольного образования. В связи с этим от педагога требуется быть не только профессионалом, знающим психологию и физиологию дошкольника, но и чутким, внимательным товарищем, уважающим интересы маленького человека, признающим его право на собственное мнение, свой личный темп и особенности развития. Осуществить эти требования поможет рационально организованная индивидуальная работа с детьми
В своей работе воспитатель детского сада в первую очередь опирается на основные положения и требования Федерального государственного образовательного стандарта, в котором указывается на свободу и пластичность развития ребёнка. ФГОС также ставит акцент и на индивидуализации дошкольного образования. В связи с этим от педагога требуется быть не только профессионалом, знающим психологию и физиологию дошкольника, но и чутким, внимательным товарищем, уважающим интересы маленького человека, признающим его право на собственное мнение, свой личный темп и особенности развития. Осуществить эти требования поможет рационально организованная индивидуальная работа с детьми.