Игры для формирования и развития грамматического строя речи
«Словечки кувырком»
Составление фразовых схем и структурирование предложений
Разбейте группу на тройки. Каждый ребенок будет изображать определенное слово. Объясните детям их роли. Затем расскажите о них оставшимся участникам.
Пример:
Сегодня Дима у нас будет словом «котенок». Наташа – словом «хочет», а Катя – словом «спать». Дети, встаньте рядышком, чтобы мы могли вас прочитать.
Дети «читают»: «Котенок хочет спать».
Предлагайте детям из этой тройки меняться местами («перекувырнуться», можно сопроводить перестановку прыжками). Прочитайте новый результат: «Спать хочет котенок, котенок спать хочет, спать котенок хочет и т.д.)
В следующей группе предложите не менять первое слово и продолжить историю про котенка. К примеру, «Котенок берет подушку» и т.д. Каждый раз читайте фразу целиком, обсуждайте, изменился ли ее смысл от перестановки слов, понятна ли она, по-русски ли звучит.
«Угадай, какой?»
Согласование имен существительных и прилагательных
Детям последовательно предлагаются названия различных предметов и задается вопрос об их свойствах: «Какой?», «Какая?», «Какие?». Можно играть с мячом, перекидывая его от взрослого ребенку на каждый вопрос-ответ, передавать друг другу игрушку по эстафете (следующий игрок придумывает новый эпитет к загаданному слову), хлопать или иллюстрировать игру каким-либо иным способом. Набор существительных подбирается случайным образом или под тему занятия.
Шапка. Какая? – Зимняя, теплая, шерстяная, вязаная…
Ботинки. Какие? – Синие, удобные, нарядные, кожаные…
Солнце. Какое? – Горячее, яркое, далекое, большое…
Фантазеры
Развитие речевой активности, воображения
Все участники садятся в круг. Взрослый держит в руках маленькую игрушку (шарик, камушек, палочку). Он загадывает соседу справа первое слово. К примеру, «сокровище». Второму игроку нужно придумать связное предложение с этим словом. «В подвале старого дома дети нашли настоящее сокровище». За хорошо придуманное развернутое предложение игрок получает в руки эстафетную игрушку, камушек и пр. Следом он загадывает соседу справа следующее слово. Тому предстоит выдумать свое предложение с новым словом, связав его по смыслу с предыдущим, чтобы получился рассказ. Завершив круг, игроки вспоминают получившуюся историю.
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
«Поймай преступника»
Развитие понимания речи на слух
Расскажите, что вы получили задание помочь полицейским волшебного города букв и слов. В ней живут не только хорошие слова, но и хулиганы и другие нарушители. Сегодня они пробрались в каждый дом и засели там! Вам с детьми предстоит вычислить этих нарушителей, назвать их и передать властям. А узнать преступника очень просто: их имена очень сильно выделяются и отличаются от имен соседей по «домику».
Называйте слова из одной лексической группы плюс одно лишнее.
Пример:
Донна Картошка, фрау Луковица, синьор Чемодан, господин Огурец (синьор Чемодан).
Миша Белкин, Миша Зайцев, Миша Синицын, Миша Медведев (Миша Синицын).
Прыг-скок-квак
Работа с фонематическим слухом
Поделитесь с детьми историей о том, что где-то живут веселые лягушки, которые очень любят говорить похожими друг на друга словами. Чтобы подружиться с ними, нужно научиться говорить так же, как они. Попросите детей повторять за вами следующие фразы:
Так-ток-тик
Дом-дым-дам
Так-бак-как-мак-фрак-лак
Кот-пот-рот-лот-вот
Ком-сом-дом-гном-гром
Батон-бутон-бетон
Придумайте вместе новые сочетания слов, похожих по звучанию, и повторите их несколько раз.
Игры для формирования и развития словаря
«Собери багаж»
Обобщение и группировка по признакам
Для начала подготовьте карточки с изображениями различных предметов таким образом, чтобы как минимум каждые 3 (и более) из них относились к одной теме или могли быть обобщены по какому-либо признаку (продукты, игрушки, всё зелёное, всё мягкое, встречается только зимой). Тематических признаков должно быть столько же, сколько участников играет, плюс 1-2 «запасных». Каждому из игроков раздайте корзинку (коробку, чемоданчик). Карточки спрячьте в непрозрачную емкость или переверните изображениями вниз.
Расскажите детям, что скоро вы отправитесь в далекую волшебную страну. Взять с собой в багаж каждый может только те вещи, что имеют какую-то общую черту. Предложите первому ребенку вытащить наугад одну карточку. Обсудите с детьми свойства этого предмета, его назначение, примечательные черты, отличия. Первая карточка попадет в «чемодан» первого игрока.
Второй ребенок вытаскивает свою карточку. Обсуждение повторяется. Вместе с детьми определите, относится ли этот предмет к той же категории, что и первый. Если да – карточку забирает первый игрок. Если нет – второй кладет этот предмет в свой «багаж» и передает ход следующему участнику.
Игра продолжается до тех пор, пока у каждого ребенка в чемодане не накопится по 3 предмета (или более, если вы подобрали свыше 3 тематических карточек каждого вида для каждого игрока).
«Перевертыши»
Подбор антонимов
Игра динамическая, подходит для работы с мячом (перекидывать друг другу, называя слово), эстафет, прыжков и пр.
Ведущий называет слово и передает ребенку мяч (или совершает другое действие). В ответ ребенок как можно быстрее должен назвать слово, противоположное по смыслу. Игрокам можно подсказывать друг другу, вместе развивая активный словарь.
«Журналисты»
Формулирование вопросов, употребление глаголов
Расскажите, что сегодня дети будут работать журналистами и брать друг у друга интервью. Подготовьте два стула, как в настоящем телеэфире, импровизированный микрофон и вызовите первую пару участников.
Для каждого подготовьте некую тему, событие или явление, про которое можно рассказать, что именно оно делает. Шепните тему (одним словом) на ухо «журналисту» и предложите «взять интервью» – составить с загаданным словом вопрос «Что делает?». Второму ребенку придется отвечать на вопрос, вспоминая навыки, способности и возможности загаданного существительного.
Пример: Солнце. «Скажи, что делает солнце? – Солнце светит, греет, восходит, сияет.
Собака. «Расскажите нам, пожалуйста, что делает собака? – Лает, кусается, рычит, охраняет.
После того, как интервью окончено, слово дают «гостям в студии», другим детям, предлагая придумать другие глаголы, относящиеся к данному существительному. Затем участники меняются ролями, повторяют игру с другими словами, а потом уступают место следующей паре . Гостю, назвавшему наибольшее количество глаголов (и как игроку, и «из зала») полагается приз.
«Переводчики для китайского туриста»
Подбор синонимов
Расскажите детям о том, что человеку, который плохо знает язык, порой очень трудно понять значение тех или иных слов. И на помощь могут прийти слова, похожие по смыслу.
Представьте детям куклу (мишку и пр.), которая приехала в гости из другой страны – Китая. Она плохо знает русский язык, потому что только начала его изучать. Ей требуется помощь, чтобы понять некоторые русские слова.
Показывайте детям карточки с обозначениями разных слов (или произносите их вслух) и предлагайте объяснить их смысл иностранке при помощи всего одного слова. Вовлекайте в игру всех детей – пусть придумывают синонимы коллективно.
Игры для развития связной речи
Писатель-неумеха
Формулирование, построение сложноподчиненных предложений, развитие логического мышления
В гости к детям пришел писатель, который никак не может закончить детскую книжку, потому что в его рассказах есть начало, но нигде недостает концовки. Он просит у детей помощи: подскажите, чем могла бы закончиться каждая из историй.
Зачитывайте начало заранее заготовленных предложений, затем добавляйте вопрос «почему» и просите детей начать ответ с «потому что», а затем повторяйте получившееся предложение целиком.
Примеры:
«Папа принес домой торт и поставил его на балкон.. (почему?), потому что у нас сломался холодильник».
«Маша не будет сегодня ложиться спать в девять часов… (почему?), потому что сегодня 31 декабря, и все встречают Новый год».
«Полосатая кошка залезла на высокое дерево и мяукает… (почему?), потому что не может спуститься обратно».
Голова или хвост?
Составление рассказа по картинке
Для игры подготовьте сюжетные серийные картинки, иллюстрирующие единый рассказ. Перемешайте их и скажите детям, что волшебная змея, которая умеет читать и рассказывать истории, просит помощи: нужно разложить картинки в таком порядке, в каком развивается изображенная на них сказка. Обсуждайте каждую карточку, расспрашивайте детей, побуждайте рассказать о том, что нарисовано, в какую часть цепочки следует ее разместить.
По завершении задания попросите змею «прочитать» получившийся рассказ.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Дети заходят в группу, встают полукругом).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
2. Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение (Хорошее).
И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук в руки). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
3. Сюрпризный момент — появление Мальвины.
Стук в дверь. Заходит Мальвина.
Мальвина: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй.
Мальвина: Ребята,а вы меня узнали? А из какой я сказки?
Дети: Да, ты Мальвина из сказки «Буратино».
Мальвина: Правильно ребята, но сегодня у меня нет настроения заниматься, я хочу играть, а заниматься не хочу. Поиграйте со мной пожалуйста.
Воспитатель: Ну что ребята поиграем с Мальвиной.
Дети: Да.
Воспитатель: Мальвина давай поиграем в игру
Игра «Назови одним словом» (ребята выстраиваются в ряд с картинками)
– груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
– тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)
– помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
– укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)
Игра «Что лишнее?» (ребята выстраиваются в ряд с картинками)
– самолет, вертолет, истребитель, дерево
-апельсин, катер, теплоход, лодка
-машина, мотоцикл, кузнечик,
– велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.
Воспитатель: Ну, что Мальвина тебе интересно с нами играть?
Мальвина: Да.
Воспитатель: А теперь намного отдохнем и сделаем зарядку.
Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы (ходят по кругу)
Небывалой красоты, (повороты головы)
К солнцу тянутся цветы. (поднимаем руки от плеса)
С ними потянись и ты. (тянемся на носочках)
Ветер дунет иногда, (движение рук в право, влево)
Только это не беда. (повороты в право, влево)
Наклоняются цветочки, (наклоны)
Опускают лепесточки. (приседания)
А потом опять встают (ходьба на месте)
И по- прежнему цветут. (взяться за руки и поднять руки вверх)
Мальвина: Ребята, а еще будем играть?
Воспитатель: ты еще хочешь поиграть?
Мальвина: Да.
Воспитатель: А вы ребята?
Дети: Да
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Воспитатель: А теперь Мальвина задание для тебя. Мы с ребятами будем произносить слова, а ты угадаешь, какой звук повторяется в словах.
Упражнение «Скажи, как я»
Сова, Солнце, Сирень, Сережки, Самовар, Сарафан, Лось, Рысь, Нос, Селедка, Бусы, Весы, Часы, Сито, Синицы, Сыр, Гусеницы, Персик.
Воспитатель: Мальвина, скажи нам пожалуйста -Какой звук мы выделили в этих словах?
Мальвина: не знаю.
Воспитатель: Ребята давайте подскажем Мальвине.
Дети: Звук «С»
Послушать и повторить слова:
Я шагаю по дорожке (логическое ударение на первом слове).
Я шагаю по дорожке (логическое ударение на втором слове).
Я шагаю по дорожке (логическое ударение на третьем слове).
Произнести слова с разной интонацией:
Оторвали мишке лапу (жалобно).
Кошка спит (ровно).
Я люблю свою бабушку (ласково).
Воспитатель: еще с нами поиграешь?
Мальвина: с удовольствием.
Моделирование сказки «Заюшкина избушка»; «Волк и семеро козлят».
Дети получают изображение (картинки) сказок и должны выстроить последовательность.
Воспитатель: Ну, сто Мальвина весело мы позанимались?
Мальвина: А разве мы занимались, я думала, что мы играем.
Воспитатель: Вот видишь Мальвина, какими могут быть интересными занятия, если очень захотеть.
Мальвина: Спасибо вам ребята, пойду в свою сказку и расскажу Буратино и Пьеро.
Воспитатель: Ну, вот ребята и наше занятие тоже закончилось, давайте скажем гостям до свидание и до новых встреч.