Примеры игр на развитие речи детей 5 – 6 лет и их роль в подготовке к школе

Артикуляционная гимнастика

Такого вида упражнения следует проводить перед каждым занятием. Они воздействуют на мускулатуру артикуляционного аппарата и помогают подготовить его к работе на занятиях.

Гимнастика представляет собой комплекс специально подобранных упражнений для укрепления мышц губ и языка. Именно они участвуют в произношении звуков. Из-за их недостаточной функциональности речь у ребенка нечеткая.

Проводятся логопедические игры и упражнения перед зеркалом, чтобы малыш контролировал свои движения. Так он быстрее научится правильному произношению. Занятия проводить дважды в день, продолжительность 7-10 минут. В результате малыш будет говорить не только правильно, но и разборчиво и четко.

Пример комплекса:

  1. Максимально растянуть губы в улыбке, зубы не видны. Пробыть в таком положении пол минуты.
  2. Проделать то же, только зубы видны, опять же пол минуты.
  3. Язык не напряжен, лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Проговаривая «ПЯ», шлепать им. Верхняя губа касается языка.
  4. Свернуть язык в трубочку и держать так 30 секунд.
  5. Медленно облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу, не отрывая язык.
  6. Широко улыбнуться и касаться поочередно языком кутиков губ.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Употребление в речи слова «пианино»

Типичная ошибка детей: «играю на пианине», «к нам привезли вчера пианину», «у пианины стоит диван», «у нас дома есть пианина».Правильный вариант: слова «пианино» не изменяется: играю на пианино, к нам вчера привезли новое пианино, у пианино стоит диван.

Игра «Отгадай по звуку»

Возьмите разные детские музыкальные инструменты. Можете использовать аудиозаписи. Попросите ребенка на слух отгадать, на каком инструменте вы играете (или на каком инструменте играет музыкант в аудиозаписи). Ребенок отвечает: «На барабане», «На дудочке», «На скрипке», «На пианино».

Скажите малышу, что слово «пианино» — это особое слово. Оно никогда не изменяется. Мы так всегда и говорим: Я учусь играть на пианино, пройди мимо пианино, у пианино стоит диван.

Игры на развитие речи для младших дошкольников

У детей 3-4 лет быстрее, чем в любом другом возрасте, наполняется активный словарь, улучшается звуковое оформление слов, происходят открытия в значении понятий, более развернутыми становятся фразы, закладывается звуковая культура речи.

Но при этом наиболее характерными являются замена и проглатывание звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (например, сокращение слов: «асипед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и другие. Все эти несовершенства временные, но требуют соответствующей тренировки. С детьми этого возраста заниматься развитием речи можно исключительно через игру.

1.«Птичий двор».

Цель: учить произносить 3-4 слога на одном выдохе, тренировать звукоизвлечение, подражать голосам птиц.

Приготовьте игрушки животных: курицы, гуся, петуха, цыпленка. Расскажите историю о том, с кем вы встретились на птичьем дворе, имитируя при этом голоса домашних птиц. Затем, приглашая малыша на птичий двор, показывайте игрушки по очереди и предлагайте ребенку выразительно озвучить путем звукоподражания увиденных птиц: ко-ко-ко; га-га-га; кря-кря-кря; ку-ка-реку; пи-пи-пи и пр.

2.«Понарошку» – игра полезна детям, которые заменяют звуки в словах. Способствует развитию правильного произношения звуков и слов.

Возьмите игрушку-зайчонка или покажите ее на картинке. Спросите ребенка с улыбкой: «Это майка?». Для начала используйте звук-заменитель отличный от того, который употребляет ребенок. Покачайте головой, чтобы ребенок понял игру. «А может, это чайка?» — постарайтесь развеселить малыша дальнейшими версиями. Только затем воспроизведите ошибку ребенка: «Это сайка?». И потом: «Это зайка?».

Как только ребенок поймет смысл игры, не подсказывайте ему, а прислушайтесь, насколько самостоятельно он определяет верный звук. Слова в этом игровом упражнении могут использоваться разные. Обязательно включайте те, произношение которых вызывает у ребенка сложности.

3.«Что может ездить», «Что умеет летать» и аналогичные – игра на вычленение определенного звука в словах и закрепление произношения.

Например, тренировка произношения звука с(сь). Для игры необходимо подобрать картинки с изображением транспорта и предметов, в названии которых есть данный звук. Возможная подборка: санки, стул, самолет, велосипед, сапог, самокат, снегоход, троллейбус, стол, автобус, снежинка и другие. Картинки переворачиваются, чтобы малыш не смог увидеть их сразу. Ребенок берет картинку, озвучивает увиденный предмет и поясняет, может ли он ездить.

Примечание: взрослый должен следить за тем, чтобы дошкольник правильно и выразительно произносил звук с(сь) и отчетливо выговаривал слово с этим звуком.

Артикуляционная гимнастика

Логопедические занятия для 5-6-летних детей обязательно должны включать артикуляционную гимнастику, представляющую собой комплекс упражнение на разогрев языка и губ. От того, насколько натренированы и развиты язык и губы, зависит возможность малыша выполнять некоторые движения, необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы занятия с ребенком были эффективными, обязательно используйте зеркало подходящего размера. Малыш должен видеть, как работают его органы речи. Не нужно быть логопедом, чтобы показать ребенку как правильно выполнять упражнения:

«Качели». Улыбнитесь, показав все зубки. Сначала опустите кончик языка к нижним зубам, затем поднимите его и спрячьте за верхними. Получаются своеобразные качели. Попросите ребенка в процессе игры повторить за вами упражнение 4-5 раз.
«Чистим зубы». Малыши к 5 годам уже умеют самостоятельно поддерживать чистоту в ротовой полости. В этом упражнении нужно имитировать чистку зубов и процесс их полоскания, но без использования зубной пасты и щетки. Исходное положение: улыбнуться, широко открыв рот. Далее необходимо напрячь кончик языка и изо всех сил очистить нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять кончик вверх и тщательно проработать верхние зубы

Важно, рот закрывать нельзя. Повторите упражнение 8-10 раз. Теперь попросите ребенка закрыть рот и «пополоскать» его.
«Варенье»

Нужно улыбнуться, слегка приоткрыв рот. Теперь попросите малыша облизать сначала верхнюю, а после нижнюю губу кончиком языка. Спустя 10 повторений нужно сменить направление движения.

Теперь попросите ребенка закрыть рот и «пополоскать» его.
«Варенье». Нужно улыбнуться, слегка приоткрыв рот. Теперь попросите малыша облизать сначала верхнюю, а после нижнюю губу кончиком языка. Спустя 10 повторений нужно сменить направление движения.

Регулярные повторения этих несложных логопедических упражнений активно поспособствуют развитию речи у 5 6 летнего малыша.

Звукоподражание и логоритмика

Занятия с логопедом в клинике часто включают блок упражнений на формирование правильного слуха. В домашних условиях вы легко можете создать схожие условия, чтобы развить у ребенка речь и слуховое восприятие при помощи незатейливых упражнений. Все, что потребуется – это время, телефон или компьютер с колонкой, подручные приспособления.

Игры, направленные на развитие слуха:

  • «Ушки». Возьмите несколько предметов, изготовленных из различных материалов. Подойдут металлические и деревянные ложки, стеклянные и хрустальные бокалы. Предложите ребенку послушать как звучат эти предметы, затем попросите его закрыть глаза и отгадать, что это за вещь только на слух.
  • «Мяу». Найдите в сети запись с голосами известных малышу животных. Включите ее и попросите малыша отгадать, кому из зверей принадлежит голос.
  • «Улица». Скачайте запись со звуками различного транспорта. Предложите ребенку ее прослушать и сказать, какой транспорт проехал. Для узнаваемости лучше взять знакомые виды средств передвижения – грузовик, авто, мотоцикл, трактор.
  • «Где шумят?». Отличная игра на развитие пространственного слуха. Посадите ребенка в центре комнаты и завяжите ему глаза. Возьмите колокольчик и бесшумно ходите вокруг него, периодически побрякивая. Малышу необходимо на слух определить источник шума и указать рукой в его сторону.

Логопеды для развития слуха и речи часто просят малышей подражать голосам животных и птиц, а также бытовым шумам. По очереди проговаривайте с ребенком «тик-так», «чик-чик», «кап-кап», «гав-гав», «ж-ж-ж» и подобное.

Логоритмика – комплекс упражнений, включающий одновременное задействование движения, речи и музыки (не обязательно). С помощью таких игр сформировать у ребенка речь проще простого. Вспомните про бычка, который идет и шатается. Проговаривайте текст, показывайте движения. Пусть малыш повторяет за взрослыми. Весело будет и ребенку, и вам.

Расширение словарного запаса и развитие речи

Для ребенка игры по развитию речи, в первую очередь, должны быть интересными. Скороговорки – то, что нужно для полезного и продуктивного общения в игровой форме. Короткие рифмованные фразы легко запоминаются, что позволяет серьезно расширить словарный запас малыша. Ребенок 5 лет использует пассивный и активный словари. Первый состоит из слов, которые он понимает, второй – из тех, что часто использует. Чтобы улучшить оба словаря, обязательно включите в игры для развития речи упражнения со скороговорками.

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

https://youtube.com/watch?v=NZiG8df_ik4

Дыхательные упражнения

Если дошкольник говорит плохо, то первое, с чего нужно начинать при формировании правильного говорения, является постановка дыхания. Правильное дыхание поможет ребенку произносить все слова плавно, неторопливо, с легкостью проговаривать любые, даже сложные звуки. От дыхания зависит многое, например, если малыш во время разговора недоговаривает какой-либо звук, то его будет довольно сложно понять. Как ни странно, но, во-первых, кроху необходимо научить правильно дуть. Существует несколько легкий и веселых игр, во время которых малышу 6-ти лет будет не только полезно, но и весело проводить время.

  1. Мыльные пузыри. Дети просто обожают надувать пузыри, поэтому эти упражнения малыш будет выполнять с удовольствием. Целью является развитие мышц губ и умения плавно и сильно дышать. Чтобы усложнить задачу, необходимо не только надуть мыльный пузырь, но и воздушной струей не давать ему спуститься вниз.
  2. «Дуем на горячий чай». Достаточно просто заварить чашечку чая и попросить остудить напиток с помощью собственного дыхания.
  3. Пузырь. Это простейшая игра состоит в следующем, взрослый должен попросить ребенка изобразить пузырь, приговаривая: «Надувайся пузырь большой-пребольшой», а потом после фразы «Лопнул», малыш должен произнести звук «С», имитируя выходящий воздух.
  4. Листики. Родителям необходимо вырезать из бумаги листочки, привязать к ним нитку и подвесить, теперь нужно показать дошкольнику, как дуть на листики, чтобы они начали колыхаться, как на ветру.
  5. Кубики. Данное упражнение поможет развить диафрагмальное дыхание. Здесь нужна совместная игра детей и родителей. Оба ложатся на спину, кладут себе на живот кубик и стараются с помощью дыхания (вход и выдох только через нос), как можно выше поднять свой кубик.
  6. Воздушный футбол. Необходимо скатать небольшие комочки ваты, соорудить маленькие ворота, теперь нужно струей воздуха загонять маленькие мячики в ворота.
  7. Бабочка. Можно купить небольшую и легкую бабочку, привязать ее на ниточку, теперь с помощью воздушной струи необходимо заставить бабочки взлететь.
  8. Снежинки. Нужно вырезать из бумаги небольшую снежинку, положить ее на ладонь и показать малышу, как ее правильно сдуть с ладони. Главное, чтобы вдох был через нос, а выдох происходил через рот.
  9. Змейка. Заинтересовать ребенка можно еще одной игрой для проработки шипящих звуков. Игра проводится на ковре, ее смысл состоит в длительном произношении звука «Ш». Мама говорит: «Давай превратимся в змей! Вылезли змейки из своих нор и греются на солнышке! Змейкам нравится греться, они шипят от удовольствия! Ш-Ш-Ш-Ш». Необходимо постараться, чтобы малыш побольше набрал воздуха в легкие и дольше произносил звук. При шипении дополнительно вдох делать нельзя.
  10. И, конечно, прекрасным для развития дыхание у детей 5-6 лет будет простое надувание воздушных шариков.

Дидактические игры на обогащение словаря

Важно: обогащение словарного запаса детей – главное, над чем должны поработать родители. Нужно помнить, что взрослые являются примером для детей, и в тех семьях, где разговаривают богатым литературным языком, у ребенка будет правильная, хорошо развитая речь

Не надо ждать какого-то определенного возраста, уже младенцу близкие могут рассказывать о предметах окружающего мира. Так накапливается пассивный словарь ребенка, который затем перейдет в активный.

В накопление пассивного словаря дошколенка должны войти слова, обозначающие объекты окружающего мира, их свойства, назначение, взаимосвязь. Кроме того, необходимо всеми средствами активизировать словарь, чтобы ребенок мог пользоваться большим количеством слов в разговорной речи. С этой целью для домашнего обучения подойдут развивающие игры на расширение количественного запаса, закрепление лексического значения слова.

«Мешочек слов»

Популярная игра по типу «чудесного мешочка» хорошо помогает накапливать словарный запас дошколят и учить их сопоставлять слово и предмет. Можно проводить с детьми всех возрастов, отличием в каждой возрастной группе будет усложнение словесного ряда. Младшие дети закрепляют названия предметов, старшие – больше внимания уделяют свойствам и назначению предметов, их взаимосвязи. Ведущий готовит красивый мешочек, куда складываются мелкие игрушки, знакомые детям. Ребёнок должен нащупать в мешочке предмет и назвать его, например, мячик, ложечка, веревочка, кубик. Затем предмет вытаскивается из мешочка и проверяется, правильно ли ребенок назвал.

В старшем возрасте правила усложняются: нужно нащупать и достать предмет по описанию. Например, ведущий дает задание: «Найди круглое, гладкое, похожее на баранку, можно надеть на пальчик (колечко)» или «Мягкий, пушистый комочек очень любит молочко (игрушечный котенок)», или «Длинная, тяжелая, металлическая (ложка)». Достав предмет, ребенок должен дополнить остальные свойства (цвет, форму, назначение). Если игра идет в подгруппе детей, выигрывает тот, кто правильно нашел и назвал все предметы.

«Это место называется…?»

Развивающая игра, которая учит ребенка понимать лексическое значение слова. Полезна тем, что можно играть в любой обстановке: во время прогулки, на даче, дома. Взрослый называет распространенное понятие, а ребенок дает ему название. Например, место, где учатся дети (школа); где малыши делают куличики (песочница); где выдаются книги для чтения (библиотека), куда приходят смотреть фильмы (кинотеатр). Обязательно поощрить ребенка, который понял и назвал все слова. Для малышей игра будет пока трудна, поэтому начинать можно со средних дошколят четырех или пяти лет.

«Как правильно?»

Шутливая игра, аналогична предыдущей по поставленной задаче: нужно выбрать правильное толкование слова, например, ложка – предмет для копки земли? для рисования? для еды? Стул – предмет для сна? для езды по дороге? для сидения? Лейка – предмет для питья? для полива цветов? для хранения пуговиц? Такие смешные понятия и позабавят ребенка, и помогут правильно понять лексическое понятие.

«Догадайся, что это?»

Задача игры – правильно узнать предмет по его частям. Например, ведущий говорит:«Кабина, винт, мотор, крылья, шасси (самолет); кузов, двигатель, колеса, руль, фары (автомобиль); стены, крыша, окна, фундамент, труба, дверь (дом); тротуары, проезжая часть, пешеходы, машины (дорога)». В игре для малышей можно использовать картинки для опоры на наглядный материал. Старшие ребятишки работают на слуховое восприятие.

«Что забыл художник?»

Игра помогает закрепить название частей предметов, активизировать словарь детей. Взрослый готовит картинки с изображением предметов, у которых не хватает каких-либо частей: у дома – окна, у кресла ножки, у чайника – крышечки, у сумки – ручки. Ребенок должен правильно назвать отсутствующую деталь и дорисовать ее. Для старших ребятишек можно постепенно усложнять сюжет картинок и увеличивать количество недостающих деталей, например, чайная посуда на столе.

Зачем нужны речевые игры

Логопедическая игра – оптимальный метод развития речевых навыков. Все дети любят играть. А если совместить приятное с полезным, удастся сформировать:

  • ритмику и четкость речи;
  • умение расставлять ударения;
  • большой словарный запас;
  • связную речь (в форме монолога и диалога);
  • правильную артикуляцию;
  • навыки выбора нужной грамматической формы слова;
  • основу для обучения чтению и письму.

Игры нравятся малышам куда больше нудных упражнений на нахождение ошибок, повторение сложно произносимых фонем. Мотивация к таким занятиям намного выше, а потому и игровая форма обучения наиболее результативная.

Особенности произношения у детей 6 лет

Естественно, любому родителю хочется, чтобы к школе его чадо было полностью подготовлено, это же касается и правильного произношения слов. Порой учителю сложно разобрать, что говорит ученик, подобная ситуация может осложнить процесс обучения. Поэтому одной из главных стадий подготовки к школе должна быть его общеречевая подготовка. Родителям необходимо понимать, что процесс развития речи начинается с самого первого дня жизни ребенка до начала учебы в школе, здесь навыки говорения совершенствуются до 14-15 лет.

Необходимо научить дошкольника произносить слова неосознанно и спонтанно, для этого нужно научить свое чадо чувствовать, наблюдать за другими говорящими, слышать и слушать. Также необходимо создать для ребенка те условия, чтобы он пользовался своими чувствами и эмоциями, умел выражать языком то, что он чувствует в данный момент.

Развитие речи обусловлено следующими способностями:

  • управлять лицевыми мускулами;
  • понимать значения произносимых слов;
  • запоминать устойчивые словосочетания.

Общеречевая подготовка включает в себя не только навык устной речи, но и обучение детей восприятию и пониманию произносимых слов (аудирование).

Однако существует ряд проблем, которые не позволяют 5-6-летнему ребенку четко произносить слова, а также понимать смысл речи говорившего.

Признаки речевого недоразвития

Главный признак речевых нарушений – нарушение дикции и артикуляции. Ребенок с задержкой речевого развития произносит слова нечетко, его сложно понять, в результате отследить грамотность речи крайне сложно. Нарушена артикуляция, большинство фонем вызывают трудности при произношении.

У таких детей ограниченный лексический запас. Любому взрослому заметно, что он уступает сверстникам в умении логично и последовательно излагать свою мысль. Дошкольники с речевыми нарушениями ограничиваются короткими фразами, включающими только существительное и глагол. Им сложно описать предмет, сформулировать и аргументировать свою мысль.

Речь на пороге школы: характерные черты

По достижении возраста 5 – 6 лет ребенок уже в достаточной степени владеет своим родным языком: его грамматикой, фонетикой, лексикой. Он умеет выражать свои мысли эмоционально, связно и логично, но при этом последовательно и выразительно.

Если говорить о развитии речи в 5 – 6 лет, то его особенности состоят в следующем.

Словарный запас.

Грамматика.

Малыши этого возраста способны ответить на вопрос по знакомой теме, строя полное развернутое предложение. К 6 годам фразы ребенка становятся все более длинными, распространенными, большая часть слов употребляется в правильной форме. Иногда встречаются речевые ошибки («ихние», «медвежонков»).

Произношение.

Обычно к шестилетнему возрасту речевой аппарат дошкольника – при отсутствии анатомических отклонений (высокое нёбо, короткая подъязычная уздечка) – сформирован полностью, и трудностей с произношением звуков практически нет. Возможные проблемы с артикуляцией – неправильная постановка языка при произношении звуков и (их замена на другие звуки или пропуск в речи). Иногда страдают шипящие. Дети в этом возрасте уже способны замечать неправильное произношение у себя и окружающих. Если к 5–6 годам у дошкольника существуют проблемы с произношением тех или иных звуков, скорее всего, самостоятельно с ними он уже не справится – потребуется помощь специалиста.

Связная речь.

Старшие дошкольники способны пересказывать прочитанное произведение, составлять связный рассказ по картинке или группе связанных картинок, придумывать начало или конец предложенной истории, делиться впечатлениями об интересных событиях, просмотренном мультфильме, играх с друзьями. Они уже умеют осознанно подбирать наиболее подходящие слова для выражения своих чувств и мыслей. Дети точно описывают предметы, а также находят нужный предмет по описанию.

Выразительность.

Ребенок в возрасте 5–6 лет умеет говорить тише или громче, медленнее или быстрее. Умеет говорить шепотом, читать наизусть стихи с выражением, подбирая нужные интонации, делая логические паузы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий