Примеры интеллектуальных заданий для дошкольников
Примером интеллектуальной детской игры старшего дошкольного возраста может быть «Умники и умницы». Ее цель: развивать интеллектуальные способности, логическое и творческое мышление. Для проведения игры необходим ведущий.
Проведение интеллектуальной игры «Умники и умницы»
Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает детям сыграть в интеллектуальные игры:
- «Математика». Предлагаются схемы, по которым дети воспроизводят рисунок с помощью фигур и резинок. Схемы могут быть на тему счета, геометрии, букв, симметрии и т. д.
- «Геометрия». Детям предлагаются различные геометрические фигуры. Их необходимо разложить по группам: цвету, размеру, форме.
- «Предметы, которые представляют опасность». Перед детьми выкладываются карточки с различными предметами. Дети должны объяснить с какими предметами, изображенными на карточке, играть опасно.
Развивать логику необходимо с раннего возраста и продолжать в дальнейшем. Необходимо тщательно продумывать игры, чтобы детям было интересно познавать окружающий мир.
Этапы развития мышления
Как только малыш родился, в его мозг начала поступать масса новой информации. Сначала в маленькой головке царит полный хаос, но постепенно все, что кроха видит, слышит и чувствует, приходит в определенную систему, между различными сведениями возникают связи. Мама берет на руки, расстегивает халат, грудничок чувствует знакомый запах – значит, можно пососать вкусного молочка.
Развитие мышления можно начинать уже сейчас. Возьмите ручку младенца, нажмите на кнопочку – и в комнате зажжется свет. Не молчите при этом действии, объясните: нужно нажать на выключатель, чтобы стало светло. Когнитивная система отправит эти сведения в долговременную память, образуется причинно-следственная связь. Не нужно рассказывать крохе теорию электромеханики, он все равно ничего не поймет, а взаимодействие «выключатель – лампочка» запомнит.
Примерно до школы мыслительные процессы будут развиваться только на основе тех знаний, которые поступают через органы чувств. Сейчас малышу бесполезно объяснять, что такое космос, электромагнитные волны, бесконечность – он не может это увидеть, потрогать, передвинуть. Абстрактные понятия станут доступны не раньше 5 лет.
Различается несколько этапов развития мышления:
- наглядно-действенный – от года до 3 лет,
- наглядно-образный – от 3 до 7 лет,
- абстрактно-логический – начинается в школьном возрасте.
Считается, что наглядно-действенное мышление развивается после года, но уже грудничку можно показать, что действия человека приводят к какому-то результату. Стакан был пустой, вы вдвоем налили в него воду из бутылочки – сосуд наполнился, можно попить. Для взрослого человека исход таких действий понятен, а для малыша это настоящее открытие. Учите его наполнять игрушечные емкости песком, жидкостями, крупой. А что произойдет, если положить в ведерко снег и принести его в теплую квартиру? Вы знаете, а для малыша это – настоящее волшебство.
После 3 лет ребенка уже не удивить включающимся светом или тающим снегом, у него начинает формироваться наглядно-образное мышление. Дети считают Деда Мороза или Зубную фею реальными существами, которые участвуют в жизни людей. Малыш с удовольствием рассматривает картинки в книжках, фотографии, узнает на них родных людей и знакомые предметы. Постепенно он начинает понимать, что собака – это не только Рыжик, живущий в его квартире, но и множество других животных, встречающихся на улице и на картинках.
Около 5-7 лет ребенок начинает разбираться в символах, значках, цифрах. Понятия отрываются от образов – он знает, что такое «воздух», хотя не может его ни увидеть, ни потрогать. На основе 2-3 фактов дошкольник может сделать вывод, прогнозировать дальнейшие события. Ребенок дошкольного возраста знает, что в ненастную погоду мама заставляет его надевать сапоги. Сегодня идет дождь – значит, выбежать на улицу в кроссовках не получится. Формируется новый этап – абстрактно-логическое мышление.
Игра на развитие образного мышления
Игры-упражнения, которые способствуют развитию образного мышления, станут веселыми и интересными заданиями для детей. С помощью таких упражнений можно развивать не только творческие способности, но и память, речь.
упражнения на запоминание слов
В данном упражнении взрослый называет ребенку 10-12 слов, которые необходимо запомнить. Чтобы запоминать было весело, их необходимо объединить в один рассказ, пусть смешной, необычный. Главное, чтобы все слова, которые вы называли, шли по порядку в придуманном рассказе. И чем более абсурдней могут звучать сочетания слов в истории, тем больше вероятность, что ребенок их запомнит и сможет воспроизвести в том же самом порядке.
Ребенок озвучивает свой рассказ, при этом развивается речь. Творческое произведение, которое самостоятельно придумывает малыш, положительно отобразится и развитии образного мышления.
К тому же такой прием запоминания имеет высокие результаты воспроизведения запоминаемой информации.
образные синонимы
Смысл такого задания в том, чтобы найти образные синонимы к конкретному предмету или его части. Например, скрипка-талия.
При этом можно строить образную цепочку несколькими способами:
- центрированная. В этом случае все образные синонимы придумываются к первоначальному, главному слову.
- последовательная. В этом варианте цепочка выстраивается из синонимов, которые придумываются не к главному слову, а к синонимам центрального слова. Например: скрипка-талия-гитара.
- хаотичная. В этом случае синонимы придумывают без последовательности, а просто набрасывают все варианты, которые ассоциируются с понятиями центральным и последующими.
превращение кляксы: рисунки упражнения для детей
Задание этого упражнения — помочь ребенку найти нестандартные решения. В качестве основного исходного материала ребенок получает лист бумаги, на котором изображено пятно. Причем это пятно может иметь неровные края, быть похожим на кляксу, облако, быть разноцветным или монохромным. Задача ребенка — дополнить пятно так, чтобы получился новый рисунок.
бином фантазии: составь рассказ по двум словам
Иногда этот метод называют приемом Джанни Родари. Суть этого упражнения в том, что школьнику называют два совсем несвязанных между собой слова (например, «пес» и «шкаф»). Выбирать эти слова можно любым вариантом: просто попросить двух разных детей назвать по одному слову или взять словарь и наугад выбрать два слова. Задание ребенка — сложить рассказ из этих двух слов, то есть связать их в один сюжет. Как правило, сначала слова соединяют с помощью предлогов (в данном случае: пес в шкафу, пес со шкафом, шкаф на псе). а потом уже выбирается один вариант и продумывается сюжетная линия, чтобы получился необычный рассказ.
совместный рисунок детей: игра
Такая игра подходит одновременно для нескольких участников. Берется листок бумаги. Ведущий вызывает первого школьника, дает ему задание, которое остальные не слышат. На протяжении двух минут ребенок выполняет задание. Потом он садится, а ведущий вызывает второго участника, который получает свое задание и продолжает рисовать на том же листке бумаги.
Это веселая игра, в результате которой получается смешной рисунок. Ведущий специально задает различные задания: первому — нарисовать голову волка, второму — нарисовать туловище зебры, третьему — нарисовать лапы утки.
После окончания рисунка участники игры придумывают совместное название того, кто вышел на общем рисунке.
Умение обобщать
Неразрывно с умением сравнивать идет обобщение различных предметов в группу. Это умение позволяет делать вывод из операции по выделению признака. Например, если ребенок разделил на две группы игрушки, ему можно показать прием обобщения, обозначив выделенные им группы одним или несколькими словами. (Эти шарики все желтые, а эти –красные; это – кубики, а это – машинки).
Детям 4-5 лет можно предлагать сравнивать предметы по их функции. Так, например, если ребенок сравнит тарелку и ложку по их функции, то ему будет проще обобщить их в столовые приборы. Для успешного освоения ребенок должен иметь большой словарный запас, чтобы правильно подбирать нужное сочетание. Чаще рассказывайте, какие предметы используются для разных занятий, какие обобщающие слова используются для ряда инструментов или вещей. Поясняйте, почему они так называются.
Например, столовые приборы – предметы предназначены для еды. Так как помещение, в котором люди принимают пищу, называется столовой, то все что помогает человеку кушать и готовить еду, получило такое общее название. Если вы затрудняетесь ответить на вопрос о том, почему использовано то или иное слово для определения группы – воспользуйтесь вместе с ребенком словарем или энциклопедией. После того, как ребенок научится сравнивать и обобщать, можно переходить к классификации предметов.
Для детей 5-7 лет возможно усложнение обобщения полученного результата. После завершения операции по выделению признака и разделению предметов, нужно предложить ребенку рассказать о том, каким образом он выбирал, что при этом думал
Важно помогать малышу в формировании правильного ответа, подсказывая ему правильные термины и очередность действий
При подборе материала для обучения взрослые должны четко понимать, что он должен быть основан на существенных чертах. Нужно избегать наборов, в которых будет присутствовать несущественный признак, подталкивающий к неправильным ответам.
Собираем простые фигуры на математическом планшете
Геометрик, он же математический планшет, последнее время набирает все бОльшую популярность. Оно и понятно, во-первых, игра отлично развивает мелкую моторику, во-вторых, развивает логику и пространственное мышление, ну и, в-третьих, представляет собой своего рода резиночный конструктор, что придется по душе всем любителям строительства и собирательства.
В продаже встречаются разные математические планшеты – и маленькие (My-shop, KoroBoom), и те, что побольше (My-shop, KoroBoom), и продвинутые геоборды для детей постарше (My-shop, KoroBoom). Во всех этих моделях есть набор резиночек, а также каталог схем, которые можно воспроизвести на планшете. Схемы в прикладываемых пособиях, как правило, не самые простые. Поэтому здесь хочу предложить вашему вниманию несколько наиболее простых схем, которые, по моему опыту, можно показывать уже ребенку 2-3 лет – расческа, стол, стул, человечек, цветочки, любые буквы, елочка, флажок. Да, думаю, вы и сами сможете придумать много интересного.
А вообще двухлетние дети, как правило, получают удовольствие просто от натягивания резиночек на гвоздики, поэтому не торопите ребенка с воспроизведением картинок, дайте возможность как следует натренировать пальчики и наиграться с резиночками
Логические игры с подвохом
ИГРА “Какой предмет лишний?”
Ребенок давно мечтает поиграть с вашей косметичкой, или залезть в папин бардачок. Сегодня все разрешаем и превращаем простое любопытство в увлекательную логическую игру.
⠀
Итак, подумайте, какие ваши вещи больше всего интересуют вашего ребенка.
⠀
Например, возьмите мыло, зубную пасту, шампунь, гель для душа и зубную щетку. Положите все это перед ребенком и попросите его найти лишний предмет. В нашем случае это щетка. Так как остальное – это средства для личной гигиены, а это предмет.
Подобную игру можно сделать из предметов одежды, например, положив перед ребенком несколько вещей и пару обуви. Еще интересно отыскивать лишнее среди овощей и фруктов. Просто достаньте содержимое холодильника и игра готова!
⠀
Такие игры учат ребенка находить закономерности, по которым отличаются предметы, благодаря чему логика развивается на ура.
ИГРА “На какую букву начинается?”
Эта игра не только разовьет логическое мышление, но и поможет быстрее запомнить буквы.
⠀
Вам понадобятся: любые домашние предметы и цветные буквы (можно взять магнитные) или картонные карточки с буквами.
⠀
Допустим, бананы, кастрюлю, мобильный телефон, наручные часы. Положите все это на стол, отберите из алфавита нужные буквы и сложите в кучку рядом.
⠀
Далее, указывая на предмет, спрашивайте у ребенка: «Что это?» Он отвечает: «Бананы», а вы: «На какую букву начинаются бананы?» Если ребенок отвечает, попросите найти его букву «Б» в кучке и положить рядом с бананами.
Помогайте ребенку, если он затрудняется ответить.
⠀
Для детей, которые уже знают буквы, можно усложнить задачу и попросить выложить слово целиком, подсказывая, какого цвета первая, вторая и последующие буквы.
⠀
Понравились наши идеи? Теперь вы знаете, как легко и просто делать развивающие игры своими руками. Немного фантазии и любая игра превращается в логическую.
⠀
Мы тоже превратили наше обучение в увлекательную игру, где ребенок учится читать и одновременно развивает внимание, память и логику. ⠀
⠀
Хотите узнать, как у нас все происходит, записывайтесь на бесплатное пробное занятие и ребенок скажет вам: «Спасибо, мам!»
⠀
Виды логических игр для детей 6-7 лет
Сегодня существует огромное разнообразие игр для развития логики у дошкольников. Все их можно подразделить на несколько категорий:
- графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы;
- математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
- речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, разнообразить словарный запас ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
- головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка. По мнению психологов это лучшие игры по развитию мышления и логики, формирования навыков работы в команде, в общении с другими детьми;
- литература с игровыми заданиями. С одной стороны — это хороший способ приучить ребенка к чтению и познанию мира именно посредством чтения, а с другой стороны — это способствует непосредственному развитию логики, памяти, внимания;
- игры на компьютере и различных электронных устройствах – любимые игры современных детей, к великому сожалению психологов и педагогов. Но в плюс в этом, несомненно, есть. Если в компьютерной игре помимо бесполезных «бродилок» и «стрелялок» есть какие-либо задания – квесты, то выполняя их, ребенок получает и полезный опыт.
Правда, нельзя использовать только компьютерные виды игр для занятий с ребенком. Это плохо скажется на его здоровье (испортится зрение, нарушится осанка), а также приведет к возникновению компьютерной зависимости. Допустимое время на работу за компьютерными гаджетами в 6-7 лет регламентировано педиатрами и составляет до 30 минут в день.
Возрастные особенности развитии мышления дошкольника
В возрасте от 3 до 4 лет ребенок пытается проводить анализ того, что видит вокруг себя. Он начинает сравнивать предметы друг с другом, выводя заключения об их взаимозависимости. При наблюдении за окружающим миром, которое сопровождается объяснениями взрослых, дети постепенно начинают получать элементарное представление о природных явлениях и человеческом быте. Они самостоятельно стремятся объяснить то, что видят вокруг.
Мышление дошкольника связано со сравнением и анализом, происходящим с позиции наглядно-действенного характера. Но у некоторой доли детей уже начинают проявляться способности решать задачи по представлению. Они получают возможность сравнивать предметы по цвету и форме, выделяя отличия по другим признакам. Дошкольники уже умеют обобщать предметы по цвету (например, это все красное) и по форме (например, это все квадратное).
Когда дошкольнику исполняется 4 года, он начинает пользоваться в разговоре родовыми понятиями (например, овощи, игрушки, одежда, животные, посуда). Они состоят из большого количества конкретных наименований. Ребенок своеобразно понимает отношение общего к частному и частного к общему. Так, понятие посуда или овощи являются только собирательными названиями групп предметов, а не отдельными понятиями (так бывает при более развитом мышлении).
У ребенка с 4 до 5 лет происходит развитие образного мышления. Он уже способен использовать простые схемы для решения несложной задачи. Он может строить по схеме и решать лабиринтные задачи.
С развитием предвосхищения дети уже могут сказать, что произойдет после взаимодействия объектов, на основании их пространственного расположения. Тем не менее, в этом случае им сложно встать на позицию наблюдателя, совершая во внутреннем плане мыслительное превращение образа.
Для дошкольников характерны известные феномены, которые выявил Ж. Пиаже. Они включают сохранение:
- количества,
- объема,
- величины.
В целом мышление и более простые его элементы невозможно рассматривать, отрываясь от общего содержания деятельности дошкольника, а также от условий его жизни и воспитания. Решение задач должно происходить через наглядно-действенный, наглядно-образный и словесный план. Здесь главной задачей педагога является формирование различных представлений.
Для старшего дошкольного возраста характерно продолжение развития образного мышления. Дети в этот период уже способны решать задачу не только с помощью наглядного образа, но и в уме уже преобразуют определенный объект. Развитие мышления идет одновременно с освоением мыслительных средств, так как развивается способность к обобщению.
Как показали исследования российских психологов, дети в старшем дошкольном возрасте получают способность рассуждать, давать адекватные причинные объяснения. Особенно это видно, когда анализируемые отношения не вышли за рамки наглядного опыта.
У детей в возрасте 6–7 лет по-прежнему ведущим считается наглядно-образное мышление. По завершению дошкольного возраста начинает формироваться уже словесно-логическое мышление, которое предполагает развитие умений оперировать словами, понимая логику рассуждений.
Специфика мышления ребенка в разном возрасте
Развитие логического мышления у детей разделяется на возрастные этапы:
в раннем возрасте (1-3 года) у малыша преобладает предметно-действенный тип мышления, поэтому «познание мира» происходит тактильно, буквально — «на зуб»;
с 3-4 лет у ребенка действует наглядно-образное мышление, поэтому он реагирует не только на запах, звук и ощущение при касании, но и картину
Окончательное формирование зрительных, слуховых и тактильных рецепторов продлится до 5-6 лет, поэтому родителям, воспитателям важно правильно определить творческую составляющую маленькой личности, чтобы дать возможность ей полноценно реализоваться;
развитие логики детей 7 лет сопряжено с серьезной социальной градацией: малыш идет в школу. На этом этапе он оперирует абстрактными и отвлеченными понятиями, буквами, цифрами и другими символами, «понять» которые тактильно, осязанием или визуально невозможно – их нужно «представлять в уме».
Развитие логики у детей 6-7 лет
Развитие логического мышления у дошкольников крайне важно. Потому что в это время количество нейронных связей у малыша максимально много. А чем больше этих связей, тем активнее работает мозг человека, тем больше он восприимчив к новой информации и тем быстрее он поглощает свежие навыки.
А чем больше этих связей, тем активнее работает мозг человека, тем больше он восприимчив к новой информации и тем быстрее он поглощает свежие навыки.
Именно в позднем дошкольном и начальном школьном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин – иностранных языков, алгебры, геометрии, физики, химии, черчения. Разумеется, без интуитивных навыков и «железной логики» здесь не обойтись, поэтому основной акцент обучения необходимо делать на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.
Развитие логики у детей до 14 лет
Дошкольное образование играет решающую роль в формировании основных умений и навыков будущего первоклассника. Академического курса детского сада недостаточно для воспитания и развития индивидуальных интеллектуальных способностей. Важную социальную функцию выполняет среда обучения. Опыт показывает, что домашняя подготовка один на один пусть даже с самым опытным педагогом-наставником, малоэффективна: ребенку необходим микросоциум, то есть, коллектив.
Многие родители задаются вопросом, как развивать у ребенка логическое мышление. Сейчас центры раннего детского развития предлагают различные программы дошкольного обучения, ориентированные как на дидактику, так и творчество. Огромной популярностью пользуется метод ментальной арифметики, благодаря которому развитие логического мышления детей 6-7 лет происходит гораздо эффективнее и в комплексе. В чем же его принцип?
Гармоничное развитие всех 3-х типов мышления:
- конкретно-наглядного (наглядно-действенного);
- абстрактного;
- теоретического (абстрактно-логического).
Благодаря одновременной стимуляции как левого, так и правового полушарий мозга, эффект достигаем в процессе обучения ментальной арифметики, основанной на древнем методе счета абакус. Профессиональное изложение методики предлагает «Академия развития интеллекта AMAKids». Созданные на основе психолого-педагогических разработок дидактические игры настолько же увлекательны, как и обучающие: благодаря ментальной арифметике развитие логики у детей до 14 лет происходит поэтапно в ходе:
- тренировки внимания и памяти;
- формирования воображения и свободомыслия;
- упражнений на увеличения скорости практического мышления;
- отработки мелкой моторики пальцев;
творческого воспитания и т.д.
Яркие сюжетные занятия, построенные в форме игры, помогут ребенку воспитать в себе личностные качества, выработать лидерские навыки, обнаружить и раскрыть творческий потенциал, научиться читать, писать и рисовать.
В «Академии развития интеллекта AMAKids» ваш малыш приобретет добрых и надежных друзей, воспитав в себе моральные, духовные качества.
Настольные игры на развитие мышления для младших школьников
С началом обучения в школе мышление становится словесно-логическим, теперь дети способны мыслить понятиями, он приобщаются к научным знаниям, могут мыслить в уме, без опоры на практический опыт и наглядность. Соответственно и диапазон игр для этого возраста значительно расширяется. Настольные игры на развитие мышления в этом возрасте направлены на то, чтобы научить ребёнка строить гипотезы, рассуждать, делать умозаключения. На этом этапе дети уже умеют самостоятельно организовать игру со сверстниками.
Игры парами и в команде учат ребёнка стремиться к победе, но легко относиться и к поражениям
В этом возрасте актуальны такие настольные игры для развития мышления:
- шахматы;
- шашки;
- домино;
- механические головоломки (кубик Рубика, «змейка»);
- пазлы с большим количеством деталей;
- конструкторы («Лего», металлические конструкторы, «SMART тачка» и др.);
- игры-головоломки («Шоколадный набор», «Цветовой код», «Ноев ковчег», «Катамино», «Танграм»);
- стратегические игры («Пираты Прятки», «Час пик, или Парковка», «Шакал»);
- игры-ходилки и лабиринты;
- игры на бумаге («Морской бой», «Точки», «Крестики-нолики»).
В настольные игры можно играть всей семьёй
«Кто больше»
Взрослый показывает изображение предмета, а дети по очереди называют признаки предмета (отвечают на вопрос: «Какой он?»). Проигрывает тот, кто последним не смог придумать подходящее слово.
«Придумай причину»
Для игры следует заранее подготовить карточки, на обратной стороне которых будут описаны разные ситуации: «Рано утром ваша подушка оказалась на столе, а не под головой», «У вас в портфеле откуда-то появился бутерброд» и т. п. Дети по очереди тянут карточки и придумывают причину произошедшего.
«Фантазии»
Для игры также понадобятся карточки, но на них будут описаны необычные ситуации: «Что будет, если человеку удлинить нос?», «А что было бы, если бы руки у нас были короче? и т. п. Ребята должны придумать как можно больше гипотез: «Для коротких рук пришлось бы выше пришивать карманы в куртке», «Длинный нос будет мешать соседу па парте», «Зато чтобы понюхать цветы, не нужно будет к ним низко наклоняться» и прочее.
«Полезные предметы»
В этой игре на карточках пишут названия разных предметов. Дети, вытягивая такую карточку, должны придумать альтернативные способы полезного применения предмета, кроме традиционного: «Книгу можно не только читать, но использовать как подставку», «Линейкой можно не только мерить длину предметов, но и доставать из-под дивана или шкафа закатившиеся туда мелочи».
Во время совместной игры дети не только учатся мыслить, но и развивают коммуникативные способности
«Понятия по порядку»
Раздайте ребятам комплект карточек, в котором нужно будет расположить эти карточки по понятиям от более частного к более общему. Это могут быть такие варианты:
- собака, животное, пудель;
- смородина, растение, ягода;
- ящик, комод, мебель;
- помидор, растение, овощ;
- грифель, карандаш, канцелярские принадлежности;
- дождь, капля, природное явление.
«Поставь правильно»
В игре может участвовать как один ребёнок, так и группа детей. Раздайте им какие-нибудь небольшие фишки, символические кружки (звёздочки, колокольчики из бумаги). Далее поставьте на середину стола одну из фишек и далее попросите ребёнка положить другую фишку сверху (слева, справа, снизу) от неё. Если участников несколько, то команды давайте по очереди. Дети должны правильно расставлять свои фишки, при этом у них будет развиваться пространственное мышление. Ведущий может заранее задумать какую-нибудь фигуру, которая образуется в результате правильно расставленных ребятами фишек (домик, цветок, грибок и т. д.).
«Муха»
Для участия в игре требуется два игрока и один судья. Судья на листе бумаги рисует квадрат из девяти клеток в ширину и девяти в длину. Игроки представляют в уме эти квадраты. Судья на бумаге отмечает, а участники мысленно воображают, что в крайнем левом углу находится муха. Игроки по очереди «перемещают» муху на разные квадраты, проговаривая команды вслух (влево, вправо, вниз, вверх), а судья отмечает «траекторию её полёта» на бумаге, но так, чтобы двое других участников этого не видели. В любой момент судья останавливает игроков и спрашивает, в каком квадрате муха. Победитель тот, кто называет правильное её месторасположение («в третьем квадрате слева», «в крайнем правом углу» и т. д.).
Участники игры представляют полёт мухи в уме, а судья фиксирует на бумаге
Роль развития интеллектуальных способностей в жизни ребенка
Дошкольники с более развитым интеллектом быстрее запоминают и осваивают новый материал, чувствуют уверенность в своих силах, а практика также показывает, что они больше хотят учиться. Дети учатся думать, воспринимать, говорить, обучаются разнообразным вариантам манипуляций с предметами, учатся управлять собой, сообразуясь с системами правил. Для всего этого нужна работа памяти, роль которой в развитии ребёнка невозможно переоценить. С работой памяти связано усвоение знаний о самом себе и окружающем мире, накопление привычек, навыков и умений
Но особенно требовательно к работе памяти школьное образование, вот почему так важно интеллектуальное развитие дошкольников.
Современная психология опирается на идею, что детский интеллектуальный потенциал обусловлен генетически, поэтому большинство населения может развить свой интеллект лишь до среднего уровня. Разумеется, возможности человеческого развития не беспредельны
Но, как показывает практика, даже если чуть эффективнее использовать имеющиеся возможности среднего интеллекта, то результат будет впечатляющим.
С помощью интеллектуальных игр память ребёнка развивается, он легче переключается с одной деятельности на другую, учится выслушивать других, воспринимать и понимать иную точку зрения. Чтобы успешно справиться со школьной программой обучения, ребёнок не просто должен много знать, не менее важно ему научиться мыслить доказательно и последовательно, догадываться, быть способным на логическое мышление и умственное напряжение.
В интеллектуальное развитие малышей в детских садах должно входить:
- развитие речи и устного общения;
- развитие логического мышления (соотношения, классификации);
- развитие воображения и пространственного мышления;
- улучшение моторики рук и сенсорной координации (штриховка, графические символы);
- формирование способности наблюдать, строить предположения, описывать;
- усвоение правил поведения, касающихся отношения к цивилизованному окружению и миру природы;
- воспитание самоуважения и уважения к другим членам общества, поддержание этнических способов общения.