Достоинства и недостатки системы
Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:
детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых;
ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала;
подбирается индивидуальный комфортный темп развития;
малыши учатся уважать личное пространство других;
нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам;
умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики;
разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток;
такой подход помогает вырастить самостоятельную личность;
ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно;
малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе;
развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина.
Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:
недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации;
для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни;
поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом;
детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций;
ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы;
система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности.
Основные принципы
Не будем сейчас подробно останавливаться на сути системы раннего развития Марии Монтессори, этой теме посвящена отдельная статья, с текстом которой вы можете ознакомиться здесь.
Коротко рассмотрим 5 основополагающих принципов:
- Главная задача и родителя, и воспитателя – добиваться того, чтобы малыши сами решали поставленные перед ними задачи. Помогать можно, но лишь морально – поддержкой и похвалой. Справиться с поставленной перед ним целью ребенок должен своими силами. В этом случае он обретет уверенность в себе, независимость, научится преодолевать трудности, искать пути решения.
- На первом месте стоит учет интересов и желаний ребенка, ничего навязывать ему нельзя, малыш занимается тем, что ему нравится, задача же взрослых – подготовить для него необходимые развивающие пособия.
- Дети должны принимать непосредственное участие в обучении младших детей. В большей степени этот принцип реализуется в группах детских садов.
- Главное – заинтересовать малыша, обучаться и развиваться он будет сам.
- Необходимо уважительно относится к ребенку, не критиковать его действия, признавать за ним право на ошибку.
Девиз системы – «Помоги мне сделать это самому», а в основе лежат самообучение и самовоспитание.
Игры для мелкой моторики
Среди упражнений в системе Монтессори особое место занимают те, которые направлены на развитие мелкой моторики. Вот только несколько примеров:
- Нанизывание. Можно использовать леску, шнурки, веревки в качестве основы, а как элементы для нанизывания – макароны, бусины, резинки для волос. Главное – поддерживать интерес, поэтому можно предложить ребенку изготовить гирлянду для украшения комнаты, сделать ожерелье для воображаемой русалки или в подарок бабушке на день рождения.
- Занятия со щипцами. Можно предложить крохе при помощи щипцов или пинцета рассортировать по цветам какие-либо предметы, например, резинки для волос. Или же попросить ребенка разместить камешки в небольшие коробочки, не прикасаясь к ним руками, работая пинцетом.
Сенсорные коробочки
Еще одно упражнение из системы Монтессори, которое поможет развитию мелкой моторики. Приготовить такие коробочки совсем несложно: достаточно взять плоский ящик (конечно, без острых краев) и наполнить его сыпучим веществом, например, песком, манкой, гречкой, другой крупой, можно даже ватой.
В качестве инвентаря подойдут воронки, ведра, баночки, ложки, игрушечные совки. Задача ребенка – строить из сыпучей субстанции города или ферму, населять ее жителями – игрушками небольшого размера. Можно рисовать пальцем на поверхности, строить замки. Родителям не стоит ограничивать малыша, достаточно наблюдать со стороны.
Игры с тактильными мешочками
Не просто помогают развитию моторики, но и направлены на улучшение восприятия крохи, его знакомство с новыми ощущениями. Проводится так:
- Сначала родители готовят наглядное пособие – сами мешочки, которые должны отличаться один от другого по ощущениям. Так, один надо сделать гладким, а другой – из шершавого материала, один – мягкий, другой – жесткий.
- Следующий шаг – знакомство ребенка с этими ощущениями.
- Наконец, когда он все запомнит, можно предложить игру – поместить крохотные мешочки в один большой («волшебный мешок»), после чего малыш, не подглядывая, должен будет доставать тот вариант, который попросит мама.
Наглядные методы и приемы
Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.
Наблюдение
Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.
1. Распознать, определить характеристики.
Например:
- на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
- на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
- на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).
2. Определить характер изменений или преобразование предмета.
Например:
- на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
- на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
- на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.
3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.
Например:
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.
В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.
Демонстрация
Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:
- предметы, натуральные объекты;
- предметные или дидактические картинки;
- книжные иллюстрации;
- репродукции;
- макеты.
Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:
- Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.
- Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
- Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
- Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.
Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.
Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:
- диафильмы;
- слайды;
- видеофильмы;
- компьютерные программы.
Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.
Самая модная педагогическая идея XX века
Врач по профессии, Мария Монтессори длительное время имела дело с юными пациентами специализированных учреждений. Условия в таких учреждениях не пестрят возможностями для игр и познания. Созданная по задумке неравнодушного доктора игровая комната помогла быстро вовлечь незанятых воспитанников в деятельность и обучение и достичь скачка в их интеллектуальном развитии.
Ряд ученых сходятся во мнении, что для растущего ребенка необязательно создавать именно такую среду, а нужно лишь быть рядом в нужный момент и направлять деятельность малыша. Автор долгое время оттачивала свою методику, и до сих пор не утихли споры о том, насколько эта система подходит здоровым, ничем не обделенным с рождения детишкам.
Но шум вокруг методики все же поднялся не только на родине автора. Выйдя за границы Европы в прошлых десятилетиях, Монтессори-педагогика буквально захватила частное дошкольное образование, в частности в России. Следует отметить также, что раннее развитие по Монтессори не требует глубокого знания педагогики – с ролью воспитателя справится любая внимательная мамочка.
Принцип
Занятия по системе Монтессори предполагают взаимодействие ребенка с предметами, окружающими его ежедневно в обычной жизни. В качестве физминуток используются музыкальные приветствия. Но вот присутствию взрослого и его участию в познании отводится роль второго плана. На первом – интерес малыша.
Один из ведущих принципов – опора на сензитивность, то есть восприимчивость малыша к тем или иным стимулам на разных возрастных этапах. Впрочем, задолго до Монтессори было доказано, что сенситивные периоды попеременно сменяются кризисными вплоть до старости.
Кто такой воспитатель
В этой системе воспитатель – лишь наблюдатель, задача которого вовремя подкинуть идею маленькому мозгу. Никаких навязанных программ обучения, нормативов освоения навыков. Только своевременная поддержка и поощрение. Причем в довольно конкретных формулировках: «Очень здорово у тебя получается поливать цветы!», «Ты так быстро справился с пазлом!»
Размытые «молодец» и «умница», а также оценки из уст Монтессори-воспитателя звучать не должны. Гиперактивный, невнимательный или незаинтересованный ребенок не должен получать порицания – ему нужно терпеливо помочь найти себя и увлечься игрой. Каждое действие воспитателя должно способствовать большему раскрытию потенциала подопечного.
Условия успеха
Полная реализация методики Монтессори возможна разве что в условиях тематического детского учреждения, где каждая деталь задумывается и шлифуется в соответствии с педагогическими целями.
В домашних условиях мама и папа могут использовать элементы методики более гибко, в сочетании с другими средствами и дидактическими приемами.
Это позволяет создать собственную уникальную развивающую среду, максимально адаптированную именно для вашего ребенка. В этом и будет заключаться основное преимущество домашнего Монтессори-клуба.
В этом небольшом видео вы узнаете историю создания методики и ее основные принципы:
Упражнение с детьми на развитие пространственного воображения и памяти
Упражнение «План дома» можно выполнять с детьми 3-4 лет.
Цель — развитие пространственного воображения и памяти.
Что потребуется:
- Большой лист бумаги.
- Картинки, нарисованные ребенком или вырезанные из журналов, с изображением различной мебели, например кровати, кресла, стола, а также кухонной плиты, холодильника и т. д.
- Фломастеры или карандаши.
- Клей или клейкая лента.
Как выполнять задание:
- Нарисуйте план квартиры или дома (возможно, с сараем или гаражом). Выделите комнаты, как в вашем доме.
- Обсудите с ребенком, какие комнаты есть в вашем доме и что вы можете увидеть в них.
- Предложите ему нарисовать или выбрать картинки с мебелью для каждой комнаты и прикрепите их к схеме в нужной комнате.
Зрительный контроль — пройдя с ребенком по дому (квартире), вы должны найти все предметы, указанные ребенком на плане.
Расширение деятельности:
- Летом вы можете перейти к составлению плана дачи и дачного участка.
- Если вы побываете в гостях у родственников, повторите эту игру, нарисовав план их квартиры или дома, а при повторном визите проверив правильность выполнения задания.
Занятие на тему «Дом, в котором я живу»
Занятие на тему «Дом, в котором я живу» выполняется с детьми 4-5 лет.
Цель — помочь малышу получить представление, как живут другие люди.
Что потребуется:
- Набор картинок с изображением различных типов домов (таких как иглу, дом-лодка, деревенский дом в средней полосе России, хижина в тропиках и пр.) и их обитателей (эскимосов, индейцев, аборигенов Африки и др.).
- Подобный набор с изображением домов животных (например, гнездо птицы, муравейник и т. д.) и соответствующих животных.
- Все картинки должны быть размещены на карточках.
Как выполнять упражнение:
- Поговорите о разных типах домов. Опишите, из чего они сделаны, где их можно увидеть, как давно они могут быть построены, как они называются. Посмотрите, как много существует разных типов домов.
- Затем покажите ребенку изображения разных типов домов и людей. Попросите его определить, кто из людей живет в каком доме.
- Свяжите это с типами домов, в которых живут животные.
- Поиграйте с карточками, подбирая животных и людей к их домам.
Видео «Занятия по методу Монтессори» наглядно демонстрирует, как выполняются подобные упражнения:
Статья прочитана 8 154 раз(a).
Игры Монтессори для детей 5-6 лет
Зная, особенности ребенка легко подбирать занятия, которые ему понравятся. Чем увлечь его в возрасте 5-6 лет?
- Подбираем книги, которые побудят его делать открытия, развивать умственные способности, задавать вопросы.
- Покупаем игрушки на разные тематики: животные, динозавры, профессии, растения. Изучаем окружающий мир.
- Не забываем про активные игры. Лестница, горка, качели, скакалка – все пригодится для веселых и полезных занятий.
Хотите вырастить самостоятельного и ответственного человека? Берите на вооружение принципы, рассмотренные в статье. Это не просто педагогические приемы, это настоящая философия и ее можно легко внедрить в домашних условиях. Наилучшие отзывы получал симбиоз семьи и детского садика. Но ведь лучше хоть что-то делать!
Да, возможно метод Монтессори в домашних условиях имеет недостатки. Но как по мне плюсов больше, чем минусов.
Краткая суть методики Монтессори
Мария Монтессори — детский врач, практикующая в начале XX века в Италии
Свою работу она начинала с умственно отсталыми детьми, которые обратили её внимание на некоторые аспекты детского восприятия мира. Она выдвинула гипотезу, которая позже и легла в основу известного нам метода. Согласно этой теории, дети должны развиваться в подготовленной среде, которая представляет собой маленькую копию взрослого мира
Согласно этой теории, дети должны развиваться в подготовленной среде, которая представляет собой маленькую копию взрослого мира.
В границах этого пространства малыши сами обслуживают себя и познают базовые понятия о мире.
Взрослому в этой среде отведена роль мудрого наблюдателя и помощника, который не навязывает свои правила и не вмешивается в процесс познания. Политика невмешательства — главный принцип методики Монтессори. Ребёнок сам, исходя из своих способностей и желаний, выбирает, чем заняться. Это позволяет маленькому человеку развиваться гармонично, не вызывает неприязни к процессу обучения, и формирует самостоятельность.
Потому очень важно правильно подготовить этот маленький мир, чтобы малыш мог в нём реализовать свои потребности, учиться и быть в безопасности. Эта задача целиком ложится на родителей и является основой для достижения наилучшего результата
Развивающее обучение по методу Монтессори: занятие по анатомии
Цель — помочь малышу побольше узнать о частях тела и о том, как они работают. Это вызовет интерес к работе его собственного тела.
Для этого упражнения с детьми по системе Монтессори потребуются:
- Очень большой лист картона — по размеру больше, чем наш ребенок.
- Несколько болтиков или других подобных вещей для скрепления вырезанных частей между собой.
- Бельевая резинка и ручка.
Как выполнять задание:
- Расскажите ребенку об основных частях человеческого тела. Затем спросите его, чем он может двигать, а чем — нет. Объясните ему, что такое сустав, и попросите его найти все суставы на руках, ногах, кистях рук, стопах и т. д.
- Обведите контур его тела и вместе с ним на рисунке отметьте, где на теле располагаются суставы.
- Разрежьте рисунок в местах расположения суставов, а затем опять соедините части вместе с помощью креплений и резинок.
- Когда это сделано, расскажите о его позвоночнике и свяжите это с игрой по классификации животных. Ребенок должен понять, что он тоже относится к позвоночным животным.
Упражнение с материалом Марии Монтессори на развитие осязания
Упражнение «Сенсорное лото» подходит для детей 4-5 лет.
Цель занятия по методике Монтессори обучение определению качества и формы, развитие осязания.
Что нам нужно:
- Четыре одинаковые большие игровые карты из картона, разделенные на восемь квадратов. На каждый из них наклеено по восемь кусочков одного материала определенного цвета (например, большая карта № 1 — красный велюр, большая карта № 2 — синий шелк, большая карта № 3 — зеленый хлопок, большая карта № 4 — желтая шерсть), отличающиеся друг от друга по форме (треугольник, круг, квадрат, овал, звезда, ромб, прямоугольник, трапеция).
- Тридцать две индивидуальные маленькие карточки. На каждой из них приклеено по одной геометрической фигуре из материала, соответствующего по качеству и цвету одному из использованных для оформления больших карт.
- Подобную игру можно купить. Чтобы сделать ее дома, вырежьте два одинаковых комплекта геометрических фигур из четырех сортов материала разного цвета, по восемь фигур каждого цвета. Всего получится 64 фигуры, отличающиеся друг от друга по качеству материата, цвету и форме. Наклейте по одному набору из восьми фигур одинакового цвета на каждую из четырех больших карт. Приклейте второй набор форм к 32 плотным индивидуальным карточкам.
Как выполнять упражнение (для четырех человек):
- Каждый игрок выбирает большую карту. Соответствующие маленькие карточки располагаются перед нею лицевой стороной вниз.
- Одного игрока просят определить на ощупь фигуру на индивидуальной карточке, а затем найти соответствующую форму на большой карте. Чтобы ребенок не подглядывал, переверните карточку «вниз лицом» или завяжите ему глаза мягкой повязкой.
Контроль — зрительный (совпадение формы геометрических фигур).
Во время этого развивающего занятия по методу Монтессори надо быть уверенным в том, что ребенок знает названия геометрических фигур. Если вы сомневаетесь в его уровне знаний, используйте подготовку материалов к игре для ознакомления ребенка с геометрическими фигурами и закрепления его знаний.
Расширение деятельности:
Вариант 1
Попросите игроков показать на больших картах определенные геометрические формы или сосчитать количество фигур, например кружки или квадраты.
Вариант 2
Ребенок постарше может выбирать фигуры на ощупь из одной большой кучи маленьких карточек. В случае несовпадения цвета большой карты и маленьких карточек последние возвращаются в кучу, под низ.
Порядок как базовая потребность
В чём смысл: Мария Монтессори считала, что порядок является основой мироздания. Структура и организованность в учебной среде помогают сконцентрироваться, создают чувство безопасности и предсказуемости. Например, в монтессори-классе для детей от полутора до трёх лет не найти разбросанных игрушек или книг — здесь всё лежит на своих местах, а ребят приучают к чистоте. Порядок распространяется не просто на классы, а на весь образовательный процесс: правила обучения, общения и работы едины для всех участников, заранее обозначены разумные задачи и границы.
Что об этом говорила Монтессори: «Порядок — это одна из жизненных потребностей, которая, когда она удовлетворена, приносит настоящее счастье».
Зачем это взрослым: для них здоровая образовательная среда важна не меньше, чем для детей. Порядок создаёт спокойную обстановку, позволяет получать удовольствие от процесса и сосредоточиться.
Как это применять в обучении взрослых:
Последние новости центра
619
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
362
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
587
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
437
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …
867
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
813
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…
487
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Плюсы и минусы Монтессори-педагогики
- Методику можно адаптировать под разные культуры, ведь она опирается на базовые потребности ребёнка.
- Ребята учатся всему с удовольствием, ведь они сами выбирают, чем им заняться. Нет скуки, страха перед трудным заданием, которое навязывает взрослый.
- Дети, которых обучали по Монтессори, лучше других справляются с бытовыми обязанностями, более ответственные, могут правильно распределять своё время, умеют занять себя, при этом уважая потребности окружающих.
- Дидактические пособия и упражнения с ними способствуют ускоренному развитию мыслительной деятельности, логики и моторики.
Методика Монтессори способствует ускоренному развитию интеллекта, логического мышления
Однако же у методики есть и свои противники. И их критические замечания можно изложить в следующих тезисах:
Отсутствуют спонтанные творческие игры, например, сюжетно-ролевые
А это очень важно для развития воображения ребёнка, его эмоциональной сферы. Система не уделяет достаточного внимания творческим видам деятельности (изобразительному искусству).
Преимущественное интеллектуальное развитие искажает нормальную психологию, лишает малыша беззаботной радости детства
Монтессори недооценивает роль игры в развитии ребёнка, заменяет её полезными занятиями с обучающими пособиями.
В педагогическом процессе игнорируется чтение сказок. Мария Монтессори считала их уходом от реальности и заменяла реалистическим описанием предметов. Отсюда у ребёнка не формируется умение сопереживать, фантазировать, вести внутренний диалог с героями произведения.
Ребёнку, который дома занимался по этой системе (а также посещавшему такой детский сад) будет довольно сложно в обычной школе, где все ученики сидят за партами, выполняя конкретное задание учителя. К тому же у такого школьника уже сформировано отношение к взрослому как к помощнику, а не как к авторитету.
Многие дети воспитываются в семьях с авторитарным порядком и поэтому не каждая мама способна выступать в роли старшего товарища, помощника (что предполагает система Монтессори).
Методика подходит не всем детям. Это неудачный вариант для слишком подвижных, активных ребят, имеющих проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Кроме того, если у малыша выражены творческие способности, то они будут невостребованными, поскольку методика опирается на рациональный способ познания мира.
Методика Монтессори не подойдёт для слишком активного, подвижного ребёнка, поскольку она нацелена на спокойные занятия, предполагающие концентрацию внимания
Принципы метода Монтессори
Метод Монтессори основан на нескольких принципах:
- Индивидуальное развитие. Методика признает, что каждый ребенок уникален и имеет индивидуальный путь развития. Ребенку предоставляются возможности учиться в собственном темпе и в соответствии со своими интересами.
- Подготовленная среда, которая должна быть специально организованной, чтобы стимулировать интересы и самостоятельность ребенка. В процессе игры по методике Монтессори используются специальные материалы, разработанные для различных областей развития, которые помогают ребенку исследовать и познавать.
- Самообразование. В методе Монтессори ребенок становится активным участником своего обучения. Вместо того, чтобы учиться путем прямой инструкции, ребенок самостоятельно исследует окружающую среду, делает ошибки и извлекает из них уроки.
- Свобода и дисциплина. Педагог выступает больше роли гида, чем преподавателя. Ребенку предоставляется свобода выбора, что он будет изучать, но, в то же время ему предлагаются правила и структура. Дисциплина основана на самоконтроле и уважении к себе и другим.
- Наблюдение и документирование. Педагоги в процессе игр Монтессори, активно наблюдают за развитием ребенка. Они делают записи и используют их для планирования дальнейших учебных активностей.
Развивающие игры по методике Монтессори способствуют развитию сенсорных навыков. Монтессори считала сенсорные навыки основой для всех последующих видов обучения. Она разработала множество материалов, которые способствуют развитию чувств и способностей ребенка. Кроме того, знаменитый педагог предлагала занятия, которые соответствуют естественным интересам и способностям ребенка. Она считала, что ребенок должен учиться через игру и радость открытий.
Эффект, который дает методика Монтессори, заключается в том, что ребенок развивает свои способности и умения самостоятельно, в своем собственном темпе. Он становится более уверенным в себе и способным к самостоятельной деятельности. Методика Монтессори также активно используется в обычных школах и детских садах, где она помогает детям развивать свой потенциал и успешно учиться.
Основные принципы
Не будем сейчас подробно останавливаться на сути системы раннего развития Марии Монтессори, этой теме посвящена отдельная статья, с текстом которой вы можете ознакомиться здесь.
Коротко рассмотрим 5 основополагающих принципов:
- Главная задача и родителя, и воспитателя – добиваться того, чтобы малыши сами решали поставленные перед ними задачи. Помогать можно, но лишь морально – поддержкой и похвалой. Справиться с поставленной перед ним целью ребенок должен своими силами. В этом случае он обретет уверенность в себе, независимость, научится преодолевать трудности, искать пути решения.
- На первом месте стоит учет интересов и желаний ребенка, ничего навязывать ему нельзя, малыш занимается тем, что ему нравится, задача же взрослых – подготовить для него необходимые развивающие пособия.
- Дети должны принимать непосредственное участие в обучении младших детей. В большей степени этот принцип реализуется в группах детских садов.
- Главное – заинтересовать малыша, обучаться и развиваться он будет сам.
- Необходимо уважительно относится к ребенку, не критиковать его действия, признавать за ним право на ошибку.
Девиз системы – «Помоги мне сделать это самому», а в основе лежат самообучение и самовоспитание.
Основные принципы
Не будем сейчас подробно останавливаться на сути системы раннего развития Марии Монтессори, этой теме посвящена отдельная статья, с текстом которой вы можете ознакомиться здесь.
Коротко рассмотрим 5 основополагающих принципов:
- Главная задача и родителя, и воспитателя – добиваться того, чтобы малыши сами решали поставленные перед ними задачи. Помогать можно, но лишь морально – поддержкой и похвалой. Справиться с поставленной перед ним целью ребенок должен своими силами. В этом случае он обретет уверенность в себе, независимость, научится преодолевать трудности, искать пути решения.
- На первом месте стоит учет интересов и желаний ребенка, ничего навязывать ему нельзя, малыш занимается тем, что ему нравится, задача же взрослых – подготовить для него необходимые развивающие пособия.
- Дети должны принимать непосредственное участие в обучении младших детей. В большей степени этот принцип реализуется в группах детских садов.
- Главное – заинтересовать малыша, обучаться и развиваться он будет сам.
- Необходимо уважительно относится к ребенку, не критиковать его действия, признавать за ним право на ошибку.
Девиз системы – «Помоги мне сделать это самому», а в основе лежат самообучение и самовоспитание.
Метод Монтессори в домашних условиях: с чего начать?
Ориентируясь на принципы Монтессори, можно самостоятельно обустроить любую детскую комнату или уголок в общей комнате с родителями
Самое важное правило – все, чем пользуется ребенок, должно быть ему доступно. Это же касается игрушек, книг и развивающих пособий
В идеале под них должна быть отведена отдельная полочка или шкаф, расположенные на уровне роста ребенка, чтобы он в любой момент мог взять то, что нужно, и после игры самостоятельно поставить на место. Научить его делать это – задача взрослых, но, если он физически не может дотянуться до полки с конструктором, бесполезно просить его убрать за собой игрушки.
Не стоит думать, что игрушки по системе Монтессори – это что-то запредельно дорогое или сложное. Как раз наоборот.
Вот несколько базовых критериев, на которые стоит ориентироваться при покупке.
- Натуральные оттенки и материалы: дерево, ткань и даже металл для детей постарше. Они экологичнее, приятнее на ощупь и полезнее, чем дешевые пластиковые игрушки цвета «вырви глаз».
- Одна игрушка – одна функция. Мячик должен быть мячиком, а не музыкальной шкатулкой, матрешка должна учить составлять последовательность, ей не нужно петь и светиться яркими огнями. Лишние функции развлекают, но не развивают, ребенку сложно сконцентрироваться.
- Реалистичность крайне важна. Монстров, пиратов, фей и единорогов ваш малыш еще успеет увидеть, а на начальных этапах развития намного важнее реалистичность форм, цвета и текстуры. То есть лягушка должна быть зеленой и гладкой, кошка – пушистой, машинка – железной. Согласитесь, что розовая пластиковая собака с огромной головой вряд ли даст малышу правильное представление об этом виде животных.
И главное: игрушка должна соответствовать уровню развития ребенка и тем дидактическим задачам, которые стоят перед ним сейчас.
Фабрика Детской Игрушки предлагает Вам познакомиться с нашей продукцией поближе. Мы внимательно следим за тем, чтобы Ваш ребенок мог развиваться постепенно и последовательно, поэтому каждый день предлагаем Вам новую и качественную продукцию из натуральных высококлассных материалов.
Стойка Монтессори – это тренажер для малышей от 2 месяцев, которые активно познают мир, тренируют мышцы глаз, учатся фокусироваться на объектах и развивают мелкую моторику.На тренажер вы можете подвешивать различные игрушки (бумажные, текстильный, силиконовые и деревянные)
- Тренажер выполнен из натурального дерева и тщательно зашлифован вручную до гладкости;
- Легко разбирается и собирается благодаря простой, но надежной конструкции;
- Можно перемещать сложив ножки, поставив в кроватку малышу или на коврик.
Советы по организации домашних занятий с детьми разного возраста
Рекомендации родителям по домашним занятиям целесообразно разделить по возрасту.
До года
Уже с 5 месяцев мама может использовать бизиборды, ведь эти развивающие пособия придумала именно Мария Монтессори (изначально они были деревянными, сегодня же адаптировались в мягкие коврики и книжки). Также можно использовать тактильные упражнения с подушечками, наполненными крупами, камешками, пенопластом. Пусть кроха их просто трогает.
Интересно, что идея создания бизиборда (развивающей доски) принадлежит именно Марии Монтессори
Ещё один вид занятий — протягивание карапузу предметов, перекладывание их из одной детской ручки в другую.
Видео: развивающие игрушки по Монтессори для младенцев
Смотрите это видео на YouTube
С годовалого возраста и до 3 лет
Диапазон упражнений расширяется, добавляются такие варианты:
Игры с водой. Малыш вылавливает из тазика с водой мелкие игрушка, камушки (руками или сачком), льёт воду из леечки, переливает жидкость с одной ёмкости в другую.
- Нанизывание предметов на опору (по принципу пирамидки).
- Игры с ложкой (вылавливание с её помощью предметов).
- Упражнения с прищепками (закрепление их на верёвке, ткани).
- Застёжки, шнуровки.
Сортировка предметов, насыпанных в одну ёмкость (пуговицы, макароны, мелкие игрушки и пр.).
- Рисование на песке палочкой, кистью и пр.
- Кормление пластиковой игрушки (через прорезанный рот).
- Лепка из пластилина (скатывание шариков, колбасок).
Видео: игры с водой по Монтессори
Смотрите это видео на YouTube
Для возраста 2–5 лет
Уже активно привлекаются деревянные игрушки (геометрические фигуры и пр.), пазлы, дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Начинается изучение цифр и букв.
В период с 2 до 5 лет уже начинается изучение цифр и букв
Кроме того, следует активно привлекать ребёнка к выполнению домашних бытовых дел: помощь в стирке, уборке, приготовлении пищи (например, замесить тесто, разложить фрукты по цвету).
В этом возрасте развивается усидчивость, усложняются освоенные прежде навыки ухода за собой, уборки в доме. Активно идёт обучение математике, чтению. Ребёнку предлагаются упражнения для тренировки навыка письма (печатные штриховки, прописи, рисование букв на доске мелом и пр.). Более разнообразными становятся игры по ознакомлению с окружающим миром (например, на тему космоса).