Образные игрушки
Такие игрушки своим внешним видом копируют живых существ — кошек, собачек, мишек, детей, а также героев мультфильмов. Дети до года не умеют еще самостоятельно играть в сюжетные игры, но такие игрушки очень полезны для знакомства с новым миром, для умения соотносить образы на экране и в книгах со стилизованными объектами.
С помощью плюшевых любимцев вы сможете познакомить младенца с миром животных, научить его звукам, которые они издают. На куклах вы сможете показать малышу, какие части тела бывают у людей, он будет ассоциировать себя с игрушкой. Ближе к году ребенок будет уже копировать ваши действия и ухаживать за пупсом, усаживать плюшевых животных за импровизированные столики и кормить их.
- для ребенка до года лучше выбирать игрушки с позитивным выражением лица;
- если игрушка музыкальная, то звуки, ей издаваемые, должны быть нерезкими и мелодичными;
- цветовая гамма мягких игрушек для младенцев должна быть приближена к реальной, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о мире;
- аллергологи рекомендуют не реже двух раз в месяц стирать мягкие игрушки, чтобы избавить их от накопившейся в ворсе пыли.
Частые вопросы
Какие игрушки подходят для развития ребенка от 0 до 6 месяцев?
В этом возрасте ребенку полезны игрушки, которые помогают развивать его сенсорные навыки и моторику. Например, мягкие игрушки с разными текстурами, игрушки-грызунки, музыкальные игрушки с яркими цветами.
Какие игрушки способствуют развитию зрительного восприятия у малыша?
Для развития зрительного восприятия рекомендуется использовать игрушки с контрастными цветами, например, черно-белые книжки, мобили с яркими элементами или игрушки с яркими цветами.
Какие игрушки помогают развивать моторику ребенка от 0 до 6 месяцев?
Для развития моторики рук и ног ребенка подходят игрушки, которые можно держать и сжимать, например, мячики разных размеров, погремушки, игрушки-пищалки. Также полезно использовать коврики-гимнастики, на которых ребенок может лежать и попытаться достать игрушки, висящие над ним.
Динамические игрушки
Дети до года постоянно исследуют мир, каждый попавшийся в их руки предмет они пробуют на зуб, трясут, сминают и бросают, наблюдая за тем, как объект реагирует на их действия. Динамические игрушки приведут малыша в восторг и надолго займут маленького испытателя. Младенцу понравится, что юла после нажатия на рычажок начинает крутиться, машинка катится, а неваляшка, сколько не толкай его, — никак не хочет падать.
- При выборе динамической игрушки избегайте кислотных цветов, оттенки изделия должны гармонировать.
- Некоторые модели юлы имеют на своем корпусе картинки, которые при движении создают интересные иллюзии.
- Звуки, которые издают динамические игрушки, не должны быть слишком резкими и громкими.
- Перед покупкой юлы убедитесь в том, что изделие правильно отцентровано, иначе игрушка не будет вращаться, как положено, и не доставит малышу должного удовольствия.
Пирамидка
Пирамидка может быть разной: простой, состоящей из 3-4 колец, а также сложной и многоуровневой. Она может иметь стандартную конусовидную форму, повторять очертания стилизованных животных или же быть составной частью других игрушек – неваляшек и каталок. Кольца бывают текстильные, деревянные и пластиковые. Цель пирамидки в любых ее проявлениях остается неизменной – научить малыша мыслить, соотносить размеры деталей и помогать развитию его координации.
Детям до полугода подойдут пирамидки с небольшим количеством колец, причем их диаметр должен быть значительно больше стержня, на который их следует нанизать, — так малышу будет легче научиться этому непростому для него действию. Поскольку младенец будет постоянно тянуть снятые кольца в рот, вам следует регулярно ухаживать за ними: текстильные детали простирывать, а пластмассовые и деревянные обрабатывать с помощью перекиси водорода.
От 0 до 3 месяцев
Новорождённый ребёнок только адаптируется к незнакомому для него миру, привыкает к маминому и папиному лицу и голосу. Поэтому дети первого месяца жизни в игрушках как таковых не нуждаются, поскольку всё их время занято кормлением, сном или взаимодействием с родителями.
Какие игрушки нужны ребёнку в 1 месяц? Следует понимать, что в этом возрасте младенец уже обучается относительно неплохо видеть и слышать, поэтому для его развития могут пригодиться такие игрушки, как:
- чёрно-белые картинки с чёткими орнаментами, геометрическими фигурками и символами (их развешивают по бортам постельки или наклеивают на стены спальни);
- мобиль с несколькими игрушками и спокойным музыкальным сопровождением;
- погремушки (несколько видов), с которыми ребёнок будет играть в течение нескольких месяцев.
Польза мобиля
Это приспособление – один из лучших игровых аксессуаров для маленьких ребятишек. Он выполняет сразу две функции: развивающую и развлекательную.
Ребёнок второго месяца жизни слушает музыкальные произведения, совершенствуя тем самым слуховое восприятие. А когда он немного подрастёт, можно использовать и двигательные способности мобиля, чтобы кроха учился следить за перемещающимися объектами.
Кроме того, такая игрушка способна развлечь и отвлечь малыша на короткое время. А за этот срок мама сможет или немного отдохнуть, или выполнить какую-либо домашнюю работу, не отвлекаясь на требовательные детские крики или слёзы.
В магазинах можно приобрести простые модели с небольшим количеством функций (мелодии плюс движение фигурок) или многофункциональные игровые карусели, которые, помимо основных опций, можно использовать в качестве музыкального плеера, проектора и ночника.
Электронный мобиль
Погремушки
Гремящие и шумящие игрушки будут с ребёнком практически все 12 месяцев. Для этого необходимо приобрести сразу несколько погремушек, к примеру:
- простейшую игрушку с держателем;
- игрушку с пищалкой;
- браслеты;
- булавы;
- подвески.
Не следует думать, что погремушки необходимы только для развлечения и успокоения малыша. Эти игровые приспособления способствуют всестороннему развитию и особенно совершенствованию мелкой моторики.
Вкладывая погремушку в детскую руку, вы тем самым стимулируете развитие тактильного восприятия. С этой целью нужно приобретать самые лёгкие, компактные и удобные игрушки. Трёхмесячный ребёнок будет постепенно учиться играть с ними самостоятельно.
Помимо развития пальчиков, погремушки совершенствуют координированность глаз и ручек, учат действовать целенаправленно: ребёнок берёт игрушку, затем подтягивает её к себе, чтобы внимательно изучить со всех сторон.
Выполняйте с малышом простое упражнение для развития координированности движения глаз. Демонстрируйте ребёнку погремушку, дождитесь, пока он начнёт фиксировать на ней взгляд, затем водите ею в различные стороны. Кроха будет следить глазками за ярким предметом.
Погремушка
Зачем нужны игрушки ребенку
Что и как развивают игрушки? Давайте разберемся.
- Личность и навыки общения. Это игрушки, которые можно легко «оживить» с помощью игры: животные (мишки, зайчики, собачки), куклы с посудой и другой утварью, а еще тематические наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и т. д. Они интересуют детей после 3 лет.
- Ум ребенка: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото и домино. В них играют малыши до 3 лет.
- Тело малыша. Это транспортные игрушки (каталки и качалки, грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить) и спортивный инвентарь (мячи, кегли, обручи и др.). Они подходят детям после года.
Костюкова Анна Александровна
Педагог
Погремушка
Классика жанра. Пожалуй, именно эта игрушка в той или иной вариации будет вечным спутником малыша вплоть до года.
Погремушка может звенеть, шуршать, греметь — выбирайте
И она не только развлекает малыша и привлекает его внимание, но и крайне полезна, чтобы развивать мелкую моторику. Вкладывая погремушку в детскую ручку, вы стимулируете тактильное восприятие и координацию движений
Идеальная погремушка для грудничка — яркая, но с максимально простой конструкцией и деликатным «бренчанием». Например, что-то вроде маракас или мягкой игрушки — вариантов масса.
К 3-6 месяцам можно предложить ребенку более сложную погремушку. Например, светящуюся или с мягкими вставками. Да хоть электронную. Но и тут не забываем о правилах безопасности — выбираем погремушку без мелких деталей, которые грудничок может случайно оторвать и проглотить.
Какие основные требования к игрушкам и как за ними ухаживать?
Казалось бы, что выбрать игрушку малышу просто. Главное учесть его возраст и половую принадлежность. Но этого недостаточно
При выборе детских вещей следует обратить внимание на такие критерии:
- Натуральность материалов, из которых они изготовлены.
- Качество. Если изделие имеет надколы, неровные швы и прочие недочеты – это свидетельство низкого качества. Лучше приобрести 1-2 дорогие вещи известных производителей, чем 100 китайских подделок.
- Безопасность.
- Отсутствие острых углов и других опасных качеств.
- Музыкальные игрушки не должны издавать резкие и громкие звуки.
- Натуральность цветового оформления. Кричащие цвета раздражают кроху, угнетающе или возбуждающе действуют на его психику. А розовые слоны или фиолетовые медвежата – это вообще табу.
- Узнаваемость. Детям следует приобретать предметы, которые можно идентифицировать (слоник, собачка, котик, кукла).
Также очень важно правильно ухаживать за изделиями, поскольку они постоянно контактируют с ребенком. Уход зависит от материала, из которого изготовлена вещь:
- Изделия из резины или пластика следует раз в неделю мыть в мыльной воде. Вещи, которые побывали на улице, моют по приходу домой.
- Мягкие игрушки, приспособления из текстиля (книжки, коврики, куклы) являются пылесборниками. Поэтому их не должно быть много. Такие вещи следует стирать в машинке или очищать при помощи пылесоса.
- Дерево. Вещи из дерева также необходимо мыть регулярно. Главное – не оставлять их в воде надолго.
- Изделия, работающие на батарейках. Перед очисткой из них нужно вынуть батарейки. После обрабатывать в соответствии от того, из какого материала они сделаны – пластиковые мыть, мягкие – пылесосить.
Развивающие игрушки: какие они?
Развивающие игрушки для детей до года должны быть функциональными, особенно для деток ближе к 12 месяцам. Малышу игрушка будет интересна до тех пор, пока он сможет с ней что-то делать, например, крутить ее детальки, дергать за рычажки, бросать, пищать ею, нажимать на кнопочки и т.п.
Любая такая игрушка подпадает под понятие развивающей. Она помогает ребенку получить основополагающие навыки, логически мыслить, быть внимательным и иметь хорошую координацию движений.
После шести месяцев двигательная активность ребенка возрастает во много раз. Он не только ползает, но уже и пытается встать на ножки, сделать первые шаги, держась за опору. Он уже может хватать игрушки не только всей ладонью, но и брать пальчиками.
Действия его становятся целенаправленными, а не случайными, как до этого. И именно родители должны учить карапуза, как обращаться с игрушками: как крутить барабанчик, катить мяч, нажимать на клавиши или пищать резиновым слоником.
Вокруг ребенка должно быть сразу несколько игрушечных предметов, он обязательно найдет, как их применить! Гибкие конструкторы, крупная мозаика – это лишь малая часть того, что в качестве развивающих игрушек можно предложить ребенку.
Когда малыш делает первые шаги, то у него под рукой просто обязана быть игрушка-каталка. Это может быть зверушка, барабан или другая фигурка на палочке, которую можно катить впереди себя. Хорошо, если она будет звенеть, пищать, тарахтеть или издавать другие звуки. С ней ребенок быстрее освоит самостоятельную ходьбу, ведь будет чувствовать опору.
Советы родителям
Помните, начавшему ползать малышу, ни в коем случае нельзя искусственно ограничивать свободу передвижения – манежики и кроватка должны быть предметами крайней необходимости. Обязательно позволяйте малышу ползать по полу. Приспособьте определенную зону для проведения игр – здесь можно поставить корзину с любимыми игрушками или постелить мягкое одеяло, но запрещать выходить за пределы игровой зоны не стоит – гораздо правильнее будет обезопасить дом или некоторую его часть, доступную для ребенка, и пусть малыш развивается в удовольствие!
Reклaма
Не переусердствуйте с играми! Все должно быть в разумных пределах, перенапряжение для такого крохи одинаково плохо, как и отсутствие внимания и развития вовсе
Разбейте «плейтайм» на несколько сеансов в период бодрствования по 15-20 минут каждый.Ничего хорошего из игр и занятий не получится, если младенец утомлен, голоден или чувствует себя неважно. Поиграться можно и нужно после сытного обеда, хорошего дневного сна и в полном здравии!«Какой ты молодец!», «Умничка!» — эти фразы ваш малыш должен слышать постоянно, ни в коем случае не забывайте об этом! Маленькие дети очень хорошо улавливают вашу интонацию, мимику, поэтому похвала для вашего сына или дочки что-то вроде хорошей мотивации. Ведь радовать маму своими успехами так здорово!«Делу время, а потехе час» – таков должен быть ваш девиз. Правильно планируйте время занятий, отдавая предпочтение активным играм и веселью в утреннее или дневное время, а на вечер оставьте спокойные занятия и чтение сказок.Добившись полного и точного выполнения задачи, например, малыш без труда снимает и нанизывает колечки на ось пирамидки, можно с уверенностью сказать, что ребенок освоил навык. Теперь ему нужно предложить что-нибудьпоинтереснее и немножко посложнее
К примеру с пирамидкой: попросите чадо нанизывать только красные или только синие колечки.Учиться, учиться и учиться! Крылатая фраза дедушки Ленина справедлива и для карапузов первого года жизни. Им тоже нужно учиться осваиваться в этом мире, владеть своим телом и изучать свойства предметов. А их успех очень во многом зависит от вас, дорогие родители. Приложив некоторые усилия и проводя регулярные занятия с малышом, вы обязательно будете радоваться его успехам!
Теперь ему нужно предложить что-нибудьпоинтереснее и немножко посложнее. К примеру с пирамидкой: попросите чадо нанизывать только красные или только синие колечки.Учиться, учиться и учиться! Крылатая фраза дедушки Ленина справедлива и для карапузов первого года жизни. Им тоже нужно учиться осваиваться в этом мире, владеть своим телом и изучать свойства предметов. А их успех очень во многом зависит от вас, дорогие родители. Приложив некоторые усилия и проводя регулярные занятия с малышом, вы обязательно будете радоваться его успехам!
Уход за детскими игрушками
Уход за игрушками для детей до года предполагает обработку их от видимых загрязнений. Нет необходимости кипятить игрушки и создавать в доме больничную стерильность.
Итак, как мыть и чем обрабатывать игрушки для малышей?
- Пластмассовые погремушки достаточно помыть в теплой мыльной воде, хорошо сполоснуть под струей проточной воды, после чего вытереть насухо или просушить.
- Резиновые игрушки, прорезыватели можно мыть с мылом или порошком, тереть щеткой, но с особой тщательностью ополаскивать, так как малыш тянет эти предметы в рот.
- Деревянные предметы нужно протирать влажной тряпочкой или ополаскивать под краном, но избегать длительного контакта с водой, так как дерево может разбухнуть и потерять исходные пропорции.
- Плюшевые изделия без динамика и батареек можно стирать в стиральной машине обычным стиральным порошком по мере загрязнения, затем просушить на балконе.
- Более сложные мягкие игрушки (с электронным модулем) стирать нельзя, их либо чистят пеной для ковров (но тут есть опасность аллергической реакции), либо предварительно распарывают, извлекают модуль, «оболочку» стирают, а затем просушивают и собирают заново.
- Электронные пианино, развивающие панели можно протирать влажной тряпочкой или влажными салфетками.
Все дети развиваются по-разному, но природой заложено стремление ребенка не стоять на месте и постоянно учиться новому. Игрушки, правильно подобранные в соответствии с возрастом и потребностями малыша, помогают развивать органы чувств, тренировать физические навыки и создают приятную среду для общения младенца с родителями.
Минимализм
Считается, что чем проще будут игрушки для детей до года, тем лучше для их развития. Вместо покупки дорогих сенсорных ковриков с яркими разнофактурными деталями, которые могут перевозбудить малыша, вы можете окружить его простыми мешочками, сшитыми самостоятельно из тканей, различных на ощупь, и наполнить их крупами.
В последнее время стали популярными деревянные игрушки спокойных чистых цветов. Родители стремятся окружить свое чадо экологичными изделиями, которые не навредят вредными испарениями малышу и будут приятны для его глаз. Деревянные кубики, неваляшки, машинки и пирамидки понравятся младенцу своей простотой.
Посещая детские магазины, выбирайте только необходимые для грудничка игрушки. Подумайте, какие изделия нужны ему по возрасту, и какие навыки помогут развить предлагаемые консультантами «лучшие» модели. Избегайте покупать функционально перегруженные дорогие игровые станции, поскольку они могут довольно быстро надоесть младенцу. Лучше окружите его простыми развивающими элементами.
Требования к безопасности и качеству
Абсолютная безопасность – это, безусловно, основное требование к игровым пособиям для маленьких ребятишек. Не стоит безоговорочно доверять сертификатам и маркировкам, лучше обстоятельно изучить приглянувшееся изделие со всех сторон.
- Пластиковые игрушки не должны резко и неприятно пахнуть. Токсический «аромат» говорит об использовании некачественного материала. Приобретённые предметы из пластика необходимо обязательно промыть в мыльном растворе и тщательнейшим образом ополоснуть.
- Приспособления с царапинками и сколами сразу же стоит забраковать, даже если сама игрушка вам очень понравилась. Подобные недостатки свидетельствуют о низком качестве товара, что представляет угрозу для здоровья ребёнка.
- Резиновые элементы должны быть плотными, нехрупкими. Если они крошатся, от таких игрушек незамедлительно избавляются. Естественно, к резине предъявляются те же требования, что и к пластиковым изделиям.
- Игрушки из текстиля (особенно если они с наполнителем) нужно внимательно изучать на наличие протёртых швов. Распоротые нитки могут привести к тому, что ребёнок проглотит содержимое изделия и подавится.
- Деревянные игрушки должны быть без заусенцев. Вообще нежелательно давать изделия из дерева детям младше 6 месяцев, поскольку малыш может стукнуть себя краешком деревянного кубика по голове. А это грозит травмой.
- Перед покупкой также постарайтесь потереть приглянувшееся изделие для оценки качества прокраски. Покрытие не должно красить пальцы, линять, оставлять на кожных покровах ощущение жирного или воскового слоя.
- Откажитесь от приобретения игрушек с мелкими или хрупкими деталями. Малыши всегда тянут всё в рот, поэтому существует угроза того, что ребёнок откусит кусочек пластика и проглотит его.
Ребёнку необходимо играть с игрушками из различных материалов. Однако для младенцев предпочтительными являются приспособления, изготовленные из пищевого пластика. Они лёгкие, безопасные, поэтому не нужно будет беспокоиться, что младенец потянет их в рот.
Игры от 0 до 3 месяцев
В первый квартал жизни ребёнок не отличается высокой активностью. Особенно это относится к новорождённым малышам.
Однако и для этого возрастного периода можно подобрать полезные и эффективные развивающие занятия.
Первый месяц
Игрушки по большому счёту в этот период не особо нужны. Для ребёнка важна мама, которая кормит его грудью и успокаивает. Но поскольку психика новорождённого представляет собой чистый лист, каждая манипуляция родителей уже способна простимулировать детское развитие.
Развить новорождённых помогут самые простые упражнения:
громко-тихо. При приближении к малышу начинайте с ним разговаривать. Меняя подгузник, обмывая кожу, говорите всегда. При этом нужно изменять интонацию и высоту голоса. Тихое шептание убаюкает, а громкие слова, наоборот, заставят насторожиться.
материнское лицо
Фокусировка на лице – важное достижение для новорождённого. Матери необходимо медленно двигаться вправо-влево, чтобы малыш поворачивал головку и отслеживал перемещения;
наблюдение
наблюдение
В период новорождённости дети лучше видят чёрно-белые предметы, поэтому нужно взять, к примеру, игрушечную зебру и водить ею в различные стороны. Игрушку нужно держать на расстоянии в 25 см и менять направление после того, как кроха передохнёт;
мамин голос. Чтобы детский слух смог развиваться, почаще зовите кроху по имени из разных уголков комнаты. Так ребёнок сможет отслеживать направление шума и совершенствовать слуховое восприятие.
В первый месяц жизни у ребёнка лучше всего развито осязание, вот почему прикосновения матери – это лучший тренажёр для интеллекта. Кроме того, мамины руки – это залог уверенности и безопасности. Поэтому специалисты рекомендуют регулярно делать массаж новорождённому.
Второй месяц
Период новорождённости заканчивается появлением комплекса оживления, который заметен при приближении матери
Кроме того, ребёнок дольше концентрирует внимание, поэтому и игры с ним будут более серьёзными и продолжительными
- колокольный звон. Положите кроху на животик, пошумите перед ним колокольчиком и подвесьте бубенец на краешек постели. В следующий раз, заслышав звон, ребёнок станет поворачиваться в сторону интересного звука;
- нежные пальчики. Когда ребёнок бодрствует, можно гладить его ладони и пальчики различными материалами. Это может быть трикотаж, шёлковый платок, меховушка, грубая вязка. Подобные действия совершенствуют осязание;
- попрыгушка. Небольшую мягкую игрушку нужно оснастить резинкой и подвесить над постелью. Младенец станет разглядывать перемещения предмета. Также можно приобрести специальный мобиль – более совершенный вид подвесок;
- потешки. Всем известные коротенькие стихотворения на каждое действие малыша – великолепный вариант развивающей игры. Мама может проговаривать потешки во время массажа, кормления, купания, поглаживания.
Плавание в ванне – не только приятная забава, но и корригирующее занятие, если у ребёнка имеется гипертонус мышц. Сначала малыша можно просто купать, а потом, заботливо придерживая, стоит выполнить просто упражнение – «восьмёрку».
Третий месяц
Ребёнок быстро прогрессирует и уже способен держать головку, держать в ладошках небольшие предметы, гулить, наблюдать за собственными ручками. Также дети пытаются переворачиваться, поскольку им хочется исследовать весь мир.
Подобную любознательность удовлетворят следующие игры:
фитбол. Поскольку малыш способен провести около 10 минуток лёжа на животе, можно придумать весёлую игру с фитболом
Ребёнка кладут на надувной мячик, который начинают осторожно покачивать в разные стороны, придерживая при этом маленького «пассажира»;
погремушки. Ребёнок опять же лежит на животе, а перед ним размещаются несколько ярких погремушек
Как только младенец потянется к одной из них, следует создать опору для его стоп, чтобы ребёнок попытался оттолкнуться. Это упражнение полезно для ползания;
танцы. Развивающие игры до года невозможно представить без музыкального сопровождения. Смело включайте любимую детскую песенку и «приглашайте» кроху на танец. Достаточно просто медленно кружиться, похлопывать в ладони в такт музыке;
звучащий браслетик. На полоску из трикотажа нашейте несколько бубенчиков. Такой «браслет» нужно надеть на любую детскую конечность. При шевелении ребёнок будет слышать звон и станет определять его направление, в результате чего произойдёт активное изучение рук-ног.
Актуальными остаются игры с мобилем, чтение потешек, а также массаж. Не следует забывать и про плавание в ванной.
Погремушки — первые игрушки малыша, которые можно использовать даже в возрасте новорождённости. Читайте об этих игровых приспособлениях в статье психолога.
Роль игрушек в жизни малышей
Некоторые современные родители сразу же после рождения ребенка бегут в детский магазин и скупают там все подряд. В итоге в корзине с игрушками оказываются плюшевые медведи, посудка, погремушки, машинки и куклы. Другие же считают, что малыш еще не осознает ничего происходящего вокруг и заинтересуется игрушками еще не скоро. Кто же прав? Как всегда, победила дружба: не нужно излишеств, но при этом и совсем лишать малыша необходимых изделий легкой промышленности.
Для деток первых месяцев жизни игрушки являются одним из основных источников информации об окружающем мире
С их помощью ребенок учится видеть разные цвета, концентрировать свое внимание. Во время игры развивается сознание малыша, мелкая моторика пальцев
Все сказанное влияет и на развитие его речи, поэтому малышу просто жизненно необходимы игрушки. Но это не значит, что их должно быть такое количество, что в детской все будет ими занято.
10-12 месяцев
После 9 месяцев — переломный момент: ребенок вот-вот начнет ходить, а все, что попадает ему в руки, он роняет и разбирает. Теперь в ход идут игрушки, которые удобно хватать обеими руками, швырять и ударять по ним: например, барабаны, металлофон, мячик, кегли, большие плюшевые звери, игрушечные самосвалы, прыгучие мячи. Уже пора сажать малыша на лошадку-качалку, машинку на колесиках, первые качели и беговел, вовлекать в разные игры с мячом.
Чтобы развивать моторику обеих рук, одновременно с логикой, подойдут объемные формочки, пирамидки, головоломки и паззлы с большими деталями. Игрушки со звуками все еще нужны и полезны, только посложнее: например, книжки, где звери издают разные звуки, если нажать на кнопку.
Выбирая, какие игрушки покупать детям до года, обращайте внимание на то, из чего и как они сделаны. Дети в этом возрасте все проверяют на прочность, поэтому в приоритете — небьющиеся и безопасные игрушки.
От 0 до 1 месяца: возраст поиска ориентиров
Что умеет кроха?
Обоняние. С третьего дня жизни большинство малышей отличают запах молока мамы от запаха молока другой женщины. Поворотом головы некоторые дети показывают, что ощущаемый запах им не нравится.
Слух. Малыш ненадолго сосредотачивается на звуках и голосах. Узнает голос мамы. Выражает предпочтение ритмичным звукам и низким частотам, которые действуют на него успокаивающе.
Зрение. Новорожденный видит достаточно четко, чтобы распознать контуры человеческого лица. Сформированное зрительное восприятие ребенка — врожденная способность. Ребенок видит разницу между зелеными полосками и пятном того же цвета, между клетчатым рисунком, расположенным под прямым углом и под наклоном, между прямыми линиями и дугами. Двухнедельный ребенок дольше фиксирует взгляд на обычных горизонтальных линиях, чем на беспорядочном рисунке. Когда он устает от одной картинки, то переносит взгляд на другую. Он может следовать за мамой взглядом в пределах угла 180º.
Игры-забавы
Малышу пока не до игрушек, он слишком занят осознанием своего существования, чтобы тратить силы на что-то кроме самых важных жизненных функций: контакта с мамой, еды, сна, отправления естественных нужд. Но это вовсе не означает, что вам совершенно не во что с ним поиграть. Вы можете придумать любую игру, помните только, что головку малыш держит плохо, мышцы его шеи и спины еще слишком слабы, чтобы обходиться без поддержки вашей руки или плеча.
Используйте любые возможности для развития чувства осязания у ребенка. Вы можете развлечь его, легонько проведя зубной щеткой по внутренней стороне маленькой ручки, крошечным пальчикам ступни или кончику носа. Сделайте то же самое тыльной стороной немного прохладной металлической ложки, закругленным краем карандаша или любым необычным предметом. Не бойтесь положить льдинку ему на руку, подбородок или колено. Малыш должен видеть эти предметы и с помощью вашей улыбки и ласковых слов, которыми вы сопровождаете игры, понимать, что все хорошо. Ориентируйтесь на эмоции малыша: не исключено, что некоторые ваши действия ему могут не понравиться или испугать его.
Развивающие игрушки
Забавно, ведь, как я уже писала, все игрушки развивают ребенка. Но именно игрушки следующего плана в магазинах почему-то чаще всего называют развивающими.
Они могут быть: с пищалками, шуршалками, подвижными элементами, звуковым сопровождением. Некоторые даже учат ребенка разным понятиям.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, привожу ссылки на те игрушки, что были у нас или те, что видела у друзей и они понравились. Это не все. Некоторых, к сожалению, уже нет в продаже. Все они были крайне востребованы у сына. Лично мой любимец – это вибрирующий жираф. Висел на кроватке до 4 лет.
My-shop
Озон
My-shop
Озон
Озон
Озон
Игрушки от 6 до 9 месяцев
После неконтролируемых и хаотичных движений рук и ног, которые можно было наблюдать у малыша в первые месяцы, в возрасте полугода ребенок сосредотачивается на сознательном получении желаемого. Он хватает любой предмет, попадающий в поле зрения: погремушка, мягкий мячик, прорезыватель, бутылочка, подгузник, упаковка с влажными салфетками. Малыш размахивает добычей во все стороны, стучит обо все поверхности, кидает, поднимает и снова кидает. Интерес к конкретному предмету быстро проходит, и кроха переключается на новый.
В этом возрасте ребенок все еще возится с погремушками и пищалками, но ему интересны и более сложные игрушки, например мягкие книжки с яркими картинками.
С 6 месяцев ребенок учится брать предметы одновременно двумя руками, поэтому дети так любят постукивание двумя погремушками, формочками, кубиками. Малыш пытается соотносить предметы по форме и размеру — вложить один в другой. Если это получается и результат очевиден для ребенка, малыш испытывает настоящее удовольствие.
Малыш подошел к возрасту увлечения игрушками-вкладышами. Это стаканчики, мисочки, формочки разного размера, но помещающиеся друг в друга. Играя с этими предметами, ребенок не только совершенствует моторику рук и координирует с ней движения глаз, но и осваивает понятия «больше-меньше»: крупный стаканчик никак не помещается в тот, что поменьше, сколько бы физических усилий маленький экспериментатор ни прикладывал. Малыш меняет тактику взаимодействия с вещами: от силы рук он переходит к силе мысли. Предметы в его руках начинают «дружить друг с другом», когда он правильно соотносит их по размеру и форме. Так развиваются восприятие и мышление ребенка.
Игрушки для детей в возрасте 2 месяцев
В 2 месяца ребенок уже различает лицо мамы, фокусирует взгляд на неподвижном объекте, пытается следить глазами за перемещающимся предметом, оживляется в ответ на знакомый голос. Для развития органов зрения и слуха подойдут:
погремушки – играть самостоятельно малыш будет позже, а сейчас мама может шуметь разными погремушками и привлекать внимание ребенка, чтобы он искал источник звука, поворачивал голову и учился выделять среди всех звуков окружающего мира какой-то конкретный, следил за погремушкой взглядом;
мягкие или музыкальные игрушки – они привлекают внимание, ребенок задерживает на них взгляд, рассматривает глаза, нос, рот, слушает звуки, следит за игрушкой, если ее перемещать перед его лицом.
0-3 месяца
В самые первые дни нужны самые простые игрушки, которые можно брать в рот и издавать ими звуки: погремушки, пищалки.
Начиная с 1 месяца ребенку интересно еще и наблюдать, сравнивать — поэтому используйте контрастные рисунки, разноцветные кубики, подвесные зверушки и модели. Не переборщите с яркими пятнами: так ребенку будет сложно сосредоточиться.
Чуть позже малыш начинает активнее двигать глазами и менять фокус зрения
Здесь можно брать любые яркие игрушки, которые ребенок любит больше всего и перемещать их: из стороны в сторону, приближая и удаляя — так, чтобы он мог следить и развивать внимание. Работайте с координацией: кладите игрушку ребенку в ладонь и побуждайте подносить ее к лицу и отставлять подальше, разглядывать и управлять руками.