Художественный стиль речи – определение и характерные черты

Признаки художественной стилистики

С течением времени вырабатывались признаки художественного стиля. Главный из них — наличие в тексте приёмов, способных пробудить определённые эмоции и вызвать нужное настроение. Художественный текст не просто информирует — он рассчитан на обратную связь. Читатель наслаждается игрой слов, богатством речи и красотой предложений. Фигуры речи, применяемые авторами:

  • гипербола;
  • сравнение;
  • метафора;
  • эпитет;
  • аллегория.

Ещё один признак — частое использование слов, имеющих более одного значения. Благодаря этому образуются смысловые нюансы и глубина. Читатель может несколько раз возвращаться к одному и тому же отрывку, открывая для себя новый смысл. Также применяются синонимы — слова с похожим, но не идентичным значением. С их помощью текст приобретает новые грани и оказывает эстетическое воздействие на читателя.

Экспрессия и эмоциональность — ещё 2 черты, присущие художественной стилистике

Важно, что одни и те же слова в публицистическом тексте могут обладать нейтральной коннотацией, а в художественном — иметь определённую эмоциональную характеристику.

Интересный приём, используемый при создании драматических, лирических и эпических творений, — инверсия. Его суть в том, что слова в предложениях ставят не в обычном порядке, а иначе. За счёт этого достигается нужный настрой.

Структурные нормы, обязательные к соблюдению в научных и публицистических текстах, в художественных произведениях могут нарушаться, если таков замысел автора

Отклонения объясняются тем, что писатель желает акцентировать внимание читающего на отдельной мысли или идее. Виды норм, которые допускается нарушать:

  • морфологические;
  • лексические;
  • фонетические.

Можно сказать, что этот стиль главенствует над остальными, ведь он вобрал в себя все приёмы и средства, используемые авторами. По яркости, богатству и насыщенности он превосходит остальные.

Учитывая, сколько признаков отличают художественное произведение, читатель без труда выделит его среди других видов текстов. Если стоит задача определить стиль, для начала нужно понять, к какому жанру относится творение. После этого почти со 100%-й вероятностью можно будет сказать, выдержано ли произведение в художественной стилистике или оно представляет собой публицистику, аналитику, научный труд и так далее.

Примеры текстов разных стилей

Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.

Научный

Вот небольшой текст из учебника физики:

Пример научного стиля

Здесь мы видим специальную лексику:

  • «электрическая цепь»;
  • «источник напряжения»;
  • «потребитель тока»;
  • «резистор»;
  • «проводник»;
  • «напряжение»;
  • «нагрузка».

Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».

Официально-деловой

Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:

Пример официально-делового стиля

Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.

Художественный

Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:

Пример художественного стиля

В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.

Публицистический

Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:

Пример публицистического стиля

Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.

Разговорный

В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:

Пример разговорного стиля

Жанры для использования

К литературно-художественным жанрам относятся произведения в прозе и стихах, которые в литературе делят на несколько групп:

  • эпические;
  • драматические;
  • лирические.

Особенность эпических произведений отличает широта охвата событий. В произведениях такого типа раскрытие характеров героев происходит на фоне масштабных общественных, исторических или мировых явлений. Такие произведения отличает объективность повествования, а оценку героев и происходящих событий автор дает через художественные детали опосредовано, а не на прямую. Классикой эпического произведения является героический эпос.

Драма повествует о трагичных или серьезных событиях общества или отдельных людей

Основное внимание автора драматических произведений сосредотачивает не на сюжете, а на переживаниях героев, оказавшихся в тех или иных обстоятельствах

Лирические произведения отражают личные чувства автора к событиям, героям или к их действиям. Внутри каждого литературного жанра существует большое количество поджанровых разновидностей литературных произведений, написанных в художественно-литературной стилистике: роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение, пьеса.

Художественный стиль речи является классическим образцом литературного языка и правильной книжной речи. Владение им позволят создать при помощи слов яркое описание событий, явлений, предметов или людей. С его помощью можно воздействовать на чувства и воображение людей, создавая с помощью высокой образности те или иные настроения. Его можно использовать не только в написании литературных произведений, но и в ораторском искусстве.

Языковые средства художественного стиля речи

Достичь выразительности, эмоциональности и образности речи в художественных произведениях помогают особые языковые средства и приемы.

Фонетико-стилистические

  • Многозначные формулировки, дающие возможность вкладывать в речь скрытый, потаенный смысл.
  • Слова, произносительная форма которых не соответствует той, которую применил автор. Часто это достигается путем переноса ударения.
  • Особенное построение речи героев и текстов-описаний с целью формирования оригинального авторского стиля.

Словообразовательные

Характеризуются особой ролью суффиксов. Эти части слов используются с целью:

  • придать словам определенную эмоциональную окраску;
  • показать отношение автора или героя к человеку/предмету/явлению.

Морфологические

  • широкое применение глаголов с целью придать повествованию динамичность;
  • частое употребление местоимений для создания ощущения искренности речи;
  • большое количество причастий и прилагательных;
  • множественное использование слов в переносном значении.

Лексико-семантические

  • разговорные, сленговые, жаргонные и бранные выражения;
  • диалектные слова;
  • архаизмы и историзмы;
  • научная терминология;
  • неологизмы.

Эти типы лексики применяются, чтобы лучше передать «атмосферу» произведения, колорит местности, в которой происходит действие, или особенности эпохи, во время которой разворачивается сюжет.

Выразительно-изобразительные

  • Стилистические фигуры. Это речевые обороты, применяющиеся для усиления выразительности, экспрессивности и эмоциональности высказываний. Примерами стилистических фигур являются гиперболы, анафоры, параллелизмы, риторические вопросы и проч.
  • Тропы. Этим определением обозначают слова и высказывания, которые используются в тексте в переносном значении для придания речи художественности и образности. Существует множество видов тропов – метафоры, эпитеты, сравнения, аллегории, олицетворения и т. д.

Синтаксические

  • предложения повествовательной, восклицательной и вопросительной окраски;
  • прямая речь, афоризмы и цитаты;
  • синонимы и антонимы.

А также в художественных текстах, как и в публицистических, нередко встречаются торжественные и патетические формулировки и оценочные суждения.

Применение в других видах искусства

Художественный стиль применяется в разных видах искусства, включая живопись. Однако художники не используют его в чистом виде, а сочетают разные направления. Кроме того, в изобразительном творчестве прослеживается тенденция к постоянному изменению стилей: одни перетекают в другие, объединяются с третьими и приобретают новые черты.

В процессе рисования картины маслом или создания графического рисунка современные европейские и азиатские художники не ограничиваются традиционными средствами. Нередко они стилизуют свои произведения настолько сильно, что нарушают нормы культуры. Это характерно для модных мастеров нынешней эпохи. Художественные направления в живописи:

  • барокко;
  • классицизм (классический);
  • Возрождение;
  • готика;
  • пуризм;
  • кубизм;
  • натурализм;
  • абстракционизм (абстрактный);
  • урбанизм (урбанистический);
  • импрессионизм;
  • геометрика (геометрический).

Говоря о стиле, исследователи обычно подразумевают 2 значения: глобальное и узкое. В первом случае речь идёт о наборе средств и приёмов, предполагающих повторяемость. В узком значении стиль — это индивидуальный почерк мастера, который прослеживается в каждом творении. Похожим образом обстоит дело в архитектуре, музыке, театре, кино и других видах искусства.

Функции, особенности и средства художественного стиля речи

Роль и цели художественных текстов напрямую связаны со сферой применения данного стиля речи. Он выполняет следующие функции:

  • Эстетическую. В произведениях литературного стиля слова, словосочетания и речевые обороты несут не только информационную, но и художественную нагрузку. То есть преследуют цель передать читателю определенные эмоции, пробудить чувство прекрасного с помощью созданных автором выразительных образов. Наиболее ярко эта черта проявляется в поэзии.
  • Воздействующую. Одна из основных задач литературных произведений – вызвать у читателя живой отклик, сделать так, чтобы у аудитории возникли определенные чувства от прочитанного, сопереживание героям. Это достигается за счет применения ярких и красочных эмоциональных эпитетов, сравнений, метафор и прочих выразительных языковых средств.
  • Коммуникативную. Авторы художественных произведений взаимодействуют с читателем, делясь своими взглядами, жизненным опытом, мыслями и чувствами. В романах, баснях, стихах и прочих видах художественных произведений личность и черты характера автора прослеживаются более явно, чем в других стилях.

Тексты и произведения, которые относятся к художественному стилю, имеют следующие особенности:

  • Все функции прочно связаны между собой, а слова выполняют двойную роль. С одной стороны, они имеют информационную нагрузку, и призваны обозначить предмет или описать явление. А с другой, служат средством создания художественного образа и направлены на то, чтобы выразить мысли и чувства и вызвать у читателя реакцию.
  • Используются языковые средства и стилистические приемы, характерные для других стилей. Это основное отличие художественного вида речи от прочих. В произведениях, в зависимости от тематики, могут встречаться речевые обороты и клише, которые более свойственны, к примеру, научной или публицистической литературе.
  • Часто встречаются образно-выразительные элементы – стилистические фигуры, тропы (слова и фразы, которые применяются в переносном значении для усиления образности речи) и проч. По большей части, именно они и делают описание красочным, эмоциональным и выразительным.
  • Ярко проявляется творческая индивидуальность автора. Это то, что наиболее характерно для художественного стиля и тесно переплетается с коммуникативной функцией этих текстов. В таких произведениях самовыражение автора, формулировка его точки зрения, мыслей и чувств происходит посредством оригинальной «интонации» рассказчика. Индивидуальный, неповторимый стиль изложения формируется особым подбором слов и характерными, присущими лишь конкретному литератору, способами построения синтаксических конструкций.

А также стоит упомянуть о «вспомогательных», визуальных способах передачи информации. Если в научной речи, как в устной, так и в письменной, для иллюстрирования информации применяются графики, таблицы и схемы, то в произведениях художественного стиля – красочные либо черно-белые картинки (пейзажи, натюрморты, портреты).

Художественный стиль: понятие, черты

Автор пишет рассказ или роман в целях открытия читателю своих внутренних переживаний.

Художественный стиль используется в литературных произведениях. Примеры художественного текста должны рассказывать о жизненной ситуации, открывать простые истины в понимании автора.

Художественный стиль встречается в таких жанрах, как поэма, стихотворение, пьеса, рассказ, роман и повесть.

Чтобы максимально полно выразить эмоции и точнее объяснить точку зрения, автор использует различные языковые средства в художественном стиле из других речевых жанров.

Эстетическое мнение рассказчика должно вызвать у аудитории не только положительную, но и отрицательную реакцию. Без ответного слова сложно понять, вник ли читатель в прочитанные строки. Это является одной из проблем художественного текста. Не каждый автор умеет правильно использовать выразительные средства в тексте.

Поэтому читатель может не вникнуть в мысль автора, не убедиться в ней и поставить под сомнение прочитанное. Если после прочтения у человека возникают вопросы или желание выразить мнение, то это считается откликом на произведение. Но не является гарантией полного понимания смысла.

Получив ответы на вопросы, послушав мнение других читателей, он может убедиться в точности и правильности мыслей рассказчика.

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 225,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 226,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 227,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 228,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 33,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 35,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 171,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 244,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 247,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 248,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 249,
Полякова, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 91,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 106,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 612,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 576,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 692,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 759,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 761,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 777,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 135,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 137,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 536,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 158,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 197,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 198,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 737,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 12,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 17,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 213,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник, часть 1

Упражнение 8,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 66,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение Повторение стр. 72,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 171,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 183,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 44,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 374,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 392,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 202,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 286,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 390,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 574,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 9,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 365,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 10,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 26,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 41,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 210,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 232,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 312,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 348,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Где используется стиль художественной литературы

Художественный стиль вобрал в себя многочисленные аспекты и структуры русского языка: тропы, многозначность слов, сложный грамматический и синтаксический строй. Поэтому его общая сфера применения огромна. Она включает в себя и основные жанры художественных произведений.

Используемые жанры художественного стиля, имеют отношение к одному из родов, по-особому выражающих действительность:

  • Эпос. Показывает внешние волнения, мысли автора (описание сюжетных линий).
  • Лирика. Отражает внутренние волнения автора (переживания героев, их чувства и мысли).
  • Драма. Присутствие автора в тексте минимально, большое количество диалогов между персонажами. Из такого произведения часто делают театральные постановки. Пример – Три сестры А.П. Чехова.

Эти жанры имеют подвиды, которые могут делиться еще на более конкретные разновидности. Основные:

Жанры эпоса:

Эпопея – жанр произведения, в котором преобладают исторические события.
Роман – рукопись большого объема со сложной сюжетной линией

Все внимание обращено к жизни и судьбе персонажей.
Рассказ – произведение меньшего объема, где описывается жизненный случай героя.
Повесть – рукопись средних размеров, имеющая черты сюжета романа и рассказа.

Жанры лирики:

  • Ода – торжественная песнь.
  • Эпиграмма – стихотворение сатирической направленности. Пример: А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».
  • Элегия – стихотворение лирической направленности.
  • Сонет – стихотворная форма в 14 строк, рифмовка которой имеет строгую систему построения. Примеры данного жанра распространены у Шекспира.

Жанры драматических произведений:

  • Комедия – в основе жанра заложен сюжет, который высмеивает социальные пороки.
  • Трагедия – произведение, описывающее трагическую судьбу героев, борьбу характеров, отношений.
  • Драма – имеет структуру диалога с серьезной сюжетной линией, показывающей персонажей и их драматические отношения друг с другом или с обществом.

Область использования стиля

Где же применяется художественный стиль речи? Сфера его использования довольно широкая, потому что такая речь воплощает в себе множество аспектов и средств богатого русского языка. Благодаря этому такой текст получается очень красивым и привлекательным для читателей.

Жанры художественного стиля:

Эпос. В нем описываются сюжетные линии. Автор демонстрирует свои мысли, внешние волнения людей.
Лирика. Такой пример художественного стиля помогает передать внутренние чувства автора, переживания и мысли персонажей.
Драма

В этом жанре присутствие автора практически не ощущается, потому что большое внимание уделяется диалогам, происходящим между героями произведения.

Из всех этих жанров выделяют подвиды, которые в свою очередь могут быть разделены еще на разновидности. Таким образом, эпос делится на следующие типы:

  • Эпопея. В ней большая часть отводится историческим событиям.
  • Роман. Обычно он отличается сложным сюжетом, в котором описывается судьба героев, их чувства, проблемы.
  • Рассказ. Такое произведение пишется в маленьком размере, оно повествует об определенном случае, произошедшем с персонажем.
  • Повесть. Она имеет средний размер, обладает свойствами романа и рассказа.

Для художественного стиля речи характерны следующие лирические жанры:

  • Ода. Так называется торжественная песнь, посвященная чему-либо.
  • Эпиграмма. Это стихотворение, в котором присутствует сатирические ноты. Пример художественного стиля в этом случае — «Эпиграмма на М. С. Воронцова», которую написал А.С.Пушкин.
  • Элегия. Такое произведение также пишется в стихотворной форме, но имеет лирическую направленность.
  • Сонет. Это также стих, который состоит из 14 строчек. Рифмы выстраиваются по строгой системе. Примеры текстов такой формы можно встретить у Шекспира.

К типам драмы относят следующие жанры:

  • Комедия. Целью такого произведения является то, чтобы высмеять какие-либо пороки общества или конкретного человека.
  • Трагедия. В этом тексте автор рассказывает о трагической жизни персонажей.
  • Драма. Этот одноименный тип позволяет показать читателю драматические отношения героев и общества в целом.

В каждом из этих жанров автор пытается не столько поведать о чем-то, сколько просто помочь читателям создать в голове образ героев, почувствовать описываемую обстановку, научиться сопереживать персонажам. Это создает определенное настроение и эмоции у человека, читающего произведение. Рассказ о каком-либо неординарном случае развеселит читателя, драма же заставит сопереживать героям.

Признаки и характерные языковые особенности художественного стиля

Чтобы с легкостью определить данный стиль литературы, обратим внимание на его черты:

  • Оригинальный слог. За счет специальной подачи текста, слово становится интересно без контекстного значения, разрывая канонические схемы построения текстов.
  • Высокий уровень упорядочивания текста. Деление прозы на главы, части; в пьесе – деление на сцены, акты, явления. В стихотворениях метрика – размер стиха; строфика – учение о сочетание стихотворений, рифма.
  • Высокий уровень полисемии. Наличие нескольких взаимосвязанных значений у одного слова.
  • Диалоги. В художественном стиле преобладает речь персонажей, как способ описания явлений и событий в произведении.

Художественный текст содержит в себе всё богатство лексики русского языка. Презентация присущей данному стилю эмоциональности и образности, проводится с помощью специальных средств, которые называются тропами – языковые средства выразительности речи, слова в переносном значении. Примеры некоторых тропов:

  • Сравнение – часть произведения, с помощью которого дополняется образ персонажа.
  • Метафора – значение слова в переносном смысле, основанное на аналогии с другим предметом или явлением.
  • Эпитет – определение, которое делает слово выразительным.
  • Метонимия – такое сочетание слов, в котором один предмет заменяется другим на основе пространственно-временного сходства.
  • Гипербола – стилистическое преувеличение явления.
  • Литота – стилистическое приуменьшение явления.

Художественный стиль русского языка: общая характеристика

Определение 1

Художественный стиль – один из книжных стилей речи, характерный для произведений литературы. Специфика данного стиля заключается в его образности, повышенной эмоциональности и экспрессивности, способности служить средством выражения эстетических идей и концепций.

Рассмотрим черты художественного стиля более подробно:

  1. Образность — главное свойство художественного стиля. В основе его лежит понятие художественного образа, который представляет собой отражение действительности в произведениях искусства в виде картин человеческой жизни, характеров индивидов, явлений природы и проч.
  2. Суггестивность, то есть способность оказывать мощное влияние на воображение и внутренний мир адресата. Функция художественного стиля — эстетическое воздействие на читателя / слушателя средствами искусства слова. Эта функция реализуется в произведениях художественной литературы, устного народного творчества, в мемуарах и дневниковой литературе.
  3. Богатство и разнообразие используемых средств. Уникальность художественного стиля заключается в том, что для решения эстетических задач, он может использовать языковые средства, характерные для всех стилей (научного, официально-делового, публицистического, разговорно-бытового), а также сочетать различные типы речи (повествование, описание, рассуждение).
  4. Помимо образности и эмоциональности, художественный стиль отличается индивидуальностью творческой манеры автора и уникальностью воссозданного им мира. Клише, штампы, типовые конструкции, крайний лаконизм и сжатость речи, которые являются достоинствами официально-делового и научного стилей, в художественном стиле выступают как недостатки.
  5. Выразительность речи достигается за счёт широкого использования образных средств языка (метафор, эпитетов, олицетворений, сравнений и проч.).
  6. Структурная упорядоченность произведений художественного стиля проявляется в следовании литературным канонам и образцам (сюжетным, композиционным, стилевым) и принципам поэтики того или иного литературного направления.
  7. Главенствующая роль автора, формирующего идейную концепцию произведения и стремящегося воплотить её в тексте.

Статья: Художественный стиль русского языка

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Область использования

Этот стиль применяют, когда нужно создать красивый, убедительный и эмоционально насыщенный текст. В основном его используют на письме, а в устной речи это направление появляется, когда по литературному произведению ставят пьесу. Литературоведы выделяют несколько групп жанров, в рамках которых уместно использовать художественный стиль:

  • Лирика. Для лирических произведений характерно обилие средств выразительности. Они передают размышления и переживания автора.
  • Эпос. Автор не только излагает свои мысли, но и рассказывает о событиях. В эпосе присутствуют одна или несколько сюжетных линий.
  • Драма. Присутствие автора здесь минимально. Бо́льшую часть драматического произведения составляют высказывания персонажей.

Эпос, лирика и драма делятся на подвиды, в каждом из которых стиль применяется особым образом. Список жанров, отнесённые к эпическим:

Роман. Произведения, созданные в этом жанре, охватывают большие отрезки времени, описывая жизнь одного или нескольких поколений. Для них характерна сложность сюжета. Повествование затрагивает внутренний мир героев и внешние события.
Рассказ. Сюжет ограничивается случаем, произошедшим с одним или несколькими героями. Размер рассказа обычно небольшой.
Повесть. Она объединяет в себе признаки рассказа и романа, имеет средний или небольшой размер. Автор повествует о жизни героев, придерживаясь хронологического порядка и не углубляясь в их внутренний мир.
Эпопея

В этом произведении основное внимание уделено значимым историческим событиям.

Лирика тоже подразделяется на несколько жанров. Как правило, это поэтические произведения, но бывают и исключения, когда автор выбирает прозаическую форму. Лирические жанры художественного стиля:

  • Элегия. Произведение с лирической направленностью, облечённое в стихотворную форму.
  • Сонет. Рифмованное произведение, состоящее из 14 строк. В сонете рифмовка выполняется определённым образом. Примеры можно посмотреть у Шекспира, который был непревзойдённым мастером этого жанра.
  • Ода. Стихотворный текст, посвящённый известной персоне или значимому событию.
  • Эпиграмма. Произведение, в котором присутствует рифма. Направленность — юмористическая или сатирическая. Отличным примером, как применяется при написании художественная стилистика, служит произведение А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».

Среди драматических жанров есть более известные и те, что в настоящее время почти забыты. Вот их краткая характеристика:

Трагедия. Автор повествует о жизни героев, наполненной трагическими событиями

Портретам персонажей уделяется особое внимание.
Драма. В произведении показана жизнь не только отдельных персонажей, но и всего общества или отдельной его части

Разница между драмой и трагедией состоит в социальной значимости.
Комедия. Здесь автор не просто рассказывает о вещах, событиях или явлениях, но и активно высмеивает их. Часто комедии показывают человеческие недостатки, слабости или пороки.

У каждого жанра своя задача. Так, комедия веселит, но и заставляет задуматься, посмотреть на себя со стороны. Драма вызывает в душе сострадание, волнение. Трагедия, в зависимости от контекста, может побудить сочувствие по отношению к героям или негодование, направленное на их обидчиков. В зависимости от того, какое настроение нужно создать, автор выбирает средства художественной выразительности. Многое зависит и от личности писателя, от того, является ли он фантастом или реалистом (приверженцем реализма).

https://youtube.com/watch?v=NN7b_tQWyzM

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий