Содержание
Слайд 1
Художественно-эстетическое развитие детей
дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56
Подготовила: воспитатель Агамугланова З.Слайд 2
6
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка
и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлинский
Слайд 3
Реализация художественно-эстетического направления развития
детей дошкольного возраста в ФГОССлайд 4
зависит от возрастных
и индивидуальных особенностей детей,определяется целями и задачами Программы,
может реализовываться в
различных видах деятельности ребенка.
Содержание образовательной области
«Художественно- эстетическое развитие»Слайд 5
3
Работа по художественно-эстетическому
развитию включает в себя:
обновление содержания образования– создание условий для
художественно- эстетического воспитания и развитияорганизацию образовательного процесса
координацию работы с другими учреждениями
и организациямиСлайд 6
Слайд 7
Художественная деятельность выступает как
содержательное основание эстетического отношения
ребёнка, представляет собой систему
специфических (художественных) действий,
направленных на восприятие, познание и создание
художественного образа (эстетического объекта)
в целях эстетического освоения мира.Слайд 8
Эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно- прикладного искусства
в эстетической деятельностиСлайд 9
– личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
развитие способностей к изобразительной деятельности
(эмоциональная отзывчивость, сенсорика ,творческое воображение,
чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
– создание художественного образа – личностное отношение ребенка,
эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение
средств выразительности;
– взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
– синтез искусства для создания художественного образа,
атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества;
– изменение структуры педагогического процесса и методов
педагогического руководства (педагога – помощник, соучастник творчества).
Основой художественно-эстетического развития ребенка
средствами изобразительного искусства
и изобразительной деятельности являются:Слайд 10
Для развития художественного творчества
необходимы определенные условия :
опыт художественных впечатлений образов искусства– некоторые знания, умения в области разных видов
художественной деятельности– система творческих заданий, направленных на формирование у детей
способности создавать новые образы, используя для этого средства
разных видов искусства– создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение
(«дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»)материально обогащенная среда для занятий художественной
деятельностью.Слайд 11
Задачи, решаемые в работе по
художественно – эстетическому развитию :
– знакомство детей с разнообразными художественными
материалами и их свойствами;– развитие умения подчинять изобразительные материалы, средства,
способы изображения собственному замыслу,
поставленной изобразительной задаче– обучение использованию разнообразных материалов и инструментов,
способам деятельности– воспитание самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса
– развивитие воображения, зрительной памяти,
гибкости и быстроты мышления.Слайд 12
I этап – знакомство с художественной техникой
II этап – упражнения в художественной технике
III этап – самостоятельный перенос знаний и умений
в творческую деятельность
Алгоритм работы с детьми по овладению любой
художественной техникой включает
в себя следующие этапы:Слайд 13
Посмотреть все слайды
Разновидности деятельности
Воспитателям необходимо создать оптимальные условия для развития творческих способностей у детей. Для этого применяются следующие виды художественно-эстетической деятельности дошкольников:
- Музыкальная. Включает хоровое пение. Также сюда относятся танцы. В детском саду у детей закладываются первые представления о музыке и ритме. Малышам рассказывают, из каких материалов сделаны музыкальные инструменты. Дошкольников учат правильно их держать и извлекать из них звуки.
- Театральная. Воспитатели проводят с детьми игры-драматизации. Во время инсценировок и репетиций малыши развивают художественную речь при воспроизведении сказок, расширяют музыкальное восприятие с помощью песен и открывают в себе изобразительные способности при создании декоративных элементов для сцены.
- Художественно-речевая. С помощью этого вида деятельности дошкольники знакомятся с жанрами народного творчества: пословицами, поговорками, частушками, загадками. Ребята слушают небольшие стихотворения, сказки и рассказы, которые вызывают у них разные эмоции. У детей вырабатывается способность пересказывать короткие тексты, а также выразительность при чтении стихотворений.
- Изобразительная. Выступает ведущей разновидностью творческой деятельности в ДОУ. С помощью рисования малыши осваивают различные техники, узнают о симметрии и цветовой палитре. При лепке дети знакомятся с трёхмерным изображением вещей. Также у них появляется возможность создавать и изменять задуманные предметы. Расширить представления об оттенках и размерах помогают конструирование и аппликация.
Родителям тоже следует участвовать в этой деятельности. Дополнительные занятия с творческими материалами дома позволят ребёнку быстрее научиться разным техникам создания художественных объектов.
Приемы и методы эстетического воспитания и развития
Наши педагоги владеют умением ненавязчивого обмена эстетическими представлениями и переживаниями, тактично передавая знания о художественных образцах. Благодаря этому профессиональному навыку дети формируют собственный эстетический вкус.
Также в детском саду используются следующие методы художественно-эстетического воспитания:
Метод побуждения к сопереживанию. Заключается в эмоциональной оценке прекрасного и в осуждении безобразного в окружающем мире. Предполагается, что произведение обладает высокой художественной ценностью
При чтении и прослушивании важно не только точное воспроизведение текста, музыкального рисунка, но и эмоциональное исполнение для создания особенной атмосферы. Погружаясь в мир образов, дети сопереживают героям, оценивают их поступки.
Метод убеждения
В ходе содержательной беседы педагог расширяет кругозор и формирует эстетическую культуру личности. Используется только в том случае, когда обсуждаемое явление несет в себе прекрасное.
Метод приучения – это упражнение в практических действиях. Предполагается, что взрослый демонстрирует действие, а ребенок копирует его с целью приобрести данный навык.
Метод поисковых ситуаций побуждает детей к творческим проявлениям. Педагог предлагает придумать рассказ, нарисовать иллюстрацию, выразить через творчество свое видение.
Эти методы реализуются с помощью приемов, которые можно разделить на три группы:
1. Наглядные
Наблюдение за объектами природы, визуальное изучение картин и иллюстраций. Используя эти приемы, педагог вовлекает ребят в беседу и побуждает высказывать возникшие чувства и эмоции.
2. Словесные
Чтение стихотворений, рассказов, потешек, загадок. Детям постарше интересен жанр искусствоведческого рассказа. По мере развития мышления обучающиеся способны анализировать и сравнивать произведения искусства, оценивать работы других воспитанников.
3. Практические
Практические приемы помогают формированию навыков рисования, лепки, аппликации. Для младших дошкольников эффективен прием, когда взрослый показывает действие, а ребенок повторяет за ним. Малышей можно обучать методом пассивных движений: обучающийся держит кисть, а воспитатель проводит ей по листу бумаги.
Перечисленные методы и приемы позволяют реализовать основную цель художественно-эстетического воспитания дошкольников – развитие всесторонне образованной личности. В детских садах Mary Jane созданы условия для раскрытия и обогащения творческого потенциала Вашего ребенка. Мы стремимся знакомить детей с разными видами искусства в непосредственной связи с культурными учреждениями. Ежемесячно наши воспитанники посещают концерты Санкт-Петербургской академической филармонии, спектакли детских театров на территории сада, а также выезжают на экскурсии по городу.
Как и для чего проводится диагностика развивающих программ
Диагностика проводится для определения уровня овладения умениями и навыками художественной деятельности детей в соответствии с программными требованиями. Проводится с помощью специальных методик тестирования, которые включают задания по каждому виду художественной деятельности для конкретной возрастной категории детей.
Критерии для проведения мониторинга развития художественно-эстетического развития детей разных возрастных категорий:
Младшая группа
- Рисует красками, фломастерами, карандашами, знает цвета, может изобразить отдельные предметы, композиционно простые сюжеты.
- Эмоционально воспринимает свои творческие работы, способен рассказать, что изображено на рисунке.
- Знаком с пластическим материалом, мастерством лепки, ребёнок может с помощью круговых движений кисти рук создавать несложные формы.
- Классифицирует элементы строительного набора по форме.
- Конструирует с помощью педагога элементарные постройки, используя небольшой диапазон деталей.
- Слушает и узнаёт мелодии, различает высоту звуков.
- Вместе с педагогом активно подпевает и совершает движения в соответствии с ритмом музыкального произведения.
- Поёт вместе с другими детьми, не опережая и не отставая от них.
- Знает и может назвать простейшие музыкальные инструменты, такие как бубен, погремушки.
Средняя группа
- Выражает свои чувства, мысли, эмоции доступными для его возраста изобразительными средствами.
- Рисует простые сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных и сказочных сюжетов с использованием различных художественных техник.
- Вырезает ножницами под контролем воспитателя, наклеивает фрагменты аппликации на бумагу.
- Конструирует различные по назначению постройки с учётом формы, величины и свойства строительного материала.
Воспитанники младшей группы помощью могут конструировать элементарные постройки, используя небольшой диапазон деталей
Старшая группа
- Участвует в ролевых театрализованных импровизациях, запоминает небольшие стихотворения.
- Рисует предметы чёткой формы, подбирает и смешивает цвета, умеет аккуратно закрашивать.
- Может передать в изображении содержание простого сюжета, равномерно располагая предметы на всём пространстве листа.
- Определяет жанр музыкального произведения, различают его композиционные части.
- Узнаёт звучание музыкальных инструментов, учится передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
- Самостоятельно работает с ножницами, обучается вырезать разные геометрические формы, которые затем используют при создании коллажей.
Подготовительная группа
- Знает и определяет различные виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
- Формулирует собственные эстетические суждения.
- Создаёт пластические образы разных предметов, используя сложные технические приёмы рельефа, объединяя их в общую композицию.
- Самостоятельно конструирует как из подручных средств, так и с использованием игрового строительного материала, организовывает ролевую игру вокруг объекта.
- Владеет навыками предметного и сюжетного рисунка с натуры и по памяти.
Итоговые выводы:
- Высокий уровень — ребёнок увлечённо и внимательно занимается художественной деятельностью, показывает высокий уровень знаний и эмоциональной реакции.
- Средний уровень — демонстрирует слабый интерес к занятиям, недостаточный уровень знаний, проявляет незначительный уровень эмоционального восприятия.
- Низкий уровень — не проявляет заинтересованность эстетической деятельностью, не отвечает на вопросы о сфере искусства.
Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный труд во всех видах творческой деятельности малыша, таких как лепка, рисование, пение, конструирование. Помимо совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства. Стоит помнить, что, так же как и этические, эстетические чувства не являются врождёнными, а требуют внимания и воспитания со стороны взрослых, окружающих ребёнка.
Понятие и характеристика
К четырём годам у детей хорошо развито слуховое и зрительное восприятие. Их форма мышления носит наглядно-действенный характер. Любые ситуации, которые возникают у ребёнка, разрешаются путём взаимодействий с разными предметами.
Чем раньше взрослые начнут приобщать своё чадо к миру художественных образов, тем быстрее у него будут формироваться мыслительные процессы. Малыши эмоционально откликаются на прослушивание музыки, чтение сказок, простые опыты с красками или пластилином.
Целью художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста выступает формирование у них художественного вкуса, идеалов и способности к творческой деятельности. Необходимого результата можно добиться со следующими задачами:
- воспитание гармоничной личности;
- развитие способности видеть и ценить прекрасное;
- формирование личных предпочтений и идеалов;
- создание условий, необходимых для художественного развития малышей.
Достичь нужной цели получится с правильным определением средств и методик. В этом поможет знакомство с живописью, театром, телевидением, музыкой, литературой.
Художественно-эстетическое воспитание выполняет несколько функций:
Обучающая. Дошкольникам предоставляют необходимую информацию, которая помогает расширить кругозор.
Воспитательная. Малыши узнают о мировом искусстве и учатся распознавать эстетически привлекательные объекты.
Коммуникативная. При обсуждении художественных произведений дети выполняют коллективную работу и общаются друг с другом.
Творческая. У дошкольников формируется мотивация создавать красивые вещи, которые они видят вокруг.
Развлекательная
Творческие занятия проводятся в форме игр, чтобы привлечь внимание малышей и улучшить их настроение.
Релаксационная. Когда дети слушают музыку или пение, у них улучшается эмоциональное состояние.
Приобщение к искусству пробуждает в малышах любознательность. Когда ребёнок поверит в свои силы, у него проявится творческая активность.
Проекты в рамках художественно-эстетического развития дошкольников
«Как прекрасен этот мир»
Содержательная часть:
- «Искусство — удивительный мир прекрасного». Цели: знакомство воспитанников с образцами произведений искусства, становление навыков понимания мира живописи, формирование умения высказывать свои эстетические впечатления, развитие речи.
- «Волшебный цветок». Совместное рисование акварельными красками и восковыми мелками. Цели: Используя различные материалы и изобразительные техники активизировать свободное экспериментирование детей, развить творческую фантазию, образное мышление, чувство цвета. Обучить нетрадиционной художественной технике изображения цветов.
- «Прекрасные мгновения лета». Монотипия. Цели: Обучить навыкам изображения зеркально-симметричных отпечатков. Ознакомить детей с правилами составления гармонической цветовой композиции, совершенствовать изобразительную технику акварели.
- «Понятие натюрморт». Цели: Познакомить с особенностями, историей развития жанра натюрморт. Научить грамотно описывать мысли и эмоции, которые вызывает картина.
- «Осенний бал листвы». Картины из манки с элементами аппликации. Цели: организовать и провести игру в художественный музей. Обучить умению создавать картины из манной крупы с использованием красок, развивать чувство цвета.
- «Пейзаж». Цели: Познакомить с особенностями, историей развития жанра пейзаж. Научить правильно описывать мысли и эмоции, которые вызывает картина.
- «Осенний пейзаж». Изобразительная техника гризайль. Цели: освоение рисования углём или сангиной, провести экспериментальную работу с одним цветом, добиваясь получения различных оттенков.
«Мир классической музыки» (продолжительность 1 год)
План.
- Сентябрь. Знакомство с творческим музыкальным наследием П.И. Чайковского «Детский альбом».
- Октябрь. Знакомство с классическим балетом как жанром пластического искусства. «Спящая красавица», «Щелкунчик».
- Ноябрь. Обсуждение произведений П.И. Чайковского, формирование у детей восприятия танцевального движения в качестве способа передачи музыкального образа.
- Декабрь — январь. Знакомство с европейской классической музыкой: Бах, Моцарт, Бетховен.
- Февраль. Проведение интегрированного занятия изобразительное искусство и музыка, обучение передачи музыкальных впечатлений и переживаний в рисунке.
- Март — апрель. Знакомство со старинной танцевальной традицией (менуэт, гавот).
- Май. Заключительная беседа для детей и родителей «Беседы о музыке».
Цели и задачи ФГОС
Государственные стандарты являются базой для разработки художественной и эстетической программы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), а также для ориентира и помощи родителям в домашнем воспитании и формировании творческих способностей.
Эстетические качества у детей являются приобретенными и должны прививаться с младенчества. Художественное восприятие окружающего мира происходит поэтапно. Сначала малыши чутко реагируют на голос родителей, прослушивание музыки, затем с интересом рассматривают картинки, слушают сказки, потом начинают самовыражаться в творчестве (рисовании, пении, танцах).
Художественно эстетическое развитие дошкольников по ФГОС преследует следующие цели:
- Формирование положительных эмоций;
- Организация эстетического вкуса;
- Начальные понятия о видах искусства и его понимание;
- Развитие воображения и мышления.
Дети не просто наблюдают за животными и растениями, они восхищаются, любуются, иногда пугаются. Прослушивая сказки – переживают события вместе с героями, двигаются под музыку в соответствии с эмоциями, которые она вызывает. Педагоги должны направлять малышей в нужное «русло», прививая вкус, любовь к искусству и чувство гармонии.
Задачи художественно эстетического развития дошкольников по ФГОС:
- Понимание музыкальных, изобразительных, литературных шедевров;
- Формирование начальных понятий об искусстве;
- Развитие творческого восприятия окружающего мира;
- Организацию желания к самореализации в творчестве;
- Закрепление практических эстетических и художественных навыков.
Необычные техники творчества
Для старших групп воспитатели используют более сложные методики. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности помогают разнообразить занятия и сделать их интереснее:
- «Пальцевая живопись». Малыши наносят краску на бумагу с помощью пальцев, а не кисточки. Красители наливают в плоские розетки, рядом ставят стакан с водой. В нём детки моют пальцы, которые затем протирают сухими салфетками. Если планируется рисовать ладошкой, то краску наливают в блюдце.
- Кляксография. Малыш ставит на бумаге кляксу, которая капает с кисточки. Затем ребёнок берёт лист и наклоняет его в разные стороны. Краска расходится по бумаге и образует узор. С помощью нескольких клякс возможно создать целый рисунок.
- Монотипия. При этой технике краску наносят на кусочек бумаги или стекла. Затем дошкольник водит им по листу и прижимает, чтобы получилось изображение. Рисунок зависит от размера кусочка бумаги с краской и степени надавливания.
Необычные техники часто дополняют другими приёмами. Например, при кляксографии можно использовать сырой лист бумаги, с которой получится сделать рисунок ярче и интереснее. При монотипии нередко используют поролон, ватную палочку или листья деревьев.
Какое художественно-эстетическое воспитание детей обеспечивает детский сад
Художественно-эстетическое развитие в ДОУ по ФГОС представляет собой целый ряд направлений, доступных детскому восприятию: музыка, изобразительное искусство, художественное слово, театрализованная деятельность, конструктивно-модельное творчество, досуговая деятельность.
Оно предполагает:
- знакомство с различными направлениями творческой и эстетической деятельности;
- ценностно-смысловое восприятие и понимание окружающего мира, музыки, живописи, художественной литературы и фольклорных произведений;
- развитие эмпатии к литературным персонажам и перенесение понимания и сочувствия в реальный круг общения;
- воспитание эстетического вкуса и формирование основ эстетической культуры;
- мотивирование и поощрение самостоятельной творческой деятельности.
Существенный вклад в художественно-эстетическое воспитание ребенка вносят родители, а в некоторых семьях именно роль семьи в этом вопросе является преобладающей. Однако большая часть детей дошкольного возраста продвигается в эстетическом развитии благодаря посещению ДОУ.
Последовательность художественно-эстетического развития
Способность видеть прекрасное необходимо развивать с самого раннего детства. Это подготовительный этап к усвоению эстетики и гармонии окружающего мира. У 3-летнего ребенка еще только формируются сенсорные эталоны, а старший дошкольник уже способен воспринимать композицию образов и художественную завершенность произведений.
В младшем дошкольном возрасте активно развивается подражание в простых видах художественной деятельности. Например, в изобразительной деятельности от простых действий с карандашом или красками дети переходят к изображению, узнаванию, называнию. «Это зайка», утверждает малыш, показывая карандашные завитки или разводы красками на листе.
Рекомендуем ознакомиться: Рисование с детьми 3-4 лет.
В среднем возрасте эстетическое восприятие тесно связано с личным опытом и интересами. У дошкольника начинает проявляться интерес к самостоятельному решению творческой задачи. Дети способны сознательно добиваться выразительности образа в танце, пении, драматизации.
В старшей группе у ребенка появляются устойчивые предпочтения определенных жанров музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Дети запоминают поэтические образы из сказок, рассказов, стихотворений и используют их в своей речи. Например, сравнивают сильного мальчика с богатырем, а красивую девочку принцессой. Они начинают сами придумывать сказки, истории, с удовольствием рисуют «по замыслу».
К 6 – 7 годам у детей развивается музыкальный и поэтический слух. Благодаря обучению дети могут заметить более тонкие особенности в музыке, картине, природе, сказке, рассказе, стихотворении и найти выразительные слова. Например, «Осень – золотая» или «Лиса – плутовка». Продолжает развиваться художественное творчество.
Однако детские замыслы еще недостаточно устойчивы. Появляется оценочное отношение к творческим проявлениям сверстников и своим собственным. Например, «Денис красиво нарисовал гномика», или «Рита очень похоже бабушку показала в сказке, как артистка».
Цели и задачи
Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности, кроме всестороннего развития, имеет конкретную цель: формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире.
Достижение цели осуществляется посредством решения следующих задач:
- Создание запаса элементарных эстетических знаний, восприимчивости, чувств, эмоций.
- Развитие чувства прекрасного.
- Формирование первичных умений и навыков художественной деятельности.
- Формирование эстетических потребностей, вкусов, отношений.
- Развитие творческих способностей.
Дети в детском саду вовлечены в различные виды деятельности, и под руководством педагогов учатся видеть эстетику, замечать детали, художественные характеристики образов и явлений.
Проект по художественно-эстетическому развитию в ДОУ
Для художественно-эстетического развития детей в ДОУ разрабатываются специальные проекты с учетом возрастных особенностей детей.
К сведению! Возможно совместное участие детей разных возрастов в проектах, например, объединять младший и старший возраст ребят в детском саду.
В средней группе
Для детей этого возраста можно сделать проект «Матрешка». Посредством проекта у детей сформируются представления о русских народных игрушках, они овладеют малыми формами фольклора. Есть 3 этапа проекта:
- Подготовительный (изучение потешек, загадки о матрешке, дидактическая игра «Собери матрешку»).
- Практический (презентация «Знакомство с матрешкой», беседа на тему народных игрушек, НОД аппликация «Укрась сарафан», танец «Мы матрешки», исполнение песни «Русская матрешка).
- Заключительный (открытый фольклорный праздник).
В старшей группе
Хорошим вариантом будет проект «Нетрадиционные техники рисования», в ходе которого произойдет как теоретическое, так и практическое знакомство ребят с нетрадиционными техниками рисования.
Рисование позволяет выразить чувства на бумаге
Проект реализуется в несколько этапов:
- Организационно-подготовительный (выяснение уровня развития творческих способностей детей, подбор заданий).
- Основной (проведение пальчиковой гимнастики, рассказ о существующих нестандартных методах рисования, практическое занятие — пальчиковая живопись, рисование картофелем, кляксами).
- Заключительный (выставка «Удивительное рядом», консультация родителям по вопросам развития творческого потенциала детей).
К сведению! Такой формат проекта обеспечит определенную непринужденность и открытость в группе. Это будет способствовать развитию инициативности и появлению у детей большего интереса к занятию.
В подготовительной группе
Подготовительная группа подразумевает более серьезную тематику проектов. Например, «Защитники Родины». Это позволит совместить развитие творческих способностей с патриотическим воспитанием.
Проект реализуется в несколько этапов:
- Подготовительный (подбор материала).
- Основной (презентация, посвященная защитникам Отечества, беседа о военных конфликтах, заучивание стихов патриотической тематики, просмотр видеофильма, рисунок на тему войны).
- Заключительный (проведение выставки детских работ, оформление лэпбука).
Формы и методы художественно-эстетического развития дошкольников
В ДОУ используют следующие формы эстетического развития:
- занятия;
- игры;
- чтение;
- рассматривание иллюстраций;
- экскурсии;
- прогулки;
- театрализованные зрелища;
- творческие студии;
- тематические выставки;
- праздничные утренники;
- самостоятельная творческая деятельность.
Педагоги используют такие методы, как игра, беседа, эвристические и поисковые ситуации, художественная практика, сотворчество, побуждение к эмпатии.
Как правило, формы и методы применяются в тесной взаимосвязи. Например, педагог проводит беседу о мастерах дымковской игрушки, рассматривает ее с детьми, предлагает слепить барышню.
Средства для художественно-эстетического развития в доу также разнообразны. Это то, что воспитатель целенаправленно отбирает из окружающей среды для воздействия на эстетическое развитие воспитанников. Например, объекты природы, различные игры, предметно-развивающая среда, физические упражнения, самостоятельная творческая деятельность, произведения мировой культуры. Педагоги дают детям представление о красоте через музыку П. И. Чайковского, поэмы А. С. Пушкина, стихотворения Ф. И. Тютчева, картины И. И. Шишкина, фольклорные произведения.
ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие
4 ноября, 2014 admin
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства
Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
В рубрике «Художественно-эстетическое развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению. Для музыкальных руководителей создана отдельная рубрика — «Музыкальное развитие».
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Опубликовано в рубрике ФГОС дошкольного образования
Разновидности деятельности
Воспитателям необходимо создать оптимальные условия для развития творческих способностей у детей. Для этого применяются следующие виды художественно-эстетической деятельности дошкольников:
- Музыкальная. Включает хоровое пение. Также сюда относятся танцы. В детском саду у детей закладываются первые представления о музыке и ритме. Малышам рассказывают, из каких материалов сделаны музыкальные инструменты. Дошкольников учат правильно их держать и извлекать из них звуки.
- Театральная. Воспитатели проводят с детьми игры-драматизации. Во время инсценировок и репетиций малыши развивают художественную речь при воспроизведении сказок, расширяют музыкальное восприятие с помощью песен и открывают в себе изобразительные способности при создании декоративных элементов для сцены.
- Художественно-речевая. С помощью этого вида деятельности дошкольники знакомятся с жанрами народного творчества: пословицами, поговорками, частушками, загадками. Ребята слушают небольшие стихотворения, сказки и рассказы, которые вызывают у них разные эмоции. У детей вырабатывается способность пересказывать короткие тексты, а также выразительность при чтении стихотворений.
- Изобразительная. Выступает ведущей разновидностью творческой деятельности в ДОУ. С помощью рисования малыши осваивают различные техники, узнают о симметрии и цветовой палитре. При лепке дети знакомятся с трёхмерным изображением вещей. Также у них появляется возможность создавать и изменять задуманные предметы. Расширить представления об оттенках и размерах помогают конструирование и аппликация.
Родителям тоже следует участвовать в этой деятельности. Дополнительные занятия с творческими материалами дома позволят ребёнку быстрее научиться разным техникам создания художественных объектов.
Формы организации эстетического воспитания и развития
Эстетическое отношение к миру формируется у детей не только во время тематических занятий. Педагоги детских садов Mary Jane включают в распорядок дня музыкальные и игровые моменты, образовательные ситуации, благодаря которым у воспитанников возникают яркие положительные эмоции, интерес к творческой деятельности.
В целях эстетического развития практикуются следующие формы организации педагогического процесса:
- занятия по рисованию, лепке, конструированию, вокалу, хореографии;
- театральные постановки, праздники, ролевые игры, в том числе и на английском языке;
- выездные экскурсии.