Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду

Содержание

  • Слайд 1

    Художественно-эстетическое развитие детей
    дошкольного возраста
    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
    детский сад №56
    Подготовила: воспитатель Агамугланова З.

  • Слайд 2

    6

    «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
    Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка
     и особенно эстетического воспитания».

    В.А.Сухомлинский

  • Слайд 3

    Реализация художественно-эстетического направления развития
    детей дошкольного возраста в ФГОС

  • Слайд 4

    зависит от возрастных
    и индивидуальных особенностей детей,

    определяется целями и задачами Программы,

    может реализовываться в
    различных видах деятельности ребенка.
    Содержание образовательной области
    «Художественно- эстетическое развитие»

  • Слайд 5

    3

    Работа по художественно-эстетическому
    развитию включает в себя:
    обновление содержания образования

    – создание условий для
    художественно- эстетического воспитания и развития

    организацию образовательного процесса

    координацию работы с другими учреждениями
    и организациями

  • Слайд 6

  • Слайд 7

    Художественная деятельность выступает как
    содержательное основание эстетического отношения
    ребёнка, представляет собой систему
    специфических (художественных) действий,
    направленных на восприятие, познание и создание
    художественного образа (эстетического объекта)
    в целях эстетического освоения мира.

  • Слайд 8

    Эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно- прикладного искусства
    в эстетической деятельности

  • Слайд 9

    – личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
    развитие способностей к изобразительной деятельности
    (эмоциональная отзывчивость, сенсорика ,творческое воображение,
    чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
    – создание художественного образа – личностное отношение ребенка,
    эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение
    средств выразительности;
    – взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
    – синтез искусства для создания художественного образа,
    атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества;
    – изменение структуры педагогического процесса и методов
    педагогического руководства (педагога – помощник, соучастник творчества).
    Основой художественно-эстетического развития ребенка
    средствами изобразительного искусства
    и изобразительной деятельности являются:

  • Слайд 10

    Для развития художественного творчества
    необходимы определенные условия :
    опыт художественных впечатлений образов искусства

    – некоторые знания, умения в области разных видов
    художественной деятельности

    – система творческих заданий, направленных на формирование у детей
    способности создавать новые образы, используя для этого средства
    разных видов искусства

    – создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение
    («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»)

    материально обогащенная среда для занятий художественной
    деятельностью.

  • Слайд 11

    Задачи, решаемые в работе по
    художественно – эстетическому развитию :
    – знакомство детей с разнообразными художественными
    материалами и их свойствами;

    – развитие умения подчинять изобразительные материалы, средства,
    способы изображения собственному замыслу,
    поставленной изобразительной задаче

    – обучение использованию разнообразных материалов и инструментов,
    способам деятельности

    – воспитание самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса

    – развивитие воображения, зрительной памяти,
    гибкости и быстроты мышления.

  • Слайд 12

    I этап – знакомство с художественной техникой

    II этап – упражнения в художественной технике

    III этап – самостоятельный перенос знаний и умений
    в творческую деятельность
    Алгоритм работы с детьми по овладению любой
    художественной техникой включает
    в себя следующие этапы:

  • Слайд 13

Посмотреть все слайды

Разновидности деятельности

Воспитателям необходимо создать оптимальные условия для развития творческих способностей у детей. Для этого применяются следующие виды художественно-эстетической деятельности дошкольников:

  • Музыкальная. Включает хоровое пение. Также сюда относятся танцы. В детском саду у детей закладываются первые представления о музыке и ритме. Малышам рассказывают, из каких материалов сделаны музыкальные инструменты. Дошкольников учат правильно их держать и извлекать из них звуки.
  • Театральная. Воспитатели проводят с детьми игры-драматизации. Во время инсценировок и репетиций малыши развивают художественную речь при воспроизведении сказок, расширяют музыкальное восприятие с помощью песен и открывают в себе изобразительные способности при создании декоративных элементов для сцены.
  • Художественно-речевая. С помощью этого вида деятельности дошкольники знакомятся с жанрами народного творчества: пословицами, поговорками, частушками, загадками. Ребята слушают небольшие стихотворения, сказки и рассказы, которые вызывают у них разные эмоции. У детей вырабатывается способность пересказывать короткие тексты, а также выразительность при чтении стихотворений.
  • Изобразительная. Выступает ведущей разновидностью творческой деятельности в ДОУ. С помощью рисования малыши осваивают различные техники, узнают о симметрии и цветовой палитре. При лепке дети знакомятся с трёхмерным изображением вещей. Также у них появляется возможность создавать и изменять задуманные предметы. Расширить представления об оттенках и размерах помогают конструирование и аппликация.

Родителям тоже следует участвовать в этой деятельности. Дополнительные занятия с творческими материалами дома позволят ребёнку быстрее научиться разным техникам создания художественных объектов.

Приемы и методы эстетического воспитания и развития

Наши педагоги владеют умением ненавязчивого обмена эстетическими представлениями и переживаниями, тактично передавая знания о художественных образцах. Благодаря этому профессиональному навыку дети формируют собственный эстетический вкус.

Также в детском саду используются следующие методы художественно-эстетического воспитания:

Метод побуждения к сопереживанию. Заключается в эмоциональной оценке прекрасного и в осуждении безобразного в окружающем мире. Предполагается, что произведение обладает высокой художественной ценностью

При чтении и прослушивании важно не только точное воспроизведение текста, музыкального рисунка, но и эмоциональное исполнение для создания особенной атмосферы. Погружаясь в мир образов, дети сопереживают героям, оценивают их поступки.
Метод убеждения

В ходе содержательной беседы педагог расширяет кругозор и формирует эстетическую культуру личности. Используется только в том случае, когда обсуждаемое явление несет в себе прекрасное.
Метод приучения – это упражнение в практических действиях. Предполагается, что взрослый демонстрирует действие, а ребенок копирует его с целью приобрести данный навык.
Метод поисковых ситуаций побуждает детей к творческим проявлениям. Педагог предлагает придумать рассказ, нарисовать иллюстрацию, выразить через творчество свое видение.

Эти методы реализуются с помощью приемов, которые можно разделить на три группы:

1. Наглядные

Наблюдение за объектами природы, визуальное изучение картин и иллюстраций. Используя эти приемы, педагог вовлекает ребят в беседу и побуждает высказывать возникшие чувства и эмоции.

2. Словесные

Чтение стихотворений, рассказов, потешек, загадок. Детям постарше интересен жанр искусствоведческого рассказа. По мере развития мышления обучающиеся способны анализировать и сравнивать произведения искусства, оценивать работы других воспитанников.

3. Практические

Практические приемы помогают формированию навыков рисования, лепки, аппликации. Для младших дошкольников эффективен прием, когда взрослый показывает действие, а ребенок повторяет за ним. Малышей можно обучать методом пассивных движений: обучающийся держит кисть, а воспитатель проводит ей по листу бумаги.

Перечисленные методы и приемы позволяют реализовать основную цель художественно-эстетического воспитания дошкольников – развитие всесторонне образованной личности. В детских садах Mary Jane созданы условия для раскрытия и обогащения творческого потенциала Вашего ребенка. Мы стремимся знакомить детей с разными видами искусства в непосредственной связи с культурными учреждениями. Ежемесячно наши воспитанники посещают концерты Санкт-Петербургской академической филармонии, спектакли детских театров на территории сада, а также выезжают на экскурсии по городу.

Как и для чего проводится диагностика развивающих программ

Диагностика проводится для определения уровня овладения умениями и навыками художественной деятельности детей в соответствии с программными требованиями. Проводится с помощью специальных методик тестирования, которые включают задания по каждому виду художественной деятельности для конкретной возрастной категории детей.

Критерии для проведения мониторинга развития художественно-эстетического развития детей разных возрастных категорий:

Младшая группа

  • Рисует красками, фломастерами, карандашами, знает цвета, может изобразить отдельные предметы, композиционно простые сюжеты.
  • Эмоционально воспринимает свои творческие работы, способен рассказать, что изображено на рисунке.
  • Знаком с пластическим материалом, мастерством лепки, ребёнок может с помощью круговых движений кисти рук создавать несложные формы.
  • Классифицирует элементы строительного набора по форме.
  • Конструирует с помощью педагога элементарные постройки, используя небольшой диапазон деталей.
  • Слушает и узнаёт мелодии, различает высоту звуков.
  • Вместе с педагогом активно подпевает и совершает движения в соответствии с ритмом музыкального произведения.
  • Поёт вместе с другими детьми, не опережая и не отставая от них.
  • Знает и может назвать простейшие музыкальные инструменты, такие как бубен, погремушки.

Средняя группа

  • Выражает свои чувства, мысли, эмоции доступными для его возраста изобразительными средствами.
  • Рисует простые сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных и сказочных сюжетов с использованием различных художественных техник.
  • Вырезает ножницами под контролем воспитателя, наклеивает фрагменты аппликации на бумагу.
  • Конструирует различные по назначению постройки с учётом формы, величины и свойства строительного материала.

Воспитанники младшей группы помощью могут конструировать элементарные постройки, используя небольшой диапазон деталей

Старшая группа

  • Участвует в ролевых театрализованных импровизациях, запоминает небольшие стихотворения.
  • Рисует предметы чёткой формы, подбирает и смешивает цвета, умеет аккуратно закрашивать.
  • Может передать в изображении содержание простого сюжета, равномерно располагая предметы на всём пространстве листа.
  • Определяет жанр музыкального произведения, различают его композиционные части.
  • Узнаёт звучание музыкальных инструментов, учится передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
  • Самостоятельно работает с ножницами, обучается вырезать разные геометрические формы, которые затем используют при создании коллажей.

Подготовительная группа

  • Знает и определяет различные виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
  • Формулирует собственные эстетические суждения.
  • Создаёт пластические образы разных предметов, используя сложные технические приёмы рельефа, объединяя их в общую композицию.
  • Самостоятельно конструирует как из подручных средств, так и с использованием игрового строительного материала, организовывает ролевую игру вокруг объекта.
  • Владеет навыками предметного и сюжетного рисунка с натуры и по памяти.

Итоговые выводы:

  1. Высокий уровень — ребёнок увлечённо и внимательно занимается художественной деятельностью, показывает высокий уровень знаний и эмоциональной реакции.
  2. Средний уровень — демонстрирует слабый интерес к занятиям, недостаточный уровень знаний, проявляет незначительный уровень эмоционального восприятия.
  3. Низкий уровень — не проявляет заинтересованность эстетической деятельностью, не отвечает на вопросы о сфере искусства.

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный труд во всех видах творческой деятельности малыша, таких как лепка, рисование, пение, конструирование. Помимо совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства. Стоит помнить, что, так же как и этические, эстетические чувства не являются врождёнными, а требуют внимания и воспитания со стороны взрослых, окружающих ребёнка.

Понятие и характеристика

К четырём годам у детей хорошо развито слуховое и зрительное восприятие. Их форма мышления носит наглядно-действенный характер. Любые ситуации, которые возникают у ребёнка, разрешаются путём взаимодействий с разными предметами.

Чем раньше взрослые начнут приобщать своё чадо к миру художественных образов, тем быстрее у него будут формироваться мыслительные процессы. Малыши эмоционально откликаются на прослушивание музыки, чтение сказок, простые опыты с красками или пластилином.

Целью художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста выступает формирование у них художественного вкуса, идеалов и способности к творческой деятельности. Необходимого результата можно добиться со следующими задачами:

  • воспитание гармоничной личности;
  • развитие способности видеть и ценить прекрасное;
  • формирование личных предпочтений и идеалов;
  • создание условий, необходимых для художественного развития малышей.

Достичь нужной цели получится с правильным определением средств и методик. В этом поможет знакомство с живописью, театром, телевидением, музыкой, литературой.

Художественно-эстетическое воспитание выполняет несколько функций:

Обучающая. Дошкольникам предоставляют необходимую информацию, которая помогает расширить кругозор.
Воспитательная. Малыши узнают о мировом искусстве и учатся распознавать эстетически привлекательные объекты.
Коммуникативная. При обсуждении художественных произведений дети выполняют коллективную работу и общаются друг с другом.
Творческая. У дошкольников формируется мотивация создавать красивые вещи, которые они видят вокруг.
Развлекательная

Творческие занятия проводятся в форме игр, чтобы привлечь внимание малышей и улучшить их настроение.
Релаксационная. Когда дети слушают музыку или пение, у них улучшается эмоциональное состояние.

Приобщение к искусству пробуждает в малышах любознательность. Когда ребёнок поверит в свои силы, у него проявится творческая активность.

Проекты в рамках художественно-эстетического развития дошкольников

«Как прекрасен этот мир»

Содержательная часть:

  1. «Искусство — удивительный мир прекрасного». Цели: знакомство воспитанников с образцами произведений искусства, становление навыков понимания мира живописи, формирование умения высказывать свои эстетические впечатления, развитие речи.
  2. «Волшебный цветок». Совместное рисование акварельными красками и восковыми мелками. Цели: Используя различные материалы и изобразительные техники активизировать свободное экспериментирование детей, развить творческую фантазию, образное мышление, чувство цвета. Обучить нетрадиционной художественной технике изображения цветов.
  3. «Прекрасные мгновения лета». Монотипия. Цели: Обучить навыкам изображения зеркально-симметричных отпечатков. Ознакомить детей с правилами составления гармонической цветовой композиции, совершенствовать изобразительную технику акварели.
  4. «Понятие натюрморт». Цели: Познакомить с особенностями, историей развития жанра натюрморт. Научить грамотно описывать мысли и эмоции, которые вызывает картина.
  5. «Осенний бал листвы». Картины из манки с элементами аппликации. Цели: организовать и провести игру в художественный музей. Обучить умению создавать картины из манной крупы с использованием красок, развивать чувство цвета.
  6. «Пейзаж». Цели: Познакомить с особенностями, историей развития жанра пейзаж. Научить правильно описывать мысли и эмоции, которые вызывает картина.
  7. «Осенний пейзаж». Изобразительная техника гризайль. Цели: освоение рисования углём или сангиной, провести экспериментальную работу с одним цветом, добиваясь получения различных оттенков.

«Мир классической музыки» (продолжительность 1 год)

План.

  • Сентябрь. Знакомство с творческим музыкальным наследием П.И. Чайковского «Детский альбом».
  • Октябрь. Знакомство с классическим балетом как жанром пластического искусства. «Спящая красавица», «Щелкунчик».
  • Ноябрь. Обсуждение произведений П.И. Чайковского, формирование у детей восприятия танцевального движения в качестве способа передачи музыкального образа.
  • Декабрь — январь. Знакомство с европейской классической музыкой: Бах, Моцарт, Бетховен.
  • Февраль. Проведение интегрированного занятия изобразительное искусство и музыка, обучение передачи музыкальных впечатлений и переживаний в рисунке.
  • Март — апрель. Знакомство со старинной танцевальной традицией (менуэт, гавот).
  • Май. Заключительная беседа для детей и родителей «Беседы о музыке».

Цели и задачи ФГОС

Государственные стандарты являются базой для разработки художественной и эстетической программы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), а также для ориентира и помощи родителям в домашнем воспитании и формировании творческих способностей.

Эстетические качества у детей являются приобретенными и должны прививаться с младенчества. Художественное восприятие окружающего мира происходит поэтапно. Сначала малыши чутко реагируют на голос родителей, прослушивание музыки, затем с интересом рассматривают картинки, слушают сказки, потом начинают самовыражаться в творчестве (рисовании, пении, танцах).

Художественно эстетическое развитие дошкольников по ФГОС преследует следующие цели:

  • Формирование положительных эмоций;
  • Организация эстетического вкуса;
  • Начальные понятия о видах искусства и его понимание;
  • Развитие воображения и мышления.

Дети не просто наблюдают за животными и растениями, они восхищаются, любуются, иногда пугаются. Прослушивая сказки – переживают события вместе с героями, двигаются под музыку в соответствии с эмоциями, которые она вызывает. Педагоги должны направлять малышей в нужное «русло», прививая вкус, любовь к искусству и чувство гармонии.

Задачи художественно эстетического развития дошкольников по ФГОС:

  • Понимание музыкальных, изобразительных, литературных шедевров;
  • Формирование начальных понятий об искусстве;
  • Развитие творческого восприятия окружающего мира;
  • Организацию желания к самореализации в творчестве;
  • Закрепление практических эстетических и художественных навыков.

Необычные техники творчества

Для старших групп воспитатели используют более сложные методики. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности помогают разнообразить занятия и сделать их интереснее:

  • «Пальцевая живопись». Малыши наносят краску на бумагу с помощью пальцев, а не кисточки. Красители наливают в плоские розетки, рядом ставят стакан с водой. В нём детки моют пальцы, которые затем протирают сухими салфетками. Если планируется рисовать ладошкой, то краску наливают в блюдце.
  • Кляксография. Малыш ставит на бумаге кляксу, которая капает с кисточки. Затем ребёнок берёт лист и наклоняет его в разные стороны. Краска расходится по бумаге и образует узор. С помощью нескольких клякс возможно создать целый рисунок.
  • Монотипия. При этой технике краску наносят на кусочек бумаги или стекла. Затем дошкольник водит им по листу и прижимает, чтобы получилось изображение. Рисунок зависит от размера кусочка бумаги с краской и степени надавливания.

Необычные техники часто дополняют другими приёмами. Например, при кляксографии можно использовать сырой лист бумаги, с которой получится сделать рисунок ярче и интереснее. При монотипии нередко используют поролон, ватную палочку или листья деревьев.

Какое художественно-эстетическое воспитание детей обеспечивает детский сад

Художественно-эстетическое развитие в ДОУ по ФГОС представляет собой целый ряд направлений, доступных детскому восприятию: музыка, изобразительное искусство, художественное слово, театрализованная деятельность, конструктивно-модельное творчество, досуговая деятельность.

Оно предполагает:

  • знакомство с различными направлениями творческой и эстетической деятельности;
  • ценностно-смысловое восприятие и понимание окружающего мира, музыки, живописи, художественной литературы и фольклорных произведений;
  • развитие эмпатии к литературным персонажам и перенесение понимания и сочувствия в реальный круг общения;
  • воспитание эстетического вкуса и формирование основ эстетической культуры;
  • мотивирование и поощрение самостоятельной творческой деятельности.

Существенный вклад в художественно-эстетическое воспитание ребенка вносят родители, а в некоторых семьях именно роль семьи в этом вопросе является преобладающей. Однако большая часть детей дошкольного возраста продвигается в эстетическом развитии благодаря посещению ДОУ.

Последовательность художественно-эстетического развития

Способность видеть прекрасное необходимо развивать с самого раннего детства. Это подготовительный этап к усвоению эстетики и гармонии окружающего мира. У 3-летнего ребенка еще только формируются сенсорные эталоны, а старший дошкольник уже способен воспринимать композицию образов и художественную завершенность произведений.

В младшем дошкольном возрасте активно развивается подражание в простых видах художественной деятельности. Например, в изобразительной деятельности от простых действий с карандашом или красками дети переходят к изображению, узнаванию, называнию. «Это зайка», утверждает малыш, показывая карандашные завитки или разводы красками на листе.

Рекомендуем ознакомиться: Рисование с детьми 3-4 лет.

В среднем возрасте эстетическое восприятие тесно связано с личным опытом и интересами. У дошкольника начинает проявляться интерес к самостоятельному решению творческой задачи. Дети способны сознательно добиваться выразительности образа в танце, пении, драматизации.

В старшей группе у ребенка появляются устойчивые предпочтения определенных жанров музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Дети запоминают поэтические образы из сказок, рассказов, стихотворений и используют их в своей речи. Например, сравнивают сильного мальчика с богатырем, а красивую девочку принцессой. Они начинают сами придумывать сказки, истории, с удовольствием рисуют «по замыслу».

К 6 – 7 годам у детей развивается музыкальный и поэтический слух. Благодаря обучению дети могут заметить более тонкие особенности в музыке, картине, природе, сказке, рассказе, стихотворении и найти выразительные слова. Например, «Осень – золотая» или «Лиса – плутовка». Продолжает развиваться художественное творчество.

Однако детские замыслы еще недостаточно устойчивы. Появляется оценочное отношение к творческим проявлениям сверстников и своим собственным. Например, «Денис красиво нарисовал гномика», или «Рита очень похоже бабушку показала в сказке, как артистка».

Цели и задачи

Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности, кроме всестороннего развития, имеет конкретную цель: формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире.

Достижение цели осуществляется посредством решения следующих задач:

  1. Создание запаса элементарных эстетических знаний, восприимчивости, чувств, эмоций.
  2. Развитие чувства прекрасного.
  3. Формирование первичных умений и навыков художественной деятельности.
  4. Формирование эстетических потребностей, вкусов, отношений.
  5. Развитие творческих способностей.

Дети в детском саду вовлечены в различные виды деятельности, и под руководством педагогов учатся видеть эстетику, замечать детали, художественные характеристики образов и явлений.

Проект по художественно-эстетическому развитию в ДОУ

Для художественно-эстетического развития детей в ДОУ разрабатываются специальные проекты с учетом возрастных особенностей детей.

К сведению! Возможно совместное участие детей разных возрастов в проектах, например, объединять младший и старший возраст ребят в детском саду.

В средней группе

Для детей этого возраста можно сделать проект «Матрешка». Посредством проекта у детей сформируются представления о русских народных игрушках, они овладеют малыми формами фольклора. Есть 3 этапа проекта:

  1. Подготовительный (изучение потешек, загадки о матрешке, дидактическая игра «Собери матрешку»).
  2. Практический (презентация «Знакомство с матрешкой», беседа на тему народных игрушек, НОД аппликация «Укрась сарафан», танец «Мы матрешки», исполнение песни «Русская матрешка).
  3. Заключительный (открытый фольклорный праздник).

В старшей группе

Хорошим вариантом будет проект «Нетрадиционные техники рисования», в ходе которого произойдет как теоретическое, так и практическое знакомство ребят с нетрадиционными техниками рисования.

Рисование позволяет выразить чувства на бумаге

Проект реализуется в несколько этапов:

  1. Организационно-подготовительный (выяснение уровня развития творческих способностей детей, подбор заданий).
  2. Основной (проведение пальчиковой гимнастики, рассказ о существующих нестандартных методах рисования, практическое занятие — пальчиковая живопись, рисование картофелем, кляксами).
  3. Заключительный (выставка «Удивительное рядом», консультация родителям по вопросам развития творческого потенциала детей).

К сведению! Такой формат проекта обеспечит определенную непринужденность и открытость в группе. Это будет способствовать развитию инициативности и появлению у детей большего интереса к занятию.

В подготовительной группе

Подготовительная группа подразумевает более серьезную тематику проектов. Например, «Защитники Родины». Это позволит совместить развитие творческих способностей с патриотическим воспитанием.

Проект реализуется в несколько этапов:

  1. Подготовительный (подбор материала).
  2. Основной (презентация, посвященная защитникам Отечества, беседа о военных конфликтах, заучивание стихов патриотической тематики, просмотр видеофильма, рисунок на тему войны).
  3. Заключительный (проведение выставки детских работ, оформление лэпбука).

Формы и методы художественно-эстетического развития дошкольников

В ДОУ используют следующие формы эстетического развития:

  • занятия;
  • игры;
  • чтение;
  • рассматривание иллюстраций;
  • экскурсии;
  • прогулки;
  • театрализованные зрелища;
  • творческие студии;
  • тематические выставки;
  • праздничные утренники;
  • самостоятельная творческая деятельность.

Педагоги используют такие методы, как игра, беседа, эвристические и поисковые ситуации, художественная практика, сотворчество, побуждение к эмпатии.

Как правило, формы и методы применяются в тесной взаимосвязи. Например, педагог проводит беседу о мастерах дымковской игрушки, рассматривает ее с детьми, предлагает слепить барышню.

Средства для художественно-эстетического развития в доу также разнообразны. Это то, что воспитатель целенаправленно отбирает из окружающей среды для воздействия на эстетическое развитие воспитанников. Например, объекты природы, различные игры, предметно-развивающая среда, физические упражнения, самостоятельная творческая деятельность, произведения мировой культуры. Педагоги дают детям представление о красоте через музыку П. И. Чайковского, поэмы А. С. Пушкина, стихотворения Ф. И. Тютчева, картины И. И. Шишкина, фольклорные произведения.

ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие

4 ноября, 2014 admin

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства

Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

В рубрике «Художественно-эстетическое развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению. Для музыкальных руководителей создана отдельная рубрика  — «Музыкальное развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Опубликовано в рубрике ФГОС дошкольного образования

Разновидности деятельности

Воспитателям необходимо создать оптимальные условия для развития творческих способностей у детей. Для этого применяются следующие виды художественно-эстетической деятельности дошкольников:

  • Музыкальная. Включает хоровое пение. Также сюда относятся танцы. В детском саду у детей закладываются первые представления о музыке и ритме. Малышам рассказывают, из каких материалов сделаны музыкальные инструменты. Дошкольников учат правильно их держать и извлекать из них звуки.
  • Театральная. Воспитатели проводят с детьми игры-драматизации. Во время инсценировок и репетиций малыши развивают художественную речь при воспроизведении сказок, расширяют музыкальное восприятие с помощью песен и открывают в себе изобразительные способности при создании декоративных элементов для сцены.
  • Художественно-речевая. С помощью этого вида деятельности дошкольники знакомятся с жанрами народного творчества: пословицами, поговорками, частушками, загадками. Ребята слушают небольшие стихотворения, сказки и рассказы, которые вызывают у них разные эмоции. У детей вырабатывается способность пересказывать короткие тексты, а также выразительность при чтении стихотворений.
  • Изобразительная. Выступает ведущей разновидностью творческой деятельности в ДОУ. С помощью рисования малыши осваивают различные техники, узнают о симметрии и цветовой палитре. При лепке дети знакомятся с трёхмерным изображением вещей. Также у них появляется возможность создавать и изменять задуманные предметы. Расширить представления об оттенках и размерах помогают конструирование и аппликация.

Родителям тоже следует участвовать в этой деятельности. Дополнительные занятия с творческими материалами дома позволят ребёнку быстрее научиться разным техникам создания художественных объектов.

Формы организации эстетического воспитания и развития

Эстетическое отношение к миру формируется у детей не только во время тематических занятий. Педагоги детских садов Mary Jane включают в распорядок дня музыкальные и игровые моменты, образовательные ситуации, благодаря которым у воспитанников возникают яркие положительные эмоции, интерес к творческой деятельности.

В целях эстетического развития практикуются следующие формы организации педагогического процесса:

  • занятия по рисованию, лепке, конструированию, вокалу, хореографии;
  • театральные постановки, праздники, ролевые игры, в том числе и на английском языке;
  • выездные экскурсии.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий