Характеристика процесса педагогического общения

Понятие педагогического общения

Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений

И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения

14.2.1. Особенности педагогического общения

Педагогическое
общение

специфическое межличностное взаимодействие
педагога и воспитанника (учащегося),
опосредующее усвоение знаний и становление
личности в учебно-воспитательном
процессе
(Педагогическая…,
1993-1996. Т.2). Часто педагогическое общение
определяется в психологии как
взаимодействие субъектов педагогического
процесса, осуществляемое знаковыми
средствами и направленное на значимые
изменения свойств, состояний, поведения
и личностно-смысловых образований
партнеров. Общение — неотъемлемый элемент
педагогической деятельности; вне его
невозможно достижение целей обучения
и воспитания (Леонтьев А.А., 1996)
(http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.htm).

 В
психолого-педагогической литературе
существуют разные трактовки педагогического
общения(рис.
4). Приведем
некоторые из них. Например, А.Н.
Леонтьев
педагогическое общение определяет как
«профессиональное общение преподавателя
с учащимися на уроке и вне его (в процессе
обучения и воспитания), имеющее
определенные педагогические функции
и направленное (если оно полноценное и
оптимальное) на создание благоприятного
психологического климата, а также на
другого рода психологическую оптимизацию
учебной деятельности и отношений между
педагогом и учащимся внутри ученического
коллектива» (Леонтьев
А.Н., 1979. С. 3).
И.А

Зимняя обращает внимание на то, что
педагогическое общение «как форма
учебного сотрудничества есть условие
оптимизации обучения и развития личности
самих учащихся».
          Педагогическое
общение
является основной формой осуществления
педагогического процесса. Его
продуктивность определяется, прежде
всего, целями и ценностями общения,
которые должны быть приняты всеми
субъектами педагогического процесса
в качестве императива
их индивидуального поведения. Можно
выделить соответствующие уровни
педагогического общения (рис.
5).
          Основная
цель педагогического общения состоит
как в передаче общественного и
профессионального опыта (знаний, умений,
навыков) от педагога учащимся, так и в
обмене личностными смыслами, связанными
с изучаемыми объектами и жизнью в целом
(рис.
6 )

В общении
происходит становление (т.е. возникновение
новых свойств и качеств) индивидуальности
как учащихся, так и педагогов(Чалдини
Р., 2001; см. аннотацию)

Можно
выделить соответствующие уровни
педагогического общения (рис.
5).
          Основная
цель педагогического общения состоит
как в передаче общественного и
профессионального опыта (знаний, умений,
навыков) от педагога учащимся, так и в
обмене личностными смыслами, связанными
с изучаемыми объектами и жизнью в целом
(рис.
6 ). В общении
происходит становление (т.е. возникновение
новых свойств и качеств) индивидуальности
как учащихся, так и педагогов(Чалдини
Р., 2001; см. аннотацию).

  • Кроме информационной
    функции, можно выделить и ряд других,
    например:

    • контактную
      — установление контакта как состояния
      обоюдной готовности к приему и передаче
      учебной информации и поддержания
      взаимосвязи в форме постоянной
      взаимоориентированности;

    • побудительную
      — стимуляцию активности учащегося,
      направляющую его на выполнение тех
      или иных учебных действий;

    • амотивную
      — побуждение в ученике нужных эмоциональных
      переживаний («обмен эмоциями»), а
      также изменение с его помощью собственных
      переживаний и состояний и др.

Педагогическое
общение создает условия для реализации
потенциальных сущностных сил субъектов
педагогического процесса.
          Высшая
ценность педагогического общения —
индивидуальность педагога и учащегося.
Собственное достоинство
и честь
педагога, достоинство и честь учащихся
— важнейшая ценность педагогического
общения.
          В
связи с этим ведущим принципом
педагогического общения может быть
принят императив
И.
Канта: всегда
относиться к себе и учащимся как цели
общения, в результате которого происходит
восхождение к индивидуальности. Императив
— безусловное требование. Именно это
восхождение к индивидуальности в
процессе общения и является выражением
чести и достоинства субъектов
общения.
          Педагогическое
общение должно ориентироваться не
только на достоинство человека как
важнейшую ценность общения. Большое
значение для продуктивного общения
имеют такие этические ценности, как
честность, откровенность, бескорыстие,
доверие, милосердие,
благодарность, забота, верность слову.

Типы педагогов

Стиль общения определяет различные типы педагогов:

  • проактивный,
  • реактивный,
  • сверхактивный.

Педагоги проактивного типа инициативны в организации общения, индивидуализируют свое общение с воспитанниками. Они знают чего хотя, и понимают, что в их поведении способствует достижению поставленной цели.

Реактивный тип педагогов характеризуется гибкостью в своих наставлениях и внутренней слабостью. Как правило, они имеют размытые цели и приспособительное поведение.

Сверхактивный тип педагогов отличается склонностью к гипертрофированной оценке своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Такой педагог считает, что активный ученик — это хулиган, а пассивный ребенок – лентяй.

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение без сомнения обладает рядом особенностей, благодаря которым, его можно смело назвать одной из базовых компетенций современного педагога.

Важно выделить следующие особенности педагогического общения:

  1. По характеру ближе к общению психотерапевта и клиента, так как учитель, прежде всего, передает ученику убеждение в силе человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине. Учитель должен демонстрировать культуру межличностных отношений.
  2. Полнобьектная направленность – направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.
  3. Тройная направленность – на учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.
  4. Тройная ориентированность – личностная (фронтально воздействует на каждого обучающегося), социальная (ориентирует на нужный результат весь класс) и предметная.
  5. Сочетание делового и личностного общения.
  6. Пролонгировано и может продолжаться годами.
  7. Обязательно-принудительный, функционально-ролевой характер.
  8. Осуществляется одновременно с другими видами деятельности учителя, часто являясь условиями их осуществления.
  9. Полифункциональность, целенапавленность.
  10. Комплиментарность.

Педагогическая коммуникация: понятие и целевое назначение

Определение 1

Педагогическая коммуникация – это организация педагогического процесса в форме общения, взаимодействия и сотрудничества, путем оперирования информационными ресурсами, использования личностного смыла и ценностных ориентаций.

Замечание 1

Педагогическая коммуникация предполагает построение системы взаимоотношений между учащимся и педагогом на основе диалогового взаимодействия т.е. в основе общения педагога и учащегося лежит диалог с применением разнообразных способов передачи информации.

Педагогическая коммуникация не является стихийным развитием отношений. Она представляет собой целенаправленный процесс построения системы взаимодействия с учащимися, ориентированный на создание положительной атмосферы и эмоционального контакта между сторонами общения.

Поскольку, педагогическая коммуникация является целенаправленным процессом, то она имеет конкретную цель своего существования т.е. создание коммуникации опирается на какие-то результаты, которых необходимо достичь в перспективе построения взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.

Цели коммуникации всегда различны. Они определяются возрастным этапом развития учащихся, уровнем интеллектуального и психического развития учащихся, их потребностями и стремлениями, склонностями, требованиями общества и его запросами к образовательной системе на текущем этапе ее функционирования.

К основным целям педагогической коммуникации относят следующие:

  1. Информационная цель – обмен информационными данными между субъектами образовательной деятельности, мнениями, точками зрения, убеждениями и взглядами на ту или иную проблему, задачу.
  2. Коммуникативная цель – построение системы контактов между педагогом и учащимися на основе непрерывной взаимоориентированности, с целью оперирования информационными данными.
  3. Побудительная цель – коммуникация порождает стремление к проявлению активности партера по диалогу в конкретном направлении деятельности.
  4. Эмотивная цель – обмен эмоциональными переживаниями, а также воздействие на партнера и его преобразование посредством его чувств и эмоций.
  5. Организационная цель – ориентация на реализацию единого направления деятельности, действий, для достижения какого-то значимого результата.
  6. Развитие взаимопонимания – адекватное восприятие информации, исходящей от собеседника, понимание ее смысла и значения, а также понимание партнера, его личности и направлений деятельности, взглядов и идей, установок и ориентиров.
  7. Установочная цель – определение своего местоположения и роли в различных социальных связях и взаимоотношениях.
  8. Воздействующая цель – оказание воздействия на личностное развитие партнера по общению, путем изменения его мнения, взглядов, ценностных ориентиров, представлений, поведенческих реакций, потребностей.

Замечание 2

Субъектами педагогической коммуникации выступают педагог и учащиеся или воспитатель и воспитанники, а ее объектом выступает система общения и педагогического взаимодействия, которая сложилась между ними.

Педагогическая коммуникация занимается исследованием закономерностей процессов общения и взаимодействия в учебно-воспитательной сфере. Также, она исследует и разрабатывает пути совершенствования этого общения, использования новых методов и технологий построения коммуникативного педагогического взаимодействия.

Рисунок 1. Педагогическая коммуникация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Регулятивная

Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации. Педагогические требования бывают различными

Важно их соответствие возможностям детей: справедливость требований, педагогически оправданная форма их предъявления (не унижающая достоинства), систематичность контроля после предъявления требований. Их выполнение всегда связано с качеством и объемом выполнения. Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение)

Поэтому регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение).

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом – это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция – установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция – стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция – побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Педагогическое общение, как инструмент взаимопонимания педагога и ученика. Что лучше: авторитаризм или попустительство?

Нестерова И.А. Педагогическое общение // Энциклопедия Нестеровых

Особенности педагогического общения

Через непосредственное и живое общение педагога с учащимися реализуется основное в работе педагога — воздействие личности на личность. Педагогическое общение представляет собой такой вид взаимодействия людей, в процессе которого лица, принимаемые в нем участие, своим поведением и внешним обликом оказывают сильное влияние на намерения и притязания, на чувства и состояния друг друга.

В педагогическом процессе очень важно эмоционально-личностное воздействие собеседников друг на друга. Организатором педагогического общения выступает, как правило, преподаватель. Высокая культура профессионального опыта позволяет преподавателю полностью контролировать свои эмоции, направлять свои усилия на формирование благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном процессе

Коммуникативная деятельность представляет основу педагогического труда, выступая одновременно главным профессиональным орудием педагога

Высокая культура профессионального опыта позволяет преподавателю полностью контролировать свои эмоции, направлять свои усилия на формирование благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном процессе. Коммуникативная деятельность представляет основу педагогического труда, выступая одновременно главным профессиональным орудием педагога.

Педагогическое общение представляет собой многоплановый процесс установления и развития контактов, взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и воспитанниками, которое возникает в результате реализации целей и содержанием педагогической деятельности.

Общение в педагогической работе выступает, как: средство решения учебно-воспитательных задач; социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; способ организации отношений между субъектами педагогической деятельности, которые обеспечивают успешность воспитания и обучения.

Для педагогического общения, помимо традиционных функций, характерны специальные функции: обмен информацией, познание личности, организация и управление совместной деятельности, обмен ролями, самоутверждение, сопереживание. Информационная функция педагогического общения обеспечивает процесс обмена духовными и материальными ценностями, формирует условия для положительной мотивации педагогической деятельности.

Педагогическое общение образует социальное поле деятельности, через разные социальные роли программирует необходимый шаблон социального поведения. Педагоги в учебно-воспитательный процесс вводят личностно-ролевую форму. Они подключают воспитанников к ведению элементов занятий, помогают им побывать как в роли организатора, так и в роли исполнителя.

В задачи педагога входит содействие ощущению личностной значимости учащегося, осознанию каждым воспитанником своего «я», формированию адекватной самооценки личности, а также уровня ее притязаний. В своей деятельности педагог должен выступать как источник информации, как организатор взаимоотношений и организатор коллективной деятельности.

Оптимальное педагогическое общение создает эффективные условия для развития творческого характера познавательной деятельности и учебной мотивации, для верного формирования их личности; обеспечивает управление в учебном коллективе социально-психологическими процессами; гарантирует благоприятный эмоциональный климат процесса обучения (препятствует появлению «психологических барьеров»); позволяет максимально применять в образовательно-воспитательном процессе особенности личности педагога.

Стили педагогического общения

Стили педагогического общения основаны на ключевых общепризнанных стилях общения.Стиль педагогического общения тесно связан со стилем обучения. Е.В. Юрченко под стилем обучения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся .

В настоящее время актуальны стили педагогического общения, отраженные на рисунке ниже.

Стили педагогического общения

Теперь отдельно нужно рассмотреть каждый стиль педагогического общения. Начать следует, несомненно, с авторитарного стиля. Он является одним из наиболее часто используемых в условиях школьного обучения наряду с демократическим.

Авторитарный стиль педагогического общения отличается жестким управлением и всеобъемлющим контролем. Преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы их выполнения, жёстко определяет кто с кем будет работать. Такой подход снижает деятельную мотивацию, поскольку учащийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. При авторитарном стиле преподаватель осуществляет единоличное руководство коллективом без опоры на актив.

Попустительский стиль обладает рядом особенностей делающих его довольно популярным, но, в тоже время, малоэффективным. Ключевой особенностью попустительского стиля педагогического общения можно назвать самоустранение руководителя из учебного процесса.

Демократический стиль педагогического общения подразумевает прямо участие воспитуемых в обсуждении всего хода работы и её организации

Данный стиль педагогического общения требует от педагога внимание и учёт мнений учащихся, стремления понять их, убедить, а не приказать. Особенностью демократического стиля педагогического общения является диалог с учащимися на равных

Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, который можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. По мнению Е.В. Юрченко данный стиль наиболее продуктивен .

Общение-дистанция подразумевает соблюдение некой эмоциональной дистанции между педагогом и обучаемыми. Однако, при дистанционном стиле резко снижается общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

В педагогическом общении иногда встречается общение-устранение. Данный стиль педагогического общения представляет собой негативную форму общения. Считается, что общение-устранение являет собой антигуманную форму общения, вскрывающую несостоятельность преподавателя. С точки зрения творческой реализации и развития данный стиль не имеет перспектив.

Общение-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный дешёвый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики. Общение-заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.

Литература

1. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для

студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая – Челябинск: НП “Инновационный центр “РОСТ”, 2012.

2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.: 1979.

3. Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В., Пономарьов О.С., Черваньова З.О. – Харьков: НТУ, 2015

4..Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 2016

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Литература, 2004

6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: 2008.

7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь – М.: Просвещение, 1985

8. Юрченко Е.В. Костенко И.К. Стили педагогического общения // Журнал Вологодские чтения, 2009 г.

Стили педагогического общения

Стили педагогического общения основаны на ключевых общепризнанных стилях общения.Стиль педагогического общения тесно связан со стилем обучения. Е.В. Юрченко под стилем обучения понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся .

В настоящее время актуальны стили педагогического общения, отраженные на рисунке ниже.

Стили педагогического общения

Теперь отдельно нужно рассмотреть каждый стиль педагогического общения. Начать следует, несомненно, с авторитарного стиля. Он является одним из наиболее часто используемых в условиях школьного обучения наряду с демократическим.

Авторитарный стиль педагогического общения отличается жестким управлением и всеобъемлющим контролем. Преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы их выполнения, жёстко определяет кто с кем будет работать. Такой подход снижает деятельную мотивацию, поскольку учащийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. При авторитарном стиле преподаватель осуществляет единоличное руководство коллективом без опоры на актив.

Попустительский стиль обладает рядом особенностей делающих его довольно популярным, но, в тоже время, малоэффективным. Ключевой особенностью попустительского стиля педагогического общения можно назвать самоустранение руководителя из учебного процесса.

Демократический стиль педагогического общения подразумевает прямо участие воспитуемых в обсуждении всего хода работы и её организации

Данный стиль педагогического общения требует от педагога внимание и учёт мнений учащихся, стремления понять их, убедить, а не приказать. Особенностью демократического стиля педагогического общения является диалог с учащимися на равных

Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – это стиль, который можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. По мнению Е.В. Юрченко данный стиль наиболее продуктивен .

Общение-дистанция подразумевает соблюдение некой эмоциональной дистанции между педагогом и обучаемыми. Однако, при дистанционном стиле резко снижается общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, что ведёт к утверждению авторитарного принципа, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

В педагогическом общении иногда встречается общение-устранение. Данный стиль педагогического общения представляет собой негативную форму общения. Считается, что общение-устранение являет собой антигуманную форму общения, вскрывающую несостоятельность преподавателя. С точки зрения творческой реализации и развития данный стиль не имеет перспектив.

Общение-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный дешёвый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики. Общение-заигрывание возникает в результате непонимания педагогом стоящих перед ним задач, отсутствия навыков общения, боязни общения и одновременно желания наладить контакт с учащимися.

1. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для

студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая – Челябинск: НП “Инновационный центр “РОСТ”, 2012.

2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.: 1979.

3. Товажнянский Л.Л., Романовський О.Г., Бондаренко В.В., Пономарьов О.С., Черваньова З.О. – Харьков: НТУ, 2015

4..Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 2016

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Литература, 2004

6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.: 2008.

7. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь – М.: Просвещение, 1985

8. Юрченко Е.В. Костенко И.К. Стили педагогического общения // Журнал Вологодские чтения, 2009 г.

  • Доклад на тему фильтрация воды

      

  • Доклад к д ушинский об использовании природы в первоначальном обучении и воспитании детей

      

  • Правовая психология личности доклад

      

  • Взаимный выигрыш в конфликте доклад

      

  • Волонтерство в китае доклад
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий