Задания по письму 1 класс:
Задания по письму очень важны для школьников младших классов. При помощи распечатанных тренажеров ученики изучают буквы, обретают навыки письма и грамотности. А благодаря красиво оформленным заданиям учеба проходит весело и интересно.
палочки галочки: шаблоны для детей 6 7 лет
Предложенные прописи с разными палочками, крючками и другими элементами букв и цифр помогут первоклассникам приобрести навыки каллиграфического письма, а затем выработать красивый и разборчивый почерк. А дополнительные рисунки-раскраски и обводилки сделают этот процесс более увлекательным.
прочитай раздели слова на слоги
Одно из базовых умений первоклассника — умение правильно делить слова на слоги. Для начала предложите ребенку карточки с правилами деления слов на слоги, а затем закрепите полученные знания при помощи тренажера с заданиями.
учимся штриховать: шаблоны для детей 6 7 лет
Чтобы подготовить руку к письму, научиться мыслить логически и анализировать предложите ребенку следующие шаблоны для штриховки.
Развивающие задания, упражнения, игры для детей старшего дошкольного возраста
Интересные задания помогут детям развивать гибкость ума, пополнить словарный запас, расширить кругозор, потренировать мелкую моторику.
№1. Найди закономерность и нарисуй в рамке нужную картинку.
№2. Реши примеры.
№3. Выполни графические диктанты.
1 клетка вправо, 3 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо и т.д. (продолжите узор самостоятельно).
1 клетка вправо, 1вверх, 1 вправо, 2 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо и т.д. (продолжите узор самостоятельно).
1 клетка вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 по диагонали влево вверх, 1 по диагонали вправо вверх, 1 по диагонали вправо вниз, 1 по диагонали влево вниз, 2 вправо и т.д. (продолжите узор самостоятельно).
№4. Помоги рыбке доплыть до жемчужины.
№5. Догадайся, какая ракета с какой планеты.
№6. Какие пчёлки смогут долететь до цветка? Проведи линии, не касаясь стенок лабиринта.
№7. «Пришей» пуговицы – дорисуй чёрточки по образцу. Пуговицы одинаковой формы раскрась одним цветом.
№8. Обведи по точкам. Раскрась узор, который у тебя получился.
№9. Помоги собачке найти угощение – проведи линию. Собери буквы, впиши их по порядку в клеточки и прочти, как зовут собаку.
№10. Обведи по точкам.
№11. Соедини линиями картинки и слоги, с которых начинаются названия животных.
№12. Помоги крошке еноту найти полянку с цветами – проведи его по «солнечной» дорожке.
№13. В этих портретах спрятано по 9 цифр. Сможешь их найти?
№14. Переложи 3 спички так, чтобы получилась рыбка.
№15. Впиши пропущенные числа так, чтобы число в нижнем квадрате было равно сумме чисел в двух верных квадратах.
№16. Найди 2 одинаковых смайлика.
№17. Как ты думаешь, можно ли из фрагментов, нарисованных справа, составить целую фигуру, нарисованную слева?
№18. Какая бабочка сможет долететь до цветка? Раскрась её.
№19. Преврати ворону в корову – впиши слово, отличающееся от слов – соседей одной буквой.
№20. Найти все «спрятавшиеся» цифры.
№21. Помоги зверушкам попасть домой. Медведя проведи по ягодной тропинке, барсука – по грибной, а зайчика – по цветной.
№22. Помоги цыплятам встретиться с мамой.
№23. Помоги медвежонку отыскать горшочек мёда.
№24. Сделай так, чтобы все четыре квадраты стали одинаковыми, — дорисуй нужные картинки.
№25. Помоги птичке долететь до цветка.
№26. Сосчитай, сколько здесь дельфинов. Один из них отличается от остальных. Найди его.
№27. Составь из букв названия цветов.
№28. Впиши правильно первые буквы каждого слова, и по вертикали ты сможешь прочитать названия животных.
Задания по математике
Минимальный набор знаний к первому классу:
- счёт от нуля до десяти в прямом и обратном порядке;
- сложение и вычитание в пределах десяти;
- основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб;
- копирование образца, например продолжение узора;
- понимание количества: «один — много»;
- базовые пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево, между, за, перед.
Прогуляемся не зря
Что тренирует: знание чисел, форм, цветов, умение считать.
Ребёнок по пути домой или в садик может считать автомобили, дома или предметы какой-то формы, а ещё называть цвета или все предметы одного цвета.
<<Форма демодоступа>>
Раскраски
Что тренируют: знание цветов, умение складывать и вычитать.
Ребёнку нужно складывать или вычитать, то есть решать примеры. Значение соответствует цвету, которым нужно раскрасить часть картинки.
Найди фигуру
Что тренирует: знание фигур.
Ребёнку нужно найти и назвать все геометрические фигуры на картинке, а затем раскрасить их.
Один и много
Что тренирует: понимание, чем различаются понятия «один» и «много».
Ребёнку нужно рисовать или распределять предметы, например яблоки на деревьях. На одном дереве должно быть одно яблоко, на другом — много.
Посчитай
Что тренирует: знания чисел и умение считать.
Ребёнку нужно посчитать, сколько предметов входит в одну категорию, и записать число.
Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе «Фоксфорда» есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы. Подробности о формате можно узнать здесь.
<<Перелинковка2>>
Как родителям помочь ребенку адаптироваться к школе
С наступлением школы в жизни семьи наступают перемены. Идет адаптация не только у ребенка, но и у родителей. Чтобы этот период прошел максимально быстро и безболезненно для всех, предлагаем вам три простых совета.
Пересмотрите режим дня
Если ребенок ходил в детский сад, то у него будет понимание, что такое следование распорядку дня. Придется лишь немного подкорректировать расписание под текущую ситуацию. Например, ребенок учится в первую смену. После школы он обязательно должен поесть и отдохнуть. У кого-то отдыхом будут игры, а у кого-то дневной сон.
⠀
Папе и маме тоже важно быть в ресурсе. Конечно, после рабочего дня это довольно сложно, но перед тем как заниматься с ребенком, лучше тоже немного отдохнуть
⠀
Важно придерживаться распорядка дня регулярно, так ребенок быстрее привыкнет к новому образу жизни
Уделите внимание адаптации в новом коллективе
В большей степени – это задача педагога и школьного психолога. Если ребенок трудно сходится с детьми, об этом нужно сказать учителю. Но по возможности лучше отправить его в первый класс со знакомыми детьми, так ему будет спокойнее.
Приучайте к обязанностям
Если вы привыкли застилать постель, мыть посуду и складывать вещи за ребенком, потому что так быстрее, пора расставаться с этими привычками. Ребенок должен учиться выполнять сам посильные для себя обязанности. Такой подход воспитывает самостоятельность и ответственность, потом детям эмоционально легче следовать школьным правилам.
Даже у максимально подготовленного ребенка может пойти что-то не так в школе. Чаще всего это связано со школьной дезадаптацией. Подробнее о том, что это такое, как распознать, что делать, читайте здесь.
Проверяем готовность ребенка к школе с помощью простых тестов
Мы подготовили для вас специальные вопросы и тесты, которые помогут определить степень готовности будущего первоклассника. Но для начала хочется отметить, как будет выглядеть поведение ребенка, который совершенно не готов к школе.
Ребенок:
- Не проявляет инициативу к учебе, отвлекается, играет.
- Не может сосредоточиться на уроке и при выполнении домашнего задания.
- Ему трудно общаться с учителем и одноклассниками.
- Не может включиться в общий режим работы класса.
⠀
⠀
Чтобы такого не произошло с вашим маленьким учеником, ответьте на 20 вопросов и узнайте, готов ли ваш ребенок к школе.
Ваш ребенок:
Хочет идти в школу, чтобы учиться.
Умеет играть в настольные игры по правилам.
Умеет самостоятельно знакомиться с детьми и договариваться об играх.
Может самостоятельно играть, не отвлекая взрослого.
В играх со взрослыми спокойно реагирует, когда проигрывает.
Умеет соблюдать правила поведения в общественных местах
Например, прекращает шуметь по просьбе взрослого.
Умеет поддержать разговор со взрослыми, отвечая на вопросы о себе и своей семье.
Может самостоятельно заниматься в группе: слушать педагога, выполнять задания, взаимодействовать с другими детьми.
Умеет удерживать внимание на одной задаче 10 – 15 минут и не отвлекаться.
Испытывает гордость за свои старания и достижения, мотивирован трудиться, чтобы получить новые знания.
С удовольствием выполняет поручения и просьбы взрослых.
Спокойно относится к критике взрослых.
Обращается к старшим взрослым на «Вы».
Сам справляется с простыми бытовыми делами: моет за собой посуду, убирает постель, наводит порядки в комнате.
Умеет держать слово и выполнять обещание, которые дал взрослым.
Имеет любимые увлечения и хобби.
Умеет критично относиться к результатам своей деятельности, замечать ошибки и промахи, исправлять их.
Ориентируется во времени: часы и дни недели. Ориентируется в своем расписании, знает, как зовут учителей.
Может сам собрать учебники в рюкзак и вещи на тренировку.
Может самостоятельно найти одежду и одеться по погоде.
Кроме вопросов, проверить готовность ребенка к школе помогут тесты.
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека
Поможет выявить общий уровень развития мышления ребенка, а также понять, как ребенок умеет слушать и выполнять задания по примеру.
Программа обучения детей
Звуки люди слышат и произносят, а буквы пишут и видят. Развитие звуковой компоненты речи у детей необходимо для совершенствования их фонематического восприятия и артикуляционного аппарата. На занятиях дети узнают, что звук является единицей речи, знакомятся с различными звуками. Вычленяя из общего потока отдельные звуки, дети отгадывают, кто или что является их источником. Звукоподражательные упражнения учат их произносить правильно гласные звуки (о, а, у, ы, и, э) и некоторые согласные (т – ть, б – бь, п – пь, м – мь), за исключением свистящих и шипящих. При этом на занятиях не используются термины, обозначающие звук (согласные, гласные и т. д.).Взрослый выбирает способы освоения звуковой компоненты речи. Он произносит звукосочетание, выделяя голосом гласный звук, давая детям эталон его произношения. Это становится подготовкой к выделению всякого звука в слове интонационно – естественному моделированию звука речи. Такие упражнения могут принимать игровую форму, когда разыгрывается сказочная сценка. Большое значение имеет здесь эмоциональная окраска: интонации, жесты, мимика, выразительные движения и т. д.
При работе над звуковой стороной речи диапазон задач можно сделать существенно шире, поскольку пятилетние дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Они легко погружаются в море языковых звуков, учатся выделять в словах отдельные звуки, подбирать слова с заданным звуком, вычленять в слове первый звук, различать твёрдые и мягкие согласные по звучанию, даже ещё не зная названий обозначающих их терминов.
Вначале дети знакомятся с произнесённым словом, пытаются идентифицировать его с образом определённого предмета, признака или явления. Они узнают, что слово можно произнести тихо или громко, подобрать к нему «дружественные» слова (свечка – печка, шишка – мишка), что одни слова звучат похоже, а другие различно.
Это тот возраст, когда дети получают представление о длине слов (длинные и короткие), узнают о делении слов на слоги путём выделения гласных звуков. Но сами термины «звук» и «слог» пока не употребляются. Для освоения данной информации с детьми проводятся дидактические игры, где они делят на части слова, одновременно отстукивая, прошагивая или прохлопывая ритмико-слоговую структуру слов с 1-3 слогами. Вспомогательным средством в этих упражнениях являются заместители – игрушки или мелкие фишки, изображающие отдельные части слов наглядно. Подобные заместители становятся прообразом будущей графической записи слогов.Дальше следует этап, где дети выделяют голосом некоторые согласные звуки: сонорные, шипящие, свистящие и прочие (щ, ц, ж, ч, с – сь, м – мь, з – зь, р – рь, ьи), то есть те, которые можно протяжно произнести. Затем дошкольникам нужно предложить выделить голосом интонационно нерастягивающиеся звуки: губные, взрывные и т. п. (т – ть, д – дь, к – кь). В результате детьми усваивается общий принцип интонационного выделения в словах звуков, с помощью которого можно вычленить любой тип звука.Одновременно объясняется различие мягких и твёрдых согласных звуков на слух. Дети учатся сравнивать по звучанию слова, различать по твёрдости и мягкости пары звуков (называя их не твёрдыми и мягкими согласными, а, например, старшими и младшими «братцами»). Дети легко усваивают, что большой ковёр произносится твёрдо (р-р-р), а маленький коврик – мягко (рь-рь-рь), большой комар пищит «з-з-з», а маленький комарик – «зь-зь-зь». Для наглядности здесь можно использовать предметные картинки, которые группируются соответственно заданным звукам, имеющимся в написанных на них словах (л-ль, б-бь, с-сь и т.д.).
Дети учатся определять в слове первый звук, что можно считать началом звукового анализа. Процесс выделения в слове первого звука довольно конкретен, с ним может справиться и четырёхлетний ребёнок, ведь это проще, чем понимание позиции звука в начале, конце или середине слова. Дошкольники в этом возрасте могут довольно успешно подбирать на заданные воспитателем звуки слова. Этому помогает то, что они уже научились вычленять отдельные звуки. Кроме того, задания могут быть интересно обставлены (например, воспитатель может предложить детишкам сложить в сумочку мамы вкусные предметы, имеющие звуки «кь» и «к» и т. д.).
На занятиях, посвящённых развитию звуковой компоненты речи, можно активно использовать стихи, сказки, потешки, считалки, поговорки, различные игры и другие приёмы, которые представляют интерес для детей данного возраста.
Как маленькие дети осваивают грамматику родного языка?
Все очень просто. Дети постоянно слышат, как употребляются разные слова в реальной жизни, как они соотносятся друг с другом и как согласовываются между собой. Дети видят применение одних и тех же грамматических структур в похожих жизненных ситуациях тысячи раз. Мозг человека активнее всего развивается до 6-7 лет. В этом возрасте мозг ребенка в состоянии анализировать бесконечные объемы информации, выявлять логические закономерности и запоминать исключения. Дети анализируют речь взрослых и сами пытаются по аналогии говорить фразы, которые они раннее не слышали. Если они ошибаются, то взрослые поправляют их. Так ребенок узнает об исключениях и о новых для себя правилах. Таким образом основной принцип изучения грамматики родного языка для маленьких детей это многократное повторение правильных грамматических структур в устной речи.
Ознакомление с основными языковыми единицами
Введение детей в звуковую действительность предполагает ознакомление их с основными языковыми единицами.
Напомним, что первоначальные представления о языковых явлениях дети должны получать на основе активных наблюдений за соответствующими единицами живого общения с должным осознанием их существенных признаков.
При этом воспитатели должны принять во внимание особенности фонетики и графики. Вполне понятно, что без глубокой лингвистической подготовки воспитатель не сможет сформировать у детей элементарные, но научные представления об основных языковых единицах: предложение, слово, слог, звук
Научно-методические принципы методов обучения грамоте детей с ОНР
На вопрос: «Каким методом ведется обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями?» в начале статьи был дан ответ — звуковым, аналитико-синтетическим. Следовательно, для овладения малышом грамотой необходимо развивать:
анализ и синтез;
наглядно-образное мышление;
общую и мелкую моторику;
внимание и память.
Составляют предложения по предметной картинке
Упражнения с предметными картинками позволяют увеличить объем зрительной памяти детей с нарушением речи и подтолкнуть развитие собственного монолога малыша.
Дополнительная информация! В процессе составления предложений по предметным картинкам формируются умения анализа и синтеза.
Например: ребенок называет, что изображено на карточке перед ним, а затем логопед просит его назвать первый звук в слове (только что произнесенном малышом).
Упражнения по предупреждению нарушения письменной речи у старших дошкольников с ОНР
В программе предупреждения нарушений письма у старших дошкольников прописываются следующие упражнения:
- на развитие фонематического слуха, анализа и синтеза: различение речевых и неречевых звуков, повторение за педагогом, способность выбрать необходимый звук из названного, составление слов с заданным звуком.
- одновременное ознакомление с буквами, при изучении звуков.
- развитие моторных навыков.
- улучшение способностей ориентирования на бумаге. Выдается лист бумаги и карандаш (при необходимости — детский тренажер, для правильного удержания инструмента в руке). Задания могут быть самыми различными: нарисовать круг в левом нижнем углу листа, квадрат в правом верхнем и т.д.
https://youtube.com/watch?v=AI_w9URUGp0
Предупреждение дисграфии
Дисграфией называют расстройство процессов письма, проявляющееся в нелогичных, систематически повторяющихся ошибках в тех словах, где их, казалось бы, невозможно допускать.
Дополнительная информация! Между устной и письменной детской речью существует тесная взаимосвязь.
Для того, чтобы предупредить возникновение дисграфии, необходимо сформировать:
- навыки различения звуков речи (в том числе и близких по звучанию, например свистящие — шипящие).
- правильное произношение.
- широкий пассивный и активный словарь дошкольника и его зрительно-пространственные представления.
Первое ознакомление с фонетикой и графикой языка
Первое знакомство с фонетикой и формирование основных графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи происходит в несколько этапов.
- Способ называния слов с необходимым звуком. «Назови мне пять слов со звуком ».
- Анализ слова и развитие навыков определения места звука в слове. «Какой первый звук в слове лампа?».
- Первоначальное знакомство с буквой в процессе чтения художественного произведения.
- Пройденный образ закрепляется многочисленным выкладыванием буквы из подручных материалов (счетных палочек, веревочек).
- Методика многократного написания буквы в прописях.
- Использование звукобуквенных схем, где требуется выложить уже знакомые буквы, а остальные назвать по смыслу.
- Те же методы используются для развития слогового и полноценного чтения. На данный момент существует огромное количество пошаговых уроков — от звука к слову — где в одном пособии собран весь комплекс занятий для обучения грамоте ребенка.
Детские занятия чтением
Фонематическая сторона речи
Работа со звучанием слова в старшей группе продолжается, определяется его протяжённость – слоговая структура слов отмеряется шагами или хлопками. Здесь уже появляется понятие «слог», слоговое деление обретает графическую запись, которая начинает конкурировать наравне с игрушками-заместителями, хорошо известными малышам по средней группе. Они продолжают выделять в словах интонационно заданные звуки, вычленять из слова первый звук, подбирать слова на предложенный звук. Одновременно дети узнают про смыслоразличительные функции звука, что в некоторых словах отличия состоят лишь в одном звуке (врачи-грачи, сом-дом, маки-раки, лук-жук, лес-лев).
При звуковом анализе должно происходить различие по качественной характеристике звуков на гласные, мягкие и твёрдые согласные. Вначале дети учатся отличать гласные звуки от согласных. Звуки открываются перед дошкольниками необычными гранями: их можно петь, долго тянуть, при их произнесении воздух беспрепятственно выходит изо рта. Для этих «поющих» звуков вводится специальный термин «гласные» и его обозначение в виде красной фишки. Затем наступает знакомство детей с делением звуков на твёрдые и мягкие
Они обращают внимание, что пропеть такие звуки уже нельзя, поскольку воздух при их произнесении наталкивается на преграды в виде языка, губ и зубов. Появляется понятие мягких и твёрдых согласных, а также их обозначения зелёными или синими фишками. В дидактических материалах, представленных схемами-картинками звукового состава слов, указками, фишками звуковой анализ становится материализованным, но дошкольникам он уже вполне доступен
С помощью такого анализа дети сами выстраивают условно-символические модели разной степени сложности
В дидактических материалах, представленных схемами-картинками звукового состава слов, указками, фишками звуковой анализ становится материализованным, но дошкольникам он уже вполне доступен. С помощью такого анализа дети сами выстраивают условно-символические модели разной степени сложности.
Звуки и буквы в русском языке часто не соответствуют друг другу, поэтому буквенное написание и звуковой состав слова бывают различными. Но детям в упражнениях на звуковой синтез и анализ следует пока предлагать те слова, которые пишутся так же, как и произносятся. Педагогам необходимо замечать и не допускать в упражнения слова, которые пишутся и читаются по-разному, поскольку они будут на первом этапе путать ребёнка.
Далее работа переходит к изучению самих основ грамоты. Шестилетние дети способны уже свободнее ориентироваться в фонетической структуре речи, они начинают больше проявлять интерес к знаковой стороне языка, то есть изучению букв и проявляют тягу к чтению. Они уже могут начинать писать печатные буквы, а также осваивают основные элементы письменных букв. В этом возрасте ребёнка следует учить разделению потока речи на предложения, предложений на составляющие их слова, а также с помощью графической записи моделировать порядок слов в предложении. Так постигается анализ предложений (не более 3-5 слов).
Взгляды педагогов на проблему обучения дошкольников грамоте
Нередко взгляды педагогов относительно этих вопросов являются диаметрально противоположными: от полного одобрения до полного отрицания. Подогревают эту дискуссию еще и родители, которые нередко требуют от воспитателей научить их ребенка читать.
Это связано с тем, что для многих родителей, нередко и учителей начальных классов, умение читать до школы является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению.
Вызывает недоумение и попытка, как ученых, так и практиков дошкольного звена образования, механически перенести содержание работы по обучению грамоте, который определяется действующими программами для детей подготовительной к школе группы на детей старшей группы.
В литературе (А. Богуш, Н. Вашуленко,. Горецкий, Д. Эльконин, Л. Журова, Н. Скрипченко и др.) подготовка старших дошкольников к обучению грамоте определяется как процесс формирования у детей начальных элементарных умений читать и писать.
Как известно, умения читать и писать, необходимые и важные для современного человека, поскольку обеспечивают формирование и удовлетворение его культурно-эстетических потребностей, являются ведущими каналами самостоятельного приобретения знаний, развития и саморазвития личности, центральным звеном самостоятельной деятельности.
Ученые признают чрезвычайную сложность процесса усвоения грамоты, наличие в нем нескольких взаимосвязанных этапов, большинство из которых приходится на начальную школу.
Однако следует заметить, что подготовка старших дошкольников к обучению грамоте необходима, а большая часть умений, традиционно относимых к обучению грамоте, необходимо начинать формировать у детей еще на этапе дошкольного возраста.
Подготовка к школе для детей 6 лет
Приступим к заданиям по математике для подготовки к школе для детей 6 лет:
- Повторим счет от 0 до 20.
- Нарисуйте столько же кружков, сколько указывает цифра.
- Соедини соответствующее количество предметов с цифрой.
- Порядковый и обратный счет до 20
- Расставьте в пустые клеточки верные ответы: □ < 2 точки ; 5 точек = □; 4 точки > □; 2 точки > □; □ > 1 точка.
- Сравните множество (до 5). Математические знаки: больше, меньше или равно. 2 и 3, 3 и 5, 4 и 4.
- Сложение чисел до 5 и знак плюс. Шаблон: Было __ предмета; добавили еще ___ и стало _____ предметов. Знак плюс увеличивает количество предметов. • + • = □; •• + •• = □; □ + • = 3; •• + □ = 3; 1 + 3 = □; 2 + 2 = □; □ + 2 = 3; 1 + □ = 2.
- Тренировка в написании цифры 1. Прописи цифры 1.